Научная статья на тему 'ПАЛАСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО У ЮГО-ВОСТОЧНЫХ БАШКИР В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В.: К ПРОБЛЕМЕ СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИЙ'

ПАЛАСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО У ЮГО-ВОСТОЧНЫХ БАШКИР В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В.: К ПРОБЛЕМЕ СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
93
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАШКИРЫ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ТКАЦКИЙ СТАНОК / КОВРЫ / ПАЛАСЫ / ТКАЧЕСТВО / ТРАДИЦИИ / МУЗЕЙНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ / ШЕРСТЯНАЯ ПРЯЖА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хасанова Зифа Фаритовна

В статье рассматривается один из видов декоративно-прикладного искусства - производство безворсовых ковров (палас) у башкир в юго-восточной части Республики Башкортостан (Абзелиловский, Бурзянский, Белорецкий, Баймакский районы). Источниковой базой исследования послужили полевые материалы автора, собранные в 2010-2021 гг. на изучаемой территории. Выявлено, что ткали на безрамном станке из овечьей и козьей шерсти. Для паласов характерен продольно-полосатый орнамент без каймы - буй балар с зубчатым узором. Шерстяные паласы были неотъемлемым элементом интерьера башкирского жилища: ими покрывали нары, на них принимали гостей. Тканые предметы входили в приданое невесты. В 70-80-е гг. XX в. в некоторых населенных пунктах юго-востока Башкирии начали ткать безворсовые ковры арылы балар, или келэм. На их темном фоне располагались яркие растительные мотивы, ромбы, многоугольники. Определено, что в конце XX - начале XXI в. на изучаемой территории существует паласное производство. По большей части производимые паласы используют в качестве украшения интерьера. Аккуратно уложенные на сундук ковры занимают видное место в сельском, а иногда и в городском жилище. Изменился материал, размер изготавливаемого предмета, а техника исполнения сохранилась.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PALAS MANUFACTURING OF THE SOUTHEASTERN BASHKIRS IN THE LATE 20TH - EARLY 21ST CENTURY: TO THE PROBLEM OF PRESERVING TRADITIONS

The article deals with one of the types of decorative-applied art - the production of lint-free carpets (palases) by the Bashkirs in the south-eastern part of the Republic of Bashkortostan (Abzelilovsky, Burzyansky, Beloretsky, Baymaksky districts). The source base of the study was the author's field materials collected in 2010-2021 in the study area. It was revealed that palases were woven on a frameless loom of sheep and goat wool. The palases are characterized by a longitudinal-striped ornament without a border - buoy balaq with a serrated pattern. Woollen palases were an indispensable element of the interior of the Bashkir dwelling: they covered bunks and hosted guests on them. The woven items were a part of the bride's dowry. In the 70-80s of the 20th century in some settlements of southeastern Bashkiria they started to weave lint-free carpets aqy balaq or kelam. On their dark background there were bright plant motifs, rhombuses and polygons. It was determined that in the late 20th - early 21st centuries, palace production existed in the territory under study. For the most part, the palases produced are used as interior decoration. Carpets neatly laid on a chest occupy a prominent place in rural and sometimes urban dwellings. The material and size of the item changed, but the technique remained the same.

Текст научной работы на тему «ПАЛАСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО У ЮГО-ВОСТОЧНЫХ БАШКИР В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В.: К ПРОБЛЕМЕ СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИЙ»

УДК 39+691.11

ББК 63.521 (=632.2)+63.3(2)64

Паласное производство у юго-восточных башкир в конце XX — начале XXI в.: к проблеме сохранения традиций*

З.Ф. Хасанова

Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра РАН (Уфа, Россия)

The Palas Manufacturing of the Southeastern Bashkirs in the Late 20th — Early 21st Century: to the Problem of Preserving Traditions

Z.F. Khasanova

R.G. Kuzeev Institute for Ethnological Studies, Ufa Federal Research Center RAS (Ufa, Russia)

