Научная статья на тему 'ПРОМЫШЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ ТЮМЕНИ В XIX – XX ВЕКАХ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ТЕНДЕНЦИИ'

ПРОМЫШЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ ТЮМЕНИ В XIX – XX ВЕКАХ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ТЕНДЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1236
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
промышленность / фабрично-заводская промышленность / кустарное производство / производственные предприятия / советская индустрия / Тюмень / industry / factory industry / artisanal production / production enterprises / soviet industry / Tyumen

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Храмцов Александр Борисович

В статье на примере сибирского города Тюмени анализируются исторические этапы, факторы и тенденции развития промышленности в XIX-XX веках. Выделены четыре ключевых этапа, имеющих свои характерные черты: кустарный (1800-1855) – преобладание мелких частных предприятий по обработке сельхозсырья; фабрично-заводской (1855-1918) – появление новых видов производства с фабрично-машинным принципом работы; советской индустрии (1919-1991) – закрытие и национализация частных предприятий, создание крупных заводов в разных отраслях; постиндустриальный (с 1992 г. по настоящее время) – частичная ликвидация советских заводов и комбинатов, высокотехнологичные компании, перемещение производств из города на его окраины. Подчеркивается, что промышленность стала градообразующим фактором и оказала влияние на планировку городской территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRIAL DEVELOPMENT OF CITY TYUMEN IN THE XIX-XX CENTURIES: MAIN STAGES AND TRENDS

The work analyzes the historical stages, factors and trends of industrial development on the example of the siberian city of Tyumen in the XIX-XX centuries. Four key stages with their characteristic features are identified: artisanal (1800-1855) — the predominance of small private enterprises for processing agricultural raw materials; factory (1855-1918) — the emergence of new types of production with a factory-machine principle of work; Soviet industry (1919-1991) — the closure of private enterprises, their nationalization, the creation of large factories in various industries; post-industrial (1992-present) — partial liquidation of soviet factories and factories, high-tech companies, the transfer of production from the city to its outskirts. It was emphasized that industry has become a city-forming factor in the development of the city, and has influenced the layout of the city territory.

Текст научной работы на тему «ПРОМЫШЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ ТЮМЕНИ В XIX – XX ВЕКАХ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ТЕНДЕНЦИИ»

25. Bagdasaryan A.O. Mestnaya protivovozdushnaya oborona Voronezha v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. // Sbornik trudov vserossijskoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Velikaya Otechestvennaya vojna v sud'be naroda: istoriya i sovremennost'». - Voronezh: Izdatel'stvo FGBOU VO VGMU im. N.N. Burdenko Minzdrava Rossii, 2021. - S. 109-116.

26. SHtraf za narushenie svetomaskirovki// Pyatigorskaya pravda. - 1942. - № 116 (1337).

27. Instrukciya dezhurnomu po PVO // Pyatigorskaya pravda. - 1941. - N° 152 (165).

28. Grazhdanskaya oborona - delo vsenarodnoe: istoriko-hudozhestvennyj publicisticheskij sbornik - M.: IC OKSION, 2017. - 327 s.

29. Mel'nikov V.N. Deyatel'nost' organov gosudarstvennoj vlasti SSSR po obespecheniyu nacional'noj bezopasnosti strany v pogranichnoj sfere Dal'nego Vostoka (1949-1969 gg.) // Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii. - 2008. - № 1 (42). - S. 108-114.

30. GULAG: Glavnoe upravlenie lagerej. 1918-1960. - M.: MFD, 2000 - 888 s.

31. Kuz'minyh A.L. Evolyuciya sistemy NKVD-MVD SSSR (1934-1956 gg.). // Vestnik instituta: Prestuplenie, Nakazanie, Ispravlenie. - 2010. - № 10. - S. 71-78.

32. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii. F. R-9415. Op. 3. D. 1359.

33. Bagdasaryan A.O. Perspektivnye napravleniya istoricheskih issledovanij po grazhdanskoj oborone. // Vestnik Moskovskogo Gosudarstvennogo Lingvisticheskogo Universiteta. Obshchestvennye nauki. - 2018. - № 1 (794). - S. 120-131.

