УДК: 347.963
Серебренникова Анна Валерьевна,
профессор кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор юридических наук, доцент, e-mail: serebranna@hotmail.com
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАНИНА
И ЧЕЛОВЕКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Аннотация. Автором затрагивается вопрос надлежащего контроля со стороны органов правопорядка за защитой прав и свобод граждан в нашей стране. Для примера соответствующей оценки и актуальности реализации установленных мер, автор исследует деятельность подразделений прокуратуры РФ, попутно освещая функциональность такого контроля и его недостатки. Одной из основных проблем, которая в настоящее время наиболее сильно беспокоит наших граждан, является проблема надлежащего контроля за деятельностью органов следствия, осуществляющих уголовное преследование в отношении предпринимателей. Автор приводит примеры того, каким образом порядок обращения указанной категории граждан может быть усовершенствован, при условии, если данные обращения поданы в ходе предварительного следствия (дознания).
Ключевые слова: обращение, следствие, дознание, проверка, законодательство, внепроцессуальное обращение.
Serebrennikova Anna Valeryevna,
Lomonosov Moscow State University, Faculty of Law, Professor of the Department of Criminal Law and Criminology, Associate Professor, Doctor of Law, е-mail: serebranna@hotmail.com
PROSECUTOR'S SUPERVISION OVER THE OBSERVANCE OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF A CITIZEN AND A PERSON: CURRENT ISSUES
Abstract. The author touches upon the issue of proper control by law enforcement agencies over the protection of the rights and freedoms of citizens in our country. For an example of an appropriate assessment and the relevance of the implementation of the established measures, the author examines the activities of the units of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, incidentally highlighting the functionality of such control and its shortcomings. One of the main problems that currently worries our citizens the most is the problem of proper control over the activities of the investigating authorities that carry out criminal prosecution against entrepreneurs. The author gives examples of how the procedure for applying to this category of citizens can be improved, provided that these applications are filed during the preliminary investigation (inquiry).
Key words: appeal, investigation, inquiry, verification, legislation, non-procedural appeal.
Концептуально, реализация стратегии защиты прав и свобод граждан требует двух основных составляющих:
соответствующего законодательного
представления, выраженного в
нормативных предписаниях, и,
надлежащих механизмов контроля за их соблюдением.
Прокуратура Российской Федерации -орган, целевое предназначение которого
обусловлено не только необходимостью контроля за исполнением законов, но и тем, чтобы законодательство России соответствовало современным запросам общества. При этом, в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации»1 указано, что надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является одним из основных направлений его реализации (ст.1).
Для полноценного выражения установленных полномочий прокуратура наделена правом применять к виновным меры соответствующего реагирования, а также генерировать инициативы, которые позволили бы улучшить (повысить) качество правового регулирования общественных отношений. Полномочия указанного органа достаточно велики, однако не всегда их прерогатива помогает достигнуть поставленной цели. Так, в числе проблем, относимых к настоящей реальности следует признать
недостаточность внимания со стороны представителей надзорных органов к вопросам зашиты прав и свобод человека и гражданина. В особенности, это касается тех направлений, где функционал прокуратуры носит ограниченный характер [1].
Статистика деятельности прокуратуры за последние пять лет показывает, что идея формирования либертарной парадигмы в нашей стране переживает не лучшие времена [2], и те направления, которые разработаны и продолжают находится в зоне внимания надзирающего органа не всегда несут в себе исключительно положительную динамику её развития. В отдельных случаях надзорное ведомство, в силу различных причин, не всегда находится на переднем рубеже фиксации тех проблем, что непосредственно затрагивают вопрос реализации указанных феноменов (прав и свобод).
Так, автор диссертационного исследования «Организация прокурорского надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия» А.А. Попов указывает, что, несмотря на непосредственное участие в контроле за действиями должностных лиц,
осуществляющих предварительное
расследование, участие работников прокуратуры в процессе надзора за соблюдением надлежащих мер уголовного преследования носит ограниченный характер. Жалобы, которые
преимущественно поступают от граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, свидетельствуют о несовершенстве того механизма, который создан для обеспечения защиты указанной категории [3].
Действительно, одним из вопросов, который неоднократно поднимался на повестках заседаний Генеральной прокуратуры РФ2, является вопрос эффективной защиты прав граждан в сфере реализации их предпринимательских интересов. Причиной такого внимания является то, что предпринимательство являет собой одного из основных доноров бюджетного развития; большая часть средств поступлений от указанной деятельности становится источником для реализации важнейших социальных проектов. В значительной степени предпринимательство выступает
инвестором для развития
межгосударственных отношений, опять же, направленных на сосредоточение в стране потенциально важных финансовых потоков. В свою очередь, об этом свидетельствует и то, что именно предприниматели выделялись и продолжают выделяться на общем фоне определения специальных субъектов, нуждающихся в отдельной (особенной) поддержке со стороны государства в случае
1 О прокуратуре Российской Федерации : Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 : ред. от 05 декабря 2022 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст.4472.
2 Осуществление надзора за соблюдением прав предпринимателей является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf (дата обращения: 25.12.2022).
наступления чрезвычайных обстоятельств (пандемия, введение санкций, и др.) [4].
Вследствие чего, в 2019 году был принят специальный Приказ1,
определяющий право предпринимателей на дополнительное (исключительное)
обращение в органы прокуратуры, если в отношении них принимаются меры, явно выходящие за пределы установленных полномочий лиц, осуществляющих доследственные и следственные мероприятия, посредством цифрового формата. В рамках реализации установленного контроля прокуратуре предоставлялась возможность производить проверки по таким обращениям, даже при условии того, что такая проверка уже проводится иными органами. Однако в таком случае мог возникнуть конфликт интересов, с одной стороны, усиливающий составляющую контроля, с другой, вносящей в неё возможные разногласия.
