Московская Биржа Финансовые услуги ММВБ 498 15.02.2013
НОМОС-БАНК Финансовые услуги London Stock Exchange, ММВБ 718 18.04.2011
НОМОС-БАНК / SPO Финансовые услуги ММВБ 596 23.10.2013
Сбербанк SPO Финансовые услуги London Stock Exchange, ММВБ 5 208 19.09.2012
IPO выгодно с точки зрения объема привлекаемых ресурсов. Делая ставку на будущее размещение своих акций, эмитент не просто повышает к ним интерес и в перспективе увеличивает капитализацию и стоимость компании, а предполагает за небольшой промежуток времени привлечь значительные финансовые ресурсы. IPO - это не просто допуск на биржу, и возможность совершать сделки по акциям на торговой площадке. Главное отличие первичного публичного предложения состоит в том, что при нем инвесторам предлагается за короткий срок купить значительный пакет акций выставляемого на биржу банка. В настоящее время на бирже торгуются акции многих отечественных банков: Сбербанка (SBER; 10301481B), Банка Москвы (MMBM; 10102748B), ВТБ (VTBR; 1040100B), банка «Уралсиб» (USBN; 1052780B), Росбанк (ROSB; 10102272B), Промсвязьбанк (PSBR; 10203251B). Следовательно, IPO целесообразно рассматривать не просто как способ повышения капитализации, но и как один из методов улучшения нормативных показателей деятельности коммерческого банка.
Таким образом, создание объективных предпосылок для расширения практики проведения IPO российскими банками может рассматриваться в качестве основных направлений организации привлечения ресурсов в банковский сектор.
The article is devoted to the problems of maintaining liquidity, increase the size of the regulatory capital of Russian banks at a level that meets not only the requirements of the Russian legislation, but also the needs of the real sector of the Russian economy. The article discusses the practice of holding an IPO banking sector, methods of formation of the resource base of commercial banks. Keywords: Bank resources, the resource base, capitalization, stocks, IPO market, stock exchange.
Список литературы:
1. Вестник Банка России (2009-2014 гг.)
2. www.cbr.ru - Официальный сайт Центрального Банка России
3. moex.com - Официальный сайт Московской фондовой биржи
Об авторах
Никонец О.Е. - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и статистики университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected],
Мандрон В.В. - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и статистики университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]
Савинова Е.А. - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и статистики университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]
УДК 330.342.3
ПРОМЫШЛЕННАЯ И БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ: ВЗАИМОСВЯЗЬ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
О.А. Марусова
В статье рассматриваются направления промышленной и бюджетной политики Брянской области, их взаимосвязь, дальнейшее развитие. Особое внимание уделяется государственной поддержке инвестиционной деятельности перерабатывающих организаций. Ключевые слова: промышленная политика, бюджетная политика, консолидированный бюджет Брянской области, государственная поддержка инвестиционной деятельности.
Промышленная политика является частью макроэкономической политики и активно взаимодействует с ее другими элементами, прежде всего, с бюджетной составляющей. Причем эта взаимосвязь двусторонняя: промышленная политика не только находится под воздействием бюджетной, но и способна оказывать влияние на нее. С одной стороны, решение главных задач промышленной политики: увеличение доли инновационной продукции в ее общем объеме, выпуск товаров с высокой добавленной стоимостью, достижение международной конкурентоспособности возможно только при целенаправленной поддержке производственной сферы, как на уровне государства в целом, так и в отдельном субъекте. Региональные налоговые льготы по налогу на имущество и налогу на прибыль организаций, упрощенной системе налогообложения, субсидирование процентной ставки по кредитам позволяют предприятиям увеличить объем ресурсов на развитие. В тоже время, наполнение доходной части бюджета напрямую зависит от платежеспособности организаций промышленности.
От предприятий, зарегистрированных в Брянской области, в 2014 году мобилизовано налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации 31 млрд. 792 млн. рублей, что меньше на 1,5 млрд. или на 4,6 процента, по сравнению с 2013 годом: сокращение сложилось, в основном, за счет снижения поступлений НДС ввиду его возмещения, в том числе при реализации инвестиционных проектов.
Предприятиями обрабатывающих производств перечислено налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году 10 млрд. 945 млн. рублей, что составило 34 процента от общего объема поступлений. Динамика налоговых платежей обрабатывающих организаций положительная: рост составил 528 млн. рублей или 5 процентов.
Объем налоговых доходов консолидированного бюджета Брянской области, администрируемых Федеральной налоговой службой, за 2014 год составил 22 млрд. 454 млн. рублей.
20 процентов из них (4,5 млрд. рублей) составляют платежи обрабатывающих производств, среди которых наибольший удельный вес приходится на:
- пищевую промышленность - более 31 процента (1 млрд. 400 млн. рублей);
Брянского государственного Брянского государственного Брянского государственного
Экономика
349
- производство машин и оборудования - 18 процентов (813 млн. рублей);
- металлургическое производство - 11 процентов (523 млн. рублей);
- производство автомобилей, прицепов, прочих транспортных средств - 16 процентов (705 млн. рублей);
- производство стройматериалов - 10 процентов (464 млн. рублей);
- обработку древесины, производство изделий из дерева, бумаги и картона - 7 процентов (297 млн. рублей);
Оставшаяся часть (7%) приходится на химическое производство, текстильную и швейную промышленность и другие.
