Научная статья на тему 'Промышленное хозяйство Мальцовых xix века в контексте теории анклавно-конгломератного развития'

Промышленное хозяйство Мальцовых xix века в контексте теории анклавно-конгломератного развития Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
220
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ЛОКАЛЬНАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / КОНЦЕПЦИЯ АНКЛАВНО-КОНГЛОМЕРАТНОГО РАЗВИТИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РАЗНООТРАСЛЕВОЕ ПРОМЫШЛЕННОЕ ХОЗЯЙСТВО / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА / ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ / АКЦИОНИРОВАНИЕ / MODERNISATION / INDUSTRIAL DEVELOPMENT / LOCAL INDUSTRY / ENCLAVE-DEVELOPMENT CONCEPT / BUSINESS / MULTI-FIELD INDUSTRIAL HOLD / FORMS OF LABOR ORGANIZATION / INDUSTRIAL REVOLUTION / SHARES GIVING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Арсентьев Николай Михайлович, Макушев Анатолий Афанасьевич

В статье предпринимается попытка использования концепции анклавно-конгломератного развития в исследовании разноотраслевого промышленного хозяйства Мальцовых. Основное внимание в статье уделено рассмотрению основных параметров и системообразующих характеристик локальной (очаговой) индустриализации. В динамике выявляются общие масштабы хозяйствования, отраслевая специфика, основные производственные показатели, технико-технологический уровень производства, эволюция форм организации труда. Показан механизм функционирования промышленного хозяйства Мальцовых в контексте процессов экономической модернизации России в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

XIX в.The attempt of enclave-conglomeration development concept usage in researches of the multi-field industrial hold of the Maitsovs is made. The main attention is given to analysis of the items in system-making characteristics of local industrialization. The common scales of house-hold, the branch specify as the main industrial indicators, the technological level of industry, the evolution of labor organization are observed in dynamics. The mechanism of the Maltsovs industrial hold functioning in the context of the economic modernization processes of Russia in XIX century is shown in the article.

Текст научной работы на тему «Промышленное хозяйство Мальцовых xix века в контексте теории анклавно-конгломератного развития»

УДК 94:338.45 ББК Т3(2)

Н. М. Арсентьев, А. А. Макушев

ПРОМЫШЛЕННОЕ ХОЗЯЙСТВО МАЛЬЦОВЫХ XIX ВЕКА В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ АНКЛАВНО-КОНГЛОМЕРАТНОГО РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: модернизация, промышленное развитие, локальная индустриализация, концепция анклавно-конгломератного развития, предпринимательство, разноотраслевое промышленное хозяйство, формы организации труда, промышленный переворот, акционирование.

В статье предпринимается попытка использования концепции анклавно-конгломератного развития в исследовании разноотраслевого промышленного хозяйства Мальцовых. Основное внимание в статье уделено рассмотрению основных параметров и системообразующих характеристик локальной (очаговой) индустриализации. В динамике выявляются общие масштабы хозяйствования, отраслевая специфика, основные производственные показатели, технико-технологический уровень производства, эволюция форм организации труда. Показан механизм функционирования промышленного хозяйства Мальцовых в контексте процессов экономической модернизации России в XIX в.

N. M. Arsentiev, A. A. Makushev

THE INDUSTRIAL HOLD OF THE MALTSOVS IN XIX CENTURY IN THE CONTEXT OF ENCLAVE-CONGLOMERATION DEVELOPMENT

Key words: modernisation, industrial development, local industry, enclave-

development concept, business, multi-field industrial hold, forms of labor organization, industrial revolution, shares giving.

The attempt of enclave-conglomeration development concept usage in researches of the multi-field industrial hold of the Maitsovs is made. The main attention is given to analysis of the items in system-making characteristics of local industrialization. The common scales of house-hold, the branch specify as the main industrial indicators, the technological level of industry, the evolution of labor organization are observed in dynamics. The mechanism of the Maltsovs industrial hold functioning in the context of the economic modernization processes of Russia in XIX century is shown in the article.

Индустриальная история России — ного путей индустриализации, невозмож-

это богатейший пласт производственного, ность реализации у нас западных моделей

технико-технологического, социокультур- промышленного развития в чистом виде.

ного опыта, передающегося из поколения Безбрежные просторы России в купе с

в поколение и представляющего важней- неразвитой транспортной инфраструкту-

шую цивилизационную характеристику. рой препятствовали интенсификации то-

Своими корнями он уходит в XVIII— варно-денежных отношений и рыночного

XIX вв., время формирования индустри- обмена, локализовывали экономическое

альных устоев России, определения на- развитие.

правлений и методов промышленного Изучение такого рода сложной, много-

строительства. Именно тогда обнаружи- уровневой и территориально дифферен-

лось несоответствие российского и запад- цированной социально-экономической ре-

альности, удачным примером которой является Россия в XIX в., может быть весьма результативным с использованием концепции анклавно-конгломеративного развития [2; 7; 13]. В соответствии с ней начавшийся в России еще в первой половине XIX в. переход к раннеиндустриальной стадии экономической модернизации и соответствовавшая ему рыночно-капиталистическая трансформация имели преимущественно локальный характер. Они не сопровождались тотальной перестройкой пространства и социума, кардинальными изменениями в аграрном секторе экономики и ценностных мотивациях субъектов экономической деятельности. Они представляли собой анклавно-конг-ломеративный тип развития, формируя так называемое конгломератное общество, самовоспроизводящуюся и довольно устойчивую социально-экономическую среду, состоящую из разнородных моделеобразующих элементов и основанных на них отношений. Находясь далеко не в «дружественной среде», раннеиндустриальный рыночно-капиталистический анклав, благодаря эффективной внутренней организации был способен выживать в рамках обрамляющего общества-конгломерата, и характеризовался как устойчивая структурная единицы конгломерата. Причем они не были абсолютно изолированы друг от друга, но интенсивность их взаимодействия была строго нормирована. С одной стороны, индустриальный анклав определял новые параметры развития всего сообщества, а с другой — приспосабливался к средовому контексту. С одной стороны, он не растворялся в окружающей среде, а с другой — не достигал доминирующего положения в масштабах всего общества.

Развитие мальцовского промышленного округа представляет собой яркий пример «локальной индустриализации». Конфигурация его промышленной организации определялась двумя важными факторами. Прежде всего следует отметить, что в его рамках происходила реализация моделей промышленного развития. Это обусловлено тем, что хотя под влиянием местных условий производства и специфики реализации предпринимательской

функции заводовладельцами определялся структурно-содержательный формат производства, многие «правила игры» устанавливались «свыше», а предприниматели осуществляли свою деятельность в изначально заданном направлении. В этом ракурсе ключевую роль играло влияние «внешних» факторов, экономического и неэкономического характера, определяющих социально-экономическую, производственно-техническую «среду» и правовое пространство функционирования заводских хозяйств и деятельности предпринимателей. Преломляясь в сознании предпринимателей, они получали субъективное выражение в мотивационных установках деятельности, в той или иной мере формируя хозяйственный этос. Несмотря на сохранение в его структуре патриархальных нерыночных черт, свойственных традиционалистскому обществу, формировались капиталистическая хозяйственная этика и новая трудовая мотивация, в которых уже было заметно преобладание индивидуалистического начала.

В целом рассматривая проблему локальной (очаговой) индустриализации, мы неизбежно должны акцентировать внимание как на влиянии объективных внешних факторов и внутренних условий, так и на предпринимателях как главной системообразующей силы, определяющей направление, содержание и формы конструируемого экономического пространства.

Пример Мальцовых наглядно показывает значение предпринимательского начала в процессах индустриализации России XIX в. Рассмотрение их деятельности в этих хронологических рамках обусловлено, с одной стороны, необходимостью объемного видения процессов индустриализации и модернизации, а также более детального исследования конкретных моделей их реализации в рамках локально ограниченного промышленного хозяйства. На протяжении этого периода его развития в течении двух указанных выше столетий можно увидеть, как совершенствовались организационно-производственные, экономические, технико-технологические составляющие промышленного развития, а так же способы реализации предпринимательской функции, которые

№ 8 ■ 59

2010/1 Щ

приобретали все более содержательные характеристики и капитализированные формы.

