Научная статья на тему 'Производство новых знаний (к постановке проблемы)'

Производство новых знаний (к постановке проблемы) Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
142
19
Поделиться
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Производство новых знаний (к постановке проблемы)»

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ВЕСТНИК МГУС №2 (2) / 2007

УДК 330:001(92)

Производство новых знаний (к постановке проблемы)

И.В. Осокина

ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса»

Современная система образования характеризуется активными процессами интеграции с наукой, научно-практическими исследованиями. Если в прошлом (фактически до середины - второй половины XIX в.) образование воспринималось как воспроизводство комплекса знаний, умений и навыков, накопленных предыдущими поколениями, то в новейшее время образование - это, прежде всего, производство новых знаний. В современном мире (XX-XXI вв.) теоретически знания устаревают примерно на половину каждые 15 лет, практические - на треть каждые 5 лет. Соответственно, мы не можем говорить о воспроизводстве системы знаний. В современной системе образования мы имеем дело с производством (созданием, конструированием) нового знания.

Производство новых знаний определяет экономический рост любой современной страны, обеспечивает структурную перестройку её производственного комплекса, насыщение внутреннего и внешнего рынка разнообразной и конкурентоспособной продукцией, а также равноправную интеграцию национальной экономики в мировую. Известно, что сырьё дешевле на порядок готовой продукции; в разы различается цена высокотехнологического продукта и сырья его изготовления.

Та же самая закономерность проявляется и в результатах образования. Год теоретического обучения соответствует 2,8 года работы на соответствующем производстве; повышение квалификации на один уровень увеличивает производительность труда и его эффективность на 1,8-3,2 раза (в зависимости от специфики производственной деятельности). Особенно велика эффективность полученного образования в высокотехнологичных отраслях и управлении.

Всё вышесказанное позволяет утверждать, что производство нового знания - это одно из наиболее перспективных направлений развития современной экономики, её социальных институтов и их подсистем, особенно образовательных учреждений.

Продавать новые знания российские вузы начали с 1990-х гг. В настоящее время платные образовательные услуги российским студентам находятся на первом месте по приносимым вузам доходам. На втором месте - услуги подготовки к вступительным экзаменам (подготовительные курсы). Но до настоящего времени эта деятельность рассматривалась как второстепенная.

В современной РФ состояние производства новых знаний не может быть признано удовлетворительным. Основная причина - отечественные исследования и разработки в области теоретических наук не соответствуют современным экономическим требованиям. Бизнес и процессы производства нового знания оторваны друг от друга. Сами бизнесмены и учёные крайне редко встречаются и непосредственно общаются на

производственные темы. Определённым исключением можно признать научно-практические конференции, но и они нередко заканчиваются безрезультатно: никаких практических последствий предлагаемые на рассмотрение исследования не имеют. В результате уровень внедрения новых знаний в хозяйственную деятельность в РФ крайне низок.

По всей видимости, такое состояние с производством новых знаний и их внедрением в практику в российском образовании тянулось бы ещё долго, ели бы не очередная реформа системы высшего образования. Присоединение РФ к Болонскому соглашению в 2003 г. и предполагаемый переход на новую систему организации высшего профессионального образования к 2010 г. привели к изменению порядка финансирования высших учебных заведений. Резкое сокращение количества учебных мест, финансируемых из госбюджета, и увеличение количества мест с оплатой стоимости обучения заставляет все российские вузы всерьёз заняться именно производством нового знания. Производством в экономическом понимании этого термина, т.е. сознание продаваемого на рынке товара либо услуги.

Производство нового знания более подходит под определение услуги, нежели товара. Знания, при всей их формализованности оценок объёма и качества, не могут быть произвольно перемещаемы в пространстве и времени; они в принципе неотторжимы ни от производителя, ни от потребителя. Человек, обладающий определёнными знаниями (а также умениями), продаёт на рынке не их, а свою способность знания применить; иначе говоря, продаёт свою рабочую силу, но не товар как таковой. Поэтому логичнее рассматривать производство нового знания не как товарное производство, а как услуговое.

Производство нового знания как услуга должна иметь чёткие характеристики. Первой из них является определение объекта деятельности. Таковым являются высокотехнологичные отрасли экономики. Именно в этой сфере находятся реальные потребители новых знаний. Производители (предприятия, организации) этой сферы являются реальными и наиболее перспективными партнёрами вузов в их производственной научной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предмет деятельности вузов в сфере создания и предложения на рынок нового знания - это научное знание и информация. Но научное знание привязано к конкретным его носителям - личностям или коллективам (научным школам, лабораториям и т.п.). В условиях рынка оно, применённое на каком-либо производстве, становится капиталом, поскольку приносит прибыль. Поэтому здесь возможно применение терминов «интеллектуальный капитал организации» и «интеллектуальный потенциал персонала» как определений предмета деятельности вузов по производству

69

ВЕСТНИК МГУС №2 (2) / 2007

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

новых знаний.

