Научная статья на тему 'Защита прокурором права на жизнь и здоровье лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы'

Защита прокурором права на жизнь и здоровье лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
923
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / МЕРЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ / ВРЕД ЗДОРОВЬЮ ОПРЕДЕЛЕННОЙ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гнедова Наталья Петровна, Лосева Светлана Николаевна

Статья посвящена прокурорскому надзору за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание. В частности, обеспечению безопасности жизни и здоровья лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Приведены сведения об осужденных, которым был причинен вред здоровью определенной степени тяжести либо нанесены побои.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION BY THE PROSECUTOR OF THE RIGHT TO LIFE AND HEALTH OF PERSONS SERVING A SENTENCE OF IMPRISONMENT

The article is devoted to the prosecutor's supervision over the implementation of laws administrations institutions and bodies performing criminal penalties. In particular, the safety of life and health of persons serving sentences of imprisonment. Provides information about the convicts who have suffered specific injury severity or inflicted by beatings.

Текст научной работы на тему «Защита прокурором права на жизнь и здоровье лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы»

21.8. ЗАЩИТА ПРОКУРОРОМ ПРАВА НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Гнедова Наталья Петровна, старший научный сотрудник НИЦ-1 Место работы: ФКУ НИИ ФСИН России

gnedova. 74@mail.ru

Лосева Светлана Николаевна, старший научный сотрудник отдела изучения отечественного и зарубежного опыта, истории УИС, сравнительного анализа пенитенциарного законодательства

Место работы: ФКУ НИИ ФСИН России

snloseva@yandex.ru

Аннотация: статья посвящена прокурорскому надзору за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание. В частности, обеспечению безопасности жизни и здоровья лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Приведены сведения об осужденных, которым был причинен вред здоровью определенной степени тяжести либо нанесены побои.

Ключевые слова: прокурорский надзор; меры прокурорского реагирования; вред здоровью определенной степени тяжести.

PROTECTION BY THE PROSECUTOR OF THE RIGHT TO LIFE AND HEALTH OF PERSONS SERVING A SENTENCE OF IMPRISONMENT

Gnedova Natafya P., Senior Researcher

Place of employment: Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

gnedova. 74@mail.ru

Loseva Svetlana N., Senior researcher of the Department study of domestic and foreign experience, history of UIS, the comparative analysis of penal law

Place of employment: Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

snloseva@yandex.ru

Abstract: the article is devoted to the prosecutor's supervision over the implementation of laws administrations institutions and bodies performing criminal penalties. In particular, the safety of life and health of persons serving sentences of imprisonment. Provides information about the convicts who have suffered specific injury severity or inflicted by beatings.

Keywords: public prosecutor's supervision; prosecutorial response measures; specific injury severity.

Предупреждение совершения противоправных деяний и исправление лиц, их совершивших, является в той или иной мере направлением деятельности многих органов государственной власти Российской Федерации. В частности, на учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) возложена функция по осуществлению задач пенитенциарного законодательства, которыми выступают урегулирование отбывания и исполнения уголовных наказаний, установление комплекса средств, направленных на исправление лиц, содержащихся в местах социальной изоляции, обеспечение их правового статуса, оказание содействия таким лицам в их социальной адаптации после освобождения [3, с. 2]. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее - УИК РФ) регламентирует положения, направленные на обеспечение законности исполнения мер государственного принуждения, в том числе, наиболее строгих из них, связанных с принудительной изоляцией от общества, т.е. лишения свободы.

Предметом прокурорского надзора в данной сфере общественных отношений выступает контроль за обеспечением соответствия порядка содержания лиц в учреждениях и органах УИС установленным законом требованиям, а также соблюдение определенных национальным законодательством прав и обязанностей лиц, лишенных свободы, порядка и условий их

содержания в местах социальной изоляции.

В том числе прокурор добивается неукоснительного соблюдения мер, принимаемых администрацией учреждений и органов УИС, по обеспечению безопасности осужденных.

В случае нарушения норм уголовно-исполнительного законодательства органы прокуратуры принимают соответствующие меры реагирования.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и нормами международного права высшим неотчуждаемым правом человека признается право на жизнь и здоровье. Относясь к личным неимущественным правам, оно составляет комплекс правовых институтов, образующих нормы различных отраслей права. При этом, как свидетельствует практика, право человека на здоровье, а как следствие и жизнь, является одним из самых часто нарушаемых.

Следует учитывать, что под здоровьем понимают «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

В России принимаются и финансируются целевые федеральные программы, направленные на охрану и укрепление здоровья осужденных. Значительное внимание уделяется профилактическим и санитарно-эпидемиологическим мероприятиям. Несмотря на при-

Гнедова Н. П., Лосева С. Н.

ЗАЩИТА ПРОКУРОРОМ ПРАВА НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

нимаемые меры, проблема охраны здоровья граждан, отбывающих наказание в виде лишения свободы, требует большего внимания.

