ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ВЕСТНИК МГУС №2 (2) / 2007
УДК 330:001(92)
Производство новых знаний (к постановке проблемы)
И.В. Осокина
ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса»
Современная система образования характеризуется активными процессами интеграции с наукой, научно-практическими исследованиями. Если в прошлом (фактически до середины - второй половины XIX в.) образование воспринималось как воспроизводство комплекса знаний, умений и навыков, накопленных предыдущими поколениями, то в новейшее время образование - это, прежде всего, производство новых знаний. В современном мире (XX-XXI вв.) теоретически знания устаревают примерно на половину каждые 15 лет, практические - на треть каждые 5 лет. Соответственно, мы не можем говорить о воспроизводстве системы знаний. В современной системе образования мы имеем дело с производством (созданием, конструированием) нового знания.
Производство новых знаний определяет экономический рост любой современной страны, обеспечивает структурную перестройку её производственного комплекса, насыщение внутреннего и внешнего рынка разнообразной и конкурентоспособной продукцией, а также равноправную интеграцию национальной экономики в мировую. Известно, что сырьё дешевле на порядок готовой продукции; в разы различается цена высокотехнологического продукта и сырья его изготовления.
Та же самая закономерность проявляется и в результатах образования. Год теоретического обучения соответствует 2,8 года работы на соответствующем производстве; повышение квалификации на один уровень увеличивает производительность труда и его эффективность на 1,8-3,2 раза (в зависимости от специфики производственной деятельности). Особенно велика эффективность полученного образования в высокотехнологичных отраслях и управлении.
Всё вышесказанное позволяет утверждать, что производство нового знания - это одно из наиболее перспективных направлений развития современной экономики, её социальных институтов и их подсистем, особенно образовательных учреждений.
Продавать новые знания российские вузы начали с 1990-х гг. В настоящее время платные образовательные услуги российским студентам находятся на первом месте по приносимым вузам доходам. На втором месте - услуги подготовки к вступительным экзаменам (подготовительные курсы). Но до настоящего времени эта деятельность рассматривалась как второстепенная.
В современной РФ состояние производства новых знаний не может быть признано удовлетворительным. Основная причина - отечественные исследования и разработки в области теоретических наук не соответствуют современным экономическим требованиям. Бизнес и процессы производства нового знания оторваны друг от друга. Сами бизнесмены и учёные крайне редко встречаются и непосредственно общаются на
производственные темы. Определённым исключением можно признать научно-практические конференции, но и они нередко заканчиваются безрезультатно: никаких практических последствий предлагаемые на рассмотрение исследования не имеют. В результате уровень внедрения новых знаний в хозяйственную деятельность в РФ крайне низок.
По всей видимости, такое состояние с производством новых знаний и их внедрением в практику в российском образовании тянулось бы ещё долго, ели бы не очередная реформа системы высшего образования. Присоединение РФ к Болонскому соглашению в 2003 г. и предполагаемый переход на новую систему организации высшего профессионального образования к 2010 г. привели к изменению порядка финансирования высших учебных заведений. Резкое сокращение количества учебных мест, финансируемых из госбюджета, и увеличение количества мест с оплатой стоимости обучения заставляет все российские вузы всерьёз заняться именно производством нового знания. Производством в экономическом понимании этого термина, т.е. сознание продаваемого на рынке товара либо услуги.
Производство нового знания более подходит под определение услуги, нежели товара. Знания, при всей их формализованности оценок объёма и качества, не могут быть произвольно перемещаемы в пространстве и времени; они в принципе неотторжимы ни от производителя, ни от потребителя. Человек, обладающий определёнными знаниями (а также умениями), продаёт на рынке не их, а свою способность знания применить; иначе говоря, продаёт свою рабочую силу, но не товар как таковой. Поэтому логичнее рассматривать производство нового знания не как товарное производство, а как услуговое.
Производство нового знания как услуга должна иметь чёткие характеристики. Первой из них является определение объекта деятельности. Таковым являются высокотехнологичные отрасли экономики. Именно в этой сфере находятся реальные потребители новых знаний. Производители (предприятия, организации) этой сферы являются реальными и наиболее перспективными партнёрами вузов в их производственной научной деятельности.
Предмет деятельности вузов в сфере создания и предложения на рынок нового знания - это научное знание и информация. Но научное знание привязано к конкретным его носителям - личностям или коллективам (научным школам, лабораториям и т.п.). В условиях рынка оно, применённое на каком-либо производстве, становится капиталом, поскольку приносит прибыль. Поэтому здесь возможно применение терминов «интеллектуальный капитал организации» и «интеллектуальный потенциал персонала» как определений предмета деятельности вузов по производству
69
ВЕСТНИК МГУС №2 (2) / 2007
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
новых знаний.
