Научная статья на тему 'ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЯМИ 6.23 И 6.24 КОАП РФ, УЧАСТКОВЫМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ПОЛИЦИИ И ИНСПЕКТОРАМИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЯМИ 6.23 И 6.24 КОАП РФ, УЧАСТКОВЫМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ПОЛИЦИИ И ИНСПЕКТОРАМИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1541
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Запаренко Андрей Михайлович, Клевцова Наталья Александровна, Грозан Илона Анатольевна

Рассмотрены вопросы выявления и документирования административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.23 и 6.24 КоАП РФ, участковыми уполномоченными полиции и инспекторами по делам несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Запаренко Андрей Михайлович, Клевцова Наталья Александровна, Грозан Илона Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS IN OFFENCES UNDER ARTICLES 6.23 AND 6.24 OF THE ADMINISTRATIVE CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION PERFORMED BY POLICE COMMISSIONERS AND BY INSPECTORS FOR THE AFFAIRS OF MINORS

In article are considered questions, connected with attraction to administrative responsibility.

Текст научной работы на тему «ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЯМИ 6.23 И 6.24 КОАП РФ, УЧАСТКОВЫМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ПОЛИЦИИ И ИНСПЕКТОРАМИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

УДК 342.9

АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ЗАПАРЕНКО,

начальник 3 отдела НИЦ № 4 ФГКУ «ВНИИ МВД России»;

НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА КЛЕВЦОВА,

старший научный сотрудник НИЦ № 4 ФГКУ «ВНИИ МВД России»;

ИЛОНА АНАТОЛЬЕВНА ГРОЗАН,

старший научный сотрудник НИЦ № 3 ФГКУ «ВНИИ МВД России»

ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЯМИ 6.23 И 6.24 КОАП РФ, УЧАСТКОВЫМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ПОЛИЦИИ И ИНСПЕКТОРАМИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Рассмотрены вопросы выявления и документирования административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.23 и 6.24 КоАП РФ, участковыми уполномоченными полиции и инспекторами по делам несовершеннолетних.

Ключевые слова: процессуальное оформление, административная ответственность, административное правонарушение.

A. M. Zaparenko, Head of Department 3 NIC № 4, Russia MI FPOI National Research Institute; e-mail: ancadtiw@rambler.ru, tel.: 8 (495) 695-87-94;

N. A. Klevtsova, Senior Researcher NIC № 4, Russia MI FPOI National Research Institute; e-mail: vnii59@yandex.ru, tel.: 8 (495) 915-34-44;

I. A. Grozan, Senior Researcher NIC № 3, Russia MI FPOI National Research Institute; e-mail: vnii59@yandex.ru, tel.: 8 (495) 667-43-84.

Administrative Proceedings in Offences under Articles 6.23 and 6.24 of the Administrative Code of the Russian Federation Performed by Police Commissioners and by Inspectors for the Affairs of Minors.

In article are considered questions, connected with attraction to administrative responsibility.

Key words: process registration, administrative responsibility, administrative offense.

Федеральным законом от 21 октября 2013 г ральный антимонопольный орган, его территори-

№ 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Рос- альные органы; органы, осуществляющие функции

сийской Федерации об административных право- по контролю и надзору в сферах обеспечения са-

нарушениях и Федеральный закон "О рекламе" в нитарно-эпидемиологического благополучия на-

связи с принятием Федерального закона "Об охра- селения, транспорта, связи, информационных тех-

не здоровья граждан от воздействия окружающего нологий и массовых коммуникаций, защиты прав

табачного дыма и последствий потребления таба- потребителей и потребительского рынка; государ-

ка"» внесены изменения в Кодекс Российской Фе- ственный контроль за использованием и сохран-

дерации об административных правонарушениях ностью жилищного фонда независимо от формы

(далее - КоАП РФ) в части установления админи- собственности, соблюдением правил содержания

стративной ответственности за вовлечение несо- общего имущества собственников помещений в

вершеннолетнего в процесс потребления табака, многоквартирном доме, соответствием жилых по-

а также нарушение установленного федеральным мещений, качества, объема и порядка предостав-

законом запрета курения табака на отдельных тер- ления коммунальных услуг установленным требо-

риториях, в помещениях и на объектах. ваниям; государственный пожарный надзор.

