Научная статья на тему 'Промышленная политика Санкт-Петербурга: прошлое, настоящее, будущее'

Промышленная политика Санкт-Петербурга: прошлое, настоящее, будущее Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / РЫНОЧНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбаков Ф. Ф.

В статье рассматривается эволюция промышленной политики Санкт-Петербурга. Особое внимание обращено на особенности промышленной политики в современных условиях. Приведен критический анализ нормативных документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Промышленная политика Санкт-Петербурга: прошлое, настоящее, будущее»

ИННОВАЦИИ № 02 (136), 2010

Промышленная политика Санкт-Петербурга:

прошлое, настоящее, будущее

Ф.Ф. Рыбаков,

д. э. н., профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ,

заведующий кафедрой СпбГУ.

etep_spbgu@rambler.ru

В статье рассматривается эволюция промышленной политики Санкт-Петербурга. Особое внимание обращено на особенности промышленной политики в современных условиях. Приведен критический анализ нормативных документов.

Ключевые слова: промышленная политика; структурные преобразования; экономическая политика; рыночные преобразования.

Во всех энциклопедиях и справочниках о городе на Неве пишут как о крупном научном, культурном и промышленном центре России. И это абсолютно справедливо, ибо на протяжении более чем трехвековой истории Петербург — Петроград — Ленинград лидировал по данным направлениям социального прогресса. Но промышленная,

научно-техническая и сервисная революции, которые происходили в мире за это время, смещали акценты в развитии городской экономики.

Менялась и промышленная политика как деятельность управленческих структур по созданию эффективных условий для работы хозяйствующих субъектов.

В ХХ веке промышленность России пережила несколько этапов. Взлеты и падения чередовались, в конечном итоге меняя облик самой промышленности.

Промышленность Петербурга пережила в ХХ веке три масштабных спада. Первый был связан с мировой и гражданской войнами (20-е годы). Второй — с Великой Отечественной войной (40-е годы). Третий пришелся на 90-е годы ХХ века и связан с переходом на рыночные методы. Причем последний спад был самым глубоким: в 1998 г. объем промышленного производства составил лишь 31% от уровня 1990 г.1 Все это требует тщательного анализа и обобщения с целью избежания подобного в будущем.

Экономическая политика — предмет пристального внимания отечественных и зарубежных эконо-мистов.2 Наиболее удачную трактовку ее сути дает немецкий ученый П. Вельфенс. По его мнению, экономическая политика — это создание рамочных условий для субъектов рыночной экономики.3 Есть и другие формулировки, по сути именно во вторжении государства в хозяйственные процессы.

Промышленная политика — составная часть экономической политики. В Законе Санкт-Петербурга «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга» приведено, на наш взгляд, совершенно четкое и ясное определение экономической политики как системы правовых, экономических, социальных, информационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Санкт-Петербурга в целях повышения эффективности деятельности в сфере промышленности с учетом федеральной политики в сфере социальноэкономического развития Российской Федерации, социально-экономической политики Санкт-Петербурга, интересов субъектов промышленной деятельности и жителей Санкт-Петербурга.4 Определение несколько громоздко, но суть выражена правильно — органы государственной власти города создают «правила игры» для промышленных предприятий с учетом федеральных законов и подзаконных актов в интересах субъектов промышленной деятельности и жителей города.

Содержание и направленность промышленной политики определяются многими факторами. Решающие значение имеет общие состояние страны. Промышленная политика в послевоенные годы существенно отличалась от таковой в стабильные периоды истории. Кризис так же внес свои существенные поправки.

Ретроспективный анализ особенностей промышленной политики — предостережение действующим политикам и управленцам о колоссальной ответственности, которая ложится на разработчиков экономической политики, ибо просчеты чреваты огромными потерями и приведут к диспропорциям в экономике.

В начале 20-х годов ХХ века, например, промышленность города, находилась в катастрофическом положении. Главная проблема того времени — острая

нехватка топлива, поскольку для запуска 400 электростанций не было угля и нефти, которые город получал из вне. Г. Цыперович отмечал, что огромное большинство заводов и фабрик стоят, население мерзнет, казармы, школы, приюты, больницы невероятно страдают от отсутствия топлива.5 Поэтому главное в экономической политике 20-х годов было обеспечение топливом. Будет топливо, заработают электростанции, начнут производить продукцию заводы и фабрики, возродится экономика. По данным Г. Цыперовича в 1917 г. завозили 38,7 млн. пудов нефти, а в 1919 г. — 3,7 млн. пудов.6 В этих условиях местное топливо — торф и сланцы — решали судьбу городской индустрии. Промышленная политика 20-х годов была направлена на сохранение индустриального потенциала города, поскольку среди некоторых управленцев витала идея перевода крупной промышленности на Урал и в Донбасс, то есть в районы, где есть сырье и топливо.

