Научная статья на тему 'ПРОИЗВОДСТВО В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ-РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРОИЗВОДСТВО В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ-РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
производство / война / регионы / оружие / управление

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Угольков Иван Алексеевич

в статье рассматриваются особенности развития производства в годы Великой Отечественной Войны, автор выделяет районы в которых производились товары. Государство главный регулятор производства вместе с наркомами производства. Огромную роль в производстве сыграло географическое положение в южные районы увозили предприятия и они были местом укрытия. Огромное влияние оказал на развитие экономики человеческий фактор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОИЗВОДСТВО В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ-РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПРОИЗВОДСТВО В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ-РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Угольков И.А.

Угольков Иван Алексеевич - независимый исследователь, г. Фрязено, Московская обл.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности развития производства в годы Великой Отечественной Войны, автор выделяет районы в которых производились товары. Государство главный регулятор производства вместе с наркомами производства. Огромную роль в производстве сыграло географическое положение в южные районы увозили предприятия и они были местом укрытия. Огромное влияние оказал на развитие экономики человеческий фактор. Ключевые слова: производство, война, регионы, оружие, управление.

СССР осознавал значимость победы в войне и прикладывал все необходимые усилия для того чтобы победить в нелегкой схватке с врагом. Помощь Советскому союзу оказывало гражданское население переводило деньги, строило сооружения обороны, работало на заводах, возводило транспортные магистрали, люди были из разных слоев и внесли огромный вклад в победу. Производство СССР в годы Великой Отечественной Войны оказалась способной, обеспечивалось хозяйство шло военное производство, производились машины, энергетика, начало развитию энергетики положил план ГОЭРЛО, расчитанный на 10-15 лет, основу положила индустрилизация, проведенная в СССР, экономика перешла на военные рельсы, расширяется производства оружий, производством управлял ГКО, Госплан СССР, основной орган военного управления, огромную роль играл военный экономист Н.А. Вознесенский, разрабатывал военные планы.

Для управления военной сферой были созданы органы управления Наркомат авиационной промышленности под руководством А.И. Шухрина, Наркомат судостроения И.Ф. Тевосян, Наркомат вооружения Д.Ф. Устинов, Наркомат боеприпасов П.Н. Горемыкин, наркомат танковой промышленности, наркомат минометного вооружения, черной, цветной металлургии, топливно-нефтяной промышленности, химической. В СССР работал Совет по эвакуации СССР, многие рабочие повысили свои знания, ввели сверхурочные работы, шла подготовка новых кадров. Был принят военно-хозяйственный план по развитию Поволжья, Урала, Сибири, Азии, Казахстана, производство переместили на Восток, отправлялись эшелоны с заводами, эвакуировали 93 завода металлургии, 150 машиностроительных заводов, 40 электротехнических заводов, 200 фабрик, 250 пищевой, 150 текстильного производства., эвакуировали рабочих, увеличилось производство, усилилась работа по добыче угля в 1945 году добыли 8,8 млн тонн чугуна, многие города были разрушены в 1941 году четыре танковых заводов, самым крупным был Харьковский паровозостроительный завод, Кировский завод, производились танки КВ 55-60, Т-26, Т-40 с пулеметом, основу составили легкие танки, произвели за годы войны 490.000 орудий, 102.000 танков, СССР выпускал 27.000 самолетов, 24.000 танков, 47.000 орудий в год и превосходил Германию. Постоянно оказывалась помощь регионам, из союзного бюджета из которого выделялись деньги на значимые нужды, восстановление заводов. Государство было заинтересовано в развитии экономики люди осознавали необходимость победы [1, с. 3].

Производили истребители ЯК-1, И-15, 16, строились штурмовики, защищающие прифронтовые зоны, выпускались двигатели, ЯК-3, ЯК-7, ЯК-9, (массовые истребители), ЛЕ-2, ИЛ-2, самолетостроение превзошло Германию, фронт получил 137.000 самолетов, превосходство Красной Армии было по число пулеметов, 30.000 танков в год, 40.000 самолетов, в год выпускали 120.000 орудий, было 2 млн профессионалов, обучение шло на производстве. В 1944 году СССР получил 5877 самолетов, 3223 танка, у танка Т-34 появилась пушка ЗИС-53, у танка ИС-2 122 мм пушка, шасси, артиллерийская установка СУ-100, орудия огневого прикрытия, осваивались новые оружия, Катюши успех военной отрасли, лучшая в мире артиллерия, самолетно-ракетные системы. Самолет Миг развивал скорость 640 км/ч, ЛаГГ-3, В.М. Петляков создал бомбардировщик Пе-2 двухмоторный, трехместный самолет.