Законодателем определены органы, рассма- Кроме того, должностные лица органов, осу-

тривающие дела об административных правонару- ществляющих функции по контролю и надзору в

шениях, посягающих на здоровье граждан в связи сфере здравоохранения, государственный над-

с потреблением табака. В их число входят: феде- зор и контроль за соблюдением законодатель-

ства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, также уполномочены составлять протоколы в указанной сфере.

Наряду с названными органами и должностными лицами, юрисдикционные полномочия в рассматриваемой области предоставлены и органам внутренних дел (полиции) в случае совершения административных правонарушений в общественных местах.

В соответствии со ст. 6.23 КоАП РФ за вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака установлена административная ответственность.

К административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 6.23 КоАП РФ, может быть привлечено лицо, достигшее возраста 16 лет. Вместе с тем практика применения ч. 1 ст. 6.23 КоАП РФ свидетельствует о том, что по общему правилу к административной ответственности привлекаются лица, достигшие 18-летнего возраста, в силу того, что в отношении лиц 16-17 лет, вовлекших других несовершеннолетних лиц в процесс потребления табака, имеется сложность оценки противоправного деяния, сбора доказательственной базы, установления их вины.

В ч. 2 ст. 6.23 КоАП РФ содержится квалифицирующий признак, предполагающий совершение данного действия родителем или иным законным представителем (усыновителем, опекуном, попечителем) несовершеннолетнего.

Способами вовлечения несовершеннолетних в процесс потребления табака являются:

покупка для несовершеннолетнего табачных изделий и табачной продукции;

передача несовершеннолетнему табачных изделий и табачной продукции;

предложение несовершеннолетнему употребить табачные изделия и табачную продукцию любым способом;

требование употребить несовершеннолетним табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

При квалификации данного правонарушения в соответствии с Федеральным законом № 274-ФЗ под потреблением табака понимается: курение табака, сосание, жевание, нюхание табачных изделий.

Правонарушение считается оконченным с момента дачи согласия несовершеннолетним на потребление табачных изделий.

Полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях по ст. 6.23 КоАП РФ наделены должностные лица органов внутренних дел.

Основными доказательствами наличия в действиях лица рассматриваемого состава административного правонарушения, являются:

рапорт сотрудника полиции, выявившего правонарушение;

показания свидетелей;

результаты фото- или видеофиксации административного правонарушения.

При наличии достаточных оснований, указывающих на вовлечение несовершеннолетнего взрослым лицом в процесс потребления табака путем покупки для него либо передачи табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования их употребить любым способом, в отношении взрослого лица составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренный ст. 6.23 КоАП РФ (при составлении протокола об административном правонарушении по ст. 6.23 КоАП РФ в фабуле необходимо делать ссылку на ст. 20 Федерального закона № 15-ФЗ). Например, 16 ноября 2014 г в 13 ч. 45 мин. гр. Иванов Сергей Петрович, 1954 г р., в магазине «Продукты», расположенном по адресу: г. Владимир, Суздальский проспект, д. 423, в нарушение ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» приобрел пачку сигарет марки «Прима» по цене 25 рублей, которую передал несовершеннолетнему Петрову А. А., 2001 г. р.