Следует отметить, что любая дестабилизация обстановки в исправительном учреждении влияет на психическое состояние осужденного и нередко провоцирует его на совершение общественно опасных деяний. В свою очередь непосредственной обязанностью администрации является создание условий, при которых осужденный лишается возможности реализовать свои преступные намерения, что ведет к сокращению уровня рецидива в местах лишения свободы. Профилактика нарушений режима включает в себя предупреждение правонарушений, реагирование на их совершение, а также на условия и причины, им способствующие [4, с. 9,10].

В местах лишения свободы каждый случай травматизма должен регистрироваться медицинскими работниками в специальном журнале.

Изучая структуру телесных повреждений, можно сделать вывод, что наиболее характерным видом телесных повреждений являются повреждения, полученные путем нанесения побоев, такие как гематомы в области грудной клетки, ушибы поясницы либо спины и переломы: 23,4% пяточной кости, 11,6% носа и 10,6% ребер.

Остается высокой доля членовредительства (в основном поверхностные порезы) от общего числа телесных повреждений (23-27%).

Следует отметить, что членовредительство является одной из самых распространенных форм протеста лиц, привлеченных к уголовной ответственности, либо способом осужденного избежать тяжелой работы. В данную категорию телесных повреждений можно отнести и самоповреждения, которые могут являться симптомом психического заболевания и выражаются в преднамеренном повреждении тканей тела без суицидальных намерений.

В результате изучения журнала травматизма были выявлены подозрительные факты нанесения членовредительства, к ним можно отнести следующие: колотые раны подлопаточной области слева, проникающие ранения грудной клетки либо скальпированная рана теменной области.

Значительная степень латентности умышленного причинения вреда здоровью в исправительных колониях обусловлена сложностью доказывания вины лица, причинившего вред здоровью определенной степени тяжести. По результатам проведенного анкетирования лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, 32% осужденных ни при каких обстоятельствах не сообщат о фактах причинения им телесных повреждений либо об иной информации, ставшей им известной, о насильственных действиях над личностью. В свою очередь, 68% - готовы рассказать о противоправных действиях насильственного характера, из них, 15% - сообщить о причинении умышленного вреда здоровья только после освобождения из мест лишения свободы либо при анонимном общении с прокурором или иным независимым должностным лицом, который в силу возложенных на него должностных обязанностей может принять меры соответствующего реагирования. Остальные 53% лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, не верят в объективность проведения доследственной проверки и последующее возбуждение уголовного дела по факту умышленного причинения им вреда здоровью.

Следует отметить, что в ходе проверки учреждений и органов УИС прокурор уполномочен не только рассматривать обращения осужденных, связанные с нарушением их прав и законных интересов, но и проводить личный прием осужденных, что благоприятным образом может сказаться на выявлении латентных преступлений.

Недоверие осужденных к сотрудникам учреждений и органов УИС обусловлено нежеланием последних предавать гласности выявленные факты совершения каких-либо противоправных действий, так как именно они несут ответственность за выполнение установленных законом требований, направленных на обеспечение охраны жизни и здоровья осужденных. Поскольку в соответствии со ст. 13 УИК РФ осужденным гарантируется право на личную безопасность при возникновении угрозы их жизни и здоровью, должностное лицо исправительного учреждения при наличии заявления лица, отбывающего наказание, либо по собственной инициативе принимает решение о переводе осужденного в безопасное место. Данная норма направлена на пресечение самостоятельного решения возникающих конфликтов между осужденными.

Одним из значимых направлений функционирования органов прокуратуры по защите правового статуса определенной категории граждан является осуществление надзора за строгим исполнением положений нормативных актов представителями администрации пенитенциарных учреждений.

Деятельность органов прокуратуры в рассматриваемой сфере направлена на своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законов в учреждениях и органах УИС.

Анализ результатов этих проверок позволяет говорить о наличии нарушений правового статуса подозреваемых, обвиняемых и осужденных сотрудниками администрации пенитенциарных учреждений.

Из этого анализа видно, что несоблюдение конституционных прав и законных интересов лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, является актуальной проблемой пенитенциарной системы. Посредством прокурорского надзора выявляется значительное количество нарушений, совершаемых как должностными лицами учреждений и органов УИС, так и самими осужденными.

Положительных результатов в рассматриваемом направлении надзора можно достичь при проведении регулярных проверок в нерабочее время, в ходе которых осуществлять опрос осужденных об их жалобах и заявлениях, проводить личный прием. Особое внимание следует уделять фактам причинения вреда здоровью осужденным после их бесед с прокурором или представителями общественных наблюдательных комиссий, общественных организаций.

Невозможно оставить без внимания и тот факт, что в настоящее время в рамках страхового права обсуждается возможность страхования жизни и здоровья лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Страховыми случаями в данном виде страхования являются болезни, полученные в местах лишения свободы, вред здоровью, полученный по причине противозаконных деяний работников пенитенциарных учреждений и органов или работающих в следственных изоляторах, а также смерть в результате несчастных случаев.