34. Permyakov T.M. Rol' marshala V.I. Chujkova v stanovlenii grazhdanskoj oborony po vospominaniyam sovremennikov i veteranov. // Bezopasnost' obshchestva i vyzovy vremeni: problemy, sobytiya, sud'by». Sbornik trudov HKHXII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Predotvrashchenie. Spasenie. Pomoshch'» (sekciya № 17), 1 marta 2022 goda. - M.: FGBVOU VO AGZ MCHS Rossii, 2022. - S. 73-79.

МОРЕВ АНАТОЛИИ АЛЕКСАНДРОВИЧ - старший преподаватель кафедры тактики и общевоенных дисциплин, Академия гражданской защиты МЧС России (mor74@list.ru)

MOREV, ANATOLIY A. - Senior Lecturer, Department of Tactics and General Military Disciplines, Academy of Civil Defense of EMERCOM of Russia (mor74@list.ru)

УДК 94(47).084:712.2 (574-25) DOI: 10.24412/2308-264X-2022-6-185-190

ХРАМЦОВ А.Б.

ПРОМЫШЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ ТЮМЕНИ В XIX - XX ВЕКАХ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ТЕНДЕНЦИИ

Ключевые слова: промышленность, фабрично-заводская промышленность, кустарное производство, производственные предприятия, советская индустрия, Тюмень.

В статье на примере сибирского города Тюмени анализируются исторические этапы, факторы и тенденции развития промышленности в XIX-XX веках. Выделены четыре ключевых этапа, имеющих свои характерные черты: кустарный (18001855) - преобладание мелких частных предприятий по обработке сельхозсырья; фабрично-заводской (1855-1918) - появление новых видов производства с фабрично-машинным принципом работы; советской индустрии (1919-1991) - закрытие и национализация частных предприятий, создание крупных заводов в разных отраслях; постиндустриальный (с 1992 г. по настоящее время) - частичная ликвидация советских заводов и комбинатов, высокотехнологичные компании, перемещение производств из города на его окраины. Подчеркивается, что промышленность стала градообразующим фактором и оказала влияние на планировку городской территории.

KHRAMTSOV, A.B.

INDUSTRIAL DEVELOPMENT OF CITY TYUMEN IN THE XIX-XX CENTURIES: MAIN STAGES AND TRENDS Key words: industry, factory industry, artisanalproduction, production enterprises, soviet industry, Tyumen.

The work analyzes the historical stages, factors and trends of industrial development on the example of the siberian city of Tyumen in the XIX-XX centuries. Four key stages with their characteristic features are identified: artisanal (1800-1855) — the predominance of small private enterprises for processing agricultural raw materials; factory (1855-1918) — the emergence of new types of production with a factory-machine principle of work; Soviet industry (1919-1991) — the closure of private enterprises, their nationalization, the creation of large factories in various industries; post-industrial (1992-present) — partial liquidation of soviet factories and factories, high-tech companies, the transfer of production from the city to its outskirts. It was emphasized that industry has become a city-forming factor in the development of the city, and has influenced the layout of the city territory.

Анализ исторических процессов позволяет проследить закономерности существования любого города, установить причинно-следственные связи развития разных отраслей, в том числе промышленности. Комплексный исторический анализ дает возможность оценить удачи и просчеты, соотнести их с различными городскими процессами, а также осмыслить политические, экономические и социальные факторы, которые оказывают влияние уже на современном этапе. На примере города Тюмени мы попытаемся выделить исторические этапы развития местной промышленности (рост, спад, стабильность), определить ключевые факторы данного процесса.

Первый этап — кустарный (1800-1855 гг.). В начале XIX века тюменская промышленность состояла в основном из кустарных производств и мелкотоварного производства по обработке сельхозпродукции. Первые предприятия были частными, открывались местными купцами, мещанами и ремесленниками. Ежегодно торгово-промышленный «класс» в составе городских жителей прирастал: на 1814 г. в г. Тюмени проживало 93 купца 2-й и 3-й гильдий, 2883 человека мещан и цеховых; на 1836 г. численность купцов в городе возросла до 309, а мещан и цеховых -

до 6428 человек. В это время в городе крупная промышленность фактически отсутствовала. Единственное, пожалуй, исключение составляла деятельность основателя купеческой династии Петра Михайловича Башарина (1731-1815), который объявлял капитал по 1-й гильдии в размере 10 100 руб. Этот заводчик и меценат имел торговый дом, два жилых строения, три лавки в торговом ряду, кожевню и салотопню, наемных рабочих. На его кожевне с оборотом 6 тыс. кож в год работали 15 мастеров и подмастерьев и 40 рабочих. На 1804 г. он уже был купцом 2-й гильдии [1, с. 96].

