Научная статья на тему 'Управленческие решения промышленников Мальцовых в реализации духовной благотворительности'

Управленческие решения промышленников Мальцовых в реализации духовной благотворительности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
93
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ЧАСТНЫЕ ПРОМЫШЛЕННИКИ XIX В / ЗАВОДЧИКИ МАЛЬЦОВЫ / ДУХОВНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Агеев С. Е.

В статье рассматриваются управленческие решения промыш-ленников Мальцовых в реализации духовной благотворительности, а также создание промышленниками Мальцовыми православных храмов и церквей на территориях Орловской и Калужской губерний в ХIХ в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управленческие решения промышленников Мальцовых в реализации духовной благотворительности»

УДК 258:94(470.31)

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННИКОВ МАЛЬЦОВЫХ В РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ

С.Е. Агеев

Аннотация. В статье рассматриваются управленческие решения промышленников Мальцовых в реализации духовной благотворительности, а также создание промышленниками Мальцовыми православных храмов и церквей на территориях Орловской и Калужской губерний в Х!Х в.

Ключевые слова: управленческие решения, частные промышленники XIX в., заводчики Мальцовы, духовная благотворительность.

MANAGEMENT DECISIONS MALTSOVS INDUSTRIALISTS IN THE REALIZATION OF THE SPIRITUAL CHARITY

S.E. Ageev

Abstract. The article considers the managerial decisions of the Maltsovs industrialists in the implementation of spiritual charity, Nation of Orthodox Churches industrialist Maltsovs on the territories of the Orel and Kaluga provinces in the XIX century.

Keywords: managerial decisions, private industrialists of the XIX century; industrialists Maltsovs; spiritual charity.

В эпоху фабрично-заводского капитализма в Российской империи складывались большие состояния частных предпринимателей, причем не вследствие векового наследования капитала с дворянских усадеб с крепостными, а за счет их труда, терпения, организаторских способностей, дееспособной системой управления и напористой энергии.

Создавая заводы, передовые российские промышленники радели не только за производство, но и благоустраивали повседневный быт своих рабочих, а также вкладывали немалые средства в развитие инфраструктуры заводских поселений и городов. Такая забота заводчиков на первый взгляд могла казаться либо своеобразной формой альтруизма, либо «барским» чудачеством, однако в таком случае они не смогли бы сколотить миллионы, а продукция их заводов вряд ли бы была конкурентоспособной и передовой.

Мировосприятие заводчиков Мальцовых, как и известных всему миру русских промышленников П.М. Третьякова, С.Т. Морозова, С.И. Мамонтова, С.И. Щукина, нашло свое отражение в меценатстве, социальной политике, проводимой на своих предприятиях, образе

<4Ь

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

жизни, быте, отношении к искусству - и сформировало своеобразную социокультурную среду [3, с. 12].

В создании инфраструктуры заводских поселений как своеобразного социального ядра, особое место заводчиками уделялось решению управленческих вопросов в сфере духовной благотворительности.

Промышленники династии Мальцовых - Иван Акимович Мальцов (1774-1853) и его сын Сергей Иванович Мальцов (18101893, генерал-майор с 1849 г., почетный член Общества содействия торговли и промышленности), были предпринимателями новой поры и чувствовали свою силу не только в экономике. Обладание средствами производства и специфика деятельности, направленной на получение материальной выгоды, во многом определяли облик заводчика как хозяйственного субъекта, так называемого экономического человека. В то же время каждый из заводчиков оставался живым человеком со своими духовными наклонностями, нравственными принципами, художественно-эстетическими вкусами, культурным обликом и т.д.

Проводя на своих заводах социальную политику, промышленники Мальцовы стремились воспроизвести определенную культурную среду, быт, образ жизни, соответствующие своим внутренним устремлениям и душевным порывам.

Так, с целью оказания помощи детям, старикам, сиротам и больным Мальцовыми было принято управленческое решение по созданию целостной системы общественного призрения. Для одиноких и престарелых людей устраивались богадельни, для нетрудоспособных мастеровых, вдов, сирот устанавливались пенсии. Всего на благотворительные цели Мальцовы тратили ежегодно более 60 тыс. руб. [1, с. 12].

Строительство и содержание православных храмов составляло предмет особой заботы заводчиков Мальцовых. Это было своего рода насущной потребностью эпохи, выражавшейся в тотальной религиозности населения. Кроме того, Мальцовы, принимая управленческие решения в реализации духовной благотворительности, понимали, что прочность устоев общества, социальная стабильность, нравственность, а также послушание рабочих во многом зависели от того, насколько население усвоило нормы религиозной морали.