В статье рассматривается один из видов декоративно-прикладного искусства — производство безворсовых ковров (палас) у башкир в юго-восточной части Республики Башкортостан (Абзелиловский, Бурзянский, Белорецкий, Баймакский районы). Источниковой базой исследования послужили полевые материалы автора, собранные в 2010-2021 гг. на изучаемой территории. Выявлено, что ткали на безрамном станке из овечьей и козьей шерсти. Для паласов характерен продольно-полосатый орнамент без каймы — буй балар с зубчатым узором. Шерстяные паласы были неотъемлемым элементом интерьера башкирского жилища: ими покрывали нары, на них принимали гостей. Тканые предметы входили в приданое невесты. В 70-80-е гг. XX в. в некоторых населенных пунктах юго-востока Башкирии начали ткать безворсовые ковры арылы балар, или келэм. На их темном фоне располагались яркие растительные мотивы, ромбы, многоугольники.

Определено, что в конце XX — начале XXI в. на изучаемой территории существует паласное производство. По большей части производимые паласы используют в качестве украшения интерьера. Аккуратно уложенные на сундук ковры занимают видное место в сельском, а иногда и в городском жилище. Изменился материал, размер изготавливаемого предмета, а техника исполнения сохранилась. Ключевые слова: башкиры, декоративно-прикладное искусство, ткацкий станок, ковры, паласы, ткачество, традиции, музейные коллекции, шерстяная пряжа.

БОТ: 10.14258Дгуа8и(2022)5-11

The article deals with one of the types of decorative-applied art — the production of lint-free carpets (palases) by the Bashkirs in the south-eastern part of the Republic of Bashkortostan (Abzelilovsky, Burzyansky, Beloretsky, Baymaksky districts). The source base of the study was the author's field materials collected in 2010-2021 in the study area. It was revealed that palases were woven on a frameless loom of sheep and goat wool. The palases are characterized by a longitudinal-striped ornament without a border — buoy balaq with a serrated pattern. Woollen palases were an indispensable element of the interior of the Bashkir dwelling: they covered bunks and hosted guests on them. The woven items were a part of the bride's dowry. In the 70-80s of the 20th century in some settlements of southeastern Bashkiria they started to weave lint-free carpets aqy balaq or kelam. On their dark background there were bright plant motifs, rhombuses and polygons.

It was determined that in the late 20th — early 21st centuries, palace production existed in the territory under study. For the most part, the palases produced are used as interior decoration. Carpets neatly laid on a chest occupy a prominent place in rural and sometimes urban dwellings. The material and size of the item changed, but the technique remained the same.

Key words: Bashkirs, arts and crafts, loom, carpets, palases, weaving, traditions, museum collections, wool yarn.

*Работа выполнена в рамках выполнения государственного задания ИЭИ УФИЦ РАН на 2022 г. № АААА-А21-121012290086-0.

Известия АлтГУ. Исторические науки и археология. 2022. №5 (127)

Многие домашние промыслы, зародившись несколько тысяч лет назад еще во времена, когда скотоводство являлось не просто формой хозяйствования предков современных башкир, но и образом их жизни, продолжают существовать и в наши дни. Одним из них является ткачество, которое считалось женским занятием и базировалось по большей части на использовании продукции (шерсть) скотоводческой отрасли хозяйства. Навыки обработки изделий из шерсти бережно передавались из поколения в поколение и дошли до нас в виде изготовления кошм, шалей, войлоков, шерстяных паласов, одежды и обуви.

Технический прогресс и развитие торгово-экономических отношений привели к уменьшению роли предметов традиционного домашнего производства. Однако их прочность, доступность, экологичность, экономичность способствовали сохранению ткачества до наших дней. Многие старинные народные ремесла и промыслы башкир — ковроткачество, валяние войлока встречаются во многих башкирских населенных пунктах.

