УДК 342.92 ББК 67
© 2016 г. Э. Д. Шайдуллина,
заместитель начальника кафедры уголовного процесса Казанского юридического института МВД России кандидат юридических наук. E-mail: e-mail: elya-hi@bk.ru
ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
В статье определены некоторые проблемы, возникающие в ходе правоприменительной деятельности следователей и дознавателей, осуществляющих предварительное расследование в отношении несовершеннолетних. Автором приведены пути разрешения обозначенных вопросов.
Ключевые слова: несовершеннолетние, сведения о личности несовершеннолетнего, предварительное расследование, предмет доказывания, психологи и педагоги.
E. D. Shaydullina - Deputy Chief, Department of Criminal Procedure Law, Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, PhD in Law.
CRIMINAL PROCEEDINGS INVOLVING MINORS: PROBLEMS AND SOLUTIONS
In this article some problems of investigation of criminal cases concerning minors or with their participation are defined. Besides offers on permission of these problems are provided.
Key words: minors, information on the identity of the juvenile, investigation, proof subject, psychologists and educators.
Обеспечение прав и свобод несовершеннолетних было и остается одним из приоритетных направлений нашего государства и общества, в том числе и лиц, совершивших противоправные деяния. Однако принятие целого ряда нормативных актов и создание специальных органов по предупреждению преступлений, совершаемых в возрасте до 18 лет, не могут в полной мере до настоящего времени обеспечить эффективное противодействие преступности несовершеннолетних. Данное обстоятельство приводит к тому, что указанная категория населения становится непосредственным участником уголовного судопроизводства. Этим обусловлено и наличие в действующем Уголовно-процессуальном кодексе РФ [1] отдельной главы 50, в которой предусмотрены особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Следует отметить, что и другие нормы закона предусматривают положения, регламентирующие участие лиц в возрасте до 18 лет в уголовном процессе. Так, например, в ч. 2 ст. 108 УПК РФ указано, что мера пресечения в виде заключения под стражу может быть избрана в отношении несовершеннолетнего за совершение им тяжких и особо тяжких преступлений; ст. 191 УПК РФ полностью посвящена особенностям производства допроса, очной ставки, проверки показаний на мес-
те и предъявления для опознания с участием несовершеннолетних. Пленум Верховного Суда РФ принял рекомендации, регламентирующие особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних [2].
Анализ положений уголовно-процессуального законодательства России, материалов судебной практики и правоприменительной деятельности позволил нам сделать вывод о том, что, несмотря на, казалось бы, достаточно детальную регламентацию процессуальных особенностей производства по уголовным делам в отношении либо с участием несовершеннолетних, ряд вопросов по-прежнему остается актуальным и требует своего разрешения.
В настоящей статье мы остановимся более подробно на некоторых из них и предпримем попытку их разрешения для правоприменителей, в первую очередь следователей и дознавателей, осуществляющих предварительное расследование такой категории дел.
Выявление проблемных аспектов по уголовным делам в отношении несовершеннолетних следует начать с исследования специфики предмета доказывания. В ст. 421 УПК РФ определено, что помимо предусмотренных ст. 73 УПК РФ обстоятельств, подлежащих доказыванию, при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних также необходимо установить их воз-
раст, условия жизни, воспитания, уровень психического развития, факты влияния на них совершеннолетних и иные обстоятельства. На что же необходимо прежде всего обращать внимание следователям и дознавателям в ходе предварительного расследования? Что именно законодатель подразумевает под «иными особенностями личности»?