В годы войны Тульский городской комитет обороны координирующий орган военного производства, его председатель В.Г. Жаворонков, А.К. Мельников комендант Тулы, в Туле работало военное производство на станциях эвакуировались заводы, эвакуацию начали в 1941 год на заводах работали группы по взрыву, Тульские заводы увозили на Восток, в Туле произвели 82-мм миномет, отремонтировали 70 танков, 100 орудий. В Ленинграде производились гранаты, танки, ракеты на заводе Карла Маркса на Судомеханическом заводе выпускал бомбы, детали, в Ленинграде производили оружие пулемет Максим, Дягтерева, автоматы Судаева, выпускались морские, сухопутные орудия, мины, наладилась металлургия, текстильная отрасль, производились кислоты, сода, на Ленинградских заводах работало 50.000 рабочих на 8% повысилось производство.

Распространенным видом танков в 30 годы 20 века стал танк Т-26, танк выпускал Ленинградский завод «Большевик» танк был похож на Английский «Виккерс шеститонный», в 1928-1929 году заключили контракт на поставку в СССР 15 танков, в 1930 годы танк «Виккерс» приняли на вооружение Красной Армии у компании «Виккерс» были приобретены материалы для изготовления танков, Т-26 выпускался до 1941 года было выпущено 11.000 таких машин, в 1932 году выпустили Т -37 на заводе №2 автотракторного объединения и на Горьковском автомобильном заводе передовой завод военного времени, основанный в 1930 годы.

У США был заимствован танк БТ, который строил конструктор Дж. Кристи СССР танк понравился его делали на Харьковском паровозостроительном заводе №183, выпустили машины быстроходного колесно-гусеничного типа, танк изготавливали до 1939 года, приобрел огромную популярность, осваивалось несколько образцов танков БТ-2, 7 с новым двигателем В-2, машина имела подвеску, высокую скорость, танк ехал на гусеницах и на колесах путем съемных гусениц скорость от 40-70 км/час. На Заводе «Красный Путиловец» осваивали Т-28, проводили испытания, проводившие в опытно-конструкторском бюро на Ленинградском заводе Ворошилова, создателей наградили Орденом Ленина, Т-35 сделали по типу немецкого образца Э. Гротте, строились бронемашины на Ижорском, Мариупольском заводе, выпустили 4 000 тонн изделий, к 1932 году ХПЗ произвел 76 танков. К 1933 году Красная армия насчитывала 5600 танков, Т-38, Т-26, Т-28.

Танкостроение основа военного производства СССР, основными танковыми центрами были Ленинград, Харьков, в Ленинграде производили танки Т-28 на Кировском заводе, Т-26 завод №174 К.Е. Ворошилова, в Харькове выпускали легкие колесо-гусеничные танки, Т-35, выпускались танковые двигатели В-2, производство танков носило многообразный характер, танки были Т-27, Т-37А, Т-38, среди заводов выделялся Сталинградский тракторный завод, Челябинский тракторный завод, выпускал танки КВ-1, башни.

11 сентября 1941 года был создан Народный комиссариат танковой промышленности в подчинении у которого были заводы Москвы №37, Харькова №75, Красное Сормово Горький, Уральский трубинный завод Свердловск, Уральский завод тяжелого машиностроения, Ижорский, Мариупольский металлургический завод. Летом-Осенью 1941 года шла эвакуация заводов в восточные районы Урал там располагался Харьковский завод №183, Завод №174 уехал в Оренбург, легкие танки делали в Кирове Т-60, в Челябинске производились бронекорпуса, завод №37 эвакуировали из Москвы в Свердловск выпускал танки Т-60, заводы броневого листа работали в Сталинграде, «Красный Октябрь» Магнитогорск.

