Уголовный процесс
DOI 10.47643/1815-1337_2022_2_153 УДК 347.963
ПРОКУРОР В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ PROSECUTOR IN CRIMINAL PROCEEDINGS
ЛАГУТКИНА Нина Борисовна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры общих и специальных юридических дисциплин, Юридического института Тихоокеанского государственного университета. 680035, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136. E-mail: [email protected];
Lagutkina Nina Borisovna,
Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of General and Special Legal Disciplines, Law Institute of the Pacific State University. 136 Pacific Street, Khabarovsk, Khabarovsk Territory, 680035, Russia. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье рассмотрены полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве России на современном этапе, а также законодательстве зарубежных государств. На основе анализа законодательных актов и нормативных материалов, а также трудов отечественных авторов рассматриваются особенности его процессуального статуса
Abstract: The article deals with the powers of the prosecutor in criminal proceedings in Russia at the present stage, as well asthe legislation of foreign countries.
Ключевые слова: уголовное преследование, уголовно-процессуальные функции, обвинение, предварительное расследование, следователь, дознаватель, полномочия, законность.
Keywords: criminal prosecution, criminal procedural functions, accusation, preliminary investigation, investigator, interrogating officer, powers, legality.
Дата направления статьи в редакцию: 20.12.2021
Дата публикации: 28.02.2022
В действующем уголовно-процессуальном законодательстве прокурор, как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения, занимает особое положение. Согласно ч. 1 ст. 37 УПК РФ прокурор - это должностное лицо, которое в соответствии с УПК РФ от имени государства и в пределах своей компетенции осуществляет уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.[1]
Законотворческий процесс совершенствования правового статуса прокурора в уголовном судопроизводстве России протекает в условиях вносимых изменений и дополнений в уголовно-процессуальный закон.
Функция прокурора в уголовном процессе предопределяется, с одной стороны, государственно-правовой надзорной функцией прокуратуры в целом, с другой стороны - функцией уголовного преследования. Реализация этих функций в досудебных стадиях обладает определенной спецификой, осложненной реформами последних лет. Так, наиболее сущностные изменения в статусе прокурора обусловлены принятием Федерального закона от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ в части изъятия у прокурора полномочий по осуществлению им контроля за процессуальной деятельностью следователя с передачей их руководителю следственного органа с сохранением в полном объеме за прокурором функции надзора за законностью производства предварительного следствия, что вызвало неоднозначное восприятие этого учеными и практическими работниками - от положительных в целом [3] до резко негативных оценок.[9]
Уголовно-процессуальная деятельность прокурора носит публично-правовой характер, выражает интересы личности, коллектива, государства, общества по обеспечению защиты от преступлений и от злоупотреблений и ошибок со стороны участников, осуществляющих функцию обвинения. Отличительной чертой публично-правового характера деятельности прокурора и дополнительной гарантией независимости при исполнении прокурором своих полномочий является особое положение прокуратуры в системе государственных органов.
Прокурор всегда действует в публичных интересах, является активным участником уголовного процесса, обладает властными полномочиями, связан единством цели и задач уголовного судопроизводства, несет ответственность перед обществом и государством за степень предоставления гарантий защищенности интересов участников уголовного процесса.
Прокуратура Российской Федерации реализует предоставленные государством полномочия надзирать за исполнением законов в органах предварительного следствия и дознания, а также по уголовному преследованию, руководствуется в своей деятельности наряду с Конституцией РФ нормами международного права.
