ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА УГОЛОВНО-
ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ, ДОЗНАНИЯ И
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
1 2 Коротыш Е.В. , Хвостанцев В.П.
1Коротыш Елена Владимировна - кандидат юридических наук, доцент;
2Хвостанцев Владислав Павлович - студент магистратуры, направление: юриспруденция, кафедра уголовного процесса и криминалистики, Новосибирский юридический институт - филиал Национальный исследовательский Томский государственный университет,
г. Новосибирск
Аннотация: в статье рассмотрены полномочия прокурора в области прокурорского надзора за производством предварительного следствия, дознания и оперативно -розыскной деятельностью, проанализированы причины недостаточно эффективной деятельности органов предварительного расследования, выявлены проблемы осуществления прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью на стадии досудебного производства.
Ключевые слова: предварительное следствие, прокурор, возбуждение уголовного дела, прокурорский надзор, прокурорское реагирование.
Актуальность настоящей статьи обусловлена тем, что существует серьезная проблема, связанная с недостаточной правовой регламентацией надзорных полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением закона органами дознания и предварительного следствия. Отсутствие единого перечня законодательно закрепленных полномочий прокурорского надзора, в свою очередь влечет проблему недостаточности полномочий прокурора при осуществлении такой деятельности.
Одной из отраслей прокурорского надзора, закрепленной Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее по тексту -Закон о прокуратуре) является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством и другими федеральными законами и закреплены в ст. 30 Закона о прокуратуре в качестве отсылочной нормы. Нормы уголовно-процессуального законодательства показывают, что надзорная деятельность прокурора в сфере процессуальной деятельности предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельности являются специфичными. Данный факт связан с тем, что согласно ч. 1. Ст. 37 УПК РФ прокурор осуществляет уголовное преследование от имени государства, а не только осуществляет надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Благодаря таким полномочиям, у прокурора есть особое положение в данной области.
Прокурор оценивает законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, которые закреплены в УПК РФ и носят процессуальный характер. В соответствии с п. 33 ст. 5 УПК РФ под процессуальным решением понимается решение, принимаемое судом, прокурором, следователем, органом дознания, начальником органа дознания, начальником подразделения дознания, дознавателем в порядке, установленным
УПК РФ (например, решение о продлении срока предварительного расследования). Решения дознавателя и следователя объективно отражены в их постановлениях (например, постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству), однако могут иметь и другую форму (например, согласно п. 10 ч. 1 ст. 40.2 УПК РФ начальник органа дознания принимает решение об утверждении обвинительного акта или обвинительного постановления по уголовному делу). Согласно п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ закреплено, что прокурор проверяет исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
Такие требования закреплены в ст. 144и ст. 145 УПК РФ и других федеральных законах. В связи с этим прокурор является неотъемлемым участником той деятельности, в сфере которой он осуществляет надзор, и имеет присущие только ему уголовно-процессуальные полномочия, выходящие за рамки собственно надзорных.
Анализ норм УПК показывает противоречивость и несогласованность полномочий прокурора, связанных с отменой постановления о прекращении уголовного дела. В большей мере надзорная функция прокурора затрагивает органы дознания, тогда как органы следствия значительно самостоятельней процессуально, тем не менее прокурор имеет право отменять незаконные или необоснованные постановления следователя и руководителя следственного органа. Так, только руководитель следственного органа обладает полномочием возобновлять производство по делу, что не очень хорошо влияет на степень эффективности деятельности прокурорского надзора за соблюдением законов органами предварительного следствия. Решения следователя о прекращении уголовного дела могут быть проверены на законность и обоснованность прокурором в соответствии с п. 5.1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ. Отменять такие решения в случае их незаконность прокурор не вправе. Соответственно ст. 37 УПК РФ в этой части не соответствует ч. 1 ст. 214 и п. 5.1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, и п. 15 ч. 2 ст. так как в досудебном производстве прокурор обладает полномочием вернуть уголовное дело следователю со своими указаниями о проведения дополнительного расследования.
Далее, при анализе уголовно-процессуального законодательства, следует, что средства прокурорского реагирования, которыми наделен прокурор при осуществлении надзора за органами следствия и дознания, носят ограниченный характер. Чукреев В.А. справедливо замечает, что поэтому средства прокурорского реагирования «...не являются властно -распорядительными в полном смысле данного слова» [2]. Уголовные дела не могут находится под надлежащим надзором, когда средства прокурорского реагирования являются ограниченным.
Несмотря на большой объем применяемых в данном направлении средств прокурорского реагирования, таких как требование прокурора об устранении нарушений закона, различные постановления прокурора, представление прокурора об устранении выявленных нарушений законов, письменные указания дознавателю, они недостаточно результативны. Кроме того, существуют определенные проблемы правового регулирования указанных средств.
В уголовно-процессуальном законодательстве отсутствует правовая норма, регламентирующая требование прокурора как самостоятельный акт прокурорского реагирования. Применяя данный акт, прокурор ссылается на ст. 37 УПК РФ. Он вправе требовать устранения выявленных нарушений закона, но в УПК РФ не установлены форма, структура, сроки рассмотрения и исполнения требования прокурора. Закрепленная норма о праве прокурора обращаться к руководителю следственных органов, и после к Генеральному прокурору РФ при устранении нарушений закона не может решить проблему полностью.
