Научная статья на тему 'Прокурорский надзор за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» как гарантия обеспечения законности'

Прокурорский надзор за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» как гарантия обеспечения законности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
393
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЖИМА СЕКРЕТНОСТИ / ПРЕДМЕТ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА / PROSECUTOR'S SUPERVISION / SUBJECT-MATTER OF PROSECUTOR'S SUPERVISION / CRIME DETECTION ACTIVITY / SECRECY ORDER PROVISION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Луговик Виктор Федорович

Рассматриваются проблемы совершенствования прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Акцентируется внимание на предмете прокурорского надзора, особенностях обеспечения режима секретности и условиях представления надзирающему прокурору оперативно-служебных документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Луговик Виктор Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prosecutors Supervision over the Execution of the Federal Law About Crime Detection Activity as a Guarantee of Provision of Legality

The article investigates the problems of improvement of prosecutors supervision over the execution of the Federal Law About Crime Detection Activity. It emphasizes the subject-matter of prosecutors supervision, peculiarities of secrecy order provision and conditions of presentation of operative official documents to the supervising prosecutor.

Текст научной работы на тему «Прокурорский надзор за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» как гарантия обеспечения законности»

УДК 342 © В. Ф. Луговик, 2012

Прокурорский надзор за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» как гарантия обеспечения законности

В. Ф. Луговик *

Рассматриваются проблемы совершенствования прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Акцентируется внимание на предмете прокурорского надзора, особенностях обеспечения режима секретности и условиях представления надзирающему прокурору оперативнослужебных документов.

Ключевые слова: прокурорский надзор, оперативно-разыскная деятельность, обеспечение режима секретности,

предмет прокурорского надзора.

Внимание ученых и практических работников к проблеме прокурорского надзора за оперативноразыскной деятельностью актуализировалось с 1992 г. , когда был принят первый закон, легитимировавший данное направление правоохранительной практики 1 . Можно констатировать, что в настоящее время имеется практика прокурорского надзора в этой сфере, однако остается ряд проблем, которые требуют обсуждения и решения . В рамках данной статьи мы остановим внимание на двух из них

Первая относится к сфере нормотворчества и связана с тем, что в действующем законодательстве нечетко определен предмет прокурорского надзора в сфере оперативно-разыскной деятельности Вторая характеризует правоприменение и заключается в различном понимании предмета надзора сотрудниками прокуратуры и подразделений, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность . Названные обстоятельства взаимосвязаны, а в практической деятельности порождают конфликты и взаимное непонимание между сотрудниками оперативных подразделений и должностными лицами прокуратуры . Действительно, до настоящего времени не решен фундаментальный вопрос: не определен достаточно четко и однозначно предмет прокурорского надзора в сфере оперативно-разыскной деятельности . Именно это позволяет сотрудникам оперативных подразделений обвинять прокуроров во вмешательстве в организацию и тактику оперативно-разыскной деятельности, превышении ими должностных полномочий, а сотрудникам прокуратуры ставить в вину оперуполномоченным и руководителям оперативных служб невыполнение законных требований прокурора и возбуждать в отношении них дела административного производ-

ства по ст. 17. 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях .

Уясняя предмет прокурорского надзора, важно опираться на положения Федеральных законов «О прокуратуре Российской Федерации» и «Об оперативнорозыскной деятельности», а также правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации .

Часть 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» гласит, что прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, и далее, в ст. 29, указано, что предметом надзора в этой части является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-разыскных мероприятий, а также законности решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность . Подчеркнем, в данном Законе говорится не о надзоре за оперативно-разыскной деятельностью или исполнением ведомственных нормативных правовых актов, а только о надзоре за исполнением законов. Это замечание важно для последующих рассуждений Действительно, если это так, то при правоприменении в аспекте обсуждаемой проблемы важно опираться на положения главы 1 раздела 3 комментируемого Закона, которая называется «Надзор за исполнением законов» Нетрудно заметить, что именно в этой главе определены базисные положения прокурорского надзора за исполнением законов: предмет надзора (ст . 21), полномочия прокурора (ст . 22), акты

* В нашем журнале опубликовал статью «Проблемы обеспечения законности в поисковой деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел» (2005. № 2) .

