Научная статья на тему 'ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА / ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННОЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ЗАРУБЕЖНЫЙ МАРКЕТИНГ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНА / REGIONAL INDUSTRIAL POLICY / IMPORT SUBSTITUTION / EXPORT SUPPORT / EXPORT ORIENTED IMPORT SUBSTITUTION / FOREIGN MARKETING / STRATEGIC MANAGEMENT / INTERNATIONALIZATION OF A REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышев Денис Перфильевич, Бакуменко Ольга Аркадьевна, Троян Василий Викторович

Целью исследования является развитие теоретических и методологических подходов к реализации региональной промышленной политики импортозамещения и поддержки экспорта. Для достижения цели использованы методы анализа мировой экономической литературы и лучших зарубежных практик региональной промышленной политики, сравнительного и исторического анализа законодательства Российской Федерации, корреляционного анализа результатов реализации политики импортозамещения и поддержки экспорта в субъектах Российской Федерации в 2014-2018 годах, сопоставления целей и результатов реализации таких политик. В результате исследования классифицированы модели и виды региональной промышленной политики импортозамещения и (или) поддержки экспортной деятельности с точки зрения последовательности их реализации (обособленно, последовательно, параллельно), а также введены в научный оборот виды политики экспортоориентированного импортозамещения как обособленной модели и систематизированы факторы ее эффективной реализации. Кроме того, предложен метод определения реализуемых в регионе модели и вида региональной промышленной политики, который апробирован на примере субъектов Российской Федерации. В результате апробации выявлены разрывы между декларируемыми и реализуемыми на практике моделями, а также между видами промышленной политики в регионах России. Сделан вывод о несовершенстве системы стратегического управления реализацией промышленной политики в субъектах Российской Федерации и предложены рекомендации по оптимизации такой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Малышев Денис Перфильевич, Бакуменко Ольга Аркадьевна, Троян Василий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL INDUSTRIAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION: IMPORT SUBSTITUTION AND EXPORT SUPPORT

The research is aimed on theory and methodology development in the field of regional industrial policy of import substitution and export support. The aim is gained with the following research methods: analysis of the world economic literature and the best foreign practices of regional industrial policy strategic planning; comparative and historical analysis of the RF regions legislation; correlation analysis of the results of the RF regions’ import substitution and export support policy implementation; comparison of the objectives and results of Russian regions’ industrial policy. As a result of the research models and types of regional industrial policy of import substitution and (or) export support are classified according to its’ succession (separate, successive, parallel); as well as types of export oriented import substitution policy model are developed, and factors of such a model effective implementation are systemized. Furthermore, method for identifying a model and a type of regional industrial policy is proposed and approved on the example or the RF regions. The conclusion is made that regional industrial policy strategic planning in Russia is not efficient and has to be optimized.

Текст научной работы на тему «ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

УДК: 332.1 Б01: 10.24411/2071-6435-2020-10053

Промышленная политика импортозамещения и поддержки экспорта в субъектах Российской Федерации

Целью исследования является развитие теоретических и методологических подходов к реализации региональной промышленной политики импортозамещения и поддержки экспорта. Для достижения цели использованы методы анализа мировой экономической литературы и лучших зарубежных практик региональной промышленной политики, сравнительного и исторического анализа законодательства Российской Федерации, корреляционного анализа результатов реализации политики импортозамещения и поддержки экспорта в субъектах Российской Федерации в 2014—2018 годах, сопоставления целей и результатов реализации таких политик. В результате исследования классифицированы модели и виды региональной промышленной политики импортозамещения и (или) поддержки экспортной деятельности с точки зрения последовательности их реализации (обособленно, последовательно, параллельно), а также введены в научный оборот виды политики экспорто-ориентированного импортозамещения как обособленной модели и систематизированы факторы ее эффективной реализации. Кроме того, предложен метод определения реализуемых в регионе модели и вида региональной промышленной политики, который апробирован на примере субъектов Российской Федерации. В результате апробации выявлены разрывы между декларируемыми и реализуемыми на практике моделями, а также между видами промышленной политики в регионах России. Сделан вывод о несовершенстве системы стратегического управления реализацией промышленной политики в субъектах Российской Федерации и предложены рекомендации по оптимизации такой системы.

Ключевые слова: региональная промышленная политика, им-портозамещение, поддержка экспорта, экспортоориентирован-ное импортозамещение, зарубежный маркетинг, стратегическое управление, интернационализация региона.

Введение

Начиная со Второй мировой войны ни один этап политики импортозамещения в нашей стране не привел к долгосрочному экономическому прорыву [11]. Согласно актуализированной оценке Росстата промышленного производства в Российской Федерации в 2010-2018 годах, доля добычи полезных ископаемых в общей структуре добавленной стоимости увеличилась за восемь лет с 34,3 до 38,9%, при этом сегмент обрабатывающих производств сократился с 53,2 до 50,7% [15]. Итоги политики импортозамещения, реализованной в 2015-2019 годах, показа© Д. П. Малышев, 2020 © О. А. Бакуменко, 2020 © В. В. Троян, 2020

Д. П. Малышев

О. А. Бакуменко

В. В. Троян

ли, что рост национального производства в ряде секторов экономики [10] связан с мерами государственной поддержки и опорой на зарубежные технологии и производственные мощности, но не с интернационализацией производства и цифровой трансформацией [6]. Эксперты отмечают, что импорт не является ключевой проблемой российской экономики и отказ от него в большей степени ускоряет технологическое отставание отраслей экономики в условиях, когда уровень интернационализации мирового ВВП превышает 75% [5; 6].