Весьма интересно при рассмотрении проблемы «локальной индустриализации» сопоставление основных ее параметров и характеристик с теми или иными проявлениями и вехами жизненной истории Мальцовых, а так же с этапами и особенностями эволюции отечественного предпринимательства в целом. Выявленные в результате такого рода сравнения закономерности позволяют выявить взаимосвязь микро- и макроуровня и увидеть, как в истории одного промышленного района и одной семьи преломляется сложный и противоречивый путь развития отечественной промышленности и предпринимательства в целом.

Территориальные границы рассмотрения проблемы локальной индустриализации определены пространственными масштабами деятельности Мальцовых. Осуществляя расширенное воспроизводство, они вовлекали в орбиту своей деятельности новые территории посредством строительства новых заводов, освоения новых производств и сырьевых месторождений, а также приобретением земельных владений. Наиболее же интенсивно предпринимательская деятельность Мальцовых осуществлялась во Владимирской, Нижегородской, Калужской, Орловской, Тульской, Рязанской губерниях, где и размещалась основная доля их промышленного хозяйства.

В стеклоделательной и хрустальной промышленности 1860-х гг. лидерство занимал южный мальцовский район (Орловская, Калужская и Смоленская губернии), где располагалось 9 хрустально-стекольных заводов С. Н. Мальцова. В 1867 г. их производство составило 796 тыс. руб., а численность рабочих —

1 455 чел. Второй мальцовский район (Владимирская, Рязанская губернии и по одному заводу в Смоленской и Новгородской) был представлен заводами Н. С. Мальцова. Здесь в 1867 г. так же было 9 стекольно-хрустальных заводов, общее производство которых выразилось в 430 тыс. руб. при численности рабочих— 930 чел. Оба мальцовских района

дали в этом году 32 % всей стекольнохрустальной продукции страны и занимали 25 % рабочих отрасли [20, с. 26].

Возникнув в первой четверти КУШв. на основе купеческого капитала, маль-цовские предприятия позднее превратились в вотчинные, и случилось это после приобретения их владельцами дворянских прав. В производственно-техническом плане история мальцовских заводов отразила важный этап в развитии отечественной промышленности, а именно переход от мануфактуры к фабрике. В социальном плане производство эволюционировало от эксплуатации приписных и посессионных рабочих к крепостному, а затем вольнонаемному труду. В 70-е г. XIX в., когда происходил переход от индивидуального капитала к акционерному, начинается практически последний этап развития, приведший к утрате представителями рода контроля над большей частью гигантского промышленного комплекса.

Всю деятельность Мальцовых в XIXв. можно разделить на две составляющие, в зависимости от отраслевой структуры производства, определяющие его функциональную направленность и стратегические линии развития: стекольно-хрустальную промышленность, где уже на протяжении нескольких десятилетий они занимали лидирующую позицию, которая к середине столетия, по мнению некоторых историков, фактически переросла в монополию; и металлургию, новую для клана отрасль вложения капитала, умножившую промышленный потенциал и принесшую им общественное и государственное признание. В то же время, в промышленной структуре мальцовского хозяйства присутствовал и целый ряд других производств, которые хотя и не играли определяющей роли, тем не менее, влияли на его отраслевую структуру.

Более чем полуторавековая история мальцовского промышленного предпринимательства позволяет проследить, как из небольших стеклоделательных заводов выросли два ведущих центра русского стеклоделия и хрустального производства: Гусь-Хрустальный и Дятьково. Впоследствии они послужили основой формирования целых фабрично-заводских районов

с многочисленными стекольными, металлургическими, машиностроительными, хлопчатобумажными, свеклосахарными, лесообрабатывающими и другими предприятиями.

Всего в 1880 г., в период существования мальцовского промышленно-торгового товарищества, в Мальцовском промышленном районе действовало 18 крупных и до 130 более мелких предприятий [16, с. 1]. Своего рода связующими звеньями разветвленного механизма были такие промышленные центры как Дятько-во, Людиново, Радица. Хотя Мальцов-ская «индустрия» и имела многоотраслевую направленность, все составные части промышленного механизма подчинялись единому началу и взаимно дополняли друг друга [16, с. 6—7]. Складывалась такая система, при которой преимущества и выгоды одного производства служили интересам другого. Более мелкие предприятия обслуживали интересы основного (профилирующего) производства и, кроме того, насыщали местный рынок, обеспечивая заводское население товарами первой необходимости. Например, продукция содового завода использовалась для варки стекла. В Курганье действовал на артельных началах гвоздильный завод, в Любохне — бумажная и канатная фабрики, рафинадный и винокуренный заводы, в селе Песочня — фабрика фаянсовой и эмалированной посуды. В числе других предприятий можно назвать смолокурни, столярные мастерские, лесопильни, кирпичные, кожевенные, сахарные, пивоваренные и винокуренные заводы, мукомольные мельницы, маслобойни, завод сельтерской воды и др. В селе Людиново, помимо чугунолитейного и железоделательного завода, были мастерские по изготовлению сельскохозяйственных машин и орудий, железнодорожного подвижного состава, экипажная и каретная мастерская. В хозяйственных постройках мальцовского двора располагались мастерские по производству фаянсовой посуды и выделке столового и бельевого льняного полотна [8, с. 19].

В целом ориентация на многопрофильное производство создавала «запас прочности», делало производство более

жизнеспособным и экономически устойчивым. В условиях ухудшения конъюнктуры торгово-промышленной деятельности владелец мог видоизменить структуру и организацию своего хозяйства, перепрофилировать производство, сосредоточить максимум внимания на наиболее устойчивых и стабильных отраслях.

В природно-географическом плане территория, где располагалось подавляющее большинство заводов, была довольно благоприятна для промышленного развития. Промышленное развитие мальцовского округа ориентировалось преимущественно на собственные ресурсы, добываемые во владениях самих заво-довладельцев.

Наличие в поместьях собственной энерго-сырьевой базы существенно снижало себестоимость продукции и повышало рентабельность производства. Например, руда для металлургических заводов поступала из местных Маклаковско-го, Зимницкого, Которского и других рудников. В промышленных целях использовалось 4—5 сортов бурых железняков, а общая их масса, поступавшая на производство чугуна, составляла 2 000 000 пуд. Содержание железа в них составляло 35—45 % [16, с. 31]. Хотя она уступала по содержанию железа уральской руде, ее добыча обходилась дешевле, что определенным образом компенсировало более низкое ее качество.

Учитывая, что на протяжении практически всего XIX в. основным источником энергии для заводского действия продолжали оставаться дрова и древесный уголь, а использовавшееся для производства стекла и хрусталя сырье, зола и поташ имели древесную основу, то важное значение в данной связи приобретает наличие лесов. Кроме того, на мальцовских заводах было развито производство речных судов (прежде всего барок), вагонов, шпал и другой продукции, сырьем для которого служил лес. В силу того, что потребности в этом материале были весьма велики, можно увидеть некоторую зависимость географии отрасли от наличия лесов. Этим ресурсом территория мальцовских владений была обеспечена достаточно хорошо. По расчетам на 1880 г. из

200 000 десятин земли, находящейся во владении мальцовского промышленного товарищества, 120 000 было занято лесами. Нз них 80 000 десятин были пригодны для непосредственного использования в промышленных целях. Стоимость всего леса оценивалась в 4 000 000 руб. Для обеспечения заводских потребностей ежегодно вырубалась площадь до 2 000 десятин, а общий объем используемого лесного материала составлял около 60 000 куб. саж. в год стоимостью 240 000 руб. Но и этого количества порой было недостаточно, поэтому товариществом арендовались лесные «дачи» у других владельцев общей площадью до 10 000 десятин. Нз них, в свою очередь, ежегодно вырубалось 190 десятин леса, из которого получалось материала около 4 250 куб. саж., на сумму до 8 700 руб. [16, с. 29—30].

Зависимость размещения стекольного производства от наличия лесов — явление преходящее, свойственное раннеиндустриальной стадии развития отечественной промышленности, когда переход от мануфактурного производства к фабричному только-только намечался. Переход от древесного поташа и золы к химикатам, от дровяного топлива к каменному углю избавлял отрасль от такой зависимости. Анализируя процессы, происходившие в структуре сырьевого обеспечения мальцовского производства во второй половине XIX в., мы можем увидеть некоторые изменения именно в этом направлении, не имевшие, тем не менее, на том этапе, революционного характера.