При выявлении факта вовлечения несовершеннолетнего взрослым лицом в процесс потребления табака необходимо:

1) опросить взрослое лицо, которое подозревается в совершении правонарушения:

знал ли взрослый о возрасте несовершеннолетнего;

где, когда и при каких обстоятельствах приобреталась табачная продукция, в каком количестве, с какой целью;

2) опросить несовершеннолетнего:

где, когда и при каких обстоятельствах приобреталась табачная продукция;

кто приобретал табачную продукцию несовершеннолетнему, в каком количестве, с какой целью;

3) опросить родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего:

знали ли они о том, что несовершеннолетний употребляет табачную продукцию;

где, когда и при каких обстоятельствах приобреталась табачная продукция;

кто приобретал табачную продукцию несовершеннолетнему, в каком количестве, с какой целью;

проводились ли профилактические беседы с несовершеннолетним о недопустимости употребления табачной продукции;

4) установить и опросить свидетелей на предмет вовлечения подростка взрослым лицом в потребление табака (при их наличии);

5) при установлении места приобретения табака опросить работников торговой точки (по необходимости).

На основании ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 15-ФЗ в случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск табачной продукции (продавца), сомнения в достижении лицом, приобретающим табачную продукцию (покупателем), совершеннолетия продавец обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст покупателя.

При опросе всех участников производства по делу об административном правонарушении необходимо выяснить:

подробности обстоятельства вовлечения, в том числе системность;

способ потребления табака; стаж курения участников правонарушения; установочные и характеризующие данные; родственные связи.

Кроме рапортов сотрудников полиции, выявивших правонарушение, к административному делу прилагаются:

копии документов, удостоверяющих личность правонарушителя;

характеризующие материалы на правонарушителя;

другие материалы, доказывающие факт вовлечения.

При согласии родителей можно осуществлять фото- и видеофиксацию.

Материалы дел об административных правонарушениях по ст. 6.23 КоАП РФ уполномочены рассматривать комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДН и ЗП), поэтому уполномоченным должностным лицом органа внутренних дел в соответствии со ст. 29.4, 23.2 КоАП РФ выносится определение о передаче материалов об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности в КДН и ЗП.

В рамках рассмотрения дел об административных правонарушениях у КДН и ЗП возникают вопросы, связанные с необходимостью подтверждения осведомленности лица, совершившего правонарушение, на момент его совершения о возрасте подростка. В Удмуртской Республике

имели место факты прекращения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.23 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения в связи с тем, что при рассмотрении дел на заседании комиссии взрослые лица поясняли, что не знали о возрасте несовершеннолетних, когда при первоначальном опросе по факту совершения административного правонарушения в объяснениях сведения об этом не указывались.

В соответствии с приказом МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» (с изменениями, внесенными приказом МВД России от 19 мая 2014 г. № 426) полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.23, 6.24 КоАП РФ, наделены следующие сотрудники территориальных органов МВД России:

должностные лица подразделений охраны общественного порядка;

начальник отделения по делам несовершеннолетних; старший инспектор по делам несовершеннолетних; инспектор по делам несовершеннолетних;

должностные лица подразделений вневедомственной охраны;

должностные лица отделений (групп) по осуществлению административного надзора;

должностные лица подразделений по исполнению административного законодательства;

начальник подразделения участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних; заместитель начальника подразделений участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних; начальник отделения участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних; старший участковый уполномоченный полиции; участковый уполномоченный полиции;

начальник дежурной части; заместитель начальника дежурной части; начальник дежурной смены; старший оперативный дежурный; оперативный дежурный; помощник оперативного дежурного; дежурный.

Кроме того, должностные лица строевых подразделений ППСП имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.24 КоАП РФ.

Требования к составлению протокола об административном правонарушении определены ст. 28.2 КоАП РФ.

Протокол составляется с обязательным

разъяснением прав лица, привлекаемого к административной ответственности, порядка обжалования, уведомлением о времени и месте рассмотрения протокола.