Государственный обвинитель выступает от имени государства как представитель народа, а не от имени определенного потерпевшего, что свидетельствует о широте его полномочий, обеспечивающих верховенство права. Это продиктовано этическим и профессиональным долгом по обеспечению справедливого судебного разбирательства для каждого преступившего закон. В тех случаях, когда государственный обвинитель не исполняет или ненадлежаще исполняет свой долг, происходят ошибки в отправлении правосудия (противозаконное уголовное преследование, осуждение невиновных), причиняющие непоправимый урон добросовестности системы
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 2(206)
правосудия и подрывающие общественное доверие к ней.[4]
Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия осуществляется на постоянной основе. Он представляет собой процессуальную деятельность прокурора по наблюдению за исполнением органами дознания и органами предварительного следствия действующего уголовно- процессуального законодательства при регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях, выявлении и расследовании преступлений; проведению прокурорской проверки в целях выявления нарушений закона, а также причин и условий, им способствующих; принятию мер прокурорского реагирования по устранению нарушений закона, а также восстановлению нарушенных прав участников уголовного судопроизводства, выявлению должностных лиц, виновных в их совершении, и привлечению их к предусмотренной законом ответственности, устранению обстоятельств, способствовавших нарушениям закона. У прокурора фактически прослеживаются два вида функций: уголовного преследования и надзора и их соотношение породило множество мнений и позиций.
В связи с этим К.А. Рыгалова считает, что допустимо говорить лишь об опосредованном выполнении прокурором функции уголовного преследования, так как он только участвует в подобной деятельности следователя и дознавателя посредством надзора за исполнением ими законов и осуществления некоторых полномочий по руководству расследованием в форме дознания. При осуществлении досудебной деятельности прокурор реализует уголовное преследование через надзор за законность и обоснованностью действий и решений органов расследования по изобличению обвиняемого (подозреваемого), за тем, чтобы такая деятельность следователей, руководителей следственных органов, дознавателей и органов дознания соответствовала бы требованиям УПК РФ, УК РФ и других федеральных законов.[8]
Для сравнения представляют интерес полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве зарубежных государств. Так в Германии к числу общих функций прокуратуры относятся: проведение расследования в форме дознания; поддержание обвинения в суде; руководство исполнительным производством.
Первая функция осуществляется в том числе путем исследования обстоятельств дела (сбора доказательств в интересах обоих сторон - потерпевшего и обвиняемого) (§160 УПК ФРГ). Это предполагает совершение различного рода следственных и процессуальных действий (допросы, обыски, выемки, экспертизы, освидетельствования, истребование информации от организаций и учреждений, задержания, заключения под стражу и т. п.). Кроме того, как квазисудебный орган, содействующий правосудию, прокуратура может защищать интересы свидетелей на допросах (§68в УПК ФРГ).
Вторая функция реализуется, в частности, принятием мер к получению предметов и письменных материалов при подготовке дела к судебному разбирательству (§214 IV УПК ФРГ); участием в исследовании доказательств в судебном разбирательстве (постановка вопросов, заявление ходатайств) (§240 II, 244 УПК ФРГ); выступлением в судебных прениях (§258 I УПК ФРГ); заключением «соглашения» с подсудимым о признании вины; апелляционным и кассационным обжалованием приговоров (§296 УПК ФРГ).
Основная задача прокуратуры Франции - осуществление уголовного преследования на всех стадиях уголовного процесса. При апелляционных судах имеются генеральные прокуроры со своими помощниками, главный из помощников называется генеральным адвокатом.[7]
Во Французском уголовном процессе прокурор является представителем государства, ответственным за обвинение. Он имеет все полномочия, которые предоставлены офицеру уголовной полиции. Прокурор организует эффективное производство полицейского дознания и осуществляет за ним контроль. Он также решает вопрос об объеме полицейского расследования, которого должен придерживаться следственный судья. После того, как дело принимает к производству следственный судья, прокурор приобретает статус стороны (но он занимает привилегированную позицию по сравнению с другой стороной). Он может ходатайствовать перед следственным судьей о производстве следственных действий, о своем присутствии во время этих действий. Вправе обжаловать любые решения следственного судьи и судьи по свободам и заключению (ст. 185 УПК Франции).
Прокуроры (атторнеи) в США решают вопросы о возбуждении уголовного преследования, могут сами производить расследование совершенных преступлений, в том числе и производить расследование по делам, начатым полицией. В соответствии со Сводом законов США, обвинение в суде поддерживают прокуроры (атторнеи).
