РСН: 10.47026/1810-1909-2022-4-119-127
УДК 39+691.11 ББК 63.5+63.3(2)
З.Ф. ХАСАНОВА
ПРОИЗВОДСТВО ВОЙЛОКА У БАШКИР: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ*
Ключевые слова: башкиры, войлок, юрта, декоративно-прикладное искусство, войлочные ковры, художественный войлок, одежда.
В настоящей статье дается характеристика современного производства войлока башкир южной и юго-восточной части Республики Башкортостан с позиции сохранения традиций и новации. В прошлом башкиры широко использовали его в быту, он применялся во многих традиционных обрядах: семейно-бытовых, свадебных и религиозных. Войлоком покрывали юрты, украшенные кошмы башкиры стелили на нары во время праздников. Он, часто в комплекте с паласом, традиционно присутствовал в приданом невесты. Нарядный чепрак (серге, сергетыш), который лежал под седлом, и нарядный коврик, переброшенный через седло, украшали лошадь невесты во время свадьбы. В ходе исследований автор пришла к выводу о том, что у башкир войлок в конце XX- начале XXI в. носит эстетическую и обрядовую (локально сохраняет) функцию. Анализ процессов в области декоративно-прикладного искусства башкир в Республике Башкортостан в конце XX - начале XXI в. показал, что существуют следующие основные формы бытования войлока в культуре народа: 1) традиционный способ валяния овечьей шерсти для кошм; 2) распространение производства художественного войлока с использованием традиционных навыков - это предметы домашнего декора - картины, панно, ленты для перетягивания постели и др.; 3) создание дизайнерских коллекций: пальто, безрукавок, головных уборов, варежек и др.; 4) изготовление из шерсти сувениров - кукол, предметов украшения: нагрудников, бус и др. Таким образом, наряду с сохранением традиций башкирского войлока развиваются и новации.
Среди традиционных домашних занятий башкир, хорошо сохранившихся до наших дней, можно назвать производство войлочных ковров. Войлок получил широкое применение в быту башкир, как и у всех кочевников-скотоводов Евразии. Его использовали в интерьере, снаряжении лошади и пр., применяли во многих традиционных свадебных и религиозных обрядах.
Цель данной статьи - рассмотреть производство войлока башкир в конце
XX - начале XXI в. Исследование охватывает территории южных и юго-восточных районов Республики Башкортостан (далее - РБ), в пределах которых кочевые традиции в виде выхода на летовки сохранились вплоть до начала ХХ в.
Хронологические рамки исследования охватывают конец XX - начало
XXI в., время, когда существует интерес к производству войлока башкир, сохраняются этнические традиции.
В данной статье автором впервые обобщаются материалы по заявленной теме, и в научный оборот вводятся новые полевые материалы и музейные экспонаты. На примере производства войлока исследуются также процессы сохранения и преемственности этнокультурных традиций в условиях современных тенденций глобализации культуры.
Источниковой базой исследования послужили полевые материалы, собранные автором в период 2010-2021 гг. в башкирских селах означенного ре-
* Работа выполнена в рамках выполнения государственного задания ИЭИ УФИЦ РАН на 2022 год № АААА-А21-121012290086-0.
гиона республики во время экспедиции и экспедиционных выездов, и материалы Научного архива Уфимского федерального исследовательского центра РАН (далее - УФИЦ РАН), где хранится уникальная база фотографий, сделанных в ходе этнографических экспедиций Института истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН (далее -ИИЯЛ УФИЦ РАН) разных лет. Кроме того, при написании использованы предметы из собрания Музея археологии и этнографии Института этнологических исследований имени Р.Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра РАН (далее - ИЭИ УФИЦ РАН) и других музеев республики, а также интернет-ресурсы, где выкладываются материалы о работе современных мастеров.