Прежде всего это касается замены дров и древесного угля на каменный уголь. Проведенная в Мальцовских владениях геологическая разведка местности обнаружила несколько угольных месторождений, особенно в Жиздринском уезде, довольно удобных для разработки. В 1870-е гг. по инициативе все того же Сергея Нвановича начинается его разработка, и в дальнейшем он должен был вытеснить древесное топливо (древесный уголь). Основными местами добычи были месторождения около деревень Славинка и Буда Зимницкой волости. Общее количество угля, добывавшееся на обеих шахтах в 1881 г., составляло 400 тысяч пудов в год [8, с. 19—20].

Однако, хотя этот вид топлива в 70— 80-е г. на мальцовских предприятиях начинал использоваться более активно, это все же не привело к вытеснению традиционного топлива. Располагавшиеся здесь месторождения относились к московскому каменноугольному бассейну. По своему составу они не отличались высоким качеством и состояли преимущественно из сортов бурого угля. Нх разработка началась только к началу 1880-х гг. и в большинстве случаев производилась не очень эффективными методами.

Что касается других минеральных богатств, то здесь в наиболее выгодном положении находился Жиздринский уезд. Существующее в отраслевой структуре мальцовского торгово-промышленного товарищества металлургическое производство использовало залежи железных руд, располагавшиеся главным образом на территории этого уезда. Кроме того, на территории уезда добывался каменный известняк, используемый в качестве флюса (некоторые источники указывают на то, что для Дятьковского завода из Белгорода Курской губернии привозилась известь в виде мела). В этом же уезде добывалась глина, из которой изготавливались фаянсовые изделия и огнеупорный кирпич для различного рода печей, а также кварцевый песок, применяемый в качестве сырья для производства стекла и хрусталя. Причем добываемый песок не уступал по своим свойствам раздробленному кварцу и употреблялся для варки стекла без всякой очистки [16, с. 31—32].

Залежи белой глины располагались также и в Брянском уезде, близ Любох-ны. Ее разработка началась на рубеже XIX—XX вв. одновременно с основанием фаянсовой фабрики в Любохне. Кроме того, глина других сортов использовалась в производстве черепицы, горшков и кирпича.

По побережью реки Болвы на протяжении примерно 30 верст находились залежи гравеля — фосфорита, содержащего до 30—50 % фосфорнокислой извести. Его использовали в качестве покрытия шоссейных дорог [16, с. 31—32].

В некоторых случаях приходилось прибегать к поставкам некоторых видов сы-

рья из-за границы. Например, на заводах С. Н. Мальцова в конце XIX в. при изготовлении горшков, в которых осуществлялся процесс варки стекла, использовалась глина особого сорта, весьма редкого, из-за чего приходилось ее покупать в Англии по рублю за пуд [16, с. 21].

Все вышеперечисленные факторы стали определяющими при размещении стеклоделательного и металлургического производства, а строительство новых заводов в благоприятных для производства местностях, обеспеченных сырьевыми ресурсами и рабочей силой, было и экономически целесообразным. Предприятия не были связаны между собой и производя схожую продукцию представляли замкнутые (полные) производственные циклы. Это требовало «автономности» и в энерго-сырьевом плане, главным образом в использовании леса и эксплуатации водной энергии рек, как главных источников энергии (энергоносителей) и основного сырья — кварцевого песка. Достижение «самообеспеченности» создавало весьма благоприятные возможности, максимально уменьшавшие себестоимость продукции.

Немаловажным фактором успеха Мальцовского дела было стремление обеспечить паритетное взаимодействие важнейших составляющих промышленной предпринимательской деятельности — производства и спроса. Много внимания уделялось и организации сбыта продукции, выражаясь современным языком, маркетингу.

Например, для расширения своих предпринимательских возможностей и достижения правовой легитимности такого рода деятельности в 1854 году Сергей Нванович записывается в первую гильдию московского купеческого сословия [17, с. 33], что однозначно говорит о его профессиональных устремлениях (по существующим в первой половине XIX в. правилам лишь вступление в купечество предоставляло право заниматься торговлей).

В этом же году на объединенном семейном совете заключается негласный договор Сергея с двоюродным братом Нваном Сергеевичем Мальцовым о разделе рынка сбыта стекольно-хрустальной

продукции внутри России. «Предполагалось, что Дятьковский хрусталь будет продаваться преимущественно в южной и центральной частях Европейской России, а Гусевский — в восточной и столицах. Нзвестно, что в первой половине XIX в., предприятия Мальцовых поставляли не менее половины всей стекольной продукции, участвовавшей в торговом обороте страны» [14, с. 184].

Важным методом завоевания рынков было стремление разнообразить ассортимент выпускаемой продукции, учитывая различные уровни спроса и покупательные способности потребителей, а также создание разветвленной торгово-транспортной сбытовой сети. Специализация стекольно-хрустальных заводов предусматривала как массовое производство на рынок, так и изготовление штучных эксклюзивных товаров, которые можно было назвать настоящими произведениями искусства. Наряду с простой посудой из простого «зеленого» стекла изготавливались дорогие хрустальные изделия, требующие использования сложных технологий и высокого мастерства. Часть изделий, главным образом с гравировкой и росписью, выполнялась на заказ.

В то же время, на протяжении XIX в. ярко выраженной тенденцией был рост массовости в производстве товаров. Значительно сокращается ассортимент изделий, а их оформление ограничивается шлифовкой и лишь иногда росписью [5, с. 24]. Еще больше внимание производству продукции,ориентированной на массовый спрос, уделяется во второй половине

XIX века. Например, в описании Дятьков-ского завода, датированном 1880 г., указывается, что главным направлением производства является производство «самой простой посуды: стаканов, графинов, рюмок, солонок и т. д., доступной по цене массе народа» [16, с. 21—22].

Нндустриальная эпоха выдвигала новые требования к производству. Необходимость модернизации оборудования стимулировала работу технологов и инженеров, разрабатывающих новые технические устройства и технологии. Достаточно сложные автоматические устройства стали применяться для изготовления миллионными тиражами чай-

ных стаканов, рюмок, блюдцев, тарелок, пепельниц и другой продукции. Массовое производство включало и более сложные в технико-технологическом исполнении изделия: сервизы, графины, корзины, вазы, пирамиды, кувшины, бочонки, колпаки круглые и овальные для цветов и сахарных голов, чайницы, чернильницы, папиросные пушки. В прейскуранте значился даже пневматический умывальный прибор системы Эндаурова.

Конечно же, массовость производства несколько нивелировало своеобразие творческого почерка Дятьковского хрустального завода. Одновременно шел поиск новых художественных критериев, отражающих потребности эпохи машинного производства, но в то же время ориентированных на сохранение художественных традиций Мальцовского стеклоделания и хрустального производства. Успехи Дятьковского и Гусевского заводов позволили им стать в ряд самых передовых в отрасли. Именно с ними связаны многие художественные и производственно-технические достижения стеклоделия XIX в.

Продукция металлургических и машиностроительных заводов также ориентировалась на рынок. Например, песочен-ские железоделательные заводы (Верхне-и Нижнепесоченский) выпускали различные виды печного и кухонного литья из чугуна (более 20 наименований). Кроме того, несколько видов изделий изготавливалось из железа: гвозди различных типов, таганы, петли и дверные затворы, полосовое железо, наковальни и т. п.

При этом большое внимание уделялось эстетическому оформлению изделий из чугуна. Значительную часть ассортимента составляло так называемое художественное литье: пепельницы, чернильные приборы, настольные скульптуры с изображениями людей и животных, а также различного рода изделия, украшенные барельефными орнаментальными и сюжетными композициями. При заводе существовала лепная мастерская, где изучалось искусство скульптуры, с рисунков делались все фигурные формы для отливки предметов [6, с. 111].

В перечне городов, куда отправлялась продукция с мальцовских заводов в пер-

вой четверти XIX в. значатся Харьков, Кременчуг, Петербург, Рыльск, Одесса, Курск, Киев, Рига. Важным пунктом сбыта продукции была Макарьевская, а затем Нижегородская ярмарка, где особым спросом пользовался цветной хрусталь с мальцовских заводов. Большое значение в первой половине XIX в. для южного мальцовского района имел украинский рынок [20, с. 54].