Многие города достойно себя проявили и были удостоены звания «Город трудовой доблести», Воинской славы за огромный вклад в победу над фашизмом Псков, Брянск, Пенза, Саратов, Кемерово, Иваново.

Высокими темпами производства славилась Тамбовская область, которая была аграрным краем 80% работало в сельском хозяйстве, развивалось химическое производство, машиностроение, тяжелые отрасли, тяжелое производство состояло из крупных оборонных и машиностроительных заводов Мичуринское, Котовское, заводы Наркома путей и сообщений «Ревтруд», паровозные заводы, заводы автомашин, тракторного, завод «Ревтруд» производил турбогенераторы, насосы, моторы, электростанций, ТВРЗ производил ремонт вагонов, паровозов, двигатели, снаряды. Машиностроительные заводы были хорошо оснащены на которых трудилось 32% рабочих края, численность работников завода составила ТВРЗ, МПРЗ 3500, Ревтруд 2500, Мичуринский завод В.И. Ленина 1500, на остальных заводах было 1000 рабочих, Тамбовские заводы выполняли военные заказы. Химию выпускали в Ростовской области, работала нефтяная, лесная, пищевая отрасль станки, энергетика, добытые продукты отправлялись на перегонные заводы в 1940 году на Кубани добыли 2 млн тонн нефти, развиты были цементные заводы Пролетарий, Победа, В 1940 году в Краснодаре произвели 2093 пары обуви, 119 млн консервов, 43.000 т сахара, 132.000 тонны масла, работали Георгиевские арматурные заводы добывали газ, уголь, в Калмыкии было 72 пищевых завода , рыбозаводы, основу составил Калмгосрыбтрест, включавший 7 береговых и 4 плавучих завода, два рыбных комплекса. Эвакуированные заводы располагались в Ульяновске патронный завод, Ульяновск транспортный узел с речным портом с линиями электропередач, в Ульяновске работали машиностроительные заводы и текстильные, заводы делали прицелы, строились автозаводы, производились автомобили ЗИС-5В, экономику Ульяновска перевели на военные рельсы, вводились новые технологии, работали по 18-19 часов в сутки по семь дней в неделю, в 1942 году Ульяновский патронный завод был награжден орденом Трудового Красного знамени за высокий тем производства.

Многие заводы перевыполнили план легкой и текстильной отрасли ателье «Главтрикотаж» 118%, суконная фабрика имени Калинина на 102%, машиностроение 100%, городом эвакуации была Пенза огромную роль внесли заводы в победу Пензинский часовой завод, эвакуировали завод Гельца, «Пензетексильмарш» в 1946 году работники получили медаль за доблестный труд в Пензе выпускали крылья, ремонтировали самолеты, ежемесячно ремонтировали 60 самолетов. С 1932 годы был запущен

Горьковский автомобильный завод со станками США, завод выпускал моторы, двигатели, увеличивалось число работников, выпускали электроаппаратуру, патроны, Первомайский, Горьковский плавили сталь автобронемашины, расширилась химическая отрасль, в Горькове №150 работал завод по выпуску снарядов, 130 в месяц выпустили, в годы войны в Горьковской области построили 22 завода, выпускались шасси, винты, двигатели, в 1941 году выпустили истребитель ЛаГГ-3, на Машиностроительном заводе 92 выпустили пушка ЗИС 3, 1165 установок, минометы. В Горькове работали фронтовые бригады, на Павломском изготавливали связные устройства.

Регионы внесли достойный вклад в победу над фашизмом их подвиг увековесен и никогда не будет забыт. Регионы оказали хорошую поддержку экономики СССР.

Образцы самолетостроения положили начало воздушному производству после войны, усовершенствовались технологии вышли турбореактивные двигатели, Ал-7, Вк-1, Ам-3, Ту-95 стратегические и дальние бомбардировщики, реактивный Ту-16, Ту-104, Ил-18, выходили вертолеты

Основным источником поставки был транспорт, постоянно разгружалось 25 -40 поездов, перевозили множество заводов, транспорт пользовался популярностью, пропускная способность транспорта была 76%, основное производство увеличилось в 2 раза, увеличился рабочий день до 11 часов

Пулемет системы Шпагина ППШ-41, отличался высокими качествами, поступил на вооружение в 1941 году, к концу войны их было 5 млн ППШ-41, на вооружение поступали винтовки Мосина, широкое развитие получило азотное производство, азот нужен был для изготовления взрывчаток, из Москвы, Ленинграда эвакуировали большую часть заводов, произвели 252 000 тонн азотной кислоты, в 1943 году 342.000 тонны топлива. Помимо железных дорог помогали фронту морские суда, которые перевезли 2123 млн тонн груза. Белорусский и Укратнский фронт получил огромное количество оружия, в среднем 90-100 эшелонов с продовольствием [2, с. 2].