Политика поддержки экспортной деятельности в Российской Федерации официально реализуется с 2016 года, что связано с созданием АО «Российский экспортный центр» и принятием регионального экспортного стандарта. При этом аналитики НИУ ВШЭ [19, с. 18] заключают, что в структуре российского экспорта за последние 20 лет не произошло существенных изменений—доминирующей товарной группой остается сырье. Авторы доклада уточняют, что рост доли обрабатывающей промышленности в структуре экспорта является неустойчивым и связан с продукцией невысокого передела, а также с привлечением иностранных стратегических инвесторов.

Вышеуказанные факты говорят о том, что реализация политики импортозамещения и поддержки экспорта в нашей стране фактически не способствовала реиндустриализации и модернизации региональной промышленности (существующие факторы роста являются, скорее, внешними и экстенсивными, чем внутренними и интенсивными) [6]. Причины выявленных тенденций российские эксперты видят в снижении доли основных высокотехнологичных отраслей в ВВП [7], протекционизме [5; 6; 9] и связанном с ним неудовлетворительном качестве российских аналогов импортных товаров [9], низкой производительности труда [7], недостаточном доверии бизнеса проводимой политике, дефиците спроса на внутреннем рынке, отсутствии реальных институциональных и структурных преобразований и работающей системе стратегического управления развитием [7], преимущественно сырьевой структуре российского экспорта [3]. С нашей точки зрения, одна из ключевых причин недостаточно успешной реализации политики импортозамещения и поддержки экспорта в нашей стране сейчас связана с отсутствием системного стратегического управления параллельной реализацией двух видов политик на региональном уровне. Очевидно, что модель экспорто-ориентированного импортозамещения, реализуемая в Российской Федерации, остается уникальной по сравнению с другими странами мира и потому требует формирования аутентичных подходов к методологии реализации.

В мировой экономической литературе описаны различные модели региональной промышленной политики с точки зрения последовательности реализации импортозамещения и поддержки экспорта. Ряд авторов описывает обособленную политику импортозамещения [24; 25; 35; 37] или поддержки экспортной деятельности [32; 33; 34] как приоритетный вид региональной промышленной политики. При этом подавляющее большинство российских научных работ посвящено именно реализации обособленной политики импортозамещения [2; 8; 12; 13; 20]. Часть авторов описывает региональную промышленную политику как чередование политик импортозамещения и поддержки экспортной деятельности

[21; 26; 27; 29; 34; 36]. При этом имеет место научная дискуссия на тему очередности их реализации. В современной зарубежной экономической литературе большое внимание уделяется экспортоориентированному импортозамещению, когда рассмотренные виды промышленной политики реализуются одновременно [5; 6; 22; 23; 28; 31; 38].

В российской экономической литературе, как правило, приводится характеристика реализуемой на практике политики экспортоориентированного импор-тозамещения в сравнении с описанными в зарубежной литературе моделями [4], однако до настоящего времени не сформирован теоретический базис уникальной российской модели экспортоориентированного импортозамещения [30].

В связи с вышеизложенным, цель настоящей статьи — усовершенствовать методологические подходы к реализации региональной промышленной политики импортозамещения и поддержки экспортной деятельности в Российской Федерации. Для достижения цели решены следующие задачи: 1) систематизированы модели реализации и виды региональной промышленной политики импортозамещения и поддержки экспорта; 2) обобщены факторы успешной реализации политики экспортоориентированного импортозамещения; 3) исследована практика реализации промышленной политики в субъектах Российской Федерации и выполнена типологизация регионов согласно характеристикам проводимой политики; 4) выявлены особенности российской региональной промышленной политики импортозамещения и поддержки экспорта. Описанные в результате исследования особенности российский модели региональной промышленной политики импортозамещения и поддержки экспорта дополнят мировую экономическую литературу, а представленные методические предложения и практические рекомендации могут быть использованы субъектами Российской Федерации при разработке государственных программ в сфере промышленного развития на новый стратегический период.

Модель

Мы классифицировали представленные в мировой экономической литературе модели и виды региональной промышленной политики импортозамещения и (или) поддержки экспорта, а также дополнили предложенную классификацию авторским определением видов политики экспортоориентированного импортозамещения (рисунок 1). Модели такой политики включают в себя: 1) обособленную реализацию политики импортозамещения или поддержки экспорта; 2) последовательную реализацию двух видов политик в двух вариантах: импортозамещение сменяется экспортом или политика поддержки экспорта — импортозамещением; 3) параллельную промышленную политику или экспортоориентированное импортозамещение. Мы считаем, что сложившиеся в регионе модель и вид промышленной политики импортозамещения и(или) поддержки экспорта определяются ресурсными, рыночными и производственными факторами региональной экономики и для обрабатывающей промышленности могут оцениваться методом корреляционного анализа между темпами прироста объемов отгруженных товаров обрабатывающих

производств и объемов несырьевого неэнергетического экспорта; если корреляционная связьслабая шти ятслостбует (коэффициенткорреляции (Кк)равен —0,29—0,29), для региона характерна обособленная политика импортозамещения или поддержки экспорта. Если связь средняя или сильная отрицательная (Кк<-0ВО о- петледовательия леонтиза иллортозенащенип и изтяаяезае и^парятой деятееьности (мы леецпалагкем, шзи срилзей отрицательной

корреляции определяет нереализованный потенциал расширения внутреннего или внешнвгоцк1 нка)- При средней пянеильоор полижигольной коррелицио (КкУК,3) иеику указаноыми эьременнымие]ллет млато регионанантн политика экспортоориентированного импортозамещения.