Довольно интенсивно осваивался восточный рынок. В 1832 г. по окончании войн с Нраном и Турцией русское правительство предложило стеклозаводчикам направлять продукцию для сбыта на Ближний Восток, где ведущие позиции занимало Богемское стекло [1, с. XXV— XXVI, 114]. Одним из первых наладил торговлю с Востоком Н. С. Мальцов, чудом уцелевший после трагических событий в Тегеране, приведших к гибели практически всех членов русской миссии в Персии. Впоследствии, став наследником огромного промышленного хозяйства и переключившись с государственной деятельности на предпринимательскую, он получил право беспошлинной торговли хрусталем в Персии. При этом пришлось учитывать особенности спроса местного населения. Например, был налажен выпуск кальянов по персидским образцам, и они стали пользоваться большим успехом на восточных рынках [15, с. 21].

На международный рынок выходила и продукция другого гиганта стекольнохрустальной индустрии России — Дятьковского завода. Например, по сведениям 1880 г. изделия Дятьковской хрустальной фабрики, столь популярные в России, также отправлялись в значительном количестве в Персию [16, с. 22—23].

Важным пунктом торговли с Востоком к середине XIX в. стала Нижегородская ярмарка. В конце 1840-х гг. на ней ежегодно покупалась для Персии и Закавказья простая стеклянная посуда на 10—12 тыс. руб., а также хрустальные кальяны [3, с. 102].

Что касается сбыта продукции металлургической отрасли, механического производства и машиностроения, то они были так же ориентированы на достаточно отдаленные рынки. На месте (при заводах)

реализовывалась лишь небольшая часть производимой мальцовскими заводами продукции.

В целом же хороший сбыт продукции мальцовских заводов обеспечивали следующие факторы: близость к крупным

центрам потребления продукции (Москва, Петербург, Украина), наличие удобных путей сообщения (прежде всего судоходных рек, а во второй половине XIX в. и железных дорог), а также высокое качество продукции, и как следствие, доверие потребителей. Например, продукция заводов С. Н. Мальцова в Орловской губернии пользовалась столь высоким спросом, что за ящик листового стекла этих заводов платили по 7 р. лишних по сравнению с продукцией других предприятий [18, с. 26—28].

Практиковались самые разнообразные способы реализации продукции: работа на заказ, оптовая продажа непосредственно на заводе, доставка продукции потребителю, создание сети своих магазинов, торговых контор и товарных складов.

Для ведения упорядоченной и регулярной торговли Мальцовы создают торговую сеть, охватывающую крупнейшие города России. Так С. Н. Мальцов организует торговые дома и склады продукции в Москве, Орле, Одессе, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Екатерино-славле, Кременчуге, Херсоне, Самаре, Петербурге и Нижнем Новгороде [10, с. 11]. По данным на 1884 г. в его распоряжении находились склады и магазины, действовавшие в 17 пунктах страны [18, с. 12—13, 80].

С середины XIX в. Мальцовы стали уделять большое внимание созданию внутренней торгово-транспортной инфраструктуры для подвоза сырья и доставки товаров потребителям. Например, уже в 1820-х гг. С. Н. Мальцов купил имение в с. Софиевка на Днепре, в Херсонской губернии, ставшее своего рода перевалочным транзитным пунктом для дальнейшего продвижения и распространения продукции на Украине. Здесь была построена пристань и склады, где складировались, хранились и реализовывались хрустальные и стеклянные изделия [18,

с. 26—28]. Важным шагом в этом направлении стало использование С. Н. Мальцовым пароходов для транспортировки товаров по Днепру, а затем и по другим рекам. Одновременно проводились работы по совершенствованию водных путей с помощью строительства плотин, шлюзов и водохранилищ, позволяющих в период мелководья поднимать уровень рек для спуска барок с заводской продукцией.

Даже во второй половине XIX в. более 90 % промышленной продукции

транспортировалось по рекам Болве, Ресете, Десне, на которых функционировало

5 сплавных пристаней. Воднотранспортные операции осуществлялись при помощи «барок и берлин», общее количество которых в 1896 г. достигало 28 [10, с. 11]. Они приводились в движение уже не силой бурлаков, а с помощью буксировочных пароходов.

С 1855 г. все главные предприятия были связаны шоссейными дорогами, а с 1870-х гг. важным средством транспортировки товаров становится железнодорожный транспорт. Ответвляясь от Рижско-Орловской железной дороги, она соединяла практически все крупнейшие заводы Мальцовского района, а так же разрабатываемые каменноугольные и железорудные месторождения.

Узкоколейные железные дороги, протяженность которых составила 203 версты, соединяли р. Болву и Жиздру, т. е. Волжский и Днепровский водные пути. Современников поражала быстрота постройки дороги, что было заслугой С. Н. Мальцова, проявившего недюжинные предпринимательские способности. В записках Московского отделения императорского Русского технического общества в 1886 г. отмечалось: «В истории русского железнодорожного дела за 50 лет известны только

2 примера сооружения железных дорог средствами одного лица: Петергофская, сооруженная бароном Штиглицем, и Мальцовская. Та и другая обошлись почти в одинаковую сумму, около 2 млн руб., но какая разница в средствах владельцев! Кроме того, Петергофская дорога не представляет из себя ничего любопытного. Мальцовская же, напротив: ее

тип вполне соответствует тому, что нужно России и что возможно осуществить по ее топографическим и экономическим условиям в ближайшем будущем. Это — прекрасный образец для нас, если мы только искренне желаем извлечь страну из бедствий бездорожья» [3, с. 141].

Работы по развитию инфраструктуры мальцовского производства осуществлялись и еще в одном направлении. Для более динамичного и сбалансированного взаимодействия различных составляющих промышленного механизма мальцовского хозяйства было решено протянуть телеграфные линии, которые должны были соединить между собой практически все заводы и владения, принадлежавшие предпринимателю. С целью придания законности преобразований он отправил в Петербург прошение, и, не дожидаясь ответа, взялся за дело. К 1871 г. первая телеграфная линия был готова и успешно начала свое действие. Ее протяженность составила всего несколько верст, но уже через несколько лет общая длина телеграфных линий достигла 267 верст. Петербургские власти с недоверием и нескрываемой ревностью отнеслись к столь активному внедрению этого передового для того времени достижения научно-технической мысли. Нз столицы трижды приходили запреты на создание С. Н. Мальцовым собственного телеграфа, однако им не придали особого значения. Некоторое время спустя к телеграфу добавились и телефонные линии в 303 версты длиной [14, с. 185].

Главным объектом транспортной инфраструктуры стала узкоколейная железная дорога от Людиново до ст. Брянск и Радица. Ее строительство было начато в мае 1877 г., а 21 ноября 1877 г. по ней уже прошел первый поезд. Современники отмечали, что «это чуть ли не единственная в России дорога, которая построена на частные средства без субсидий со стороны Правительства» [16, с. 13]. Причем все необходимое как для строительства, так и для эксплуатации железной дороги производилось непосредственно на предприятиях Мальцовского промышленного округа. По ней осуществлялась перевозка людей и грузов с предприятия на пред-

приятие с помощью 22 легких маленьких паровозов и 531 пятьсот тридцати одного вагона, вместимостью 20 человек и отделанных материалом Мальцовских же суконных и деревообрабатывающих фабрик, а также товарных платформ. Нс-пользуемые локомотивы были особой конструкции, четырехколесные, высокого, до 12 атмосфер, давления [16, с. 13]. Смотрителями станций, кондукторами и машинистами на дороге были, как и на телеграфе, молодые люди, прошедшие обучение в учебных заведениях мальцовского промышленного округа. Это нововведение стоило предпринимателю около двух миллионов рублей, а изготовлением всего необходимого: проводов для телеграфа и телефона, рельс для железной дороги, занимался Людиновский завод. Производство же паровозов, вагонов и платформ определило дальнейшее направление деятельности металлургических заводов Мальцова [14, с. 188].

В рекламных целях при Радицком заводе была открыта выставка сельскохозяйственных машин, механизмов и орудий, производимых на Людиновском и Радицком заводах. На ней потенциальные покупатели могли познакомиться с образцами продукции, для чего устраивалась демонстрация возможностей тех или иных образцов [16, с. 27—28].

Большинство современников, оставивших воспоминания о заводах Мальцовых, весьма высоко оценивали производственный потенциал принадлежавших им предприятий. Все они отмечали хорошее состояние заводских сооружений, использование различных заводских машин и механизмов, хорошее качество производимой продукции, выгодно отличавшиеся условия жизни рабочих, внешний облик заводских поселков и др.