Прокурор является должностным лицом, на которое возложены полномочия по надзору за деятельностью как следователя, так и руководителя следственного органа. Как отмечает Ергашев Е.Р.: «Однако руководителю следственного органа в законодательстве отведена роль медиатора при разрешении конфликта между
58
прокурором и следователем и фактически прокурор становится не надзирающим органом, а сторонним наблюдателем без реальных полномочий по осуществлению своих целей и задач» [4]. При осуществлении прокурорского надзора за органами дознания и предварительного следствия часто возникают ситуации, связанные с вынесением незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. Законные права и интересы лиц нарушаются при вынесении таких постановлений, что в свою очередь является недопустимым отношением со стороны государственных органов. Поскольку на прокурора в правовом государстве возложена задача особой важности - обеспечить соблюдение прав и свобод граждан в досудебном производстве, а указанный элемент предмета прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью органов, осуществляющих дознание и предварительное следствие и за оперативно-розыскной деятельностью является обоснованным и закономерно занимает главенствующее место среди других. Следует согласиться с мнением Чукреева В.А. и Е.Р. Ергашевым, что решением данной проблемы послужило бы наделение прокуроров компенсаторными полномочиями и правовыми средствами. Обнаружив факт нарушения закона со стороны уполномоченных органов и их должностных лиц, ненадлежаще исполняющих свои обеспечительные функции, прокурор устраняет выявленные нарушения, тем самым восполняет - компенсирует - деструктивную обеспечительную деятельность соответствующих органов и их должностных лиц. [4] Так, к компенсаторным полномочиям прокурора можно отнести вынесение постановления о возбуждении производства об административном правонарушении, постановление об освобождении содержащегося без законных оснований лица в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, и др. компенсаторная деятельность прокуратуры не является ее функцией или направлением деятельности. Она осуществляется не сама по себе, а в рамках отдельных направлений прокурорской деятельности и выступает компонентом практически любого из этих направлений. Компенсаторная деятельность прокуратуры при осуществлении надзора за законностью расследования уголовных дел позволит прокурору самостоятельно отменять незаконные решения дознавателей и следователей путем вынесения постановления об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и о возбуждении уголовного дела. После вынесения прокурором постановления о возбуждении уголовного дела все материалы проверки будут отправляться в орган, расследующий его по правилам подследственности. При этом вынесение данного постановления не будет означать, что прокурор не участвует в деле. Наоборот, в обязанность прокурора будет входить надзор за ходом расследования во избежание повторного нарушения закона.
Изложенное позволяет сделать вывод о необходимости внесения в УПК РФ и Закон о прокуратуре изменений, регулирующих компенсаторные полномочия и правовые средства прокурора. Таким образом, использование компенсаторной деятельности прокурором при решении вопроса о расширении полномочий прокурора в досудебном производстве будет способствовать обеспечению эффективности уголовного судопроизводства, надлежащей защиты прав и свобод граждан, законных интересов общества и государства1.
Представляется необходимым внести в действующее законодательство нормы о таких прокурорских актах, которые позволили бы непосредственно и быстро устранять наиболее серьезные и значимые нарушения, связанные с вынесением незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела органами дознания и предварительного следствия. Такими актами, могут стать: указание
1 Чукреев В.А. О применении компенсаторных средств прокурора при осуществлении надзора за исполнением закона органами дознания и предварительного следствия // Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу. 2018. № 5. С. 93 - 99.
59
прокурора о проведении оперативно-розыскных мероприятий (в случае бездействия оперативно-розыскного органа); постановление о прекращении незаконно начатых и проводимых оперативно-розыскных мероприятий (в том числе ограничивающих конституционные права и свободы человека и гражданина); санкция прокурора при вынесении постановления руководителя оперативно-розыскного органа о возбуждении ходатайства перед судом о даче согласия на проведение оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права и свободы человека и гражданина. Такие акты позволили бы решить проблему, связанную с несоблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также предупреждать такие нарушения в будущем.
Список литературы
1. Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания: приказ Генерального прокурора РФ от 28.01.2017. № 33. Текст: электронный // legalacts.ru: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/prikaz-genprokuratury-rossii-ot-28122016-n-826-ob-organizatsii/ (дата обращения: 02.10.2020). // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: https://genproc.gov.ru/ (дата обращения: 30.10.2020).
2. Чукреев В.А. О применении компенсаторных средств прокурора при осуществлении надзора за исполнением закона органами дознания и предварительного следствия / В.А. Чукреев. Текст: непосредственный // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу», 2018. № 5. С. 93-99.
3. Магомедов А.Ш. Проблемы эффективности требований прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия / А.Ш. Магомедов. Текст: непосредственный // Истор., философ., полит. и юрид. науки, культурология и искусствоведение. Вопр. теории и практики, 2013. № 6. С. 101-103.
4. Ергашев Е.Р. Прокурорский надзор в Российской Федерации / Е.Р. Ергашев. Екатеринбург, 2016. 413 c. Текст: непосредственный.