В статье используются общенаучные методы: научного описания, сравнительно-исторический, систематизации и анализа эмпирического материала. При полевых исследованиях применялись традиционные этнографические методы: глубинное интервью (на башкирском языке), наблюдение, фотофиксация. Для изучения современного состояния традиции использовался мониторинг социальных сетей («Вконтакте» и др.).
Способ производства войлока был зафиксирован многими исследователями и путешественниками, побывавшими у башкир в XVIII - начале XX в. -И.Г. Георги [4. С. 102], В.М. Черемшанским [15. С. 152], И.М. Казанцевым [6. С. 31-32], П.И. Небольсиным [9. С. 249], С.И. Руденко [13. С. 128]. В коллективной работе «Декоративное творчество башкирского народа» (1979 г.) в разделе «Ковры и кошмы» описываются виды узорного войлока [7. С. 63-64]. Научное освещение войлоковаляние получило в начале XXI в. в монографии ученого-этнографа С.Н. Шитовой, в которой автор на основе архивных, экспедиционных материалов подробно рассматривает процесс изготовления войлоков и кошмоделия у башкир [16]. В статье З.М. Давлетшиной рассмотрено изготовление войлока у юго-восточных башкир в начале XXI в. [5. С. 122-136].
Войлок - нетканое полотно. Волокна шерсти прочно скрепляются друг с другом в процессе валяния. В прошлом башкиры покрывали им юрты, он использовался в качестве матраса, им застилали нары, утепляли стены и пол жилища. Из валяной шерсти изготавливали плащи, чулки, головные уборы. Башкиры, как все кочевые народы, верили в магическую силу войлока, особенно белого, поэтому к свадьбе готовили в качестве приданого набор из валяных предметов: кошмы, войлока, покрытого шерстяным паласом, украшенного чепраком на его основе (стелили под седло невесты), который играл обрядовую функцию.
В начале XX в. у башкир существовало два способа производства войлока: первый - ручной, когда коллектив женщин валял войлок вручную. По мнению С.Н. Шитовой, данный способ очень близок к аналогу у казахов и киргизов [16. С. 17]. Другой способ - валяние при помощи лошади, в основном он использовался при изготовлении войлока больших размеров для юрты [13. С. 128; 3. С. 89-90]. В статье рассмотрим первый - самый распространенный - ручной способ производства войлока, который существует у башкир до сих пор. Войлок (кейед бадыу) делали из овечьей шерсти осенней стрижки, которая легче скатывалась и хорошо уплотнялась. Для получения больших кошм сырье собирали в течение нескольких сезонов. Войлок изготавливали из белой, серой и черной шерсти. Белый войлок шел на приданое, черный - для использования в быту.
Работы по выделке войлока проводились в теплое время года - в мае и июне. Башкирки за несколько дней перед валянием войлока овечью шерсть чистили от сора, грязи, для этого использовали инструмент в форме лука (ян). По словам информаторов, его применяли, когда шерсти было много. Современные мастерицы шерсть чистят руками (йен тадартыу) [11].
Затем наступал самый ответственный этап - подготовленную шерсть равномерно в несколько слоев (высотой 5-6 см) раскладывали на тканевой подстилке несколько больших размеров, чем предполагаемый войлок. После этого готовую основу полностью смачивали горячей водой. Затем войлок аккуратно накрывали сверху тонкой тканью и все вместе туго наматывали на круглую длинную деревянную скалку. Полученный рулон перевязывали в трех-че-тырех местах тесьмой. Далее рулон катали возвратно-поступательными движениями рук по направлению от кистей к локтям и обратно в течение около 30 минут. После этого его развязывали, по всей поверхности впрыскивали горячую воду и закатывали рулон с другой стороны, так катали еще полчаса. После того как получали основу, наносили рисунок путем накладывания на нее предварительно заготовленную шерсть другого цвета. Затем вновь туго сворачивали в рулон и, с силой надавливая на него, валяли. Через 3-5 минут катания работу разворачивали и при необходимости поправляли узор, подклады-вая шерсть. Войлок неоднократно раскрывали, переворачивали то на одну, то на другую сторону и увлажняли при этом горячей водой. В результате механического воздействия он уплотнялся и прессовался. Чем дольше изделие подвергали такой обработке, тем плотнее оно становилось. Готовый войлок несли для промывки к реке, затем расстилали на воде и, ударяя длинными палками, промывали его. Заключительный этап - сушка [11].
