УДК 008
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ ДИНАСТИИ МАЛЬЦОВЫХ Ирина Алексеевна Кеня
кандидат юридических наук, доцент Брянского филиала РАНХиГС, Председатель правления благотворительного Фонда имени братьев Могилевцевых (г. Брянск, РФ) + 79051015285, avanta5@rambler.ru
В статье рассказывается о благотворительной деятельности российских предпринимателей. На примере истории семейного клана Мальцовых такие социокультурные аспекты их предпринимательской деятельности, как благотворительность и меценатство, рассматриваются как общественно значимое явление, представляющее яркий пласт в истории России.
Ключевые слова: благотворительность, Мальцовы, Мальцовская железная дорога, Мальцовское промышленно-торговое товарищество, мальцовские деньги, Симеиз, Симеизская обсерватория
Реалии России XXI в. делают все более очевидными необходимость изучения историко-экономических аспектов отечественной истории, тем более, что социально-экономическая ситуация заставляет искать причины возникновения кризисных явлений, отслеживать динамику их развития и направления преобразований.
В данном контексте особый интерес представляют крупнейшие российские предпринимательские фамилии: Демидовы, Морозовы, Маль-цовы, которые на протяжении нескольких поколений хранили и успешно продвигали свое дело, вырабатывали семейные традиции и свою систему ценностей, особое место в которой принадлежало благотворительности. Зачастую их традиции не вписывались в общую систему
© И. А. Кеня, 2015
ценностей, жизненного поведения и хозяйствования, опережая свое время. Врожденный дух созидания и осознание социальной ответственности перед обществом позволило представителям мальцовской династии создать на своих предприятиях уникальную социальную систему жизни рабочих, аналогов которой не было в России.
Объединив свой родовой клан, Мальцовы вышли на уровень монополистов в своей отрасли, выработали свои «правила игры», ставшие нормой для всего делового мира России. Их влияние на развитие отечественных предпринимательских традиций было весьма масштабно. Мальцовы прославились благодаря успехам своих стекольно-хру-стальных, чугунолитейных и паровозостроительных заводов. Акционерное общество этих заводов объединяло 20 крупных заводов и 130 предприятий. Отсюда вышли первые русские рельсы, паровая машина, первый пароход и паровой двигатель, первая мартеновская печь. Провозгласив лозунг «Россия должна освободиться от иностранной зависимости! Все свое!», С. И. Мальцов создал отечественную промышленную империю со столицей в г. Дятьково. Фамилия Мальцовых стала маркой качества продукции, хорошо известной не только в своем Отечестве, но и за его пределами. Вклад семьи Мальцовых в экономику, политику, культуру страны очень существенен. Их деятельность определяла направление и характер развития российского государства в XVIII - н. XX вв.
Мальцовы - одна из древнейших русских купеческих династий, представителям которой за заслуги перед Отечеством, подобно семьям Строгановых и Демидовых, было пожаловано дворянство. Ее родоначальником стал купеческий сын из города Рыльска Василий Мальцов, по прозвищу Большой, основавший в 1723 году вместе с компаньонами стекольно-хрустальный завод в Можайском уезде. Спустя годы, уже при жизни его сына Акима, окончательно оформились две ветви рода Маль-цовых, которые условно можно назвать по двум наиболее знаменитым стеклозаводам, находившимся во владении сыновей Акима Васильевича: «дятьковская» - Сергея и «гусь-хрустальная» - Ивана.
Заводчики и землевладельцы Мальцовы, получившие в 1775 г. дворянство, вошли в историю промышленности и благотворительности Российской империи Х1Х-начала ХХ в. и за ее пределами. На Брян-щине их деятельность начинается с переноса части можайской стеклянной фабрики, основанной в 1723 году Василием Мальцовым, в Труб-чевский уезд. Сыновья Василия - Александр и Аким одну часть производства переносят во Владимирскую губернию на речку Гусь; другая часть переносится сначала в село Радутино Трубчевского уезда, позже
в Радицу близ Брянска. После смерти Акима правление «мальцовской вотчиной» перешло к жене - Марии Васильевне, женщине предприимчивой, расчетливой и энергичной. Выкупив у Евдокии, вдовы Александра Васильевича Мальцова, Радицкую и Карачевскую фабрики, она решает расширить производство и в 1790 г. в лесной чаще близ Дять-ково в Брянском уезде закладываются основы будущего крупнейшего хрустального завода страны. В 1796 году Дятьковский стекольный и хрустальный завод не уступает изделиям Гусевского завода. В начале XIX века к ее владениям в Брянском уезде добавились Чернятинская, Ивотская стекольные и Знеберская фабрика по выработке бутылок. Тем самым подготовилась основательная база для дальнейшей успешной деятельности потомков.
Представитель следующего поколения семейного клана Иван Акимович Мальцов (1774-1853 гг.), сын Марии и Акима, стал достойным продолжателем семейных традиций. В 1798 году Иван Акимович оставляет военную службу в чине секунд-майора и принимает от матери эстафету семейного промышленного предпринимательства. В 1799 г. по ее совету становится пайщиком Российско-американской компании, занимающейся торговлей различными товарами на северо-западном побережье Американского континента. В 1804 году он уже полноправный хозяин 10 мальцовских фабрик. Иван Акимович одним из первых налаживает производство сахара из свеклы, построив сахароваренный завод в деревне Верхи Брянского уезда. По Болве, Десне и Днепру сахар доставляется на юг страны. За услуги в сахароварении Мальцов был награжден золотой медалью и избран почетным членом Московского общества сельского хозяйства.
