Научная статья на тему '«Прокурорский надзор за соблюдением законности в следственных изоляторах»'

«Прокурорский надзор за соблюдением законности в следственных изоляторах» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
937
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Прокурорский надзор за соблюдением законности в следственных изоляторах»»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 340

Е.Д.Точилкина

Студентка 2 курса юридического факультета Стерлитамакского филиала Башкирского Государственного университета Научный руководитель: ст. преподаватель: Саляхов Р.А г. Стерлитамак, Российская Федерация

«ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ В СЛЕДСТВЕННЫХ

ИЗОЛЯТОРАХ»

Российская уголовно-исполнительная система на данный момент испытывает значительные изменения, которые связаны с обеспечением прав осужденных, исключением фактов унижения человеческого достоинства, снятием лишних ограничений, наибольшим приближением порядка и условий отбывания наказания к международным стандартам, с движением к отказу от традиции карательной функции режима исполнения наказания в виде лишения свободы через внедрение новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных. В Европейских пенитенциарных правилах отмечается, что заключение само по себе является наказанием, и поэтому режим для заключенных не должен усугублять страдания, связанные с заключением [1]. В таких ситуациях необходимым инструментом соблюдения законности в исправительных учреждениях является прокурорский надзор.

Выделение в ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» надзор за исполнением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания и применяющих назначенные судом меры принудительного характера в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры объясняется важностью обеспечения прав и свобод лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в случае их заключения под стражу. Так как возможности защиты своих прав и законных интересов у этих лиц ограничены, надзорная деятельность прокуратуры выступает в качестве гарантии их охраны.

Значение прокурорского надзора за исполнением законов администрацией следственных изоляторов (СИЗО) характеризуется, прежде всего, тем, что их деятельность обуславливает необходимость определенных ограничений прав граждан, в том числе касающихся личной неприкосновенности и свободы передвижения [3, с. 214].

Прокурорам при проведении проверок законности в следственных изоляторах предписывается особое внимание обращать на факты унижения человеческого достоинства, произвола, жесткого обращения по отношению к подозреваемым, обвиняемым и осужденным со стороны сотрудников следственных изоляторов, необоснованного применения мер дисциплинарного характера, обеспечения гуманных условий их содержания, соответствующих минимальных стандартных правил обращения с заключенными. Также при прокурорских проверках внимание концентрируется на фактическое устранение выявленных нарушений законности. Прокуратура не должна оставлять без реагирования факты неисполнения требований прокуратуры администрацией следственных изоляторов [4, с. 5].

Основой определения правового статуса подозреваемых и обвиняемых являются конституционные положения о том, что подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, считаются невиновными, пока виновность не будет доказана в предусмотренном законном порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда [2].

Особое внимание прокурор уделяет подразделениям специального назначения, которые создаются при региональных управлениях УИС, основная функция которых касается обеспечения в следственных изоляторах и исправительных учреждениях необходимого правопорядка в соответствии с действующим законодательством. Полномочия прокурора заключаются в том, чтобы служебная деятельность этих подразделений проходила в рамках соблюдения законности. В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые имеют право на личную безопасность в местах содержания под стражей. При возникновении

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070

угрозы жизни и здоровью подозреваемого или обвиняемого либо угрозы совершения преступления против личности со стороны других подозреваемых или обвиняемых сотрудники мест содержания под стражей обязаны незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности подозреваемого или обвиняемого. Вопросы личной безопасности подозреваемых, обвиняемых, осужденных входят в контрольную функцию надзирающего прокурора.

Мы считаем, что для эффективного выявления нарушений законов, прокурору необходимо наиболее чаще проводить беседы и опрашивать подозреваемых и обвиняемых лиц для установления и дальнейшего предупреждения нарушений законности в деятельности учреждений и органов, где содержатся эти лица.

Таким образом, надзор за соблюдением законности в следственных изоляторах является необходимым и неотъемлемым в деятельности органов прокуратуры. Особенности форм осуществления надзорных полномочий позволяют прокуратуре по обращениям заинтересованных лиц и собственной инициативе самостоятельно устранять нарушения закона, прав и свобод подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Список использованной литературы:

1. Европейские пенитенциарные правила//Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [Электронный ресурс].

2. Конституция Российской Федерации. М. : Проспект, 2015.

3.Прокурорский надзор в Российской Федерации : учебник / под ред. А.А. Чувилева. М., 2001.

4. Скуратов Ю. - Роль прокуратуры в укреплении законности и правопорядка//Законность. - 1996. - №12.

5. Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"

©Точилкина Е.Д., 2016

УДК 342

Р.Р. Хайруллин

Аспирант

кафедра конституционного и административного права

юридический факультет Казанский (Приволжский) федеральный университет г.Казань, Российская Федерация

ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Аннотация

В статье определяется содержание принципа «открытости» в качестве одного из ключевых в контексте международно-правового аспекта. На основании анализа современной правовой доктрины и нормативных документов выделяются ключевые аспекты практической реализации «открытости».

Ключевые слова

Международное право, организации международной интеграции, принцип «открытости».

Представляется, что содержание принципа «открытости» в рамках современного международного права раскрывают действующие документы организаций глобальной интеграции. В этой связи, в первую очередь, обращают на себя внимание документы Организации объединенных наций, в которых «открытость» рассматривается в качестве комплексного понятия, объединяющего следующие элементы:

а) принятие властных решений, осуществляемое в строгом соответствии с нормами конституции и законов, при этом гражданскому обществу, его институтам или гражданам должна быть обеспечена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.