Для ведения торговли в 1805-1813 гг. на общественные средства был выстроен гостиный двор с торговыми рядами и кладовыми стоимостью 5917 руб. серебром (оценка 1839 г.). Ежегодно зимой (с 15 января по 15 февраля) проводилась Васильевская ярмарка, куда местные промышленники привозили кожевенную, шерстяную и галантерейную продукцию, медь, серебро, железо, вино, сахар и чай. Оборот ярмарки на 1845 г. составлял: привоз на 3 857 142 руб. 85 коп. серебром, покупка на 1 030 000 рублей. В 1836 г. в городе насчитывалось 90 кожевенных, 3 мыловаренных, 8 салотопенных и 1 колокольное предприятий, 30 кузниц и 5 ветряных мельниц [2, л.л. 15-18 об.].

По составу тюменских ремесленников можно установить, какие виды производств преобладали в городе. В соответствии с городовой обывательской книгой начала XIX века ремесленники подразделялись на 27 цехов: кожевенный (126 чел.), строгальный (76 чел.), плотничный (28 чел.), сапожный (26 чел.), кузнечный (25 чел.), серебряный (16 человек), медный (19 человек), котельный (5 человек), башмачный (17 чел.), портной (20 чел.), шапочный (13 чел.), колокольный (5 чел.), каменный (16 чел.) и др. Всего цеховых людей в городе проживало 588 человек [3, л.л. 331-361 об., 367-368].

По количеству предприятий и числу занятых преобладала кожевенная промышленность с годовой выработкой всех производств свыше 200 тыс. кож. На экспорт поставлялись лучшие сорта тюменской кожи, в частности, широко известная юфть. Среди местных кожевенных заводчиков выделялись: Андрей Аласин, Петр Башарин, Василий Барашков, Сила и Иван Прасоловы, Афанасий и Осип Решетниковы, Иван Тонков, Федор Проскуряков и другие.

Вторую позицию занимала салотопенная промышленность. Сохранились сведения о заводах Василия Голенецкого, Петра Башарина, Василия Парфенова и Ивана Проскурякова. Некоторые из них имели и кожевню, и салотопню. Например, на кожевенном заводе купца 3-й гильдии Василия Парфенова в 1806-1807 гг. было выделано 2100 кож, а занято 6 человек; на его же салотопне - 1000 пудов сала и 5 работников. Товар продавался в Тюмени, Перми и Екатеринбурге [4, л.л. 57-59].

На третьем месте была деревообработка. Посуда из дерева, телеги, кадки, дровни, сани и ведра направлялись в Казахстан и Среднюю Азию. Продукция поступала как на местные рынки, так и за пределы губернии - на Ирбитскую ярмарку, в уральские города и села.

В 1840-1850-е гг. в городе стали появляться первые мануфактуры (в основном кожевенные и салотопенные), однако еще не механизированные, основанные на ручном способе производства. Работниками таких предприятий были пришлые люди («охочие»), местная беднота, трудившаяся по найму («работные люди»), а также ссыльные. Условия труда были крайне тяжелыми: трудовой день достигал 16 часов в сутки, а жалованье едва покрывало минимальные потребности [5, с. 68, 74].

Новую славу городу принесла судостроительная промышленность. В 1843 г. из Тюмени отправился в первый рейс по Туре и Тоболу первенец судостроения - пароход «Основа». Баржу с грузом до Тобольска (448 км) он провел за 5 суток и 6 часов. Второй пароход - «Иртыш» - за летнюю навигацию осуществил три рейса от Тюмени до Томска и обратно. Спустя 10 лет по Иртышу стал ходить мощный «Ермак», позже - паровые пароходы «Союз» и «Тобольск». Суда, сооруженные на тюменской верфи, ходили по таким сибирским рекам как Обь, Енисей, Тура, Иртыш и Лена.