Г. Цыперович пишет о двух концепциях развития города и его возрождения. Одна из них в основе имела портовую и транзитную функции города на первом месте, но не обходила стороной промышленную и научно-техническую. Вторая — ориентировала на электрификацию и использования местных хозяйственных ресурсов.7 Заметим, что Стратегический план, разработанный в 1999 г. по сути повторил первую концепцию 20-х годов. Идея приоритета транзитно-складской ориентации над промышленной, таким образом, была высказана еще в 1922 г.

В 30-е годы, когда довоенный уровень был восстановлен, промышленная политика имела иные задачи. В то время была принята установка на нецелесообразность нагромождения большого количества предприятий в сложившихся к тому времени крупных городах.8 Согласно решений вышестоящих органов в Москве и Ленинграде, начиная с 1932 г., было запрещено строительство новых предприятий. Как отмечал Розенфельд Я. С., тем самым был поставлен предел экстенсивному развитию промышленности города.9

1932 г. — время второй пятилетки, когда темпы роста экономики были наивысшими за все годы Советской Власти. Уже тогда, осуществляя своеобразный анализ преимуществ и угроз промышленности города, отмечали как преимущество концентрацию многообразных отраслей промышленности.

Промышленная политика 30-х годов была направлена на интенсификацию производств, оптимизацию размещения предприятий, улучшения кооперации и многие другие важнейшие направления. Все это отражало целевые установки тех непростых лет. Промышленность города в 30-40-е годы представляла собой сложный и многоотраслевой комплекс, но новое строительство было запрещено. И это ограничение действовало вплоть до конца 90х годов, и лишь в наши дни было принято решение о строительстве пяти автосборочных заводов и других предприятий. Парадоксальность ситуации в том, что город потерял

ИННОВАЦИИ № 02 (136), 2010

ИННОВАЦИИ № 02 (136), 2010

десятки промышленных предприятий по причине банкротства и в то же время создает новые. Подобная ситуация еще будет предметом тщательного анализа историков и экономистов.

Промышленная политика 40-50-х годов была направлена на восстановление индустриального потенциала города и его реконструкцию. В эти годы город получил по репарации большое количество оборудования. Именно в это время мощный импульс получили радиоэлектроника и приборостроение.

В те уже далекие годы общее руководство промышленностью города, координацию отраслевых и региональных интересов, осуществлял обком партии. В наши дни это уже история. Но опыт координации многоотраслевого комплекса с учетом региональных особенностей важен и в наши дни.

Рыночный максимализм конца 80-х — начала 90-х годов сыграл недобрую роль в деле нахождения форм реализации промышленной политики. Оптимизация пропорций между отраслями или видами экономической деятельности, структурные преобразования — прямой результат промышленной политики. А 60-80-е годы в этом плане характеризуются, прежде всего, ростом машиностроения и металлообработки. Доля первого вплотную приблизилась к половине, а второго — упала до 12-14%.

Промышленность Ленинграда в 50-80-е годы сталкивалась с двумя острейшими проблемами — дефицитом трудовых ресурсов и старением основных фондов. Дефицит рабочей силы устранялся за счет развития системы профессионального образования. Число ПТУ достигло 150, внимание к ним было очень большим. Обновление основных фондов требовало солидных инвестиций. Реконструкция и модернизация были стратегическими направлениями промышленной политики того времени. И здесь нельзя не упомянуть о территориально-отраслевой программе «Интенсификация — 90». Ее разработка и реализация были на острие промышленной политики. Однако полностью реализовать все мероприятия по известным причинам не удалось. В 90-е годы часть промышленного потенциала была бездарно утрачена. Город лишился ряда предприятий, оборудование которых просто разбазарили.

В наши дни, после обвала 90-х годов, вновь обратились к разработке промышленной политики. По мнению ведущих ученых-экономистов, промышленная политика включает в себя как составную часть и структурную политику. Так, например, считает акад. А. Н. Некипелов.10 Акад. А. И. Татаркин дает более пространное определение промышленной политики с учетом ее политико-экономической составляющей — как системы отношений.11 Но различные дефиниции не меняет сути — промышленная политика является составной частью экономической политики, а значит, речь должна идти о создании комплекса мер по оптимизации развития этой области общественного разделения труда.

