Научная статья на тему 'Произвольная и волевая регуляция эмоциональной сферы человека в теоретическом контексте системно-деятельностной культурно-исторической психологии '

Произвольная и волевая регуляция эмоциональной сферы человека в теоретическом контексте системно-деятельностной культурно-исторической психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
517
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональные явления / теории эмоций / произвольно-преднамеренная и волевая организация действий / эмоциональная регуляция в составе действий / emotional phenomena / theories of emotions / voluntarily deliberate and volitional organization of actions / emotional regula-tion as part of actions

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маланов С. В.

Обсуждаются теоретические подходы к анализу эмоциональных явлений. Показано, что в основу наиболее известных теорий кладется общая гипотеза о порождении эмоций внутри организма физиологическими или нейрофизиологическими процессами. Альтернативой таким подходам выступают теоретические основания системно-деятельностной культурно-исторической психологии, где психические явления анализируются в качестве ориентировочной основы в составе активной избирательной организации взаимодействий организмов с предметными условиями окружающей среды. Такой анализ приводит к следствию, что развитие эмоциональной регуляции связано с относительным разделением функционально-физиологических процессов в организме, которые обеспечивают: 1) сохранение динамического постоянства внутренней среды; 2) функциональную подстройку под активные взаимодействия с предметными условиями окружающей среды. Между такими процессами выстраивается сложная функциональная динамика. В условиях социокультурного развития человечества разнообразные формы функциональной подстройки физиологических процессов под совместно организуемые и транслируемые взаимодействия с предметными условиями начинают актуализироваться с помощью языковых (знаково-символических) средств в совместных формах ориентировочной и исполнительной активности. Поэтому в составе ориентировочной основы произвольно-преднамеренных и волевых действий могут выделяться две стороны: 1) познавательная – содержание ориентировочной основы, строящееся и актуализирующееся на основе функциональной подстройки физиологических процессов к взаимодействиям организма с реальной или возможной (умственно актуализируемой) предметной ситуацией; 2) эмоциональная – изменения функционально-физиологических состояний организма в результате такой подстройки. Такие системные изменения и лежат в основе выделяемых с помощью языковых средств эмоциональных состояний и эмоциональных отношений к определенному предмет-ному содержанию. Поэтому, приемы произвольно-преднамеренной и волевой регуляции эмоциональных процессов и состояний подчиняются закономерностям формирования и развития высших психических функций. При организации волевых действий в основе эмоционального переживания «борьбы мотивов» лежит противоречивая функционально-физиологическая динамика, подчиненная актуализации противоположно направленных способов целеполагания и подготовки возможных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Arbitrary and volitional regulation in the functional composition of the human emotional sphere

Theoretical approaches to the analysis of emotional phenomena are discussed, which are based on the general hypothesis about the generation of emotions within the body by physiological or neurophysiological processes. An alternative to such approaches is the theoretical foundations of system-active cultural-historical psychology, where psychic phenomena are analyzed as external forms of orientation and active selective organization of interactions of organisms with objective environmental conditions, where the basis of emotional phenomena is a flexible systemic adjustment of the physiological functions of animal organisms for real or expected (supposed) interactions with the outside world. Under the conditions of socio-cultural development of mankind, various forms of functional adjustment of physiological processes to interact with objective conditions begin to be updated with the help of linguistic (symbolic) means as part of orientational and executive activity. Therefore, two aspects can be distinguished as part of the indicative basis of voluntary intentional and volitional actions: 1) the contents of the indicative basis, built and updated on the basis of a functional adjustment of physiological processes to the interactions of the body with a real or possible objective situation; 2) changes in the functional and physiological conditions of the body as a result of such a adjustment, which underlie the emotional states and emotional relations that are identified with the help of language tools to a specific subject content. When organizing volitional actions, the basis of experiencing a “struggle of motives” is a contradictory functional and physiological dynamics, subordinate to the actualization of oppositely directed methods of goal setting and preparation of possible actions.

Текст научной работы на тему «Произвольная и волевая регуляция эмоциональной сферы человека в теоретическом контексте системно-деятельностной культурно-исторической психологии »

С. В. Маланов

Произвольная и волевая регуляция эмоциональной сферы человека в теоретическом контексте системно-деятельностной культурно-исторической психологии

Сведения об авторе

Аннотация. Обсуждаются теоретические подходы к анализу эмоциональных явлений. Показано, что в основу наиболее известных теорий кладется общая гипотеза о порождении эмоций внутри организма физиологическими или нейрофизиологическими процессами. Альтернативой таким подходам выступают теоретические основания системно-деятельностной культурно-исторической психологии, где психические явления анализируются в качестве ориентировочной основы в составе активной избирательной организации взаимодействий организмов с предметными условиями окружающей среды. Такой анализ приводит к следствию, что развитие эмоциональной регуляции связано с относительным разделением функционально-физиологических процессов в организме, которые обеспечивают: 1) сохранение динамического постоянства внутренней среды; 2) функциональную подстройку под активные взаимодействия с предметными условиями окружающей среды. Между такими процессами выстраивается сложная функциональная динамика. В условиях социокультурного развития человечества разнообразные формы функциональной подстройки физиологических процессов под совместно организуемые и транслируемые взаимодействия с предметными условиями начинают актуализироваться с помощью языковых (знаково-символических) средств в совместных формах ориентировочной и исполнительной активности. Поэтому в составе ориентировочной основы произвольно-преднамеренных и волевых действий могут выделяться две стороны: 1) познавательная - содержание ориентировочной основы, строящееся и актуализирующееся на основе функциональной подстройки физиологических процессов к взаимодействиям организма с реальной или возможной (умственно актуализируемой) предметной ситуацией; 2) эмоциональная - изменения функционально-физиологических состояний организма в результате такой подстройки. Такие системные изменения и лежат в основе выделяемых с помощью языковых средств эмоциональных состояний и эмоциональных отношений к определенному предметному содержанию. Поэтому, приемы произвольно-преднамеренной и волевой регуляции эмоциональных процессов и состояний подчиняются закономерностям формирования и развития высших психических функций. При организации волевых действий в основе эмоционального переживания «борьбы мотивов» лежит противоречивая функционально-физиологическая динамика, подчиненная актуализации противоположно направленных способов целеполагания и подготовки возможных действий. Ключевые слова: эмоциональные явления, теории эмоций, произвольно-преднамеренная и волевая организация действий, эмоциональная регуляция в составе действий.