Таким образом, на данном этапе сложились предпосылки для будущего промышленного развития города, превращения его в крупный торгово-промышленный центр, который в народе именовали «воротами Сибири».

Второй этап - фабрично-заводской (1855-1918 гг.). Александр II, вступив на престол 18 февраля 1855 г., провел серию «великих реформ», оказавших прямое или косвенное воздействие

на развитие торгово-промышленных отношений в стране. Отмена крепостного права способствовала притоку в регион рабочих кадров, открытию новых фабрик и заводов и более активному включению Сибири в общероссийский рынок.

Новые средние и крупные предприятия строились главным образом на окраинах Тюмени (северо-западе) и в близлежащих селах. На прибрежном участке реки Туры (в черте города) образовались погрузочно-разгрузочные площадки, принадлежавшие местным заводчикам. К концу XIX века город стал крупным торгово-промышленным центром. В 1912 г. в Тюмени насчитывалось 68 фабрик и заводов, на которых трудились 1045 рабочих. Его предприятия составляли более 20% всей промышленности Тобольской губернии [6, л. 81]. Промышленность стала градообразующим фактором развития города. Она повлияла на планировку территории города и образование новых районов застройки, которые в дальнейшем приобретали промышленный характер [7].

Структура местной промышленности отличалась большим разнообразием: активно развивались кожевенное, кузнечное, чугунное дело и ткацкое ремесло. Промышленный переворот 1880-90-х гг. затронул несколько отраслей. Основной спрос на промышленную продукцию формировало быстро растущее сельскохозяйственное население, однако в большинстве случаев эта потребность удовлетворялась импортом из Европейской России. Среди товаров, ввозимых через Тюмень в Сибирь, были в основном машиностроительные изделия, мануфактура, кухонная утварь и т.д. [8, с. 72].

Приведем несколько примеров крупных предприятий: ялуторовские купцы братья Колмаковы в 1860-е гг. основали в городе кожевенный завод, ставший крупнейшим предприятием обрабатывающего производства в крае; купец Ф.С. Колмогоров в Бухарской слободе (исторический район города) владел пристанью, кожевней, пивоваренным и клееваренным заводом, а за пределами этой слободы механическим заводом; купец и мукомол А.И. Текутьев в 1893 г. выстроил на окраине города самую технически оснащенную на то время мельницу; в 1902 г. был выстроен казенный винный склад; в 1904 г. купец В.И. Логинов открыл спичечную фабрику из 12 цехов (в 1921 г. она была национализирована и модернизирована в фанерокомбинат); Н.Д. Машаров (крестьянин!) основал чугунолитейный завод, на котором трудились 220 рабочих (1908 г.). В цехах производили эмалированную посуду, гвозди, турбины для мельниц и чугунное литье. В советское время завод был национализирован и преобразован в крупнейшее предприятие региона - Тюменский станкостроительный завод «Механик» (1900-2020 гг.) [9].

Развитие местной промышленности на данном этапе привело к:

- росту объема переработки сельхозпродукции после прокладки через город Транссибирской железнодорожной ветки;

- переходу от мануфактурно-ручного к фабрично-машинному способу работы предприятий;

- увеличению населения города более чем в три раза: если в 1862 г. жителей было 12 593 чел., то в 1912 г. — 42 562 чел. [10, с. 335; 11, с. 4].

Сооружение линии железной дороги стало стратегически важным фактором в жизни города. Оно сыграло ключевую роль в развитии местной экономики, международных связей, торгово-промышленных отношений и в целом благоустройства [12]. Строительство железнодорожной ветки Екатеринбург — Тюмень позволило увеличить рынок сбыта промышленных изделий, поднять экономику города и всего края. Летом 1909 г. - с прокладки стрелочного перевода на станцию Пристань-Тура - началось возведение железнодорожной линии Тюмень - Омск через г. Ялуторовск. Линия Омской железной дороги была сдана в эксплуатацию в 1914 г. [13].

Огромный ущерб развитию тюменской промышленности был нанесен войной 1914-1918 гг., последующими революциями и гражданской войной на территории региона.