Цель данной статьи — рассмотреть паласное производство у юго-восточных башкир в XX — начале XXI в.

Научное освещение ткачества происходит в начале XX в.: С.И. Руденко [1] описал инструменты, которые использовались в паласном производстве у разных групп башкир, в том числе у юго-восточных. В фундаментальной работе «Декоративно-прикладное искусство башкир» С.А. Авижанская, Н.В. Бикбулатов, Р.Г. Кузеев [2] выделили виды ковроткачества, детально описали ткацкие станки, классифицировали традиционные башкирские орнаменты. В монографии С.Н. Шитова, посвященной народному искусству у южных башкир, на основе архивных, экспедиционных материалов автор подробно рассматривает способы, методы изготовления, орнаментацию, локальные особенности ковроткачества [3].

Источниковой базой данного исследования послужили полевые материалы, собранные автором в 2010-2021 гг. в юго-восточных районах Республики Башкортостан (далее — РБ) во время экспедиций и экспедиционных выездов. Использована коллекция паласов Музея археологии и этнографии Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра (ИЭИ УФИЦ) РАН, привезенная в 80-е гг. XX в. из юго-восточных районов Башкирии, собрания из городских и сельских музеев республики. Также использовались интернет-ресурсы (Вконтакте, Ютуб), где выкладываются мастер-классы по ковроткачеству башкир.

В статье используются общенаучные методы: сравнительно-исторический, научного описания, анализа и систематизации эмпирического материала. При полевых исследованиях применялись традиционные этнографические методы: глубинное ин-

тервью, наблюдение, фотофиксация. Для изучения современного состояния традиции использовался мониторинг социальных сетей (Вконтакте).

Хронологические рамки исследования охватывают XX — начало XXI в., время, когда башкиры исследуемых территорий продолжают изготавливать предметы декоративно-прикладного искусства — ковроткачество — буй бала$ с использованием традиционных орнаментов.

Ковроткачество считается наиболее ранним и традиционным видом ткачества башкир. Шерстяными паласами покрывали нары, ими украшали жилище, на них принимали гостей. Ковроткачество в юго-восточной части Башкирии во второй половине XIX в. и XX в. процветало наравне с кошмоде-лием [4, с. 355]. Как пишет этнограф С.Н. Шитова, «в XX в. на территории республики существовало два крупных очага паласного ковроделия: юго-восточные (горы и загорье) и юго-западные (бассейн р. Дема и среднее Забелье). Паласы отличались не только художественными качествами, но и техническим исполнением» [3, с. 47]. Для изучаемой территории характерен простейший вид корвов с продольно-полосатым орнаментом без каймы (буй бала$) с зубчатым узором. С.А. Авижанская, Н.В. Бикбулатов, Р.Г. Кузеев считают, что наиболее древняя форма узорного ткачества у башкир — производство полосатых безворсовых ковров. Техника их изготовления и орнаментация восходят к первым тюркоязычным насельникам края, т.е. к концу I тысячелетия н.э. [2, с. 41].

В паласах (буй бала$) узор создается нитями основы и состоит из чередующихся разноцветных гладких или зубчатых полос (18-24 см). Уток не участвует в создании узора; его совсем не видно в фактуре ковра. Кажется, что ковер сплошь состоит из продольных ниток. Достигается это тем, что нити основы, скрученные из двух ниток пряжи, плотно примыкают друг к другу, не оставляя зазора между собой. Ткутся подобные паласы без применения гребня; каждый раз нить утка, всегда более тонкая, прибивается к готовой части ковра с помощью ножевидной пластины. Это позволяет скрыть уток и сохранить полосатый рисунок орнамента, созданный ткачихой еще при изготовлении основы [5, с. 60].

Материалом для паласов изначально служила козья шерсть. Ее ценили за прочность и декоративные качества: нити обладали особым блеском и придавали узору ковра красочность [6, с. 97]. Во время сбора материала на изучаемой территории найден палас из козьей шерсти конца XIX в. Паласы из овечьей шерсти, которые заметно уступали в яркости, были более мягкими и постепенно стали преобладать [7].

