Научная статья на тему 'Прокурорский надзор за исполнением законов медицинскими организациями, осуществляющими оказание услуг в сфере профилактики и диагностики наркомании, медицинской реабилитации и лечения больных наркоманией'

Прокурорский надзор за исполнением законов медицинскими организациями, осуществляющими оказание услуг в сфере профилактики и диагностики наркомании, медицинской реабилитации и лечения больных наркоманией Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
386
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОМАНИЯ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / ПРОФИЛАКТИКА / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ЛЕЧЕНИЕ / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / DRUG ABUSE / DRUG TRAFFICKING / PREVENTION / REHABILITATION / TREATMENT / PUBLIC PROSECUTOR’S SUPERVISION

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Антонов И. А., Зассеев Д. А.

Авторами проанализированы нормативные правовые акты, определяющие правовую основу деятельности медицинских организаций, осуществляющих оказание услуг в сфере профилактики и диагностики наркомании, медицинской реабилитации и лечения больных наркоманией. Исследуется целесообразность усиления прокурорского надзора за данным видом деятельности. Выявлены недостатки правовой регламентации и предложены меры по их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors analyzes the normative legal acts, defining the legal basis of activities of medical organizations providing services in the field of prevention and diagnosis of addiction, rehabilitation and treatment of drug addicts. Investigates the feasibility of strengthening the Prosecutor’s supervision over this activity. Identified deficiencies of legal regulation and offered suggestions for their elimination.

Текст научной работы на тему «Прокурорский надзор за исполнением законов медицинскими организациями, осуществляющими оказание услуг в сфере профилактики и диагностики наркомании, медицинской реабилитации и лечения больных наркоманией»

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОКАЗАНИЕ УСЛУГ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ И ДИАГНОСТИКИ НАРКОМАНИИ, МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ

НАРКОМАНИЕЙ

PROSECUTORIAL SUPERVISION OVER THE IMPLEMENTATION OF LAWS MEDICAL ORGANIZATIONS PROVIDING SERVICES IN THE FIELD OF PREVENTION AND DIAGNOSIS OF ADDICTION, REHABILITATION AND TREATMENT OF DRUG ADDICTS

УДК 343.57

И.А. АНТОНОВ,

доктор юридических наук, профессор (Краснодарский университет МВД России) [email protected]

I.A. ANTONOV,

doctor of law (Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russia)

Д.А. ЗАССЕЕВ,

адъюнкт

(Краснодарский университет МВД России) [email protected]

D.A. ZASSEEV,

postgraduate (Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russia)

Аннотация: авторами проанализированы нормативные правовые акты, определяющие правовую основу деятельности медицинских организаций, осуществляющих оказание услуг в сфере профилактики и диагностики наркомании, медицинской реабилитации и лечения больных наркоманией. Исследуется целесообразность усиления прокурорского надзора за данным видом деятельности. Выявлены недостатки правовой регламентации и предложены меры по их устранению.

Ключевые слова: наркомания, незаконный оборот наркотиков, профилактика, реабилитация, лечение, прокурорский надзор.

Abstract: the authors analyzes the normative legal acts, defining the legal basis of activities of medical organizations providing services in the field of prevention and diagnosis of addiction, rehabilitation and treatment of drug addicts. Investigates the feasibility of strengthening the Prosecutor's supervision over this activity. Identified deficiencies of legal regulation and offered suggestions for their elimination.

Keywords: drug abuse, drug trafficking, prevention, rehabilitation, treatment, public Prosecutor's supervision.

Современная ситуация в Российской Федерации в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ представляет серьезную угрозу национальным интересам и безопасности страны. Пугающими темпами

растет наркомания. Постоянно увеличивается численность лиц, употребляющих наркотики без назначения врача, совершающих преступления в состоянии наркотического опьянения, количество отравлений ранее неизвестными

психоактивными веществами, обладающими значительно большим наркогенным потенциалом по сравнению с «традиционными» наркотиками и вызывающими необратимые процессы в организме и психике человека.

