УДК 34
Баишева А.Р. студент
Уфимский университет науки и технологий
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ В
СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности осуществления прокурорского надзора за администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Характеризуются основные нарушения в данной сфере, а также определяются полномочия прокурора по выявлению нарушений и принятию мер по их устранению.
Ключевые слова: прокурорский надзор, следственные изоляторы, прокуратура, уголовно-исполнительная система.
Baisheva A.R. student
Ufa University of Science and Technology
PROSECUTOR'S SUPERVISION FOR COMPLIANCE WITH LAWS IN
INVESTIGATED INSULATORS
Annotation: In this article discusses the specifics of the prosecutor's supervision of the administrations of bodies and institutions executing punishment and applying coercive measures imposed by the court, the administrations ofplaces of detention of detainees and prisoners in custody. The main violations in this area are characterized, and the powers of the prosecutor to identify violations and take measures to eliminate them are determined.
Key words: prosecutor's supervision, pre-trial detention centers, prosecutor's office, the penal enforcement system.
На сегодняшний день надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу является самостоятельным направлением прокурорского надзора, что регламентируется в ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202 -1 «О прокуратуре РФ», ст. 22 Уголовно-исполнительного кодекса, ст. 51 Федерального закона от 15.07.1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Кроме этого, порядок осуществления прокурорского надзора в следственных изоляторах регулируется Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 16.01.2014 г. №6, а также Приказом Генпрокуратуры России от 21.08.2019 г. №584, которым внесены изменения в Приказ №6.
Данное направление надзора является одним из важнейших направлений прокурорского надзора, что обусловлено содержанием и спецификой регулируемых общественных отношений, связанных с обеспечением прав, свобод и законных интересов лиц, отбывающих наказание, а также подозреваемых и обвиняемых, заключенных под стражу. Так, прокурорский надзор выступает гарантом соблюдения прав и свобод указанных лиц.
Значение прокурорского надзора за исполнением законов администрацией следственных изоляторов (далее - СИЗО) проявляется в том, что в процессе их деятельности существенно ограничиваются конституционные права, в том числе право на личную неприкосновенность и свободу передвижения. Ограничение прав лиц, находящихся в СИЗО, допускает широкие пределы осуществления полномочий должностных лиц следственных изоляторов, что может приводить к незаконности их решений.
Прокурорский надзор за соблюдением законности в СИЗО обеспечивается, с одной стороны, мерами прокурорского реагирования, в том числе проведением проверок и вынесением специальных актов прокурорского реагирования. С другой стороны, администрации соответствующих учреждений обязаны беспрекословно исполнять предписания прокурора.
Прокурор обязан не реже одного раза в месяц проводить проверки законности содержания лиц, содержащихся в следственных изоляторах. При проведении проверки прокурор вправе проверять законность и обоснованность заключения лица под стражу, а также общий порядок содержания лица под стражей. До проведения проверки прокурору необходимо проанализировать законодательство и результаты предыдущих проверок.
Как уже отмечалось выше, при проверки следственных изоляторов прокурор осуществляет проверку законности заключения лиц под стражу. В ходе данной проверки прокурор устанавливает законность заключения под стражу, которое производится только при наличии соответствующего повода, а также определяет соблюдение процессуальных сроков. При отсутствии основания для содержания в СИЗО, а также при несоблюдении сроков прокурор принимает меры по освобождению лиц, незаконного содержащихся в СИЗО.
При проверках большое внимание должно уделяться выявлению случаев нарушения прав заключенных. Жалобы о наиболее серьезных
нарушениях проверяются прокуратурой с выездом на место. Прокуроры должны принимать безотлагательные меры к восстановлению нарушенных прав содержащихся в изоляторах временного содержания задержанных. В случае обнаружения нарушений законности прокурор должен принимать необходимые меры реагирования, вносить представления администрации изоляторов временного содержания, опротестовывать незаконные приказы, инструкции, положения, отменять незаконные взыскания.
Прокуроры проверяют законность применения физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия, которые могут применяться сотрудниками в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего побег из следственного изолятора. Причем, применение этих средств строго регламентировано законодательством, нарушение которого относится к грубым нарушениям законности.
При проведении проверки прокурор должен, в первую очередь, обращать внимание на факты принижения человеческого достоинства, жестокого обращения с лицами, содержащимися под стражей, а также необоснованного применения мер дисциплинарного характера, обеспечения гуманных условий их содержания, соответствующих минимальных стандартных правил обращения с заключенными.
При проверки следственных изоляторов прокурор обращает внимание на содержание осужденных, в том числе соблюдение бытовых и медико-санитарных условий, которые должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям.
Исполнение названных функций обеспечивается путем реализации предоставленных прокурорам полномочий в указанной сфере. К ним относятся: право беспрепятственного посещения поднадзорных учреждений, право опроса лиц, содержащихся в них, право на ознакомление с документацией учреждения, проверку их соответствия законодательству РФ, право требования объяснений от должностных лиц. Особые полномочия предоставлены прокурору в сфере устранения выявленных нарушений: требование немедленного освобождения из - под стражи незаконно туда помещенных лиц, требование от администрации учреждения создания условий по обеспечению прав и свобод заключенных под стражу, вынесение протестов и представлений, отмена дисциплинарных взысканий.
По результатам проверок выявляются следующего рода нарушения: нарушения религиозных правил, неправомерное наложение дисциплинарных взысканий, незаконное применение к подозреваемым, обвиняемым и осужденным специальных средств, а также неправомерное обращение с ними со стороны сотрудников СИЗО, нарушения материально-бытового и медицинского обслуживания.
Таким образом, полномочия прокурора в сфере обеспечения законности в следственных изоляторах способствует выявлению нарушений и своевременному принятию мер по их устранению.
Использованные источники:
1. Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре РФ»
2. Федерального закона от 15.07.1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»
3. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 16.01.2014 г. №6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»
4. Артемьев Н.С., Морозова Ю.А. Прокурорский надзор за соблюдением законности в следственных изоляторах // АВБсП. 2015.- №2.