В 1810 г. успешный предприниматель превращает Дятьковский хрустальный завод в центр своих владений на Брянщине. Здесь завершается строительство церкви Преображения Господнего, и Дятьково, с переносом в нее прихода из с. Спасское, становится селом. Здесь строится господская усадьба и контора по управлению заводами. Приезжающие в Дятьково сравнивали его с уездным городом. В 1811 г. Иван продает владимирские фабрики своему старшему брату Сергею, а на вырученные деньги покупает два «демидовских» чугуноплавильных и железоделательных завода в селах Людиново и Сукремль Калужской губернии. Начинает задумываться над развертыванием продажи товаров своей Дятьковской фабрики в Персии, в этом ему очень помогла дружба с А. С. Грибоедовым.
В 1829 г. на первой Российской мануфактурной выставке в Санкт-Петербурге император Николай I особо отметил чистоту стекла и недо-
рогую цену изделий Дятьковской фабрики, заметив, что они не уступают английским и принадлежат к 1 разряду. И. А. Мальцов был награжден Большой золотой медалью выставки «За трудолюбие и искусство» за отличное качество хрусталя, превосходившего продукцию известных стеклозаводов Бахметева и графа Орлова. Награда давала право владельцу помещать на своих изделиях и магазинах по их продаже государственный герб.
На следующих Всероссийских выставках в Санкт-Петербурге (1839), Москве (1843), Варшаве (1845) он неоднократно получал Большую золотую медаль «За отличный хрусталь» и был награжден орденом Св. Владимира 4 степени. В 1839 году Иван Акимович покупает в местечке Песочня Калужской губернии завод, выпускающий предметы печного и кухонного литья, позже перепрофилировав его на выпуск фаянсовой посуды.
И. А. Мальцов обладал поразительным деловым чутьем и острым чувством экономической перспективы. Его Дятьковская фабрика становится одним из крупнейших в стране предприятий по производству стекла и хрусталя с числом рабочих около 600 человек и производительностью до 1200000 изделий в год. Его чугунолитейные и железоделательные производства положили начало Мальцовскому металлургическому делу, способствовали строительству новых железных дорог в России. Вся его деятельность, как истинного патриота, была направлена на развитие отечественных производств.
В истории предпринимательства известны случаи, когда портреты выдающихся личностей исполнялись в знак уважения и признательности. Так было и с портретом Ивана Акимовича работы А. Тыранова, ныне хранящимся в Государственном историческом музее. В 1826 году И. А. Мальцов был признан Почетным членом Московского сельскохозяйственного общества, и было принято решение «портрет И. А. Маль-цова сохранить навсегда в зале собрания комитета и общества сельского хозяйства».
Особая заслуга в четкой и слаженной работе промышленной империи принадлежит Сергею Ивановичу Мальцову (1810-1893 гг.), отдавшему любимому делу более 50 лет жизни. Получив прекрасное домашнее образование, по дворянским обычаям, молодой Мальцов вступает на военную службу юнкером. В дальнейшем блистательный офицер удостоен чести служить адъютантом у принца П. Г. Ольденбургско-го. Сопровождая царственную особу в заграничных поездках, Сергей Иванович проявляет особый интерес к технической оснащенности европейских производств, интересуется предпринимательской деятель-
ностью, благотворительностью, принимает непосредственное участие в строительстве Николаевской железной дороги. Деятельный Мальцов организовал Общество, куда вошли все железозаводчики, написал Устав, похлопотал об его утверждении. Сергей Иванович был избран директором, но отказался, так как имел всего лишь чин штаб-ротмистра. Весной 1842 года, действуя от имени Общества, он получил в свое распоряжение Петербургский чугунолитейный и механический завод (позже назывался Путиловским).
Свою частную узкоколейную железную дорогу Сергей Иванович построил в 1877 году, соединив все наиболее крупные пункты маль-цовского промышленного округа. Рельсы мальцовской узкоколейки были уже и тоньше обыкновенных, шпалы укладывались то вдоль, то поперек. Соответственно, подвижной состав отличался своими миниатюрными габаритами - все было новшеством и изобретением С. И. Мальцова. В 1886 году о новаторстве промышленника в записках «Русского технического общества» отмечалось: «В истории русского железнодорожного дела за 50 лет известны только два примера сооружения железных дорог средствами одного лица: Петергофская, сооруженная бароном Штиглицем, и Мальцовская», причем тип Мальцовс-кой дороги «прекрасный образец для нас, если мы только искренне желаем извлечь страну из бедствий бездорожья».
Выйдя в отставку в чине генерал-майора, Сергей Иванович поселился в Дятьково. Приняв эстафету промышленного предпринимательства от отца, Мальцов приводит свое хозяйство в соответствие с достижениями науки и техники, реконструирует производства, приглашает зарубежных специалистов. Крупный заводчик старался придерживаться принципов, близких к ведению натурального хозяйства, все было свое, все из русского материала, и очень часто впервые в России. В с е мальцовские предприятия делились на отраслевые группы: «Металлопромышленность» - сюда входило 12 предприятий (чугунно-литейные, машиностроительный, эмалевый, гвоздильный, паровозо-вагоностро-ительный заводы); «Стекольно-фаянсовая промышленность» - 10 заводов, выпускающих хрусталь, оконное стекло, бемское стекло, бутылки и фаянсовую посуду; к «Пищевой» относились свеклосахарные, пивомедоваренные и винокуренные заводы; «Лесобумажная» -лесопильные, смолоскипидарные заводы, бумажно-веревочная фабрика; к группе «Разные предприятия» относились серный, кожевенный, содовый заводы, полотняная фабрика, парафиновое производство и мальцовская железная дорога. Все предприятия, кроме железнодорож-
ных путей сообщения, протяженностью более 200 верст, были связаны шоссейными дорогами и первым в России частным телеграфом.