В документах федерального уровня не всегда упоминается о промышленной политике. И вообще структуризация видов экономической политики еще не определена окончательно. Но одно очевидно — промышленная политика — важнейшая и определяющая составная часть экономической политики. Это вытекает из роли промышленности в народном хозяйстве. Промышленность производит все машины и оборудование для других отраслей и видов экономической деятельности (транспорта, строительства, сельского хозяйства, социально-культурной сферы и т. д.). Однако ее доля в общем объеме ВНП (ВРП) в последние годы снижается. Связано это с сервисной революцией, которая на первый план выдвинула услуги. Диалектика развития экономики такова, что рост технической оснащенности и совершенствование технологии и организации производства приводят к тому, что необходимый обществу продукт создается меньшей численностью работников. Мы живем во время, которое называется постиндустриальной эпохой, индустриальная стадия осталась позади. Все это необходимо учитывать при разработке промышленной политики.

Промышленность Петербурга — это 24-26% ВРП, 26-27% платежей в бюджетную систему, 20,0% численности работающих.12 С 1990 г. численность работающих сократилась более чем в два раза. В наши дни число работающих в торговле равно числу занятых в промышленности.

В Петербурге, как уже отмечалось, 13 мая 2009 г. принят Закон «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга» (далее Закон). Документ очень нужный и своевременный, ибо промышленность остается ведущей отраслью городской экономики. В полном соответствии с концептуальными основами экономической политики вообще, промышленная политика определяет «рамочные» условия для хозяйствующих субъектов промышленности города.

В данном Законе определены цели промышленной политики, включающие инновационное развитие и повышение конкурентоспособности, увеличение доходов бюджета, обеспечение занятости и роста доходов работников, повышения благоприятных условий для развития субъектов промышленности. Целей, как видно, достаточно много и они не ранжированы. Оспаривать или критиковать здесь вряд ли правомерно, но множественность целей размывает главное — вектор самой промышленной политики. Очевидно, что обеспечение благоприятных условий развития субъектов промышленности приводит к росту доходов бюджета и повышению конкурентоспособности. Все изложенное свидетельствует о недостаточной проработанности ряда формулировок, хотя суть изложена правильно.

Среди направлений промышленной политики названы наиболее значимые с позиций современности и ближайших перспектив. Для промышленности города после бурных 90-х годов принципиальное

значение имеют несколько направлений: привлечение инвестиций, технологическое перевооружение, реконструкция, кадровое обеспечение, продвижение продукции, освоение новых производственных зон. Все это отражено в Законе.

Промышленность в 2009 г. ощутила существенное влияние мирового кризиса. Особенно пострадали обрабатывающие производства, на долю которых приходится более 80% всей промышленной продукции.

Что касается будущего промышленности города, то основные положения развития данной отрасли изложены в «Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2025 года».13 В отличие от предыдущих документов (например, Стратегического плана), Концепция отдает должное промышленности, особенно ее высокотехнологичным отраслям. Раздел 2, 3, 14 «Экономики Санкт-Петербурга в 2025 году» фиксирует, что в структуре промышленности лидирующие положения займут машиностроительные и пищевые производства, возрастет удельный вес высокотехнологичных, наукоемких производств. Среди отраслей названы производство энергетического оборудования, вооружений и военной техники, приборостроение, автомобилестроение и судостроение.14 К сожалению, в этом перечне отсутствуют радиоэлектроника и оптика. Между тем эти отрасли давно завоевали статус передовых, вошли в набор отраслей преимущественной специализации. Заметим, что радиоэлектроника давно уже не фигурирует в документах последних лет, как отрасль специализации. И это очень печально, ибо при подобном подходе мы теряем позиции в радиоэлектронике. А инновационная экономика ХХ1 века без нее невозможна. Следует отметить, что при выборе будущей специализации дела расходятся с призывами. До сих пор наукоемкий блок промышленности не окружен должным вниманием.

Мы уже отмечали ранее, что активно-производственный принцип, лежащий в основе экономической политики, требует таких мер, при которых производительные силы развиваются и совершенствуются.15 Пока этого не происходит всеобъемлюще: что-то деградирует, что-то прогрессирует.

Промышленная политика по своей сути и предназначена содействовать развитию, прежде всего самой промышленности, ее структурных звенев. Причем это целая гамма мероприятий — от налоговых льгот до подготовки кадров и обеспечения инфраструктуры. Петербург уже давно специализируется на производстве высокотехнологичной продукции, с высокой долей добавленной стоимости. Такая промышленная политика целиком себя оправдала. Поэтому производство металлических дверей и оград — издержки 90-х годов, не выражающие глубокой сути потенциала промышленности города.