Цитирование: Маланов С. В. Произвольная и волевая регуляция эмоциональной сферы человека в теоретическом контексте си-стемно-деятельностной культурно-исторической психологии // Теоретичш дослщження у психологи: монограф1чна сер1я / Сост. В.О. Медшцев. Том 12. 2021. С. 33-56. 10.24412/2616-6860-2021-1-33-56

В психологической литературе эмоциональные психические явления выделяются и определяются путем указаний на: а) переживания человеком субъективных состояний, возникающих в процессах взаимодействия с окружающей средой, удовлетворения потребностей и реализации мотивационных отношений; б) переживания человеком субъективных отношений к событиям, предметам и явлениям окружающей действительности. При этом теоретический анализ и объяснение эмоциональных явлений остается одной из самых сложных проблем психологии. Это связано с тем, что если познавательные (когнитивные) составляющие психики (образы, представления, понятия) могут верифицироваться путем соотнесения с результатами обследования объектов и явлений, то по отношению к эмоциям такие возможности отсутствуют [7]. Поэтому отсутствуют ясные ответы даже на исходные вопросы. Например: эмоция - это физиологическое или психическое явление? Если психическое, то в чем проявляется психологическая сторона эмоциональных процессов? Выделение субъектом собственных эмоциональных переживаний это результат развития познавательных психических процессов или существуют самостоятельные механизмы субъективного фиксирования эмоций?

Многообразие теоретических подходов к анализу и объяснению эмоциональных процессов удобно разделить на три основные группы, опирающиеся на разные исходные способы постановки проблем и соответствующие им гипотезы. Это проблемы и гипотезы (теории), связанные с анализом: 1) причин эволюционного зарождения эмоциональных процессов; 2) связей между физиологическими и эмоциональными процессами внутри организма, с одной стороны, и взаимодействиями организма с предметными условиями окружающего мира и формирующими эмоциональными отношениями к ним - с другой; 3) закономерностей, лежащих в основе развития эмоциональной сферы человека в онтогенезе.

Первая проблема, ставилась еще в работах Чарльза Дарвина, на основе идей которого в последующем сложился широкий спектр теоретических подходов, где выделялись «базовые» эмоции в качестве врожденной основы для развития эмоциональной сферы [11]. В таких подходах проблема эволюционного происхождения эмоций постепенно была подменена и вытеснена гипотезой формирования производных эмоций в онтогенезе на основе базовых эмоций (см. ниже). В зарубежной психологии эта проблема также рассматривается в кон-

тексте общей гипотезы о том, что в основе эволюционного развития психики (в частности и эмоциональной сферы) лежит функциональная и анатомическая дифференциация нервной системы и мозга. Это, в конечном счете, приводит к попыткам поставить генезис психики (и ее эмоциональных составляющих) в прямую зависимость от генезиса анатомии мозга и нейрофизиологических процессов [4; 23]. Альтернативное направление анализа эволюционного происхождения эмоций намечалось в «теории функциональных систем» П.К. Анохина:

1. В процессе эволюции эмоции формируются как процессы, которые обеспечивают быструю интеграцию и согласование всех функций организма в функциональные системы, обеспечивающие достижение биологически полезных результатов (целей).

2. Положительные эмоциональные состояния актуализируются, когда результаты выполнения действий совпадает с прогнозируемыми результатами, которые намечены под влиянием мотивации, ориентировки во внешних обстоятельствах и памяти. Положительные эмоции фиксируют и закрепляют способы актуализации (воспроизведения) определенных форм функционально-физиологической организации взаимодействий

живого организма с предметными условиями изменяющейся окружающей среды - фиксируют функциональные системы, обеспечивающие достижение биологически полезных результатов.

3. Если полученные результаты и соответствующие им способы функционально-физиологической организации взаимодействий живого организма с факторами внешней среды не совпадают с ожидаемыми результатами, возникают отрицательные эмоции, которые мобилизуют организм на поиск новых способов достижения намеченных целей [2].

В русле развития идей советской психологии эволюционное происхождение эмоциональных процессов анализировалось в контексте построения общей теории эволюции психических функций [10; 12; 17; 18]:

Каковы условия, детерминирующие эволюционное развитие у животных организмов исходных психических функций? Эволюционное освоение живыми организмами все более сложных экологических ниш связано с переходом к жизнедеятельности в меняющихся условиях предметной неоднородной среды, на основе развития поведения. Поведение обеспечивается эволюционным развитием у животных организмов: а) специализированных органов передвижения; б) орга-

нов чувств, которые позволяют ориентировать, направлять и регулировать двигательную активность в окружающей среде. Такие преобразования предопределяют относительную дифференциацию процессов жизнеобеспечения на: а) функции, направленные на поддержание динамического постоянства внутренней среды; б) функции, которые требуют постоянной динамической подстройки физиологических процессов под активные взаимодействия организма с изменяющимися предметными условиями окружающей среды. На такой основе уже у простейших организмов, способных к активному перемещению (жгутиковые, ресничные, амебы и др.), появляется чувствительность - избирательная ориентировка, направленная на поиск жизненно важных объектов, имеющих биологическое значение.

В связи с необходимостью регуляции взаимосвязей между внутренней средой организма и организацией поведения во внешней среде дифференцируется три типа чувствительности: во внешней среде (экстероре-цепция); в перемещениях собственного организма, а также в движениях его отдельных частей (проприоре-цепция); в состояниях (переживании состояний) внутренней среды собственного организма (интерорецеп-ция). «Ориентировка» животного в состояниях

внутренней среды собственного организма образует эволюционно исходную основу для формирования и развития эмоциональной сферы. Результаты такой ориентировки выделяются как органические (потребности) и эмоциональные состояния, которые обеспечивают избирательное изменение направлений ориентировки в окружающей среде и поведения организма.

Поэтому причины эволюционного развития эмоциональных процессов лежат в функциональных отношениях популяций организмов с изменяющимися предметными условиями окружающей среды. В связи с этим полезно заметить, что поиск причин эволюционного зарождения эмоций внутри организма в качестве развития функций и структур каких либо органов будет приводить к известным противоречиям, которые возникают при обсуждении психофизиологической проблемы.

Таким образом, в процессах эволюционного развития психики, а также в процессах ее функционирования в онтогенезе, эмоциональные переживания обеспечивают пристрастность и избирательность направлений жизнедеятельности живого организма [6; 7; 12]. Эмоциональная организация и регуляция взаимодействий организма с окружающей средой (окружающим миром)

отличается от познавательной (когнитивной). Если познавательная организация и регуляция обеспечивает согласование операционально-технических приемов исполнения действий с объективными свойствами предметной ситуации, то эмоциональная регуляция обеспечивает согласование общей направленности и динамики поведения и действий в соответствие с потребностями субъекта и реализуемыми мотивацион-ными отношениями - со смыслом ситуации и производимых в ней действий для субъекта [12].

