УДК 94(47+57)“1941/1945“:338.45:623 ББК Т3(2)6
Е. Н. Бикейкин, А. Н. Чекушкин
ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕНННАЯ БАЗА ПОВОЛЖЬЯ НАКАНУНЕ И В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Ключевые слова: военно-промышленный комплекс, оборонные предприятия, экономический район, трудовые ресурсы, эвакуация, Великая Отечественная война.
В статье исследуются проблема довоенной индустриализации и перевода промышленной базы Поволжья на военный лад, обеспеченность кадрами важнейших отраслей индустрии областей и республик региона.
E. N. Bikejkin, A. N. Tchekushkin
MILITARY-INDUSTRIAL SITUATION OF POVOLZJE BEFORE AND DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR
Key-words: military-industrial complex, defending plants, economic region,
labour resources, evacuation the Great Patriotic War.
The problem of before-war industrialization and making the industry of Povolzje a military one, the stuff of the most important industrial branches of the republics of the region are analysed in the article.
В науке выделение Поволжья в качестве особого региона оформилось сравнительно давно, однако географические рамки территории понимались различно. Единого мнения по данному вопросу нет и по сей день. Географически Поволжье представляет собой обширную территорию. По справедливому замечанию А. Г. Чернышева, «Поволжье — геополитическая дуга, разделяющая территорию центральной России и ее восточные земли на разные части»1. При всей разности подходов исследователи как стержнеобразующий фактор выделяли Волгу как артерию, связывающую и географически, и экономически, и политически. Не вдаваясь в подробности научных дискуссий по определению границ Поволжского региона, отметим, что в рассматриваемый период большую часть географического Поволжья составляли два экономических района: Поволжский и Волго-Вятский. В Поволжский экономический район входили Татарская АССР, Калмыцкая АССР, автономная область немцев Поволжья, Куйбышевская, Саратовская и Сталинградская области2. С началом войны административно-территориальное деление региона изменилось. В ав-
густе 1941 г. была упразднена автономная республика немцев Поволжья, а ее территория вошла в состав Саратовской и отчасти Сталинградской областей. В конце 1943 — начале 1944 г. была образована Астраханская область, территорию которой, кроме бывшего Астраханского округа, составила большая часть (8 районов) упраздненной Калмыцкой АССР3. ВолгоВятский экономический район объединял Горьковскую и Кировскую области, Марийскую, Мордовскую и Чувашскую АССР4.
Соотнесение Поволжья с территорией этих двух экономических районов вызвано не только чисто утилитарными исследовательскими интересами, но и тем фактом, что в них был сосредоточен основной социально-экономический потенциал региона.
С началом немецкой агрессии перед экономикой страны встали исключительно сложные задачи. Временная потеря важных экономических районов заметно сузила производственные возможности. Две трети промышленного производства подверглись разрушению и остановке. Враг захватил районы, где до войны проживали 45 % населения страны5. Основой для
наращивания военного производства становились созданные в предвоенный период новые промышленные зоны на Урале, в Сибири и в Поволжье.
В отличие от восточных районов, представлявших собой территории глубокого тыла, регионы Поволжья являлись ближайшей базой фронта. С наступлением врага на Москву Поволжье стало не только ближайшей прифронтовой, но и важнейшей военно-промышленной базой. Оно входило в первый эшелон стратегического тыла государства. Удобное географическое положение, развитая железнодорожная сеть, водный путь по Волге, Оке и их притокам, автотрассы способствовали максимально быстрой доставке военных грузов к линии обороны.
Вопрос о комплексном развитии основных экономических районов, наиболее удаленных от западных границ, стал первоочередным с сентября 1939 г., начала в Западной Европе Второй мировой войны. Необходимость укрепления обороны, повышения уровня обороноспособности страны диктовали форсированное создание новых военно-промышленных баз, недоступных для ударов противника с воздуха. На оборонные цели в стране в предвоенные
1938—1940 гг. было израсходовано 119,1 млрд руб., что в 2,5 раза больше, чем во второй и в 24,3 раза — чем в первой пятилетках. В годы предвоенных пятилеток промышленность Поволжья сделала гигантский скачок в развитии. Ее рост по сравнению с 1913 г. колебался от 8 до 21 раза6. За три предвоенных года только в ВолгоВятском экономическом районе было построено 665 крупных промышленных предприятий, электростанций, шахт, что составляло четвертую часть всех введенных по стране предприятий. Всего к 1940 г. число крупных заводов и фабрик достигло 3 4237. Число крупных промышленных предприятий Поволжского экономического района достигло 3,5 тыс. Здесь объем продукции всех предприятий составлял не меньше 6,3 млрд руб. в неизменных ценах 1926— 1927 гг.8 Таким образом, к началу войны в Поволжье насчитывалось около 7 тыс. крупных предприятий.
Основная ставка руководством страны делалась на тяжелую индустрию. Тре-
бовалось ускоренное расширение ее материально-технической базы. В соответствии с общим планом развития народного хозяйства шло расширение материально-технической базы тяжелой индустрии всей страны, в том числе в Поволжье.