Третий этап - советской индустрии (1919-1991 гг.). С приходом советской власти большинство частных предприятий в Тюмени закрылись, были разграблены и разрушены, а небольшая часть национализирована. Только к концу 1920-х гг. удалось преодолеть разруху в местной промышленности. В кустарных мастерских выпускались потребительские товары, в артелях - строительные материалы и сельхозинвентарь, развивалась деревообработка и другие

отрасли. Тюмень по-прежнему оставалась промышленным центром Зауралья, где насчитывалось около 6,5 тыс. рабочих (1930 г.) [5, с. 179].

В 1930-е гг. в городе открылись новые фабрики, заводы и комбинаты, отмечался рост промышленного производства, в результате чего жилая застройка оказалась отрезанной от берегов реки Туры. При этом за счет развития промышленных территорий наблюдалось четкое формирование городского центра, где располагались торговые площади, различные лавки, базарные строения, публичные библиотеки и т.д.

Уже в начале Великой Отечественной войны промышленные предприятия Тюмени начали выпускать продукцию для фронта. В центральной части города размещался завод пластмасс, основанный в ноябре 1941 г. в помещениях бывшего казенного винного склада, на базе эвакуированного Московского химического завода п/я № 94 [14]. В частности, завод производил бакелитовые смолы и лаки, применяемые в производстве авиационной фанеры. Мебельная фабрика № 2 в годы войны была перепрофилирована на выпуск лыж, обозов для фронта и костылей для госпиталей. Сапоговаляльная фабрика (фабрика им. Челюскинцев) за годы войны отправила на фронт около 2 млн. пар доброкачественной обуви. В цехах железнодорожного депо изготовлялись мины и минометы, автоматы. Собирались средства в фонд обороны. Таким образом, заметный толчок промышленному развитию города дала эвакуация около 30 предприятий из Москвы, Киева, Ленинграда, Одессы, Керчи и других городов. Скажем, в декабре 1941 г. на базе прибывшего из Подольска завода открылся Тюменский аккумуляторный завод.

Предприятия располагались на окраине города, некоторая их часть находилась на прибрежной территории реки Туры. Ближе к южной границе города разместились такие предприятия как мебельная фабрика № 2 (1939 г.), фабрика им. Челюскинцев (1932-2004 гг.), а также строительный кирпичный завод. В восточной части города вдоль реки располагались кожевенное производство, химико-фармацевтический завод № 39 (январь 1942 г., на базе Московского химфармзавода им. Л.Я. Карпова), клееваренный завод, завод автотракторного электрооборудования (1941-2001 гг. - на базе эвакуированного Московского завода АТЭ-2 поставлял на фронт различные виды электрооборудования), фанерокомбинат (1934 г.).

В советское время были созданы такие крупные предприятия, как деревообрабатывающий комбинат «Красный Октябрь» (1933 г.), «Тюменьмолоко» (1934 г.), приборостроительный завод (1941-2018 гг., на базе Киевского завода «Цепи Галля»), машиностроительный завод (1946 г.), завод медицинского оборудования и инструментов (1962-2021 гг.), Тюменский моторный завод (1963 г.), Боровская птицефабрика (1963 г.).

В 1960-80-е гг. для размещения производственных предприятий было введено специальное зонирование. В этот период заводы и фабрики начали размещать в наиболее лесистой части (северная и восточная границы) города, чтобы обеспечить экологическую безопасность, образовать санитарные и рекреационные зоны. Зеленые насаждения использовались не просто как санитарная зона, отделяющая промышленную часть от территорий жилой и общественной застройки, но и как один из вариантов шумоизоляции, защиты от выхлопных газов и вредных веществ. Советская разноотраслевая индустрия повлияла не только на жизнь города, но и на его градостроительно-планировочную систему. Если ранее большинство предприятий располагалось на окраинах города, то с развитием производственной структуры их место постепенно смещалось и оказалось «внутри» города.

Четвертый этап - постиндустриальный (с 1992 г. по настоящее время). На современном этапе ряд советских предприятий закрылся, но появились новые, в том числе высокотехнологичные производства, зарубежные представительства, технопарки. Сегодня в городе действует около 15 крупных и 50 небольших производственных предприятий: из созданных в советское время продолжили работу завод медицинского оборудования и инструментов (до 2021 г.), «Тюменьмолоко», Боровская птицефабрика, фанерный завод, химико-фармацевтический завод, моторный завод и ряд других.