К 1857 г. в хозяйстве Мальцевых действовали уже 9 заводов, на которых производилось около 30000 пудов сахара. И хотя в Киеве поставлен памятник А. А. Бобринскому как основателю производства сахара, а не Мальцову, но именно он приезжал в Любохну учиться у Ивана Акимовича и по его совету приобрел имение в Смеле для развертывания этого производства.
Продолжая дело отца, Сергей Иванович был первым во многих отраслях промышленности. Одной из самых сложных экономических проблем в России была проблема хороших дорог. Первая железная дорога была построена в 1838 г. от Петербурга до Царского Села с использованием рельс иностранного производства. Вторая железная дорога пролегла от Петербурга до Москвы с привлечением русских промышленников, в частности Мальцовых. В 1839 г. Сергей Иванович, с согласия отца, основал на базе старого чугунного производства в Людинове рельсопрокатный завод и поставлял рельсы для новой дороги. В 1842 году было создано общество владельцев железоделательных заводов, возглавить его предложили Мальцову. Сергей Иванович отказался, выдвинув кандидатуру графа Строганова. Мальцов же был выбран техническим руководителем. После изобретения Мартена изготовления стали в плазменной печи Мальцов на принадлежащем ему Иваново-Сергиевском заводе построил две первые в Российской империи мартеновские печи. Главная задача - отказаться от иностранной зависимости.
Без деятельности Мальцевых невозможно представить развитие современных путей сообщения в России и, соответственно, более активное развитие экономики страны. Еще на пороге Крымской войны (1853-1856) они предложили построить железную дорогу в Крым от Екатеринослава, которая в случае военных действий на полуострове, способствовала бы быстрому обеспечению наших войск всем необходимым. Мальцовы предложили построить дорогу упрощенного типа -для конного движения, используя рельсы, приготовленные для строительства Варшавской дороги. Но, к сожалению, проект их не был принят из-за оппозиции министра путей сообщения графа Клейнмихеля. Когда же центр военных действий был перенесен на Крымский полуостров, то к Мальцову обратились с предложением строительства дороги на тех же условиях, но обстоятельства настолько изменились, что построить дорогу в короткий срок и за небольшие деньги было уже невозможно. Наличие железной дороги, возможно, привело бы к дру-
гим результатам в Крымской войне, и не было бы падения Севастополя и гибели Черноморского флота. Не имея возможности построить железную дорогу и желая помочь родине, Сергей Иванович взял на себя поставки пушечных лафетов в Крым по цене 675 руб., каждый из которых прежде обходился казне в 1200 руб.
Сергей Иванович Мальцов стал первым в производстве паровых машин. На его Людиновском заводе был создан первый винтовой двигатель, установленный накануне Крымской войны на корвете "Воин". Мальцов предложил внедрить на Черноморском флоте новый тип судов с винтовыми двигателями, но получил отказ. Несмотря на это именно на его заводах зародилось русское пароходное дело - были построены первые пароходы для рек Десны и Днепра. На этих заводах работало немало иностранных специалистов. Через научные издания Мальцов внимательно следил за новыми достижениями науки и техники в Европе.
Новым его начинанием стало строительство паровозов. Окружающие рассматривали это как авантюру, но Мальцовым двигало чувство патриотизма, любви к своей стране, вера в ум, талант и золотые руки российских мастеровых. Для постройки паровозов и вагонов он реконструирует свой главный машиностроительный завод - Людиновс-кий. Около Брянска строит паровозостроительный завод, который стал называться Сергиево-Радицким. Расположенный прямо у станции Брянск, завод занял свою нишу в становившейся на ноги отрасли машиностроения.
Еще одним любимым детищем Мальцова стала Мальцовская ж/д. В 1877 году была построена железная дорога от Брянска до Людинова. Она явилась прототипом многих узкоколейных дорог на Урале. Именно на этой железной дороге впервые появились поезда, предназначенные для перевозки рабочих из отдаленных населенных пунктов. В своем техническом училище в Людиново Сергей Иванович готовит кадры для своих железных дорог. Очень хотелось ему, чтобы вся страна покрылась сетью недорогих железных дорог для победы над российским бездорожьем.
Разнообразная деятельность Мальцовых привела к образованию одного из первых в России универсальных промышленных районов, целой промышленной империи, со своими вотчинными заводами и фабриками, своими законами и деньгами, особой формой одежды для рабочих и своей полицией. С большой любовью автор книги "Российские Медичи" М. Гавлин описывает деятельность Мальцовых как ведущих промышленников России. «Америкой в России» назвал этот
крупный промышленный район известный этнограф В. И. Немирович-Данченко, посетивший мальцовские заводы в начале 1880-х гг. Созданный на неплодородной земле, площадью около 2 тыс. кв. верст, с населением почти 100 тысяч человек, мальцовский промышленный округ представлял собой уникальное самобытное явление, которое в XIX ст. сосредотачивало на себе внимание делового и финансового мира России.
Мальцовский округ включал земли северной части Брянского уезда Орловской губернии, среднюю и южную части Жиздринского уезда Калужской губернии и восточную часть Рославльского уезда Смоленской губернии. Всего земли во владениях С. И. Мальцова было 238 тысяч десятин, в том числе около 150 тысяч десятин леса. В 1860-1870 гг. «Мальцовский промышленный район» занимал огромную территорию: её протяженность с севера на юг была около 120 км, а с запада на восток - 80 км. Здесь находилось до 25 крупных заводов и примерно 130 мелких обслуживающих предприятий, на которых работало 13-15 тысяч человек, а всего населения в округе было до 100 тысяч человек. Сергеем Мальцовым были созданы 3 чугунолитейных и железоделательных завода, механический, паровозо-вагонный заводы, винокуренные, пивоваренные, лесопильные (паровые и водяные), кирпичные заводы и др.