В последнее время вносится значительное количество изменений в исполнительное законодательство

Российской Федерации, что обусловлено гуманизацией и приведением в соответствие с международными нормами отечественного законодательства [6, с. 17]. Например, постановлением Правительства Российской Федерации утверждена программа «Юстиция», определяет приоритетами и целями государственной политики в сфере юстиции: соблюдение прав и основных свобод человека, повышение уровня защиты прав и законных интересов граждан. Конечным результатом ее реализации, в частности, станет: приведение к международным стандартам условий содержания осужденных; создание системы регламентированных стимулов правопослушного поведения осужденных; минимизация негативных последствий лишения свободы, способствующих распространению в обществе криминальной субкультуры и др [1, с.4].

Как отмечает Кутуков С.А.: «Нынешнее исправительное учреждение - это важнейший государственный социальный институт, в котором в целом узаконен набор инструментов, предусматривающих реабилитацию правонарушителя. Отбывающему наказание человеку предоставлено законом право на получение образования, профессии, охрану здоровья, социальную, правовую и другую защиту, чтобы он, выйдя на свободу, смог адаптироваться к условиям нормальной жизни» [4, с. 22].

В 2008 году вступил в силу Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (далее - Федеральный закон № 76-ФЗ), закрепивший «общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, содействием лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в том числе в создании условий для их адаптации к жизни в обществе». Организация в Российской Федерации общественного контроля в рассматриваемой сфере позволила выявить значительное количество фактов нарушений прав человека в местах принудительного содержания.

В связи с изменениями, внесенными в национальное законодательство, 16 января 2014 г. издан приказ Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [2, с. 10] (далее - Приказ). Пунктом 19 Приказа предусмотрено, что при осуществлении деятельности в рассматриваемой сфере прокурор также уполномочен обеспечивать надзор за исполнением администрациями учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, требований Федерального закона № 76-ФЗ и взаимодействие с общественными наблюдательными комиссиями.

В связи с изоляцией от общества лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, тяжело защищать свои права и законные интересы. Таким образом, лицом, осуществляющим защиту права на жизнь и здоровье осужденных, является прокурор. Полагаем, указанный Приказ будет способствовать более эффективной работе прокуроров субъектов Российской Федерации по надзору за исполнением законов при исполнении уголовных наказаний в учреждениях и органах УИС.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 80,07%.

Список литературы:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 312 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция».

2. Приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 16.01.2014 № 6.

3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Ст. 1.

4. Лысягин О.Б., Агамов Г.Д., Чобанян А.Г., Сотченко С.Д.. Прокурорский надзор за соблюдением законов в исправительных колониях. Методические рекомендации. М., 2003.

5. Кутуков С.А. Уголовно-исполнительная система как часть общества: социальные функции и проблемы взаимодействия // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление, 2008, № 1.

6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. ИНФРА-М, 2006.

7. Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Принята 09.12.1975 Генеральной Ассамблеей ООН); Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Заключена 10.12.1984); Рекомендация № Rec (2006) 2 Комитета министров Совета Европы «Европейские пенитенциарные правила» (Принята 11.01.2006 на 952-ом заседании представителей министров).

РЕЦЕНЗИЯ

Представленная на рецензирование рукопись научной статьи, выполненная старшим научным сотрудником НИЦ-1ФКУ НИИ ФСИН России Гнедовой Н.П. и старшим научным сотрудником ФКУ НИИ ФСИН России С.Н. Лосевой, посвящена одной из актуальных проблем в деятельности правоохранительных органов - прокурорскому надзору за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание. В частности, обеспечению безопасности жизни и здоровья лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Авторы статьи раскрывают, что предметом прокурорского надзора в данной сфере общественных отношений выступает контроль за обеспечением соответствия порядка содержания лиц в учреждениях и органах УИС установленным законом требованиям, а также соблюдение определенных национальным законодательством прав и обязанностей лиц, лишенных свободы, порядка и условий их содержания в местах социальной изоляции.

Следует согласиться с мнением авторов, что в целом, конечным результатом защиты прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных станет приведение к международным стандартам условий содержания осужденных и создание системы регламентированных стимулов пра-вопослушного поведения осужденных, а также минимизация негативных последствий лишения свободы.

В рамках рецензирования научной статьи проведен анализ содержимого статьи информационно-аналитической системой «Антиплагиат», оригинальность текста составила 80,07 процентов, что является высоким показателем оригинальности статьи.

Таким образом, статья соответствует тематике и требованиям, определенным редакционной коллегией научного журнала «Социально-политические науки», является актуальной и имеет теоретическое значение для науки уголовно-исполнительного права.

Вывод: статья может быть рекомендована к публикации.

Рецензент:

ведущий научный сотрудник

ФКУ НИИ ФСИН России

доктор юридических наук, профессор

В.Н. Григорьев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.