Научная статья на тему 'Региональная экономика: особенности предпринимательской деятельности'

Региональная экономика: особенности предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барашева Татьяна Игоревна

В работе рассматриваются комплексные региональные проблемы, решение которых может быть обеспечено за счет привлечения субъектов малого предпринимательства при изменении национальных параметров их налогообложения с ориентиром на местные условия и особенности экономического развития муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная экономика: особенности предпринимательской деятельности»

2003. - №№4. - С. 16-24.

2. Базовые отрасли экономики Мурманской области / Федеральная служба государственной статистики / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. - Мурманск, 2005 - 108 с.

3. Березиков С.А. Технологическое развитие как фактор перехода к инновационной экономике // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2004. - №№2. - С. 31-34.

4. Погодина Т.В. Экономический анализ и оценка инновационной активности и конкурентоспособности регионов Приволжского федерального округа // Региональная экономика: тео-

рия и практика. - 2005. - №№4. - С. 34.

5. Статистический ежегодник, 2004: Мурманская область в 2004 году / Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган государственной статистики по Мурманской области / Мурманскстат, 2005. - 205 с.

6. Цукерман В.А. Особенности технологической структуры регионов Севера / В.А. Цукерман, С.А. Березиков // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2005. - №»1. - С. 123-130.

7. Яковец Ю.В. Проблемы управления научно-технологическим прорывом в начале XXI века // Общество и экономика. - 2001. - .№11-12. -С. 183-187.

Т.И. Барашева

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Преамбула В работе рассматриваются комплексные региональные проблемы, решение которых может быть обеспечено за счет привлечения субъектов малого предпринимательства при изменении национальных параметров их налогообложения с ориентиром на местные условия и особенности экономического развития муниципальных образований.

Ярко выраженная неоднородность в региональном развитии в пользу эконо-. мически развитых субъектов Российской Федерации выступает существенным фактором ослабления устойчивости системы федеративных отношений и социально-экономической системы страны в целом, а также фактором сокращения внутренних возможностей неблагополучных регионов по преодолению отставания. Межрегиональные контрасты развития стали результатом неодинаковой адаптации регионов к рыночным условиям. В свою очередь, способ адаптации в большой степени предопределен характером основополагающих проблем регионального развития, заложенных историей формирования территориальных социально-экономических систем.

Методология планирования комплексного развития ресурсных (или программно-развивающихся) регионов в период их становления исходила из следующих методологических предпосылок: участие в территориальном разделении труда в качестве поставщика сырья, сбалансированность в пределах региона потребности в кадрах, топливно-энергетических ресурсах, строительных мощностях, обеспечение уровня жизни населения по об-

щегосударственным параметрам, не снижающим показатели эффективности производства. Основное значение придавалось материальному производству, отвечающему самым высоким критериям концентрации мощностей и специализации. Это привело к преобладанию на территориях ресурсных регионов моногородов, или поселений, созданных вокруг ресурсного предприятия.

Северный экономический район представляет собой совокупность пяти регионов, отличительным признаком экономик которых является преимущественно сырьевая направленность отраслей промышленности (за исключением Вологодской области). Доля природоэксплуатирующих отраслей в объеме промышленного производства колеблется в этих регионах в пределах 76-85%, составляя в Мурманской области около 76%. Мы акцентируем внимание на регионе, представляющем группу ресурсных регионов, выделенных по критерию характера экономических проблем регионального развития. Мурманская область может быть рассмотрена в качестве региона, отвечающего данной типологической характеристике.

Сегодня теоретические ориентиры развития традиционно-развитых регионов концентрируются на создании высоких научного, информаци-

© Т.И. Барашева, 2006

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 11, 2006

45

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Т.И. Барашева

онного и инновационного потенциалов, позволяющих говорить об их возможности работать над фундаментом постиндустриальной экономики. Группа ресурсных регионов, имеющая слабо диверсифицированные региональные хозяйства и, в основном, недиверсифицированные локальные хозяйства в своем составе, вынуждена развиваться с ориентацией не на структуру экономики постиндустриального типа, а на обеспечение социально приемлемого уровня жизни населения.

Различия в развитии регионов по ключевым социально-экономическим параметрам достигли критического уровня. Для достижения среднероссийского уровня наиболее отсталым регионам, по самым оптимистическим прогнозам, потребуется не менее 15-30 лет1, однако федеральный бюджет не располагает необходимыми для этого ресурсами. По этой причине чрезвычайную актуальность представляет решение проблемы сокращения отставания ресурсных регионов по показателям развития экономики и социальной сферы с задействованием внутренних резервов регионального развития.

