Научная статья на тему 'Прокуратура как государственный орган с особым статусом'

Прокуратура как государственный орган с особым статусом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Конституция РФ / судебная власть / государственный орган / исполнительная власть / законодательная власть / прокуратура РФ / механизм государства / Президент РФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Насуров Б.А.

В статье рассматриваются дискуссионные вопросы места и роли прокуратуры РФ в системе государственных органов, определяются направления и способы взаимодействия прокуратуры с законодательной, исполнительной и судебной властью, а также с Президентом Российской Федерации. Особое внимание автор уделяет усиливающейся роли прокуратуры, связанной с предоставлением ей новых полномочий и нового порядка назначения прокуроров высшего звена при непосредственном участии Президента РФ. Автор приходит к выводу, что прокуратуру следует рассматривать как орган государственной власти с особым статусом, не принадлежащий ни к одной ветви власти, но взаимодействующий с каждым из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прокуратура как государственный орган с особым статусом»

Юриспруденция

УДК 34

DOI 10.21661/r-560804

Насуров Б.А.

Прокуратура как государственный орган с особым статусом

Аннотация

В статье рассматриваются дискуссионные вопросы места и роли прокуратуры РФ в системе государственных органов, определяются направления и способы взаимодействия прокуратуры с законодательной, исполнительной и судебной властью, а также с Президентом Российской Федерации. Особое внимание автор уделяет усиливающейся роли прокуратуры, связанной с предоставлением ей новых полномочий и нового порядка назначения прокуроров высшего звена при непосредственном участии Президента РФ. Автор приходит к выводу, что прокуратуру следует рассматривать как орган государственной власти с особым статусом, не принадлежащий ни к одной ветви власти, но взаимодействующий с каждым из них.

I

Ключевые слова: Конституция РФ, судебная власть, государственный орган, исполнительная власть, законодательная власть, прокуратура РФ, механизм государства, Президент РФ.

К современному периоду развития государства прокуратура Российской Федерации сформировалась важнейшим государственным органом в структуре механизма государственной власти страны и заняла особое место среди других государственных органов. Значимость надзорного органа проявляется во всем многообразии осуществляемой органами прокуратуры деятельности, направленной на обеспечение и защиту прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства.

Общетеоретическая правовая наука выделяет основные признаки, позволяющие отнести государственный орган к составной части механизма государственной власти. К ним можно отнести: самостоятельность государственного органа; осуществление деятельности от имени государства; функционирование на основе нормативных правовых актов; выполнение таким органом присущих только ему задач и функций с предоставлением соответствующих прав и возложением на него обязанностей; наличие соответствующей материально-технической базы и т. д. Органам прокуратуры присущи данные признаки, соответственно, и прокуратура относятся к числу государственных органов.

Значимость прокуратуры проявляется во многом: изменение положений законодательства, все более усиливающих предмет и полномочия надзорного органа; координирующая роль прокуратуры в деятельности правоохранительных органов; недопустимость вмешательства в осуществление прокурорской деятельности; изменение порядка назначения прокуроров высшего звена и многое другое.

Особо следует выделить, новые полномочия, закрепленные за Генеральной прокуратурой Российской Федерации, в части представительства интересов нашей страны на международной арене, что предоставляют новые способы защиты интересов России и ее граждан. Примечательно, что именно Генеральной проку-

ратуре, из немалого количества других государственных органов страны было поручено осуществление деятельности, связанной с представлением правовых интересов страны на международной арене.

Если вопрос о необходимости прокуратуры в механизме государственной власти не подвергается сомнению, то вопрос места и роли прокуратуры в системе разделения властей все еще вызывает различные обсуждения.

Законодательство страны не содержит конкретной правовой нормы, позволяющей однозначно отнести прокуратуру к какой-либо из ветвей власти. Считаем, что данное обстоятельство, является основной причиной наличия различных мнений и доводов по данной тематике исследования.

Название седьмой главы Основного закона страны «Судебная власть и прокуратура» наводит на мысль об отношении прокуратуры к судебной власти. При этом, законодательная формулировка наименования седьмой главы Основного закона страны одновременно как бы выделяет прокуратуру от судебной ветви власти.

Некоторыми исследователями (С.А. Осипян, В.С. Нерсесянц) приводятся доводы о прокуратуре как органе исполнительной власти. В.С. Нерсесянц объясняет свое мнение следующим образом: «ввиду обладания некоторыми признаками и полномочиями, свойственными исполнительным органам» [7, с. 696].

Существуют также авторы (В.Д. Ломовский, Г.Т. Чу-глазов), предлагающие считать прокуратуру органом законодательной власти, поскольку на органы прокуратуры возложена основная функция по обеспечению законности в государстве. Г.Т. Чуглазов считает: «Законы принимаются законодательной властью, а Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры заботятся о точном и неуклонном исполнении законов. Из этого можно сделать вывод, что полномочия прокуратуры являются одним из инструментов законодательной власти для реализации своих прав» [10, с. 31].