Постановка второй проблемы в истории психологии привела к построению ряда психофизиологических теорий, где делаются попытки упорядочить широкий диапазон феноменов и фактов, свидетельствующих о тесных связях между: а) изменениями в окружающей среде, б) изменениями поведения, в) субъективно выделяемыми эмоциональными состояниями и переживаниями, г) процессами в центральной нервной системе и вегетативными процессами в организме. Такие связи рассматривались в контексте представляющих исторический интерес теорий (гипотез) Джеймса-Ланге, Кен-нона-Барда, а также когнитивно-физиологической (двухфакторной) теории эмоций С.Шехтера. В этих теориях формулировались альтернативные позиции на

функциональные отношения и связи между поведенческими, физиологическими (мозговыми и вегетативными) и психическими (субъективно выделяемыми феноменологическими) составляющими эмоциональных процессов. Расширенный вариант подобного подхода к анализу эмоциональной сферы представлен в работах Л.М. Веккера [5]. Исследования эмоциональных явлений в разных условиях позволяют частично подтвердить и частично опровергнуть каждую систему гипотез по отдельности [16; 27; 30]. При этом у разных испытуемых при субъективном выделении определенных эмоциональных состояний наблюдаются устойчивые индивидуальные сочетания психофизиологических показателей, которые актуализируются при их повторной регистрации в сходных условиях. Вместе с тем, не удается надежно регистрировать специфические для каждой эмоции сочетания таких показателей у разных людей [24; 26, с. 177].

При постановке третьей проблемы широкое распространение в мировой психологии получили два теоретических подхода. Первый подход основан на выделении ограниченного числа врожденных эмоций и последующего объяснения развития эмоциональной

сферы человека избирательным функциональным синтезом таких эмоций между собой, а также установлением их связей с другими психическими процессами. Такие подходы опираются на ряд гипотез:

1. Существуют врожденные («базисные») эмоции, которые выполняют адаптивные и коммуникативные функции, а также соответствующие таким эмоциям механизмы организации поведения.

2. Врожденные эмоции обладают комплексом специфических особенностей, которые характеризуются: изменениями физиологических процессов в организме; внешними мимическими и пантомимическими формами выражения; субъективно (рефлексивно) регистрируемыми переживаниями; характерными изменениями поведения и реакций в ответ на воздействие факторов окружающей среды.

3. Врожденные мимические и поведенческие эмоциональные комплексы у людей могут изменяться и преобразовываться в соответствие с культурными нормами и ограничениями на основе произвольного контроля.

Наиболее известными подходами к выделению базовых эмоций с целью объяснения развития эмоциональной сферы человека являются теории К.Изарда и Р.Плутчика [15; 16, с. 324-415].

Второй подход, направленный на выявление причин, лежащих в основе формирования и развития эмоциональной сферы человека в онтогенезе, сложился в когнитивной психологии, где эмоциональные переживания анализируются как результаты процессов обработки информации, которые обеспечивают оценивание субъектом внешних событий и их влияние на возможности реализации поведения (теории когнитивной оценки). Основные гипотезы, на которые опирается это направление анализа эмоций, заключаются в следующем:

1. Эмоциональные процессы и состояния актуализируются на основе когнитивного анализа, интерпретации и оценки особенностей событий и ситуации в целом на основе процессов обработки информации (в мозге и мозгом!?), которые: а) вызывают функционально-физиологические изменения; б) служат интерпретации таких изменений в организме.

2. Существует множество оснований для интерпретации внешних воздействий и ситуаций, которые определяют их оценку, а также модальность актуализируемых эмоций и эмоциональных состояний. В качестве важнейших оснований выделяются: а) новизна ситуации; б) субъективная привлекательность / непривлекательность; в) предсказуемость происходящих событий,

понимание их причин; г) важность ситуации для достижения целей субъекта; д) наличие возможностей преодолеть нежелательные воздействия ситуации; е) совместимость ситуации с социальными и личностно принятыми нормами субъекта, и др.

3. Когнитивная оценка, лежащая в основе эмоций, осуществляется на самых ранних этапах восприятия ситуации и не всегда осознается.

Такие подходы берут начало в когнитивно-физиологической (двухфакторной) теории эмоций С.Шехтера. Наибольшую известность из подобных подходов к объяснению эмоций получила теория Р. Лазаруса. Еще одна теоретическая модель, в которой эмоции рассматриваются в качестве результатов когнитивной оценки, принадлежит американским исследователям Э.Ортони, Д.Клор, А. Коллинзу [16].

Анализ эмоциональных явлений с теоретических позиций системно-деятельностной

культурно-исторической психологии

Заметим, что во всех подходах эмоциональные явления с одной стороны, оказываются таинственно связанными с физиологическими, а с другой - с психическими процессами. Краткий обзорный анализ общих теоретических подходов показывает, что эмоциональные явления при всем многообразии средств и способов их описания и объяснения остаются областью исследований в психологии, где заостряются все противоречия, связанные с психофизиологической проблемой. При этом ясно, что обозначенные проблемы тесно связаны и могут быть разрешены только в рамках единой общепсихологической теории, а не на основе множества разных теоретических подходов.

В контексте развития системно-деятельностной культурно-исторической психологии логика организации исследований привела к выделению психических функций не внутри организма, а к локализации их

между организмом и предметными условиями окружающей среды [10; 17; 18; 22; 25]. Психика начинает рассматриваться как система функций, в составе активных взаимодействий целостного организма с предметными

условиями окружающей среды (окружающего мира) которые обеспечивают:

• избирательную ориентировку в окружающей среде, исходно опирающуюся на использование органов чувств;

• организацию и регуляцию взаимодействий с предметными условиями (поведения, действий, деятельно-стей) окружающей среды на основе предметной ориентировки;

• избирательное накопление и совершенствование на протяжении индивидуальной жизни наиболее эффективных способов ориентировки и способов организации и реализации направлений жизнедеятельности (у животных, способных к научению).

При этом эволюционное формирование и развитие психических функций тесно связано с относительным разделением функционально-физиологических процессов в организме на обеспечивающие, с одной стороны, поддержание динамического постоянства внутренней среды, с другой стороны - функциональную подстройку под активные взаимодействия с предметными условиями окружающей среды. У способных к научению высших животных такие процессы приобре-

тают индивидуализированный характер, поскольку зависят от предметных условий, с которыми активно взаимодействует животный организм. Между такими процессами на протяжении индивидуальной жизни выстраивается сложная функциональная динамика, которая может гибко и избирательно совершенствоваться. Например, в условиях соревнований после финиша бегуна-профессионала, двигательная активность которого подчинена достижению высокого результата, функционально-физиологическое состояние организма оказывается далеко за границами параметров, которые рассматриваются как совместимые с нормой (и даже с жизнью).

