Научная статья на тему 'ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ И ДОЗНАНИЕ'

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ И ДОЗНАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
617
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / СЛЕДСТВИЕ / ДОЗНАНИЕ / ЗАКОН / ПРОКУРОР / ПРОКУРАТУРА / ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Датченко М.А., Гаврицкий А.В.

в статье рассматриваются вопросы осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание. Дан анализ проблем, препятствующих эффективности и результативности прокурорского надзора. Разработаны предложения по совершенствованию действующего уголовного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Датченко М.А., Гаврицкий А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ И ДОЗНАНИЕ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ И ДОЗНАНИЕ Датченко М.А.1, Гаврицкий А.В.2

1Датченко Максим Алексеевич - магистрант; Гаврицкий Александр Васильевич - кандидат юридических

наук, доцент,

кафедра уголовно-процессуального права, юридический

факультет, Ростовский филиал Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российский государственный университет правосудия,

г. Ростов-на-Дону

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание. Дан анализ проблем, препятствующих эффективности и результативности прокурорского надзора. Разработаны предложения по совершенствованию действующего уголовного законодательства. Ключевые слова: прокурорский надзор, следствие, дознание, закон, прокурор, прокуратура, полномочия прокурора.

В настоящее время одним из важнейших целей и

актуальных областей научного исследования является

прокурорский надзор. В научной литературе прокурорский

надзор рассматривается как один из видов государственной

деятельности, заключающийся проведении исключительно

органами прокуратуры проверки соблюдения и исполнения

Конституции РФ [1] и других нормативно-правовых актов,

действующих на территории РФ, с использованием

специальных средств прокурорского надзора [3, с. 21].

Углубляясь в тонкости данной проблематики, отмечаем, что

надзорная деятельность направлена, прежде всего, на

16

обеспечение действия нормативно-правовых актов РФ, выявления их нарушения, а также контроль за их соблюдением субъектами, находящихся под надзором. К числу последних относятся, в том числе, органы, осуществляющие производство предварительного следствия и дознания.

Одним из нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы прокурорского надзора, как одного из полномочий прокурора, является Федеральный закон «О прокуратуре РФ» № 2202-1 (далее по тексту ФЗ №2202-1), о чем свидетельствуют положения п. 2 ст. 1 и ст. 22. [2]. Вместе с тем надзорная деятельность прокурора осуществляется в рамках уголовного производства, следовательно, одним из основополагающих нормативно-правовых актов является Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее по тексту УПК РФ), в рамках п. 1. ст. 37 которого регулируется полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия на этапе проведения досудебных процедур по уголовному делу.

В научной литературе прокурорская деятельность по надзору за исполнением законов РФ многими авторами характеризуется, как специфичная. По мнению Е.В. Коротыш и В.П. Хвостанцева, это объясняется тем, что прокурор занимает особое положение в уголовном процессе, так как в соответствии с п.1 ст. 37 УПК РФ он наделен важными полномочиями по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, а также полномочиями по осуществлению уголовного преследования [5; с. 57].

Анализ особенностей прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия показал, что на практике зачастую встречаются случаи вынесения последними незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, что прямо нарушает права и интересы лиц, принимающих участие в процессе (например, потерпевших). В силу того, что одной из главенствующих задач в деятельности прокурора является обеспечение соблюдения прав и законных интересов граждан

в досудебном производстве, для решения данной проблемы видится правильным наделить прокурора соответствующими полномочиями о возбуждении уголовного дела в случаях, если будет доказана незаконность вынесения постановлений об отказе со стороны органов дознания и предварительного следствия. Это приведет к тому, что прокурор будет вправе отменить принятые ими любые незаконные решения посредством вынесения соответствующего постановления об отказе / возбуждении уголовного дела. В случае вынесения постановления о его возбуждении, прокурор будет продолжать осуществлять надзорную деятельность за ходом расследования в целях недопущения нарушения действующего законодательства. В связи с этим, в рамках повышения эффективности деятельности прокурора в рамках надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания видится правильным дополнить УПК РФ и ФЗ №2202-1 положением о наделении прокурора полномочием возбуждать уголовного дела в случаях, если будет доказано незаконность вынесения постановлений об отказе со стороны органов дознания и предварительного следствия. Это позволит расширить компетенции прокурора в рамках надзорной деятельности, укрепив его положение, как участника уголовного судопроизводства.

В качестве расширения полномочий прокурора также видится правильным поддержать позицию Е.Р. Ергашева, доказывающего необходимость наделения прокуроров полномочиями, позволяющими компенсировать нарушения лиц, уполномоченных на проведение предварительного следствия и дознания. Компенсаторские полномочия прокурора, по мнению автора, должны заключаться в устранении этих нарушений посредством вынесения постановления о возбуждении производства по делу, постановления об освобождении лица, содержащегося в учреждениях, исполняющих наказания и т.п., что позволит восполнить деструктивную обеспечительную деятельность

органов, уполномоченных на проведение предварительного следствия и дознания [4].

Помимо вышерассмотренных проблем, анализ уголовно-процессуальных норм действующего законодательства позволил выявить наличие некоторых противоречий, связанных с регулированием рассматриваемой деятельности, в частности - с ограниченностью средств (несмотря на их большой объем) прокурорского реагирования в рамках проведения надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания. Об этом свидетельствуют позиции многих авторов, например, В.А. Чукреева, подчеркнувшего противоречивость правовой сущности надзорной деятельности ввиду наличия данных ограничений [6]. Такого же мнения придерживаются Е.В. Коротыш и В.П. Хвостанцева, указывая на то, что уголовное дело фактически не может быть под надлежащим надзором при такой ограниченности [5]. Несмотря на большое количество исследований данной проблематики, видится правильным не согласиться с позициями указанных авторов в силу того, что на сегодняшний день прокурор в рамках надзорной деятельности обладает достаточными властно-распорядительными полномочиями, выражающими, в частности, в достаточном количестве средств прокурорского реагирования, не носящими ограниченный характер, как утверждают многие авторы. Это связано с тем, что помимо прокурорского надзора за ОРД, есть еще контроль, в том числе ведомственный, который также предполагает обеспечение соблюдения законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий. Это подчеркивает отсутствие достаточных на то оснований для разделения позиций авторов об ограниченности средств прокурорского реагирования.

Исходя из всего вышеизложенного, отмечаем, что отраженные в рамках проведенного исследования предложения позволят существенно расширить рамки прокурорской деятельности, в том числе прокурорского надзора за исполнением органами предварительного

следствия и дознания, увеличить его эффективность,

результативность, а также повысить уровень защиты прав и

свобод граждан РФ.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.

2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (последняя редакция) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 20 февраля 1992 г. № 8. Ст. 366.

3. Винокуров А.Ю. Прокурорский надзор: учебник для вузов / А.Ю. Винокуров, Ю.Е. Винокуров; под общ. ред. А.Ю. Винокурова. 5- е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. 380 с.

4. Ергашев Е.Р. Прокурорский надзор в Российской Федерации / Е.Р. Ергашев. Екатеринбург, 2016. 413 а

5. Коротыш Е.В., Хвостанцев В.П. Проблемы прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, дознания и оперативно-розыскной деятельностью // Проблемы науки, 2020. № 9 (57). С. 57-60.

6. Чукреев В.А. О применении компенсаторных средств прокурора при осуществлении надзора за исполнением закона органами дознания и предварительного следствия // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу», 2018. № 5. С. 93-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.