Однако не только масштабы и количественные параметры промышленной деятельности определяли результативность производства. Одним из важнейших факторов успеха дела Мальцовых можно назвать высокий уровень качества продукции. Продукция Дятьковской фабрики была отмечена лично Нмператором Николаем I и награждена Большой золотой медалью на I Всероссийской промышлен-

ной выставке в Санкт-Петербурге в 1828 г. [9, с. 15] В дальнейшем, на протяжении всего XIX в., без Дятьковских изделий не обходилась ни одна промышленная выставка, и практически всегда им уделялось повышенное внимание. Не меньшую, а в некоторых случаях и большую известность получила продукция Гусевской стекольной фабрики, также экспонировавшаяся и получавшая самые высокие награды практически на всех российских, а в конце XIX — начале

XX в. получила признание и на мировых промышленных выставках.

Однако прежде чем достичь таких высот и получить общероссийское и даже международное признание в этой отрасли, заводы прошли долгий и нелегкий путь, причем Мальцовым принадлежала в этом особая роль. Нменно благодаря их активному предпринимательству, выражавшемуся в постоянном стремлении к заимствованиям, новаторству и модернизации производства с одной стороны, а с другой — сохранению и развитию собственных традиций производства, был достигнут такой высокий уровень. В реальной ситуации это выражалось в привлечении квалифицированных мастеров, в том числе и иностранных, налаживании системы подготовки собственных кадров, довольно эффективной организации труда с упором на материальную заинтересованность, стремлении к постоянному расширению производства, активном заимствовании и внедрении передовых технико-технологических достижений, сохранении и развитии производственной культуры и др.

Большое значение уделялось интенсификации производства, в рамках которого важную роль играло его технико-технологическое совершенствование. По мере исчерпания возможностей экстенсивного роста Мальцовы все больше внимания уделяют этому аспекту. В результате их предприятия относились к числу самых передовых в отрасли.

XIX в. характеризуется для России обширнейшим внедрением новой техники во все отрасли производства. Данный процесс связан с механизацией производства на основе паровой энергии. Мальцо-

вых можно отнести к числу пионеров в этой области. В 1840 г. на Гусевском хрустальном заводе действовало 3 паровых двигателя: в 12 л. с., 8 л. с. и 6 л. с. Они приводили в действие 160 шлифовальных станков, а так же «отличного устройства английскую самоточку, употребляемую для обтачивания проводов и других вещей» и мукомольную мельницу [3, с. 111].

Паровая энергия применялась и на Дятьковском заводе С. И. Мальцова, где в 1850-х гг. действовал двигатель в 20 л. с. [19, с. 283]. Описание Дятьковско-го завода, датированное 1880 г., свидетельствует о еще более активном использовании паровых двигателей. В качестве резервных энергетических установок использовались водяные двигатели (колеса), а также запасные паровики [16, с. 20— 21]. В 1896 г. на этом же заводе имелось

3 паровых машины и 3 локомобиля общей мощностью 79 л. с. и 3 водяных двигателя, суммарная мощность которых составляла 45 л. с. [10, с. 6]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наряду с традиционными дровяными стекловаренными печами с топками прямого действия внедряются современные более производительные газовые регенеративные стекловаренные печи, изобретенные Сименсом. Это давало возможность сократить потребление топлива на единицу продукции, использовать некачественное топливо, например отходы лесных разработок, и стабилизировать температуру варки массы. Явные преимущества применения такого рода печей сочетались с их большой стоимостью в 12— 15 раз дороже обычных. Такие печи были установлены на Дятьковском, Чернятин-ском, Радицком и Знеберском заводах С. И. Мальцова [10, с. 3—10].

Большое значение в повышении эффективности производства имел переход от горшковых печей к ванным, что уменьшало расход топлива на единицу продукции, ускоряло передел стеклянной массы и обеспечивало непрерывность производственного процесса. Ванные печи были более емкими, чем старые гор-шковые, и имели более высокую температуру варки стекла [20, с. 37].

В числе другого оборудования, действовавшего в 1896 г. на стекольно-хру-

стальных заводах, мы обнаруживаем: воздуходувные- и воздухонагревательные аппараты, муфели, станки для матовки стекла и др.

Не в меньшей степени промышленный переворот затронул металлургическое и машиностроительное производства. Прежде всего это коснулось технологии изготовления и обработки чугуна и железа.

Организованное на Людиновском и Радицком заводах паровозо- и вагоностроение, а также производство сельскохозяйственных машин и орудий труда создавало острую необходимость получения более качественных сортов металла и изготовления довольно сложных изделий. Это способствовало строительству новых типов печей — пудлинговых, ваграночных, сварочных, а так же внедрению различных типов станков — прокатных, токарных, долбежных, фрезерных, наждачных, сверлильных и др. Например, в Лю-динове впервые в Европе было введено пудлингование на дровах (древесном угле), пущена первая в России мартеновская печь.

Для приведения в действие всех этих многочисленных механизмов на двух указанных заводах в 1896 г. использовалась энергия, получаемая от работы 18 паровых машин и локомобилей, общей мощностью в 525 л. с. и водяных двигателей, суммарная мощность которых составляла 340 л. с. [10, с. 3—5].

Всего же на заводах мальцовского промышленного округа в 1896 г. насчитывалось 42 паровых двигателя и локомобилей, мощностью 972 л. с. и 14 водяных двигателя, мощностью 405 л. с. Кроме того, на предприятиях функционировало 69 печей различного рода, 760 станков и 26 единиц другого оборудования [10, с. 3—10].

Применение этих очень важных в технико-технологическом плане новшеств в конечном итоге являлось показателем выхода промышленного производства мальцовского промышленного округа на новый уровень и свидетельствовало о преодолении ими мануфактурной стадии производства.

Как видим, прогрессивное развитие Мальцовских предприятий, и прежде все-

го быстрые темпы технико-технологической перестройки, окончательно обеспечивали им статус передовых и одно из лидирующих мест в стекольно-хрустальной, металлургической и машиностроительной отраслях. Об этом говорит также рост производительности труда и объемов производства.

Несмотря на успехи в стеклоделательном и хрустальном производстве главным показателем так называемой «индустриальной зрелости» была организация на мальцовских заводах машиностроительного производства. По всей России были известны «мальцовский» чугун, «маль-цовские» лакомобили, «мальцовские» паровозы и вагоны и другие изделия. После того, как отраслевая структура Мальцовских предприятий пополнилась железоделательным производством, ему уделялось особенное внимание и наиболее крупные капиталовложения направлялись туда. Это было мотивировано тем, что отрасль более чем любая другая отражала стратегические интересы государства и была объектом постоянной его опеки. Деятельность в этом направлении позволяла пользоваться различного рода государственным привилегиями и давала право на получение денежных средств, инвестируемых государством. Во многом этому способствовало и то обстоятельство, что к этому времени С. Н. Мальцов все ближе подбирается к государственному аппарату, знакомится с тонкостями осуществления правительственной политики, принятия решений и проведение мероприятий в экономической сфере.

Накопленный Мальцовскими заводами потенциал позволил успешно претворить в жизнь эти замыслы. В начале 1850-х гг. было объявлено об учреждении государственного конкурса, среди владельцев металлообрабатывающих заводов, по плану частного производства паровых машин, с последующим получением правительственного заказа и субсидий на изготовление пробной партии. Во многом это было обусловлено тем обстоятельством, что в России практически не было собственного машиностроения, и страна в этой отрасли испытывала импортную зависимость от западных дер-

жав. Главным поставщиком этого вида продукции была Англия. Однако в силу сложившейся внешнеполитической ситуации отношения Англии с Россией постепенно стали обостряться, что непосредственно сказывалось на объеме торговли между ними. Особой проблемой для правительства был военный флот, который продолжал оставаться парусным, в то время как Англия и Франция перевели свои суда на паровую тягу.

Единственным, кто подал реальный проект, был Сергей Нванович Мальцов. Казне было предложено изготовить «несколько машин для флота по той же цене, по какой она заказывает в Англии» [19, с. 276]. Первоначально, в виде опыта, предполагалось построить девять пароходных машин. Однако уже на первой стадии реализации данного проекта возникли серьезные трудности, обусловленные начавшейся конфронтацией с Англией. Разрабатывая проект, Сергей Нванович именно там рассчитывал получить чертежи и образцы парового двигателя, что стало в этих условиях практически невозможно. Ситуация осложнялась острой нехваткой опытных мастеров, знакомых с такого рода производством. Все это, в сочетании с высокими ценами на необходимые для налаживания производства материалы, не сулило в этих условиях коммерческой выгоды предпринимателю. Однако понятия прибыль и деловой успех в понимании Сергея Нвановича означали не одно и то же, причем последнее в этой ситуации оказалось на первом месте. Государственный интерес, а также личный престиж и честолюбие играли не менее важную роль в мотивационных установках Мальцова.