Эта проблема неоднократно обсуждалась в научных кругах [3, с. 96-100]. Так, например, А. П. Гуськова предлагает дополнить Уголовно-процессуальный кодекс РФ отдельной статьей «Установление данных о личности несовершеннолетнего», в соответствии с которой должны выясняться обстоятельства, уточняющие социально-обусловленные и психологические свойства личности (мировоззрение, нравственные убеждения, интересы, мотивы, чувства симпатии и антипатии, особенности характера, темперамента, потребности, стиль поведения и т. д.) [4, с. 37]. Т. В. Исакова в свою очередь к иным особенностям личности несовершеннолетнего относит степень социализации несовершеннолетнего (мировоззрение, правосознание, нравственность, воспитанность, целеустремленность, влияние социальной среды, материальное положение, общегражданские, трудовые, семейные отношения, участие в жизни школы и трудового коллектива, связь с преступными и другими антиобщественными элементами), индивидуально-психологические свойства личности (особенности темперамента и характера несовершеннолетнего, личностные качества и чувства, эмоциональные качества), психологические процессы и состояния (уровень психического развития, вменяемость личности, отставание в психическом развитии, особенности психических процессов) [5, с. 19].
Полагаем, что дополнение Уголовно-процессуального кодекса РФ отдельной статьей не требуется в силу того, что предлагаемые выше свойства вполне возможно отнести к иным особенностям личности несовершеннолетнего. В то же время во избежание неоднозначного подхода к пониманию данного обстоятельства, подлежащего доказыванию в отношении лиц в возрасте до 18 лет, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 года № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»
необходимо дополнить и раскрыть позиции, которые следует рассматривать в качестве иных особенностей личности несовершеннолетнего.
Обобщая приведенные позиции и научные исследования, п. 17 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ целесообразно дополнить следующим положением, разместив его после первого абзаца текста: «При определении иных особенностей личности несовершеннолетнего лицам, осуществляющим расследование по уголовным делам, а также судам следует обращать внимание на уровень мировоззрения, нравственные убеждения, поведенческие особенности, социальную адаптированность, личностные психологические качества несовершеннолетнего».
Немало вопросов вызывает и сам процесс доказывания при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Так, анализ правоприменительной практики показал, что следователи, дознаватели, учитывая их большую загруженность, зачастую устанавливают указанные в ст. 421 УПК РФ обстоятельства лишь поверхностно в ходе допросов самих несовершеннолетних, их законных представителей. При этом без внимания остаются лица, которые в силу специфики своей деятельности могли бы более детально охарактеризовать несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого. К ним можно отнести педагогов, соседей, друзей, сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и органов местного самоуправления. Что касается характеристик с мест учебы, работы, места жительства, то они чаще всего написаны общими фразами, не дающими полной картины формирования преступного намерения у подростка, либо вообще отсутствуют в материалах уголовного дела.
Особую актуальность данные обстоятельства приобретают в тех случаях, когда следователи либо дознаватели принимают решение о прекращении уголовного преследования в отношении несовершеннолетних с применением к ним принудительной меры воспитательного воздействия. Ведь ч. 1 ст. 427 УПК РФ обязывает их при направлении материалов уголовного дела в суд для рассмотрения ходатайства установить возможность исправления несовершеннолетнего без применения к нему уголовного наказания.
На наш взгляд, разрешить данную проблему может позволить только введение отдельной специализации следователей и дознавателей, осуществляющих расследование уголовных дел в отношении несовершеннолетних либо с их участием. При этом указанные должностные лица должны обладать, наряду с судьями [2, п. 4] познаниями в области подростковой психологии, криминологии, вик-тимологии, применения ювенальных технологий, используемых в рамках процессуального законодательства, спецификой расследования уголовных дел, совершаемых несовершеннолетними. Такие знания, умения и навыки они могут получать в рамках первоначальной подготовки либо переподготовки на курсах повышения квалификации.
В свою очередь руководителям следственных органов, начальникам подразделений дознания и органа дознания, прокурорам следует усилить ведомственный контроль и прокурорский надзор за качеством расследования уголовных дел с участием несовершеннолетних, обращая особое внимание на доказанность предмета доказывания, предусмотренного ст. 421 УПК РФ.
Следует также отметить, что неоднократно обсуждался вопрос о создании в России специализированных ювенальных адвокатских палат, финансируемых государством. Однако в данном вопросе стоит согласиться с позициями тех теоретиков и правоприменителей, которые считают, что такой шаг повлечет за собой неоправданные финансовые затраты государства и проблемы их создания в малонаселенных районах. В качестве решения ситуации ими, в частности, предлагается реализовать систематическое повышение профессионального уровня адвокатов в виде проведения курсов повышения квалификации, отдельных лекций, круглых столов с приглашением психологов, педагогов, специалистов в области ювенальной юстиции из регионов, где положительный опыт их применения уже имеется [6, с. 171].
