ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ТЕРРОРИЗМА
М.К. Кот, канд. юрид. наук, доцент Д.С. Соколов, студент
Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-6-1-56-59
Аннотация. В данной научной работе авторы исследуют общие характерные черты терроризма, предоставляя определение данному явлению, анализируя его ключевые аспекты. Работа посвящена всестороннему рассмотрению терроризма как глобальной угрозы, подчеркивая его влияние на безопасность и стабильность в различных странах. В центре внимания находится роль органов прокуратуры, которые рассматриваются как дополнительный и важный механизм в борьбе с терроризмом. Авторы анализируют основные направления прокурорского надзора в области противодействия терроризму. Исследование подчеркивает значимость прокурорского участия в международном сотрудничестве и разработке правовых норм, направленных на усиление антитеррористической стратегии.
Ключевые слова: прокурорский надзор, терроризм, оружие массового поражения, конституционный строй, международное и межведомственное сотрудничество.
Терроризм в современном мире представляет собой одну из самых серьезных и многосторонних угроз, с которыми сталкиваются все цивилизованные народы и государства, включаю Россию. Эта глобальная проблема затрагивает безопасность, стабильность и саму основу общества, оказывая разрушительное воздействие на общественную жизнь, экономику, политику и социальные структуры.
Сегодня Российское государство предпринимает комплексные шаги для противодействия террористической угрозе. Усиление антитеррористического законодательства, укрепление мер безопасности в стране, проведение контртеррористических операций - часть широкой стратегии по обеспечению безопасности граждан.
Одним из ключевых механизмов в борьбе с данным явлением является осуществление прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере противодействия распространению терроризма. Ведь именно прокурорский надзор играет важную роль в обеспечении законности и правопорядка, а также в защите прав и свобод граждан.
Для того, чтобы понять, как институт прокурорского надзора воздействует на
проблему терроризма, необходимо четко понимать, что вообще из себя представляет данное явление на законодательном уровне.
Понятие «Терроризм» закреплено в Федеральном законе «О противодействии терроризму и определяется как (идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами публичной власти федеральных территорий, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий [2].
Основными характеристиками такого явления значатся:
- Применение оружия массового поражения. Террористы могут использовать ядерное, биологическое, химическое или радиологическое оружие для нанесения максимального ущерба и распространения страха среди населения;
- Подрыв конституционного строя, нарушение территориальной целостности. Данные действия часто направлены на дестабилизацию политической системы и нарушение территориальной целостности государства;
- Информационно-психологическое воздействие. Террористы активно в своих действиях используют средства массовой информации, а также сети интернет, с целью пропаганды своих идей, вербовки новых членов, запугивания населения;
- Повышение уровня организованности и оснащённости. В современных реалиях террористические группы становятся все более организованными, что включает в
себя использование современных технологий и цифровых инструментов для планирования и осуществления своих действий.
Повышенное внимание к деятельности прокуроров в области борьбы с преступлениями террористической направленности объясняется стабильно высоким количеством террористических преступлений (рис. 1) [6].
Рис. 1. Статистика зарегистрированных преступлений террористического характера за три
года
Из графика видно, что рост числа преступлений террористической направленности с каждым годом увеличивается, что подчеркивает необходимость усиленного контроля и координации усилий в данной области.
Прокурорская деятельность в борьбе с терроризмом имеет несколько ключевых направлений:
Профилактика борьбы с терроризмом. Это включает в себя взаимодействие с образовательными учреждениями, молодежными организациями и религиозными общинами, а также работу с медиа, чтобы разъяснять опасность данной угрозы в обществе. Целью данного направления является предотвращение вовлечения людей в террористическую деятельность на ранних стадиях.
Надзор за исполнением законодательства. Прокуроры следят за тем, чтобы законы, направленные на борьбу с терроризмом, выполнялись правильно. Это
включает проверку действий правоохранительных органов и других государственных структур, чтобы убедиться, что они соблюдают все процедуры и права граждан при борьбе с террористическими угрозами.
Контроль за соблюдением прав человека. Важной частью работы прокуроров является обеспечение того, чтобы меры противодействия терроризму не нарушали права человека. Прокуроры проверяют, чтобы задержания, обыски и другие следственные действия проводились в рамках закона и не приводили к злоупотреблениям или нарушениям прав подозреваемых и обвиняемых.
Международное и межведомственное сотрудничество. Органы прокуратуры активно взаимодействуют с иными органами власти, а также международными организациями для обмена информацией и координации усилий в борьбе с терроризмом. Это сотрудничество включает участие в
международных конференциях, совместные операции и разработку совместных стратегий по противодействию террористическим угрозам.
Профилактическая работа с уязвимыми группами. Данное направление включает в себя работу с группами населения, которые могут быть подвержены воздействию террористических идеологий, такими как молодежь, мигранты и социально незащищенные слои населения. Целью является предоставление информации и ресурсов, которые помогут этим группам избежать радикализации и вовлечения в террористическую деятельность [4].
Рассматривая данные направления видно, что прокурорская деятельность в борьбе с терроризмом не ограничивается только пресечением преступлений, но и включает в себя широкую профилактическую и превентивную работу, направленную на предотвращение терроризма и обеспечение правопорядка.