Под интеллектуальным капиталом организации

понимается совокупность интеллектуальных активов предприятия. Интеллектуальные активы представляют совокупность знаний, в значительной степени или частично отчуждённых от их создателей и представляющих коммерческую ценность для предприятия и его партнёров. Эти знания могут быть и защищены, и не защищены правовыми отношениями.

Интеллектуальный капитал организации используется как ресурс при интеллектуальной (высокотехнологичной) деятельности; в то же время он аккумулирует созданные сотрудниками предприятия интеллектуальные активы (относительно вуза - учебники, научнопрактические разработки) и деловую репутацию предприятия.

Термином интеллектуальный потенциал персонала следует обозначить совокупность личных интеллектуальных потенциалов персонала (уровни квалификации и компетенции), способности к воспроизводству знаний и творческие способности.

Можно выделить три вида основных инвестиций в интеллектуальный потенциал персонала:

- расходы на образование, включая профессиональную подготовку кадров, профессиональное совершенствование (повышение квалификации) и профессиональную переподготовку;

- расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;

- расходы на планирование карьеры персонала.

Общее и специальное образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивая объём и качество интеллектуального потенциала. Инвестиции в высшее и дополнительное образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста. Приобретение специализированной литературы и информационных изданий связано с получением знаний и информации, зафиксированных материальными носителями.

Этот вид инвестиций весьма важен, поскольку для творческого процесса необходимо развитое информационно-аналитическое обеспечение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можно выделить следующие особенности инвестиций в интеллектуальный потенциал:

- отдача от инвестиций в интеллектуальный потенциал прямо зависит от срока жизни его носителя, то есть от продолжительности трудоспособного периода;

- вследствие инвестиций интеллектуальный потенциал накапливается и преумножается;

по мере накопления интеллектуального потенциала его доходность повышается до предела, ограниченного верхней границей активного трудоспособного возраста, а затем снижается;

- по сравнению с инвестициями в иные формы капитала инвестиции в интеллектуальный потенциал приносят большую социально-экономическую выгоду;

- определение отдачи вложенных средств весьма затруднительно;

- период окупаемости вложений долог;

- инвестиции в интеллектуальный потенциал приносят организации значительный разнообразный эф-

фект.

При инвестировании финансовых ресурсов в интеллектуальный потенциал персонала у руководства и владельцев предприятия возникает ряд вопросов, связанных с эффективностью вложений:

- окупятся ли вложенные средства;

- в какие сроки можно ожидать результата от вложения средств;

- в развитие каких характеристик персонала следует вкладывать средства;

- в каких объёмах потребуется вложить средства;

- каковы возможные варианты инвестиций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- как оценить целесообразность вложения средств в развитие интеллектуального потенциала.

Вложения в производство нового знания характеризуются:

- временем реализации,

- отдачей от вложений в виде увеличения денежных потоков,

- снижением себестоимости производимой продукции (особенно за счёт повышения эффективности труда получившего более высокий уровень квалификации работника),

- предотвращением производственных потерь,

- компенсацией роста затрат.

Получая новое знание и внедряя его в производственные процессы, хозяйствующий субъект стремится получить дополнительную прибыль.

Оценка целесообразности вложений в производство нового знания для его внедрения в производственные процессы осуществляется следующим образом:

- определяются задачи, решение которых требует организации процессов производства и внедрения нового знания в хозяйственную деятельность экономических субъектов;

- рассчитываются вложения, требуемые в производстве нового знания;

- оценивается возможная прибыль. Рассматривается совокупная прибыль, получаемая от использования нового знания: уменьшение издержек, снижение себестоимости, увеличение производительности;

- сравнивается доходность от вложения в производство нового знания с нормой доходности, действующей при экономических расчётах хозяйствующего субъекта. Если доходность производства нового знания не меньше нормы доходности, вложения в новое знание целесообразны.

Современные наукоёмкие предприятия ориентированы на интенсивные инвестиции в человеческий капитал и разработку и внедрение информационных технологий. Однако эти активы не фигурируют в разделе прибылей финансовых отчётов собственно производственных предприятий. Скорее их относят к убыткам, хотя такие инвестиции являются ключевым средством создания новых ценностей. В то же время интеллектуальная составляющая затрат в совокупном объёме затрат на производство демонстрирует стабильный рост прибыли предприятия.