В конце войны восстанавливались освобожденные районы для этого было направлено 40% капиталовложений, разрешенные районы быстро восстанавливались, работало 1047 шахт, добывавшие 44 млн тонн угля, 2,3 чугуна, в 1944 году продукция освобожденных районов составила 8,3 мрд рублей, выращивали зерно свеклу, птицу.

Производство носило многообразный характер, были задействованы все отрасли построили 9 сахарных заводов, 15 масляных заводов, 12 консервных фабрик, 12 хлебозаводов, возросло значение пищевого производства. Государство было заинтересована в успешном снабжении фронта, как часть продовольственной политики, составившую основу экономики, обеспечение продовольствием армии было первоочередной задачей СССР, снижались цены в коммерческих магазинах.

Металлургические заводы производили металл, выпускали военную форму, огромную роль в развитии сыграл тыл , звание Героя СССР получили 199 человек, 204.000 рабочих и 16 млн наградили медалью «За доблестный труд», Тяжелая ситуация была в Сельском хозяйстве 47% площадей были оккупированы, Украина, Дон, хозяйство восстанавливались строились помещения для животных, продукты выдавали по карточка все было регламентировано, цены на продукты не изменялись, для улучшения снабжения работали отделы рабочего снабжения и подсобные хозяйства, в 1943 году заработали по обеспечению семей военных, создавались фонды помощи, к концу войны выросло число бумажных денег, в 1944 году открылись коммерческие магазины, в годы войны увеличились налоговые поступления в бюджет и составили 40 млрд рублей [3, с. 4].

Огромную роль в стабилизации финансово системы сыграл фонд обороны, который формировался из взносов населения, в ходе перевода денег доход вырос до 300 млрд рублей, сохранилась четкое снабжение, в первую очередь удовлетворялись военные нужды, государство удовлетворяло потребности населения.

На Урал, Сибирь, Азию, перевезли 2600 заводов, там развернулась военно-промышленная база, Госплан утверждал военные планы, на железных дорогах ввели особый график движения и максимальную пропускную способность, эвакуация затронула Украину, Белоруссию, Прибалтику, Ростовскую, Орловскую, Воронежскую область, Северный Кавказ эвакуировали колхозы. На Востоке производили необходимые товары 97% руды, 97% чугуна, 89% стали, 82% угля.

Источником пополнения бюджеты были поступления от предприятий, составивший 60 млрд рублей, предприятия не полностью решали военные задачи и был введен военный налог, увеличены налоги, запущены государственные займы, население вносило пожертвования, состоящие из облигаций, продуктов, размер добровольных взносов составил 94 млрд рублей, 140 кг золота, 9,5 кг серебра., в тылу построили 3500 заводов в числе них были металлургические, машиностроительные, электростанции, танковые, самолетные, артиллерийско-стрелковые центры, построено 9.000 км железных дорог. 100.000 км автодорог, 1.3 000 км трубопроводов, Углического, Рыбинского гидроузлов, в 1942 году построили Печерскую дорогу, соединяющий центр с Печерским углем, уголь помогал экономики, работало Ухтинское нефтяное предприятие, заработала дорога Акмолинск-Карталы, Орск-Кандачач, Обозерская, Сорокская дорога была построена, дороги снабжали Карельский и Ленинградский фронт, железные дороги соединяли регионы Поволжья, как значимый регион, Кавказский фронт снабжала дорога Кизляр-

Астрахань, Курский фронт снабжала дорога Старый Оскол-Ржава 95 км, по ней было доставлено 500.000 грузов, строительство дорог осуществляло гражданское население, строились газопроводы Похвистнево-Куйбышев, Саратов-Москва, районы Поволжья, Урал, Сибирь сделались зерновыми центрами, армии помогала деревня передавая трактора, машины. В условиях военного времени работали школы, вузы, помогающие стране развивать науку и повышать знания работников [4, с. 3].