В Волго-Вятском регионе намечалось заново построить 8 машиностроительных заводов и 10 ТЭЦ. В Горьковской области предполагалось завершение строительства автозавода, завода тяжелых фрезерных станков, создание Арзамасского завода автотракторных приводов, Дзержинского авторемонтного и завода-дублера «Рулон»; в Кировской области — латунно-прокатного, завода им. 1 Мая НКПС, Черно-холуницкого химического, цементного, известкового, силикатного и других предприятий. В крае планировалось пустить в эксплуатацию Чебоксарский завод среднего машиностроения, заводы: резинотехнических изделий, автодеталей, бытовых электроприборов, радиоаккумуляторный, ремонтно-механический, Алатырский лесохимический, Козловский цементный — в Чувашии; Марийский бумажный комбинат, Суслонгерский стекольный завод и два машиностроительных завода в Марийской АССР, Саранский автошинный и кордный заводы в Мордовии и др.9
Высокие темпы роста промышленного производства намечались и в Поволжском экономическом районе. Большие средства, в частности, вкладывались в промышленность Куйбышевской области. Капиталовложения в народное хозяйство области возросли более чем втрое. Накануне войны в области строилось 16 крупных предприятий, в том числе нефтеперегонный, газомотокомпрессорный, канатно-проволочный заводы, завод комбайнов, стальконструкций и три электростанции. Среднесписочная численность рабочих составляла 101,3 тыс. чел.10
Решающее значение в промышленности области имели такие предприятия, как карбюраторный завод (КАТЭК), завод Масленникова, «Автотрактороде-таль», станкостроительный, деревообделочный заводы, комбинат стройдеталей и завод запасных частей для подвижного состава железнодорожного транспорта, переименованный во время войны в под-
шипниковый (ГПЗ-4) в Куйбышеве, завод им. Володарского в Ульяновске, сланцевый комбинат (под Сызранью), нефтепромыслы в Сызрани и Ставрополе (Тольятти).
В Нижнем Поволжье в результате индустриализации народного хозяйства и продолжавшейся в годы довоенных пятилеток концентрации производства сложились также две промышленных агломерации, два узла — в районе Сталинграда и в Астрахани. При этом решающую роль играл сталинградский индустриальный узел. Накануне Великой Отечественной войны Сталинград являлся уже главным промышленным центром Поволжья. Из 1 347 цензовых промпредприятий области, накануне войны на которых было занято 183 тыс. чел., в Сталинграде находилось 227 (из них 126 промышленных с 60 тыс. индустриальных рабочих), в том числе 53 союзного и республиканского подчинения11. В целом промышленность Сталинграда «стояла на трех китах» — СТЗ, «Красном Октябре» и «Баррикадах».
Всего только в годы первой и второй пятилеток в Сталинградской области вступило в строй 66 важных объектов. В третью пятилетку строились такие крупные предприятия, как завод тяжелого крекингоборудования, гидролизный завод и мукомольный комбинат в Сталинграде, завод стеклотары в Камышине; в Камышине же планировалось построить и автомобильный завод. В сравнении с другими областными центрами Поволжского экономического района промышленность Сталинграда отличалась структурой. Около 79 % ее объема накануне войны давали машиностроение, металлообработка и другие виды группы «А»12.
В предвоенные годы в условиях нестабильной международной обстановки в Поволжье активно начала развиваться оборонная промышленность. Центрами оборонной отрасли региона были Горьковская, Куйбышевская и Сталинградская области, где ее основы были заложены в довоенный период. Наиболее развитыми отраслями военного производства здесь были химическая прмышленность, авиа- и судостроение, артиллерийская промышленность и др.
Так, например, еще до войны на территории Куйбышевской области работали крупные оборонные предприятия: завод № 42 в Куйбышеве, № 3 — в Ульяновске, № 15, 102 и 309 — в Чапаевске и № 164— в Сызрани. На этих предприятиях производились взрывчатые вещества, снаряжались артиллерийские снаряды, авиабомбы, мины, ручные гранаты, основные виды стрелковых боеприпасов, выстрелы к противотанковому ружью, широкая номенклатура взрывателей. Выпускались комплектующие к боевым самолетам, производили и гражданскую продукцию широкого потребления.
К началу 1941 г. в Горьковской области работали 44 оборонных предприятия, 34 из них были крупными. Наиболее мощными из них считались Горьковский авиационный (№ 21) и машиностроительный (артилерийский) (№ 92) заводы.
Положительно сказались на перестройке промышленности создание заводов-дублеров и предварительный (в
1939—1941 гг.) перевод части гражданских предприятий на военную продукцию и создание на предприятиях специальных цехов и производств, работавших на оборону, что позволило без промежуточного периода освоения новых видов продукции сразу приступить к выполнению военных заказов. На стапелях судостроительных заводов грузовые суда переоборудовались в военные корабли. С 1930 г. коллектив Сормовского завода выпускал подводные лодки. К началу войны были сданы 33 подводных корабля типов «Щ», «С», и «М», что составляло примерно
20 % всех подводных сил страны13.
Оборонное производство в незначительных размерах было налажено в Кировской области, Чувашской и Мордовской автономных республиках. Исключение составляла Марийская АССР, где отсутствовала производственная база.