В процессе валяния войлока одновременно участвовали от 3 до 5 человек. Участников могло быть и больше, они периодически сменяли друг друга. Одна из женщин грела и подносила в ведре горячую воду. Работой руководила наиболее опытная мастерица: регулировала толщину слоя, формовала узор, следила за краями [16. С. 20]. Во время работы пели песни, шутили, веселились [11].
Войлоки были разные по размеру, толщине, качеству. Например, для чепрака применяли мягкую шерсть. Ее стелили в три слоя: вначале слой осенней шерсти, затем весенней, потом вновь осенней шерсти [5. С. 125]. Тонкий войлок из шерсти серого цвета употребляли для конской упряжи, хомута, подседельников.
Башкиры южных и юго-восточных районов рБ войлок украшали зигзагообразными, кольцами, роговидными и другими орнаментами, которые имели свои локальные особенности. Узор мог расположиться в центре или по краям войлока. Если войлок белого цвета, то рисунок был из черной шерсти, и наоборот. В старинных войлоках чаще сочеталась некрашеная шерсть. С появлением анилиновых красителей на изучаемой территории начали использовать разноцветную шерсть для нанесения узора на кошму [11]. В фондах Музея археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН есть несколько кошм из Абзелиловского района РБ, где на белой кошме расположены красного, зеленого, оранжевого цветов узоры в виде «цветков», разноцветных дуг [14. С. 147]. В фондах Аскаровского историко-краеведческого музея хранится фрагмент войлочного ковра конца XIX - начала XX в.: на белом фоне находится рамка в виде аркана из желтой и черной шерсти, по ее углам расположены узоры в виде рогов (кускар), в центре рамы имеется бордовый круг, на нем - круглая белая розетка с множеством лучей - завитков по краю. В центре розетки - красный круг, в который вписана белая свастика криволинейных очертаний [12] (рис. 1).
Рис. 1. Фрагмент кошмы. Конца XIX-начала XX в. Аскаровский историко-краеведческий музей (Абзелиловский район, РБ). 2019 г. Фото автора.
С середины XX в. в южных и юго-восточных районах республики мастерицы стали отмечать свои кошмы инициалами и указывать год изготовления. Во время экспедиции исследователем были зафиксированы изделия, которые датировались 1953, 1958,1964, 1968, 1970, 1995 гг. и пр. [11, 12].
В юго-восточной части республики войлочный чепрак покрывали тканевым чехлом, декорированным в технике аппликации или узорного лоскутного шитья. Войлоки для интерьера украшались с лицевой стороны пришитыми сверху ткаными паласами - буй балад, это стало национальной традицией башкирского народа [7. С. 63]. Края кошм обшивали красной, зеленой, синей, черной полосой ткани или зеленой, красной, желтой, синей шерстяной нитью.
Для башкир характерно использование аппликации из сукна в виде бордюров из фигур (зигзага и пр.) и кускар, которые нашивали непосредственно на кошму. В Музеи археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН хранится свадебный чепрак из Курганской области, орнаментированный по данной технике [11]. У башкир существовали кошмы, украшенные сложной аппликацией - растительными узорами из завитков с листочками, свойственные также для казахских аппликаций [10. С. 89]. В Национальном музее РБ хранится уникальный экспонат - ковер из кошмы с аппликацией из красной материи и вставкой в середине из коровьей шкуры (размер 204x110; № НМРБ ОФ 3289).