В конце ВОВ наблюдались высокие показатели добычи свинца, руды, меди, Киргизия поставляла фронту редкие и цветные металлы, производство восстанавливалось 7500 заводов было восстановлено, введено в строй 50.000 км ж/д путей, 2500 станций, поднималось сельское хозяйство работало 1800 совхозов, 3000 МТС, 85.000 колхозов, школы, больницы, дома, в первую очередь усилилась работа металлургических заводов, военно-тяжелых отраслей, нефтяных сфер, электричество, государство разрабатывало стратегию развития на долгие годы и понимало необходимость нормальной экономики.

Немцы хотели выселить из Украинцев, и Белорусов и освоить освобожденные территории, немцы хотели завладеть огромной территорией. Огромный ущерб нанесли экономики разрушено 1710 городов, 31850 заводов, 65.000 км ж/д путей, 4100 станций, 98 000 колхозов, 1976 совхозов, 2890 МТС, разрушили социо-культурные памятники и инфраструктуру, СССР потерял 30% богатств.

Источником пополнения бюджета были хозяйственные поступления, повышался уровень труда, повысились доходы на 60 млрд рублей, заводы не могли полностью покрыть экономические расходы и население платило взносы их объем равнялся 36 млрд рублей, государству население платило деньги, понимая необходимость победы. В 1941 году завод имени Дзержинского в Пермской области отдал стране 58.000 рублей, перечислялись наличные средства, облигации, займы, продукты, деньги платили колхозники Ф.П. Головатый, И.Ф. Наумов, А.И. Маслов, они внесли 100.000 рублей, тракторист Лим из Ташкента, перевел 303.000 рублей, Байжанов из Казахстана передал 175.000 рублей, Е. Желваков отдал 170.000 рублей, фронту помогали писатели В.И. Лебедев передал в фонд 50.000 рублей, артисты И.С. Козловский, М.Д. Михайлов перевели по 15.000 рублей, артистка В.В. Баранова заплатила 15.000 облигаций, население внесло взносы на 94 млрд рублей, огромную роль играли займы, в результате займов бюджет пополнился на 76 млрд рублей.

Иваново носит почетный статус город трудовой доблести, который был присвоен городу Указом Президента РФ от 2 июля 2020 года, за весомый вклад в победу в Великой Отечественной войне. В годы войны Иваново административный центр Ивановской области где работало 113 хлопчатобумажных заводов, работали системы управления экономикой, химическое, машиностроительное, электротехническая отрасль. Некоторые регионы за вклад в победу, восстановление экономики, организации партизанского движения удостоены ордена Ленина это Псковская, Новгородская, Брянская, Челябинская, Липецкая область, Нижний Новгород, Кемеровская область.

В 1941 году в Саратове расширилось военное производство, заводы работали на военные нужды, в Саратов эвакуировались заводы, в Саратове шло бурение, в 1942 году построили газопровод ТЭЦ 1, ТЭЦ 2 выросла мощность энергии, выпускались истребители делали 50 самолетов в день, в Казани, Уфе, Омске, Иркутске, Тбилиси хранились авиазаводы Як-1, Як-3, их произвел завод №292 он изготовил 12.134 машин, за хорошую работу некоторые заводы получили орден Ленина, Красной звезды такую награду вручили военно-картографической фабрики, в Саратове производились танки Т-50, Т-60, Т-70, 1275 корпусов танков, 4066 противотанковых оружия, 3,7 тысяч самолетов, 35200 оружия, 4066 оружий, 1 млн креплений, Саратов военно-промышленный центр, который внес огромный вклад в победу, который выпускал оружия, 3 млн тонн горючего, на фабриках шили шинели, производили муку, макороны, консервы, заводы получали ордена СССР. В Саратов переместили органы власти, СНК Прокуратуру, Верховный суд, Президиум Верховного совета, Наркоматы, в Саратов эвакуировали театры, консервотории МХАТ, ЛГУ, увеличилось население Саратова до 498.000 жителей, построили 6 укреплений 600 км, в Саратове формировались армейские части, сформировалось 28 дивизий, Саратов центр Военно-Волжской флотилии, на которой было 10 кораблей, готовились командиры, выпущено 11.000 учеников, Саратов входил в Донский фронт в Саратове работало 30 заводов тракторный, комбайный, станкостроение, нефтяные заводы, металлургические заводы, реконструировался завод «Серп и молот», «Универсаль», было 68.000 работников, производили военную технику, эвакуировали 80 заводов.