Для развития народного хозяйства Поволжья и его военно-политического положения важное значение имели и недра. Прежде всего регион богат нефтью и газом. Промышленная разработка неф-теисточников в районе Сызрани началась еще в 1935 г. Огромные запасы нефти были найдены в Татарии (Барыш — низо-
вье Камы). Нефтегазоносны вся Прикаспийская низменность, а также районы Саратова по обоим берегам Волги. В связи с этим особое значение придавалось созданию в Поволжье топливноэнергетической базы. Намечалось создать новую нефтяную базу между Волгой и Уралом — «Второе Баку».
Крупные запасы каменного угля имеются в Татарии, правда, залегают на глубине свыше 1 000 м. На территории Сталинградской области, недалеко от Урюпинска, также еще до войны были известны бурые железняки. Но особенно богато Поволжье строительными материалами. По правому берегу Волги на сотни километров тянутся меловые и мергелевые горы, создающие базу цементной промышленности. Огромны запасы известняков, кварцевых песков. В нефтеносных районах Средней Волги немало гудронированных песчаников и асфальтов. Битуминозные и гипсоносные доломиты Средней Волги содержат значительные запасы серы. Значительное количество лесных ресурсов стало основой лесной промышленности в Волго-Вятском районе.
Помимо выгодного географического положения, индустриального потенциала, сырьевых запасов, Поволжье располагало значительными людскими ресурсами. Так, Волго-Вятский экономический район накануне войны (1939 г.) населяли
8,8 млн чел.14 Население Поволжского района составляло более 10 млн чел.15
Таким образом, главным итогом развития народного хозяйства Поволжья в предвоенный период явилось создание здесь крупных промышленных предприятий. Ускоренными темпами были начаты строительство предприятий-дублеров и создание оборонного комплекса страны. Многие заводы гражданского профиля строились с учетом перехода при необходимости на выпуск военной продукции, в первую очередь танков, стрелкового оружия, боеприпасов. Экономика, людские и сырьевые ресурсы региона, таким образом, составляли существенную часть военно-экономического потенциала страны.
С началом Великой Отечественной войны одной из главнейших задач стал перевод промышленности на работу в ус-
ловиях военного времени. С первых дней Великой Отечественной войны на основании решений СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 23 и 25 июня 1941 г. о расширении производства боеприпасов, танков и самолетов предприятия регионов Поволжья получили оборонные заказы.
Например, гигант отечественного машиностроения — Горьковский автозавод— наряду с производством грузовых автомобилей, в том числе повышенной проходимости, по указанию ГКО перешел к освоению и массовому производству танков Т-60, шестицилиндровых моторов для танков и самоходных установок, реактивных снарядов и пр. Судостроительный завод «Красное Сормово» (Горьковская область), продолжая выпускать подводные лодки, в кооперации с другими заводами согласно постановлению ГКО № 1 «Об организации производства средних танков Т-34 на заводе “Красное Сормово”» должен был в кратчайшие сроки наладить их сборку. Полностью на военные заказы (автобронемашины, корпуса для танков Т-60 и самолетов Ил-2, бронелисты для Т-34) был переведен Выксунский машиностроительный завод (ДРО)16.
В Кировской области первыми приступили к производству танков, САУ, боеприпасов коллективы машиностроительного завода им. 1 Мая, «Кировского металлиста», «Физприбора» № 2. На выполнение оборонных заказов перешел Саровский машиностроительный завод, к концу первой декады октября 1941 г. увеличивший выпуск продукции в 2,5 раза по сравнению с довоенным
1940 г. Канашский вагоноремонтный и Алатырский паровозоремонтный заводы Чувашии отправили на фронт 300 железнодорожных вагонов, Шумерлинский и Козловский деревообрабатывающие комбинаты развернули производство санитарных самолетов17. Судостроительный завод им. С. И. Бутякова в Марийской республике стал выпускать аэросани НКЛ-32, понтонные мосты и обрабатывать корпуса авиационных бомб18.
В Мордовской АССР предприятия легкой и пищевой промышленности переводились на выпуск боеприпасов и стрел-
кового оружия, специальных тканей для парашютов, снаряжения, предметов вещевого и продовольственного снабжения армии. Так, Саранская швейная фабрика и другие швейные фабрики Мордовии начали шить обмундирование для Красной армии. В июле 1941 г. на Саранском консервном заводе было организовано производство пищевых концентратов мощностью 20 т в сутки. На предприятиях лесной промышленности в короткие сроки были построены новые цеха, смонтированы новые станки, проведена реконструкция. Предприятия выполняли заказы фронта, снабжали Красную армию лыжами, санями, снегоступами, катками, лопатами, патронными сумками, теплыми вещами и др.19
В Поволжском экономическом районе наиболее организованно и быстро перевод промышленности на военные рельсы был осуществлен в Сталинграде. В городе уже летом не осталось «мирных» предприятий. До сентября 1942 г. Сталинградский тракторный завод выпустил более 4 тыс. танков. Завод № 264 (судоверфь) освоил выпуск Т-60, бронекорпусов Т-34 и Ил-2. Завод № 221 («Баррикады») производил роторы, судовые валы, химическую аппаратуру, пушки УВС, 120-миллиметровые минометы, морское вооружение. Завод № 91 выпускал пушки, пулеметы, боеприпасы, зажигательные бомбы, походные кухни. Мебельно-ящичный комбинат организовал производство серийных планеров и фюзеляжей для самолетов20. Куйбышевский завод запасных частей им. Куйбышева освоил производство 100-миллиметровых минометов и корпусов мин к ним, завод «Ход» стал производить обозное хозяйство для нужд кавалерии Красной ар-
мии21.
