Научная статья на тему 'Промышленная политика России: дискуссионные вопросы'

Промышленная политика России: дискуссионные вопросы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / INDUSTRY / INDUSTRIAL POLICY / GOVERNMENT REGULATION / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбаков Феликс Федорович

В статье рассматриваются сущность и основные направления промышленной политики России. Особое внимание отводится дискуссионным вопросам. В научный оборот вовлекаются материалы не только современных ученых, но и представителей первой половины XX в. Центром разногласий в трактовке сущности промышленной политики, по мнению автора, является признание или отрицание активной роли государства. Анализируются различные позиции, отражающие теоретические взгляды отечественных экономистов. Особое внимание уделяется методологическим основам разработки и реализации промышленной политики. При этом автор руководствуется фундаментальными положениями, высказанными еще в начале прошлого века. Приводятся практические рекомендации по активизации промышленной политики в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Industrial Policy in Russia: Controversial Questions

The article deals with the essence and key areas of the industrial policy in Russia. The particular attention is drawn to the controversial questions. The author engages in scientific use the materials not only of modern scientists, but also of representatives of the first half of the XX century. The center of controversy in interpretation of the essence of industrial policy, according to F. Rybakov, is acceptance or negation of the active role of Government. The author analyzes different positions reflecting theoretical views of Russian economists. Particular attention is paid to the methodological bases of development and implementation of industrial policy. The author is guided by the fundamental provisions expressed in the beginning of the last century. The practical recommendations for improvements of Russian industrial policy are given.

Текст научной работы на тему «Промышленная политика России: дискуссионные вопросы»

2013

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 5

Вып. 1

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ

УДК 330.3 Ф. Ф. Рыбаков

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ

В последнее время вся чаще научная общественность обсуждает проблему новой индустриализации. Подвергается убедительной критике рентная модель экономики и обосновывается необходимость осуществления новой индустриализации, придания отечественной промышленности современного облика. Углеводородная зависимость, гипертрофированная структура промышленности, взлеты и падения цен на нефтяных биржах лихорадят российскую экономику. В то же время в научной литературе растет число публикаций, где критически рассматриваются те или иные аспекты промышленной политики.

Попытки осмысления специфики промышленной политики, а иногда и экстраполяция западных моделей на российскую действительность сами по себе не несут позитивного заряда, если не учитываются особенности российской действительности, той мучительной трансформации хозяйственного механизма, которая затягивает Россию в омут бесконечных дискуссий о роли государства в экономике. Размышления о промышленной политике часто начинают «с чистого листа», забывая, что в теоретическом наследии отечественной экономической науки есть интересные работы, о которых просто забыли. Среди них — монографии В. М. Штейна, Я. С. Розенфельда, Д. И. Черно-мордика и других известных экономистов, чей вклад в разработку теоретических основ экономической политики и ее промышленной составляющей бесспорен [1-3].

В современной России переведены монографии признанных на Западе авторитетов в области экономической политики — В. Ойкена, П. Вельфенса и др. [4-5]. Все это свидетельствует о том внимании, которое уделяется изучению достижений западной экономической мысли.

Отечественные авторы справедливо утверждают, что различия в моделях промышленной политики базируются на полярных подходах к государственному регули-

Феликс Федорович РЫБАКОВ — д-р экон. наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ. Окончив экономический факультет (1969) и аспирантуру(1973), преподавал на факультете. После защиты докторской диссертации с 1986 по 1993 г. заведовал кафедрой политэкономии и был проректором по научной работе Института культуры. Читал лекции в Японии, Норвегии, Финляндии. В 1993 г. вернулся в Университет. Научные интересы — экономика Санкт-Петербурга и экономическое реформирование России в ХХ в. Автор и соавтор более 430 работ, в том числе 17 индивидуальных и 16 коллективных монографий. Ряд работ опубликован в США, Германии, Англии, Финляндии и Словакии; e-mail: etep-spbgu@rambler.ru

© Ф. Ф. Рыбаков

рованию экономики [6, с. 138]. Либеральный подход, по сути, отторгает любую промышленную политику. Именно здесь и находится водораздел между представителями различных направлений реализации экономической политики и ее промышленной составляющей.