Юриспруденция

Конституционные изменения 2020 года послужили основой для указания органов прокуратуры как элемента президентской власти. Актуальным поводом для дискуссий послужил новый порядок назначения и освобождения от должности прокуроров высшего звена (теперь они назначаются при прямом участии Президента РФ). Фактически, прослеживается тенденция к истокам создания прокуратуры, когда надзорный орган учреждался Петром I как «око государева».

Г.Н. Королев считает: «ведь сегодня на территории любого субъекта Федерации руководители всех судебных и правоохранительных органов и их заместители назначаются на должность именно Президентом России. К тому же, прокуратура наряду со Следственным комитетом РФ олицетворяет собой особую категорию государственных органов, формирующихся в государственном аппарате и в совокупности образующих правовой механизм реализации полномочий главы государства» [11, с. 17].

На наш взгляд, многогранность современного государственного механизма не обязательно подразумевает существование классического принципа разделения властей. Поэтому, в государственном механизме возможно функционирование государственных органов, не подпадающих под установленный принцип разделения властей.

М.В. Баглай считает: «что, как и в других государствах, в России осуществляют деятельность государственные органы, не входящие ни в одну из трех ветвей государственной власти. Вместе с тем, создание и функционирование таких органов регламентируется правовыми нормами Конституции РФ и федеральных законов. Соответственно, такие органы наделяются статусом органов государственной власти» [4, с. 177].

В тексте Конституции РФ указаны иные государственные органы, обладающие особым статусом, которые так же законодательно не отнесены к какой-либо ветви власти (Следственный комитет РФ, Счетная Палата РФ, Уполномоченный по правам человека в

Российской Федерации, Центральный Банк РФ) и др. Прокуратуру РФ также представляется возможным отнести к данному перечню. Такие государственные органы способствуют реализации функций государственного аппарата, поддерживают баланс системы, сохраняют общий принцип разделения властей.

Поводом для поддержания данной точки зрения можно отнести положения Федерального закона «О осударственном Совете РФ», принятом в декабре 2020 года. Данный ФЗ, раскрывая в статье второй понятие «единой системы публичной власти» вводит категорию «иные государственные органы». На наш взгляд, законодателем посредством данной категории были указаны такие государственные органы: как прокуратура, следственный комитет и др.

Таким образом, прокуратура - это важнейший государственный орган, обеспечивающий законность на всей территории страны. Современные условия функционирования государственного механизма (ввиду своего постоянного совершенствования) опережают законодательно закрепленный принцип разделения властей. Этим и объясняется особенность органов прокуратуры, обладающей многофункциональным характером деятельности, который не позволяет однозначно отнести ее к какой-либо ветви власти. Тем не менее, произошедшие в 2020 году изменения в порядке назначения и освобождения прокуроров высшего звена, требуют особого внимания ввиду усилившихся полномочий Президента РФ над органами прокуратуры.

Споры по данному вопросу не прекратятся и не потеряют своей актуальности, ввиду отсутствия исчерпывающих положений законодательства. Законодателем до сих пор однозначно не определено место прокуратуры в системе государственных органов. В связи с этим актуальным и целесообразным остается вопрос о принятии исчерпывающих норм в положения Конституции РФ, которые поставят точку в существующих противоречиях.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992. №2202-1 (последняя редакция).

3. Федеральный закон «О Государственном Совете Российской Федерации» от 08.12.2020. №394-ФЗ (последняя редакция).

4. Баглай М.В. Конституционное право РФ. Учебник / М.В. Баглай. - М., 2018.

5. Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник / О.Е. Кутафин, Е.И. Козлова. - М.: Проспект, 2019. - 592 с.

6. Конституционное право России. Учебный курс / С.А. Авакьян. - В 2 т. - М.: Инфра-М, 2020. - 928 с.

7. Проблемы общей теории права и государства. Учебник / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Инфра-М, 2018. - 816 с.

8. Надин А.Н. Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации / А.Н. Надин // Вопросы российской юстиции. - 2020. - №6. - С. 93-105. EDN TOCYVU

9. Осипян С.А. Российский федерализм и конституционно-правовой статус прокуратуры: концептуальные проблемы: авто-реф. дис. ... д-ра юрид. наук / С.А. Осипян. - М., 2006. - 58 с. - EDN ZNGMWB

10. Чуглазов Г. Прокуратура в системе органов государственной власти / Г. Чуглазов // Законность. - 2003. - №2. - С. 30-32.

11. Королев Г.Н. Сохранится ли прокуратура России как единая система? / Г.Н. Королев // Законность. - 2014. - №10. -С. 16-19. - EDN SXGJJT

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.