Другая тенденция отмечается в странах Балтии, где законодательно закрепляется за прокуратурой обязанности основного органа уголовного преследования, с лишением ее, по существу, надзорных функций. Наиболее характерна такая тенденция для Эстонии, где прокуратура включена в состав Министерства юстиции в качестве самостоятельной единицы и не осуществляет надзор за исполнением законов, за исключением надзора за законностью досудебного производства и надзора за исполнением уголовных наказаний.
В то же время, ст. 2 Закона Эстонской Республики о прокуратуре устанавливает, что прокуроры в судах всех инстанции представляют государственное обвинение, а ст. 23 Положения о прокуратуре Эстонской республики, утвержденного Министром юстиции Эстонии 8 апреля 1993 года, устанавливает, что прокурор вправе представлять протесты на незаконные и необоснованные судебные
Уголовный процесс
постановления лишь "в рамках государственного обвинения".[5]
В России достаточно серьезным вопросом является осуществление надзора применительно к следователю и дознавателю. В связи с тем, что законодатель, изменив статус прокурора, фактически разорвал связь функций процессуального надзора и уголовного преследования в деятельности прокурора. Недостатком современной системы надзора является применяемый механизм надзорной деятельности, имеющий различия для следователя и дознавателя. По отношению к дознавателю прокурор, как и прежде, наделен комплексом надзорных полномочий, существенно ограничивающий осуществление процессуальной деятельности.
Значительный пробел образовался и в полномочиях прокурора в области реализации функции уголовного преследования, так как за прокурором осталось лишь право проверки постановления о возбуждении уголовного дела с возможностью его отмены (ч. 4 ст. 146 УПК РФ), а также принятие решения по поступившему к нему уголовному делу.[1] Фактически законодатель лишил прокурора и определяющего голоса в правоприменении материального уголовного закона на досудебных стадиях, т.е. непосредственной деятельности уголовного преследования. Прокурор лишен права возбуждать уголовные дела и права давать указания следователю о направлении расследования.
Полагаем, что с целью повышения качества предварительного расследования и повышения эффективности прокурорского надзора за следствием необходимо восстановить ряд имевшихся у прокурора полномочий на досудебных стадиях уголовного процесса. Эффективное уголовное преследование и прокурорский надзор связаны с наличием права прокурора направлять предварительное расследование, поскольку прокурор ограничен в полномочиях и не имеет права давать следователю обязательные указания о направлении расследования, устраняя, таким образом, ошибки, связанные с неполнотой расследования. Представляется, что прокурор должен обладать правом отмены любого незаконного или необоснованного постановления следователя, а также контролировать сроки следствия.
Законодатель не закрепил это в статье 37 УПК РФ, определяющей основные полномочия прокурора на досудебной стадии. Законом не предусмотрена даже обязанность следователя направлять прокурору копии решений о продлении процессуальных сроков. Вместе с тем, расширение полномочий прокурора при надзоре за следствием ни в коем случае не должно ущемлять процессуальную самостоятельность следователя, так как самостоятельность следователя и его личная ответственность за проведение следствия должны являться необходимыми условиями успешности и законности расследования дела.
Крюков В.Ф. полагает, что, исследуя вопросы законодательного определения роли прокурора на досудебных стадиях, возникла необходимость более четко уяснить назначение прокурора в осуществлении уголовного преследования и правильно определить соотношение осуществления прокурором уголовного преследования и надзорных полномочий на этих стадиях. Эти полномочия прокурора в ходе досудебного производства имеют, на наш взгляд, разную правовую природу.[6]
Итак, в настоящее время проблема оптимального соотношения прокурорского надзора и прокурорского уголовного преследования по-прежнему не разрешена, что вызывает серьезные нарекания в адрес законодателя и проблемы в деятельности правоприменителя. С целью разрешения вопроса о соотношении процессуальных функций прокурора в досудебном производстве было бы правильным признание приоритетного значения в его деятельности надзорной функции. Уголовное преследование как функция нуждается в разработке реальных, действенных механизмов властного реагирования на любые нарушения законности, в связи с тем, что уголовно-процессуальный закон правовой статус прокурора в уголовном преследовании устанавливает расплывчато и без достаточной определенности в части обеспечения указанного единства задач.