Обратимся к работам 20-х годов ХХ в. В эти годы идеологический пресс еще не был настолько жестким, как в последующие периоды. В 1920-е годы широкий обмен мнениями о путях будущего развития России шел довольно активно. Например, В. М. Штейн опубликовал в 1922 г. монографию «Экономическая политика», в которой рассмотрел широкий круг вопросов, в том числе и роль государства в экономике. Одна из оригинальных идей В. М. Штейна — обоснование «маятникового» характера роли государства в экономике. «Живучая социальная стихия, рано или поздно, прорвавшись сквозь стены возводимого здания, разрушает, как карточный домик, замысловатые узоры социального регулирования. Тогда наступает эпоха жестокого разочарования и осмысления еще недавно превозносившихся идеалов. Широкий размах идеологического маятника приводит к торжеству идеи полного невмешательства государства в общественные отношения», — писал профессор В. М. Штейн [1, с. 5].

Дальнейший ход исторического развития подтвердил эту гипотезу: увлечение идеями Д. М. Кейнса прошло, стало популярным либерально-монетаристское направление, а кризис 2009 г. вновь повысил значимость теорий Кейнса и даже К. Маркса.

Российские исследователи пишут о двух основных моделях промышленной политики — вертикальной («жесткой») и горизонтальной («мягкой») [7], при этом ссылаясь на международную практику. Есть общие для всех отраслей и сфер деятельности условия. Они-то и имеют, по словам упомянутых авторов, горизонтальную направленность. Формальное равенство внешних условий — главная особенность горизонтальной промышленной политики. Если руководствоваться положениями, высказанными в книгах западных авторов, то «рамочные» условия, или «правила игры», для хозяйствующих субъектов должны быть едины для участников производственной деятельности. Но это не исключает стимулирующих или сдерживающих мер в определенных случаях. Речь, таким образом, идет об общей и селективной политике, точнее, об общем и особенном. На селективном уровне экономическая роль государства проявляется наиболее рельефно. Более того, некоторые авторы полагают, что одна из важнейших причин возрастания роли государства заключается в том, что рынок в его традиционном понимании противоречит инновациям [8, с. 24-25].

С подобными утверждениями нельзя согласиться безоговорочно. Действительно, инновации требуют «длинных» денег. Однако еще К. Маркс приводил убедительные аргументы в пользу избыточной прибавочной стоимости. В «Капитале» показан ее временный характер. Но именно она служит главным стимулом внедрения технических и технологических новинок. Что касается «длинных» денег, то их действительно получить очень трудно. Банки не любят долгосрочные кредиты, да и вообще их доля в кредитовании инвестиционных проектов колеблется от 8 до 12%. Так, например, в Санкт-Петербурге доля банковских кредитов в инвестициях в основной капитал составила в 2011 г. лишь 11,4% [9, с. 22]. Современная российская практика создает ту среду, которая действительно не способствует инновационному буму, а банки до сих пор не стали стратегическими инвесторами. Однако инновационная составляющая экономической политики доминирует в многочисленных документах, претендующих на роль стратегических основ экономической политики.

Знаменитая формула четырех «И» — инновации, инвестиции, инфраструктура и институты — не утратили своей актуальности, а инновационная риторика должна, наконец, привести к практическим действиям. Можно согласиться с теми авторами, которые считают инвестиционную трансформацию действенной лишь при созидательной и регулирующей деятельности государства [8, с. 24]. Но дальнейший вывод о противоречии между рынком и инновациями, как уже отмечалось выше, требует, по крайней мере, дополнительных аргументов.

В отечественной литературе есть попытки политико-экономической трактовки рассматриваемого явления, т. е. определены системы отношений между государством, бизнес-структурами, регионами и т. д. Например, академик А. И. Татаркин под промышленной политикой понимает систему отношений между государственными и муниципальными органами власти, хозяйствующими субъектами, научными и общественными организациями по поводу формирования структурно-сбалансированной конкурентоспособной промышленности, интеллектуальное ядро которой представлено новейшим технологическим укладом [10, с. 7]. В принципе с подобной формулировкой можно согласиться, но с несколькими оговорками.