Такими нереализованными внутренними резервами регионов можно признать развитие сектора малого предпринимательства. В настоящее время развитие малого предпринимательства должно быть нацелено как на обеспечение работы градообразующих предприятий - основу экономики региона, так и на решение приоритетных задач муниципальных образований, вписывающихся в общую стратегию региона и направленных на сглаживание неоднородности социально-экономического развития. Другим внутренним резервом могут быть признана налоговая компетенция региональных и местных органов власти.

Выбор приоритетов, позволяющих достичь баланс между рыночной эффективностью и решением социальных проблем, должен определяться на уровне муниципалитетов и одновременно вписываться в общую систему целей и приоритетов развития региональной экономики.

Наиболее значимой проблемой в регионе стала безработица. По уровню безработицы Мурманскую область причисляют к группе регионов с напряженной ситуацией на рынке труда. Здесь отмечается более чем двукратное превышение регистрируемой безработицы над среднероссийской величиной. На уровне муниципальных образований ситуация более сложная. Уровень безработицы большинства муниципальных образо-

ваний в несколько раз превышает среднеобластное значение. Это явление характерно для муниципалитетов, как с высоким уровнем развития экономики, так и с низким. Г. Кировск и Ковдор-ский район лидирует по совокупному объему промышленного производства в области при этом уровень регистрируемой безработицы в полтора раза превышает среднеобластной показатель. В Терском районе с низким промышленным потенциалом уровень безработицы превышает в четыре раза среднеобластное значения. Коэффициент напряженности на рынке труда городов также характеризует серьезность ситуации в сфере занятости. Причины кроются, прежде всего, в моноотраслевой специализации городов. Несмотря на положительные эффекты, которые обеспечиваются действующим градообразующим предприятием, можно утверждать, что рынок труда не может контролироваться лишь одним крупным предприятием. Политика градообразующих предприятий направлена на сохранение предельного уровня занятости, они в меньшей мере способны создавать новые рабочие места.

Принятие работающих мер по ликвидации безработицы становиться необходимым условием в связи с тем, что страна вступила в полосу относительного роста численности трудоспособного населения. За десятилетний период численность населения в трудоспособном возрасте в нашей стране увеличилась на 2,8% и продолжает расти [1]. В условиях ограниченных возможностей крупных производителей, некогда являвшихся основными потребителями трудовых ресурсов, организация новых рабочих мест ложится «на плечи» малого и среднего предпринимательства. Только экономический рост, ожидаемый от вновь создаваемых предприятий, способен обеспечить положительную динамику рабочих мест в будущем. Следует учитывать и то обстоятельство, что в Мурманской области за последние несколько лет создано множество высших и средних учебных заведений, которые осуществляют подготовку и выпуск специалистов, также ожидающих дополнительных рабочих мест. Уровень безработицы снижается в тех муниципалитетах, где фиксируется наибольшее развитие сектора малого предпринимательства, в частности, в городах Мурманск и Апатиты. Однако малый сектор экономики области характеризуется малым числом и неравномерностью его распределения по территории.

Другим проблемным фактором является низкий уровень доходов населения. Двадцать процентов жителей области имеют доходы ниже прожиточного минимума. Более того, отмечается усиление разрыва в уровнях доходов, исчисленным по 20% группам. Соотношение общих доходов пятой и первой 20%-х групп достигло 6,62:1, при соотношении 5,36:1, имевшем место в 1996 г. Низкие доходы жителей явились причиной снижения платежеспособного спроса даже на продовольственные товары. Потребление продуктов питания в расчете на душу населения за десятилетний период снизилось: мясо - на 28; молоко -на 52%. При этом возросло потребление дешевых продуктов питания.

Выполнение социальных мероприятий в городах области осложнено недостатком финансовых ресурсов, низкий уровень которых объясняется сокращением налоговой базы и, соответственно, низкой долей собственных средств в бюджетах муниципальных образований. Отсюда наличие и сохранение сегодня негативной тенденции, свойственной всем бюджетам городов и районов области, их дотационность. От 30 до 88% расходов муниципалитетов покрывается поступлениями из бюджетов других уровней. Не привело к существенным изменениям доходной базы местных бюджетов реализация новых механизмов межбюджетных отношений, разработанных в целях проведения реформы местного самоуправления.

Для всех групп муниципалитетов можно выделить наиболее острые и требующие безотлагательного решения проблемы, которые и обуславливают неравномерность социально-экономического развития городов области: низкий жизненный уровень, безработица, недостаток финансовых ресурсов местных бюджетов, деградация промышленного сектора, обеспечивающего основной прирост общественного богатства, низкий уровень диверсификации экономики, необеспеченность регионального товарного рынка и т.д.