Накануне Великой Отечественной войны Поволжье было крупным военно-промышленным центром, Поволжье включало Татарстан, Калмыкию, Саратовскую, Ставропольскую область, Куйбышевскую, в 1943 году появилась Ульяновская область, Волга стала основным стратегическим ресурсом при разгроме врага, в 1942 году в Поволжье ожесточенная битва, Поволжье стратегически-значимый район, в период Индустрилизации производство Поволжья возросло, предприятия насчитывали 3500 жителей, 2 млн работников работали на производстве, образовании, медицине. В Поволжье была развита сеть транспорта и проложены железные дороги Казанской, Куйбышевской, Пензенской, Северо-Кавказской линии, протяженностью 6000 км, железная дорога, связь, Волга основные пути развития Поволжского

региона, была создана Комиссия по мобилизации ресурсов Поволжья, комиссия изучила нефть. Свияжск-Ульяновск, Вольск-Саратов, Кизляр-Астрахань, работали станки, моторы [4, с. 3].

Поволжье было аграрным краем было 17 га земель, работали научные институты, 54 вуза, 45.000 студентов, активно шло оборонное производство, экономика и сырьевые ресурсы составили основу жизни. В октябре-ноябре 1941 года в Самару перевезли Президиум Верховного совета СССР, аппарат СНК СССР, ЦК ВКП (б), Народный комиссариат по иностранным дела, строились убежища. В Куйбышеве решали политико-экономические и военные вопросы, город играл важную роль в управлении государством и был значимым центром, В Поволжье эвакуировалось 350 заводов и 1 млн жителей, эвакуационные убежища работали в Казани, Чистополе, Саратове, Балашове. Эвакуированные заводы показывали хорошие результаты, работало Главное управление легкой промышленности, которому подчинялись фабрики обувная, механический завод, мастерские. В Горьковской области завод «Красное Сормово», Выксунский завод, делали оборонные заказы, завод В.И. Ульянова производил электричество, в Горьковской области работали самолетные заводы, Горьковские заводы выпустили ракеты, за годы войны в Горьковской области работало 22 завода.

Основными отраслями производства в Сталинграде стало танковое, химическое, авиационное производство, Сталинградский тракторный завод выпустил 4000 танков, пушки, пулеметы, 3 аэропорта, 11 полос, работало топливное производство. В Куйбашев эвакуировались предприятия из Тулы, Коврова, производящие зентино-артиллерийские орудия, производили подшипники, строили авиазаводы, эвакуировались заводы из Киева, Смоленска, Риги, всего за годы войны было построено 66681 самолетов, в Пензе, Саратове, Энгельсе, в Мордовии, Чувашии работали управления промыщленно -строительных материалов Марийской, Чувашской Татарской АСССР, в подчинении Министерств находились заводы, кирпичные, Министерства состояли из аппаратов, отделов, управлений.

В годы Великой Отечественной войны огромную роль в защите производства играла Мордовия и тыл в Мордовии строили железные дороги Куйбышевскую, Ленинскую, Казанскую протяженностью 532 км, связь основной источник коммуникации военного времени, Мордовия аграрный край, в которой преобладало большое число земель и сельское население 93%, работал хлебокамбинат, спиртовый, швейный, консервный завод, энергетика, Сабаевский, Дубенский, Инсаровский завод. В Мордовии было несколько промышленных узлов центральный, северо-восточный, юго-западный, Мордовия очень хорошо помогала фронту, источник продовольствия поставляла хлеб, скот, продукты, ткань, парашюты, мосты. Мордовия надежный регион для спасения экономики из-за экономико-географического положения, климата и в большом расстоянии от линии фронта, в Мордовию приезжали люди, чтобы спастись их обеспечили жильем, одеждой, лекарствами, в Мордовии работало 128 пунктов спасения они работали в Саранске, Рузаевке, Красный Узел, в Рузаевке работало 20 станций, вагонное депо, 8000 рабочих, в Мордовии создавались органы для помощи жителям среди таких органов выделяется Республиканская комиссия по размещению эвакуированного населения и заводов [5, с. 4].