На пошив обмундирования и производство продовольственных товаров для фронта переключились практически все крупные и мелкие предприятия легкой, пищевой, местной промышленности и промысловой кооперации Поволжья. В целом перестройке подверглись предприятия всех отраслей промышленности Поволжья. К концу 1941 г. большинство заводов и фабрик Поволжья развернули военное производство.
Важнейшей составной частью перестройки экономики на военный лад явилась эвакуация производительных сил. СНК СССР и ЦК ВКП (б) 27 июня
1941 г. приняли специальное постановление «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества». В п. 11 данного документа говорилось о размещении эвакуированного населения в первую очередь в городах, рабочих поселках и сельских населенных пунктах Горьковской, Пензенской, Кировской, Куйбышевской, Саратовской, областей, Мордовской, Чувашской, Удмуртской, Татарской АССР. Районы Урала, Сибири, Алтайского края и Казахской ССР числились во второй очереди22.
Конкретные условия военной обстановки 1941—1942 гг. потребовали провести перебазирование дважды: первый
раз — летом и осенью 1941 г., второй — летом и осенью 1942 г. Эвакуация 1941 г. была самой массовой и проходила в основном с июня до конца ноября. Эвакуация 1942 г. проходила с середины мая до сентября и захватила преимущественно Нижнее и Саратовское Поволжье23.
Для Поволжья процесс эвакуации имел свою специфику. На первом этапе она выражалась в том, что Поволжский экономический район стал одной из основных баз, куда перемещались производительные силы из западных районов страны. В то же время здесь происходило административно-политическое переустройство некоторых районов, значительно усложнившее работу по эвакуации, как и всю перестройку работы Поволжского тыла. На втором этапе, помимо эвакуации в Поволжье, проводилась и частичная эвакуация населения, предприятий и учреждений из Поволжья в более глубинные районы страны.
Главную роль в принятии и размещении эвакуированных играли эвакопункты. На территории Поволжья большое значение имели эвакуационные пункты в Горьком, Казани, Куйбышеве, Сталинграде, Астрахани. Эвакопункты создавались в наиболее крупных узлах железных дорог и водных путей сообщения. Так, например, на территории Мордовской АССР эвакопункты имелись на ст. Рузаевка, Саранск,
Красный Узел, Ковылкино, Атяшево и др. Главным являлся Рузаевский эвакопункт, просуществовавший до 15 января 1945 г.24
В ходе эвакуации в восточные районы страны переместились свыше 12 млн чел. населения и более 2,5 тыс. предприятий, в том числе 1 523 крупных25. Первые эшелоны с оборудованием эвакуированных предприятий прибыли в Поволжье в конце июня — начале июля 1941 г. В 1941 г. в Поволжье эвакуировалось более 350 фабрик и заводов, из них в Татарию— 70, в Куйбышевскую область — 125, в Саратовское Поволжье — 100 и Сталинградскую область — 32. Более 20 предприятий союзного значения прибыло в Кировскую, 13 — в Горьковскую области, 28— в Чувашскую, 27 — в Марийскую и 17 — в Мордовскую автономные республики26. Ввиду некомплектности и малочисленности персонала ряда эвакуированных предприятий часто на новом месте они сливались. Поэтому приводимое в общесоюзной литературе число 226 эвакуированных в Поволжье промышленных объектов (точнее, восстановленных) вряд ли есть основание оспаривать.
Первой военной осенью более всего людей и грузов поступали сюда из Москвы и Московской области. Три авиационных завода прибыли из столицы в г. Горький. ГКО 9 октября 1941 г. принял решение об эвакуации в Киров, Пермь, Красноярск Коломенского паровозостроительного завода. Основным местом сосредоточения завода стала Вятка. Так возник завод № 38, располагавшийся в Кирове. Сюда же в декабре 1941 г. прибыли 400 чел. и с ними станки — с Владыкинского машиностроительного и Московского автокузовного заводов, а также рабочие и служащие завода им. Кагановича г. Днепропетровска, которые расположились в зданиях мясокомбината им. Кирова и кукольного театра, а также Ярославские шинный и кабельный заводы. Легкая промышленность Кировской области пополнилась Истринской швейной, Дмитриевской перчаточной из Московской области, Ахтыр-ской швейной, Змиевской швейно-трикотажной из Харьковской области и Полтавской перчаточной фабриками.
21 октября в Йошкар-Олу прибыл основной эшелон с оборудованием Московского прожекторного завода, а в начале декабря 1941 г. он уже дал продукцию для фронта. Туда же были доставлены Киевский завод «13 лет Октября», Одесский киноаппаратуры (КИНАП), Севский плодоварочный, Осипенковская макаронная фабрика и др.27
В Мордовскую АССР из 45 намеченных предприятий прибыли только 15 и 2— без разрешения Совета по эвакуации и указаний наркоматов. В республику прибыли Гомельский кирпичный завод, Кременчугская сапожная фабрика, шпагатный и канатный заводы, 7 пенькозаводов из Орловской области, 2 лесозавода, Кременчугская швейная фабрика, Луб-ненская махорочная фабрика, Рождественский спиртзавод и др.