Наиболее остры перечисленные проблемы в малых городах с недостаточно развитой промышленностью. Многие из таких городов в ходе экономических реформ оказались в тяжелом состоянии. Являясь важным звеном народнохозяйственного комплекса страны, они нуждаются в государственной поддержке для своего возрождения и развития. Большую роль в процессе их выживания и подъема может сыграть развитие в них малого и среднего предпринимательства. Для их

полноценного развития необходимо определить наиболее важные направления, которые в первую очередь совпадают с нуждами территории.

Выбор приоритетов, позволяющих достичь баланс между рыночной эффективностью и решением социальных проблем, должен определяться на уровне муниципалитетов и одновременно вписываться в общую систему целей и приоритетов развития региональной экономики. Для Мурманской области острейшие муниципальные проблемы явились базой для установления главных приоритетных направлений развития отраслей по муниципалитетам. Среди них можно назвать: развитие высокотехнологичных производств, базирующихся на местном сырье; создание материальной базы потребления населения; оказание бытовых услуг; строительство и ремонт жилого фонда; благоустройство города; транспорт. Сформировавшийся спрос на решение выявленных проблем свидетельствуют о том, что в Мурманской области сложились объективные предпосылки для развития сектора малого предпринимательства, который обладает значительным потенциалом при достижении им определенных размеров. Решение проблем муниципалитетов посредством малого предпринимательства позволит создать сбалансированную структуру экономики муниципальных образований. Оптимальная отраслевая структуры малого предпринимательства становится результатом совмещения интересов города, населения и предпринимателей.

Для достижения наибольших социально-экономических эффектов от реализации потенциала малого предпринимательства необходимо проведение рациональной налоговой политики. В мировой практике для стимулирования развития всех форм малого предпринимательства используются множество разнообразных налоговых инструментов в сочетании с финансовыми. Малые предприятия могут воспользоваться как «специальными», так и «общими» налоговыми льготами в области инвестиций и инноваций. Из основных «специальных» налоговых инструментов можно назвать: установление пониженных ставок (в сравнении с крупным бизнесом); внутри малых предприятий практикуется введение дифференцированных ставок в зависимости от годового оборота или прибыли; освобождение на 1-2 года от уплаты налогов действует для вновь созданных предприятий. Стратегия предоставления льгот в зарубежных странах направлена на поддержку

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 11, 2006

47

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Т.Е. Ерохина

малых форм хозяйствования, выполняющих наиболее значимые для государства задачи с целью развития национальной социально-экономической системы.

Подобный опыт стимулирования предпринимательства следует использовать в российских условиях. В частности, налоговая политика и реализация ее механизмов может основываться на использовании дифференцированного подхода. Для Мурманской области и других территорий принцип дифференциации может применяться в целях создания равных стартовых условий хозяйствования для субъектов малого предпринимательства материальной сферы на основе учета различных уровней деформации муниципальных хозяйственных систем региона.

В основу оценки степени деформации муниципальных хозяйств может быть положена классификация муниципалитетов, отражающая уровень развития их экономики. Формирование типологии следует базировать на результатах рейтинговой оценки экономических показателей городов и районов области. Применительно к Мурманской области экономики муниципальных образований были классифицированы с выделением четырех типов: муниципалитеты с развитой экономикой (Полярные Зори, Мончегорск); муниципалитеты с развитым промышленным сектором (Кировск, Оленегорск и Ковдорский район); муниципалитеты с сужающимся промышленным сектором (Кандалакша, Апатиты, Мурманск, Печенгский и Кольский районы) и муниципалитеты с кризисной экономикой (Терский и Ловозерский районы).

Каждый тип определяет особые налоговые условия функционирования малых предприятий, укладывающиеся в рамки Налогового кодекса.

Региональные власти, наделенные налоговыми полномочиями, могут устанавливать дифференцированные ставки по налогу на прибыль, в пределах четырех процентов. Эта возможность должна быть задействована.

В муниципалитетах с развитой экономикой рекомендуется устанавливать ставку в обычном размере; «зарабатывание» налоговых преференций бизнесом может осуществляться за счет наращивания объемов выручки путем применения регрессивной шкалы (снижение ставки по налогу на прибыль на 1%). Для малых предприятий, осуществляющих деятельность в муниципальных образованиях с низким уровнем экономического развития, рекомендуется использовать систему понижающих ставок по налогу на прибыль (от 23% до 20%).

Таким образом, выбор местных приоритетов, характеризующих острейшие проблемы муниципальных образований, использование налоговой компетенции региональных властей и задействование потенциала малого предпринимательства позволят создать сбалансированную структуру экономики муниципалитетов и повысить уровень их социально-экономического и благосостояние населения региона.

Примечание

1 Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (на 20022010 годы и до 2015 года)».

Библиографический список

1 КотлярА. Возможности минимизации безработицы в России // Человек и труд. - 2001. -№ 9. - С. 42-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.