Рисунок 1. Классификациямоделейи видоврегиональнойпромышленной политикиимпортозамещения и (или)поддержкиэкспорта Источник: составлено авторами

Под политикой экспортоориентированного импортозамещения предлагается понимать параллельную реализацию политик импортозамещения и поддержки экспортнойдеятельности вовременном разрезе.Вид политики экспортоориентированного импортозамещенияопределяется сравнительными преимуществами региональной экономики на мировом рынке, которые могут быть продуктовыми и географическими.

Мыпредлагаемвыделять тривидаполитики экспортоориентированного импортозамещения в зависимости от фазы погружения региона в зарубежный маркетинг:

1)тяготеющая к импортозамещению (неявныйили редкийзарубежныймарке-тинг) — экспортируются излишки товаров или услуг, производимых на территории региона как правило посредниками, собственных усилий по активизации экспортной деятельности(развитиегеобренда,создание представительств,торговыемиссии) регионнепредпринимает;характернадля регионов,не обладающих ярковыра-женными продуктовыми и географическими сравнительными преимуществами;

2)равновесная (регулярныйзарубежныймаркетинг) —доминирующейстратегией являетсяудовлетворениеспросана внутреннемрынке,нодеятельность навнешних рынках также является постоянной (регион инвестирует ресурсы для обеспечения

своего присутствия за рубежом), характерна для регионов, обладающих продуктовыми и/или географическими сравнительными преимуществами на мировом рынке;

3) тяготеющая к поддержке экспорта (доминирующий зарубежный маркетинг) — внешний рынок рассматривается регионом как основной, то есть производство товаров и услуг адаптировано под потребности зарубежных рынков, а производственный потенциал интегрирован в мировые цепочки добавленной стоимости; характерно для приграничных регионов с небольшим объемом внутреннего рынка и ограниченными географическими сравнительными преимуществами в масштабах страны.

Вид выбранной регионом политики экспортоориентированного импортоза-мещения определяет цели и задачи ее реализации. Политика импортозамещения может и должна преследовать две основные, но разнонаправленные, цели: 1) обеспечение национальной безопасности и снижение зависимости от импорта; 2) повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке с учетом сложившегося глобального разделения труда и увеличения ВРП. Логично предположить, что в рамках вышеуказанных двух целей могут быть определены различные отрасли специализации. В противном случае — как это реализовано в нашей стране в настоящее время — возникает противоречие между целями и инструментами реализации политики экспортоориентированного импортозамещения (например, когда протекционистские меры способствуют увеличению объемов производства, но тормозят развитие инноваций) [22; 38].

Субъекты Российской Федерации, реализующие промышленную политику экспортоориентированного импортозамещения, будут ориентироваться на различные фазы погружения в зарубежный маркетинг (30% российского экспорта приходится на 75 регионов Российской Федерации) [16] — для одних она будет ключевой структурной составляющей ВРП (доминирующий зарубежный маркетинг), для других — не оказывать значимого системного эффекта (неявный и редкий зарубежный маркетинг). Управление экспортоориентированным им-портозамещением подразумевает постепенное погружение региона в зарубежный маркетинг путем изменения экономических и управленческих факторов региональной экономики (таблица 1).

Таблица 1

Систематизация факторов эффективности реализации региональной промышленной политики экспортоориентированного импортозамещения

ГРУППА ФАКТОРОВ ФАКТОРЫ

Экономические факторы

Ресурсные - труд, земля, капитал, природные ресурсы — географическое положение региона - транспортная инфраструктура (порт аэропорт ж/д узел, автомагистрали)

Рыночные — уникальность продукции или услуг — соотношение цены и качества продукта на мировом рынке — участие в международном разделении труда

Производственные - сравнительные преимущества для производства товара или оказания услуг - интернационализация производства (иностранные инвестиции) — производительность труда - сетевое взаимодействие предприятий и создание ккла-стеров

Управленческие факторы

Институциональные — благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат — среда международного бизнеса — интернационализация региональной среды

Маркетинговые — геобрендинг — международное сотрудничество региона - цифровая трансформация и электронная интернационализация — стратегическая торговая политика региона

Организационные - стратегическое управление экспортоориентированным импортозамещением — экспортная культура на региональном и локальном уровнях - государственная поддержка экспортеров — инвестиции в науку, образование и инновации

Источник: составлено авторами

Поскольку подавляющее большинство субъектов Федерации реализуют неявный или редкий зарубежный маркетинг, они нуждаются в первоочередном воздействии на институциональные, маркетинговые и организационные факторы. Целью развития институциональных факторов является создание среды, комфортной для иностранных инвесторов, партнеров и потребителей внутри субъекта Федерации, или внутренняя интернационализация. Вопросам интернационализации региональной среды уделяется особое внимание в экспортных стратегиях развитых стран (например, Великобритании, США, Канады), однако в Российской Федерации Региональный экспортный стандарт 2.0 не содержит подобных мер.