В середине августа 1941 г. в Саранск из Ленинграда прибыли Государственный институт проектирования сооружений (ГСПИ-5) и Всесоюзный институт электроизмерительных приборов (ВИЭП). Основное оборудование из ВИЭПа прибыло полностью и было размещено в новом корпусе на площадях строящегося завода «Электротеплоприбор». В 1941 г. была реконструирована Саранская котонинная фабрика, переданная в ведение Наркомата боеприпасов СССР. На основе прибывавшего эвакуированного оборудования фабрика из предприятий текстильной промышленности превратилась в один из оборонных заводов союзного значения (№ 583). Таким образом, из прибывших на территорию республики эвакуированных предприятий как самостоятельные единицы были восстановлены только завод ВИЭПа и завод № 583. Оборудование остальных предприятий послужило дополнением к расширению и реконструкции существующих в Мордовии про-изводств28.
В Чувашию были эвакуированы 477 рабочих и инженеров, часть основных и вспомогательных цехов Харьковского электромеханического завода. Слившись с Ленинградским заводом «Электрик», новый Чебоксарский электроаппаратный завод в декабре 1941 г. дал первую пробную продукцию. В Чувашскую Рес-
публику были эвакуированы также Запорожская мастерская электронагревательных приборов, Волховский лесопильный завод, Московский завод сухой штукатурки; кроме того, Киевская техноткац-кая, Сумская швейная и обувная, 5 хлопчатобумажных фабрик из Московской, Калининской областей и Украины. На их базе были созданы фабрики в Чебоксарах, Цивильске и Сундыре29.
Наибольшее количество эвакуированных заводов принял и разместил Поволжский экономический район. Эти предприятия в короткие сроки стали давать продукцию для фронта. Это были эвакуированные из Москвы большая часть оборудования Первого подшипникового, автомобильного заводов, завода АТЭ-1, локомобильный завод из г. Люди-ново, кабельный и карбюраторный из Ленинграда, «Элекгропускатель» из Харькова, швейные фабрики из Киева и Витебска и многие другие.
В Куйбышеве была создана мощная авиационная база. За один 1941 г. были достроены: самолетостроительный завод № 122, где было размещено оборудование эвакуированного из Москвы завода № 1; самолетостроительный завод № 295, на базе которого разместился Воронежский завод № 18; моторостроительный — № 337, на который был эвакуирован из Москвы завод № 24, заводы № 145 и 454, производящие вооружение для самолетов, № 35, выпускавший пропеллерные винты, № 1 Оргавиапрома, № 305, механический завод по изготовлению броне-корпусов для самолетов и танков. Куйбышевский авиационный завод выпустил первый самолет через две недели после прибытия первых эшелонов с оборудованием на новое место. Оборудование завода «Кузтекстильмаш» было смонтировано за 15 дней, и через месяц были организованы все цеха и налажено производство оборонной продукции. Уже в сентябре
1941 г. он выпустил первые 50 изделий. С 21 ноября 1941 г. был начат выпуск подшипников на Куйбышевском ГПЗ30.
Огромную работу по восстановлению Московского автозавода проделали ульяновские автомобилестроители. К осени
1941 г. в связи с угрозой, нависшей над
столицей, было принято решение о полной эвакуации завода. Пунктами размещения завода стали г. Щадринск, Троицк, Челябинск и Ульяновск. По этим адресам и были направлены 12 800 единиц оборудования, для перемещения которого потребовалось 7 708 вагонов и платформ. Вся эта масса техники была в течение 2—3 месяцев размещена в помещениях, большей частью не приспособленных для промышленных целей, отлажена и пущена в ход. Уже в апреле 1942 г. начался выпуск автомашин ЗИС-5В, в октябре
1942 г. состоялся пуск главного конвейера, с которого к концу 1943 г. сходило по 80—100 машин в сутки31.
В Республике Татарстан было размещено свыше 70 эвакуированных предприятий. Они начали прибывать в первых числах июля 1941 г. Казань, намечавшаяся в качестве одного из новых центров авиастроения еще в годы предвоенных пятилеток, с пуском эвакуированных предприятий стала крупнейшим производителем боевых самолетов. Специализация казанских заводов авиационной промышленности определилась совершенно четко — производство скоростных бомбардировщиков, моторов к ним и авиационных приборов32.
Трудности и задачи были общими для всех эвакуированных предприятий: при нехватке оборудования, материалов, электроэнергии, квалифицированной рабочей силы, недопоставках заводами-смежниками деталей и узлов необходимо было в кратчайшие сроки развернуть производство, переоборудовать производственную базу принимающего завода, выпуская при этом военную продукцию, государственный заказ на которую возрос более чем в два раза.
В Поволжье эвакуировались и многие правительственные, научные, культурные и детские учреждения, а также высшие учебные заведения. В частности, в середине октября в Куйбышев переехали Союзное правительство и аппарат ЦК партии во главе с Н. А. Вознесенским и А. А. Андреевым. Здесь же находился и Президиум Верховного Совета СССР во главе с М. И. Калининым. В связи с этим из Куйбышева в Саратов передислоциро-
вался штаб ПриВО. В Саратов же прибыла часть правительства РСФСР и Украины. В Казань эвакуировали президиум Академии наук и 15 ее институтов. Многие вузы, в том числе Ленинградский университет, целый ряд столичных и украинских театров, включая Большой театр, МХАТ им. Горького и Московскую консерваторию, тоже эвакуировались на Волгу (в Казань, Куйбышев и Саратов).
