Научная статья на тему 'Промышленная политика как фактор ускорения экономического развития регионов Севера'

Промышленная политика как фактор ускорения экономического развития регионов Севера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Цукерман Вячеслав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Промышленная политика как фактор ускорения экономического развития регионов Севера»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

В.А. Цукерман

Минэкономразвития и Минфином РФ Методика расчета комплексной оценки социально-экономического развития регионов, используемая в федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ (2002-2010 гг. и до 2015 г.)».

Библиографический список

1. Баранов С. Новые подходы к оценке межрегиональной дифференциации / С. Баранов, Т. Скуфь-

ина // Федерализм. - 2005. - №>1. - С. 51-70.

2. Баранов С. Анализ межрегиональной дифференциации и построение рейтингов субъектов Российской Федерации / С. Баранов, Т. Скуфьи-на // Вопросы экономики. - 2005. - №28. - С. 54-75.

3. Приложение №6 к Федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ (2002-2010 годы и до 2015 года) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №>43. - С. 9036-9060.

В.А. Цукерман

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР УСКОРЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ СЕВЕРА

В последнее время изменилась теоретическая база государственной федеральной и региональной промышленной политики и принципы, на которых они должны базироваться. Современный механизм осуществления промышленной политики должен включать меры по развитию мотивации для инновационной активности, повышению качества продукции и на его основе конкурентоспособности предприятий, совершенствованию информационной сети и инфраструктуры, интеграции в российский и мировой инновационный рынок и др.

В публикациях специалистов имеются довольно существенные разногласия относительно понятия «промышленная политика».

Член-корреспондент РАН Г.Б. Клейнер под промышленной политикой государства понимает систему осознанных и сформулированных на государственном уровне принципов, оценок и приоритетов, а также основанных на них стратегических государственных решений, определяющих функционирование и развитие промышленности в стране [1]. Промышленная политика -достаточно содержательное понятие, поскольку включает не только конкретные цели и приоритеты, но и более общие принципы подхода к принятию решений в области развития промышленности, что предполагает, в свою очередь, определение видения промышленного развития в целом, как в составе общеэкономического развития, так и в промышленно-структурном разрезе.

Г.Б. Клейнер сформулировал ряд принципов, на которых должно базироваться содержание государственной промышленной политики России [1].

Председатель Комитета ТПП РФ по промышленному развитию и высоким технологиям, профессор С.С. Сулакшин утверждает, что для решения проблем и задач России в направлении экономического развития, следует говорить о политике государства в более широкой постановке промышленного развития страны в целом [1].

Формирование структуры промышленного продукта происходит в регионах, каждый из которых обладает уникальной комбинацией ресурсов и потенциальных возможностей. Перспективы промышленного развития страны связаны с развитием регионов. Этим определяется принципиальная важность поиска подходов и механизмов разработки и реализации системной промышленной политики в региональном измерении.

Значение Севера как для Российской Федерации, так и для всего мира как глобального экологического и стратегического резерва трудно переоценить. Именно здесь располагается практически вся сырьевая база для обеспечения устойчивого развития страны. Перспективы российского государства, обеспечение национальной безопасности в значительной степени зависят от того, насколько комплексно и эффективно будут использованы геополитический, природно-ре-сурсный, экономический и интеллектуальный потенциалы северных территорий.

Региональная промышленная политика регионов Севера предполагает определение ее контуров и основных параметров, а также обоснование места и роли территориального сообщества и его участников как субъектов промышленной политики.

Важнейшие цели региональной промышленной политики включают:

38

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 11, 2006

© В.А. Цукерман, 2006

Промышленная политика как фактор ускорения экономического развития регионов Севера

- создание механизма формирования и реализации промышленной политики;

- развитие государственных и рыночных механизмов обеспечения производства финансовыми и кадровыми ресурсами;

- создание межрегионального, межотраслевого инструментария и перелива капитала.

Промышленная политика должна быть нацелена на поддержание и стимулирование наиболее приоритетных направлений развития производства, обеспечивающих конкурентоспособность предприятий региона на внешнем и внутреннем рынках и служащих своеобразными «точками роста» для остальных отраслей региональной экономики. Однако такие приоритетные направления первоначально должны быть определены каждым ведущим предприятием самостоятельно в процессе целенаправленной работы по поиску и выбору наиболее эффективной стратегии выхода на устойчивое развитие. Задачей же региональных органов власти является окончательное ранжирование приоритетных направлений в развитии промышленного производства, с целью их поддержки со стороны региона в соответствии с имеющимися возможностями на данный период времени и перспективу [4].

Регионы Севера в перспективе сохранят специализацию на добыче минерально-сырьевых ресурсов, удовлетворяющих внутренние потребности и поддерживающих экспортный потенциал страны.