Заводы не только выполняли военные заказы, на заводе «Теплоприбор» в Саранске работал Всесоюзный институт электроизмерительных приборов», институт проектирования зданий, Харьковский канатный завод, швейную фабрику, Гомельский кирпичный завод, работали хорошие специалисты, среди них выделяется Б.А. Селибер кандидат технических наук, лауреат премии СССР, окончил Ленинградский политехнический институт, Мордовия индустриальный край вместе с Саратовским машиностроительным заводом, выпускали артиллерию, ракеты М-13, строили пищевые заводы 33 цеха. В 1944 году в Мордовии строились сады, выращивали ягоды, развивалось животноводство, крупный рогатый скот, собрали 71 тонну зерна, 42, тонны картофеля, 18 тонн овощей, 25 тонн свеклы, рыбы, соки, кисель, капусту, помидоры, основным органом управления производства было Министерство пищевой промышленности Мордовской АСССР.

В годы Великой Отечественной Войны был построен Горьковский, Волжский, Сурский, Марийский оборонительный рубеж, строительство Волжского оборонительного рубежа началось 16 октября 1941 года, границы рубежа проходили, через территорию Татарской, Марийской, Чувашской республики с протяженностью 337 км, также был выстроен Казанский обвод часть Волжского рубежа, выстроенный около Казани и соединял несколько районов республики. Казань внесла огромный вклад в победу над фашизмом и в 2020 году Казань была удостоена почетного звания «Город трудовой доблести», Казань была промышленно-экономическим центром, который прикрывал заводы, больницы, научные центры. Оборонительные рубежи помогли защитить города от врагов и спасти хозяйство, данные сооружения были очень востребованными, принесли огромную пользу.

Экономика военного времени может быть использована, как направление проектной работы и рассматриваться по разному, экономика основа государственного строительства, применение проектной деятельности служит источником формирования множества навыков, как результат проявления себя. Экономика может рассматриваться, как уроки прошлого и связь с будущими экономическими проектами, реформами. Проекты экономики влияют на развитие государства, как способ формирования будущего страны, и работа над проектами предусматривает использование исторических навыков и их

приобретение, работать над проектами необходимо, проекты помогают подробно раскрыть тему и приобрести экономические знания, помогающие ориентироваться в пространстве. Экономические и исторические проекты могут быть полезны государству и используются в качестве решения государственных задач [5, с. 9]. Эвакуированные заводы находились в Омске обувь, там работала авиационно-танковая отрасль.

Экономика победы, как средство проектной работы формирует экономическую культуру и закладывает принципы правильного распределения благ, достойное существование, экономика сегодня рассматривается в рамках национальных проектов где указаны цели, задачи, перспективы, статистика, планы управления. Экономические проекты средства реализации задач управления и экономической эффективности, проекты выстраивают линии поведения и являются гарантом успешности. В каждом регионе используются свои экономико-исторические проекты, уроки с путешествиями, «Экономика», проектные группы работают в Государственном совете по разным отраслям и при Полномочных Представителях Президента, существуют управления проектной деятельностью, экономика формирует исследовательско-экономический потенциал.

Список литературы

1. Бутаков В.В. Промышленная политика СССР в годы Великой Отечественной войны // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, права. 2014. №7. С. 9-10.

2. Черненко Е.Ф. Экономическая политика СССР в годы Второй Мировой Войны. // Вестник РУДН. 2017. №5. С. 12-15.

3. Суржик Д.В. Советское народное хозяйство в заключительный период Великой Отечественной Войны // Новые исторические перспективы: от Балтики до Тихого океана. 2016. №5. С. 9-12.

4. Маркова А.Н. Экономические факторы победы //Вестник экономической безопасности. 2016. №6. С. 6-7.

5. Поляк Г.Б. Экономика и финансы СССР в годы Великой Отечественной Войны // Региональная экономика: теория и практика. 2005. №5. С. 7-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.