Вместе с эвакуированными предприятиями в Поволжье прибыли промышленные рабочие с семьями. Что касается эвакуированного населения, то его трудно учесть. Даже в масштабе страны называются цифры от 10 до 25 млн чел. Во всяком случае, около 1 млн чел. определенно осели на длительное время (до лета
1943 г.) в Поволжье, из них около 270 тыс. в Татарии (ноябрь 1941 г.), свыше 200 тыс. — в Куйбышевской области, не менее 300 тыс. — в Саратовском Поволжье33. На территории Волго-Вятского региона было размещено 576 тыс. эвакуированных в том числе: в Горьковской области — 176,8 тыс., в Кировской — 231,6, в Чувашской АССР — 70,4, в Мордовской — 68,8, в Марийской — 28,4 тыс. чел.34
Людей размещали в общежитиях, зданиях общественных организаций, подселяли в жилища местных жителей, строили для них барачные поселки. Тысячи людей обитали в не приспособленных для жилья помещениях, страдали от недостатка тепла и инфекционных болезней. Однако альтернативы обеспечения работников оборонных заводов жильем на тот момент просто не существовало, так как все материальные ресурсы направлялись в производственную сферу, а социальные нужды трудящихся отходили на второй план.
Эвакуированное население и грузы продолжали поступать в Поволжье и в течение 1942 г., однако такого массового характера, как на первом этапе эвакуации, переселение уже не имело. Поток беженцев в основном прекратился весной 1942 г., а летом и осенью эвакуированные прибывали единицами и в большей степени в порядке перевода из других областей.
Летом 1942 г. обстановка на советско-германском фронте вновь ухудшилась.
Это вызвало новую полосу эвакуации, захватившую Северный Кавказ, Калмыкию, Сталинградскую, Воронежскую, Во-рошиловградскую и Курскую области и продолжавшуюся с июня по ноябрь
1942 г.
Наиболее тяжелое положение с эвакуацией сложилось на Нижней Волге, в особенности в Сталинграде. К тому времени в городе еще оставались 400 тыс. чел. только коренных жителей. Кроме Сталинграда, эвакуировались некоторые учреждения Астрахани, Саратова и часть базировавшегося в Астрахани флота Волжского бассейна35.
Следовательно, эвакуация в Поволжье продолжалась, в сущности, до конца первого периода войны. Сложность решения проблемы эвакуации в крае усугублялась освоением новых районов, что намного снижало эффективность героических усилий трудящихся по производству всего необходимого для нужд фронта, для победы над фашистскими агрессорами.
В ряду наиболее важных и сложных проблем, которые война поставила перед советской промышленностью, одно из центральных мест занимала проблема обеспечения промышленности рабочей силой. Мобилизация в армию миллионов людей привела к большой нехватке рабочих кадров. Насколько острой была кадровая проблема, можно судить по такому факту. В январе 1942 г. для пуска на полную мощность предприятий, эвакуированных в Саратовскую область, требовалось более 30 тыс. рабочих. В Куйбышевской области на 1 января 1942 г. не хватало 70 тыс. рабочих36.
Кризис рабочей силы в основном удалось предотвратить уже в первый период войны. Особенностью пополнения рабочими кадрами региональной промышленности являлось то, что оно шло в основном за счет мобилизации внутренних трудовых ресурсов. Проблема решалась главным образом за счет продления рабочего времени до 10—11 ч и посредством замены ушедших на фронт мужчин женщинами, подростками и пенсионерами, добровольно пришедшими на производство.
Важнейшим источником пополнения рабочего класса стало сельское население.
Особенно большой отток из сельской местности наблюдался в Мордовской, Марийской и Чувашской автономных республиках, где сельские жители до войны численно значительно преобладали над городскими. В 1942 г. сельские жители среди мобилизованных на постоянную работу в городе занимали 22,9 %37.
Широко стало вовлекаться в производство незанятое городское население: женщины-домохозяйки, городская молодежь, пенсионеры, инвалиды войны. Их добровольный приход на предприятия был особенно массовым в первые месяцы войны. Они предлагали использовать их на любой работе. Например, в Горьком в июне-июле 1941 г. добровольно пришли в промышленность 11 865 женщин. Свыше 1 750 женщин за первый военный год влились на заводы и фабрики Чебоксар. В промышленности, строительстве и транспорте Марийской АССР в 1941 г. их было занято 10 140 чел.38 С июля 1941 по февраль 1942 г. 15 300 девушек влились в промышленность и транспорт Куйбышева; на заводы Сталинграда в первые месяцы войны пришли 10 тыс. женщин-патриоток, заменивших ушедших на фронт мужчин. Коллективы не только текстильных и швейных фабрик, но и некоторых машиностроительных заводов стали женскими и молодежными. На Куйбышевском ГПЗ-4 в конце 1942 г. работали 13 263 чел., из них 6 261 женщин; из 15 309 работников Сталинградского завода «Красный Октябрь» (по состоянию на 1 октября 1941 г.) 5 830 чел. составляли женщины; в Татарии из 20 274 рабочих и служащих НКПС, по данным на 1 июня
1942 г., 9 383 (46,3 %) были женщины39. К концу 1942 г. доля женского труда в промышленности Поволжья выросла до 60-65 %.