Полученные результаты

Согласно Федеральному закону «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ [19], основными документами регионального стратегического планирования выступают стратегии социально-экономического развития и государственные программы субъектов Российской Федерации. В настоящее время идет процесс разработки стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на 2030—2035 годы. С этой точки зрения целесообразно ответить на два вопроса.

1) Каким образом реализовывалась политика экспортоориентированного импортозамещения во временной период 2014—2020 годов?

2) Каким образом планируется реализация политики экспортоориентиро-

ванного импортозамещения после 2020 года?

В результате контент-анализа стратегических и программно-плановых документов субъектов Российской Федерации мы пришли к следующим выводам. В подавляющем большинстве регионов были разработаны планы импортозамещения на период 2016—2020 годов, которые по сути своей являются долгосрочными планами-целями, а по факту — краткосрочными планами-графиками с указанием конкретных мероприятий, сроков и ответственных, что противоречит возможностям временного горизонта планирования. В целом, планы импортозамещения носят проработанный характер, определяют приоритетные отрасли импортозамещения, цели и задачи импортозамещения, мероприятия по поддержке региональных товаропроизводителей (в том числе, информационно-консультационные, финансовые, маркетинговые, административные).

Что касается реализации политики поддержки экспортной деятельности, тут прослеживается два этапа: 1) 2016—2017 годы и принятие Регионального экспортного стандарта 1.0, в рамках которого в 22 пилотных регионах Российской Федерации были разработаны региональные экспортные стратегии, либо соответствующие разделы включены в документы стратегического планирования [1]; 2) 2018—2020 годы и национальные проекты [18] и Региональный экспортный стандарт 2.0, в рамках которых практически во всех субъектах Российской Федерации разработаны региональные проекты в контексте национального проекта «Международная кооперация и экспорт» [14]. В отличие от экспортных стратегий, разработанных в соответствии с Региональным экспортным стандартом 1.0, региональные проекты в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» не устанавливают цели, задачи, приоритеты и механизмы развития несырьевого неэнергетического экспорта на региональном уровне. Региональные проекты «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» включают в себя мероприятия по внедрению Регионального экспортного стандарта 2.0 часто без учета региональной специфики или мероприятий по интернационализации региональной среды. Региональные проекты «Промышленный экспорт» содержат в основном инструменты административного (формирование комиссий, принятие нормативно-правовых актов, перечни и реестры экспортеров) и финансового (предоставление субсидий предпринимателям, обязующимся достичь целевых объемов несырьевого неэнергетического экспорта) характера, но не определяют приоритетные отрасли экспортной деятельности или стратегических партнеров. Такие региональные проекты разрабатывались в 2019 году, но не стали преемниками планов по импортозамещению, реализация которых как раз предшествовала региональным проектам.

Стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации до 2020 года крайне редко содержат в себе мероприятия по реализации политики экспортоориентированного импортозамещения. Новые стратегии социально-экономического развития 2030—2035 годов включают в себя приоритеты и мероприятия по развитию экспортной деятельности (но редко анализ экспортного потенциала или изучение потенциального спроса на целевых рынках),

однако, не во всех субъектах Российской Федерации.

Сравнительный анализ программно-плановых документов в области им-портозамещения и поддержки экспорта позволил сделать следующие выводы:

— цели политики импортозамещения более комплексные и направлены на развитие региональной экономики в целом, а цели региональной экспортной политики, скорее, частные и связаны с развитием непосредственно экспортной деятельности;

— целевыми показателями региональной политики поддержки экспорта являются увеличение числа экспортеров и рост объемов экспорта региональной продукции или услуг, в то время как политика импортозамещения нацелена как на увеличение прямых показателей промышленного производства в приоритетных отраслях экономики, так и на рост показателей экспортной деятельности и повышение производительности труда;

— политика импортозамещения направлена, прежде всего, на развитие межрегиональных взаимодействий с другими субъектами Российской Федерации, в частности, на развитие международного сотрудничества; экспортная политика направлена, в первую очередь, на развитие международного сотрудничества и на региональном уровне не предполагает взаимодействие между субъектами Российской Федерации (например, при формировании региональных брендов);

— в планах по импортозамещению обозначены приоритетные отрасли региональной экономики, в отличие от региональных проектов в сфере экспортной деятельности;

— мероприятия политик импортозамещения и поддержки экспорта схожи по характеру мер поддержки: информационно-консультационные, административные, финансовые, маркетинговые; при этом наблюдается дублирование мер.

Таким образом установлено, что до 2020 года основной акцент в региональных стратегических и программно-плановых документах был сделан на реализации политики импортозамещения (за исключением 7 субъектов Российской Федерации, в которых были приняты в 2017 году региональные экспортные стратегии: Ленинградская, Псковская, Калининградская области, республики Татарстан и Крым, Магаданская и Пензенская области). После 2020 года акцент делается на реализации политики поддержки экспортной деятельности в стратегиях социально-экономического развития 2030—2035 годов, а также в региональных проектах в сфере развития экспорта. Следовательно, в Российской Федерации на региональном уровне изначально была задекларирована политика импортозамещения, которая с 2019 года замещается экспортной политикой, то есть политика импортозамещения и поддержки экспорта планировались к реализации последовательно.

