Научная статья на тему 'Пролегомены к практической миссиологии'

Пролегомены к практической миссиологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
54
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНАЯ МИССИЯ / CHURCH MISSION / ЦЕРКОВЬ / CHURCH / КАТЕХИЗАЦИЯ / CATECHESIS / ПРАВОСЛАВИЕ / ORTHODOXY / СОТЕРИОЛОГИЧНОСТЬ / ЦЕРКОВНОСТЬ / ЛИТУРГИЧНОСТЬ / SALVATION ORIENTATION / CHURCH ORIENTATION / LITURGY ORIENTATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Серапион (Митько)

В статье рассматриваются основные вопросы миссиологии. Описывается наиболее приоритетный объект церковной миссии, ее цель и основное содержание. Особый акцент делается на сотериологичности, церковности, литургичности миссии, подчеркивается ее тотальность и системность. Делается вывод о том, что миссия должна быть адаптивной и вариативной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prolegomena to theoretical missiology

In the article main questions of missiology are discussed. It is described the highest priority object of Church mission, its purpose and main content. Particular emphasis is done on salvation orientation, church orientation, liturgy orientation of mission, as well its total and systematic character is underlined. The conclusion is done, that mission must be adaptive and variable.

Текст научной работы на тему «Пролегомены к практической миссиологии»

УДК 26/28

Игумен Серапион (Митько), кандидат философских наук, заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, проректор по научной работе Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород serapi@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются основные вопросы миссиологии. Описывается наиболее приоритетный объект церковной миссии, ее цель и основное содержание. Особый акцент делается на сотериологичности, церковности, литургичности миссии, подчеркивается ее тотальность и системность. Делается вывод о том, что миссия должна быть адаптивной и вариативной.

Ключевые слова: церковная миссия; Церковь; катехизация; православие; сотериологичность; церковность; литургичность.

Prolegomena to theoretical missiology

Hegumen Serapion (Mitko),

Ph.D.

vice-chairman of Synod Mission Department, Vice-rector for scientific work of the Belgorod Orthodox Theological seminary (with missionary orientation) Russia, Belgorod serapi@yandex.ru

Annotation. In the article main questions of missiology are discussed. It is described the highest priority object of Church mission, its purpose and main content. Particular emphasis is done on salvation orientation, church orientation, liturgy orientation of mission, as well its total and systematic character is underlined. The conclusion is done, that mission must be adaptive and variable.

Key words: Church mission; Church; catechesis; Orthodoxy; salvation orientation; church orientation; liturgy orientation.

Церковная миссия по определению направлена вовне. Внешнее по отношению к Церкви пространство определяется дистанцией, духовно отделяющей человека от Бога. Кроме духовных факторов дистанцию создают нравственные, психологические, идеологические, национальные, культурные, социальные, экономические, образовательные и возрастные особенности конкретного человека, либо группы людей. Миссия преодолевает эту дистанцию, устраняя духовные преграды между человеком и Богом, трансформируя иные факторы в пространство диалога.

В широком значении миссия не имеет ограничений во времени. Церковь осуществляет свое попечение о человеке, провозглашая Слово Божие на протяжении всей жизни человека, приводя его в ограду церковную, удерживая и возвращая в тех случаях, когда это необходимо для спасения и духовного возрастания. В узком значении церковная миссия тождественна миссионерству, которое хронологически, логически и теологически предшествует катехизации и церковной социализации личности.

Мистически Церковь включает в себя всех крещеных православных христиан. В социальном плане Церковь состоит из практикующих членов и тех, кто, не участвуя в церковной жизни, причисляет себя к православным на основании тех или иных мотивов, или признает свою культурную связь с Православием, оставаясь при этом атеистом или агностиком. Данная категория населения является одним из наиболее приоритетных объектов миссии. Более того, именно миссионерство является основным, а иногда и единственным средством возвращения этих людей в ограду церковную.

Христоцентричность миссии.

Единственной целью и содержанием миссии является Сам Христос. Все остальные цели, задачи и содержательные компоненты миссии находятся в иерархической соподчиненности главному результату - встрече человека со Христом, которая предшествует дальнейшей жизни в Церкви и определяет ее. Поэтому, учитывая все разнообразие мотивов, приводящих человека к диалогу с Церковью, миссионер должен стремиться к их христологической коррекции, не допуская подмены главной цели сопутствующими задачами миссии.

Сотериолотичность миссии.

Приводя человека к личной встрече со Христом, миссионер должен направлять его на пути к спасению, как главной цели и перспективе христианской жизни. Осознав реальность бытия во Христе, человек сталкивается с рядом трудностей духовного, психологического, культурного и житейского характера, затрудняющих его дальнейшее становление в качестве христианина. В данной ситуации необходимо осуществлять миссионерское сопровождение перехода от осознания веры, к началу жизни в Церкви.

Церковность миссии.