Для управления своими предприятиями Мальцов в 1875 году учредил Мальцовское промышленно-торговое товарищество с правлением в Дятькове. В него вошли: 11 заводов металлообрабатывающих и механических, 8 фабрик по изготовлению стекла и стеклянной посуды, 4 завода винокуренных и пивоваренных, более 200 тысяч десятин земли. Сергей Иванович соединил все свои предприятия телеграфной связью, устроив в России первый частный телеграф. Чуть позже к телеграфной добавилась телефонная связь. Даже в Европе не было такого уровня развития связи.
За заслуги в развитии промышленности С. И. Мальцов в 1875 г. был избран в почетные члены Общества содействия русской торговли и промышленности. Популярность его была шире, чем кого-либо другого из промышленных и общественных деятелей. Имя его было известно во всей Европе.
Деятельность С. И. Мальцова по социальному обеспечению и быту рабочих носила не просто филантропический характер. Она была более широкой, исходила из понимания значения цивилизованных условий жизни рабочих и их семей для развития производства, зависимости частного богатства от общественного благосостояния. Эта деятель-
ность во многом опережала свое время. В период наивысшего расцвета Мальцовского промышленного района расценки заработной платы были доведены до возможного максимума и далеко превосходили среднюю норму потребностей рабочей семьи. Обыкновенный рабочий день составлял 10-12 часов по сравнению с 14-16 на других предприятиях России. Для самых трудных работ был установлен 8-часовой день, что на 20-30 лет ранее, чем вопрос об этом был поставлен в Западной Европе.
Мальцов строил своим рабочим небольшие каменные домики городского типа на 3-4 комнаты и с приусадебными участками; обеспечивал выгоном для домашней скотины и отпускал топливо. Благодаря школам, построенным на средства С. И. Мальцова, рабочее население было поголовно грамотно. Развивалась целая система общественного призрения, строились церкви, организовывались хоры певчих из среды мастеров. Очевидцы свидетельствуют, что за 50 лет, даже и во время крепостного права никто из мальцовских рабочих не подвергался телесному наказанию, никто не был лишен работы за уклонения и проступки.
Крымская война, отмена крепостного права в 1861 г. и последовавший за ним экономический кризис 1863 г. дали первые трещины в империи Мальцова. Масса продукции была не востребована и лежала на складах. Необходимо было искать новые направления деятельности. С развитием железнодорожного строительства потребовалось сразу большое количество подвижного состава. Правительство решило не отдавать многомиллионные заказы за границу на их производство, и обратилось к русским заводчикам. На призыв откликнулся только С. И. Мальцов. В реконструкцию производства он вложил около 2 млн. руб., рассчитывая на долгосрочные правительственные заказы, которые могли покрыть основные расходы. Несмотря на то, что качество продукции было высоким, последующего заказа Мальцов не получил. Так решил новый министр путей сообщения граф В. А. Бобринский. Империя Мальцова понесла большие убытки.
Чтобы как-то спасти свои предприятия Сергей Иванович идет на последнюю меру, учреждая в 1875 г. промышленно-торговое товарищество. Устав «Товарищества» насчитывал 69 параграфов. Первые 14 содержали характеристику предприятий, земельных угодий, права и обязанности владельцев. 15 параграф давал определение капитала «Товарищества» в 6 млн. руб., разделенных на 24000 паев по 250 руб. Большая часть паев принадлежала учредителю и его родственникам.
Определенный процент доходов шел на создание благотворительного капитала, который должен был составлять не менее 500 тыс. руб. Такая благотворительность была возможна только при стабильном производстве.
Мальцов мечется в поисках выхода, стараясь поддержать производство. С 1870 по 1881 год было сооружено 373 паровоза, 11 тыс. вагонов. Если бы его предприятия стабильно работали, то своей продукцией он мог бы обеспечить всю Россию. Но очередной экономический кризис 1883 г. поставил последнюю точку в жизнедеятельности империи Мальцова.
В этом же году произошел роковой случай: перевернулся экипаж, который вез Сергея Ивановича, и его в тяжелом состоянии доставили домой. Пролежав несколько месяцев дома, он по совету врачей уехал лечиться за границу. В 1885 г. было утверждено казенное управление. Заводское дело Мальцова было оценено в 15 млн. 760 тыс. руб., долг составлял 10 млн. руб., в том числе 3,3 млн. казне, а через 4 года уже составил 7, 7 млн. руб. 6 апреля 1888 г. Мальцовское промышленно-торговое товарищество было признано несостоятельным должником.
Почти 50 лет жизни С. И. Мальцов отдал развитию тяжелой и легкой промышленности России, и он не в силах был видеть развал своего любимого дела. Морально надломленный, больной он в 1884 г. навсегда уходит от предпринимательской деятельности и буквально бежит в Крым, где проводит последние годы своей жизни.
В деятельности династии Мальцовых на благо России ярко проявились характерные черты купеческой благотворительности:
- тяга к знанию и образованию, готовность вкладывать немалые средства на развитие просвещения и культуры;
- заинтересованность в квалифицированных специалистах, а, следовательно, в распространении народного просвещения, что способствовало выделению ими средств на строительство школ, училищ, библиотек.
- жертвование средств на возведение храмов, учреждение приютов, богаделен, больниц.
