Научная статья на тему 'Производство по административным делам об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы'

Производство по административным делам об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
841
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / ОСВОБОЖДЕННЫЕ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ / ПОДНАДЗОРНЫЕ ЛИЦА / ADMINISTRATIVE SUPERVISION / CRIME PREVENTION / ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS / RELEASED FROM PRISON / ADMINISTRATIVE PETITION / SUPERVISED PERSONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чеджемова Л.Г., Ланг П.П., Лошкарев А.В.

Данная статья знакомит с основными положениями, касающимися процедуры административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы. Она включает в себя информацию об источниках, содержащих сведения об административном надзоре за указанной категорией лиц. Также в статье определяется круг лиц, которые могут быть подвержены данному виду надзора, в том числе указываются их законные права и обязанности. Помимо прочего, в статье приводится перечень обязательных и дополнительных ограничений, которые налагаются на поднадзорное лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации. Оговариваются сроки рассмотрения и разрешения административных дел, связанных с административным надзором. В заключение рассматривается важнейшая стадия производства по административным делам об административном надзоре, которая воплощается в вынесении судебного решения по конкретному рассматриваемому делу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The administrative proceedings on the administrative supervision of persons released from prison

This article introduces the main provisions on the procedure for administrative supervision of persons released from places of detention. It includes information on sources containing information on administrative supervision of the specified category of persons. The article also defines the circle of persons who may be subject to this type of supervision, including their legal rights and obligations. Among other things, the article provides a list of mandatory and additional restrictions that are imposed on the supervised person in accordance with the legislation of the Russian Federation. Terms of consideration and resolution of administrative cases related to administrative supervision are stipulated. In conclusion, the most important stage of administrative proceedings on administrative oversight is considered, which is embodied in the adjudication of the particular case under consideration.

Текст научной работы на тему «Производство по административным делам об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы»

Производство по административным делам об административном надзоре за лицами,

освобождёнными из мест лишения свободы

The administrative proceedings on the administrative supervision of persons released from

prison

Чеджемова Л. Г.

Студент 2 курса Юридический факультет Самарский государственный экономический университет

РФ, г. Самара e-mail: lianalily1@mail.ru

Chedzhemova L. G.

Student 2 term Faculty of law Samara State University of Economics Russia, Samara e-mail: lianalily1@mail.ru

Ланг П. П.

Кандидат юридических наук Самарский государственный экономический университет

РФ, г. Самара e-mail: petr.lang@mail.ru

Lang P. P.

Candidate of Laws Samara State University of Economics Russia, Samara e-mail: petr.lang@mail.ru

Лошкарев А. В.

Кандидат юридических наук Самарский государственный экономический университет

РФ, г. Самара e-mail: 2482337@mail.ru

Loshkarev A. V.

Candidate of Laws Samara State University of Economics Russia, Samara e-mail: 2482337@mail.ru

Аннотация.

Данная статья знакомит с основными положениями, касающимися процедуры административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы. Она включает в себя информацию об источниках, содержащих сведения об административном надзоре за указанной категорией лиц. Также в статье определяется круг лиц, которые могут быть подвержены данному виду надзора, в том числе указываются их законные права и обязанности. Помимо прочего, в статье приводится перечень обязательных и дополнительных ограничений, которые налагаются на поднадзорное лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации. Оговариваются сроки рассмотрения и разрешения административных дел, связанных с административным надзором. В заключение рассматривается важнейшая стадия производства по административным делам об административном надзоре, которая воплощается в вынесении судебного решения по конкретному рассматриваемому делу.

Annotation.

This article introduces the main provisions on the procedure for administrative supervision of persons released from places of detention. It includes information on sources containing information on administrative supervision of the

specified category of persons. The article also defines the circle of persons who may be subject to this type of supervision, including their legal rights and obligations. Among other things, the article provides a list of mandatory and additional restrictions that are imposed on the supervised person in accordance with the legislation of the Russian Federation. Terms of consideration and resolution of administrative cases related to administrative supervision are stipulated. In conclusion, the most important stage of administrative proceedings on administrative oversight is considered, which is embodied in the adjudication of the particular case under consideration.

Ключевые слова: административный надзор, предупреждение преступности, административное судопроизводство, освобожденные из мест лишения свободы, административное исковое заявление, поднадзорные лица.

