Научная статья на тему 'ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
органы прокураторы / надзор / экологические преступления / права и свободы человека и гражданина / законодательство / prosecutor's office / supervision / environmental crimes / human and civil rights and freedoms / legislation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — М.А. Назина, Н.М. Митякина

Необходимость наделения органов прокуратуры полномочиями в сфере защиты окружающей среды исходит из важности соблюдения гражданами экологического законодательства. В данной статье автором рассмотрены полномочия органов прокуратуры в экологической сфере. Проанализирован уровень совершаемых экологических преступлений и количество преступлений, выявленных органами прокуратуры за период с 2020 по 2022 года. Раскрыты признаки деятельности прокуратуры в экологической сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — М.А. Назина, Н.М. Митякина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSECUTOR'S SUPERVISION OVER THE IMPLEMENTATION OF ENVIRONMENTAL LEGISLATION

The need to empower the prosecutor's office in the field of environmental protection comes from the importance of citizens' compliance with environmental legislation. In this article, the author examines the powers of the prosecutor's office in the environmental sphere. The level of committed environmental crimes and the number of crimes identified by the prosecutor's office for the period from 2020 to 2022 are analyzed. The signs of the prosecutor's office's activity in the environmental sphere are revealed.

Текст научной работы на тему «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

М.А. Назина, студент

Научный руководитель: Н.М. Митякина, канд. юрид. наук, доцент Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Россия, г. Белгород)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-11-1-152-154

Аннотация. Необходимость наделения органов прокуратуры полномочиями в сфере защиты окружающей среды исходит из важности соблюдения гражданами экологического законодательства. В данной статье автором рассмотрены полномочия органов прокуратуры в экологической сфере. Проанализирован уровень совершаемых экологических преступлений и количество преступлений, выявленных органами прокуратуры за период с 2020 по 2022 года. Раскрыты признаки деятельности прокуратуры в экологической сфере.

Ключевые слова: органы прокураторы, надзор, экологические преступления, права и свободы человека и гражданина, законодательство.

В нашем государстве конституционно закреплено право человека на благоприятную окружающую среду, а также на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Из указанного нами права на благоприятную окружающую среду вытекает и соответствующая обязанность сохранять окружающую среду. Для её выполнения принимаются меры как на федеральном, так и на региональном уровне. Примером региональной направленности на сохранение окружающей среды может послужить закон Белгородской области от 19 января 2000 г. N 87 «Об участии населения в охране окружающей среды на территории Белгородской области», закрепивший формы участия граждан в охране окружающей среды.

Несмотря на федеральное и региональное регулирование в сфере экологического законодательства и установление ответственности за его нарушение, отдельные индивиды или же объединения могут нарушать рассматриваемые нормы. Для обеспечения соблюдения законодательства в нашем государстве осуществляется прокурорский надзор.

Согласно Приказу Генпрокуратуры России от 15.04.2021 N 198 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере» круг полномочий прокураторы в эко-

логическом законодательстве достаточно обширен: это не только контроль за соблюдением законодательства, но и сбор и анализ сведений о состоянии законности в экологической сфере, лично участвует в мероприятиях по фактам чрезвычайных происшествий и аварий, которое оказали негативное влияние на окружающую среду, проверка использования средств, выделенных для проведения природоохранных мероприятий и пр. [1].

Предмет участия органов прокуратуры в осуществлении надзора за исполнением законов в экологической сфере представляет собой надзорную и иную определенную законом деятельность органов прокуратуры за реализацией нормативно-правовых актов как федерального, так и регионального значения.

Стоит отметить, что органы прокуратуры имеют право вносить представления об устранении нарушений экологического законодательства. Так, в 2021 году Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой было выявлено недолжное регулирование муниципальными правовыми актами муниципальных образований вопросов озеленения [4].

Также органы прокуратуры могут выявлять факты совершенных преступлений. На сайте crimestat.ru можно найти аналитические сведения о зарегистрированных

преступлениях в экологической сфере и количество преступлений в указанной сфере, выявленных органами прокуратуры.

С ноября 2020 по ноябрь 2022 статистика выглядит следующим образом (рис.).

Рис. Статистика экологических преступлений за 2020-2022 гг.

Анализируя данную статистику, можно сделать вывод, что количество экологических преступлений идёт на спад, но доля выявленных преступлений органами прокуратуры за 2022 год выросла на 4,1% по сравнению с 2021 годом.

Помимо обеспечения законности, охраны прав и свобод граждан органы прокуратуры принимают участие в законотворчестве. Правом вносить предложения в законодательные органы они наделены в силу статьи 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Так, в 2017 году по инициативе прокуратуры был принят Закон «О Красной книге Белгородской области» [3].

Несмотря на, казалось бы, достаточно большой перечень полномочий органов прокуратуры, они не должны подменять государственные органы и должностные лица, осуществляющие контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим перед началом своей деятельности органам прокуратуры необходимо проверять известно ли орга-

надзора о факте совершенного экологического правонарушения.

Деятельность органов прокуратуры в экологической сфере обладает рядом признаков:

- во-первых, как отмечалось нами ранее, невмешательство в деятельность государственных органов и должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

- во-вторых, они проверяют полноту полномочий, возложенных на природоохранные органы, а также законность принимаемых ими правовых актов [2].

Таким образом, прокурорский надзор в экологической сфере играет важную роль. Органы прокураторы выявляют факты совершения экологических правонарушений, контролируют соблюдение прав и свобод человека и гражданина, обладают законотворческой инициативой. Деятельность органов прокуратуры имеет большое значение при совершении преступлений, представляющих угрозу для большого количества людей.

нам государственного экологического

Библиографический список

1. Приказ Генпрокуратуры России от 15.04.2021 N 198 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_382487/ (дата обращения: 28.10.2023).

2. Якимова А.М., Романов Е.В. Прокуратура в системе государственного механизма обеспечения и защиты экологических прав граждан // Вестник экономики, управления и права. - 2019. - №2 (47). - С. 36-40.

3. В Белгородской области принят закон в сфере охраны окружающей среды, внесенный прокурором в порядке законодательной инициативы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_31/mass-media/news?item=29586462.

4. Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлены нарушения требований природоохранного законодательства об охране зеленых насаждений (зеленого фонда) населенных пунктов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mpr26.ru/docs/novosti-prirodookhrannoy-prokuratury/vyyavleny-narusheniya-ohrana-nasazhdeniy-23 -12-2021/.

PROSECUTOR'S SUPERVISION OVER THE IMPLEMENTATION OF ENVIRONMENTAL LEGISLATION

M.A. Nazina, Student

Supervisor: N.M. Mityakina, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Belgorod State National Research University (Russia, Belgorod)

Abstract. The need to empower the prosecutor's office in the field of environmental protection comes from the importance of citizens' compliance with environmental legislation. In this article, the author examines the powers of the prosecutor's office in the environmental sphere. The level of committed environmental crimes and the number of crimes identified by the prosecutor's office for the period from 2020 to 2022 are analyzed. The signs of the prosecutor's office's activity in the environmental sphere are revealed.

Keywords: prosecutor's office, supervision, environmental crimes, human and civil rights and freedoms, legislation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.