Политика, по В. И. Далю, есть наука государственного управления [ 11, с. 361]. Политика не может существовать без государства, а оно, в свою очередь, проводит соответствующую политику. Следовательно, главное действующее лицо — государство. Современному обществу нужна адекватная промышленность. И ее формирование, как следует из отечественного опыта, невозможно без активного участия государства. От Петра I до С. Ю. Витте и П. А. Столыпина государство осуществляло активную промышленную политику. В наши дни круг решаемых задач в ходе реализации промышленной политики довольно широк. Европейская комиссия определяет их следующим образом:

— нормотворчество и законодательство;

— политика в конкретных секторах промышленности;

— вопросы занятости и производительности;

— инвестиции в материальные активы;

— инвестиции в нематериальные активы;

— содействие конкуренции и повышение конкурентоспособности;

— международные инвестиции;

— экология;

— энергетическая политика;

— региональное развитие;

— сотрудничество с развитыми и развивающимися странами;

— специальные аспекты [6, с. 130].

Круг проблем промышленной политики, решаемых государством, достаточно широк. Однако, руководствуясь положениями, выдвинутыми в 20-е годы ХХ в., можно утверждать, что поле деятельности по реализации мер промышленной политики — это прежде всего сама промышленность. Последняя существует и развивается не изолированно, а в диалектическом единстве с другими отраслями экономики (сельским хозяйством, транспортом, строительством, связью и т. д.). Следовательно, есть внутренний и внешний круг проблем, решаемых промышленной политикой. В этом контексте вряд ли правильно отождествлять промышленную политику со структурной.

Структура экономики отражает степень зрелости общественного разделения труда, уровень развития факторов производства и многое другое. С одной стороны, роль промышленности в технико-технологическом оснащении других отраслей экономики огромна. Промышленность создает весь комплекс технических средств — станки, машины, аппараты и т. д., используемые во всех сферах человеческой жизни — образовании, здравоохранении, культуре и т. д. С другой стороны, промышленность определяет собственную логику развития, создавая средства производства для самой себя. Поэтому экономическая безопасность государства — это не только соответствующие масштабы развития энергетики и аграрного сектора (производство продовольствия), но и обеспечение необходимого уровня машиноприборостроения для технико-технологического развития как самой промышленности, так и других сфер экономики. Россия теряет собственное станкостроение, что не может не волновать широкую общественность. В свое время преимущественный рост производства средств производства был абсолютизирован и последовательно претворялся в жизнь. Пропорции между группами «А» и «Б» стремительно менялись в пользу первой. В наши дни указанное соотношение не привлекает столь пристального внимания, как раньше. В контексте новой индустриализации вновь остро стоит вопрос об импортозамещении. Потеря отечественного станкостроения и ряда других отраслей чревата консервацией технологической отсталости. Промышленная политика призвана актуализировать названные моменты и создавать адекватные условия для тех, кто производит высокотехнологичное оборудование.

Очень часто промышленную политику сводят к повышению конкурентоспособности. Более того, национальная конкурентоспособность объявляется целью промышленной политики. В одной из монографий, написанной сотрудниками ГУ-ВШЭ, читаем: «Повышение конкурентоспособности объявлено целью промышленной политики, суть которой, в понимании правительства, состоит в рациональном использовании и наращивании преимуществ отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке, которые, в свою очередь, будут генерировать импульсы роста в смежные сектора» [12, с. 427]. Конкурентоспособны на мировых рынках топливно-энергетический комплекс, металлургия, химическая и лесная промышленности, энергомашиностроение. Этот список не бесспорен. Аэрокосмическая отрасль забыта. Но главное — не в этом. Подобная постановка вопроса отражает селективную промышленную политику явно сырьевой ориентации. Конечно, везде сильным быть нельзя, но в указанном случае поддержка избранных сырьевых отраслей и энергомашиностроения не отвечает задачам экономической безопасности России, модернизации ее народного хозяйства, становлению новой экономики. Искусство высшего менеджмента в том и состоит, что необходимо найти оптимальные решения, которые будут соответствовать всем требованиям современного развития. Россия не может ограничиться повышением конкурентоспособности только нескольких отраслей. В условиях мирового разделения труда, вступления в ВТО и геополитических факторов национальная конкурентоспособность предполагает наличие конкурентоспособных ОПК, станкостроения, радиоэлектроники.

Приоритеты, разумеется, необходимы. В современном мире нужно максимально использовать результаты общественного разделения труда. Однако набор приоритетов необходимо тщательно продумывать с учетом всей системы факторов. Консолидация активов — дело чрезвычайно тонкое. Можно ли согласиться с низким уровнем отечественной фармацевтической промышленности? Разумеется, нельзя.