Обязательна для заполнения графа «проверка лица по ИЦ, АБ», в которой необходимо отражать, находится ли лицо в розыске, а также результаты привлечения правонарушителя к административной ответственности за аналогичные правонарушения в течение 1 года (ст. 4.6 КоАП РФ). Проверка на наличие неоднократности осуществляется по «ИБД-регион» или системе удаленного доступа «^0^95». Сведения о привлечении лица к административной ответственности за ранее совершенные аналогичные правонарушения учитываются при определении меры наказания, так как повторность совершения аналогичных административных правонарушений является обстоятельством, отягчающим административную ответственность (ч. 2 ст. 4.3 КоАП РФ).

В графе «ходатайствую» протокола об административном правонарушении может быть отражено желание правонарушителя о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства. В случае отказа от ходатайства в соответствии с ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ в протоколе делается соответствующая запись и ставится подпись правонарушителя.

В графе «к протоколу прилагаются» указывается перечень документов, устанавливающих наличие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные документы, имеющие значение для правильного разрешения дела:

рапорты сотрудников органов внутренних дел, выявивших административное правонарушение и осуществлявших мероприятия по установлению личности правонарушителя, а также иных обстоятельств по делу; объяснения свидетелей; определения об истребовании сведений и ответы на них;

схема места совершения правонарушения; вещественные доказательства; иные документы.

Постановление по делу в данной графе указываться не должно, так как оно выносится только по результатам рассмотрения дела.

В протоколе об административном правонарушении в обязательном порядке указываются место, дата и время рассмотрения дела, которые объявляются правонарушителю под роспись.

Возможность рассмотрения дела в отсутствие правонарушителя допускается, но при ус-

ловии, что он был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела и что от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо в удовлетворении такого ходатайства отказано.

Подпись лица, совершившего административное правонарушение, в графе «место и время рассмотрения нарушения» будет считаться надлежащим его извещением.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При заполнении протокола об административном правонарушении должностное лицо, составившее протокол, обязано проверить правильность его заполнения, наличие всех необходимых подписей. В случае отказа правонарушителя от подписи в протоколе делается соответствующая запись (ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ).

Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, изложены в ст. 26.1 КоАП РФ.

Особое внимание необходимо уделять установлению личности лица, совершившего противоправные действия.

В случае возникновения сомнений в подлинности представленных сведений при установлении личности лица, привлекаемого к административной ответственности, необходимо осуществить доставление граждан в территориальный орган МВД России по району (городу) исключительно в целях установления личности на срок не более 3 часов с составлением соответствующего протокола о доставлении.

При оформлении протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 6.23 КоАП РФ событие правонарушения излагается следующим образом:

15 января 2014 г около 12 ч 25 мин гражданин Савельев Иван Сергеевич, 1985 г. р., находясь в помещении общего пользования многоквартирного дома (на лестничной площадке между первым и вторым этажами второго подъезда дома № 1 по ул. Первомайская г. Архангельска), вовлекал несовершеннолетнего Михайлова Алексея Петровича, 1999 г р., в процесс потребления табака, а именно предложил несовершеннолетнему покурить сигареты «Прима» в нарушение ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

При оформлении протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 6.23 КоАП РФ событие правонарушения излагается следующим образом:

20 сентября 2014 г. около 14 ч 25 мин гр. Строев Алексей Владимирович, находясь по месту жительства: г. Новокузнецк, ул. Ленина д. 10, кв. 20, вовлек

несовершеннолетнего сына Строева Виктора Алексеевича, 1998 г. р., в процесс потребления табака, а именно предложил покурить сигареты «Оптима», в нарушение ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Санкция ч. 1 ст. 6.23 КоАП (вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака) предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Санкция ч. 2 ст. 6.23 КоАП (действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего) предусматривает повышенную административную ответственность в виде штрафа от двух тысяч до трех тысяч рублей.

В соответствии с законодательством должностные лица органов внутренних дел (полиции) наделены полномочиями по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.24 КоАП РФ «Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах» в случае совершения таких правонарушений в общественных местах.