С. И. Мальцов придерживался передовых для своего времени взглядов и был одним из первых в России предпринимателей, внедривших на производстве идеи социального партнерства. Деятельность С. И. Мальцова по устройству социального обеспечения и быта рабочих носила не просто филантропический характер, но была более широкой, так как исходила из понимания значения цивилизованных условий жизни
рабочих и их семей для развития производства, зависимости частного богатства от общественного благосостояния.
В период наивысшего расцвета мальцовской империи расценки заработной платы были по максимуму и превосходили среднюю норму потребностей рабочей семьи. Рабочий день длился 10-12 часов (на других российских предприятиях - 14-16). Для самых трудных работ был установлен 8-часовой день, на 20 лет ранее, чем в Западной Европе. Хотя работа на мальцовских предприятиях была тяжёлой (рабочий день на некоторых предприятиях начинался в 5 часов утра и заканчивался в 8 часов вечера), но это компенсировалось системой социальных гарантий. В районе ходили свои деньги, так называемые «мальцовки» -специальные талоны номиналом от 3 копеек до 5 рублей, которыми частично выплачивали зарплату. На мальцовские деньги отпускались товары повседневного спроса по ценам ниже, чем средние цены по России.
На «мальцовки» рабочие даже в неурожайные годы могли приобретать у себя в районе хлеб и продукты по ценам значительно ниже рыночных. Удивительно, но и позже эти денежные знаки на протяжении многих лет использовались в денежном обороте центральных губерний Европейской России наравне с общегосударственными кредитными билетами. Среди рабочих была достигнута почти поголовная грамотность, искоренено пьянство.
Нетипичным явлением для России было то, что на территории маль-цовских владений действовала широкая сеть социальных гарантий, пособий, система образования, медицинского обслуживания. В восьми больницах работало 6 врачей и 15 фельдшеров, было 2 аптеки. Дять-ковская больница на 50 коек располагалась в трехэтажном здании.
Во всех промышленных центрах мальцовского округа были школы с трехгодичным обучением, позже при Дятьковской и Людиновской школах были открыты воскресные классы для взрослых рабочих и детей. В техническом училище Людинова с пятилетним курсом обучалось 62 ученика - так готовились будущие специалисты для многочисленных производств и управляющие.
Для престарелых и одиноких были устроены богадельни, выплачивались пенсии вдовам. В. И. Немирович-Данченко писал: «...в голодные годы кормит народ, платит за него подати, поддерживает невыгодные производства, чтобы людям было чем кормиться, схватывается за всякое новое дело ради прогресса производительности, зная, что оно не принесет никакой выгоды. Личный доход отдает тому же делу,
живет его жизнью, и до такой степени вошел в его интересы, что иных и не понимает».
Соратник С. И. Мальцова, возглавлявший строительное дело в маль-цовском округе, С. С. Филиппов в своих воспоминаниях описывает, что С. И. Мальцов был очень религиозен и патриотичен, любил Россию и ее народ. Слабых физически безвозмездно отсылал на хутора для отдыха и поправки здоровья и питания молоком.
Неимущим и в награду за выдающуюся деятельность строил в кредит дома, отпускал им с хуторов коров и фураж для них. Во время эпидемий давал примеры самоотверженности, собственноручно оттирал холерных больных, посещал тифозных в Ивоте и в Стари. В своем доме размещал раненых.
В заводских центрах открывались школы, строились церкви, организовывались большие хоры певчих из среды мастеров. Удивительный факт, но никто из рабочих не был оскорблен Мальцовым; за уклонения и проступки никто не был лишен работы; провинившегося старались исправить ненасильственными мерами. Даже в период действия крепостного права никто из мальцовских рабочих не испытал телесного наказания. В уставе созданного Товарищества мальцовских заводов было записано, что организация обязана поддерживать в надлежащем виде и порядке больницы, аптеки и продолжать выплаты пенсий и пособий сиротам, вдовам и немощным рабочим, а также ежегодно выделять из доходов определённый процент на благотворительность.
Как просвещенного человека, Сергея Ивановича глубоко волновала животрепещущая тема - борьба с голодом. В начале 1840-х годов им был разработан и представлен императору Николаю I проект: в урожайные годы правительству скупать хлеб у помещиков по средней цене или принимать хлеб в залог, хранить его в складах до тех пор, пока вольные цены на хлеб не станут выше средних. Продавая хлеб по средним ценам, можно их удерживать от повышения. Но осуществление проекта не состоялось.
Ежегодно на благотворительность Мальцов тратил более 60 тысяч рублей, а на себя 6 тыс. рублей, включая деловые поездки за границу. В середине 60-х годов XIX века С. И. Мальцов как благотворитель, предоставляет старинные палаты с окружающим их садом Арнольдов-скому училищу для глухонемых, ютившемуся на Малой Бронной. Мальцов прекрасно понимал, сколь важную роль в производстве играет человеческий фактор, и поэтому не жалел средств для социального и культурного просвещения рабочих.
История создания большинства российских храмов связана с именами промышленников и купцов. Благодаря деятельности Мальцовых, дятьковскую Преображенскую церковь современники называли «восьмым чудом света». Построенный И. А. Мальцовым в 1810 году, храм славился своим уникальным хрустальным убранством. Он был украшен хрусталем с подложенной под него фольгой. Из хрусталя были выполнены иконостас и престол. Вот строки из описания храма, составленного в 1862 году священником Стефаном Красовским: «Первое, что поражает чувства зрителя, во внутренней части храма: это хрустальные иконостасы, тяжеловесные, изящной работы, как бы плавающие в воздухе, хрустальные паникадила, и вместо висячих лампад, из разных хрусталей (цветных стекол) искуснейшего мастерства, многоцветные, разнообразные подсвечники».
