Научная статья на тему 'Деятельность правоохранительных органов в механизме обеспечения прав детей-инвалидов'

Деятельность правоохранительных органов в механизме обеспечения прав детей-инвалидов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
310
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / УКРАИНА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ / DISABLED CHILDREN / UKRAINE / STATE POWER / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / PROSECUTION SUPERVISION / MECHANISM OF RIGHTS ENFORCEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соболь Е. Ю.

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования организации и деятельности правоохранительных органов Украины по обеспечению прав детей-инвалидов, а также направления совершенствования законодательства в сфере применения средств административно-правовой защиты детей-инвалидов в Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Law Enforcement Agencies in the Mechanism of the Enforcement of Rights of Disabled Children

The article touches upon the issues of legal regulation of general organization and activity of law enforcement agencies in the Ukraine in respect to the enforcement of rights of disabled children. The article also deals with the aspects of improvement legislation in the sphere of administrative and legal considerations, employment of disabled children, their protection in the Ukraine.

Текст научной работы на тему «Деятельность правоохранительных органов в механизме обеспечения прав детей-инвалидов»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ LAW ENFORCEMENT AGENCIES IN THE MECHANISM OF THE ENFORCEMENT OF RIGHTS OF DISABLED CHILDREN

УДК 351.74:341.231.14-056.24(477)

Е.Ю. СОБОЛЬ,

кандидат юридических наук (Кировоградский юридический институт Харьковского национального университета внутренних дел, Украина)

E.Y. SOBOL,

Candidate of Laws, Tactical and Special Training Chair, Kirovograd Police Institute, Branch of Kharkov National University of Internal Affairs, Ukraine

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы правового регулирования организации и деятельности правоохранительных органов Украины по обеспечению прав детей-инва-лидов, а также направления совершенствования законодательства в сфере применения средств административно-правовой защиты детей-инвалидов в Украине.

Ключевые слова:_дети-инвалиды, Украина, государственная власть, правоохранительные органы, прокурорский надзор, механизм обеспечения прав.

Abstract: the article touches upon the issues of legal regulation of general organization and activity of law enforcement agencies in the Ukraine in respect to the enforcement of rights of disabled children. The article also deals with the aspects of improvement legislation in the sphere of administrative and legal considerations, employment of disabled children, their protection in the Ukraine.

Key words: disabled children, Ukraine, state power, law enforcement agencies, prosecution supervision, mechanism of rights enforcement.

Прошедшее десятилетие навсегда останется в истории Украины периодом больших перемен, которые коснулись всех сторон жизни нашей страны и всех слоев населения. Политика государства изменилась в отношении многих социальных групп, в том числе и детей-инвалидов.

Ситуация в нашей стране с инвалидностью уже давно ни у кого не вызывает оптимизма. Из года в год количество инвалидов неуклонно возрастает. Особое беспокойство вызывает тот факт, что одновременно увеличивается и количество детей-инвалидов и детей с проблемами развития. В такой ситуации государственные и правоохранительные органы должны включить все рычаги влияния на участников обеспечения прав детей-инвалидов.

В Украине проживают более 162 тысяч детей-инвалидов. Ежегодно их количество

увеличивается более чем на 10 тысяч человек. Наибольшую часть из них составляют дети с заболеваниями нервной системы, расстройствами психики и поведения, физическими недостатками. Как видим, актуальность проблемы охраны детства бесспорна. Одна из ее болезненных граней - дети-инвалиды, дети с расстройством физического или психического здоровья, сироты, т.е. те, которые уже с рождения требуют повышенного внимания со стороны общества и государства

Вопросы правового регулирования организации и деятельности правоохранительных органов по обеспечению прав детей-инвалидов в разные времена исследовались отечественными и зарубежными учеными. Отдельные теоретические исследования в этой сфере проводили В.Б. Аверьянов,

А.М. Бандурка, Д.М. Бахрах, В.Т. Белоус,

Ю.П. Бытяк, Е.В. Додин, О.В. Кузьменко,

В.И. Олефир, В.П. Петков, С.В. Петков и другие.

В ст. 1 Закона Украины от 26 апреля 2001 г. «Об охране детства», содержится определение термина «ребенок-инвалид» - ребенок со стойким расстройством функций организма, вызванным заболеванием, травмой или врожденными недостатками умственного или физического развития, обусловливающими ограничение его нормальной жизнедеятельности и необходимой дополнительной социальной помощи и защиты [1].