Библиография:
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ II СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
2. О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I II ВСНД. 1992. № B. Ст. 366.
3. Гаврилов Б.Я. Перераспределение процессуальных и надзорных полномочий между прокурором и руководителем следственного органа: объективная необходимость или волюнтаризм в праве I Уголовное судопроизводство: в 3 т. Т. 2 I под ред. Н.А. Колоколова. M.: Юрайт, 2019. С. 56-70.
4. Доступ к правосудию. Прокуратура. Пособие по оценке систем уголовного правосудия. ООН. Нью-Йорк, 2010. С. 1.
5. Законы о прокуратуре стран СНГ и Балтии. - M., 1995.
6. Крюков В.Ф. Прокурор в уголовном судопроизводстве России (история и современность). - Специально для системы ГАРАНТ, 2012 г.
7. Решетников Ф^. Правовые системы стран мира. - M., 1993. - С. 218.
8. Рыгалова, К. А. Деятельность и роль прокурора при осуществлении судебного контроля в досудебном производстве по уголовным делам: дисс. ... канд. юрид. наук. I К. А. Рыгалова. M., 2016. 213 с.
9. Татьянина Л.Г. Уголовно-процессуальные правоотношения прокурора и руководителя следственного органа: проблемы и пути их решения II Уголовное судопроизводство: теория и практика: монография I под ред. Н.А. Колоколова. M.: Юрайт, 2011. С. 431 - 435.
10. Таболина, К. А. Надзор прокурора за возбуждением и расследованием уголовных дел I К. А. Таболина. M., 2019. 300 с.
References (transliterated)
1. Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 1B dekabrya 2001 g. № 174-FZ // SZ RF. 2001. № 52 (chast' I).St. 4921.
2. O prokurature Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon ot 17 yanvarya 1992 g. № 2202-I // VSND. 1992. № B. St. 366.
3. Gavrilov B.YA. Pereraspredelenie processual'nyh i nadzornyh polnomochij mezhdu prokurorom i rukovoditelem sledstvennogo organa: ob"ektivnaya neobhodimost' ili volyuntarizm v prave / Ugolovnoe sudoproizvodstvo: v 3 t. T. 2 / pod red. N.A. Kolokolova. M.: YUrajt, 2019. S. 56 - 70.
4. Dostup k pravosudiyu. Prokuratura. Posobie po ocenke sistem ugolovnogo pravosudiya. OON. N'yu-Jork, 2010. S. 1.
5. Zakony o prokurature stran SNG i Baltii. - M., 1995.
6. Kryukov V.F. Prokuror v ugolovnom sudoproizvodstve Rossii (istoriya i sovremennost'). - Special'no dlya sistemy GARANT, 2012 g.
7. Reshetnikov F.M. Pravovye sistemy stran mira. - M., 1993. - S. 218.
8. Rygalova, K. A. Deyatel'nost i rol' prokurora pri osushchestvlenii sudebnogo kontrolya v dosudebnom proizvodstve po ugolovnym delam: diss. ... kand. yurid. nauk. / K. A. Rygalova. - M., 2016. - 213 s.
9. Tat'yanina L.G. Ugolovno-processual'nye pravootnosheniya prokurora i rukovoditelya sledstvennogo organa: problemy i puti ih resheniya // Ugolovnoe sudoproizvodstvo: teoriya i praktika: monografiya / pod red. N.A. Kolokolova. M.: YUrajt, 2011. S. 431 - 435.
10. Tabolina, K. A. Nadzor prokurora za vozbuzhdeniem i rassledovaniem ugolovnyh del / K. A. Tabolina. M., 2019. 300 s.