Так, ярким примером в борьбе с терроризмом является конфискация активов, связанных с финансированием терроризма на Северном Кавказе.
Северный Кавказ долгое время оставался регионом, где активно действовали террористические группировки, включая такие организации, как «Имарат Кавказ» и «Исламское государство» (запрещены в РФ). Эти группировки использовали различные каналы для финансирования своей деятельности, включая сбор средств от местных предпринимателей, трансграничные денежные переводы и использование криптовалют.
В 2017 году Федеральная служба безопасности России (ФСБ) и Генеральная прокуратура России провели операцию, направленную на пресечение финансирования террористических организаций на Северном Кавказе. В рамках этой операции были идентифицированы и заблокированы несколько банковских счетов и криптовалютных кошельков, использовавшихся для перевода средств террористическим группировкам.
Прокуроры использовали систему аналитики финансовых потоков и мониторинга транзакций, разработанную с участием
ведущих IT-компаний. Эти системы помогли выявить более 150 подозрительных транзакций на сумму свыше 200 миллионов рублей, которые были связаны с финансированием террористической деятельности.
В рамках операции российские правоохранительные органы сотрудничали с международными партнёрами, включая Interpol и Europol. Обмен информацией с зарубежными агентствами позволил выявить и заблокировать несколько транзакций, проходивших через банки в странах Европы и Азии.
В соответствии с российским законодательством, были применены меры по заморозке и конфискации активов [1]. Судебные постановления позволили конфисковать не только денежные средства, но и имущество, включая жилые и коммерческие здания, автомобили и ценные бумаги. Например, было конфисковано имущество на сумму около 150 миллионов рублей, включая несколько земельных участков и объектов недвижимости в Чеченской и Ингушетии.
В результате операции было арестовано и осуждено 12 человек, среди которых были руководители и активные участники террористических группировок. Они были приговорены к срокам от 10 до 20 лет лишения свободы. Конфискованные средства и имущество были направлены в государственный бюджет и использованы для финансирования социальных и инфраструктурных проектов в регионах, пострадавших от террористической деятельности.
Этот пример подчеркивает эффективность использования современных технологий и международного сотрудничества в борьбе с финансированием терроризма [3]. Успех операции не только продемонстрировал возможность блокировки и конфискации крупных финансовых потоков, но и оказал значительное влияние на деятельность террористических группировок в регионе. Результаты этой операции стали важным шагом в укреплении правоприменительной практики и законодательной базы, направленной на борьбу с терроризмом в России.
Из выше сказанного можно сделать вы- ственного взаимодействия и реализации вод, что прокурорский надзор представля- превентивных мер. Его функции включают ет собой важное вспомогательное средство мониторинг финансовых потоков, под-в борьбе с терроризмом, обеспечивая клю- держку законодательных инициатив и уча-чевые элементы правового контроля и ко- стие в международном сотрудничестве, ординации. Хотя основная задача по что значительно усиливает общую эффек-предотвращению и пресечению террори- тивность антитеррористической деятель-стических актов возложена на специаль- ности. Таким образом, прокурорский ные службы и правоохранительные орга- надзор дополняет усилия других органов, ны, прокурорский надзор играет решаю- обеспечивая комплексный подход к про-щую роль в обеспечении соблюдения за- тиводействию терроризму и повышая уро-конодательства, координации межведом- вень национальной безопасности.
Библиографический список
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
2. Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (ред. от 10.07.2023г.) // Собрание законодательства РФ. 13.03.2006. № 11. Ст. 1146.
3. Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ред. от 11.03.2024) // Собрание законодательства РФ. 13.08.2001. № 33 (часть I). Ст. 3418.
4. Приказ Генпрокуратуры России от 17.05.2018 г. № 295 «О Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму» (ред. от 24.03.2023) // Собрание законодательства РФ. 13.08.2001. № 33 (часть I). Ст. 3418.
5. Баранов А. В. Современный терроризм на Северном Кавказе: причины, формы проявления, направления противодействия // Общество, политика, экономика, право. - 2017. -№ 4. - С. 96.
6. Портал правовой статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://crimestat.ru/offenses_map.
PROSECUTORAL SUPERVISION IN THE FIELD OF COUNTERING THE SPREAD
OF TERRORISM
M.K. Kot, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor
D. S. Sokolov, Student
Samara State Economic University
(Russia, Samara)
Abstract. In this scientific work, the authors explore the general characteristic features of terrorism, providing a definition of this phenomenon, analyzing its key aspects. The work is devoted to a comprehensive examination of terrorism as a global threat, emphasizing its impact on security and stability in various countries. The focus is on the role of the prosecutor's office, which is seen as an additional and important mechanism in the fight against terrorism. The authors analyze the main directions of prosecutorial supervision in the field of countering terrorism. The study highlights the importance of prosecutorial participation in international cooperation and the development of legal norms aimed at strengthening anti-terrorism strategies.
Keywords: prosecutor's supervision, terrorism, weapons of mass destruction, constitutional order, international and interdepartmental cooperation.