Для определения реально реализованных моделей и видов региональной промышленной политики нами был выполнен корреляционный анализ темпов прироста объемов несырьевого неэнергетического экспорта и объемов отгруженных товаров обрабатывающих производств за временной интервал 2014—2018 годов. В подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации наблюдался прирост объемов отгруженных товаров обрабатывающих производств (за исключением трех регионов:

республик Тыва, Ингушетия и Бурятия), что в целом говорит о результативности политики импортозамещения. Однако объемы несырьевого неэнергетического экспорта изменялись неравномерно в указанный период: в 55% регионов Российской Федерации имел место рост несырьевого неэнергетического экспорта, в 14% — объемы не изменились, а в 28% регионов объемы экспорта снизились.

Использование метода последовательных группировок позволило определить группы субъектов Российской Федерации, реализующие различные модели и виды промышленной политики с точки зрения корреляции изменения объемов несырьевого неэнергетического экспорта и объемов отгруженных товаров обрабатывающих производств (таблица 2).

Таблица 2

Модели и виды региональной промышленной политики импортозамещения и (или) поддержки экспорта в субъектах Российской Федерации

Вид промышленной политики Число субъектов Субъекты Российской Федерации

ОБОСОБЛЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА (41,6%)

Импортозамещение 32 (38%) Ярославская, Смоленская, Челябинская, Архангельская, Саратовская, Томская, Иркутская, Воронежская, Новгородская, Тюменская, Ленинградская, Псковская, Волгоградская, Омская, Костромская, Самарская, Свердловская, Тульская, Тверская, Ивановская, Брянская области; ХМАО — Югра; республики Чечня, Дагестан, Карачаево-Черкессия, Татарстан, Башкортостан, Калмыкия, Крым; Москва, Пермский край, ЯНАО

Поддержка экспорта 3 (3,6%) Кабардино-Балкарская республика, республики Ингушетия, Тыва

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА (14,3%)

Поддержка экспорта — импортозамещение 1 (1,2%) Республика Северная Осетия — Алания

Импортозамещение — поддержка экспорта 11 (13,1%) Ставропольский, Красноярский края; Астраханская, Калининградская, Кировская, Владимирская, Курганская, Новосибирская области; республики Саха и Хакасия, Чукотский АО

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА (44,1%)

Тяготеющая к импортозамещению 11 (13,1%) Кемеровская, Оренбургская, Белгородская, Рязанская, Курская, Липецкая области; республики Мордовия, Чувашия; Алтайский и Камчатский края, Севастополь

Равновесная 18 (21,5%) Санкт-Петербург республики Бурятия, Алтай, Коми, Удмуртия, Карелия; Магаданская, Сахалинская, Московская, Пензенская, Орловская, Ульяновская, Вологодская, Калужская, Ростовская, Мурманская, Тамбовская области, Краснодарский край

Вид промышленной политики Число субъектов Субъекты Российской Федерации

Тяготеющая к экспорту 8 (9,5%) Амурская, Нижегородская области; Хабаровский, Забайкальский, Приморский края; республики Адыгея и Марий Эл; Еврейская автономная область

Источник: составлено авторами

Выявлено, что субъекты Российской Федерации довольно сильно диверсифицированы по моделям и видам региональной промышленной политики. Для 41,6% регионов характерна обособленная промышленная политика (корреляция между вышеуказанными показателями слабая или отсутствует), при этом для подавляющего большинства субъектов данной группы — политика импортозамещения. Только для 14,3% регионов характерна последовательная промышленная политика (декларируемая в региональных программно-плановых документах), причем практически всегда имеет место переход от политики импортозамещения к политике поддержки экспортной деятельности. Для 44,1% регионов характерна политика экспортоориентированного импортозамещения, при этом субъекты распределены довольно равномерно по видам такой политики.

Заключение

В результате исследования выявлены особенности реализации региональной промышленной политики в субъектах Российской Федерации.

На федеральном уровне в России задекларирована политика экспортоориентированного импортозамещения, а на региональном — последовательная реализация политики импортозамещения и поддержки экспорта. Несмотря на декларируемую в региональных нормативно-правовых актах модель последовательной промышленной политики с транзитом от импортозамещения к поддержке экспорта, на практике в субъектах в 2014—2018 годах реализовывались различные модели и виды промышленной политики. При этом экономические показатели демонстрируют результативность политики импортозамещения практически во всех субъектах, а политики поддержки экспорта — только в половине.

Региональные стратегические и программно-плановые документы в сфере промышленной политики редко содержат меры и мероприятия по преобразованию управленческих факторов эффективности реализации политики экспортоориентированного импортозамещения. В итоге, практические результаты региональной промышленной политики демонстрируют модели и виды такой политики, отличающиеся от запланированных в нормативно-правовых документах (другими словами, имеет место неэффективное стратегическое планирование реализации региональной промышленной политики импортозамещения и поддержки экспорта).