Обработкой материала занимались вручную. Пряли при помощи прялок (колга) и веретена (орсок). Для паласов из овечьей шерсти использовали длинноволокнистую шерсть весенней стрижки

(ябыга, я$гы йен) белого, черного и серого цветов. В некоторых случаях белую шерсть красили в красный, желтый цвета с помощью краски домашнего производства [8, с. 97]. Шерсть обрабатывали традиционным способом, в ковроткачестве применяли жесткие пряжи, пряли веретеном (39-40 см) [7]. Обработанную шерстяную пряжу ткали на узкона-войном ткацком станке (урын) без рамы с нитченка-ми из конского волоса (керер) и двумя подножками (табалдырык). Ткались паласы узкими полотнищами, которые затем разрезались на равные куски согласно длине будущего изделия и сшивались незаметными стежками. В зависимости от назначения палас состоял из пяти-семи или семи-девяти таких полотнищ [7]. Ритмичное повторение полосок одинакового рисунка и цвета создает своеобразную орнаментальную композицию ковра.

В юго-восточной части республики до начала XX в. паласы были трехцветные (черно-бело-серые), с появлением анилиновых красителей постепенно начали появляться яркие и разнообразные цвета [3, с. 49].

После систематизации собранных материалов на территории юго-восточной части РБ есть необходимость показать локальные особенности орнаментальных традиций (отличие по цветовой гамме и пр.) паласов (буй балар) для каждого района данного ареала.

В Белорецком районе (Инзерский бассейн) в начале XX в. темный (естественный) цвет шерсти доминировал, служил фоном для узких ярких полосок (красного, желтого). Во второй половине XX в. распространились многоцветные паласы. Использовалась красная, желтая, оранжевая, зеленая, синяя пряжа. Каждому населенному пункту был свойствен набор определенных цветов (рис. 1, 2) Во многих населенных пунктах красный цвет становился фоном для желтых, оранжевых и темно-синих полосок [7].

КUT 'ИВ"

Ä/.V ulmriffiMi шщшмШ

. —j » ~ ■ ^ .

Рис. 2. Фрагмент буй балар с зубчатым узором, изготовленных в середине — второй половине XX в. Белорецкий район, с. Шигаево. Фото автора. 2017 г.

Во время экспедиции в 2019 г. в Бурзянском районе РБ встречались характерные для данного ареала паласы, состоящие из очень узких полосок. В основном для данного предмета подбиралась пряжа из пяти цветов. По ширине эти полоски были разными — от одного до четырех сантиметров. Ткачихи использовали приглушенные цвета: оранжевый, голубой, фиолетовый, зеленый, темно-синий, красный. Как пишет С.Н. Шитова, «черный встречался чаще на юге, красный (малинового оттенка) — на севере Бурзянского района» [3, с. 55]. Во время экспедиции в 1976 г. в д. Бретяк того же района С.Н. Шитова зафиксировала палас, где на малиново-голубом пестром фоне выделяются фиолетовые и ярко-желтые, зеленые полосы. Густой малиновый цвет заменил популярный некогда красный (рис. 3). Среди разных по ширине полос выделяются линии из зубцов, состоящие из желто-голубых нитей [3, с. 56].

Рис. 1. Тканые паласы — буй балар. Белорецкий район, с. Узянбаш. Фото автора. 2013 г.

Рис. 3. Фрагмент тканого паласа — буй 6aAaç. Конец XX в. Бурзянский район, д. Кильдегулово. Фото автора. 2019 г.

Известия АлтГУ. Исторические науки и

Рис. 4. Фрагмент буй балас из натуральной пряжи. Аскаровский историко-краеведческий музей. Начало XX в. Фото автора. 2019 г.