Возникшие в глубоком прошлом технологические и художественные приемы валяния шерсти, аппликации из ткани, сочетания войлока и по сей день используются в современном кошмовалянии у башкир. Можно предположить, что этому способствуют эстетическая и обрядовая функции войлока: ковры применяются в украшении декора жилья и входят в приданое невесты.
В Республике Башкортостан сохранению войлоковаляния придается большое значение. В Центре народного творчества разработан выставочный проект «Тамга», который в 2002 г. вошёл в государственную программу развития народных художественных промыслов РБ, в ее рамках ежегодно проводятся республиканские семинары с участием народных мастеров. В начале XXI в. организован
республиканский конкурс «Башкирский войлок» и др. В галерее «Урал» Республиканского центра народного творчества часто проходят выставки башкирских рукодельниц, где выставляются традиционные войлочные ковры и художественные войлоки (панно, картины и пр.).
В высших и средних учебных заведениях республики существуют специальные курсы по войлоковалянию. Например, в Сибайском институте Башкирского государственного университета на факультете «Технология и предпринимательство» и Учалинском колледже искусств и культуры имени С. Низаметдинова в отделении «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» студентов обучают традиционным способам изготовления кошмы. На художественно-графическом факультете Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы г. Уфы выполняются дипломные работы по изготовлению и декорированию войлока, коллективные панно из шерсти с применением традиционных орнаментов, колорита. В университете по инициативе декана Т.Х. Масалимова был открыт Центр художественного войлока [8. С. 34]. Кроме того, кошмы и чепраки из шерсти в 2021 г. вошли в список ЮНЕСКО нематериального культурного наследия башкир [2].
Проводятся республиканские семинары-практикумы, мастер-классы, пле-нэры по мастерству изготовления изделий из войлока, которые являются отличным стимулом для работы многих мастеров и мастериц. Эта тенденция характерна и для южных и юго-восточных районов РБ: в школах на уроках труда, на занятиях кружка «Умелые руки» изучают и изготавливают войлок традиционным способом. В районах РБ ежегодно проходит конкурс на самое уникальное изделие из войлока. Здесь со школьного возраста прививают интерес к национальным традициям,корням,истории.
Рассмотрев современное состояние традиций бытования и изготовления войлока, можно сказать, что для их сохранения и развития немаловажную роль играют СМИ - местное телевидение (познавательная передача «Орнамент» и т.д.), республиканские газеты («Башкортостан») и журналы («Ватандаш», «Башкортостан кы^ы», «Шо^кар»), где регулярно освещаются работы башкирских мастериц. Повышенному интересу к башкирскому войлоку способствует также Интернет. Ежегодно на народном празднике Сабантуй можно увидеть работы народных умельцев. Примечательно, что традиционным ремеслом войлоковаляния увлекаются не только старшее поколение, но и молодое.
Анализ процессов в области декоративно-прикладного искусства башкир в РБ в конце XX - начале XXI в. показал, что существуют следующие основные формы бытования войлока в культуре народа:
1. Изготовление традиционных войлочных ковров - кошм. Башкирки используют традиционные материалы и аутентичную орнаментацию, характерную для каждого ареала (Белорецкий, Бурзянский, Абзелиловский, Хайбуллин-ский, Баймакский районы РБ). Создание «Дома войлока» в д. Бурангулово Аб-зелиловского района, в котором наставники обучают своему ремеслу желающих [12] (рис. 2).
2. Распространение производства художественного войлока с использованием традиционных навыков - это предметы домашнего декора - картины, панно, ленты для перетягивания постели и др., имеющие высокое художественно-эстетическое значение. В основном этим делом занимаются люди, обладающие профессиональным художественным образованием (рис. 3).
Рис. 2. Современные войлоки, изготовленные по традиционному методу валяния. Дом войлока. РБ, Абзелиловский район д. Бурангулово. 2019 г. Фото автора
Рис. 3. Современные картины, панно, ленты для перетягивания постели из войлока.