Перспективы реализации региональной промышленной политики в нашей стране обозначены в стратегиях социально-экономического развития до 2030 (2035) года, региональных проектах в сфере экспорта и определены как переход

от политики импортозамещения к политике поддержки экспорта. С нашей точки зрения, после утверждения обновленных Стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации целесообразна разработка государственных программ регионов в сфере реализации промышленной политики с учетом региональной специфики (сложившихся модели и вида промышленной политики).

Таким образом, в результате апробации авторского подхода к классификации и определению моделей и видов региональной промышленной политики импортозамещения и (или) поддержки экспорта была подтверждена гипотеза исследования и доказан факт несистемной реализации такой политики в субъектах Российской Федерации. Выявлены разрывы в федеральном и региональном законодательствах в сфере импортозамещения и поддержки экспорта (на федеральном уровне декларируется параллельная реализация таких видов политики, а на региональном — последовательная), а также разрывы между закрепленными в стратегических и программно-плановых документах субъектов Российской Федерации и реализованными на практике моделями и видами региональной промышленной политики. Предложенные рекомендации по оптимизации подходов к проведению региональной промышленной политики экспортоориентированного импортозамещения на основе анализа сравнительных преимуществ региональной экономики и определения фазы погружения региона в зарубежный маркетинг, а также с учетом факторов эффективности реализации такой политики могут быть положены в основу разработки государственных программ субъектов Российской Федерации в сфере промышленной политики на новый стратегический период.

Литература

1. Бакуменко О.А. К вопросу о стратегировании экспортной деятельности российских регионов // Региональная экономика: теория и практика.

2019. Т. 17. Вып. 2. С. 250-265, DOI: 10.24891/re.17.2.250.

2. Бессонова Е.А., Мерещенко О. Ю. Организационно-управленческая модель процесса импортозамещения в регионе (на примере Курской области) // Известия Юго-Западного государственного университета. 2017. № 1 (70). С. 105-114, DOI: 10.21869/2223-1560-2017-21-1-105-114.

3. Волчкова Н.А., Турдыева Н. А. Микроэкономика российского импортозамещения // Журнал НЭА. 2016. № 4 (32). С. 140-146, DOI: 10.31737/22212264-2016-32-4-6.

4. Гнидченко А. А. Импортозамещение как дополняющая стратегия // Проблемы прогнозирования. 2017. № 6. С. 27-36.

5. Иванов О.Б., Бухвальд Е. М. Национальная безопасность и «экономика высоких рисков» // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика.

2020. № 3. С. 7-22.

6. Иванов О.Б., БухвальдЕ. М. Проблемы импортозамещения в стратегиях развития российских регионов // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2017. № 4. С. 24-41.

7. Клепач А. Н. Российская экономика: трудный путь вверх // Научные труды

Вольного экономического общества России. 2018. № 6. Т. 214. С. 128-198.

8. Климова Д.Н., Саяпин А. В. Импортозамещающая стратегия: основные модели и возможности реализации в России // Социально-экономические явления и процессы. 2018. № 2. Т. 13. С. 78-84. DOI: 10.20310/18198813-2018-13-2-78-84.

9. Кузнецова Г.В., Цедилин Л. И. Импортозамещение — предварительные результаты политики за пять лет // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 10. С. 7-25.

10. Минакова И.В., Распопин Д. И., Быковская Е. И. и др. К вопросу эффективности политики импортозамещения в России // Российский экономический вестник. 2019. № 5. Т. 2. С. 92-99.

11. Наружный В.Е., Титов В. А., Оболенская Ю. А. Импортозамещение в России: исторический опыт и текущие перспективы // Управленческое консультирование. 2019. № 11. С. 101-112. DOI: 10.22394/1726-11392019-11-101-112.

12. Олейникова И.Н., Холодковская Н. С. Импортозамещение в системе механизмов устойчивого развития региональной экономики // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2017. № 1 (25). С. 16-24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Осипов В. С. Роль импортозамещения в формировании новой модели развития // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2017. № 5. С. 24-31.

14. Паспорт национального проекта «Международная кооперация и экспорт». URL: http://government.ru/projects/selection/739/35564/ (дата обращения: 29 ноября 2020 года).

15. Росстат обнаружил рост зависимости экономики России от нефти и газа. URL: https://www.rbc.ru/economics/17/02/2020/5e4a79d49a79471aa1e28c38 (дата обращения: 29 ноября 2020 года).

16. Сморгунов Л. В. От импортозамещения к экспортно-ориентированной политике в российских регионах / / Политология и государственная политика. Среднерусский вестник общественных наук. 2019. № 5. Т. 14. С. 15-34, DOI: 10.22394/2071-2367-2019-14-5-15-34.

17. Структурные аспекты торговой политики России: тез. докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апреля 2019 года / Ю. В. Симачев (рук. авт. кол.), А. В. Даниль-цев, А. А. Федюнина и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом «Высшей школы экономики», 2019. 51 с.

18. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201805070038 (дата обращения: 29 ноября 2020 года).

19. Федеральный закон Российской Федерации «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 29 ноября 2020 года).

20. Шалденкова Т. Ю. Догоняющее развитие: опыт стран АСЕАН и российская политика импортозамещения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017. № 3. Т. 17. С. 539-554, DOI: 10.22363/231306602017173539554.