По мере развития рыночных отношений промышленная политика регионов Севера должна сводиться к созданию необходимых условий для развития и модернизации экономики, формирования инновационного рынка минерально-сырьевых ресурсов.

Механизм регионального регулирования промышленной политики должен основываться преимущественно на экономических формах и методах, посредством которых органы управления могут оказывать воздействие на хозяйственную среду и сочетать федеральный и региональный уровень государственного управления.

Законодательные меры поддержки, направленные на активизацию производства и формирование инновационного рынка подразделяются на две категории:

- меры прямого воздействия, когда государство в лице региональных органов власти предоставляет поддержку финансовую поддержку инновационным предприятиям либо в виде безвоз-

мездной помощи, либо в виде кредитов, подлежащих возврату;

- меры косвенного воздействия, нацеленные на создание условий, способных стимулировать предприятия к организации промышленно-инно-вационной деятельности, например создание и модернизация уже существующей информационной сети коммуникаций и инфраструктуры, обеспечивающей эффективное использование результатов научных исследований.

Прямая и косвенная государственная поддержка развития промышленной политики - необходимый элемент постоянного прогресса экономики. Организационный механизм государственного регулирования промышленной политики должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию реального сектора экономики.

При переходе регионов Севера на инновационный путь развития необходимо выделить тенденцию трансформации ролей науки, бизнеса, власти и общества в их взаимоотношениях, что будет способствовать их реальному включению в технологическое развитие экономики. Наука приобретает инновационную направленность, бизнес приобретает роль активного участника экономики знаний. Общество приобретает восприимчивость и мотивацию к инновациям, властные структуры активизируют стимулирование создания процесса инноваций.

В качестве одного из институтов согласования экономических интересов предложен метод моделирования развития различных экономических систем Рыночная среда представляет собой совокупность материальных, финансовых и информационных потоков, которые обеспечивают возможность функционирования экономики региона. При этом моделирование осуществляется путем разработки системной многоуровневой модели [2].

Необходимо разработать механизм стимулирования перехода регионов Севера к инновационному пути развития, выбора характера, форм и методов технологического развития с целью выработки промышленной политики и оптимальной стратегии ее существования. Именно возможности технологического развития придают устойчивость региональной экономике и темпам экономического роста.

Согласно получившей признание на западе концепции технологического динамизма, или по-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 11, 2006

39

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

С.А. Березиков, В.А. Цукерман

стоянной технологической революции, научно-техническое лидерство развитого государства определяется не только мощным развитием новейших отраслей промышленности, но в равной мере его способностью к динамичной и непрерывной перестройке всех сфер экономики для создания и диффузии новейших технологий.

Поскольку проведение единой технологической политики для всех сфер и отраслей народного хозяйства невозможно, наиболее целесообразными формами управления технологическим развитием Севера являются региональные и отраслевые программы. Однако в настоящее время отсутствуют возможности жесткого государственного регулирования технологического развития экономики, поэтому необходимо использование рыночных механизмов для решения поставленных задач и достижения конечной цели -перехода к инновационной экономике.

В современных условиях наукоемкий сектор промышленности Севера является наиболее перспективной базой ускоренного технологического развития страны, масштабного и форсированного обновления устаревшего производственного аппарата.

Одной из задач промышленной политики является создание условий для размещения производства технологических инноваций на Севере и возможная поддержка региональных производителей на начальных стадиях организации производства. Существующая практика передачи крупными компаниями на аутсорсинг непрофильных видов деятельности раскрывает большие возможности для развития малого инновационного бизнеса в сфере производства технологических инноваций, что необходимо учитывать при формировании системы управления технологическим развитием в регионах. В рамках этой системы необходимо создание структуры, основными функциями которой будут планирование и прогнозирование технологического развития. При составлении планов развития необходимо обеспечить преемственность технологий: создаваемые сегодня технологии должны стать основой технологий завтрашнего дня. Именно этот принцип должен быть положен в основу управления технологическим развитием региона.

Важнейшие цели законодательства, связанного с промышленной политикой регионов Севера в области освоения минеральных ресурсов должны включать:

- создание механизма формирования и реализации промышленной политики (включая государственные органы, их функции и правовые инструменты, определение «правил игры» и организацию диалога «бизнес-власть»);

- развитие государственных и рыночных механизмов обеспечения производства финансовыми и кадровыми ресурсами, внедрения новых технологий и инноваций, разведки месторождений полезных ископаемых;

- создание инструментария межсекторного, межотраслевого и межрегионального перелива капитала и проведение структурного межотраслевого маневра.