Рост налоговой базы и соответственно поступлений в 2014 году, по сравнению с 2013 годом, обеспечили предприятия, производящие электрооборудование - на 40 процентов, обрабатывающие древесину - на 22 процента, организации текстильного и швейного производства - на 15 процентов; пищевой промышленности - на 12 процентов.
Следует отметить, что в 2014 году по отдельным отраслям произошло снижение поступлений налогов, по сравнению с 2013 годом: причем, самое значительное по металлургическому производству - в 2,4 раза; по другим обрабатывающим производствам: стройматериалов - на 7 процентов, производство целлюлозы, бумаги и картона - на 6 процентов. Данное снижение, в основном, произошло по налогу на прибыль организаций.
Более 95 процентов поступлений от предприятий обрабатывающих отраслей в консолидированный бюджет региона обеспечили 4 налога.
Наибольший удельный вес в общем объеме составляет налог на доходы физических лиц - 48 процентов или 2 млрд. 154 млн. рублей, с темпом роста к 2013 году 5 процентов, который обусловлен увеличением размера фонда оплаты труда.
На втором месте налог на прибыль организаций - 25 процентов в общем объеме или 1 млрд. 107 млн. рублей. Поступления данного налога к 2013 году сократились на 22 процента. Причины такого снижения обусловлены сокращением налоговой базы вследствие нескольких факторов. Это и негативное влияние внешнеэкономической и внешнеполитической ситуации, выразившееся в проблемах по привлечению кредитных ресурсов, ограничениях в получении новых заказов, а также причины более позитивные, связанные с инвестиционными процессами, модернизацией, вводом новых мощностей, которые увеличивают амортизационные отчисления и, соответственно, расходы.
Доля акцизов на пиво и алкогольную продукцию составила 17 процентов в общем объеме или 768 млн. рублей с ростом на 5 процентов, обусловленным увеличением ставок по данным видам акцизов согласно Налоговому кодексу Российской Федерации.
Удельный вес налога на имущество организаций в платежах обрабатывающих организаций невысок - 6 процентов или 251 млн. рублей, что объясняется масштабной региональной поддержкой в виде налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности и предприятиям оборонно-промышленного комплекса.
В 2015 году, несмотря на непростые финансовые условия, в регионе сохранены ранее действующие льготы, предоставленные организациям реального сектора экономики. В настоящее время в регионе сформирована нормативно-правовая база, позволяющая товаропроизводителям области воспользоваться правом на снижение налоговой нагрузки в условиях финансово-экономического кризиса, что позволит в определённой степени уменьшить его негативные последствия.
В целях оказания государственной поддержки отдельным категориям налогоплательщиков Законом Брянской области предусмотрено освобождение от уплаты налога на имущество 18 организаций оборонно-промышленного комплекса, участвующих в реализации федеральных и региональных программ и Соглашений Правительства области с Федеральной службой по оборонному заказу, Госкорпорацией «Ростех». Ежегодно сумма предоставленных региональных налоговых льгот предприятиям оборонно-промышленного комплекса составляет более 20 млн. рублей.
Для субъектов инвестиционной деятельности действующим региональным законодательством предусмотрено полное освобождение от уплаты налога на имущество организаций на период действия инвестиционного проекта и понижение ставки налога на прибыль организаций на 4,5 процента. В 2014 году 29 промышленных предприятий переработки смогли воспользоваться этими льготами в объеме 397 млн. рублей. При этом основной объем налоговых льгот заявлен 16 организациями АПК и пищевой промышленности на сумму 261 млн. рублей.
В результате только за 9 месяцев 2014 года промышленными предприятиями, получившими государственную поддержку в виде налоговых льгот в рамках реализации инвестиционных проектов, освоено свыше 10,0 млрд. рублей инвестиций, во все уровни бюджетов предприятиями уплачено налогов - 3 022,6 млн. рублей, в том числе в областной бюджет перечислено 1 370,0 млн. рублей, создано 2 763 новых рабочих мест.
В 2015 году объем налоговых льгот 34 субъектам инвестиционной деятельности в промышленной сфере по их прогнозам возрастет в 2,2 раза и достигнет 879,5 млн. рублей.
В Брянской области также получают поддержку субъекты малого бизнеса, применяющие упрощенный порядок налогообложения, и выбравшие в качестве налоговой базы «доходы минус расходы»: ставка для них снижена на 3 процентных пункта. По итогам 2014 года объем данных льгот составил в размере 5,4 млн. рублей, на 2015 год оценивается в том же размере.