В Абзелиловском районе до середины XX в. прочно держалась традиция изготовления паласов из коричневой овечьей и козьей шерсти, а иногда покрашенной в черный цвет. В фондах Аскаровского историко-краеведческого музея хранятся несколько таких экспонатов: здесь для фона использовали более естественные тона — черный, коричневый цвета, где полоски из натуральных цветов — белые, серые (рис. 4.). Встречаются сотканные паласы, где на черном фоне расположены разной толщины (от одного до трех сантиметров) розовые, желтые полоски. В фондах музея хранятся экспонаты, где в качестве фона использованы оранжевый и розовый, а полоски — из натурального черного, белого, коричневого цветов. Во всех музейных тканых паласах присутствуют линии из зубцов разной ширины [7].

В этнографических фондах Музея археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН хранятся несколько паласов из Абзелиловского района. В экспонате (Оф 258-1), состоящем из 11 полотен, на черном фоне расположены линии оранжевого, зеленого, красного цветов, каждая шириной 5 см. В другом паласе (Оф 258-3) на черном фоне имеются фиолетовые, зеленые широкие линии; желтые, красные — узкие [9, с. 120; 10, с. 98].

Исследователь С.Н. Шитова, описывая паласы Баймакского района, сообщала, что в этом ареале распространены несколько видов буй балас: «в верховье р. Сакмар преобладал красный фон. По сотканной узкой дорожке обычно проходили две-три составные линии. Для паласа подбиралась пряжа четырех цветов: помимо основного красного — синяя, желтая, зеленая или зеленая, коричневая, синяя (фиолетовая). Ниже по р. Сакмаре — фон почти не определялся, хотя довольно часто в многоцветных сочетаниях проступали красные и темно-коричневые полоски. Использовалось пять-шесть цветов пряжи, в том числе зеленый, желтый, си-

. 2022. №5 (127)

ний (голубой), розовый, белый. В степной части Баймакского района был распространен естественного цвета фон — черный, коричневый. По черному фону проходили разноцветные узкие полоски, среди них были зубчатые неширокие полоски» [3, с. 54-55]. Характерные для данного района паласы хранятся в фондах Баймакского историко-кра-еведческого, Темясовского историко-краеведческо-го и Юматовского этнографического музеев РБ [7].

Таким образом, выявлено, что в юго-восточной части республики, где распространен буй балас, есть свои локальные особенности для каждого района. Паласы между собой различаются цветовой гаммой, размерами линий, узорами — зубчиками.

Паласы создавались для обустройства жилищ. Готовые ковры нашивали на кошму. Небольшие паласы, утепленные войлоком, служили постелью. Позже они заняли видное место в гостевой комнате. До сих пор паласы находят широкое применение не только в деревенском доме, но и встречаются и в современной городской квартире, их используют в качестве украшения интерьера. Аккуратно уложенные на сундук паласы занимают видное место в жилище.

В ходе экспедиционных выездов было выявлено, что на юго-востоке республики башкирские мастера и поныне продолжают ткать паласы. Ковры ткут не столько для продажи, сколько для себя, в подарок дочерям на свадьбу, родным или по заказу близких. На деревенских свадьбах они в комплекте с войлоком сохраняют свою обрядовую функцию в составе традиционного приданого. Как прежде, ткачихи продолжают применять традиционный орнамент — продольно-полосатый без каймы — буй балас с зубчатым узором, сохраняя цветовую гамму.

В 70-80 гг. XX в. в некоторых населенных пунктах юго-восточного Башкортостана начали ткать и безворсовые ковры асылы балас или келэм, которые характерны для юго-западной части Башкирии. На темном фоне располагаются яркие растительные мотивы, ромбы, многоугольники. Иногда в качестве фона использовали розовый цвет. У асылы балас — узор двусторонний. У них полотнища в два-три раза шире, чем буй балас, их ткут на русском ткацком станке, который к тому периоду получил распространение в республике [7].