Только по официальным данным федерального статистического наблюдения опыт употребления наркотиков имеют более 15 % граждан Российской Федерации (20 млн. человек), общее число лиц, регулярно потребляющих наркотики, достигает 8 % населения (10 млн. человек), уровень информированности о наркотиках среди молодежи в среднем превышает 80 %, достигая среди студентов вузов 92,6 % [6, с. 2]. Распространение наркотиков, в дополнение к вышеуказанному, влечет за собой и существенный рост числа общеуголовных преступлений. По оценкам специалистов, около 70 % корыстно-насильственных и корыстных преступлений совершается с целью получения денежных средств для приобретения наркотиков [4, с.1].

Лица, больные наркоманией, даже прошедшие курс специального лечения согласно судебному решению, освободившиеся из мест лишения свободы, остро нуждаются в социально-психологической помощи. Их необходимо трудоустроить, обеспечить жильем, своевременно решить вопросы с организацией медицинского обслуживания. В противном случае рецидив и быстрый возврат к прежнему образу жизни неизбежен. Не вызывает сомнений, что все усилия, предпринимаемые обществом ранее, по исправлению данного лица не будут иметь должного результата, а цели понесенного уголовного наказания окажутся недостигнутыми. Вследствие этого проблема социально-психологической реабилитации наркоманов, возращение их в нормальную общественную жизнь становится одним из приоритетных направлений борьбы с незаконным оборотом наркотиков, осуществляемой в рамках государственной антинаркотической политики [5, с. 174-179].

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 55 Федерального закона от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» указано, что профилактика и диагностика наркомании, медицинская реабилитация больных наркоманией осуществляются в медицинских организациях [1, с. 245]. Однако необходимо отметить, что на сегодняшний день данная норма не находит должного отражения в области регулирования, о чем свидетельствуют данные анализа текущего состояния наркологической ситуации в Российской Федерации. По представленным Министерством здравоохранения Российской Федерации результатам, в 2012 году по сравнению с 2011 годом число

наркологических диспансеров сократилось с 117 до 101 (почти на 14 %), а число наркологических диспансеров, имеющих стационарные отделения, - с 109 до 94 (также на 14 %). Уменьшилось число учреждений, имеющих в своём составе наркологические отделения (кабинеты) с 1 847 до 1 827, число подростковых наркологических кабинетов (отделений) сократилось с 283 до 259 [3, с. 42]. Наметившаяся тенденция представляется неутешительной, так как за последующие годы не было предпринято надлежащих шагов ни в практической, ни в правовой сфере в области увеличения числа наркологических диспансеров, что, на наш взгляд, пагубно отражается на населении страны, а в частности на лицах, больных наркоманией, так как их число существенно увеличивается ежегодно, а места их лечения и ресоциализации сводятся к минимуму.

Однако наряду с сокращением государственных организаций, предоставляющих медицинские и реабилитационные услуги наркологическим больным, увеличилось число таких негосударственных организаций. Рассмотрение и тщательный анализ законодательной базы, регламентирующей услуги по оказанию наркологической помощи для лиц, страдающих наркоманией, показал, что деятельность вышеназванных организаций вне закона. Так, в пункте 2 статьи 55 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» определено, что «лечение больных наркоманией проводится только в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения». Таким образом, негосударственные организации не могут на законных основаниях предоставлять услуги по лечению больных наркоманией. Возникает парадоксальная ситуация: с одной стороны, уменьшается доля государственного сектора в сфере услуги по оказанию наркологической помощи для лиц, страдающих наркоманией, с другой - увеличивается доля негосударственных клиник, но они осуществляют свою деятельность на грани закона. В этой связи необходимо пункт 2 статьи 55 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» изложить в следующей редакции: «лечение больных наркоманией проводится только в медицинских организациях». Отмена ограничений по оказанию медицинских и реабилитационных услуг наркологическим больным позволит заполнить образовавшийся вакуум.