Величие дятьковской белокаменной «жемчужины» завораживало путешественников, проходящих паломников и прихожан. Храм несколько раз перестраивался, расширялся. Особое внимание уделялось внутреннему убранству: стены были облицованы хрустальными плитками с подложенной под них цветной фольгой, иконы по заказу Ивана Акимовича писались в Санкт-Петербургской Академии художеств. Уникальные подсвечники трехслойного стекла высотой более двух метров, лампады и жирандоли той же работы, демонстрировали великолепие и совершенство стиля, высокий профессионализм исполнителей.
После смерти Ивана Акимовича Митрополит Московский Филарет писал: «о Иване Акимовиче у меня в церкви молятся.». В семье Мальцовых было особое отношение к религии: Сергей Иванович в праздники пел в церковном хоре, священнослужители доверяли ему читать Апостол.
Еще будучи адъютантом принца П. Г. Ольденбурского Сергей Иванович Мальцов пожертвовал хрустальные плитки для иконостаса церкви при Императорском училище правоведения. А в своем духовном завещании, отразившим мысли и чувства благотворителя, он завещал деньги «на поддержание храмов, кои я посещал вместе с трудившимися со мною.». На территории промышленного округа было построено 7 каменных храмов.
В 1898 году в селе Дятьково было учреждено Благотворительное общество имени Сергея Ивановича Мальцова с целью снабжения неимущих, выдачи денежных пособий бедным, помощи больным. Меценатство и благотворительность Мальцовых были направлены на развитие национальной культуры, науки и просвещения.
В развитии каждого города есть судьбоносные моменты, которые определяют его всю его дальнейшую судьбу. Таким событием в истории Симеиза стало появление здесь семьи Мальцовых, сыгравших огромную роль в его развитии.
С приобретением Симеиза связана удивительная легенда: Иван Акимович купаясь в Черном море, потерял обручальное кольцо, чем был чрезвычайно огорчен и расстроен. Александр Сергеевич Грибоедов, путешествовавший с Мальцовым, чтобы как-то поддержать товарища, посоветовал купить ту часть берега, где было утеряно кольцо. Промышленник последовал совету. Таким образом, кольцо как бы по-прежнему оставалось у владельца.
В 1828 году Иван Акимович Мальцов, приобретает в поселке Симеиз 30 десятин земли у Ф. Д. Ревелиоти командира греческого Балаклавского батальона (крымская пограничная охрана того времени) в урочище Ай-Панда и Кокос. В те времена урочище было засажено виноградниками, садами и оливками, а на берегу находился небольшой домик.
При Иване Акимовиче началась разбивка парка и строительство дороги. Начиная с 1828 года его имение, за десять с небольшим лет, расширилось в разы и достигло площади более чем в 650 гектар. И. А. Мальцов организовал винокуренный завод, давший начало массандровским винам в России.
Деятельность Мальцовых в Симеизе была направлена на развитие нового молодого курортного поселка. Большое внимание уделялось виноделию. Высажены виноградники, насчитывающие более ста тысяч виноградных лоз. Были высажены оливковые плантации и различные сады с фруктовыми деревьями.
Самый большой вклад в развитие Симеиза внес наследник его основателя Сергей Иванович Мальцов. Его самым ярким и неординарным поступком, по отзывам современников, было строительство в 1849 году так называемого «Хрустального дворца», который считали в то время «причудой» нового владельца Симеиза, призванной удивлять его гостей.
Само здание Мальцовкого дворца было построено из дерева, специально привезенного из Орловской губернии. Но именно «хрустальным дворцом» он стал благодаря использованию стекла во внешней отделке крыш и стен, что придавало всему зданию вид сказочного дворца из хрусталя, производившего ошеломляющий эффект.
«Модный» хрустальный дворец сдавался в наем, став одним из первых частным пансионатом Симеиза, принимающим на отдых тури-
стов. Пожар 23 апреля 1889 года, случившийся по вине камердинера Ивана Лифляндцева, обронившего керосиновую лампу, полностью уничтожил хрустальный дворец в Симеизе. Позже, в 1895 году, на фундаменте Хрустального дворца был построен новый Приморский пансион на 24 комнаты - постройка не столь оригинальная по сравнению с оригиналом, но гораздо более практичная и пригодная для круглогодичного жилья.
История Симеиза как доступного курорта для всех начинается с того, что Мальцев применил один эффективный и нестандартный подход. Вместо того что бы строить новые дачи и пансионаты для отдыха в Симеизе, он решил использовать непригодные для использования совершенно новые железнодорожные вагоны.
Около десяти таких импровизированных дач было расставлено в парке восточной части на мысе Ай-Панда. Немного приукрасив их и придав вид отдельных построек получился импровизированный целый курортный комплекс в Симеизе для простого непритязательного туриста который не может себе позволить фешенебельный отдых. Такое оригинальное решение пользовалось популярностью и применялось далеко за пределами Крыма.
Даже в период деловой активности Сергей Иванович не оставлял без внимания свое имение в Симеизе, вносил новые элементы в пейзаж Южного берега Крыма, развивая курорт. Он открыл гостиницу на 20 номеров, которая помещалась в двух деревянных домах, довольно вместительных, с порядочной меблировкой, также несколько дач, которые располагались в тенистом саде и парке Мальцова. Стоимость номеров в гостинице составляла от 30 до 50 руб., довольно удовлетворительное питание из трех блюд - 25 руб. Между гостиницей и хрустальным дворцом, в парке, расположена хорошо меблированная дача с 10 вместительными комнатами, которая сдается только семейным.