Дом войлока. РБ, Абзелиловский район д. Бурангулово. 2019 г. Фото автора
3. Создание дизайнерских коллекций: пальто, безрукавок, головных уборов, варежек и др. [1].
4. Изготовление из шерсти сувениров - кукол, предметов украшения: нагрудников, бус и др.
Все вышеперечисленные направления распространены в РБ и пользуются большим спросом у местного населения и гостей республики.
Таким образом, на юге и на юго-востоке республики башкирские мастерицы продолжают и поныне валять войлок традиционным способом, он остается неотъемлемой частью свадебного обряда и приданого невесты, выполняющей эстетическую и обрядовую (локально) функции, а утилитарное его назначение (утепление жилища и пр.) утрачено. Выявлено, что на территории Республики Башкортостан существует несколько направлений в изготовлении и применении башкирских войлоков: от традиционных кошм до художественного войлока: панно, картин, украшений, одежды и др. Используется как натуральная, так и готовая (обработанная и окрашенная фабричным способом) овечья шерсть. Войлок стал одним из брендов и по праву вошел в список нематериального наследия башкир.
Литература
1. Артемьев В. Башкирский войлок входит в моду (28.02.2022) [Электронный ресурс] // Истоки: сайт. URL: https://istokirb.ru/articles/vernisazz/2022-02-28/bashkirskiy-voylok-vhodit-v-modu-2709199 (дата обращения: 29.03.2022).
2. В Уфе состоялось VII заседание Экспертного совета по внесению в Единый Реестр объектов нематериального культурного наследия народов Республики Башкортостан (25.03.2021) [Электронный ресурс] // Культурный мир Башкортостана: сайт. URL: https://kulturarb.ru/ru/news/v-ufe-sostoyalos-vii-zasedanie-ekspertnogo-soveta-po-vneseniyu-v-edinyj-reestr-obektov-nematerialno-go-kulturnogo-naslediya-narodov-rb (дата обращения: 29.03. 2022).
3. Галимжан Таган. Этнографические заметки о башкирах и других тюркских народах / пер. с венг. Й. Тормы. Уфа: Гилем, 2005. 160 с.
4. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. Часть вторая о народах татарского племени. СПб.: Императорская Академия Наук, 1799. 246 с.
5. Давлетшина З.М. Изготовление войлока у юго-восточных башкир (история и современность) // Материальная культура башкир и народов Урало-Поволжья: Сб. мат. Межрегион. науч.-пр. конф., посвящ. 70-летию со дня рож. М.Г. Муллагулова. Уфа: Гилем, 2008. С. 122-136.
6. Казанцев И.М. Описание башкирцев // Башкиры: Конвоют. Репринтное издание 1866-1876 гг. СПб.: Альфарет, 2010. 162 с.
7. Кузеев Р.Г., Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. Уфа: Академия наук СССР Башкирский филиал, 1979. 226 с.
8. Масалимов Т.Х., Ахадуллин В.Ф. Художественный войлок. Уфа. Китап, 2007. 112 с.
9. Небольсин П.И. Рассказы проезжего. СПб., 1854. 345 с.
10. Октябрьская И.В., Сураганов С.К. Казахские узорные войлоки: традиции и новации // Гуманитарные науки в Сибири. 2013. № 3. С. 87-91.
11. Полевые материалы автора (далее - ПМА). 2010 г. РБ. Белорецкий р-н, с. Шигаево, д. Азикеево.
12. ПМА. 2019 г. РБ. Абзелиловский р-н, д. Бурангулово.
13. Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографические очерки. Уфа: Китап, 2006. 376 с.
14. Хасанова З.Ф. Атрибуты доисламских верований в быту и хозяйственной деятельности башкир инзерского бассейна // Интеграция археологических и этнографических исследований: сборник научных трудов: в 2 т. / Гл. ред. Н.А. Томилов, отв. ред. Д. Дж. Андерсон, М.А. Корусенко, С.С. Тихонов, А.В. Харинский. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2013. Т. 2. С. 147-150.
15. Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом и промышленном отношениях. Уфа: Тип. Оренбург. губерн. правл., 1859. 472 с.
16. Шитова С.Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир (Этнографические очерки). Уфа: Китап, 2006. 200 с.
ХАСАНОВА ЗИФА ФАРИТОВНА - кандидат исторических наук, научный сотрудник, Институт этнологических исследований имени Р. Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра РАН, Россия, Уфа ^а.83@таИ.ги;ОРСЮ: https://orcid.org/0000-0002-3479-5804)._
Zifa F. KHASANOVA PRODUCTION OF FELT BY THE BASHKIRS: TRADITIONS AND INNOVATIONS
Key words: the Bashkirs, felt, yurt, decorative and applied art, felt carpets, artistic felt, clothing.
This article describes modern production of felt by the Bashkirs in the southern and southeastern parts of the Republic of Bashkortostan from the perspective of preserving traditions and innovations. In the past, the Bashkirs widely used it in everyday life, it was used in many traditional rituals: family, wedding and religious ones. Yurts were covered with felt, Bashkirs laid large decorated pieces of felt on bunks during holidays. Often complete with a palas, it was traditionally present in the bride's dowry. An elegant cheprak (serge, sergetysh), which lay under the saddle, and an elegant rug thrown over the saddle, decorated the bride's horse during the wedding. In the course of research, the author came to the conclusion that for the Bashkirs felt at the end of the XX - beginning of the XXI century had an aesthetic and ceremonial (locally preserves) function. The analysis of the processes developing in the field of decorative and applied art of the Bashkirs in the Republic of Bashkortostan in the late XX - early XXI centuries showed that there are the following main forms of felt existence in the culture of the people: 1) a traditional way of felting sheep wool for large pieces of felt; 2) the spread of artistic felt production using traditional skills - these are home decor items - paintings, murals, ribbons for tug-of-bed, etc.; 3) creation of designer collections: coats, sleeveless jackets, hats, mittens, etc.; 4) the manufacture of wool souvenirs - dolls, jewelry items: bibs, beads, etc. Thus, along with preserving the traditions of Bashkir felt, innovations are also developing.
References
1. Artem'ev Vasilii. Bashkirskii voilok vkhodit v modu (28.02.2022) [Bashkir felt comes into fashion]. Available at: https://istokirb.ru/articles/vernisazz/2022-02-28/bashkirskiy-voylok-vhodit-v-modu-2709199 (Accessed Date 2022, March 29).
2. V Ufe sostoyalos' VII zasedanie Ehkspertnogo soveta po vneseniyu v Edinyi Reestr ob"ektov nematerial'nogo kul'turnogo naslediya narodovRespubliki Bashkortostan (25.03.2021) [The 7thmeeting of the Expert Council on entering into the Unified Register of Intangible Cultural Heritage of the Peoples of the Republic of Bashkortostan took place in Ufa]. Available at: https://kulturarb.ru/ru/news/v-ufe-sostoyalos-vii-zasedanie-ekspertnogo-soveta-po-vneseniyu-v-edinyj-reestr-obektov-nematerialnogo-kulturnogo-naslediya-narodov-rb (Accessed Date 2022, March 29).
3. Galimzhan Tagan. Ehtnograficheskie zametki o bashkirakh i drugikh tyurkskikh narodakh [Ethnographic notes about the Bashkirs and other Turkic peoples]. Ufa, Gilem, 2005, 160 p.
4. Georgi I.G. Opisanie vsekh v Rossiiskom gosudarstve obitayushchikh narodov. Ikh zhiteiskikh obryadov, vere, obyknovenii, zhilishch, odezhd i prochikh dostopamyatnostei [Description of all peoples living in the Russian state, as well as their everyday rituals, faith, customs, dwellings, clothes and other monuments]. St. Petersburg, 1799, part 2, 246 p.