Как и всегда в таких случаях, С. Н. Мальцов с большим рвением взялся за дело. В сжатые сроки на машиностроение был переориентирован Людиновский завод. Первая произведенная продукция пошла на Тульский оружейный завод и в Петербургский Арсенал, где паровые машины были новинкой. Усердие предпринимателя, хорошее качество продукции и относительно низкие цены, в совокупности, дали толчок дальнейшим контактам с государственными органами. Завоевав дове-

рие в предпринимательских кругах и хорошо зарекомендовав себя в этом важном государственном деле, Мальцов получил заказы от Морского министерства на производство винтовых двигателей для пароходов, до этого не производившихся на отечественных предприятиях, а закупавшиеся за рубежом. Нспользуя зарубежный опыт и российских мастеров, предпринимателю удалось выпустить несколько паровых двигателей, один из которых исправно действовал даже в XX веке на корвете «Воин». Только закончив выполнение этого государственного заказа, Сергей Нванович получает новый, все от того же Морского министерства, главы которого посчитали возможным постройку наряду с двигателями и самих пароходов, в которых у России была острая необходимость.

Первоначально было изготовлено два парохода «Сергий Радонежский» и «Ноан Богослов» с двигателями мощностью в 50 л. с. Всего же за пятилетие, с 1852 по 1856 г., было сделано для клиперов Каспийского моря 6 пароходных машин высокого давления в 200 л. с. каждая.

В 1875 г. Мальцов заключил контракт с пароходным обществом «Меркурий», по которому обязался выстроить для него три винтовых парохода. В то же время он имел заказы на три пароходные машины для Черноморского флота [4, с. 49].

Особое отношение было у предпринимателя с Военным Министерством. Дело в том, что двоюродный брат Сергея — Нван Сергеевич, находившийся на службе в Министерстве иностранных дел, организовал несколько льготных контрактов для Людиновского завода на выпуск пушечных лафетов. Начавшаяся Крымская война 1853—1856 гг. еще более увеличила спрос на заказываемую продукцию. Предприниматель с целью удержания контракта в своих руках пошел на снижение цен, что, однако, с лихвой компенсировалось за счет увеличения объемов производства товара. Всего за период войны на заводах Мальцова произведено «1 800 железных лафетов, 100 железных пушечных платформ и около двух миллионов пудов разных снарядов для Брянского арсенала» [4, с. 49].

Машиностроение на Мальцовских заводах имело не только военную направленность, оно ориентировалось и на гражданские сферы. В 1870 г. на Люди-новском и Радицком заводах, представлявших собой единый машиностроительный комплекс, объединяющий весь процесс производства, начиная с приготовления сырья и заканчивая выпуском готовых изделий, было изготовлено следующее количество земледельческих орудий: «9 штук паровых молотилок рустопов-ской и своей — мальцовской систем, 59 сортировок, 8 конных веялок, 97 ручных веялок, 18 конных сеялок, 2 косиль-ных машины, 138 просорушек, 10 крупорушек, 157 плугов, 144 бороны и 25 тележек для перевозки руды». Кроме этого, было построено «831 товарных обыкновенных вагона, 124 тормозных, 34 платформы обыкновенных, 6 тормозных, 35 товарных паровозов, 6 колесных и 10 товарно-пассажирских» [16, с. 28—29].

В этой связи отдельно следует сказать

об организованном С. Н. Мальцовым на своих предприятиях производстве паровозов. В конце 60-х гг. XIX в. в России довольно быстрыми темпами развертывается железнодорожное строительство. Это существенно увеличило потребность в паровозах и вагонах, до этого времени привозимых исключительно из-за границы. Правительство вынуждено было принять меры в налаживании отечественного паровозо- и вагоностроения. В начале

1867 г. Министерство путей сообщения опубликовало обращение к заводчикам, в котором указывалось на необходимость изготовления большого количества нового подвижного состава, причем подчеркивалось, что это дело выражает собой государственный интерес. Находящийся в то время на посту министра путей сообщения П. Н. Мельников обращался к промышленникам с просьбой поддержать государство в создании национальной железнодорожно-строительной отрасли.

Была создана комиссия при Министерстве путей сообщения для выработки стратегии решения поставленных задач. Основываясь на опыте снабжения железных дорог подвижным составом в Западной Европе, комиссия установила, что по-

требность в России составляет 20—25 паровозов в год, которую способны удовлетворить пять паровозостроительных заводов. В течении 1867 г. поступило 29 предложений от русских и иностранных заводчиков. В процессе обсуждения некоторые из них были отвергнуты, а некоторые были взяты обратно представившими их заводчиками. В конце концов в

1868 г. заказы были размещены на Невском механическом заводе Семянникова и Полетики и заводе С. Н. Мальцова в Людинове. Каждый завод должен был произвести 50 паровозов на сумму 1 200 тыс. руб. Вагоны были заказаны Московскому заводу Вильямса и Бухтеева, заводу Мальцова и заводу Лильпоп и Рау в Варшаве. Частные заводы при выдаче им заказов получали аванс в размере половины стоимости заказа, предназначавшийся на оборудование заводов для па-ровозо- и вагоностроения [8, с. 117].

Организация серийного изготовления паровозов на Людиновском заводе требовала серьезной технико-технологической перестройки, а так же привлечения новых специалистов — мастеровых, технологов, конструкторов, инженеров.

Сжатые сроки поставки первой партии требовали форсирования действий. В условиях недостатка времени на собственные конструкторские разработки были закуплены образцы оборудования одного из старых паровозостроительных заводов в Англии, спешно переброшенные на Люди-новский завод. Одновременно из Франции были приглашены 12 высококвалифицированных специалистов по основным направлениям паровозостроения с одного из новейших французских заводов.

Несмотря на высокий потенциал Лю-диновского завода, для столь крупного производства мощностей было явно недостаточно. Поэтому С. Н. Мальцов спешно принимает решение о строительстве в двух верстах от города Брянска при Глиняном озере, примыкающем к реке Десне, Ра-дицкого паровозовагонного завода. Начатое в конце лета 1868 г., через год оно было практически завершено, и уже в 1870 г. завод выпустил первые паровозы. На него были переброшены специалисты с Людиновского завода, а на должность

директора постройки вагонов приглашен из Риги англичанин Смит.

Весь процесс производства был рассредоточен по этим двум заводам. На Людиновском заводе изготавливались все основные механизмы и детали для паровозов, вагонов и других машин и механизмов, а также производилась их начальная сборка. Затем в полусобранном виде изделия доставлялись на Радицкий завод. Там изготавливались деревянные части изделий, осуществлялась их окончательная сборка, доводка и покраска, а также производились испытания.

О качестве первых паровозов можно судить уже по тому, что на Московской политехнической выставке в 1872 г. Лю-диновскому заводу были присуждены Большая золотая медаль и аттестат первой степени за демонстрацию процесса изготовления паровоза, начиная с сырой отливки деталей и заканчивая его полной сборкой и отделкой.

Вторым этапом, определившем дальнейшее развитие в выбранном направлении, стало подписание в 1875 году подготовленного еще в предыдущем договора с Департаментом железных дорог, по которому предприниматель обязывался на своих предприятиях произвести 150 паровозов, 3 000 вагонов, платформ, полувагонов и угольных вагонов на общую сумму 7 млн рублей [14, с. 188].

На заводах размещались не только государственные, но и частные заказы. Так из 118 паровозов, изготовленных Людиновским заводом за шесть лет, 50 было отправлено по казенным заказам, а 68 — по частным [8, с. 117].

Но правительственные заказы размещались на более выгодных условиях, заключавшихся в более высоких расценках, а так же авансировании производства. Однако в целях поддержания отечественной железоделательной промышленности и сокращения платежей за границу за получаемые оттуда изделия, оно выдвигало довольно жесткое условие: чтобы заказы выполнялись исключительно из металла и комплектующих отечественного производства.