В архивных документах говорится: «За последнее время г-н Мальцов построил до 10 небольших домиков, разбросанных по парку, а 5 домиков выстроил вроде отдельной колонии напротив Пименовской бухты, отстоящей от гостиницы около двух верст, для чего купил земли в Лименской долине, площадью 871 кв. саж.». Переехав в Симеиз на постоянное место жительство С. И. Мальцов жил летом в уютном домике на мысе Ай-Панда, а зимой в доме А. С. Потоцкой.
Личная жизнь не складывалась. Расхождение с красавицей женой княжной Урусовой привело к разрыву. Аскетический образ жизни, простота в быту была не по нраву его жене и, забрав детей, она уезжает в столицу. Сергей Иванович не остался один, но его новое увлечение
и возможная женитьба грозили семейству Мальцовых потерей наследства. Поэтому жена стала хлопотать о передаче заводов под опеку и добилась высочайшего повеления. Сергея Ивановича признали несостоятельным, недееспособным, он потерял миллионы.
Когда в Симеиз приехал Лев Николаевич Толстой, сопровождая своего больного друга и родственника Мальцева князя Л. Д. Урусова, бывшего тульского губернатора, женатого на его дочери Марии Сергеевне, в хозяине имения он увидел человека, сломленного событиями жизни. Он не понял бед С. И. Мальцова, который показался ему самолюбивым и бестолковым. Отрадой Толстому служила лишь природа этих мест: «Ночь лунная, кипарисы черными столбами на полугоре, -фонтаны журчат везде, и внизу синее море без умолку... Вот где или вообще на юге начинать жить хорошо... Уединенно, прекрасно, величественно, и нет ничего сделанного людьми».
Из шести наследников только двое получили право на владение курортным поселком «Новый Симеиз». Это были его сыновья генерал-майор Иван Сергеевич и шталмейстер Николай Сергеевич. Н. С. Мальцов возвел для себя в середине 1890-х годов шикарный особняк в парке восточной части Симеиза. Южный фасад здания, обращенный к морю, возвышается над землей на большом цоколе. Сверху, на ордерных колоннах, находятся две прогулочные террасы, с запада заканчивающиеся круглой ротондой. Второй из братьев, И. С. Мальцов свой «дворцовый комплекс» в Симеизе построил на мысе Ай-Панда, на том самом месте где когда-то стояла простенькая дача его отца. Архитектура здания отличается от довольно изысканного имения брата и выполнена в неоклассическом стиле. Братья Мальцевы, считающиеся основателями Симеиза именно как курорта, не разделяли интересов друг друга.
Иван Сергеевич был погружен в заботы о развитии Симеиза как курорта, а Николай Сергеевич занимался виноделием, а позже настолько увлекся астрономией, что создал и оборудовал свою личную Симеизскую обсерваторию в 1900 году на горе Кошка. В обсерватории имелись башня для телескопа, двухкамерный астрограф и другое оборудование. Симеизская обсерватория стала со временем первой обсерваторией России, где проводились исследования по астрофизике. По представлению директора Пулковской обсерватории академика О. А. Баклунда за создание и техническое оснащение обсерватории в Симеизе Н. С. Мальцов был избран почетным членом Российской Академии наук».
Новый этап в истории Симеиза начался с задумки братьев Мальцо-вых начать продажу земли. Ажиотаж поднялся такой, что желающих купить здесь себе недвижимость было явно больше имеющегося коли-
чества участков. Чтобы удовлетворить возросший спрос на землю, Мальцовы решают отдать под продажу его восточную часть. Всего же было создано 167 отдельных участков, из которых к 1913 году было продано 89. Цены на землю в Симеизе не завышались, и составляли от 5 до 25 рублей за один квадратный метр, что было довольно приемлемо не только для богатых людей, но и для тех, кто имел стабильный средний достаток. Проект поселка, разработанный группой архитекторов, инженеров и строителей под руководством И. С. Мальцова, даже отмечался во всемирной истории архитектуры как один из первых проектов в России, по которому строительство велось комплексно и оригинально.
О том, с каким трепетом, любовью, заботой Мальцовы и новые хозяева участков относились к новому курорту, говорит тот факт, что земля в Симеизе продавались только при одном главном условии: обязательная постройка дачи или пансиона по индивидуальному, не похожему на остальные, плану, с подключением к центральной канализации и обустройством тротуаров вокруг. Были разработаны «Правила по строительной части для курортных местностей в Ялтинском уезде Таврической губернии». На средства братьев Мальцовых построен водопровод.
Главная улица - Мальцовский проспект, была проложена на высоте 20 саж. над уровнем моря. К югу от нее располагался Приморский сад, принадлежавший И. С. Мальцову и переданный им в пользование населению Нового Симеиза, так стали называть новый курорт. Выше Мальцовского проспекта находился сам курорт. С 1902 г. начинается активная продажа участков земли, с рекламой их в различных путеводителях, и особенно в ежегодном путеводителе Григория Москвича.
В 1906 году учреждается «Общество по благоустройству Симеиза», почетным членом которого избирается И. С. Мальцов. На его средства строится образцовая купальня, отдельно мужская и женская; чудный приморский сад с площадками для летней сцены и игр для взрослых и детей (теннис, крокет, гимнастика); ванное заведение с 14 ваннами. Благодаря заботам И. С. Мальцова в 1912 году здесь учреждается правительственное почтово-телеграфное учреждение и строится специальный дом.
Благодаря деятельности И. С. и Н. С. Мальцовых Симеиз превратился в новый шикарный и модный курорт, превосходящий в разы более именитые курорты Южного берега Крыма.
С представителями династии Мальцовых связано начало бурного развития отечественного стеклоделия, которое стало уникальным явле-
нием художественной культуры древней Брянской и Владимирской земли. Деятельность Мальцовых, служивших во благо России более 200 лет, добрые дела их потомков - достойных продолжателей семейных традиций, вызывает чувство гордости и глубокого уважения.