Кроме мер налогового стимулирования, в области осуществляется прямое финансовое субсидирование обрабатывающих производств, прежде всего, на частичное возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях,
Так, в 2014 году из областного бюджета предоставлены субсидии в размере 15,8 млн. рублей 15 предприятиям промышленности на частичное возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным организациями, относящимися к различным отраслям промышленности, в российских кредитных организациях, на пополнение оборотных средств, а также на финансирование инвестиционных проектов. Плановый объем указанного вида субсидий на 2015 год определен в объеме 23,7 млн. рублей.
Современные экономические условия требуют не только сохранения имеющейся государственной поддержки реальному сектору, но и их расширение, что планируется осуществлять по следующим направлениям.
Во-первых, в рамках создания территорий опережающего социально-экономического развития в муниципальных образованиях, являющихся моногородами, согласно вступившему в силу с 30 марта 2015 года Федеральному закону от 29 декабря 2014 года №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» необходимо принятие регионального законодательства, регламентирующего государственную поддержку резидентов данных территорий. Данный проект Закона Брянской области планируется внести в Брянскую областную Думу в апреле текущего года.
Во-вторых, необходима целенаправленная работа по привлечению средств из федерального бюджета и федеральных фондов в виде субсидий предприятиям обрабатывающих производств.
Третье направление: поддержка субъектов малого и среднего бизнеса в промышленной и научной сферах. После принятия федеральных законов, позволяющих расширять налоговые льготы данным субъектам, будут внесены на рассмотрение областной Думы соответствующие законопроекты по специальным налоговым режимам, позволяющие устанавливать налоговые «каникулы» по патентной системе налогообложения, снижать налоговую ставку по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения «доходы».
Таким образом, будут сохранены и получат развитие приоритеты бюджетной политики Брянской области по государственной поддержке предприятий промышленности, поскольку современные и высокотехнологичные производства являются основой устойчивого экономического развития региона.
In article the directions of industrial and budgetary policy of the Bryansk region, their interrelation, further development are considered. The special attention is paid to the state support of investment activity of the overworking organizations.
Keywords: industrial policy, the budgetary policy, the consolidated budget of the Bryansk region, state support of investment activity.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации
2. Налоговый кодекс Российской Федерации
3. Федеральный закон от 29.12.2014 №473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»
4. Закон Брянской области от 11.12.2013 № 113-3 «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и
2016 годов»
5. Закон Брянской области от 08.12.2014 № 87-3 «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и
2017 годов»
6. Закон Брянской области от 19.08.1996 №29-3 «Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области»
7. Закон Брянской области от 26.11.2004 №73-3 «О понижении ставки по налогу на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков»
8. Закон Брянской области от 27.11.2003 № 79-З «О налоге на имущество организаций
9. Закон Брянкой области от 03.10.2013 №68-З «Об установлении в 2014 году дифференцированных налоговых ставок по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов»
10. Закон Брянкой области от 13.11.2014 №65-З «Об установлении в 2015 году дифференцированных налоговых ставок по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов»
Об авторе
Марусова О.А. - первый заместитель директора департамента финансов Брянской области, кандидат экономический наук, [email protected]
УДК 330
К ОБОСНОВАНИЮ МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА НА ДЕНЬГИ ДЛЯ СДЕЛОК В МОДЕЛИ СОВОКУПНОГО СПРОСА И СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В.М. Мелкумян
В статье рассматриваются механизмы формирования спроса на деньги для сделок в модели AD-AS, на которых в данной модели построено объяснение механизма формирования и изменения процентных ставок. Автор доказывает, что принимаемое в модели определение спроса на деньги для сделок не позволяет определить количественные размеры предложения капитала на денежном рынке и обосновать механизмы изменения процентных ставок.
Ключевые слова: модель Маркса, модель AD-AS, спрос на деньги для сделок, предложение капитала, денежный рынок, процентные ставки.
Модель совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD-AS) доказывает, что рыночная экономика достигает состояния равновесия. Это доказательство базируется на построении функций совокупного спроса и совокупного пред-ложения[3;4;5;6;7;9;10]. В определении функции совокупного спроса модели AD-AS предполагается, что величина совокупного спроса изменяется в результате изменения процентных ставок [5;6;7;8;9]. Т.е. в данной модели формирование совокупного спроса построено на механизмах денежного рынка, которые определяют формирование предложения капитала на денежном рынке и изменения процентных ставок. Определения переменных денежного рынка модели AD-AS излагаются в современных учебниках в качестве бесспорных положений, но при их ближайшем рассмотрении в них обнаруживаются проблемы, которые игнорируются у авторов современных учебников [7;8]. Эти проблемы модели AD-AS проявляются при их сравнении с определениями модели денежного рынка теории Маркса. Но макроэкономическая модель Маркса, составной частью которой выступает теория денежного рынка, не рассматривается у большинства авторов современных учебников [3;6;9;10]. Проф. В.Я.Иохин, В.З.Баликоев, В.Д.Руднев, Б.Ф.Андреев и другие "марксистские" авторы в отличие от авторов, которые игнорируют теорию Маркса, пропагандируют в своих учебниках положения марксистской экономической теории, но не дают необходимой характеристики исходных отличий в определении макропеременных в модели Маркса и модели AD-AS [7;8].