Оба мальцовских завода, Людинов-ский и Радицкий, за некоторым исключением, практически полностью удовлетво-

ряли предъявляемым казной требованиям. Они работали на местном топливе и употребляли главным образом свой собственный чугун и железо, хотя первоначально пользовались иностранной сталью. Практически все паровозные и вагонные детали, за исключением выписываемых из-за границы колес и бандажей, изготавливались на месте или заказывались на других русских заводах.

Тем не менее, необходимость соответствия этому условию порой было сопряжено для паровозостроительных заводов со значительными трудностями. Организация новых производств требовала больших расходов и сказывалась на финансовом положении заводов. Так, в 1870 г. встал вопрос о создании рессорной стали высочайшего качества, и вопреки общепринятому выходу из сложившейся ситуации, покупке необходимых средств, материалов и оборудования для ее производства за границей, предприниматель решает обойтись собственными силами и организует строительство печи Сименса. Внедрение этого новшества было весьма дорогостоящей процедурой и повлекло за собой немалые убытки [8, с. 120—122].

Как показало дальнейшее развитие событий, зависимость от казенных заказов и недостаточная емкость рынка создавали непреодолимые трудности в деятельности предприятий. После того как по окончанию русско-турецкой войны в 1878 г. правительство резко сократило заказы на паровозы, отечественные паровозостроительные заводы оказались в очень затруднительном положении. Не обошла эта участь и мальцовские заводы. Не выдержав трудностей производства Людиновский паровозный завод в 1881 г. приостанавливает свою работу, изготовив за время выполнения государственного заказа 373 паровоза. Ситуацию не спасло даже то, что в 1884 г. правительство выдало заводу заказ на 20 паровозов. Но и он не мог поправить положение [8, с. 122].

Рассматривая проблему локальной индустриализации на примере промышленного хозяйства Мальцовых, нельзя забывать и о влиянии социокультурных факторов, определяющих ее конфигурацию и

степень выраженности многих характеристик.

Большое значение имели особенности реализации предпринимательской функции представителями рода. Обладание целым рядом благоприятных качеств, ставших своего рода генетическим кодом, сыграло положительную роль в достижении высоких результатов и обеспечило выход семейного бизнеса на столь высокий уровень.

Во многом успехи локальной индустриализации обеспечивались клановостью и преемственностью (на протяжении 4 поколений), которые позволяли сохранять достигнутый потенциал и концентрировать усилия представителей рода для развития семейного бизнеса.

Следует сказать, что в предпринимательской практике XIX в. организация того или иного нового производства представляла собой чрезвычайно сложную задачу, требуя больших затрат и не принося предпринимателю сиюминутной прибыли. Мотивация деятельности в данном случае может быть совершенно различной, и не всегда она связана исключительно с материальным обогащением. Важную роль в таких случаях приобретают понятия деловой авторитет, престиж, общественное и государственное признание, достигаемые путем реализации тех или иных национально-стратегических и социально значимых задач. Для некоторых представителей династии Мальцовых эти понятия имели вполне конкретное содержание и получали непосредственную реализацию. Данное утверждение хорошо может быть проиллюстрировано словами из речи, сказанной С. Н. Мальцовым на собрании пайщиков мальцовского товарищества, по поводу организации производства земледельческих орудий труда и инструментов: «Приготовление земледельческих машин... встречает опасных конкурентов в лице иностранцев, имеющих во всей России богатые склады беспошлинно ввозимых ими превосходных машин; сверх того, укоренившаяся привычка русских земледельцев получать иностранные машины — служит тоже немалою трудностью к распространению наших произведений; вообще дело это, как но-

вое, требует труда и убыточно, но я уверен, что настойчивостью мы достигнем того, что русские машины будут служить развитию русского земледелия и производство их не будет убыточно товариществу; мальцовским заводам уже не новость нести пожертвования для введения в нашем отечестве новых производств и усовершенствований» [16, с. 4—5].

В деятельности Мальцовых нельзя не заметить неиссякаемое стремление к развитию и совершенствованию дела, желание идти в ногу со временем. В результате на протяжении практически двух столетий Мальцовское хозяйство непрерывно развивалось, причем как в техникотехнологическом и материальном плане, так и в социокультурном. Несмотря на неизбежные противоречия между трудом и капиталом, несмотря на сословные и имущественные различия, вызванные используемыми методами организации рабочей силы и обусловленные характером трудовых отношений, складывающихся на предприятиях, Мальцовы способствовали улучшению социального и материального положения рабочих и их духовно-культурному развитию, в тех масштабах, в которых это позволяла сделать существующая система. В некоторых же случаях на первое место выходит уже не частный или семейный интерес, а идеал служения государству во имя его процветания, а так же стремление к решению общественно значимых задач.

Столь восторженные отзывы являются следствием широкой деятельности С. Н. Мальцова по налаживанию системы социального обеспечения и быта рабочих. Направленность проводимых мероприятий определялась осознанием необходимости создания приемлемых условий жизни рабочих и их семей, что в конечном итоге позволяло реализовать принцип материальной заинтересованности и поднять производство на более высокий уровень, одновременно поддерживая его стабильность.

В отраслевой структуре занятости жителей Мальцовского округа преобладала деятельность, ориентированная преимущественно на промышленную сферу. Отчасти это обусловлено не слишком благо-

приятными условиями для ведения земледельческой деятельности на этих территориях, на что прямо указывается в воспоминаниях современников. «Громадное и в высшей степени оригинальное фабричнозаводское царство» созданное там, «где убогая земля и отдаленность от промышленных центров, казалось ничего не могли дать российскому крестьянину» [11, с. 234], а земледелие не приносит выгод [19, с. 285].

Кроме того, переориентация хозяйственной деятельности населения с сельскохозяйственной на промышленную сферу была также обусловлена непрерывно расширяющимися масштабами производства. Поэтому заводские потребности в рабочей силе были настолько велики, что поглощали практически все работоспособное население, и даже применялся труд женщин и подростков. Даже при значительной численности населения Мальцовских владений, расположенных в плотно заселенных центральных районах России, ощущалась острая нехватка рабочей силы.

В описании Мальцовских заводов, составленном К. Л. Ухтомским на основании произведенного в 1856 г. путешествия, общая численность населения, проживающего при заводах, определяется в 18 600 чел. Нз них 14 000 чел. было занято непосредственно в заводских операциях, а остальные состояли при заводах чернорабочими. Но даже и этого количества было недостаточно для удовлетворения всех потребностей в обслуживании производства, о чем прямо заявлял в разговоре с приглашенным в гости К. Л. Ухтомским Сергей Нва-нович, ссылаясь на недостаток рабочих рук [19, с. 284—285].

Еще в одном источнике, датированном 1880 г., указывается, что численность занятых на заводах мальцовского промышленного товарищества «в качестве мастеров, подмастерьев и других постоянных рабочих» составляла более 13 000 чел. Кроме того, «жители сел и хуторов, лежащих вблизи заводов и фабрик, заняты в качестве плотников, дровосеков и других чернорабочих, поденщиков и поденщиц». В обслуживании производства были задействованы даже жители сосед-

них уездов Калужской и Смоленской губерний, труд которых использовался в «добывании руды, разработке каменноугольных копей, рубке и доставке дров и других материалов, сплаве изделий товарищества в весеннее и летнее время по Болве и Десне, устилке шоссе и т.д.» [16, с. 33].

Оригинальность и непохожесть промышленного хозяйства Мальцовых, а также достижения на пути индустриализации неоднократно отмечались современниками. Одно из наиболее ярких свидетельств мемуарного характера — путевые заметки В. Н. Немировича-Данченко под названием «Америка в России», опубликованные в 1882 г. в журнале «Русская мысль». В них владения С. Н. Мальцова представлены как особый район на карте русской промышленности, своего рода царство, являющееся «...оазисом среди окружающего бездорожья и бескормицы». Говоря о сложившейся здесь системе социальных взаимоотношений, он характеризует ее как социальную гармонию: «здесь нет роскоши и излишеств, — нет и нищеты, нет голодовок» [11, с. 234]. Все рабочее население по его мнению жило «как у Христа за пазухой». Таким образом, «здесь была если не Америка, — продолжает В. Н. Немирович-Данченко,— потому, что здесь не было того оживленного индивидуального развития, какое характеризует Америку, — то своего рода Аркадия: население жило здесь, не заботясь о завтрашнем дне, и не опасалось никаких невзгод. Что такое другие наши заводские районы? Рассадники нищеты и центры пьянства и разврата, прежде всего. Приезжайте сюда, вы не встретите ни одного нищего, а пьяные разве в Людинове попадутся вам, да и то редко. Это не вырождающееся поколение, каким является население окрестностей, это — люди сильные и сытые» [11, с. 234].