Понятие «общественное место» законодательством Российской Федерации не определено. Однако правоприменительная практика полиции и судебная практика свидетельствуют о том, что при определении критериев общественного места необходимо оперировать такими категориями, как пространство или территория (в том числе транспорт), выделенные для общественного пользования; место, открытое для свободного доступа неограниченного круга лиц; места, предполагающие возможность нахождения в них неопределенного круга лиц.

Правонарушение составляют действия, совершенные в нарушение установленного порядка (требований ст. 12 Федерального закона № 15-ФЗ), по курению табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах.

Перечень мест и объектов, курение в которых запрещено, определен ст. 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»:

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего следования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем 15 метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

13) на автозаправочных станциях.

Данный перечень является исчерпывающим. В ряде территориальных органов МВД России установлены факты привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ лиц при отсутствии достаточных оснований (курение в местах, не входящих в перечень), подтверждающих наличие состава административного правонарушения. Например, курение на улицах, территориях, прилегающих к торговым объектам и жилым домам, остановках общественного транспорта в данный перечень не входит. Проблемным вопросом является курение электронных сигарет,

ответственность за употребление которых действующим законодательством не установлена.

Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения.

В ч. 2 ст. 6.24 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за курение табака на детских площадках.

В законодательстве также не закреплено понятие «детская площадка», не определены границы детских площадок. В действительности во дворах жилых домов чаще всего расположены песочницы, качели и т. п., не имеющие ограждений и четких границ, что осложняет процесс документирования правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 6. 24 КоАП РФ.

Ранее действовавшим приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 613 были утверждены Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, в которых определялись понятие детской площадки и требования к ее обустройству.

Детские площадки обычно предназначены для игр и активного отдыха детей разных возрастов. Площадки могут быть организованы в виде отдельных площадок для разных возрастных групп или как комплексные игровые площадки с зонированием по возрастным интересам.

Обязательный перечень элементов благоустройства территории на детской площадке обычно включает: мягкие виды покрытия, элементы сопряжения поверхности площадки с газоном, озеленение, игровое оборудование, скамьи и урны, осветительное оборудование.

К административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 6.24 КоАП РФ, может быть привлечено лицо, достигшее возраста 16 лет.

Иностранные граждане и лица без гражданства, в соответствии с ч. 1 ст. 2.6 КоАП РФ, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Основными доказательствами наличия в действиях лица рассматриваемого состава административного правонарушения, связанного с потреблением табака, являются:

протокол об административном правонарушении;

объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

рапорт сотрудника полиции, выявившего правонарушение;

показания свидетелей;

результаты фото- или видеофиксации административного правонарушения.

Сбор доказательственной базы при помощи средств фото- и видеофиксации при отсутствии свидетелей и очевидцев совершения административного правонарушения предупреждает возможные проблемы, связанные с уходом от наказания правонарушителя в случае непризнания своей вины.

При сборе доказательственной базы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.24 КоАП РФ, следует обращать внимание на следующие проблемы:

информация от граждан в полицию поступает, как правило, не в момент совершения правонарушения, а по истечении некоторого времени, в связи с чем правонарушитель отказывается от предъявленных ему обвинений, при этом обычно фото- и видеофиксация правонарушения также отсутствует;

при непосредственном выявлении правонарушения сотрудником полиции граждане зачастую отказываются выступать в качестве заявителей либо свидетелей совершенного правонарушения;

в рамках разбирательства совершения несовершеннолетними правонарушений, предусмотренных ст. 6.24 КоАП РФ, изучаются обстоятельства приобретения ими табачных изделий с целью установления наличия признаков состава правонарушения, предусмотренного ст. 6.23 КоАП РФ. При этом в ходе опроса нередко выясняется, что подростки без разрешения родителей берут сигареты дома, которые находятся в доступном для них месте, либо предложили другие подростки, не достигшие возраста административной ответственности. Факты употребления табака несовершеннолетними выявляются достаточно часто, однако в связи с недостижением ими 16-летнего возраста к административной ответственности привлекаются их родители (иные законные представители) по ст. 5.35 КоАП РФ.