Так, в 2020 году было установлено, что большинство обращений, связанных с реализацией дополнительных мер, направленных на установление фактов давления в отношении предпринимателей, были непосредственно вызваны тем, что в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, были возбуждены уголовные дела
(инициированы проверочные
мероприятия)2. В свою очередь, как следует из положений Уголовно-процессуального кодекса РФ3, право на возбуждение на уголовное дело, а равно и на осуществление доследственных действий, предоставляется конкретным должностным лицам, в пределах предоставленной им
компетенции. В таком случае, вопрос контроля за обращением гражданина
переходит в русло проверки тех действий, которые могут (или уже совершены) со стороны вышеуказанных должностных лиц. Логично предположить, что данный контроль будет строиться через призму оценки как отдельных процессуальных действий, так и всего хода расследования, по окончании которого тот же прокурор будет принять соответствующе решение. В таком случае, аспект взаимодействия норм, определяющих право принимать процессуальные решения, и
контролировать их, становится
определяющим в успешности реализации надлежащего надзора. В частности, согласно п. 3.1. вышеуказанного Приказа, срок на рассмотрение обращения, установленного Генеральной прокуратурой РФ не может превышать более 14 дней, в случае, если в ходе проведения проверки необходимо запросить какие-либо сведения, указанный срок может быть продлен до 30 суток. После чего, прокурор обязан принять решение о наличии в действиях должностного лица признаков нарушения прав заявителя. А что будет делать прокурор, если речь идет о том, когда обращение поступило уже после окончания производства дознания или предварительного следствия, где срок для принятия решения о правильности производства по делу составляет 10 и 3 суток соответственно. Возникает коллизия, которая может быть устранена внесением в положения уголовно-процессуального законодательства соответствующих
изменений. В частности, если речь идет об обращении гражданина, связанного с осуществлением в отношении уголовного преследования, а он, в свою очередь, является предпринимателем, и связывает
1 Об утверждении Регламента рассмотрения
обращений субъектов предпринимательской деятельности в связи с оказанием на них давления со стороны правоохранительных органов,
поступающих посредством цифровой платформы для приема таких обращении : приказ Генеральной прокуратуры РФ от 19 сентября 2019 г. № 665. URL: https://epp.genproc.gov.ru/ru/web/gprf/documents/nor mative-act?item=4767581 (дата обращения: 25.12.2022).
2 О состоянии работы по рассмотрению обращений и приему граждан в органах прокуратуры Российской Федерации. URL: https://epp.genproc.gov.ru/ru/web/gprf/mass-media/news?item=59768912 (дата обращения: 26.12.2022).
3 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 18 декабря 2001г. № 174-ФЗ : в ред. от 05 декабря 2022 г. // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
указанные действия с его деятельностью, логично было бы внести поправки, которые бы позволяли увеличить срок утверждения обвинительного заключения (акта) на время, предусмотренное упомянутым Приказом. Как обоснование для увеличения данного срока, прокурор выносит постановление, в котором, указывая на факт соответствующего обращения, ставит перед надзорной инстанцией задачу о проведении специальных проверочных мероприятий, направленных на дополнительное исследование полученных по делу доказательств. В случае, если доводы заявителя будут подтверждены, прокурор вносит представление в адрес органов следствия (дознания) и возвращает дело на дополнительное расследование. При этом прокурор вправе производить действия, которые уже выполнялись в рамках произведенного расследования (дознания), и приобщать документы, подтверждающие их выполнение к материалам уголовного дела. Стоит отметить, что срок рассмотрения жалобы приостанавливается, если действия по уголовному делу не окончены, а должностное лицо, осуществляющее проверку (расследование) настаивает на том, что передача материалов уголовного дела прокурору, в рамках рассмотрения соответствующего
обращения, может создать препятствия для дальнейшего расследования.
Таким образом, вопрос эффективности рассмотрения поступающих жалоб может решаться на стадии проверки материалов уголовного дела, поступающих в надзорный орган в порядке, установленном действующим процессуальным
законодательством, и не позволит (существенно ограничит) заявителю спекулировать собственным положением (право на обращение), если его обращение вносит внепроцессуальный характер. В свою очередь, такой принцип позволит расширить возможности прокурора, при условии наличия таких обращений на стадии уголовного преследования, чем
повысить эффективность надзорного механизма, и улучшит качество работы органов следствия и дознания
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Сидарчук А. А. Роль органов прокуратуры в защите прав и свобод человека и гражданина // Значение прокуратуры в гражданском обществе : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Тамбов, 29 октября 2021 года / под ред. В. А. Шуняевой. Тамбов : Державинский, 2022. С.291-296.
2. Наумова К. А. Оценка эффективности осуществления органами прокуратуры надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина // Проблемы становления гражданского общества : сборник статей Всероссийской научной студенческой конференции с международным участием, посвященной 300-летию прокуратуры России, Иркутск, 25 марта 2022 года. Иркутск : Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2022. Часть II. С. 79-82.
3. Попов А. А. Организация прокурорского надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.11. Москва, 2021. 216 с.
4. Никитенко И. В., Бабак О. В. Прокурорский надзор, обеспечивающий соблюдение прав предпринимателей в условиях ограничений, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции // IV Междунар. научно-образовательный форум "Хэйлунцзян-Приамурье": сб. материалов Междунарной научной конференции, Биробиджан, 19 ноября 2021 года. Биробиджан : Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, 2022. С. 53-60.