В начале XXI в., в связи с сокращением количества овец в хозяйстве, некоторые ткачихи для изготовления паласов и дорожек традиционный материал заменяют на покупную пряжу, в составе которой имеется шерсть [6, с. 122].

С целью сохранения традиций ткачества в последние годы в юго-восточной части РБ местные Дворцы культуры, сельские клубы и библиотеки организовывают мастер-классы с местными ткачихами. Устанавливают ткацкие станки (рамные, редко

безрамные), и местные мастера обучают односельчан народному ремеслу. Примечательно, ткать учатся не только пожилые, но и многие молодые женщины, девушки. Повышенному интересу к башкирским паласам способствует также интернет. В социальных сетях существуют группы, где обмениваются информацией, а также рукодельницы выкладывают свои работы.

Рассматривая процесс восстановления традиций бытования и изготовления паласов, нужно сказать, что важную роль в этом играют СМИ — местное телевидение, республиканские газеты и журналы, где часто публикуются работы башкирских мастериц. Также на национальном празднике сабантуй выставляются башкирские паласы [11]. Тенденция сохранения, распространения традиций ткачества наблюдается по всему Башкортостану. На республиканском уровне проводятся конкурсы, фестивали, где ткачихи демонстрируют свои работы. С 2011 г. ежегодно в Альшеевском районе проходит республиканский фестиваль традиционного башкирского паласа «Веков связующая нить». В 2021 г. в Сибайском колледже искусств им. К.А. Валеева прошел Первый Открытый форум мастеров по ткачеству. Можно

предположить, что такие мероприятия мотивируют многих башкирок и дальше заниматься традиционным промыслом.

В некоторых школах на уроках труда девочек средних классов учителя знакомят с азами ткачества. Например, в Инзерской средней школе № 1 Белорецкого района РБ учительница З.С. Динисламована на самодельных станках (упрощенный вариант станка) обучает учениц народному промыслу [7].

Таким образом, выявлено, что в XX — начале XXI в. в юго-восточной части республики, где распространено паласное производство буй балас, каждый район имеет свои локальные особенности по цветовой гамме, размерами линий, узорами. Подмечено, что на юго-востоке РБ башкирские ткачихи продолжают и поныне ткать паласы. И орнаментально-декоративное решение современных башкирских паласов, как и технология их исполнения, сохраняет традиционный характер. В работах наблюдается прямая связь с коврами, созданными в прошлом столетии. Новое поколение мастериц ткет их традиционным способом: на безрамных и рамных станках, используя натуральные и покупные пряжи.

Библиографический список

1. Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. Уфа, 2006.

2. Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964.

3. Шитова С.Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир (Этнографические очерки). Уфа, 2006.

4. Башкиры / отв. ред. Р.Г. Кузеев, Е.С. Данилко; Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН; Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. М., 2015.

5. Кузеев Р.Г., Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. Уфа, 1979.

6. Хасанова З.Ф. Традиционные хозяйственные занятия башкир Инзерского бассейна (середина XIX — начало XXI в.). СПб., 2014.

7. ПМА — полевые материалы автора, собранные в Белорецком, Архангельском, Абзелиловском, Бурзян-ском районах РБ.

8. Бикбулатов Н.В., Юсупов Р.М., Шитова С.Н., Фаты-хова Ф.Ф. Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа, 2002.

9. Галиева Ф.Г., Садиков Р.Р., Петров И.Г., Нечвалода Е.Е., Хасанова З.Ф. Коллекции Музея археологии и этнографии по этнографии народов Башкортостана // Известия Уфимского научного центра РАН. 2018. № 3.

10. Музей археологии и этнографии: каталог музейной экспозиции Центра этнологических исследований Уфимского научного центра РАН. Уфа, 2007.

11. Хасанова З.Ф. Нагрудник в современной жизни башкирских женщин: к проблеме сохранения традиций // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2020. № 2 (49). Dol: 10.20874/2071-0437-2020-49-2-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.