Научная статья на тему 'Прокурорский надзор за соблюдением прав детей-инвалидов в образовательной сфере'

Прокурорский надзор за соблюдением прав детей-инвалидов в образовательной сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2620
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЦО С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зелинская Е. В.

В работе проведен анализ состояния законности в сфере соблюдения права детей-инвалидов на образование, выявлены наиболее распространенные нарушения в данной сфере. Отмечен тот факт, что при допускаемых нарушениях деятельность органов прокуратуры по защите прав детей-инвалидов на образование приобретает особую актуальность и значимость. Сформулированы предложения по дальнейшему повышению эффективности прокурорского надзора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прокурорский надзор за соблюдением прав детей-инвалидов в образовательной сфере»

УДК: 347.963

Зелинская Е. В.

студентка 2 курса магистратуры Курского государственного университета

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

В работе проведен анализ состояния законности в сфере соблюдения права детей-инвалидов на образование, выявлены наиболее распространенные нарушения в данной сфере. Отмечен тот факт, что при допускаемых нарушениях деятельность органов прокуратуры по защите прав детей-инвалидов на образование приобретает особую актуальность и значимость. Сформулированы предложения по дальнейшему повышению эффективности прокурорского надзора.

Ключевые слова: прокурорский надзор, право на образование, лицо с ограниченными возможностями, дети-инвалиды, право на образование детей инвалидов.

Прокурорский надзор представляет собой надзор за соблюдением законов. Выступая 23.03.2016 года в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Президент В. В. Путин отметил, что приоритетным направлением деятельности органов прокуратуры должно оставаться обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина. В 2015 году прокуратурой было выявлено 3,2 миллиона нарушений прав и свобод граждан [1]. Данная цифра была выведена путем подсчета проверок органов прокуратуры с последующим вынесением соответствующих решений. Именно проверка является эффективным правовым средством выявления нарушений за соблюдением прав детей-инвалидов в образовательной сфере. Прокуроры действуют только при возникновении необходимости непосредственного вмешательства в пределах установленных законом полномочий. Если в ходе проведения проверочных мероприятий сведения о нарушении законодательства в образовательной сфере в отношении детей с ограниченными возможностями подтверждаются, прокуроры обязаны принять меры прокурорского реагирования. Это необходимо для создания «среды без барьеров» для людей с ограниченными возможностями. Надзору за соблюдением прав лиц с ограниченными возможностями органами прокуратуры уделяется особое внимание.

Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации [2] каждый имеет право на образование. Формулировка «каждый» сопоставляется со ст. 19 Конституции Российской Федерации, согласно которой «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». Лицо с ограниченными возможностями имеет право на образование наравне с другими лицами, а значит данное право должно должным образом защищаться и реализовываться.

Стоит отметить, что в сфере реализации образовательных прав детей-инвалидов, существует очень много проблем, требующих разрешения и совершенствования законодательства, Так, например, неразрешенными остаются проблемы обеспечения инфраструктуры образовательного процесса для детей-инвалидов, а также проблемы надлежащего нормативно-правового регулирования создания необходимых условий для реализации их права на образование. При этом основное количество судебных дел касается обеспечения инфраструктуры доступа детей-инвалидов к образовательным учреждениям.

Так, Московским городским судом рассматривалось дело по иску Ногинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ногинского муниципального района Московской области о создании условий инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа их к объекту

социальной инфраструктуры. Данные требования заключались в установлении в здании специальной общеобразовательной школы-интерната пандуса и поручней у лестниц согласно СНиП 35-01-2001. Решением Ногинского городского суда Московской области от 17.06.2014 г. требования прокурора были удовлетворены [3]. Суд указал, что в согласно ст. 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В соответствии со ст. 19 вышеуказанного закона государство гарантирует им необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки. На основании анализа положений действующего законодательства, фактических обстоятельств дела и доводов прокурора, суд пришел к выводу о том, что в обязанности органов местного самоуправления входит создание условий инвалидам (в том числе детям-инвалидам) для беспрепятственного доступа в образовательные учреждения и обучения в них [3].

Действительно, требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» предусмотрено, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для инвалидов, лестницы на перепадах рельефа должны дублироваться пандусами, наружные лестницы и пандусы оборудованы поручнями. При этом стоит отметить, что финансирование мероприятий по созданию необходимых условий для детей-инвалидов и других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур осуществляется за счет средств, которые предусмотрены в бюджетах субъектов Российской Федерации и бюджетах муниципальных образований.

На практике также распространены судебные споры по вопросам создания инфраструктуры, обеспечивающей безопасность детей-инвалидов в образовательном процессе. Так, Апелляционным определением Верховного Суда Чеченской Республики от 18.12.2014 г. по делу №33-1263/14 было подтверждено решение суда первой инстанции по иску прокурора Чеченской Республики к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа Урус-Мартановского муниципального района Чеченской Республики» о возложении обязанности привести автоматическую систему оповещения в рабочее состояние. Решением Урус-Мартановского городского суда Чеченской Республики иск прокурора был удовлетворен. Директор образовательного учреждения, не соглашаясь с решением суда, просил его отменить, считая незаконным и необоснованным.

Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия установила, что в соответствии с п. 4.18 Свода правил СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009» здания дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных учреждений, домов-интернатов для инвалидов и престарелых, домов для детей-инвалидов, лечебных учреждений должны быть оборудованы каналом передачи информации на пульт центрального наблюдения. Согласно п. 6.48 указанного Свода правил для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры.