Подобный анализ динамики физиологических процессов и соответствующих им функциональных состояний организма, неизбежно приводит к выводу, что возможной физиологической основой эмоциональных переживаний выступают эффекты индивидуальной подстройки физиологических функций организма под разные способы реальных или возможных (потенциальных) взаимодействий с окружающим миром. Такой подход позволяет избавиться от поиска эмоций, как самостоятельных психических явлений, порождаемых внутри организма. Эмоции выступают результатом гиб-

кой системной функциональной подстройки физиологических процессов в организме под разнообразные взаимодействия с окружающим миром (реальные и потенциальные), которые могут строиться и воспроизводиться в составе ориентировочной и исполнительной активности.

У животных организмов отсутствуют возможности выделять собственные органические состояния. Вместе с тем, в период антропогенеза и последующего культурно-исторического развития в составе совершенствующейся общественной деятельности людям приходится совершенствовать способы регуляции межсубъектных взаимодействий не только по отношению к предметным условиям окружающего мира, но и по отношению к различным функционально-физиологическим состояниям и возможностям организма. Для выделения, регуляции и описания состояний, которые могут позитивно или негативно отражаться на межсубъектных взаимодействиях и (или) на организации совместных предметных действий, начинает использоваться множество языковых средств.

В последующем для объяснения таких состояний, получивших обозначения, начинается поиск их причин, которые и связываются с гипотезой об особых эмоцио-

нальных психических процессах, которые «располагаются» между физиологическими процессами в организме и взаимодействиями субъекта с окружающим миром. Осуществляется поиск критериев, по которым можно было бы противопоставить с одной стороны функционально-физиологические, а с другой - собственно эмоциональные процессы и состояния организма. С тех пор традиция строить теории эмоциональных процессов на подобном противопоставлении сохраняется, не только в обыденном сознании, но и в научно-ориентированной психологии. Также сохраняется традиция выделения внутри организма наряду с физиологическими процессами и состояниями особых эмоциональных процессов и состояний. Такие традиции не позволяют избавиться от мистического постулата о порождении психических явлений (не только эмоциональных, но и познавательных) где-то внутри организма и приводят к постоянной актуализации психофизиологической проблемы. Остается неразрешимой и проблема эмпирического выделения психических процессов. Например, в когнитивной психологии нерешенным остается вопрос, как нейрофизиологические механизмы «переработки и хранения информации» порождают психику (образ, эмоцию, желание), и в чем

специфика психических явлений? Сведение психических явлений к моделированию «процессов переработки информации» создает только иллюзию объяснений, но позволяют создавать технические устройства, соответствующие информационным моделям.

В отечественной психологии положения культурно-исторической теории развития высших психических функций человека не были распространены Л.С. Выготским на объяснение эмоциональной сферы человека [8; 9]. Вместе с тем эта теория все шире начинает привлекаться для анализа и объяснения формирования и развития эмоциональной сферы человека [3; 20].

Каковы центральные направления развития эмоциональной сферы ребенка на ранних этапах онтогенеза? Эмоциональная сфера ребенка начинает развиваться на основе естественных форм подстройки различных физиологических процессов под активные перцептивно-двигательные взаимодействия с внешней средой. В разделенных с другими людьми опосредствованных знаками и символами предметных взаимодействиях формирующиеся и актуализирующиеся функционально-физиологические состояния обозначаются и приобретают характеристики высших психических функций, которые выделяются в качестве эмоциональных процессов и состояний, а также потребностных состояний и

мотивационных отношений. При этом знаково-симво-лические средства используются в межличностных взаимодействиях: а) для обозначения, актуализации и регуляции эмоциональных состояний; б) для обозначения и актуализации эмоционально-оценочных отношений к различным предметам, явлениям, событиям; в) для фиксирования обобщенных эмоционально-ценностных отношений различной степени абстрактности и т.д.

В межличностных отношениях люди опираются на экспрессивные средства (мимика, пантомимика, просодические средства), которые: а) имеют культурно-исторические корни традиционного конвенционального использования и интерпретации; б) служат средствами регулирования и организации взаимодействий между людьми; в) обозначаются с помощью языковых средств и соотносятся с определенными эмоциональными состояниями и переживаниями. Экспрессивными средствами общения в онтогенезе ребенок овладевает во внешних разделенных с другими людьми взаимодействиях, где может выделяться ряд этапов:

• Спонтанное непосредственное экспрессивное выражение ребенком эмоциональных состояний и отношений исходно выступает для других людей в качестве признаков, которые интерпретируются взрослыми как определенные состояния или желания ребенка.

• С помощью стихийно актуализируемой экспрессии, а также выделения ответных действий со стороны других людей, младенец начинает избирательно использовать соответствующие экспрессивные средства.

• Экспрессивные средства начинают выступать в качестве «знаков», регулирующих межличностные взаимодействия: а) с одной стороны для взрослых, которые организуют взаимодействия в зависимости от экспрессивно выражаемых ребенком состояний; б) с другой -для младенца, который начинает взаимодействовать с людьми используя экспрессивные средства для выражения собственных эмоциональных состояний, а также для распознавания эмоциональных состояний у других людей [3; 19].

Важно отметить, что стихийное формирование ответных форм поведения взрослого на удовлетворение «ожиданий и требований» ребенка, выражаемых с помощью экспрессивных средств, может закреплять в репертуаре детского поведения устойчивые и систематические формы капризов, эмоционального недовольства и другие неприятные особенности эмоциональной сферы. Вместе с тем, и экспрессия взрослого, стихийно используемая во взаимодействиях с ребенком, может

приобретать неосознаваемый устойчивый эмоционально позитивный / негативный характер или становится неадекватной для взаимодействий с ребенком.

С момента рождения во взаимодействиях с людьми и с предметами человеческой культуры при использовании языковых средств у каждого ребенка устанавливается индивидуальный диапазон предметно-отнесенных эмоционально-органических отношений на основе избирательной подстройки физиологических процессов под активные взаимодействия с предметными условиями окружающего мира. - От физиологических (и биохимических) процессов обеспечивающих функции органов чувств и нейрофизиологических процессов в мозге до широкого диапазона физиологических процессов в различных органах и тканях. У ребенка формируются: а) положительные эмоционально-мотивацион-ные отношения к взаимодействиям с людьми и предметными условиями, которые ведут к устранению отрицательных эмоционально-органических и актуализируют положительные эмоционально-органические состояния; б) отрицательные эмоционально-мотиваци-онные отношения к взаимодействиям с людьми и предметными условиями, которые ведут к актуализации отрицательных эмоционально-органических состояний, а

также препятствуют достижению ожидаемых позитивных результатов [2].