Key words: administrative supervision, crime prevention, administrative proceedings, released from prison, administrative petition, supervised persons.

Для того, чтобы выявить основные проблемы и пробелы производства по административным делам об административном надзоре за лицами, которые были освобождены из мест лишения свободы, а также обозначить особенности производства по данной категории административных дел, нужно сначала сформировать наиболее точное представление о понятии «административный надзор».

Административный надзор - вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, призванный обеспечить соблюдение всеми организациями и гражданами специальных правовых норм и общеобязательных правил, установленных законами и иными нормативными правовыми актами [1].

В системе административного надзора, производство которого возложено на органы внутренних дел, немаловажную позицию занимает надзор, осуществляемый в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы и ранее имевших судимость. Ежегодно предпринимаются различные меры для снижения численности преступников-рецидивистов, однако, на сегодняшний момент эта проблема имеет широкое распространение на территории Российской Федерации и остаётся актуальной. Таким образом, к целям и задачам надзора за указанной категорией лиц относят: предотвращение совершения преступных деяний и иных правонарушений поднадзорными лицами, оказание благоприятного воздействия индивидуального характера на лиц-правонарушителей для дальнейшего обеспечения защиты интересов государства и общества. Эти положения закрепляются в статье 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".

Статья 3 названного Федерального закона устанавливает определённый круг лиц, в отношении которых может осуществляться процедура административного надзора. К их числу относят физических лиц, достигших совершеннолетнего возраста, которые ранее отбывали наказание за совершение преступления в местах лишения свободы, а ныне находятся в статусе освобождаемых или освобождённых, но при этом имеющих неснятую или же непогашенную судимость за совершение:

1) тяжкого или особо тяжкого преступления;

2) преступления при рецидиве преступлений;

3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;

4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации [2].

Основания, при которых над лицами устанавливается надзор за реализацию указанных выше деяний, определены частью 3 настоящей статьи.

Для поднадзорных лиц существуют определённые ограничения, в обязательном порядке устанавливаемые судом:

- явка лица с периодичностью от 1 до 4 раз в месяц в ОВД для осуществления регистрации;

- запрет на выезд за конкретную, определённую судебными органами территорию, в случаях, когда у лица нет конкретного места жительства либо пребывания, а также при наличии у него непогашенной или неснятой судимости за преступление, объектом которого выступали половая неприкосновенность и половая свобода несовершеннолетнего.

Помимо прочего, на лицо могут налагаться и дополнительные ограничения, установленные частью 1 статьи 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". Поднадзорное лицо может быть ограничено в возможности законного пребывания в конкретно -определённых местах и на некоторых мероприятиях, а также в участии в таких мероприятиях, в нахождении в конкретные часы вне своего места жительства (пребывания), в перемещении за пределы указанной территории.

Данные ограничения обусловлены целью защитить общественные отношения от преступных покушений со стороны уже ранее осуждённых лиц, а также целью осуществления контрольных функций для соблюдения правопорядка.

Конечно, не стоит забывать, что помимо конституционных прав граждан, подлежащих защите со стороны государства, существуют также права поднадзорных лиц, которыми нельзя пренебрегать. В соответствии со статьёй 10 настоящего Федерального закона бывшие заключённые вправе:

- подать в суд заявление с просьбой досрочного окончания административного надзора и с просьбой внесения корректировок в установленный список административных ограничений;

- административный надзор устанавливается или продлевается решением судебного органа, который также вводит комплекс административных ограничений. Поднадзорное лицо может обжаловать такое решение;

- подать обращение с просьбой разрешения нахождения за пределами жилого (иного) помещения, которое представляет собой место постоянного жительства или пребывания. Заявление подаётся в орган внутренних дел;

- подать заявление о выезде на недолговременный период времени за установленную судом территорию по причине возникших обстоятельств личного характера;

- подать жалобу на какие-либо действия или бездействия, исходящие от ОВД в процессе реализации административного надзора.

Наряду с правами поднадзорный наделяется обязанностями, среди которых статья 11 прописывает следующие: оповещение в случае устройства на работу, смены рабочего места или увольнения сотрудников ОВД в течение 3 рабочих дней, беспрепятственный допуск в целях осуществления контроля членов ОВД в место жительства поднадзорного лица в конкретные часы, когда последнему запрещено находиться за пределами этого помещения, и другие.