При формировании промышленной политики необходимо учитывать различные положительные и отрицательные последствия вхождения предприятий региона в интегрированные структуры как с точки зрения самих предприятий, так и региона. Основные положительные и отрицательные моменты, связанные с возникновением интегрированных структур, приведены в работе [3].

Возможности холдингов влиять на экономические процессы и на структурную трансформацию промышленности Севера столь велики, что в стратегическом плане создание и функционирование крупных холдингов не должно выпадать из поля внимания государства.

Исследования показали высокую степень концентрации и интеграции финансовых ресурсов в рамках холдинговых структур и их возможность существенно влиять на экономические процессы в регионах и трансформацию региональной промышленности. Это обстоятельство в стратегическом плане должно быть объектом повышенного государственного регулирования. Усилия государства должны быть направлены в первую очередь на создание: нормативно-правовой базы промышленной политики, определяющей правила «поведения» холдингов; условий, способствующих их инвестированию и притоку капитала в обрабатывающие отрасли региональной промышленности.

Для регионов Севера необходимо выработать концепцию промышленной политики. Правовые формы формирования промышленной политики должны содержать не только юридическую основу, но и специфические особенности и состав субъектов правоотношений промышленной политики, промышленного развития и промышленной деятельности. Законодательно должна

40

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 11, 2006

Тенденции технологического развития экономики регионов Севера

быть предусмотрена реализация инновационных программ промышленного развития, направленных на решение региональных проблем, которые регулируются на основе приоритетных направлений и прогнозов развития Севера с учетом задач социально-экономического и демографического развития, здоровья населения, результатов анализа экономического и экологического состояния региона и внешнеэкономических условий.

Библиографический список

1. Всероссийская научно-практическая конференция «Промышленное развитие России. Ключевые проблемы и решения» / Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 3 июня 2004 г.). - М.: Научный эксперт, 2004. - 387 с.

2. Жаров В. С. Прогнозирование инновационного развития горнопромышленных комплексов

в условия Севера как основа обеспечения эффективности их функционирования / В.С. Жаров, В.А. Цукерман // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2006. - .№11. - С. 114-120.

3. Север: наука и перспективы инновационного развития / В.Н. Лаженцев, В.С. Селин, В.А. Цукерман, С.А. Березиков и др. - Сыктывкар: Изд-во Коми научного центра УрО РАН, 2006.

4. Цукерман В.А. Формирование региональной промышленно-инновационной политики: принципы и концепция отбора проектов // Научно-аналитический доклад «Проблемы Севера». -Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2005. - С. 37-42.

5. Цукерман В.А. Совершенствование менеджмента и стратегии развития предприятия в минерально-сырьевом направлении / В.А. Цукерман, В.С. Жаров // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2002. - №°2. - С. 113-116.

С.А. Березиков, В.А. Цукерман

ТЕНДЕНЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ СЕВЕРА (на примере Мурманской области)

Введение

Эффективное управление экономическими системами любого уровня подразумевает целенаправленное изменение определенных параметров системы для достижения ее желаемого состояния в будущем. Прогноз, как правило, предполагает экстраполяцию тенденций развития и проецирование прошлого состояния системы в будущее. Основная цель статьи заключается в выявлении основных тенденций технологического развития экономики регионов Севера и определении возможных направлений совершенствования систем управления технологическим развитием. Исследование проводилось на примере Мурманской области как региона, проблемы которого характерны для большинства северных регионов РФ.

В настоящее время особую актуальность приобретают проблемы технологического развития экономики. Проведенные отечественными и зарубежными учеными исследования свидетельствуют о возрастании роли знаний, воплощённых в товарах и услугах. «.. .Доказано (Р. Солоу, Нобелевский лауреат 1974 г.), что, по меньшей мере, 50% своего экономического роста Америка обя-

зана не наращиванию таких традиционных факторов, как труд и капитал, а научно-технологическому прогрессу (НТП)» [1].

Другая причина, обусловливающая усиление внимания к проблемам технологического развития экономики - колоссальный износ основных фондов промышленных предприятий. По мнению экспертов, «технологическая деградация экономики стала главной причиной падения конкурентоспособности и вытеснения с рынков отечественных товаров и услуг» [7].

Еще одним стимулом к увеличению интенсивности технологического развития и соответственно к усилению интереса ученых к данной проблеме является тот факт, что «использование новейших технологий позволяет сэкономить едва ли не 80% природных ресурсов, сырья и материалов, топлива на всех стадиях - от добычи и комплексной переработки до использования в производстве» [4].

Анализ динамики технологического развития Мурманской области

Традиционно в экономической теории выделяют несколько видов технологических структур в зависимости от уровня иерархии. Специфические

© С.А. Березиков, В.А. Цукерман, 2006

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 11, 2006

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.