Одно из направлений промышленной политики — кадровое обеспечение. Речь идет прежде всего о рабочих профессиях. В этом направлении 90-е годы нанес-

ли большой ущерб экономики города — подготовка кадров через систему начального профессионального образования сократилась более чем в два раза. И спустя два десятка лет промышленность ощущает острую нехватку станочников, сварщиков, монтажников. Гас-тербайтеры проблему не решили. В лучшем случае они работают на маршрутных такси. Хороших специалистов надо выращивать. И администрация города это поняла. В статье 12 Закон перечисляет пути содействия кадровому обеспечению промышленности. Ситуация в данной области существенно отличается от той, которая была два десятилетия назад.

Интерес к рабочим профессиям утерян. Демографическая ситуация неблагополучна. К этому следует добавить ничем не оправданный рост негосударственных вузов, ведущих подготовку экономистов и юристов. Кстати, ни одного негосударственного учреждения начального профессионального образования не создано. Очевидно, образовательный бизнес еще очень несовершенен, а круг его интересов очень узок.

В последнее время возросла актуальность оптимизации земельных площадей, используемых для нужд промышленности. С одной стороны, в городе промышленные зоны занимают очень много земли. С другой стороны, спекулятивно завышенные цены на земельные участки служат мощным стимулом в деле перевода земель промышленности под иные нужды (элитное индивидуальное строительство и т. д.). Но для освоения новых промышленных зон нужны большие средства на инженерную, энергетическую, транспортную и иные виды инфраструктуры. Все это крайне затратно. Разумеется, центр города не должен быть отдан под нужды промышленности. Но для перемещения старых предприятий нужны не только обустроенные инфраструктурой новые промзоны. Необходимо максимально сохранить коллективы, традиции, школы. А это требует особого внимания.

Промышленная политика всегда должна быть направлена в будущее. Ее вектор не может быть устремленным в прошлое. Для этого необходимы научно-обоснованные прогнозы социально-экономического развития, включая научно-техническую составляющую. Поэтому промышленная политика — это не только создание условий для развития заводов и фабрик, малых предприятий и иных структур, а стимулирование НИОКР. Научная подготовка — начальная стадия производства промышленной продукции. И эта аксиома доказана всем ходом общественного развития в ХХ веке. Затраты на НИОКР по отношению к валовой продукции характеризует наукоемкость производства. И по этому показатель отрасли и виды экономической деятельности очень дифференцированы — от десятых долей процента, до тридцати-сорока и более процентов. В наши дни даже крупнейшие корпорации («Газпром», «РЖД» и другие) тратят на НИОКР не более 1-2%. При таких минимальных затратах на научную подготовку про-

ИННОВАЦИИ № 02 (136), 2010

изводства модернизация, о которой в последнее время много говорят, невозможна.

Итак, активная промышленная политика — необходимое условие успешного развития Петербурга. Приняты соответствующие нормативные документы, в которых очерчен круг задач, требующих своего решения. Задача высшего менеджмента — с учетом опыта прошлого эффективно проводить в жизнь промышленную политику, ориентируясь на перспективу.

Примечания

1 Рыбаков Ф. Ф. Экономика Санкт-Петербурга: прошлое, настоящее, будущее. СПб., 2000. С. 162.

2 См., например, Штейн В. М. Экономическая политика. Петроград, 1924; Вельфене П. Основы экономической политики. СПб., 2002; Ойкен В. Основные принципы экономической политики. М, 1995.

3 Вельфене П. Ук. соч. С. 7.

4 Закон Санкт-Петербурга «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга», принятый 13.05.2009. С. 1.

5 Цыперович Г. Будущее Петрограда. Экономический очерк. Петроград, 1922. С. 34.

6 Там же. С. 40.

7 Там же. С. 101.

8 Розенфельд Я. С. Гипотеза перспектив промышленности большого Ленинграда на 1932-1942 гг. Л., 1932. С. 44.

9 Там же.

10 Некипелов А.Н. Босс. 2007, № 11. С. 86.

11 Татаркин А. И. Экономия Северо-Запада: проблемы и перс-

пективы развития 2007. № 4. С. 8.

12 Промышленность Санкт-Петербурга СПб., 2008. С. 3.

13 Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года. СПб., 2008. С. 64.

14 Там же. С. 24-25.

15 Рыбаков Ф. Ф. О сущности и содержании экономической политики // Экономист. 2009. № 5. С. 41.

St.-Petersburg industrial policy: the past, the present, the future

F.F. Rybakov, doctor of economical sciences, professor, Honored Worker of Higher School of Russia, head of the department St. Petersburg State University

The article is considered the St.-Petersburg industrial policy. The special attention is turned on the industrial policy features in modern conditions. The critical analysis of standard documents is resulted.

Keywords: The industrial policy, Structural transformations, The economic policy, Market transformations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.