Следующий источник, содержащий сведения о процедуре производства по административным делам об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы - Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 года №21-ФЗ. Данная категория административных дел рассматривается и регламентируется главой 29 КАС РФ. Ранее же, а именно до сентября 2015 года, производство по делам бывших осуждённых регулировалось ГПК РФ.

Первая статья, содержащаяся в этой главе, определяет условия подачи административных исковых заявлений, связанных с административным надзором. Согласно статье 270, исковое заявление может быть подано

270

в судебный орган исправительным учреждением в случае, если лицо находится на стадии освобождения из места отбывания наказания. Это заявление должно быть передано в суд по месту нахождения исправительного учреждения (максимум за 2 месяца до установленного судебным органом срока).

Если же лицо уже освобождено из места лишения свободы, или ограничение свободы - его дополнительная мера наказания, или же неотбытая часть наказания была заменена ограничением свободы, то заявление подаёт ОВД.

Заявление такого вида подается в суд по месту жительства, месту фактического нахождения поднадзорного лица или месту пребывания (максимум за 1 месяц до установленного судебным органом срока).

Также орган внутренних дел вправе подать просьбу в форме заявления об увеличении срока административного надзора, либо о его досрочном прекращении. Изъявить желание досрочно прекратить данную меру государственного регулирования правопорядка может само поднадзорное лицо, а также его представитель. Представителем может выступать, например, прокурор, если объект административного надзора не в состоянии сделать это по причинам проблем со здоровьем, либо иным уважительным причинам. Подаются по месту проведения административного надзора.

О перечне данных, составляющих содержание искового заявления, а также о пакете необходимых документов, которые нужно предоставить совместно с ним, говорится в статье 271 КАС РФ.

Порядок, в котором происходит разбирательство по административному делу об административном надзоре, регламентируется статьей 272 КАС РФ.

По общему правилу, согласно части 1 данной статьи, исковое заявление в незамедлительном порядке принимается к рассмотрению суда. Если заявление будет принято, судебный орган потребует сопутствующие документы и материалы, в том числе он вправе предъявить требование присутствия на судебном заседании непосредственно поднадзорного лица. В случае отказа суда от принятия искового заявления по причине неподсудности, оно подлежит отклонению и обратному возвращению.

Суд может установить обязательную или же необязательную явку на судебное заседание для прокурора и представителя ОВД или исправительного учреждения. При отсутствии на заседании представителя соответствующего органа, прокурора, в случае, если явка была необязательной, производство по административному делу не будет приостановлено, решение по данному вопросу будет вынесено. Если же явка являлась обязательным условием, к представителю органов внутренних дел или исправительного учреждения может быть применена санкция за невыполнение обязательств в виде судебного штрафа.

Административные дела, связанные с административным надзором, рассматриваются в срок, равный десяти дням с того дня, когда заявление было получено судом. Административные дела об установлении административного надзора в отношении лиц, отбывающих наказание, должны быть разрешены не позднее дня, предшествующего дню истечения срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы или ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы [3].

Последняя стадия производства по административным делам об административном надзоре - вынесение решение суда по конкретному делу. Правила, которым следует судебный орган при разрешении дела, установлены главой 15 КАС РФ. Любое решение должно обладать такими характеристиками, как законность и обоснованность.

В статье 273 КАС РФ установлен определённый перечень сведений, которые необходимо включать в судебное решение. Если судебное разбирательство направлено на установление или продление срока

271

административного надзора, то решение в обязательном порядке должно включать в себя информацию о сроке административного надзора, а также о конкретных административных ограничениях.

В случае дополнения списка административных ограничений, в решении должны содержаться уточняющие сведения об этих самых ограничениях. В обратном случае, когда сутью вопроса является отмена части административных ограничений, нужно указать какие из ограничений подлежат отмене судебным органом.

Мотивированное решение суда, то есть содержащее необходимые доказательства и доводы, необходимо выпустить в тот же день, когда было принято решение. Копии судебного решения лично вручаются лицам, принимающим участие в данном деле, либо отправляются им в незамедлительном порядке.

Список используемой литературы:

1. Административное право. Словарь-справочник.— М.: ЮНИТИ - ДАНА, Закон и право. Б.В. Россинский. 2000 г. - 271 с.

2. Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // СЗ РФ. 2011. № 15. Ст. 3.

3. "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.12.2018) //«Российская Газета», 08.03.2015, Федеральный выпуск №6620 (49). Ст. 272.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.