На ранних этапах развития младенца среди таких отношений ведущее место занимает мать, которая является центральным источником: а) устранения отрицательных и актуализации положительных эмоционально-органических состояний. Приобретая предметную отнесенность и получая обозначения с помощью языковых средств эмоции «отделяются» от органических состояний и начинают выполнять функции актуализации избирательной «эмоционально-оценочной ориентировки» в предметных условиях окружающего мира.

Как эмоциональная регуляция развивается в игровой деятельности дошкольника? В игровой деятельности формируется ориентировка в основных смыслах межличностных отношений и обмена человеческими действиями и их результатами, которые: а) моделируются в сюжетно-ролевых играх; б) непосредственно устанавливаются между детьми, участвующими в игровых взаимодействиях. В результате содержание эмоциональных переживаний развивается на основе возникновения особых форм сопереживания, сочувствия другим людям, вместе с которыми и ради которых про-

изводятся или моделируются предметные и умственные действия [31; 32]. По мере формирования способности выполнять умственные действия появляется возможность актуализировать и эмоционально переживать тот смысл, который последствия действий могут иметь как для самого субъекта, так и для других людей. Изменяется место эмоций во временной структуре деятельности - эмоции начинают предвосхищать процесс выполнения решаемой задачи при произвольно-преднамеренной организации действий [12]. Что может выступать материальным субстратом таких эмоциональных процессов? - Актуализируемые с помощью знаково-символических средств (внешняя и внутренняя речь, игрушки, изображения) возможные способы ориентировки в возможных предметных ситуациях (представления ребенка) и умственно реализуемые действия, актуализирующие и сохраняющие функционально-физиологическую подоснову возможных предметных действий или взаимодействий с людьми.

Каковы особенности языковых средств, используемых для обозначения и актуализации эмоциональных явлений? Анализируя способы и средства выражения эмоций противопоставляют: а) «телесную семантику» -разные формы экспрессивного, мимического и пантомимического выражения эмоциональных процессов и

состояний; б) вербальную семантику - языковые средства, обозначающие разные эмоциональные явления («радость», «гнев», «грустный», «скучно», «боюсь», и т.д.). В семантике языковых средств, наряду с рационально-понятийными компонентами, присутствуют эмоционально-оценочные компоненты. С помощью языковых средств могут фиксироваться и выражаться:

• Эмоциональные состояния субъекта, которые получают именование и могут в последующем абстрагироваться, получать описание и обобщаться.

• Эмоционально-оценочные отношения субъекта к предметам и явлениям: хороший - плохой; прекрасный - безобразный; сомнительный - достоверный; и т.д. [28; 29].

При этом в семантическом значении слов, имеющих внешнюю предметную отнесенность неправомерно: а) игнорировать эмоциональные компоненты; б) относить все эмоциональные компоненты к непонятийным; в) выводить эмоциональные компоненты значений за пределы лингвистического анализа [28, с. 67]. Эмоциональные компоненты значений фиксируются и выражаются с помощью специальных слов - эмотивов, которые разделяются на группы:

Эмотивы-аффективы - в значении слов доминируют эмоциональные компоненты, которые непосредственно выражают определенную эмоцию и (или) эмоциональное отношение субъекта к объекту, событию, ситуации. В качестве таких языковых средств могут выступать междометия, бранные слова, эмоционально-оценочные наречия и прилагательные. Аффективы имеют ситуативную предметную отнесенность, но не обладают понятийным (сигнификативным) эмотивным содержанием.

Эмотивы-коннотативы - в значении слов наряду с предметно-номинативными компонентами представлены эмоционально-оценочные и (или) экспрессивные компоненты (упрямый, садист, лжец).

Эмотивы-номинативы - лексические единицы, которые обозначают эмоции, чувства, переживания, обобщенно фиксируя их в качестве понятийного эмотивного содержания (гордость, радостный, пугается).

Эмотивы-потенциативы - с помощью сочетаний значений слов метафорически или ассоциативно выражаются эмоциональные отношения (собачий холод, золотые руки, дешевый поступок).

Таким образом, фиксируемое и выражаемое с помощью языковых средств значение может формироваться

на основе трех компонентов: а) предметно-понятийный компонент - денотативное или сигнификативное значение; б) эмотивный компонент, который может выступать как аффектив или как коннотатив; в) функционально-стилистический эмотивный компонент -определяется выбором и употреблением слов в зависимости от ситуации и контекста речевого общения [28].

Эмотивные языковые средства в процессах коммуникации обеспечивают две центральные функции: а) позволяют субъекту выразить собственные эмоции и эмоциональные отношения без намерения воздействовать на адресата; б) обеспечивают актуализацию эмоций у адресата с целью оказания на него определенного воздействия. Например, желание развеселить, утешить, оскорбить, обидеть, унизить и др.

В разных условиях общения эмотивные и экспрессивные компоненты речевых высказываний могут вызывать различные типы эмоциональных реакций у адресата. В связи с этим может быть выделен ряд речевых умений и способностей, связанных с использованием языковых средств. Это умения выделять и противопоставлять свои и чужие эмоции и выражать их с помощью языковых средств; умения обнаруживать связь между своими и чужими эмоциями, представлениями, мыслями и поступками; владение социально принятыми

правилами эмоционального поведения и реагирования; владение способами управления своими и чужими эмоциями; владение способами вербализации эмоций, позволяющих выразить эмоции и эмоциональные состояния, и другие [28, с. 363]. Подобные способности выделяются и обозначаются как проявления «эмоционального интеллекта».

Какие закономерности лежат в основе овладения приемами произвольной регуляции эмоциональных процессов и состояний? Приемы произвольной преднамеренной регуляции эмоциональных процессов и состояний подчиняются социокультурным закономерностям формирования и развития высших психических функций: исходно формируются у ребенка во внешних разделенных с другими людьми, опосредствованных речью взаимодействиях, постепенно преобразуясь в самостоятельно применяемые внутри речевые приемы [20].

По мере овладения способами использования языка в общении с взрослыми, эмоциональная сфера ребенка становится опосредствованной речевыми операциями и действиями. С помощью языковых средств ребенок накапливает опыт актуализации различных эмоциональных состояний, отношений и переживаний.

• Сначала с помощью речевых указаний взрослых ребенок учится выделять экспрессивно выражаемые эмоциональные состояния и отношения, возникающие у других людей, у моделируемых литературных и кино героев, мультипликационных и сказочных персонажей: а) исходно в общении с другими людьми и с их помощью; б) позднее - самостоятельно.