В свою очередь, в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 года № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» определяется, что уголовные дела в отношении несовершеннолетних в судах как первой, так и второй инстанций должны рассматриваться наибо-
лее опытными судьями, обладающими определенными знаниями. На наш взгляд, данный пункт постановления Пленума Верховного Суда РФ следует также дополнить указанием на необходимость специальной подготовки не только судей, но и следователей, дознавателей, осуществляющих предварительное расследование в отношении несовершеннолетних, а также защитников, представляющих интересы подозреваемых и обвиняемых в возрасте до 18 лет.
Затрагивая проблему необходимости специализированной подготовки следователей, дознавателей и защитников, мы не можем оставить без внимания отдельные аспекты участия других специалистов при расследовании уголовных дел в отношении несовершеннолетних, а именно педагогов и психологов. К сожалению, до настоящего времени не разрешенным остается ряд вопросов: к какой категории участников уголовного судопроизводства относятся данные специалисты, каким образом они привлекаются для участия в процессуальных действиях с участием несовершеннолетних, какими должны быть уровень их образования и подготовки, права, обязанности и ответственность, кого лучше пригласить следователю или дознавателю - педагога или психолога.
Прежде всего, следует отметить нормы Уголовно-процессуального кодекса РФ, регламентирующие участие педагогов и психологов. Так, например, согласно ч. 1 ст. 191 УПК РФ при проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. При этом по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет (или старше, но страдающего психическим расстройством) участие психолога обязательно (ч. 4 ст. 191 УПК РФ).
Более или менее круг полномочий педагога или психолога обозначен в ст. 425 УПК РФ, регламентирующей допрос несовершеннолетнего подозреваемого либо обвиняемого. В частности, аналогично потерпевшими и свидетелями при допросе лица, совершившего преступление, в возрасте до 16 лет или старше с
психическими отклонениями участие психолога и педагога обязательно. При этом они привлекаются как по ходатайству защитника, так и по инициативе следователей и дознавателей. В соответствии с ч. 5 рассматриваемой нормы уголовно-процессуального закона педагог или психолог вправе с разрешения должностного лица, производящего расследование, задавать вопросы несовершеннолетнему в ходе допроса, по окончании которого знакомиться с его протоколом, делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права разъясняются педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.
Исходя из того, что педагоги либо психологи могут быть привлечены в случае участия в уголовном деле как подозреваемых и обвиняемых, так и потерпевших и свидетелей, можно сделать вывод о том, что их целесообразно отнести к категории иных участников уголовного судопроизводства. При этом дополнительным аргументом служит позиция С. В. Тетюева, который указывает, что педагог (психолог) наряду с экспертом, специалистом, переводчиком в любом случае относится к сведущим лицам, поскольку обладает специальными знаниями [7, с. 29].
Кроме того, следует отметить, что согласно п. 62 ст. 5 УПК РФ педагогом признается педагогический работник, выполняющий в образовательной организации или организации, осуществляющей обучение, обязанности по обучению и воспитанию обучающихся. Иными словами, функцию педагога в уголовном судопроизводстве в настоящее время могут выполнять и воспитатель детского сада, и школьный учитель, и преподаватель колледжа или образовательной организации высшего образования, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и работающие по специальности в данный момент [7, с. 30].
Что касается определения категории «психолог», то законодателем оно никак не формулируется. Безусловно, это не просто чело-
и ^ т»
век, увлекающийся психологией. В данном случае под психологом следует понимать специалиста, который занимается изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности для ре-
шения научно-исследовательских и прикладных задач, а также с целью оказания психологической помощи, поддержки и сопровождения [8, с. 464]. При этом для участия по уголовным делам рассматриваемой категории в качестве психологов могут привлекаться те из них, которые специализируются исключительно на детской либо подростковой психологии.
