Научная статья на тему 'Прокурорские проверки показали'

Прокурорские проверки показали Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
85
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прокурорские проверки показали»

ды, позволило значительно снизить количество жалоб граждан Российской Федерации в Европейский Суд по правам человека.

Так, если в 2002 году Европейский Суд по правам человека принял к рассмотрению 69 жалоб, в 2004 году - 72, то в 2009 году - 21, в 2010 - 1.

К настоящему времени по 97 жалобам (24,3%) Европейский Суд по правам человека был вынужден учесть доводы ФСИН России и прекратить рассмотрение жалоб или отклонить претензии заявителей к деятельности учреждений УИС.

В резолюции, принятой 2-4 марта 2010 г. на заседании Комитета министров Совета Европы «Исполнение решений Европейского Суда по правам человека, вынесенных по 31 жалобе против Российской Федерации, в основном касающейся условий содержания в следственных изоляторах» отражены позитивные изменения в УИС, одновременно указано на то, что по-прежнему некоторые российские следственные изоляторы переполнены и, следовательно, необходимо продолжать реформы с целью приведения условий содержания под стражей в соответствии с требованиями Конвенции и стандартами ЕКПП.

Следует учесть, что позитивное отношение к УИС России со стороны международных организаций возникло далеко не сразу и не на пустом месте. Во многом это является результатом проводимой всеми нами работы. И очень не хотелось бы утратить эти завоеванные позиции в ходе предстоящих визитов ЕКПП в Россию в текущем году. Даты визитов и конкретные регионы, намеченные для посещений, нам пока неизвестны. Однако по опыту прошлых лет можно уверенно предположить, что следующий визит может состояться этой осенью. Поэтому в регионах все должны быть к этому готовы.

В заключении отмечу, что выполнение принятых на заседании Президиума Государственного совета РФ решений, направленных на совершенствования деятельности уголовно-исполнительной системы, в том числе утверждение вышеназванной Концепции, позволит снять многие проблемы в деятельности российских пенитенциарных органов.

Но для реализации этих решений потребуется выполнить в короткие сроки огромный объем работы.

в. Г. КОВАЛЕВ, заместитель начальника управления по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации, государственный советник юстиции 3 класса ПРОКУРОРСКИЕ ПРОВЕРКИ ПОКАЗАЛИ...

Органами прокуратуры в Российской Федерации ежегодно выявляются десятки тысяч нарушений законов в деятельности учреждений и органов. Проверки, проводимые комиссией Генеральной прокуратуры РФ в субъектах федерации наглядно демонстрируют несоблюдение сотрудниками требований законов и ведомственных нормативных правовых актов. Только в текущем году установлены многочисленные грубые нарушения законов при исполнении уголовных наказаний, соблюдении прав заключенных под стражу и осужденных в Челябинской области и Забайкальском крае.

На совместной коллегии прокуратуры и УФСИН России по Забайкальскому краю мы подводили итоги проверки и констатировали наличие многочисленных нарушений уголовно-исполнительного законодательства. Только в процессе проверки отменено 16 постановлений о применении мер взыскания к осужденным, изданные начальниками следственных изоляторов и исправительных колоний. Принесено 38 протестов на противоречащие закону нормативные правовые акты УФСИН России по Забайкальскому краю, многие из которых визируют представители юридических служб УИС.

К сожалению, мы вынуждены констатировать низкую правовую культуру и уровень

правовых знаний сотрудников, в том числе занимающих руководящие должности.

В настоящее время в Российской Федерации осуществляется комплекс мер по реформированию уголовно-исполнительной системы, дальнейшей ее гуманизации, реализации новых видов наказаний, не связанных с лишением свободы.

Только в прошлом году в 117 статей УК РФ и 48 статей УИК РФ внесены изменения и дополнения, введены в действие положения, регламентирующие исполнение наказания в виде ограничения свободы (гл. 8 УИК РФ).

В результате впервые за последние годы отмечается снижение на 35,8 тыс. лиц, содержащихся в местах лишения свободы (в том числе на 13,5 тыс. в следственных изоляторах и ПФРСИ, и на 15,5 тыс. - в колониях).

Генеральная прокуратура РФ не стоит в стороне от происходящего процесса и в рамках своей компетенции участвует в законотворческой деятельности и готовит заключения, направленные на изменение уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства.

Предлагаемые коренные изменения существующей пенитенциарной системы (перевод в тюрьмы наиболее опасных преступников и более широкое применение наказаний, не связанных с лишением свободы) позволят сделать ее более гуманной и эффективной.

Предпринимаемые Минюстом России и ФСИН России меры по разделению различных категорий осужденных по отдельным исправительным учреждениям нами поддержаны. В связи с этим прокурорам субъектов Российской Федерации даны соответствующие указания по обеспечению законности при проведении названных мероприятий.