• На такой основе с помощью слов ребенок учится в различных ситуациях фиксировать эмоциональные состояния и отношения, возникающие у себя: а) исходно в общении с другими людьми и с их помощью; б) позднее - самостоятельно [20].

Фиксирование с помощью слов собственных эмоциональных переживаний и отношений, а также соответствующих им экспрессивных компонентов, позволяет ребенку постепенно овладеть приемами произвольного и преднамеренного самоконтроля по отношению:

• К экспрессивному выражению эмоциональных состояний и переживаний.

• К влиянию эмоциональных состояний и переживаний на взаимодействия и взаимоотношения с людьми.

• К влиянию эмоциональных состояний и переживаний на реализацию предметно-практических, а позднее и умственных действий.

Развернутые приемы произвольно-преднамеренной регуляции эмоциональных состояний предполагают ряд возможных опосредствованных речью направлений построения ориентировочной основы и последующего исполнения собственных действий и поступков:

• Ориентировка на основе выделения с помощью языковых средств собственных актуализирующихся в определенных ситуациях переживаний и эмоциональных состояний (осознание собственных эмоций).

• Ориентировка в основных причинах и факторах, которые вызывают такие переживания или эмоциональные состояния, на основе фиксирования их с помощью языковых средств (осознание причин, вызывающих эмоции).

• Ориентировка в возможных негативных и позитивных последствиях (неудачи при выполнении действий, актуализация межличностного конфликта, повышение эффективности определенных действий, и т.д.), к которым приводят соответствующие переживания или эмоциональные состояния (осознание последствий, к которым могут вести эмоции).

• Произвольное планирование и организация таких форм поведения и действий, которые приходится вы-

полнять субъекту вопреки непосредственно актуализирующемуся предметно отнесенному эмоционально-органическому состоянию (переживанию).

Как формируются высшие чувства и социальные эмоции? Социальные эмоции формируются во взаимодействиях с людьми и выражают отношения субъекта к другим людям и оценку себя с точки зрения других людей. Истоком социальных эмоций является интериори-зация социальных ожиданий, связанных с оценкой поведения и действий субъекта, а также требований к соблюдению определенных нравственных норм:

• Ребенку со стороны других людей предъявляются ожидания (требования) к следованию определенным социальным нормам, а также выносятся оценки поведению или субъекту (личности) при соблюдении или нарушении таких норм.

• Такие требования во взаимодействиях с людьми становятся: а) средством социальной оценки субъекта со стороны других людей; б) средством оценивания субъектом других людей.

• Интериоризация таких требований и способов оценки становится механизмом произвольно-преднамеренного самоконтроля и самооценки.

Могут быть выделены разные категории социальных эмоций. Например: эмоции, выражающие особенности межличностных и социальных взаимоотношений: чувство признательности и благодарности, неприязнь, ненависть; эмоции реального или возможного нарушения социальных норм: стыд, вина, застенчивость; эмоции сопоставления себя с другими: зависть, ревность, гордость, и т.д. [3; 6; 7].

Как проявляется эмоциональная регуляция в составе волевого действия? По мере развития высших психических функций эмоциональные и мотивационные отношения у людей приобретают ряд качественных особенностей. Во-первых, в процессе антропогенеза устраняется биологическая предопределенность в развитии системы мотивационных отношений с природной средой. В человеческом обществе наблюдается целенаправленное формирование эмоциональных и мотивационных отношений у ребенка со стороны взрослых [9; 10]. Во-вторых, предметы, приобретающие для современного человека мотивационное значение, не имеют наследственно опознаваемых ключевых признаков. Поэтому эмоциональные и мотивационные отношения у ребенка формируются на основе специально организуемых процессов трансляции культурно-исторического (социокультурного) опыта.

По мере овладения способами использования языка и других знаково-символических средств, актуализация и переключение эмоционально-органических процессов и состояний начинает протекать в соответствии с содержанием речевых указаний по разветвленным многоступенчатым системам разнообразных семантических отношений и связей, которые устанавливаются на основе умственных действий. Эмоциональное (мотивационное) обусловливание преобразуется в эмоциональное (мотивационное) опосредствование [6].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В межличностных и общественных взаимодействиях с целью избирательного формирования и изменения эмоциональных и мотивационных отношений к предметам и явлениям широко используются эмотив-ные языковые средства. При этом речевые воздействия (указания, разъяснения, убеждения) служат переключению актуализируемых у субъекта способов ориентировки на определенные предметы и явления, а с помощью эмотивных языковых средств формируются или изменяются эмоциональные отношения к соответствующим предметам и явлениям. В результате с

одной стороны, актуализируются определенные функционально-физиологические состояния, а с другой -они соотносятся с новыми предметными условиями, «переключаются» на новые предметные условия [6; 7].

Поскольку жизнедеятельность человека протекает в социокультурных условиях, то с момента рождения каждому ребенку приходится учиться подчинять процессы целеполагания и собственные действия предъявляемым общественным ожиданиям и требованиям, которые могут вступать в противоречия со сложившимися индивидуальными эмоциональными и мотива-ционными отношениями. При организации таких действий особую сложность приобретают процессы принятия решений о выборе действия в пользу общественных ожиданий. В таких условиях формируются способности осуществлять волевые действия и актуализируются частично осознаваемые эмоционально насыщенные переживания «борьбы мотивов», в основе которой лежит сложная противоречивая функционально-физиологическая динамика актуализации противоположно направленных способов ориентировки, выбора целей, подготовки и реализации действий или поступков [13; 14; 21].

Выводы

1. При анализе и объяснении эмоциональных явлений в психологии сложилась традиция рассматривать их в качестве особых процессов, порождаемых физиологическими (нейрофизиологическими) процессами внутри организма. Такие подходы неизбежно ведут к поиску критериев для противопоставления: а) эмоциональных и физиологических процессов внутри организма; б) необходимости выделения отношений субъекта к предметным условиям окружающего мира и соответствующих им двух видов процессов внутри организма - эмоциональных и физиологических. Такая логика неизбежно приводит к психофизиологическому параллелизму и актуализации психофизиологической проблемы.

2. Возможной эволюционной основой эмоциональных переживаний выступают результаты индивидуальной гибкой системной подстройки физиологических функций организма под разные способы реальных или возможных (потенциальных) взаимодействий с окружающим миром. Такой подход отрицает поиск эмоций

в качестве особых самостоятельных психических явлений, порождаемых внутри организма.

При этом эволюционное формирование и развитие психических функций тесно связано с относительным разделением функционально-физиологических процессов в организме на обеспечивающие, с одной стороны, поддержание динамического постоянства внутренней среды, с другой стороны - функциональную подстройку под активные взаимодействия с предметными условиями окружающей среды.