История благотворительности и меценатства семейного клана Маль-цовых, социокультурные аспекты их предпринимательской деятельности, как общественно значимое явление, представляют яркий пласт в истории России и ждут новых исследователей.
Список литературы
1. Алексеев В. П. С. И. Мальцов и история развития мальцовского промышленного района. Брянск, 1998.
2. Арсентьев Н. М., Маркушев А. А. Хрустальные короли России. М., 2002.
3. Арсентьев Н. М., Маркушев А. А. Российские предприниматели Мальцовы. Саранск, 2006.
4. Васильчиков Г. И. Графиня С. В. Панина - последняя владелица Марфино // Наше наследие. 1994. № 29-30.
5. ГАБО. Ф. 107. Оп. 1. Л. 140
6. ГАБО. Ф. 105. Оп. 2. Л. 199
7. ГАБО. Ф. 287. Оп. 2. Д. 126
8. Жинжикова И. Н., Кеня И. А. Сергей Мальцов - благотворитель земли брянской. Брянск, 2010.
9. Краткое описание мальцовских заводов. СПб., 1896
10. Линденмайэр А. Панинское наследство: Детство графини С. В. Паниной // Третьи чтения памяти В. Иоффе. Право на имя. Биография вне шаблона. СПБ., 2006.
11. Мальцов С. И. Воспоминания // Записки Московского отделения Русского технического общества. Вып.4. Москва, 1886.
12. Маркушев А. А. Предпринимательская деятельность Мальцо-вых во второй половине XVIII начала XX века: индустриальное наследие. Саранск, 2006.
13. Меценаты русской провинции. Брянск, 2012.
14. Немирович-Данченко В. И. Америка в России // Русская мысль. М., 1882. Кн. 1.
15. Парадизов П. П. Мальцовские заводы в XIX-начале XX вв. М., 1930.
16. Панина С. В. На петербургской окраине // Новый журнал. 1957. Книга 48. Ч.1.
17. РГИА. Ф. 1263. Оп. 1. Д. 4282
18. Сборник биографий Кавалергардов: 1826-1908. СПб., 1908.
19. С. И. Мальцов и история развития мальцовского промышленного района. Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 200-летию со дня рождения С. И. Маль-цова. Брянск, 2011.
20. Серебряков Г. Ф. Развитие промышленности Мальцовского округа. Исторический очерк. М., 1928.
21. Хрипач В. И. Дятьковское благотворительное общество С. И. Мальцова. Брянск, 1998.
CHARITY OF THE DYNASTY OF MALTSOV Irina Alekseevna Kenya
Candidate of Law Sciences, associate professor Bryanskogo filiala RANKHIGS, Chairman of the board of charity foundation of a name of brothers Mogilevtsevykh (Bryansk, Russian Federation) + 7 905 1015285, avanta5@rambler.ru
In article the attention is paid to studying of historical and economic aspects of history of Russia. The special place of charity of the Russian entrepreneurs is emphasized. On the example of history offamily clan of Maltsov such sociocultural aspects of their business activity as charity and patronage, are considered as the socially significant phenomenon representing bright layer in the history of Russia.
Keywords: charity, Maltsova, Maltsovsky railroad, Maltsovsky industrial commercial partnership, maltsovsky money, Simeiz, Simeizsky observatory
References
1. Alekseev V. P. of Page. I. Maltsov and history of development of the maltsovsky industrial district. Bryansk, 1998.
2. Arsentyev N. M., Markushev A. A. Crystal kings of Russia. M, 2002.
3. Arsentyev N. M., Markushev A. A. Russian entrepreneurs of Maltsova. Saransk, 2006.
4. Vasilchikov G. I. The countess S. V. Panina is the last owner of Marfino//our heritage. 1994. No. 29-30.
5. GABO. T. 107. On. 1. L. 140
6. GABO. T. 105. On. 2. L. 199
7. GABO. T. 287. On. 2. 126
8. Zhinzhikova I. N., Kenya I. A. Sergey Maltsov is the philanthropist of the earth Bryansk. Bryansk, 2010.
9. Short description maltsovskikh of the plants. SPb., 1896
KPblMCKHH APXHB, 2015, J№ 4 (19)
10. Lindenmayer A. Paninskoye inheritance: Childhood of the countess S. V. Panina/ /Third readings of memory of V. Ioffe. The right addressed to. The biography out of a template. SPB., 2006.
11. S. I. lads. Memoirs//Notes of the Moscow department of the Russian technical society. Issue 4. Moscow, 1886.
12. Markushev A. A. Business activity of Maltsov in the second half of the XVIH beginning of the 20th century: industrial heritage. Saransk, 2006.
13. Patrons of the Russian province. Bryansk, 2012.
14. Nemirovich-Danchenko V. I. America in Russia//the Russian thought. M, 1882. Book 1.
15. P. P. Maltsovskiye's paradises the plants at the XIX beginning of the 20th centuries of M., 1930.
16. Panina S. V. On the St. Petersburg suburb//the New magazine. 1957. Book 48.
P.1.
17. RGIA. T. 1263. On. 1. 4282
18. Collection of biographies Kavalergardov: 1826-1908. SPb., 1908.
19. S. I. Maltsov and history of development of the maltsovsky industrial district. The collection of materials of the international scientific and practical conference devoted to the 200 anniversary since the birth of S. I. Maltsov. Bryansk, 2011.
20. Serebryakov G. F. Development of the industry of the Maltsovsky district. Historical sketch. M, 1928.
21. Hripach V. I. Dyatkovskoye benevolent society of S. I. Maltsov. Bryansk, 1998.
s