Под интеллектуальным капиталом организации
понимается совокупность интеллектуальных активов предприятия. Интеллектуальные активы представляют совокупность знаний, в значительной степени или частично отчуждённых от их создателей и представляющих коммерческую ценность для предприятия и его партнёров. Эти знания могут быть и защищены, и не защищены правовыми отношениями.
Интеллектуальный капитал организации используется как ресурс при интеллектуальной (высокотехнологичной) деятельности; в то же время он аккумулирует созданные сотрудниками предприятия интеллектуальные активы (относительно вуза - учебники, научнопрактические разработки) и деловую репутацию предприятия.
Термином интеллектуальный потенциал персонала следует обозначить совокупность личных интеллектуальных потенциалов персонала (уровни квалификации и компетенции), способности к воспроизводству знаний и творческие способности.
Можно выделить три вида основных инвестиций в интеллектуальный потенциал персонала:
- расходы на образование, включая профессиональную подготовку кадров, профессиональное совершенствование (повышение квалификации) и профессиональную переподготовку;
- расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;
- расходы на планирование карьеры персонала.
Общее и специальное образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивая объём и качество интеллектуального потенциала. Инвестиции в высшее и дополнительное образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста. Приобретение специализированной литературы и информационных изданий связано с получением знаний и информации, зафиксированных материальными носителями.
Этот вид инвестиций весьма важен, поскольку для творческого процесса необходимо развитое информационно-аналитическое обеспечение.
Можно выделить следующие особенности инвестиций в интеллектуальный потенциал:
- отдача от инвестиций в интеллектуальный потенциал прямо зависит от срока жизни его носителя, то есть от продолжительности трудоспособного периода;
- вследствие инвестиций интеллектуальный потенциал накапливается и преумножается;
по мере накопления интеллектуального потенциала его доходность повышается до предела, ограниченного верхней границей активного трудоспособного возраста, а затем снижается;
- по сравнению с инвестициями в иные формы капитала инвестиции в интеллектуальный потенциал приносят большую социально-экономическую выгоду;
- определение отдачи вложенных средств весьма затруднительно;
- период окупаемости вложений долог;
- инвестиции в интеллектуальный потенциал приносят организации значительный разнообразный эф-
фект.
При инвестировании финансовых ресурсов в интеллектуальный потенциал персонала у руководства и владельцев предприятия возникает ряд вопросов, связанных с эффективностью вложений:
- окупятся ли вложенные средства;
- в какие сроки можно ожидать результата от вложения средств;
- в развитие каких характеристик персонала следует вкладывать средства;
- в каких объёмах потребуется вложить средства;
- каковы возможные варианты инвестиций;
- как оценить целесообразность вложения средств в развитие интеллектуального потенциала.
Вложения в производство нового знания характеризуются:
- временем реализации,
- отдачей от вложений в виде увеличения денежных потоков,
- снижением себестоимости производимой продукции (особенно за счёт повышения эффективности труда получившего более высокий уровень квалификации работника),
- предотвращением производственных потерь,
- компенсацией роста затрат.
Получая новое знание и внедряя его в производственные процессы, хозяйствующий субъект стремится получить дополнительную прибыль.
Оценка целесообразности вложений в производство нового знания для его внедрения в производственные процессы осуществляется следующим образом:
- определяются задачи, решение которых требует организации процессов производства и внедрения нового знания в хозяйственную деятельность экономических субъектов;
- рассчитываются вложения, требуемые в производстве нового знания;
- оценивается возможная прибыль. Рассматривается совокупная прибыль, получаемая от использования нового знания: уменьшение издержек, снижение себестоимости, увеличение производительности;
- сравнивается доходность от вложения в производство нового знания с нормой доходности, действующей при экономических расчётах хозяйствующего субъекта. Если доходность производства нового знания не меньше нормы доходности, вложения в новое знание целесообразны.
Современные наукоёмкие предприятия ориентированы на интенсивные инвестиции в человеческий капитал и разработку и внедрение информационных технологий. Однако эти активы не фигурируют в разделе прибылей финансовых отчётов собственно производственных предприятий. Скорее их относят к убыткам, хотя такие инвестиции являются ключевым средством создания новых ценностей. В то же время интеллектуальная составляющая затрат в совокупном объёме затрат на производство демонстрирует стабильный рост прибыли предприятия.