Важным, но не определяющим источником пополнения промышленности Поволжья кадрами стало эвакуированное население, размещенное в городах и рабочих поселках областей и автономных республик. Следует отметить тот факт, что большой процент эвакуированных составляли дети, женщины и нетрудоспособные взрослые. Так, в декабре 1941 г. в Мордовию прибыли 58 425 чел., в том
числе 20 010 мужчин и 38 415 женщин, из них мужчин в возрасте от 16 до 59 лет — 6 070 чел., женщин от 16 до 54 лет — 21 966, детей до 7 лет — 14 513, от 7 до 15 лет — 11 904 чел.40
Помимо вышеперечисленных источников пополнения рабочего класса, в Поволжье в условиях военного времени как источник пополнения рабочей силы стал шире использоваться труд заключенных и спецпереселенцев. Особым источником рабочей силы были демобилизованные из рядов Красной армии и инвалиды Отечественной войны.
Комплектование кадров, набор рабочей силы — это начальная стадия решения проблемы труда. Новых производственников было необходимо еще научить нужным профессиям. Эта задача решалась через систему трудовых резервов и непосредственно на заводах — бригадным и индивидуальным обучением.
Коренные изменения претерпели созданные в 1940 г. учебные заведения системы трудовых резервов. Увеличение числа учебных заведений системы государственных трудовых резервов было характерным явлением для Поволжской зоны. Всего в областях и автономиях Поволжья в конце 1941 — начале 1942 г. стали 134 учебных заведения государственной системы трудовых резервов; из них 60 ремесленных и железнодорожных училища и 74 школы ФЗО. По сравнению с началом года их общее число увеличилось на 64, в том числе РУ и ЖДУ — на 25, школ ФЗО — на 39. Контингент учащихся вырос до 47 651 чел. против 24 900 в 1940 г., или почти в два раза. Наибольший контингент из областей приходился на Горьковскую область, из автономных республик — на Мордовию41.
В результате выпуск квалифицированных кадров из заведений трудовых резервов областей и республик Поволжья в
1942 г. был выше, чем в 1941 г., и составил 40 678 чел.42 В 1942 г. продолжала создаваться новая сеть ремесленных училищ и школ ФЗО в областях и автономиях Поволжья. Общее число учебных заведений трудовых резервов региона достигло 147, т. е. выросло по сравнению с довоенным более чем в два раза43.
Кадровый вопрос, несмотря на выше- фронт и в Поволжье. Только в Куйбы-
перечисленные мероприятия, так и оста- шевской области их число за годы войны
вался нерешенным. Для воспроизводства достигло почти 130,0 тыс. чел., в прорабочей силы партия и правительство мышленность Татарии пришли 70,0 тыс.,
осуществили ряд крупных, в общегосу- Горьковской области — 67,2 тыс., Марий-
дарственном масштабе спланированных и ской АССР — 73,0 тыс., Мордовской —
организованных мер. В связи с этим 110,5 тыс. чел.44
13 февраля 1942 г. Президиум Верховно- Таким образом, в целом проблема го Совета СССР был вынужден издать обеспечения кадрами важнейших отрас-
Указ «О мобилизации на период военно- лей индустрии областей и республик По-
го времени трудоспособного городского волжья была решена. Партийные и со-
населения для работы на производстве и ветские органы власти, используя все
строительстве». Указ о мобилизации по- формы и источники пополнения, сумели
мог государству максимально использо- обеспечить дополнительный приток ра-
вать имеющиеся на местах трудовые ре- бочей силы на производство, сохранить
сурсы и обеспечить возрастающие по- костяк квалифицированных инженеров,
требности военной экономики в рабочих служащих, рабочих, добившись выполне-
кадрах в последующие годы. Сотни тысяч ния сложных военно-хозяйственных заграждай были мобилизованы на трудовой дач.
Примечания
1 Чернышев А. Г. Поволжье: мобилизация интересов регионов или интересы «мобилизационного общества»? // Перспективы и проблемы становления поволжского регионализма. М., 1999. С. 39.
2 См.: Храмков Л. В. Военно-промышленный комплекс Поволжья в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. // Вестн. СамГУ. 2007. № 5/3 (55). С. 215.
3 См.: Видяшев С. В. Оборонная промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны: исторический аспект (на материалах Нижнего Поволжья): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Саратов, 2009. С. 4.
4 См.: Серебрянская Г. В. Волго-Вятский арсенал: промышленность накануне и в годы Великой Отечественной войны. 1938—1945. Н. Новгород, 1997. С. 12.
5 См.: Чернявский У. Г. Война и продовольствие: снабжение городского населения в Великую Отечественную войну (1941—1945 гг.). М., 1964. С. 16.
6 См.: Ванчинов Д. П. Военные годы Поволжья (1941—1945 гг.). Саратов, 1980. С. 28.
7 См. подробнее: Серебрянская Г. В. Волго-Вятский арсенал... С. 14.
8 См.: Храмков Л. В. Указ. соч. С. 216.