3. В условиях социокультурного развития человечества разнообразные формы функциональной подстройки физиологических процессов под взаимодействия с предметными условиями начинают актуализироваться с помощью языковых (знаково-сим-волических) средств в составе ориентировочной и исполнительной активности. - Сначала в условиях овладения предметно-практическими, а затем умственными действиями.

4. В составе ориентировочной основы произвольно-преднамеренного целеполагания, а также

практического или умственного исполнения действий могут выделяться две стороны: а) содержание ориентировочной основы, воспроизводимой на основе функционально-физиологической подстройки организма к взаимодействиям с реальной или возможной предметной ситуацией; б) изменения функционально-физиологических состояний организма в результате такой подстройки, лежащие в основе выделяемых с помощью языковых средств эмоциональных состояний и эмоциональных отношений к определенному предметному содержанию.

Финансирование

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта №18-013-01108 «Социокультурные детерминанты формирования волевой регуляции».

5. При организации произвольных и волевых действий, где особую сложность приобретают процессы целеполагания и принятия решений о выборе действия в условиях предъявляемых общественных ожиданий, в основе осознаваемого эмоционального переживания «борьбы мотивов» лежит сложная противоречивая функционально-физиологическая динамика, подчиненная актуализации противоположно направленных способов ориентировки и подготовки возможных действий.

Литература

1. АлександровЮ.И. Системная психофизиология. // Психофизиология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2014. С. 252-308.

2. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем. М.: Наука, 1978. 400 с.

3. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. 544 с.

4. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. Ленинград: «Наука» 1989. 144 с.

5. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 685 с.

6. ВилюнасВ.К. Психология эмоциональных процессов. - М.: МГУ, 1976. 143 с.

7. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990. 288 с.

8. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 6. Научное наследство. М.: «Педагогика», 1984. 400с.

9. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика, 1993. 224 с.

10. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. 480с.

11. Дарвин Ч. Сочинения. Том 5. М.: Издательство Академии Наук СССР, 1953. 1040 с.

12. Запорожец А.В. Психология действия. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. 736 с.

13. ИванниковВ.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: УРАО, 1998. 144 с.

14. Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций. СПб.: Питер, 2010. 336 с.

15. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб: Издательство «Питер», 1999. 464 с.

16. Кравченко Е.Ю. Психология эмоций. Классические и современные теории и исследования. М.: ФОРУМ, 2015. 544 с.

17. ЛеонтьевА.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. 511 с.

18. Леонтьев А.Н. Эволюция, движение, деятельность. М.: Смысл, 2012. 560 с.

19. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 384 с.

20. Маланов С.В. Развитие у детей в раннем детстве и дошкольном возрасте ориентировки в эмоциональных состояниях на основе овладения способами использования языковых средств // Культурно-историческая психология. 2015. Т.11. №2. С.57-67. doi:10.17759/chp.2015110206.

21. Маланов С.В. О генезисе целеполагания (на пути к осознаваемым формам взаимодействия с миром) в теоретическом контексте системно-деятельностной культурно-исторической психологии. // «Мир психологии». 2018. № 3. С. 278-292.

22. Маланов С.В. К проблеме эволюционного развития психических функций: от мозга к психике или от психики к мозгу? // Теоретичш дослщження у психологи: монографiчна серiя / Сост. В.О. Медшцев. 2019. Том VII. С. 47-71. doi: 10.24411/2616-68602019-00007

23. Палмер Д., Палмер Л. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens. СПб.: прайм ЕВРОЗНАК, 2004. 384 с.

24. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. 392 с.

25. Сурмава А.М. Мышление и деятельность. М.: НИУ МИЭТ, 2012. 264 с.

26. Фресс П. Эмоции / Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Выпуск 5. М.: Издательство «Прогресс», 1975. С. 111195.

27. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. М.: Издательство Московского университета, 1992. 180 с.

28. Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций. М.: Гнозис, 2008. 416 с.

29. Чертов Л.Ф. Знаковость: опыт теоретического синтеза идей о знаковом способе информационной связи. СПб.: Санкт-Петербургский университет, 1993. 388 с.

30. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. СПб.: Питер, 2010. 334 с.

31. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

32. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 304 с.

S. V. Malanov

Arbitrary and volitional regulation in the functional composition of the human emotional sphere

Annotation. Theoretical approaches to the analysis of emotional phenomena are discussed, which are based on the general hypothesis about the generation of emotions within the body by physiological or neurophysiological processes. An alternative to such approaches is the theoretical foundations of system-active cultural-historical psychology, where psychic phenomena are analyzed as external forms of orientation and active selective organization of interactions of organisms with objective environmental conditions, where the basis of emotional phenomena is a flexible systemic adjustment of the physiological functions of animal organisms for real or expected (supposed) interactions with the outside world. Under the conditions of socio-cultural development of mankind, various forms of functional adjustment of physiological processes to interact with objective conditions begin to be updated with the help of linguistic (symbolic) means as part of orientational and executive activity. Therefore, two aspects can be distinguished as part of the indicative basis of voluntary intentional and volitional actions: 1) the contents of the indicative basis, built and updated on the basis of a functional adjustment of physiological processes to the interactions of the body with a real or possible objective situation; 2) changes in the functional and physiological conditions of the body as a result

of such a adjustment, which underlie the emotional states and emotional relations that are identified with the help of language tools to a specific subject content. When organizing volitional actions, the basis of experiencing a "struggle of motives" is a contradictory functional and physiological dynamics, subordinate to the actualization of oppositely directed methods of goal setting and preparation of possible actions.

Keywords: emotional phenomena, theories of emotions, voluntarily deliberate and volitional organization of actions, emotional regulation as part of actions.

Funding

This work was supported by grant RFBR №18-013-01108.

References

1. Aleksandrov Yu.I. Sistemnaya psikhofiziologiya. [Systemic psychophysiology]. Psikhofiziologiya: Uchebnik dlya vuzov.

[Psychophysiology: Textbook for universities]. Saint-Petersburg: Piter, 2014. pp. 252-308.

2. Anokhin P.K. Filosofskie aspekty teorii funktsional'nykh system [Philosophical aspects of the theory of functional systems]. Moscow: Nauka, 1978. 400 p.

3. Breslav G.M. Psikhologiya emotsii [Psychology of emotions]. Moscow: Smysl; Publ. tsentr «Akademiya», 2004. 544 p.

4. Vartanyan G.A., Petrov E.S. Emotsii i povedenie [Emotions and behavior]. Leningrad: «Nauka», 1989. 144 p.

5. Vekker L.M. Psikhika i real'nost': edinaya teoriya psikhicheskikh protsessov [Psyche and reality: a unified theory of mental processes]. Moscow: Smysl, 1998. 685 p.