Православное миссионерство, являясь внешней миссией Церкви, имеет своей целью приведение человека внутрь церковной ограды. Миссия исходит от Церкви, пребывает в Церкви и возвращается к Церкви. Переживая свою личную встречу со Христом, человек осознает ее реальность через уникальность собственного опыта,

подтвержденного всеобщим опытом Церкви. Вера Церкви определяет критерии подлинности встречи человека с итогом и переводит ее в реальность сотериологической перспективы. Личное обращение находит свое завершение в Таинствах, которые преподаются Церковью и в Церкви. С практической стороны это означает, что, приводя Человека к встрече со Христом, миссионер указывает на место этой встречи -Православную Церковь. В плане организации дела миссии это означает, что православное миссионерство осуществляется с благословения священноначалия в рамках существующих церковных институтов или в координации с ними.

Литургичность миссии.

Исторически православная миссия неразрывно связана с богослужением, полноценное участие в котором является необходимым этапом миссионерства. Вхождение в литургическую жизнь Церкви происходит постепенно, в соответствии со святоотеческой традицией, которая предусматривала участие в большинстве богослужений оглашенных. Православное богослужение является важнейшим средством миссии, участие в богослужении является одной из целей миссии на определенном ее этапе. Поэтому одной из задач миссионера является разъяснение смысла и содержания православного богослужения. Современная практика совершения миссионерских богослужений является полезной и оправданной, однако, учитывая ее сравнительно небольшой опыт, нуждается в развитии и совершенствовании. Приводя человека к участию в богослужении, миссионер, прежде всего, направляет его на путь осознанной подготовки к участию в таинствах. Для уже крещеного человека переход к жизни практикующего христианина происходит через таинства Покаяния и Евхаристии.

Тотальность миссии.

Данный принцип проистекает, как из вселенской природы Церкви, призванной к проповеди Слова Божьего всему человечеству, так и из современной ситуации, которая характеризуется тотальностью объекта миссии. В практическом плане это означает приоритетное использование тех средств, которые позволяют охватить наибольшее количество адресатов православной миссии. Тотальность миссии не предполагает ее полного единообразия. Напротив, содержание тотальной миссии должно исходить из сложности и многообразия современного общества, со всеми его различиями в религиозной, национальной, идеологической, культурной и субкультурной сферах, учитывать образовательные, профессиональные и возрастные особенности населения.

Системность миссии.

Миссионерское служение Церкви на современном этапе состоит из различных, недостаточно взаимосвязанных и скоординированных инициатив и проектов, интенсивность осуществления которых напрямую зависит от воли и степени заинтересованности отдельных священнослужителей и вовлеченных в миссию мирян. В церковной среде все еще бытует представление о миссионерстве как факультативной форме служения Церкви, дополнительной по отношению к богослужению и восстановлению храмов. Зачастую предполагается, что осуществление миссии является обязанностью профильных епархиальных отделов,

а не каждого прихода и священнослужителя. В связи с этим необходимо включение в дело миссии всех церковных институций и прежде всего приходов, в рамках деятельности которых, миссионерство становится более эффективным и результативным. Другим аспектом системности является приведение миссионерской работы к единым общецерковным стандартам, содержащим методические рекомендации для миссионерства в разных условиях и с различными группами населения.

Территориальность миссии.

Приходская форма организации церковной жизни историческая была тождественна территориальной. В современных условиях приходы связаны ос с определенными территориями, а с существующими храмами, расположение которых не всегда соответствует современной географической и демографической картине. Поэтому, сохраняя миссионерское служение существующих храмов, необходимо стремиться к более полному миссионерскому охвату, путем создания территориальных миссионерских структур (участков, зон ответственности), которые в перспективе должны стать основой для формирования территориальных приходов, объединенных вокруг храмов «шаговой доступности». Переходной формой может стать территориальный миссионерский приход, одной из задач которого является строительство собственного храма.

Адаптивность миссии.

В условиях многообразия мотивационных установок, приводящих человека в Церковь и прежде всего разного духовного уровня адресатов миссии, необходимо адаптировать формы, методы и содержание миссионерской работы к уровню аудитории, сохраняя при этом перспективу духовного возрастания по мере воцерковления.

Вариативность миссии.

Единство православной веры и целостность духовной традиции провозглашаются в мультикультурном пространстве современного мира, реагирующего на проповедь Слова Божия в соответствии со своей культурной спецификой и своеобразием. На протяжении своей истории, Православие воцерковляло различные культурные формы, часто становясь источником новых культурных традиций, некоторые из которых, со временем, стали восприниматься как неотъемлемая часть духовной жизни. Признавая непреходящую ценность определенных культурных явлений дня православной идентичности, особенно традиционного уклада жизни, необходимо избегать отождествления Православия с порожденной им культурой, сохраняя открытость современным культурным процессам. Принадлежность к определенной культурной или субкультурной среде не является препятствием к воцерковлению при условии принятия человеком православной веры и нравственного учения. Становясь членом Православной Церкви, человек сохраняет право на свои культурные предпочтения и обретает обязанность способствовать их воцерковлению, вплоть до творческого созидания новых культурных форм, вовлеченных в современные тенденции развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.