5. Davletshina Z.M. Izgotovlenie voiloka u yugo-vostochnykh bashkir (istoriya i sovremennost) [Making felt among the southeastern Bashkirs (history and present)]. In: Material'naya kul'tura bashkir i narodov Uralo-Povolzh'ya: sb. mat. Mezhreg. nauch.-pr. konf., posvyashch. 70-letiyu so dnya rozh. M.G. Mullagulova [Proc. of Sci. Conf. «The material culture of the Bashkirs and the peoples of the Ural-Volga region»]. Ufa, GilemPubl., 2008, pp. 122-136.
6. Kazantsev I.M. Opisanie bashkirtsev [Description of the Bashkirs]. In: Bashkiry: Konvoyut. Reprintnoe izdanie 1866-1876 gg. [Bashkirs: Convoy. Reprint edition 1866-1876 years]. St. Petersburg, Al'faret Publ., 2010, 162 p.
7. Kuzeev R.G., Bikbulatov N.V., Shitova S.N. Dekorativnoe tvorchestvo bashkirskogo naroda [Decorative art of the Bashkir people]. Ufa, Akademiya nauk SSSR Bashkirskii filial, 1979, 226 p.
8. Masalimov T.KH., Akhadullin V.F. Khudozhestvennyi voilok [Artistic felt]. Ufa, Kitap Publ., 2007,
112 p.
9. Nebol'sin P.I. Rasskazy proezzhego [Traveler's stories]. St. Petersburg, 1854, 345 p.
10. Oktyabr'skaya I.V., Suraganov S.K. Kazakhskie uzornye voiloki: traditsii i novatsii [Kazakh patterned felts: traditions and innovations].Gumanitarnye nauki v Sibiri, 2013, no. 3, pp. 87-91.
11. Field materials of the author. 2010. Respublika Bashkortostan. Beloretskii district,Shigaevo, Azikeevo village.
12. Field materials of the author. 2019. Respublika Bashkortostan. Abzelilovskii district, Burangulovo village.
13. Rudenko S.I. Bashkiry: istoriko-ehtnograficheskie ocherki [Bashkirs: historical and ethnographic essays]. Ufa, Kitap Publ., 2006, 376 p.
14. Khasanova Z.F. Atributy doislamskikh verovanii v bytu i khozyaistvennoi deyatel'nosti bashkir Inzerskogo basseina [Attributes of pre-Islamic beliefs in everyday life and economic activity of the Bashkirs of the Lake of Inzersk]. In: Tomilov N.A., Dzh. Anderson D., Korusenko M.A., Tihonov S.S., Ha-rinskil A.V. Integratsiya arkheologicheskikh i ehtnograficheskikh issledovanii: v 2 t. [Integration of archaeological and ethnographic research. 2 vols.]. Irkutsk, 2013, no. 2. pp. 147-150.
15. Cheremshanskii V.M. Opisanie Orenburgskoi gubernii v khozyaistvenno-statisticheskom i promyshlennom otnosheniyakh [Description of the Orenburg province in economic, statistical and industrial relations]. Ufa, 1859, 472 p.
16. Shitova S.N. Narodnoe iskusstvo: voiloki, kovry i tkani u yuzhnykh bashkir (Ehtnograficheskie ocherki) [Folk art: felts, carpets and fabrics among the southern Bashkirs (Ethnographic essays)]. Ufa, Kitap Publ., 2006, 200 p.
ZIFA F. KHASANOVA - Candidate of Historical Sciences, Researcher of Ethnography Department, R.G. Kuzeev Institute for Ethnological Studies - Subdivision of the Ufa Federal Research Centre of the Russian Academy of Sciences, Russia, Ufa ([email protected]; ORCID: https://or-cid.org/0000-0002-3479-5804)._
Формат цитирования: Хасанова З.Ф. Производство войлока у башкир: традиции и новации // Вестник Чувашского университета. - 2022. - № 4. - С. 119-127. Р01: 10.47026/1810-1909-2022-4-119-127.