В 1990-е гг. отмечался стремительный процесс ликвидации объектов промышленности и замена их на жилищную застройку. К началу XXI века границы города заметно расширились, поэтому многие заводские сооружения, которые ранее были расположены на окраинах, сейчас оказались в центральной части города (скажем, завод «Механик»). Из предприятий XIX — начала XX века часть закрылась (здания сохранились как памятники промышленной архитектуры), а

многие были полностью утрачены (снесены, разграблены, разрушены). Скажем, кожевенное производство в 1920-30-е гг. начало постепенно сокращаться, и на его месте возникла овчинно-меховая фабрика. Эти предприятия, как и клееваренный завод и завод пластмасс, прекратили свою работу, а впоследствии были демонтированы [15].

В 2000-е гг. в Тюмени было развернуто активное строительство жилищных комплексов, в том числе в центральной части города. Сегодня некоторые жилые строения замещают собой уникальные сооружения промышленных предприятий. Вместе с цехами, помещениями и складами заводов мы утрачиваем свидетельства истории промышленного развития города в XIX — XX веках [16]. В частности, снесен Жабынский механический судостроительный, чугуно- и меднолитейный завод купца И.И. Игнатова. За время работы в 1871-1915 гг. предприятие выпустило 115 судов и 49 пароходов [16]. Сегодня на его месте возведен ЖК «Финский залив». Снесены также судостроительный близ речного порта и станкостроительный заводы в самом центре города (здесь возводятся ЖК «Машаров» и «Даудель»), а также Тюменский камвольно-суконный комбинат (1968-2013 гг.). Цеха предприятий заменят высотные жилые дома.

Однако есть и положительные примеры сохранения промышленной архитектуры. В какой-то мере возрождение переживает пристанский комплекс на Масловском взвозе в виде конторы пароходства, где организован музей водонасосной станции. Здание частной электростанции И.И. Игнатова (1893 г.), одной из первых за Уралом, на берегу реки Туры находится на стадии воссоздания - потребовалась перекладка объекта, за которую взялся местный предприниматель С. Вобликов, уже восстановивший флигель усадьбы Барышникова [17].

Если рассматривать вопрос наличия производственных предприятий в г. Тюмени в виде разрушенных заводов, заброшенных промзон, а также объектов, подвергшихся непрофессиональной реконструкции, необходимо учитывать те важные исторические события, которые сопровождали подъем местной промышленности - открытие железной дороги в 1885 г. и эвакуацию предприятий из центральной части страны в 1941-1944 гг.

Развитие промышленности - один из ключевых факторов в истории г. Тюмени, который дал толчок формированию структуры города. Рост населения и расширение городской территории, революции и войны изменили отраслевое наполнение и количественный состав предприятий, которые ранее располагались на окраинах, а в советское время оказались «внутри» города. В настоящее время такие объекты «выносятся» из центра на более подходящие места на границах города, на вновь создаваемые территории технопарков. Скажем, сегодня станкостроительный завод переместился в район Букино на окраине города [18]. Большинство предприятий, созданных в дореволюционный и советский периоды, к сожалению, ликвидированы, и лишь малая их часть перепрофилирована под современные потребности.

Литература и источники

1. Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. - Новосибирск, 1994. - Т. 1. Кн. 1.

2. Государственный архив Тюменской области (ГАТюмО). Ф. И-3. Оп. 1. Д. 169.

3. Государственный архив в г. Тобольске (ГА в г. Тобольске). Ф. И-341. Оп. 1. Д. 50.

4. ГА в г. Тобольске. Ф. И-329. Оп. 13. Д. 179.

5. Кружинов В.М. Очерки истории Тюменской области. - Тюмень: Комитет по печати и массовой информации администрации Тюменской области, 1994. - 269 с.

6. ГА в г. Тобольске. Ф. И-152. Оп. 36. Д. 432.

7. Журин Н.П. Градостроительство в Сибири второй половины XIX - начала XX веков. - Новосибирск: НГАХА, 2000. - 108 с.