Законодательство Украины определяет основы социальной защищенности инвалидов в Украине и гарантирует им равные со всеми другими гражданами возможности для участия в экономической, политической и социальной сферах жизни общества, создание необходимых условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни в соответствии с индивидуальными способностями и интересами. Инвалиды в Украине пользуются всей полнотой социально-экономических, политических, личных прав и свобод, закрепленных Конституцией Украины и другими законодательными актами. Дискриминация инвалидов запрещается и преследуется по закону. Деятельность государства в отношении детей-инвалидов выражается в создании правовых, экономических, политических, социально-бытовых и социально-психологических условий для удовлетворения их потребностей в восстановлении здоровья, материальном обеспечении, обучении.

Сегодня государственное управление в области обеспечения социальной защиты инвалидов осуществляется Министерством социальной защиты населения Украины, Министерством здравоохранения Украины и местными Советами народных депутатов Украины. Финансирование работы по социальной защите инвалидов осуществляется фондом Украины социальной защиты инвалидов.

Законодательство о защите прав и свобод детей-инвалидов охватывает огромный круг различных вопросов: предоставление денежной помощи, средств передвижения, протезирования, ориентации и восприятия информации, приспособленного жилья, установление опеки или постороннего ухода, а также приспособление застройки населенных пунктов, общественного транспорта, средств коммуникаций и связи под потребности инвалидов.

Государство гарантирует детям-инвали-

дам дошкольное воспитание, получение образования на уровне, соответствующем их способностям и возможностям, которое осуществляется в общих или специальных дошкольных и учебных заведениях, а также профессиональную подготовку или переподготовку инвалидов, которая осуществляется с учетом медицинских показаний и противопоказаний для последующей трудовой деятельности. Многие из этих вопросов решены не полностью и нуждаются в дальнейшей разработке. Особенностью нормативных актов о правах и льготах для детей-инвали-дов является не только их большой объем, но и сложность в применении.

Современное состояние экономической и социальной сферы Украины свидетельствует

о том, что неотъемлемой частью преобразований, происходящих в стране, стала социальная незащищенность населения. И, в первую очередь, она затронула такой слой населения, как инвалиды с детства.

Статистические данные и результаты многочисленных исследований неопровержимо доказывают, что инвалиды с детства - это одна из категорий детей-инвалидов, нуждающихся в особой поддержке со стороны государства, в том числе правоохранительных органов.

Правоохранительные органы - система государственных и уполномоченных государством общественных формирований, основной функцией которых является борьба с преступностью и другими правонарушениями. К правоохранительным органам относятся прокуратура, суды, органы Министерства юстиции, органы Министерства внутренних дел, Служба безопасности, Государственный департамент Украины по вопросам исполнения наказаний, Таможенная служба, пограничная служба, адвокатура, нотариат, налоговая милиция, различные государственные комиссии и комитеты, осуществляющие правоприменительную или правоохранительную деятельность. Особое место в системе правоохранительных органов по соблюдению прав инвалидов занимают органы прокуратуры.

Для органов прокуратуры надзор за соблюдением законодательства по защите прав таких детей должен быть одним из приоритетных направлений деятельности. Это обусловлено особым вниманием, которое уделяется судьбе несовершеннолетних, а также тем, что в системе правовых актов, регламентирующих права несовершеннолетних, заложены основные конституцион-

ные требования и, прежде всего, гарантии по защите их прав и свобод. Конституция Украины, Конвенция о правах ребенка, одобренная сессией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 г., вступивший в силу 27 сентября 1991 года Закон Украины «Про сприяння спеціальному становленню та розвитку молоді в Україні» [2] и другие нормативные акты предусматривают не только права несовершеннолетних, но и обязанности государства заботиться об их воспитании,здравоохранении,гармоничном развитии, а также защиту прав и законных интересов. Особого внимания со стороны государства требуют дети-инвалиды, дети, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы.

Это положение подтверждается приказом Генерального прокурора Украины от 26 октября 1998 г. № 9 «Про організацію органів прокуратури щодо забезпечення нагляду за додержанням законів, спрямованих на попередження правопорушень серед неповнолітніх, захист їх прав» [4] и требованиями Закона Украины «Про прокуратуру» [3]. Конкретные формы такой защиты предусмотрены в статье 26 упомянутого закона, а также в Законе Украины от 21 марта 1991 г. «Про основи соціальної захищеності інвалідів в Україні» [6].

Соответствующие положения более подробно раскрыты в приказе Генерального прокурора Украины «Про організацію діяльності органів прокуратури щодо захисту прав

і свобод неповнолітніх» от 15 апреля 2004 года № 6/1 гн, в котором четко определены основные задачи органов прокуратуры в связи с указанным направлением деятельности [5]:

- защита прав и свобод несовершеннолетних, гарантированных Конституцией Украины, Конвенцией ООН о правах ребенка, законами Украины;

- надзор за соблюдением законов органами исполнительной власти и местного самоуправления, на которые возложены обязанности по защите прав детей, профилактика правонарушений и безнадзорности;

- надзор за соблюдением законности в деятельности специальных учреждений для несовершеннолетних: приемников-распределителей, приютов, общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, социальной реабилитации, центров медико-социальной реабилитации.