21. Blair J. P., Carroll M. C. Local economic development: analysis, practices, and globalization (2nd Ed.). Los Angeles: Sage Publications, 2008. 328 p.

22. Cooke S., Watson P. A. Comparison of regional export enhancement and import substitution economic development strategies // The Journal of Regional analysis and policy. 2011. Volume 41(1). Pp. 1-15.

23. Deller S. C. Import substitution and the analysis of gaps and disconnects // In S. J. Goetz, S. C. Deller and T. R. Harris (Eds.), Targeting regional economic development. New York: Routledge, 2009. Pp. 365-389, DOI: 10.4324/9780203883495.

24. Hagen E. An economic justification for protectionism // Quarterly Journal of Economics. 1958. Volume 72. Pp. 496-514.

25. Hirchmann A. The strategy of economic development. New Haven: Yale University Press, 1958. 230 p.

26. Hoover E. M, Giarratani F. An introduction to regional economics // In S. Lov-eridge (Ed.) The Web Book of Regional Science. Morgantown: Regional Research Institute, West Virginia University, 1999.

27. Jacobs J. The economy of cities. New York: Random House, 1969. 288 p.

28. Jayanthakumaran K. Industrialisation: Import Substitution to Export Promotion. Working Paper 00-09, Department of Economics, University ofWollongong, 2000.

29. Krugman P. R. Development, geography, and economic theory. The Ohlin lectures. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1995. 127 p.

30. Malyshev D.P., Bakumenko O.A. Public-Private Partnership: A Mechanism Of The Russian Export-Oriented Localization Development // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2018. Volume LIX (31). Pp. 271-281, DOI: 10.15405/epsbs.2019.04.31.

31. Monogbe T. G. Okah O. J. Export Promotion, Import Substitution and Economic Integration in Nigeria // iBusiness. 2017. Volume 9. Pp. 134-148, DOI: 10.4236/ ib.2017.94010.

32. North D. C. Location theory and regional economic growth // Journal of Political Economy. 1955. Volume 63(3). Pp. 245-258.

33. Romanoff E. The economic base model: a very special case of input-output analysis // Journal of Regional Science. 1974. Volume 14(1). Pp. 121-129.

34. Shaffer R., Deller C. S., MarcouillerD. W. Community economics: linking theory and practice (2nd ed.). Ames, Iowa: Blackwell Publishing, 2004.

35. Shuman M. Going local: creating self-reliant communities in a global age (1st ed.). New York: Routledge, 2000. 336 p.

36. Thompson W. R. A preface to urban economics. Johns Hopkins Press: Oxford University Press, London, 1966. 413 p.

37. Tiebout C. M. Exports and regional economic growth // Journal of Political Economy. 1956. Volume 64(2). Pp. 348-356.

38. Wilkinson T. J., Bruce D. K., D'Amico M. The relationship between export promotion spending and state exports in the U.S. // Journal of Global Marketing. 2005. Volume 18 (3). Pp. 95-114.

References

1. Bakumenko O. A. Revisiting the issue of strategizing of the Russian regions' export marketing activities. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika [Regional Economics: Theory and Practice], 2019, no. 2 (17), pp. 250-265 (in Russian).

2. Bessonova E. A., Mereshchenko O. Yu. Organizational and managerial model of import substitution process in the region (on example of Kursk Region). Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta [Proceedings of the Southwest State University], 2017, no. 1 (70), pp. 105-114 (in Russian).

3. Volchkova N. A., Turdyeva N. A. Microeconomics of Russian Import Substitution. Zhurnal NEA [The Journal of the New Economic Association], 2016, no. 4 (32), pp. 140-146 (in Russian).

4. Gnidchenko A. A. Import substitution as a complementary strategy. Problemy prognozirovaniya, 2017, no. 6, pp. 27-36 (in Russian).

5. Ivanov O. B., Buchvald E. M. National security and "high risk economy". ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, And Practice], 2020, no. 3, pp. 7-22 (in Russian).

6. Ivanov O. B., Buchvald E. M. Problems of import substitution in development strategies of Russian regions. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, And Practice], 2017, no. 4, pp. 24-41 (in Russian).

7. Klepach A. N. Russian Economy: the hard way to the top. Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii [Scientific Works of the Free Economic Society of Russia], 2018, no. 214 (6), pp. 128-198 (in Russian).

8. Klimova D. N., Sayapin A. V. Import-substituting strategy: the main models and possibilities of realization in Russia. Social'no-ekonomicheskie yavleniya iprocessy [Social-Economic Phenomena and Processes], 2018, no. 13 (2), pp. 78-84 (in Russian).

9. Kuznecova G. V., Tsedilin L. I. Import substitution: preliminary policy results for five years. Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik [Russian foreign economic journal], 2019, no. 10, pp. 7-25 (in Russian).

10. Minakova I. V., Raspopin D. I., Bykovskaya E. I., et al. On the effectiveness of import substitution policies in Russia. Rossyyskiy ekonomicheskiy vestnik [Russian economic bulletin], 2019, no. 2 (5), pp. 92-99 (in Russian).

11. Naruzhnyy V. E., Titov V. A., Obolenskaya Yu. A. Import Substitution in Russia: Historical Experience and Current Prospects. Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Administrative Consulting], 2019, no. 11, pp. 101-112 (in Russian).