8. ОглыБ.И. Строительство городов Сибири. - Л.: Стройиздат, 1980. - 272 с.

9. Волынец Е.И. Градостроительное развитие исторических районов города Тюмени конца XIX - начала XX в. // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2019. - Т. 21. - № 2. - С. 24-36.

10. Памятная книжка Тобольской губернии на 1864 г. - Тобольск, 1864.

11. Памятная книжка Тобольской губернии на 1914 г. - Тобольск, 1914.

12. Клименко А.И. Станционные комплексы тюменского участка Свердловской железной дороги: историко-архитектурный обзор // Общественные и гуманитарные науки: тенденции развития и перспективы взаимодействия. - Петрозаводск: Новая наука, 2019. - С. 119-157.

13. Мальцева Е.В., Кулачковский В.Н. Промышленная архитектура города Тюмени: вчера, сегодня, завтра? (На примере железнодорожного комплекса станции Тюмень) // Архитектура, строительство, транспорт. - 2021. - № 3. - С. 13-21.

14. Тюменский завод пластмасс // URL: http://citycelebrity.ru/citycelebrity/Post.aspx?PostId=48177.

15. Храмцов А.Б. Основные тенденции развития фабрично-заводской промышленности в городах Западной Сибири на рубеже XIX-XX вв. // Вопросы истории. - 2021. - № 1. - С. 136-143.

16. Меньшиков А. Цех как памятник эпохе // Российская газета. 2020. - URL: https://rg.ru/2020/11/12/reg-urfo/kak-kraevedy-i-predprinimateli-tiumeni-sohraniaiut-promyshlennye-pamiatniki.html.

17. Жабынский механический судостроительный чугунно и медно-литейный завод // URL: http://safe-rgs.ru/3116-zhabynskiy-mehanicheskiy-sudostroitelnyy-chugunno-i-medno-liteynyy-zavod.html.

18. Станкостроительный завод «Механик». Как дореволюционное предприятие стало одним из главных в Тюмени // URL: https://72.ru/text/gorod/2020/12/12/69577513/.

References and Sources

1. Kratkaya enciklopediya po istorii kupechestva i kommercii Sibiri. - Novosibirsk, 1994. - T. 1. Kn. 1.

2. Gosudarstvennyj arhiv Tyumenskoj oblasti (GATyumO). F. I-3. Op. 1. D. 169.

3. Gosudarstvennyj arhiv v g. Tobol'ske (GA v g. Tobol'ske). F. I-341. Op. 1. D. 50.

4. GA v g. Tobol'ske. F. I-329. Op. 13. D. 179.

5. Kruzhinov V.M. Ocherki istorii Tyumenskoj oblasti. - Tyumen': Komitet po pechati i massovoj informacii administracii Tyumenskoj oblasti, 1994. - 269 s.

6. GA v g. Tobol'ske. F. I-152. Op. 36. D. 432.

7. Zhurin N.P. Gradostroitel'stvo v Sibiri vtoroj poloviny XIX - nachala XX vekov. - Novosibirsk: NGAHA, 2000. - 108 s.

8. Ogly B.I. Stroitel'stvo gorodov Sibiri. - L.: Strojizdat, 1980. - 272 s.

9. Volynec E.I. Gradostroitel'noe razvitie istoricheskih rajonov goroda Tyumeni konca XIX - nachala XX v. // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universiteta. - 2019. - T. 21. - № 2. - S. 24-36.

10. Pamyatnaya knizhka Tobol'skoj gubernii na 1864 g. - Tobol'sk, 1864.

11. Pamyatnaya knizhka Tobol'skoj gubernii na 1914 g. - Tobol'sk, 1914.

12. Klimenko A.I. Stancionnye kompleksy tyumenskogo uchastka Sverdlovskoj zheleznoj dorogi: istoriko-arhitekturnyj obzor // Obshchestvennye i gumanitarnye nauki: tendencii razvitiya i perspektivy vzaimodejstviya. - Petrozavodsk: Novaya nauka, 2019. - S. 119-157.

13. Mal'ceva E.V., Kulachkovskij V.N. Promyshlennaya arhitektura goroda Tyumeni: vchera, segodnya, zavtra? (Na primere zheleznodorozhnogo kompleksa stancii Tyumen') // Arhitektura, stroitel'stvo, transport. - 2021. - N° 3. - S. 13-21.