Прокуроры, исходя из задач, осуществляют надзор за соблюдением законов [7, с. 89]:

1) о защите социальных, имущественных и личных прав несовершеннолетних;

2) о защите прав несовершеннолетних в порядке гражданского судопроизводства;

3) во время проведения досудебного следствия по уголовным делам;

б) при помещении детей и подростков в специальные учреждения для несовершеннолетних.

Соответствующие положения этих нормативно-правовых актов еще раз акцентируют внимание на важности и специфике надзора за соблюдением законов о правах детей-инвалидов как отдельной отрасли прокурорского надзора. Это объясняется тем, что количество детей-инвалидов постоянно увеличивается, в связи с чем и возникает необходимость в усилении контроля органами прокуратуры за обеспечением прав инвалидов государственными органами и учреждениями.

Как показывает анализ прокурорской практики, важные нормы, направленные на защиту прав детей-инвалидов, выполняются не всегда, прослеживается нарушение законов Украины «Про місцеві державні адміністрації», «Про місцеве самоврядування», «Про основи соціальної захищеності інвалідів в Україні», «Про державну соціальну допомогу інвалідам з дитинства та дітям-інвалідам», «Про пенсійне забезпечення», «Про охорону праці», «Про загальну середню освіту», «Про гуманітарну допомогу», «Про освіту», «Про охорону дитинства», а также подзаконных нормативно-правовых актов. Существенные нарушения указанных нормативно-правовых актов зафиксированы в ряде областей Украины, что негативно отражается на обеспечении прав лиц этой категории.

Так, в ходе прокурорских проверок в Кировоградской, Житомирской, Полтавской областях установлены факты, свидетельствующие о неудовлетворительном состоянии социального обеспечения детей-инвалидов и детей с различными нарушениями физического и умственного развития. Такая ситуация сложилась, как отмечает старший помощник прокурора Житомирской области Ж. Кукса, не только вследствие затяжного экономического кризиса в государстве, сложной экологической обстановки в некоторых регионах, но и в связи с многочисленными нарушениями действующего законодательства органами местной государственной администрации и местного самоуправления, а также отдельными должностными лицами системы органов социальной защиты, заня-

тости населения, образования, здравоохранения и др. [9, с. 94].

В процессе деятельности органами прокуратуры установлено, что в нарушениях требований статьи 1 Закона Украины «Про основи соціальної захищеності інвалідів в Україні» местные советы непосредственно или через местные управления не информируют инвалидов об изменениях и дополнениях законодательства по обеспечению прав инвалидов. Также были выявлены нарушения требований законов Украины от 23 мая 1991 «Про освіту» [8], «Про основи соціальної захищеності інвалідів в Україні» в части организации ученого процесса [6]. Зафиксированы нарушения со стороны педагогических работников в части несоблюдения требований статьи 37 Закона Украины «Про освіту» и статьи 21 Закона Украины «Про основи соціальної захищеності інвалідів в Україні», гарантирующих инвалидам право на получение образования, в том числе дома.

Нарушения пенсионного законодательства, отсутствие должного взаимодействия между органами здравоохранения, социальной защиты населения, их учреждениями и отделениями Пенсионного фонда приводят к тому, что детям-инвалидам несвоевременно устанавливается группа инвалидности, подтверждается ранее установленная инвалидность, что влечет за собой нарушение начисления пенсии, выдачи обновленного удостоверения, что в дальнейшем приводит к возникновению других нарушений: отсутствие льготного проезда, оплаты коммунальных услуг и т.д.

Зафиксированы также нарушения в местных программах, направленных на решение социальных проблем незащищенных слоев населения, в частности детей-инвалидов. Так, согласно распоряжению главы Полтавской райгосадминистрации от 1 февраля 2002 г. № 50-а «Про організацію безкоштовного харчування учнів пільгових категорій», отдел образования должен организовать питание указанной категории учащихся, в частности детей-инвалидов. Несмотря на наличие материальных ресурсов, бесплатное питание не было организовано, а соответственно были нарушены требования статьи 23 Закона Украины «Про місцеві державні адміністрації» [11, с. 94].

Существенные просчеты прослеживаются в нарушении норм трудового законодательства по созданию информационных банков данных об инвалидах, которые работают и хотят работать, ведении списков и трудоустройства лиц указанной категории. Ряд зафиксированных нарушений также связан с оказанием медицинской помощи детям-инвалидам в лечебных учреждениях.

Работники органов прокуратуры при осуществлении контрольных проверок домов-интернатов зафиксировали нарушение статей 3, 26, 27 Закона Украины «Про охорону дитинства» [1] о предоставлении воспитанникам юридической помощи, не инициирования права лишения родительских прав, выдачи паспортов.