Конечно, приведенные выше отзывы несут отпечаток субъективизма. Однако точно в таком же ключе были сделаны выводы официальной комиссией, присланной правительством для знакомства с Мальцовским промышленным хозяйством. В своем заключении, заслужива-

ющем гораздо больше доверия, она писала следующее: «Ни одна сторона рабочего быта не была оставлена без внимания, были сами собой достигнуты те результаты и осуществлены те реформы, к которым стремится новейшая социальная экономия. Все это могло считаться преувеличением или тенденциозным описанием, но в действительности мы констатируем те факты, которые проверены и по документам, и из расспросов самих рабочих» [12, с. 14].

В целом же производственная мощь мальцовского промышленного округа достигла таких масштабов, что он представлял собой не только гигантскую по тем меркам производственную структуру, но и довольно целостную, однородную, в определенной степени даже самодостаточную экономическую единицу. На территории района старались по возможности производить все необходимое для жизни: продовольствие, одежду, строительные материалы, мебель, посуду и т. д.

Более того, Сергей Нванович Мальцов предпринял довольно удачную попытку создать своего рода экономические границы собственных владений и усилить зависимость населения, находящегося внутри этих границ, а также сохранить все наличные средства, предназначенные для выплаты заработной платы рабочим.

Задумка начала воплощаться в жизнь с начала пятидесятых годов, на территории заводского района были выпущены первые так называемые «мальцовские деньги». Всего их было выпущено до 2,5 млн руб. разного достоинства, а их номинал колебался от 3 коп. до 5 рублей. Деньги имели весьма широкое хождение и обслуживали многие совершаемые внутри округа торгово-расчетные операции: взятие товаров в провиантных магазинах, частичная выплата жалованья рабочим, уплата акцизов и т. д. По этим «запискам» в

неурожайные годы можно было взять в магазинах хлеб и другие продукты, заготовленные впрок заводоуправлением, по ценам значительно ниже тех, что устанавливались в условиях дефицита на свободном рынке [14, с. 186]. Заведены такие деньги были еще при Нване Акимовиче, а уничтожены в 1894 г., после образования «Акционерного общества Мальцовских заводов». За обращением этих своеобразных денег следило министерство финансов и за 80 лет их существования ни разу не отметило никаких злоупотреблений. Поэтому они принимались как оплата и в соседних губерниях.

Таким образом, складывалась ситуация при которой создавалась своего рода экономически самодостаточная территория со своим населением, социальной инфраструктурой, средствами связи и транспортной системой, разнообразными предприятиями всевозможных отраслей производства и сельского хозяйства и даже деньгами. Положение, сложившееся в Мальцовском заводском районе и все прижившиеся преобразования прекрасно охарактеризовал А. П. Субботин: «Самое развитие этого района представляет такие самобытные черты, какими рельефно выражается предприимчивость русских людей, временно подавляемая искусственными условиями жизни, ярко оттеняется все то, на что эти люди способны в области экономического развития, если им не мешает излишняя регламентация, выработанная нашей административной системою, не приноровленной к жизни» [18, с. 1—2].

В целом же история развития промышленного хозяйства Мальцовых представляет собой микроотражение пути, проделанного отечественной промышленностью в направлении индустриальной зрелости, отразив все сложности и противоречия этого процесса.

Библиографический список

1. 150 лет Никольско-Бахметьевского хрустального завода князя А. Д. Оболенского. Описание истории завода и краткий очерк о развитии стекольного дела в России. — СПб. : Нзд-во постоянного бюро съездов стеклозаводчиков, 1914. — 258 с.

2. Арсентьев, В. М. Условия и особенности перехода от протоиндустриального к раннеиндустриальному этапу экономического развития России в первой половине XIX века / В. М. Арсентьев // Мировое экономическое развитие и Россия (XIX—XX вв.): материалы междунар. науч. конф. — М., 2009. — С. 249—252.

3. Арсентьев, Н. М. Российские предприниматели Мальцовы / Н. М. Арсентьев, А. А. Макушев. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2006. — 260 с.

4. Арсентьев, Н. М. Замосковный горный округ конца XVIII — первой половины XIX века / Н. М. Арсентьев. — Саранск : Тип. «Красный Октябрь», 1998. — 604 с.

5. Ашарина, Н. А. Русское стекло / Н. А. Ашарина. — М. : «Г аларт», 1998. — 312 с.

6. Бауэр, А. А. Некоторые вопросы истории Песоченских заводов в мальцовский период (1839— 1917 гг.) / А. А. Бауэр // С. И. Мальцов и история развития Мальцовского промышленного района. — Москва-Брянск, 1994. — С. 63—65.

7. Богатуров, А. Д. Анклавно-конгломератный тип развития. Опыт транссистемной теории / А. Д. Богатуров, А. В. Виноградов // Восток — Запад — Россия. — М., 2002. — С. 109—128.

8. Ерохина, Н. И. Развитие производств Мальцовского округа на местном сырье / Н. И. Ерохина // С. И. Мальцов и история развития Мальцовского промышленного района. — Брянск, 1999. — Ч. 2. — С. 19—20.

9. Кизимова, С. П. Из истории промышленного предпринимательства в Дятьковской округе в XVII — XIX веках / С. П. Кизимова, В. В. Крашенников // С. И. Мальцов и история развития Мальцовского промышленного района. — Москва — Брянск, 1994. — С. 6—16.

10. Краткое описание Мальцовских заводов. — СПб. : Типо-Литография А. Ф. Маркова, 1896. — 15 с.

11. Немирович-Данченко, В. И. «Америка в России» / В. И. Немирович-Данченко // Русская мысль. — М., 1882. — Кн. 12. — С. 219—236.

12. Немчинова, Д. И. Мальцовы и их дело / Д. И. Немчинова // С. И. Мальцов и история развития Мальцовского промышленного района. — Брянск, 1998. — Ч. 2. — С. 7—14.

13. Побережников, И. В. Российские модернизации : пространственные аспекты / И. В. Побережников // Индустриальное наследие : материалы III междунар. науч. конф., г. Выкса, 28 июня — 1 июля 2007 г. — Саранск, 2007. — С. 194—201.

14. Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала XX века. — М. : РОССПЭН, 1997. — 344 с.

15. Прокофьев, Е. П. Гусевский хрустальный завод / Е. П. Прокофьев. — Л. : «Художник РСФСР», 1970. — 156 с.

16. Сергей Иванович Мальцов и Мальцовское промышленно-торговое товарищество. — СПб. : Тип.: Министерства Внутренних дел, 1880. — 40 с.

17. Справочная книга о лицах, получивших купеческие и промысловые свидетельства по г. Москве на 1870 год / сост. В. М. Бостанджогло. — М. : Тип. А. Н. Иванова, 1870. — 320 с.

18. Субботин, А. П. Мальцовский заводской район. История и настоящее экономическое положение / А. П. Субботин. — СПб. : Ред. «Экономический журнал», 1892. — 95 с.

19. Ухтомский, К. Л. Несколько дней на заводах г. Мальцова / К. Л. Ухтомский // Морской сборник, издаваемый морским ученым комитетом. — СПб., 1857. — Т. 32. — № 12. — С. 275—285.

20. Юрчук, К. И. Вотчинные мануфактуры в стекольной промышленности России в конце XVIII — первой половине XIX века (К проблеме генезиса капитализма) / К. И. Юрчук. — Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1988. — 192 с.

Поступила в редакцию 23.01.2010.

Сведения об авторах

Арсентьев Николай Михайлович — член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической истории и информационных технологий, директор Историко-социологического института Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Область научных интересов: экономическая история России XVII — начала XX вв. Автор более 200 научных и учебно-методических работ, в том числе 19 монографий; 27 учебников и учебных пособий.

Тел.: (8342) 24-25-90

e-mail: director_isi@bk.ru

Макушев Анатолий Афанасьевич — доктор исторических наук, профессор кафедры экономической истории и информационных технологий Историкосоциологического института Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Область научных интересов: экономическая история России XVII — начала XX вв. Автор более 20 научных работ, в том числе 6 монографий.

Тел.: (8342) 24-25-90

№ 8 ■ 75

2010/1 Щ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.