О масштабах церковной благотворительности Мальцовых можно судить по содержанию завещания Сергея Ивановича Маль-цова, в котором он отписал на поддержание храмов «Дятьковскому, Людиновскому, Сукремльскому, Любоховскому, Сергиево-Радиц-

<4Ь

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

кому, Песоченскому - каждому в собственность деньги по тысяче рублей. Ивотскому, Чернятинскому, Слободищенскому, Пупковскому, Стеклянно-Радицкому, Любышскому, Улемльскому, Курганорвскому, Погостскому, Бухальскому, Маклыковскому (храмам), Белобереж-ской и Оптинской пустыням по пятьсот рублей деньгами, тоже Алупской (пустыни) пятьсот рублей деньгами» [6, с. 22].

Наибольшую известность получил Дятьковский (Преображенский) храм, построенный в 1807-1810 гг. на средства Ивана Акимовича Мальцова. Восьмым чудом света называли современники его убранство. Одно из описаний было сделано К.Л. Ухтомским: «Внутренность церкви чрезвычайно изящна: хрустальный иконостас и люстра сделаны здешним заводом: образа в византийском вкусе и вся отделка церкви превосходна; резьба, позолота, всякая мелочь исполнены отчетливо и со вкусом. На клиросах два хора прекрасных певчих, все располагало к молитве, и я душевно радовался, смотря на все, меня окружающее» [5, с. 276].

В описании, датированном более поздним временем, мы находим не менее восторженные отзывы о храме в Дятькове: «На площади, прилегающей к главной улице, возвышается большая, красивая церковь; такую церковь можно встретить разве в губернском или хорошем уездном городе. Как снаружи, так особенно внутри, по красоте и изящной отделки церковь принадлежит к образцовым и редким. Живопись в итальянском вкусе и отличается красотой и необыкновенной выразительностью; особенно хорошо исполнен нижний ярус иконостаса и запрестольной иконы в алтаре» [4, с. 16].

В отделке практически всех церквей, возведенных Мальцо-выми, использовался хрусталь, что было оригинальным явлением не только для России, но и для всего мира. Так, иконостас Дять-ковской церкви состоял «...из двух параллельных хрустальных стенок, заполненных в промежутках хрустальным боем, при полном освещении церкви хрустальными паникадилами иконостас является как бы алмазным, сверкая радужной игрой бесчисленных граней, что производит эффект необычайный» [2, с. 22]. Кроме того, из хрусталя были сделаны подсвечники, покровы над плащаницей и престолами. Но более всего поражала посетителей церкви огромная хрустальная люстра, которая при своих размерах отличалась красотой и изяществом [4, с. 16].

В Людинове также была огромная красивая церковь, в которой одновременно могли находиться 800 прихожан.

<4Ь

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Религиозная благотворительность заводовладельцев заключалась не только в финансировании строительства церкви. Будучи верующими людьми, Мальцовы принимали деятельное участие в религиозной жизни, в частности - в оформлении внутреннего убранства церквей, их дальнейшем благоустройстве и переустройстве. Еще при жизни создателя Дятьковской церкви Ивана Акимовича Мальцова храм трижды перетерпел внутренние изменения: пристраивались приделы (один из них был отлит из чугуна и представлял собой так называемый «придельный храм»), перестраивалась трапезная и колокольня и т.д. Иван Акимович лично заказывал иконы в Академии художеств в Санкт-Петербурге, подбирал художников и непосредственно руководил их деятельностью, являясь своего рода идейным вдохновителем. Скоропостижная смерть в 1853 г. не позволила ему закончить начатое дело, хотя большинство икон было уже готово и привезено из столицы вместе с телом покойного. Замысел отца претворил в жизнь Сергей Иванович Мальцов, который распорядился изготовить для Дятьковской церкви хрустальный иконостас. Он и в дальнейшем старался внести во внутреннее убранство храма новые элементы, сделать его более богатым и эстетичным.

К сожалению, Дятьковский храм не сохранился до наших дней - он был разрушен в конце 1920-х гг., оставив в память о себе лишь фотографии внешнего вида и немногочисленные описания.

Выделяя значительные средства на строительство и содержание православных храмов и церквей, промышленники Мальцовы показали, что они не были временщиками, заинтересованными в получении большей и быстрой прибыли. Они считали себя не только хозяевами своих заводов, но также, имея глубокие национальные корни, радели о нравственном воспитании народа.

Мальцовы были убеждены, что принимая управленческие решения в реализации духовной благотворительности, они за счет укрепления в русском народе православной христианской веры, открывают путь к общей гармонии во взаимоотношениях между разными по социальному статусу людьми.

Библиографический список

1. Агеев С.Е. Благотворительная деятельность заводчиков в области образования второй половины XIX века // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Исторические науки». 2014. №2 2.

2. Городичная Т.Б. Преображенский храм села Дятьково // С.И. Мальцов и история развития Мальцовского промышленного района: историко-краеведческий очерк. Ч. II. Брянск, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.