Дела об административных правонарушениях по ч. 1, ч. 2 ст. 6.24 КоАП РФ рассматривают органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; органы, осуществляющие государственный пожарный надзор; органы внутренних дел (полиция) (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах); органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере транспорта, по ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ; органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от

формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям (в части курения табака в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов).

Анализ практики применения ст. 6.24 КоАП РФ показывает, что в отношении лиц, не достигших 18-летнего возраста, основная масса правонарушений выявляется должностными лицами при осуществлении работы в образовательных организациях (общеобразовательные школы, средние специальные учебные заведения, колледжи). При выявлении факта употребления подростками табачной продукции на территории образовательных организаций сотрудниками полиции осуществляется фотографирование подростков на фотоаппарат или фотокамеру сотового телефона. После чего сотрудник полиции представляется и предлагает несовершеннолетнему пройти в образовательное учреждение. О факте совершения подростком правонарушения информируются законные представители, которым предлагается прибыть в образовательное учреждение для дачи объяснения по выявленному факту. При отсутствии у законного представителя возможности прибыть, достигается договоренность о встрече в помещении органа внутренних дел.

В образовательной организации в присутствии законного представителя или педагога (классного руководителя, социального педагога, заместителя директора по воспитательной работе) проводится опрос несовершеннолетнего, выясняются обстоятельства правонарушения, а также обстоятельства приобретения табачной продукции.

В отношении несовершеннолетнего правонарушителя составляется протокол об административном правонарушении по ст. 6.24 КоАП РФ, который впоследствии направляется на рассмотрение территориальной КДН и ЗП. К протоколу приобщаются:

объяснение лица, совершившего правонарушение;

объяснение законного представителя; объяснения свидетелей (при их наличии); фото, видео, сделанные сотрудниками полиции либо полученные от лиц, сообщивших о курении в запрещенном месте;

копия документа, подтверждающего личность правонарушителя;

характеристика с места учебы. В случаях, когда при установлении причин и условий, способствовавших совершению несовершеннолетними правонарушения, выявляют-

ся факты вовлечения подростков в процесс употребления табака взрослыми лицами, последние привлекаются к административной ответственности по ст. 6.23 КоАП РФ. Материалы направляются на рассмотрение территориальных КДН и ЗП.

В рамках рассмотрения дел об административных правонарушениях у КДН и ЗП возникают вопросы, связанные с требованиями членов комиссии о предоставлении свидетельств очевидцев, зачастую даже в случаях, когда нарушитель признает свою вину.

Имеют место факты отложения рассмотрения дела в связи с неявкой на заседание правонарушителя, впоследствии рассмотрение дела прекращается за истечением срока давности.

Порядок оформления материалов дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.24 КоАП РФ, аналогичен действиям, осуществляемым в рамках применения ст. 6.23 КоАП РФ.

Например, санкция ч. 1 ст. 6.24 КоАП предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

Санкция ч. 2 ст. 6.24 КоАП (курение табака на детских площадках) предусматривает повышенную административную ответственность в виде штрафа на граждан от двух тысяч до трех тысяч рублей.

При оформлении протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ событие правонарушения излагается следующим образом:

16 ноября 2014 г. в 15 ч. 30 мин. гр. Сидоров В.А., 1988 г. р., в нарушение пункта 10 части 1 статьи Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» на лестничной площадке между вторым и третьим этажами 5-го подъезда, являющейся помещением общего пользования многоквартирного дома № 321 по ул. Большая Московская г. Владимира, осуществил курение табака, а именно сигарет марки «Ява».

При оформлении протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 6.24 КоАП РФ событие правонарушения излагается следующим образом:

22 ноября 2014 г. в 10 ч. 30 мин., находясь на детской площадке во дворе дома по адресу г. Кемерово, ул. Дзержинского, д. 10, гр. Викторов С. П. курил сигареты марки «Прима», чем нарушил п. 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 г № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.