Вместе с тем, проводимое в настоящее время реформирование уголовно-исполнительной системы требует законодательного решения возникающих проблем.

В первую очередь коренному изменению подлежат положения уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующие виды исправительных учреждений, порядок и условия отбывания наказания, правовое положение осужденных, а также организация управления этими учреждениями и контроль за их деятельностью.

Необходимо в законодательном порядке ввести сокращенную форму досудебного производства по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, а также подследственности по этим делам. Это позволит сократить продолжительность досудебного производства и обеспечит существенное уменьшение числа лиц, содержащихся под стражей.

Требуется на законодательном уровне урегулирование порядка избрания меры пресечения в виде содержания под стражей, предусматривающее ее согласование с прокурором.

Назрела необходимость разработки механизма реализации меры пресечения в виде домашнего ареста с целью дальнейшей гуманизации уголовной политики государства.

В настоящее время в исправительных учреждениях одного вида режима совместно отбывают наказание лица, осужденные к лишению свободы впервые и осужденные, ранее отбывавшие наказания в виде лишение свободы. В соответствии с требованием ч. 2 ст. 80 УИК РФ эти лица должны содержаться отдельно друг от друга. В целях выполнения данного положения закона в исправительных учреждениях названные категории осужденных проживают в отдельных общежитиях, изолированных между собой ограждением. В тоже время раздельное проживание не может обеспечить полную изоляцию, поскольку названные категории осужденных совместно работают, посещают столовую, медицинскую часть, помещения коммунально-бытового предназначения, участвуют в культурно - массовых мероприятиях и др. При указанных обстоятельствах представляется необходимым в данную норму закона внести дополнение, обязывающее органы уголовно-исполнительной системы предусмотреть содержание указанных категорий осужденных в отдельных исправительных учреждениях.

Кроме того, прокурорами при осуществлении надзорных полномочий ежегодно устанавливаются многочисленные нарушения требований ст. 81 УИК РФ, предусматривающей переводы осужденных из одного исправительного учреждения в другое лишь в исключительных случаях, и только по перечисленным в законе основаниям. Данные факты свидетельствуют не только о грубых нарушениях прав осужденных на отбывание все-

го срока наказания в одном исправительном учреждении, но и нередко связаны со злоупотреблениями должностных лиц УИС в корыстных целях.

В целях пресечения подобных нарушений и устранения коррупционных проявлений при реализации положений названной статьи предлагаем внести в нее дополнение об обязательном согласовании территориальным органом УИС всех случаев перевода осужденных из одного исправительного учреждения в другое с надзирающим прокурором.

В действующей редакции п. «г» ч. 2 ст. 78 УИК РФ определен порядок перевода положительно характеризующихся осужденных, в том числе совершивших особо тяжкие преступления, из исправительных колоний строгого режима в колонию-поселение. При этом законодателем предусмотрено, что перевод указанной категории осужденных в колонию-поселение может быть осуществлен по отбытии не менее двух третей срока наказания. Вместе с тем, построение данной нормы закона позволяет на практике применять ее неправильно. Судами в отдельных регионах Российской Федерации при рассмотрении ходатайств осужденных за особо тяжкие преступления об их переводе из исправительной колонии строгого режима в колонию-поселение принимаются решения об удовлетворении подобных ходатайств с указанием на то, что заявитель отбыл не менее одной трети срока наказания (вместо двух третей). Тем самым нарушается принцип справедливости наказания и иных мер уголовно-правового характера, применяемых к лицу, совершившему преступление, предусмотренный ст. 6 УК РФ.

С целью исключения подобных фактов предлагается изменить конструкцию п. «г» ч. 2 ст. 78 УИК РФ.

По-прежнему остро стоит вопрос о принятии комплекса мер, направленных на обеспечение работой всех трудоспособных осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Особенно имеющих иски по выплате компенсаций жертвам преступлений.

Практически повсеместно в исправительных учреждениях нарушается требование закона о привлечении осужденных к труду, что не может способствовать достижению целей уголовного наказания. На оплачиваемую ра-

боту выводится только каждый пятый-шестой осужденный.

Отсутствие у многих осужденных возможности трудиться и получать установленный законом минимум оплаты труда не только не позволяет им оплачивать свое содержание, что предусмотрено уголовно-исполнительным законодательством, но и выплачивать алименты, погашать задолженность по исковым требованиям. Следовательно, не исполняются решения судов, нарушаются права потерпевших и других граждан на получение алиментов, возмещение ущерба, причиненного преступлением (в Забайкальском крае трудоустроен на оплачиваемые работы лишь каждый пятый трудоспособный осужденный, а возмещение по искам осужденных составило в первом квартале 2010 года только 0,2%).