6. Vilyunas V.K. Psikhologiya emotsional'nykh protsessov [Psychology of emotional processes]. Moscow: Publ. Moscow State University, 1976. 143 p.

7. Vilyunas V.K. Psikhologicheskie mekhanizmy motivatsii cheloveka [Psychological mechanisms of human motivation]. Moscow: Publ. Moscow State University, 1990. 288 p.

8. Vygotskii L.S. Sobranie sochinenii: V 6 t. T.6. Nauchnoe nasledstvo [Collected Works: in 6 vol. Vol. 6. Scientific legacy]. Moscow: Publ. Pedagogika, 1984. 400 p.

9. Vygotskii L.S., Luriya A.R. Etyudy po istorii povedeniya: Obez'yana. Primitiv. Rebenok [Studies on the history of behavior: Monkey. Primitive. Child]. Moscow: Publ. Pedagogika, 1993. 224 p.

10. Gal'perin P.Ya. Psikhologiya kak ob"ektivnaya nauka [Psychology as an objective science]. Moscow: Publ. Moskovskii psikhologo-sotsial'nyi institut, Voronezh: Publ. NPO «MODEK», 1998. 480 p.

11. Darvin Ch. Sochineniya. Tom 5 [Compositions. Vol 5]. Moscow: Publ. Akademii Nauk SSSR, 1953. 1040 p. (In Russ.).

12. Zaporozhets A.V. Psikhologiya deistviya [Action psychology]. Moscow: Publ. Moskovskii psikhologo-sotsial'nyi institut, Voronezh: Publ. NPO «MODEK», 2000. 736 p.

13. Ivannikov V.A. Psikhologicheskie mekhanizmy volevoi regulyatsii [Psychological mechanisms of volitional regulation]. Moscow: Publ. URAO, 1998. 144 p.

14. Ivannikov V.A. Osnovy psikhologii. Kurs lektsii [Fundamentals of psychology. Lecture course]. Saint-Petersburg: Publ. Piter, 2010. 336 p.

15. Izard K.E. Psikhologiya emotsii [Psychology of emotions]. Saint-Petersburg: Piter, 1999. 464 p. (In Russ.)

16. Kravchenko E.Yu. Psikhologiya emotsii. Klassicheskie i sovremennye teorii i issledovaniya [Psychology of emotions. Classical and modern theories and research]. Moscow: FORUM, 2015. 544 p.

17. Leont'ev A.N. Lektsii po obshchei psikhologii [Lectures on General Psychology]. Moscow: Publ. Smysl, 2000. 511 p.

18. Leont'ev A.N. Evolyutsiya, dvizhenie, deyatel'nost' [Evolution, movement, activity]. Moscow: Publ. Smysl, 2012. 560 p.

19. Lisina M.I. Obshchenie, lichnost' i psikhika rebenka [Communication, personality and psyche of the child]. Moscow: Publ. «Institut prakticheskoi psikhologii», Voronezh: NPO «MODEK», 1997. 384 p.

20. Malanov S.V. Razvitie u detei v rannem detstve i doshkol'nom vozraste orientirovki v emotsional'nykh sostoyaniyakh na osnove ovladeniya sposobami ispol'zovaniya yazykovykh sredstv [Identifying Emotions through Language Means in Early Childhood]. Kul'turno-istoricheskayapsikhologiya [Cultural-HistoricalPsychology], 2015. Vol. 11, no. 2, pp. 57-67. doi:10.17759/chp.2015110206.

21. Malanov S.V. O genezise tselepolaganiya (na puti k osoznavaemym formam vzaimodeistviya s mirom) v teoreticheskom kontekste sistemno-deyatel'nostnoi kul'turno-istoricheskoi psikhologii [On the genesis of goal-setting (on the path to conscious forms of interaction with the world) in the theoretical context of system-active cultural-historical psychology]. Mir psikhologii [World of psychology], 2018, no. 3, pp. 278-292.

22. Malanov S.V. K probleme evolyutsionnogo razvitiya psikhicheskikh funktsii: ot mozga k psikhike ili ot psikhiki k mozgu? [To the problem of the evolutionary development of mental functions: from the brain to the psyche or from the psyche to the brain?] In Medintsev V.O. (ed.)

Teoretichni doslidzhennya u psikhologiï: monografichna seriya [Theoretical advances in psychology: a monographic series], 2019. Vol. VII, pp. 47-71. doi: 10.24411/2616-6860-2019-00007

23. Palmer D., Palmer L. Evolyutsionnaya psikhologiya. Sekrety povedeniya Homo sapiens [Evolutionary psychology. Homo sapiens behavior secrets]. Saint-Petersburg: Publ. praim EVROZNAK, 2004. 384 p. (In Russ.).

24. Reikovskii Ya. Eksperimental'naya psikhologiya emotsii [Experimental Psychology of Emotions]. Moscow: Progress, 1979. 392 p. (In Russ.).

25. Surmava A.M. Myshlenie i deyatel'nost' [Thinking and Action]. Moscow: Publ. NIU MET, 2012. 264 p.

26. Fress P. Emotsii [Emotions]. In Fress P., Piazhe Zh. (ed.) Eksperimental'naya psikhologiya. Vypusk 5. [Experimental psychology. Issue 5] Moscow: Publ. Progress, 1975, pp. 111-195. (In Russ.).

27. Khomskaya E.D., Batova N.Ya. Mozg i emotsii [Brain and emotions]. Moscow: Publ. Moscow State University, 1992. 180 p.

28. Shakhovskii V.I. Lingvisticheskaya teoriya emotsii [Linguistic Theory of Emotions]. Moscow: Gnozis, 2008. 416 p.

29. Chertov L.F. Znakovost': opyt teoreticheskogo sinteza idei o znakovom sposobe informatsionnoi svyazi [Sign: the experience of a theoretical synthesis of ideas about the sign method of information communication]. Saint-Petersburg: Publ. Sankt-Peterburgskii universitet, 1993. 388 p.

30. Ekman P. Psikhologiya emotsii. Ya znayu, chto ty chuvstvuesh' [Psychology of emotions. I know what you feel]. Saint-Petersburg: Piter, 2010. 334 p. (In Russ.).

31. El'konin D.B. Izbrannye psikhologicheskie trudy [Selected Psychological Works]. Moscow: Pedagogika, 1989. 560 p.

32. El'konin D.B. Psikhologiya igry [Psychology of game]. Moscow: Pedagogika, 1978. 304 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.