В ходе прокурорской проверки был выявлен факт нерабочего состояния автоматической системы оповещения, подключенной к пульту центрального наблюдения в ОМВД России. При тестовой активации сигнал на пульт центрального наблюдения не поступил. В этой связи судебная коллегия решила, что основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют [4].

Вместе с тем интересен другой пример несоблюдения законодательства об образовательных правах детей-инвалидов, когда в образовательных учреждениях Республики Татарстан более года не использовалось специализированное оборудование для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также оборудование для педагогов, работающих с данной категорией детей [5, С. 12]. Прокуратурой Республики Татарстан факт неиспользования соответствующего оборудования был устранен при помощи проведения прокурорской проверки, результатом которой стало вынесение представления об устранении нарушений законодательства.

Таким образом, путем мер прокурорского реагирования прокуроры могут пресекать факты неэффективного использования обучающего оборудования, поставленного в образовательные учреждения для лиц с ограниченными возможностями.

Особую категорию дел в сфере защиты прав детей-инвалидов на образование занимают дела по вопросам нормативного обеспечения порядка реализации ими своих прав.

В связи с этим представляется необходимым рассмотреть пример судебной практики, в котором прокурор Ольховского района Волгоградской области предъявил в суд иск в интересах несовершеннолетних лиц с ограниченными физическими возможностями к муниципальному дошкольному образовательному учреждению Ольховского муниципального района Волгоградской области о понуждении к разработке и утверждению правил приема детей в образовательную организацию дошкольного образования, в том числе детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Ольховского района проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите детей-инвалидов, в ходе которой выявлены нарушения в части порядка приема в образовательную организацию дошкольного образования детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов. Нарушения состоят в том, что в уставе образовательного учреждения не установлен порядок приема в детский сад детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов, установленный в соответствии с положениями Федерального закона №273-ФЗ.

Прокурор просил обязать ответчика определить в уставе дошкольного образовательного учреждения порядок приема детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов, предусматривающий следующие положения: 1) дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды принимаются в группы компенсирующей и комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии; 2) при приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в дошкольные образовательные учреждения любого вида дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы.

В ходе судебного разбирательства прокурором были изменены исковые требования, он просил суд обязать образовательное учреждение разработать и утвердить правила приема детей в образовательную организацию дошкольного образования, в том числе детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов. Требования прокурора были удовлетворены судом в полном объеме [6].

Еще одним распространенным нарушением в области реализации прав детей-инвалидов на образование является отсутствие соответствующей профессиональной квалификации педагогических работников, например, в сфере дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями. Так, в Красноярском крае Ачинским межрайонным прокурором директору филиала Железногорской санаторной школы-интерната «Центр дистанционного развития детей-инвалидов» внесено представление в связи с непроведением необходимого обучения педагогических работников, участвующих в дистанционном обучении детей с функциональными нарушениями развития [7, С. 63]. Аналогичные факты

были выявлены в Республике Хакасия, а также по результатам рассмотрения представления прокуратуры Магаданской области министерством образования и молодежной политики области организовано обучение ребенка-инвалида в коррекционной школе [7, С. 63].

Таким образом, рассмотрение примеров судебной практики по вопросам защиты прав детей-инвалидов на образование свидетельствует о необходимости совершенствования нормативного правового регулирования в данной сфере. Подготовительная работа при реформировании законодательства должна выражаться в проведении комплексного теоретико-правового обоснования особенностей предмета регулирования и объектов правового воздействия, а также правоприменительной практики. Надзорная деятельность органов прокуратуры приобретает особое значение в защите социальных прав инвалидов, в том числе в области защиты прав детей-инвалидов на образование, и имеет особую социальную значимость, так как она оказывает наиболее заметное воздействие на общее состояние законности в стране. Прокурорский надзор представляет собой эффективное правовое средство раннего предупреждения различных правонарушений, в том числе преступлений, в образовательной сфере в отношении лиц с ограниченными возможностями. Именно своевременное выявление и пресечение нарушений законов позволяет оказывать влияние на состояние законности в целом, включая изменение криминогенной ситуации в государстве. Данный способ защиты прав детей-инвалидов является наиболее эффективной мерой. Обращение прокурора в суд с заявлением (иском) и последующее судебное решение гарантируют применение мер государственного принуждения для реального восстановления нарушенных или оспариваемых прав лица с ограниченными возможностями.

Литература

1. Новости «LENTA.RU» // https://lenta.ru/news/2016/03/23/narushenia/ (дата обращения: 20.12.2016).

2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. — № 31. — Ст. 4398.

3. Апелляционное определение Московского областного суда от 29.09.2014 по делу № 33-21526/2014 // СПС «КонсультантПлюс». 2016.

4. Апелляционное определение Верховного Суда Чеченской Республики от 18.12.2014 г. по делу № 33-1263/14 // СПС «КонсультантПлюс». 2016.

5. Бурмистрова Е. А. Особенности прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере образовательных услуг // Евразийский союз ученых. 2015. — № 5-6 (14). — С. 12.

6. Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 13.03.2014 г. по делу №33-2896/14 // СПС «КонсультантПлюс». 2016.

7. Огурцова М. Л. Прокурорский надзор за соблюдением права детей-инвалидов на образование // Законодательство и экономика. 2016. — № 5. — С. 63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.