Россия — страна-континент, а ее огромную территорию необходимо надежно защищать. ОПК должен выступать как локомотив модернизации, его технологии могут быть использованы и в других отраслях. Идея двойных технологий используется сравнительно давно. Можно привести много примеров, когда разработки ОПК успешно внедрялись в гражданское машиностроение и другие отрасли. Все это нужно возродить и на указанной основе развивать соответствующие отрасли.

Промышленная политика, таким образом, не может строиться без учета требований экономической безопасности, защиты национальных интересов. Если обратиться к теоретическим истокам промышленной политики, то еще у Я. С. Розенфельда сказано, что каждая из отраслей народного хозяйства является сферой применения экономических мер, которые при всей связи с общей экономической политикой имеют свои специфические особенности. Они, в свою очередь, требуют особо углубленного изучения [13, с. 16]. Однако в конце ХХ — начале XXI в. дифференциация отраслей промышленности в отдельных случаях привела к их интеграции в межотраслевые комплексы, а затем в кластеры. Явление это еще полностью не изучено. Но формирование ОПК, ТЭК, АПК и других комплексов, безусловно, внесло определенную специфику в промышленную политику. Здесь пересекаются различные виды экономической политики, интегрируясь в новое качество с учетом специфики объекта. АПК, например, это и сельскохозяйственное машиностроение, и производство минеральных удобрений, и само сельское хозяйство, включая растениеводство и животноводство, а также все отрасли переработки и инфраструктуры. Это сложное формирование требует иных, отличных от прежних мер координации и разработки соответствующих условий ведения хозяйства.

Кластерная организация экономики — явление новое и чрезвычайно популярное. В ряде случаев в угоду моде традиционные структуры трансформируют в нечто новое, присваивая им статус кластеров. В нашем случае промышленная политика интегрируется с региональной политикой, имея целевую функцию повышения конкурентоспособности. Идея кластеров, высказанная А. Маршаллом и М. Портером, оказалась очень привлекательной. По М. Портеру, кластер — это система взаимосвязанных фирм и институтов, которая в целом больше своих составных частей [14, с. 234]. Его системообразующий элемент, точнее, целевая функция — конкурентоспособность. Поэтому промышленная политика в условиях рыночной экономики неизбежно обращена к кластерам, к тем условиям их формирования и развития, которые зависят от государства. В данном контексте концепция, определяющая в качестве цели промышленной политики национальную конкурентоспособность, обладает наибольшей способностью вовлечь в свою орбиту кластеры. Они, как известно, включают в себя не только промышленные предприятия, но и организации, содействующие по разнообразным аспектам деятельности основным звеньям кластера (вузы, НИИ, сервисные центры и т. д.).

Все вышесказанное, разумеется, нуждается в дальнейшем изучении и обобщении. Но очевидно одно: промышленная политика — функция государства, и модернизация экономики без активной промышленной политики обречена на неудачу.

Литература

1. Штейн В. М. Экономическая политика. Пг.: Правда, 1922. 162 с.

2. РозенфельдЯ. С. Промышленная политика СССР (1917-1925). М.; Л.: Плановое хозяйство, 1926. 552 с.

3. Черномордик Д. И. Экономическая политика СССР. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1936. 384 с.

4. Вельфенс П. Основы экономической политики. СПб.: Дмитрий Булавин, 2002. 478 с.

5. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. М.: Прогресс, 1995. 496 с.

6. Валитов Ш. М., Сафиуллин А. Р. Управление конкурентными преимуществами при проведении промышленной политики. М.: Экономика, 2010. 254 с.

7. Заводчиков В. О промышленной политике в Российской Федерации // Промышленная политика в Российской Федерации. 2007. № 5. С. 8-12.

8. Власкин Г. А., Ленчук Е. Б. Промышленная политика в условиях перехода к инновационной экономике. М.: Наука, 2006. С. 24-25.

9. Справочник инвестора: Санкт-Петербург. СПб., 2012.

10. Татаркин А. И. Промышленная политика как основа системной модернизации экономики России // Экономика и управление. 2008. № 2. С. 6-12.

11. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3. М., 1955. 684 с.

12. Российская промышленность на этапе роста: факторы конкурентоспособности фирмы / под ред. К. Р. Гончар, Б. В. Кузнецова. М., 2008. 480 с.

13. Розенфельд Я. С. Промышленная политика СССР (1917-1925). М.; Л., 1926. 552 с.

14. Портер М. Конкуренция. СПб.; М.; Киев, 2003. 496 с.

Статья поступила в редакцию 17 декабря 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.