прокурорского реагирования на выявленные нарушения законности (ст. ст. 23-25. 1). К такому выводу мы приходим при анализе глав Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (главы 2, 3, 4), посвященных отраслевым направлениям прокурорского надзора: в них имеются нормы, определяющие лишь специфические полномочия прокурора, а положения об актах прокурорского реагирования вообще отсутствуют или дублируют положения ст. ст. 23-25. 1. Так, глава 3 данного Закона «Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие» содержит лишь две статьи, одна из которых определяет предмет данной отрасли надзора (ст. 29), а вторая — полномочия прокурора (ст. 30), причем ч. 1 данной статьи носит бланкетный характер и гласит, что полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами Таким образом, из смысла данной нормы следует, что полномочия прокурора по надзору за оперативно-разыскной деятельностью должны устанавливаться Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»

Анализ Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» позволяет сделать еще один вывод: прокурорский надзор за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» выступает лишь видом надзора за исполнением законов . С этих позиций нормы, закрепленные в главе 1 раздела 3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в полном объеме применимы и при осуществлении прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»

Статья 21 Федерального закона «Об оперативнорозыскной деятельности» называется «Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью», однако не дает четкой формулировки предмета прокурорского надзора . Вместе с тем название статьи несколько расширяет предмет прокурорского надзора, так как речь идет уже не о прокурорском надзоре за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», а о надзоре за оперативно-разыскной деятельностью в целом Таким образом, правоприменитель (в данном случае — должностные лица прокуратуры) сталкивается с тремя правовыми категориями — надзором за: 1) исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность (глава 3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»); 2) исполнением Федерального закона

«Об оперативно-розыскной деятельности» (ч . 1 ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности») и 3) оперативно-разыскной деятельностью (название ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности») . Нетрудно заметить, что это разные по объему понятия .

Формулируя свое мнение по этому вопросу, еще раз обратим внимание на то, что в ст 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», определяющей основные направления деятельности прокуратуры, говорится именно о надзоре за исполнением законов . Поэтому предметом прокурорского надзора в аспекте предмета данной статьи может быть только надзор за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» По нашему мнению, оперативно-разыскная деятельность может быть объектом прокурорского внимания только в контексте соблюдения действующих законов должностными лицами

Обобщение прокурорской практики свидетельствует, что наиболее часто допускаются нарушения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в части оснований и процедуры проведения оперативно-разыскных мероприятий 2 . Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации проведение оперативноразыскных мероприятий не может быть произвольным, оно допускается лишь при наличии законных оснований, к которым относятся ставшие известными органам, осуществляющим оперативноразыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела 3 . Что же касается процедуры оперативно-разыскных действий, то в Определении от 6 марта 2001 г. № 58-О 4 Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, несмотря на отсутствие в ч 1 ст 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» детальной регламентации порядка и условий проведения оперативно-разыскных мероприятий, их осуществление возможно, во-первых, лишь в целях выполнения задач, предусмотренных ст 2 данного Закона, и, во-вторых, лишь при наличии оснований, указанных в ст. 7. В частности, не допускается проведение оперативно-разыскного мероприятия, если это не связано с выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений, а также выявлением и установлением лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших 5.

Более детально процедура проведения оперативно-разыскных мероприятий регламентирована в ведомственных нормативных правовых актах В этой

связи практически значимым представляется вопрос о полномочиях прокурора по надзору за исполнением требований ведомственных нормативных правовых актов МВД России. Часть 2 ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» гласит, что по требованию прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, представляют им ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-разыскных мероприятий. Учитывая, что многие прокуроры не изучали дисциплину «Оперативно-разыскная деятельность», такое положение закона надо считать вполне обоснованным Однако получение прокурором нормативных актов для ознакомления и изучения не корреспондирует с правом на надзор за их исполнением