Выбирая психолога либо педагога, следователь (дознаватель), по нашему мнению, все же должен исходить из конкретной ситуации, определения цели приглашения данного специалиста в зависимости от возраста, уровня развития, психического состояния, адаптации несовершеннолетнего.
Обобщая все вышесказанное, мы видим, что назрела необходимость законодательного закрепления педагога (психолога) как отдельного участника уголовного судопроизводства с определением его полномочий, обязанностей. Не желая загромождать Уголовно-процессуальный кодекс РФ новой статьей, с учетом того, что педагог и психолог должны обладать специальными познаниями, на наш взгляд, целесообразно ст. 58 УПК РФ дополнить новой ч. 5, представив ее в следующей редакции:
«5. При участии в уголовном деле несовершеннолетнего следователь, дознаватель, суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, по собственной инициативе либо по ходатайству одной из сторон привлекает к участию педагога либо психолога.
Педагог либо психолог наделяется правами и обязанностями, предусмотренными частями 2-4 настоящей статьи».
Кроме того, п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 года № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» необходимо дополнить новым абзацем следующего содержания: «В случае приглашения педагога либо психолога для участия в уголовном судопроизводстве судам, а равно следователю, дознавателю следует исходить из конкретных обстоятельств уголовного дела, учитывать возраст, уровень развития, психическое состояние, степень адаптации несовершеннолетнего».
Подводя итоги нашего исследования, можно сделать вывод о том, что институт производства по уголовным делам в отношении
тельности станут еще одной ступенью к обеспечению гарантий подростков в досудебном производстве, урегулированию и оптимизации предварительного расследования с участием лиц, не достигших совершеннолетия.
несовершеннолетних требует дальнейшего анализа и последующей доработки. Полагаем, что предложенные в настоящей статье дополнения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, рекомендации по правоприменительной дея-
Литература
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 2016. № 28. Ст. 4559.
2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 № 1 (в ред. от 02.04.2013) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2013. № 6.
3. Смирнова Г. Н. Обстоятельства, подлежащие установлению по уголовным делам в отношении несовершеннолетних // Кримина-листъ. 2015. № 1.
4. Гуськова А. П. Восстановительное правосудие в отношении несовершеннолетних. Теоретические основы медиативного подхода: моногр. М., 2011.
5. Исакова Т. В. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2009.
6. Машинская Н. В. Гарантии права на получение квалифицированной юридической помощи несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, в свете становления дружественного к ребенку правосудия // Ленингр. юрид. журнал. 2015. № 2.
7. Тетюев С. В. Участие педагога и психолога в уголовном судопроизводстве // Судья. 2014. № 10.
8. Врачков И. В. Введение в профессию психолога / И. В. Врачков, И. Б. Гриншпун, Н. С. Пряжников. М., 2007.
Bibliography
1. The Code of Criminal Procedure of the Russian Federation from 12/18/2001 № 174-FZ (in edition from 06/07/2016) // Collection of the legislation of the Russian Federation. 2016. № 28. Article 4559.
2. About court practice of application of the legislation regulating features of criminal liability and punishment of minors: the resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation from 02/01/2011 № 1 (in edition from 02/04/2013) // Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 2013. № 6.
3. Smirnova G. N. The circumstances which are subject to establishment on criminal cases concerning minors // Criminalist. 2015. № 1.
4. Guskova A. P. Recovery justice concerning minors. Theoretical bases of mediativny approach: the monograph. Moscow, 2011.
5. Isakova T. V. Production on criminal cases concerning minors: the abstract of the thesis for a scientific degree competition candidate of law sciences. Irkutsk, 2009.
6. Mashinskaya N. V. Guarantees of the right to qualified legal aid by the minor suspect accused of pre-judicial stages of criminal trial in the light of formation ofjustice, friendly to the child // Leningrad legal magazine. 2015. № 2.
7. Tetyuev S. V. Participation of the teacher and psychologist in criminal legal proceedings // Judge. 2014. № 10.
8. Vrachkov I. V. Introduction to a profession psychologist / I. V. Vrachkov, I. B. Grinshpun, N. S. Pryazh-nikov. Moscow, 2007.