9 См.: Серебрянская Г. В. Волго-Вятский арсенал... С. 20, 21.
10 См.: Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.). Документы и материалы. Куйбышев, 1966. С. 186; Куйбышевская область. Историко-экономический очерк. Куйбышев, 1977. С. 137.
11 См.: Красавин В. С. Подвиг Сталинграда — подвиг народа. Волгоград, 1970. С. 15, 16.
12 См.: Ванчинов Д. П. Указ. соч. С. 38, 39.
13 См.: Серебрянская Г. В. Волго-Вятский арсенал... С. 33—35.
14 См.: Народное хозяйство РСФСР: стат. сб. М., 1957. С. 18, 271.
15 См.: Ванчинов Д. П. Указ. соч. 1980. С. 28.
16 См.: Серебрянская Г. В. Трудовой подвиг нижегородцев в годы Великой Отечественной войны // Нижегор. альманах [Н. Новгород]. 1995. Вып. 1. С. 32.
17 См.: Сакович (Серебрянская) Г. В. Перестройка промышленности Поволжья на военный лад в годы Великой Отечественной войны // Материалы научной конференции, посвященной 40-летию Победы. Киров, 1985. С. 159.
18 См.: Марийская АССР в годы Великой Отечественной войны: сб. док. и материалов. Йошкар-Ола, 1967. С. 89.
19 См.: Мордовия в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.: в 2 т. Саранск, 2005. Т. 1. С. 242, 243.
20 См.: Храмков Л. В. Указ. соч. С. 217.
21 См.: Там же. С. 218.
22 См.: Мордовия 1941—1945: сб. док. Саранск, 1995. С. 31.
23 См.: Кондратенко Е. Ф. Промышленное строительство в первый период Великой Отечественной войны (по материалам Среднего Поволжья) // Исторические записки: межвуз. сб. науч. тр. / Пенз. гос. пед. ун-т им В. Г. Белинского. Пенза, 2001. С. 316.
24 См.: Мордовия в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Т. 1. С. 215.
25 См.: Советская экономика в период Великой Отечественной войны 1941—1945. М., 1970. С. 20.
26 См.: Редкокашин Е. В. Рабочие Нижнего Поволжья в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.): дис. ... канд. ист. наук. Волгоград, 1986. С. 80; Ванчинов Д. П. Указ. соч. С. 64; Серебрянская Г. В. Промышленность и кадры Волго-Вятского региона Российской Федерации в конце 30-х — первой половине 40-х годов XX века: монография. Н. Новгород, 2003. С. 83.
27 См.: Серебрянская Г. В. Волго-Вятский арсенал... С. 84, 85.
28 См. подробнее: Мордовия в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Т. 1. С. 228, 232.
29 См.: Серебрянская Г. В. Волго-Вятский арсенал... С. 85.
30 См.: Кондратенко Е. Ф. Указ. соч. С. 320, 321.
31 См.: Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ulweb.ru; Ульяновская-Симбирская энциклопедия: в 2 т. Ульяновск, 2000. Т. 1. С. 93.
32 См.: Главное архивное управление при Кабинете Министров Республики Татарстан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.archive.gov.tatarstan.ru.
33 См.: Ванчинов Д. П. Указ. соч. С. 64, 65.
34 См.: Серебрянская Г. В. Волго-Вятский арсенал... С. 83.
35 См.: Чуянов А. С. В трудные дни // Эшелоны идут на восток. М., 1966. С. 242, 243.
36 См.: Ванчинов Д. П. Указ. соч. С. 72.
37 См.: Народное хозяйство РСФСР за 60 лет: стат. сб. М., 1977. С. 5; Сенявский С. Л., Тельпухов-ский В. Б. Рабочий класс СССР (1938—1965 гг.). М., 1971. С. 102.
38 См.: Серебрянская Г. В. Промышленность и кадры Волго-Вятского региона... С. 250.
39 См.: Ванчинов Д. П. Указ. соч. С. 72, 73.
40 См.: Мордовия в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Т. 1. С. 216.
41 См.: Серебрянская Г. В. Промышленность и кадры Волго-Вятского региона... С. 278.
42 См.: Белоус В. И. Социально-политические аспекты подготовки кадров рабочего класса в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (на материалах Поволжья): дис. ... д-ра ист. наук. М., 1994. С. 21.
43 См.: Серебрянская Г. В. Промышленность и кадры Волго-Вятского региона... С. 278.
44 См. подробнее: Митрофанова А. В. Рабочий класс Советского Союза в первый период Великой Отечественной войны. М., 1969. С. 332, 342; Серебрянская Г. В. Промышленность и кадры ВолгоВятского региона... С. 261; Ванчинов Д. П. Указ. соч. С. 123, 124.
Поступила в редакцию 02.02.2011.
Сведения об авторах
Чекушкин Александр Николаевич — кандидат исторических наук, заведующий отделом современного регионального развития НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Автор более 30 научных работ, 3 учебнометодических разработок.
Тел.: (8342) 47-20-99.
e-mail: chekuschkinn@yandex.ru
Бикейкин Евгений Николаевич — кандидат философских наук, доцент, заведующий отделом истории НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Автор более 50 научных работ и учебно-методических разработок.
Тел.: (8342) 47-20-99.
e-mail: institute@niign.ru