Конечно, если анализировать ситуацию с позиций духа и общих принципов права, то нужно признать недопустимость нарушения (несоблюдения) ведомственных нормативных правовых актов Однако контроль выполнения требований ведомственных нормативных правовых актов находится в компетенции руководителей соответствующих органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность Действительно, если считать иначе, то следует признать, что, например, инструкцию принимает МВД России, а надзор за ее исполнением осуществляет прокуратура Парадоксальность ситуации очевидна

В этой связи уже неоднократно отмечалось, что прокуроры не вправе осуществлять проверки, относящиеся к компетенции других государственных органов Надзорные проверки не должны касаться исполнения подзаконных и ведомственных актов Как считает А . В. Трикс, «прокурор не осуществляет надзор за исполнением органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, нормативных актов министерств и ведомств. Это является задачей ведомственного контроля» 6 . Более того, современное правовое регулирование прокурорского надзора за оперативно-разыскной деятельностью таково, что оно исключает прямое императивное вмешательство прокурора в оперативно-разыскную деятельность В этой части прокурорская власть имеет существенные ограничения

Опираясь на положения Федеральных законов «О прокуратуре Российской Федерации» и «Об оперативно-розыскной деятельности», а также решения Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, следует отметить, что при осуществлении прокурорского надзора по требованию уполномоченных прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, представляют им подлинные оперативно-служебные документы, включающие: 1) дела оперативного учета; 2) мате-

риалы о проведении оперативно-разыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств; 3) учетно-регистрационную документацию; 4) ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативноразыскных мероприятий .

Сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности в предмет прокурорского надзора не входят, а данные о внедренных в организованные преступные группы лицах, о штатных негласных сотрудниках, а также о тех, кто оказывает или оказывал содействие на конфиденциальной основе, предоставляются только с их письменного согласия, за исключением случаев привлечения этих лиц к уголовной ответственности

Немаловажное значение имеет соблюдение условий предоставления надзирающему прокурору оперативно-служебных документов. Здесь нужно учитывать несколько обстоятельств

Первое. Прокурорский надзор за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры (ч 1 ст 21 Федерального закона «Об оперативнорозыскной деятельности») В соответствии с п 3 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 21 декабря 2007 г № 207 «Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» руководители прокуратур должны определить лиц, ответственных за ведение делопроизводства по документам оперативно-разыскной деятельности, а для уполномоченных прокуроров и лиц, на которых возложено ведение делопроизводства по документам оперативно-разыскной деятельности, к моменту назначения на должность обеспечить наличие оформленного в установленном порядке допуска к совершенно секретным сведениям или сведениям особой важности

Второе. Копия приказа с перечнем уполномоченных прокуроров и лиц, ответственных за ведение делопроизводства по документам оперативноразыскной деятельности, должна быть направлена для сведения руководителям органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, а также руководителю вышестоящей прокуратуры

1 Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации : закон Российской Федерации от 13 марта 1992 г. № 2506-1 (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ) // Рос . газета . 1992 29 апр

2 Следует заметить, что процедуры в оперативно-разыск-

ной деятельности — один из наиболее неурегулированных

аспектов деятельности (см . , напр. : Луговик В. Ф. Пробле-

мы процедурно-процессуального обеспечения оперативнорозыскной деятельности // Полицейское право 2005 № 3 С. 45-53).

3 Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Камалиева Марата Дамировича на нарушение его конституционных прав статьей 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [Электронный ресурс] : определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 октября 2008 г. № 862-О-О. Документ опубликован не был Доступ из справ -правовой системы «Кон-сультантПлюс»

4 Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Потапова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав отдельными положениями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [Электронный ресурс] : определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 марта 2001 г № 58-О Документ

опубликован не был Доступ из справ -правовой системы «КонсультантПлюс».

5 Такая же позиция просматривается и в других решениях Конституционного Суда Российской Федерации (см . , напр. : Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шкутяка Данилы Ярославовича на нарушение его конституционных прав пунктом 14 части первой статьи 6, частью четвертой статьи 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и статьей 89 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] : определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 октября 2008 г № 640-О-О Документ опубликован не был Доступ из справ -правовой системы «КонсультантПлюс»)

6 Трикс А. В. Справочник прокурора . СПб . , 2007 [Электронный ресурс] Доступ из справ -правовой системы «Кон-сультантПлюс»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.