Одним из важнейших компонентов инвестиций производственных организаций в интеллектуальный потенциал своих работников являются расходы на обучение в процессе производства. Это связано с тем, что в любом практически ориентированном обучении (а производство знания как услуги может быть ориентировано только практически) до 80% времени обуче-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

70

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ВЕСТНИК МГУС №2 (2) / 2007

ния приходится на самостоятельную работу учащегося (освоение и анализ новой информации, её систематизация и апробация).

Содержанием обучения как инвестирования в человеческий капитал могут быть как узкоспециальные профессиональные знания, управленческие и коммерческие навыки, так и корпоративные ценности. Обучение может проходить в форме лекций, семинаров, тренингов, в дистанционной форме, посредством сети Internet, когда обучаемые выполняют задания и проходят тестирование на сайте обучающей организации, после чего по почте получают официальный квалификационный документ.

Из всего вышеизложенного следует вывод, что в современных условиях существования высшей школы РФ научные исследования и их результаты, преподавание и его результаты - это процесс производства новых знаний как экономической ценности. Оставаясь, по сути, гуманитарным процессом, производство новых знаний в целом подчиняется экономическим законам и по организационным признакам может расцениваться как экономическая деятельность. При этом само новое знание может классифицироваться как товар, сам же процесс его создания - это услуга. Дальнейшие характеристики производства новых знаний требуют более глубокого изучения.

Список использованной литературы

1. Лукичёва Л.И., Егорычев Д.Н. Внутрифирменное управление интеллектуальными активами. - М.:

ООО «Омега-Л», 2004.

2. Лукичёва Л.И., Егорычев Д.Н., Вишневецкая Г.И. Эффективное использование интеллектуальной собственности - резерв повышения эффективности управления нематериальными активами предприятия // Научные сообщения. - Вып. 316/2000. - М.: ННЦ ГП - ИГД им. А.А. Скочинского, 2000.

3. Лукичёва Л.И., Егорычев Д.Н., Егорычева Е.В. Управление интеллектуальными активами (научно-практический аспект) // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - 2004. - № 6.

4. Егорычев Д.Н. Стратегическое управление объектами интеллектуальной собственности (ОИС) в сфере наукоёмких предприятий // Философия. Информация. Управление: Сб. науч. ст. аспир. и доктор. - Вып. 3.

- М.: МИЭТ, 2002.

УДК 930:001.92

Состояние музейного дела в высших учебных заведениях России на рубеже XIX-XX веков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н.Н. Савченко

ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса»

В 80-е гг. XIX в. наблюдается наступление на прогрессивные начинания, возникшие в результате реформ предшествующих десятилетий. Именно эти годы отмечены серией реакционных преобразований, таких, например, как университетский Устав 1884 г.

На рубеже веков в России активно создавались новые вузы. В 1909 г. учрежден Николаевский (Саратовский), 1916 г. - Пермский университеты. Дерптский университет в 1893 г. переименован в Юрьевский. Среди отраслевых вузов - политехнические институты в Москве, Киеве, Варшаве; женский медицинский институт в Петербурге; технологические институты в Томске, Харькове; институт инженеров путей сообщения в Москве; горный институт в Екатеринославле; археологический институт в Москве; коммерческий институт в Киеве и многие другие.

Важным охранным шагом стало принятое в 1905 г. решение об обязательном страховании музейных собраний России - как правительственных, так и частных. Серьезная работа проводилась в стране по упорядочению музейного дела. Ставился вопрос об организации Съезда деятелей по устройству отечественных музеев. В 1912 г. учрежден Предварительный комитет, на заседание которого приглашались представители различных музеев, архивов, церковно-археологичес-

ких комиссий, научных обществ и т.д. Комитет был озабочен привлечением к участию на Съезде представителей возможно всех археологических, полковых и военных, исторических, церковных, художественных и этнографических музеев как правительственных и общественных, так и частных. В связи с тем что эта идея возникла на XV Археологическом съезде (1911 г.), в перечне музеев отводилось место лишь учреждениям гуманитарного направления, однако проблемы являлись для всех музеев России общими. Рассмотрение вопросов планировалось обсудить на музейном съезде в 1915 г. на 9 секциях: по общим вопросам, центральных, местных, церковно-археологических, военных и полковых, художественных, этнографических, специальных при учреждениях и учебных заведениях музеев и т.п. Предполагалось составить список всех музеев, т.к. его отсутствие усложняло координацию деятельности музейного дела. Однако намеченный в дореволюционной России съезд так и не состоялся из-за военных действий в стране (первый и пока последний съезд прошел уже в годы Советской власти в 1930 г). Состоянием музейного дела была обеспокоена общественность.

Одним из лучших музеев не только в России, но и Европе по богатству и разнообразию своих коллекций, особенно минералогических, являлся музей Петербург-

71