12. Oleynikova I. N., Holodkovskaya N. S. Import substitution in the system of mechanisms for sustainable development of the regional economy. Vestnik Taganrogskogo instituta upravleniya i ekonomiki [Bulletin of the Taganrog Institute of Management and Economics], 2017, no. 1 (25), pp. 16-24 (in Russian).

13. Osipov V. S. Role of the import substitution in formation of the new development model. Intellekt. Innovacii. Investicii [Intellect. Innovation. Investments], 2017, no. 5, pp. 24-31 (in Russian).

14. Passport of the national project "International cooperation and export". Available at: http://government.ru/projects/selection/739/35564/ (accessed: 20 November, 2020) (in Russian).

15. Rosstat discovered the growing dependence of the Russian economy on oil and gas. Available at: https://www.rbc.ru/economics/17/02/2020/5e4a79d49 a79471aa1e28c38 (accessed: 20 November, 2020) (in Russian).

16. Smorgunov L. V. From import substitution to export-oriented policy in Russian regions. Srednerusskiy vestnik obshchestvennyh nauk [Central Russian journal of social sciences], 2019, no. 14 (5), pp. 15-34 (in Russian).

17. Simachev Y. V., Daniltsev A. V., Fedyunina A. A., Glazatova, M. K., Kuzyk M. G., Zudin N. N. Strukturnye aspekty torgovoy politiki Rossii [Structural aspects of Russian trade policy], abstracts for the 20th April International Scientific Conference on Economic and Social Development (Moscow, 9-12 April, 2019)], Moscow: HSE Publishing House, 2019, p. 51 (in Russian).

18. UkazPrezidenta RF ot 7 maya 2018No. 204 "Onacional nyh celjah istrategicheskih zadachah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2024goda " [Decree of the President of the Russian Federation of 7 May, 2018 No. 204 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024"]. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201805070038 (accessed: 20 November, 2020) (in Russian).

19. Federal'nyi zakon RF "O strategicheskom planirovanii v RF" ot 28 iyunya 2014 goda No. 172-FZ [Federal Law of the Russian Federation "On Strategic Planning in the Russian Federation" dated 28 June, 2014 No. 172-FZ). Available at: http: //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_164841/ (accessed: 20 November, 2020) (in Russian).

20. Shaldenkova T. Y. The catching-up development: the ASEAN experience and import substitution policy of Russia. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya [Vestnik RUDN. International relations], 2017, no. 17 (3), pp. 539-554 (in Russian).

21. Blair John P., Carroll Michael C. Local economic development: analysis, practices, and globalization (2nd Ed.). Los Angeles: Sage Publications, 2008, p. 328.

22. Cooke S., Watson P. A. Comparison of regional export enhancement and import substitution economic development strategies. The Journal of Regional analysis and policy, 2011, vol. 41(1), pp. 1-15.

23. Deller Steven C. Import substitution and the analysis of gaps and disconnects.

In S. J. Goetz, S. C. Deller and T. R. Harris (Eds.), Targeting regional economic development (pp. 365-389), New York: Routledge, 2009.

24. Hagen E. An economic justification for protectionism. Quarterly Journal of Economics, 1958, vol. 72, pp. 496-514.

25. Hirchmann A. The strategy of economic development. New Haven: Yale University Press, 1958, p. 230.

26. Hoover Edgar M., Giarratani F. An introduction to regional economics. In S. Loveridge (Ed.), The Web Book of Regional Science, Morgantown: Regional Research Institute, West Virginia University, 1999.

27. Jacobs J. The economy of cities. New York: Random House, 1969, p. 288.

28. Jayanthakumaran K. Industrialisation: Import Substitution to Export Promotion, Working Paper 00-09, Department of Economics, University of Wol-longong, 2000.

29. Krugman Paul R. Development, geography, and economic theory. The Ohlin lectures. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1995. p. 127.

30. Malyshev D. P., Bakumenko O. A. Public-Private Partnership: A Mechanism Of The Russian Export-Oriented Localization Development. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, 2018, vol. LIX, no. 31, pp. 271-281.

31. Monogbe T. G., Okah O. J. Export Promotion, Import Substitution and Economic Integration in Nigeria. iBusiness, 2017, vol. 9, pp. 134-148.

32. North Douglass C. Location theory and regional economic growth. Journal of Political Economy, 1955, vol. 63, no. 3, pp. 245-258.

33. Romanoff E. The economic base model: a very special case of input-output analysis. Journal of Regional Science, 1974, vol. 14 (1), pp. 121-129.

34. Shaffer R., Deller C. S., Marcouiller D. W. Community economics: linking theory and practice (2nd ed.). Ames, Iowa: Blackwell Publishing, 2004.

35. Shuman M. Going local: creating self-reliant communities in a global age (1st ed.). New York: Routledge, 2000, p. 336.

36. Thompson W. R. A preface to urban economics. Johns Hopkins Press: Oxford University Press, London, 1966, p. 413.

37. Tiebout C. M. Exports and regional economic growth. Journal of Political Economy, 1956, vol. 64 (2), pp. 348-356.

38. Wilkinson T. J., Bruce D. K., DAmico M. The relationship between export promotion spending and state exports in the U. S. Journal of Global Marketing, 2005, vol. 18 (3), pp. 95-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.