С нашей точки зрения, это нововведение поспособствует более широкой, системной и действенной реализации антинаркотической политики Российской Федерации в области оказания медицинских и реабилитационных услуг наркологическим больным. Реализация этой нормы послужит увеличению числа выше-

перечисленных образований, повысит уровень взаимодействия между наркологическими учреждениями и негосударственными реабилитационными центрами, доступность и качество оказания наркологической медицинской помощи населению Российской Федерации, снизит распространенность наркологических заболеваний, возрастет преемственность в работе медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю «наркология». Однако все вышеперечисленные положительные результаты возможны только при условии осуществления эффективного прокурорского надзора.

В настоящее время отсутствует самостоятельная отрасль прокурорского надзора в сфере исполнения законодательства медицинскими организациями и объединениями в области

профилактики, лечения и реабилитации лиц, страдающих наркоманией. Однако ввиду увеличивающегося массива нормативных правовых актов (в случае принятия указанных нами изменений) и уязвимости категории лиц, нуждающихся в медицинской помощи подобного рода, предлагаем ввести самостоятельную отрасль прокурорского надзора, в связи с чем считаем возможным рекомендовать законодателю дополнить часть 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [2, с. 88] следующим положением: «надзор за исполнением законов медицинскими организациями, осуществляющими оказание услуг в сфере профилактики и диагностики наркомании, медицинской реабилитации и лечения больных наркоманией».

Литература

1. Федеральный закон от 08 января 1998 г. № З-ФЗ (в ред. от 05.04.2016) «О наркотических средствах и психотропных веществах» // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 219.

2. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I (в ред. от 03.07.2016) «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г. № 8. Ст. 366

3. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.06.2014 № 263 «Об утверждении Концепции модернизации наркологической службы до 2016 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: http: // www.rosminzdrav.ru

4. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцева [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: http:// www.mvd.ru

5. Туровский И.В. Вопросы реабилитации наркозависимых лиц в системе профилактики наркопреступности // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2012. № 4. С. 174-179.

6. Официальные сведения в области здравоохранения населения за 2016 г Федеральной служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: http: // www.gks.ru

7. Лозовский Д.Н. К вопросу о роли и значении органов прокуратуры в антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов // Вестник академии знаний. 2013. № 1. С. 199-202.

= References =

1. Federal law of January 08, 1998 № 3-FZ (ed. from 05.04.2016) «On narcotic drugs and psychotropic substances» // SZ the Russian Federation. 1998. № 2. St. 219.

2. Federal law of 17 January 1992 № 2202-I (as amended from 03.07.2016) «On the procuracy of the Russian Federation» // Sheets of Congress of people's deputies of the Russian Federation and the Supreme Soviet of the Russian Federation from February, 20th, 1992. № 8. St. 366.

3. Order of the Ministry of health of the Russian Federation № 263 from 05.06.2014 «On approval of the concept of modernization of narcological service until 2016» [Electronic resource]. Access mode - URL: http: // www.rosminzdrav.ru

4. The speech of the Minister of internal Affairs of the Russian Federation V.A. Kolokoltsev [Electronic resource]. Access mode - URL: http:// www.mvd.ru

5. Turovskii I.V. the Issues of rehabilitation of drug addicts in the system of prevention of drug crime // Russian medical-biological Bulletin named after academician I.P. Pavlov. 2012. № 4. P. 174-179.

6. Official information health of population in 2016 of the Federal state statistics service [Electronic resource]. Access mode - URL: http: // www.gks.ru

7. Lozovsky D.N. The question of the role and importance of prosecutors in anti-corruption examination of regulatory legal acts // Bulletin of the Academy of knowledge. 2013. № 1. P. 199-202.

(статья сдана в редакцию 27.12.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.