Таким образом, анализ результатов прокурорских проверок показал, что сегодня государственная политика, направленная на обеспечение прав инвалидов, формируется без учета категории инвалидности, факторов, обусловливающих рост инвалидности, а также без внедрения международного опыта в этой области. Действующие нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность государственных органов, имеют существенные просчеты и недостатки, отсутствуют механизмы их реализации и внедрения в жизнь.

Таким образом, возникает насущная необходимость усовершенствования законодательства относительно применения правоохранительными органами средств административно-правовой защиты детей-инвалидов в Украине путем согласования государственной политики по этому направлению.

Во-первых, необходимо создать надлежащее правовое основание для обеспечения прав инвалидов, учитывая реальные возможности правоохранительных органов, которые существуют сегодня, а также современное экономическое состояние в государстве.

Во-вторых, определиться с контрольными полномочиями правоохранительных органов по обеспечению и соблюдению прав инвалидов, предоставив им соответствующие полномочия.

В-третьих, необходимо доработать административно-деликтное законодательство о нарушении прав инвалидов со стороны должностных лиц органов государственной власти.

Литература —

1. Про охорону дитинства: Закон України від 26 квітня 2001 року // Відомості Верховної Ради. 2001. № 30. Ст. 142.

2. Про сприяння спеціальному становленню та розвитку молоді в України: Закон України від 05 лютого 1993 року // Відомості Верховної Ради. 1993. № 16. Ст. 167.

3. Про прокуратуру: Закон України від 05 листопада 1991 року // Відомості Верховної Ради. 1991. № 51. Ст. 167.

4. Про організацію органів прокуратури щодо забезпечення нагляду за додержанням законів, спрямованих на попередження правопорушень серед неповнолітніх, захист їх прав: Наказ Генерального прокурора України від 26 жовтня 1998 року № 9.

5. Про організацію діяльності органів прокуратури щодо захисту прав і свобод неповнолітніх: Наказ Генерального прокурора України від 15 квітня 2004 р. № 6/1 гн.

6. Про основи соціальної захищеності інвалідів в Україні: Закон України від 21 березня 1991 року // Відомості Верховної Ради. 1991. № 21. Ст. 253.

7. Прокурорський нагляд в Україні: Підручник /МВС України, Луган. акад. внутр. справ ім. 10-річчя незалежності України; [За ред. проф. Е.О. Дідоренка]. - Луганськ, 2004. 424 с.

8. Про освіту: Закон України від 23 травня 1991 року // Відомості Верховної Ради УРСР. 1991. № 34. Ст. 451.

9. Кукса Ж. і діти-інваліди мають право на повноцінне життя / Ж. Кукса // Вісник прокуратури. 2001. № 3. С. 93-96.

10. Білобрицька Л. Діти-інваліди потребують допомоги і захисту / Л. Білобрицька // Вісник прокуратури. 2003. № 10. С. 97-101.

11. Волкова С. Соціальний захист дітей-інвалідів / С. Волкова // Вісник прокуратури. 2003. № 2. С. 93-95.

ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ HISTORICAL AND CONTEMPORARY ASPECTS OF TACKLING DRUG TRAFFIC AMONG JUVENILES

УДК 351.761.000.93-053.6

И.В. ОДНОЛЬКО,

кандидат юридических наук (Днепропетровский государственный университет внутренних дел, Украина)

I.V. ODNOLKO,

Candidate of Laws Criminal and Legal Sciences Trainer, Dnepropetrovsk State University of Internal Affairs, Ukraine

Аннотация: в статье рассмотрены уголовно-правовые и криминологические аспекты противодействия незаконному обороту наркотиков среди несовершеннолетних в контекстах истории и современности, автором проанализированы количественные и качественные показатели указанного вида преступности на территории Украины в последние годы.

Ключевые слова: несовершеннолетние, наркотики, наркотизм, противодействие, проблемы.

If

Л

Abstract: the article deals with criminal, legal and criminological aspect of tackling drug traffic among juveniles in historical and contemporary context. The author gives detailed analysis into statistical indicators of this kind of crime in the Ukraine in recent time.

Key words: juveniles, drugs, drug addiction, tackling, problems.

В условиях развития правового государства на фоне политических, экономических, кадровых и социальных реформ в Украине усиливается ответственность правоохранительных органов, непосредственно милиции за применение мер по охране жизни, здоровья, чести, совести, собственности граждан, а так же за результаты противо-

действия преступности, что является реализацией правовых положений Основного закона - Конституции Украины.

Среди главных задач ОВД в сфере противодействия преступности с целью локализации и недопущения ее проявлений следует определить разработку и применение эффективных стратегий противодействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.