Кроме того, неработающие осужденные подвержены социальной деформации. Они теряют трудовые навыки и желание трудиться, приобретают устойчивые негативные тенденции к паразитическому образу жизни, что отрицательно влияет на их дальнейшую ресоци-ализацию.

С учетом изложенного необходимо в законодательном порядке обязать администрации исправительных учреждений обеспечивать каждого трудоспособного осужденного работой и исключить из ч.1 ст. 103 УИК РФ положение, позволяющее привлекать осужденных к труду исходя из наличия рабочих мест. Это, по сути, является условием для неисполнения последними возложенной на них законом обязанности трудиться.

Также предлагается изменить предусмотренный ст. 107 УИК РФ порядок удержания из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы, определив приоритетными удержания по исполнительным листам и алиментам.

Проведенные прокурорские проверки показывают, что при исполнении уголовных наказаний руководители исправительных учреждений применяют положения Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений неправильно, превышают свои полномочия, устанавливают нормы поведения осужденных, не предусмотренные установленными Правилами, тем самым ограничивая их в законных правах. Так, приказами начальника ГУФСИН России по Челябинской области и УФСИН России по Забайкальскому

краю на базе исправительных колоний созданы транзитно-пересыльные пункты. Нормативные правовые акты по их организации не издавались.

В этой связи считаем необходимым пересмотреть существующие Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, в которых конкретизировать обязанности осужденных, исключив возможность администрации трактовать их по своему усмотрению и ограничивать права указанных лиц.

Особо хотел бы остановиться на подготовленной Минюстом России Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Ее содержание выходит за рамки уголовно-исполнительной системы, затрагивает вопросы уголовно-судебной политики, деятельности МВД, Генеральной прокуратуры, Минздравсоцразвития, Минэкономики РФ и других федеральных органов исполнительной власти. Поэтому она тщательно прорабатывалась с учетом мнений министерств и ведомств.

Руководство Генеральной прокуратуры с учетом ранее высказанных предложений согласовало названную концепцию, в которую были внесены дополнения и изменения по рекомендациям Администрации Президента и Правительства Российской Федерации.

Хотелось бы обратить внимание на необходимость проработать в рамках реформирования УИС вопрос о создании службы проба-ции, которая наряду с оказанием гражданам помощи на досудебной стадии рассмотрения дел занималась бы реабилитацией лиц, отбывших уголовное наказание либо освобожденных условно-досрочно, нуждающихся в помощи общества в обустройстве жизни на свободе.

Сегодня функция помощи этим гражданам выполняется многими федеральными органами исполнительной власти, в том числе подведомственной Минюсту России Федеральной службой исполнения наказаний. Однако эффективность такой помощи низкая и не обеспечивает решение социальной задачи по реабилитации осужденных и иных социальных незащищенных групп граждан.

По отдельным нормам закона Генеральной прокуратурой Российской Федерации вносились предложения, которые, по нашему мнению, необходимо учесть при подготовке законопроектов.

Подполковник внутренней службы а. а. ТИТАРЕНКО, начальник юридической службы

_ФБУ УОТПМ ФСИН России

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, ВОЗНИкАющИЕ

при взаимодействии юридических

служб ГУФСИН, УФСИН РОССИИ С ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ФБУ УОТПМ ФСИН РОССИИ И ПУТИ их РЕШЕНИЯ

Федеральное бюджетное учреждение «Управление оперативно-технических и поисковых мероприятий ФСИН России», сокращенно Управление «Л», является юридическим лицом, непосредственно подчинено ФСИН России и имеет в своем составе 79 территориальных подразделения в виде филиалов.

Взаимодействие между филиалами Управления «Л» и территориальными органами УИС регламентировано приказом ФСИН России от 30.09.2005 г. Из него следует, что на юридические службы ГУФСИН, УФСИН России возложено оказание помощи в подготовке исполнительно-распорядительных документов и ведении договорной работы. Сделано это в связи с отсутствием в составе филиалов должностей юрисконсульта и невозможностью введения данной категории сотрудников в штат оперативного подразделения. Штат нормативно-методического отдела Управления «Л», выполняющего функции юридической службы, самостоятельно охватить организацию договорной работы во всех филиалах не может, так как на одного сотрудника приходится 20 курируемых регионов, в связи с чем в каждом филиале был закреплен работник ответственный за договорную работу. Его задача максимально облегчить работу сотрудника юридической службы ГУФСИН, УФСИН России. Полностью заменить сотрудника юрслужбы он не сможет.

БольшинствоюридическихслужбГУФСИН, УФСИН России выполняют свои функции на высоком уровне. Хотелось бы в этой связи отметить юрслужбы ГУФСИН, УФСИН России по Республике Коми, Забайкальскому краю, Ямало-Ненецкому автономному округу, Новгородской области. Однако в ряде регионов договоры проверяются юрслужбами ненадлежащим образом. Так, в Республике Башкортостан, Курской, Курганской, Томской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.