14. Tyumenskij zavod plastmass // URL: http://citycelebrity.ru/citycelebrity/Post.aspx?PostId=48177.

15. Hramcov A.B. Osnovnye tendencii razvitiya fabrichno-zavodskoj promyshlennosti v gorodah Zapadnoj Sibiri na rubezhe XIX-XX vv. // Voprosy istorii. - 2021. - № 1. - S. 136-143.

16. Men'shikov A. Cekh kak pamyatnik epohe // Rossijskaya gazeta. 2020. - URL: https://rg.ru/2020/11/12/reg-urfo/kak-kraevedy-i-predprinimateli-tiumeni-sohraniaiut-promyshlennye-pamiatniki.html.

17. Zhabynskij mekhanicheskij sudostroitel'nyj chugunno i medno-litejnyj zavod // URL: http://safe-rgs.ru/3116-zhabynskiy-mehanicheskiy-sudostroitelnyy-chugunno-i-medno-liteynyy-zavod.html.

18. Stankostroitel'nyj zavod «Mekhanik». Kak dorevolyucionnoe predpriyatie stalo odnim iz glavnyh v Tyumeni // URL: https://72.ru/text/gorod/2020/12/12/69577513/.

ХРАМЦОВ АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, Тюменский индустриальный университет. KHRAMTSOV, ALEXANDER B. - Ph.D. in History, Associate Professor, Industrial University of Tyumen (khramtsov_ab@bk.ru).

УДК 94(47)«1920/1970»:314.93 DOI: 10.24412/2308-264X-2022-6-190-194

БЛОНСКИЙ Л.В.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОЙ УРБАНИЗАЦИИ И ЕЕ ОБЩИЕ ИТОГИ

К КОНЦУ 1970-х гг.

Ключевые слова: урбанизация, СССР, советский город, переписи населения, городское население, советская эпоха.

В условиях советской власти, которая господствовала в нашей стране 74 года, сформировалось много уникальных политических, экономических, духовных и социальных особенностей развития, определявших тенденции развития государства в ХХ веке. Одной из таких особенностей становится начавшаяся в конце 1920-х годов и сопровождавшая советскую власть в течение всего времени её существования, урбанизация. Урбанизация, в рамках которой происходил перманентный рост городов и городского населения, сделала советский город уникальной социально-экономической единицей советской эпохи. Урбанизация достигла пика своего развития к 1970-м годам ХХ века. В этот период, по мере совершенствования общественных отношений социализма, происходило постепенное стирание основных социально-классовых различий, которое в результате приводило к усилению социальной однородности общества. В то же время, на определенном этапе становились заметными различия в социальном развитии регионов, городов и деревень. В статье автор предпринимает попытку охарактеризовать значение урбанизации в СССР и значение советского города в процессе формирования коммунистического общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

BLONSKY, L.V.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF SOVIET URBANIZATION AND ITS GENERAL RESULTS BY THE END OF THE 1970s Key words: urbanization, USSR, soviet city, population censuses, urban population, soviet era.

Under the conditions of Soviet power, which dominated our country for 74 years, many unique political, economic, spiritual and social features of development were formed that determined the trends of the development of the state in the twentieth century. One of these features is the urbanization that began in the late 1920s and accompanied the Soviet government throughout the entire period of its existence. Urbanization, within the framework of which there was a permanent growth of cities and urban population, made the Soviet city a unique socio-economic unit of the Soviet era. Urbanization reached its peak by the 1970-s of the twentieth century. During this period, as the social relations of socialism improved, there was a gradual erasure of the main socio-class differences, which as a result led to an increase in the social homogeneity of society. At the same time, at a certain stage of its formation, differences in the social development of regions, cities and villages became noticeable. In this article, the author attempts to characterize the importance of urbanization in the USSR and the importance of the Soviet city in the process of forming a communist society.

Советская власть, которая стала одним из характеризующих признаков, наступившего в ХХ веке новейшего периода истории России, имела целый ряд отличительных особенностей и тенденций развития, делавших её уникальной, как в сравнении с параллельно развивающимися

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.