Одним из важнейших компонентов инвестиций производственных организаций в интеллектуальный потенциал своих работников являются расходы на обучение в процессе производства. Это связано с тем, что в любом практически ориентированном обучении (а производство знания как услуги может быть ориентировано только практически) до 80% времени обуче-
70
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ВЕСТНИК МГУС №2 (2) / 2007
ния приходится на самостоятельную работу учащегося (освоение и анализ новой информации, её систематизация и апробация).
Содержанием обучения как инвестирования в человеческий капитал могут быть как узкоспециальные профессиональные знания, управленческие и коммерческие навыки, так и корпоративные ценности. Обучение может проходить в форме лекций, семинаров, тренингов, в дистанционной форме, посредством сети Internet, когда обучаемые выполняют задания и проходят тестирование на сайте обучающей организации, после чего по почте получают официальный квалификационный документ.
Из всего вышеизложенного следует вывод, что в современных условиях существования высшей школы РФ научные исследования и их результаты, преподавание и его результаты - это процесс производства новых знаний как экономической ценности. Оставаясь, по сути, гуманитарным процессом, производство новых знаний в целом подчиняется экономическим законам и по организационным признакам может расцениваться как экономическая деятельность. При этом само новое знание может классифицироваться как товар, сам же процесс его создания - это услуга. Дальнейшие характеристики производства новых знаний требуют более глубокого изучения.
Список использованной литературы
1. Лукичёва Л.И., Егорычев Д.Н. Внутрифирменное управление интеллектуальными активами. - М.:
ООО «Омега-Л», 2004.
2. Лукичёва Л.И., Егорычев Д.Н., Вишневецкая Г.И. Эффективное использование интеллектуальной собственности - резерв повышения эффективности управления нематериальными активами предприятия // Научные сообщения. - Вып. 316/2000. - М.: ННЦ ГП - ИГД им. А.А. Скочинского, 2000.
3. Лукичёва Л.И., Егорычев Д.Н., Егорычева Е.В. Управление интеллектуальными активами (научно-практический аспект) // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - 2004. - № 6.
4. Егорычев Д.Н. Стратегическое управление объектами интеллектуальной собственности (ОИС) в сфере наукоёмких предприятий // Философия. Информация. Управление: Сб. науч. ст. аспир. и доктор. - Вып. 3.
- М.: МИЭТ, 2002.
УДК 930:001.92
Состояние музейного дела в высших учебных заведениях России на рубеже XIX-XX веков
Н.Н. Савченко
ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса»
В 80-е гг. XIX в. наблюдается наступление на прогрессивные начинания, возникшие в результате реформ предшествующих десятилетий. Именно эти годы отмечены серией реакционных преобразований, таких, например, как университетский Устав 1884 г.
На рубеже веков в России активно создавались новые вузы. В 1909 г. учрежден Николаевский (Саратовский), 1916 г. - Пермский университеты. Дерптский университет в 1893 г. переименован в Юрьевский. Среди отраслевых вузов - политехнические институты в Москве, Киеве, Варшаве; женский медицинский институт в Петербурге; технологические институты в Томске, Харькове; институт инженеров путей сообщения в Москве; горный институт в Екатеринославле; археологический институт в Москве; коммерческий институт в Киеве и многие другие.
Важным охранным шагом стало принятое в 1905 г. решение об обязательном страховании музейных собраний России - как правительственных, так и частных. Серьезная работа проводилась в стране по упорядочению музейного дела. Ставился вопрос об организации Съезда деятелей по устройству отечественных музеев. В 1912 г. учрежден Предварительный комитет, на заседание которого приглашались представители различных музеев, архивов, церковно-археологичес-
ких комиссий, научных обществ и т.д. Комитет был озабочен привлечением к участию на Съезде представителей возможно всех археологических, полковых и военных, исторических, церковных, художественных и этнографических музеев как правительственных и общественных, так и частных. В связи с тем что эта идея возникла на XV Археологическом съезде (1911 г.), в перечне музеев отводилось место лишь учреждениям гуманитарного направления, однако проблемы являлись для всех музеев России общими. Рассмотрение вопросов планировалось обсудить на музейном съезде в 1915 г. на 9 секциях: по общим вопросам, центральных, местных, церковно-археологических, военных и полковых, художественных, этнографических, специальных при учреждениях и учебных заведениях музеев и т.п. Предполагалось составить список всех музеев, т.к. его отсутствие усложняло координацию деятельности музейного дела. Однако намеченный в дореволюционной России съезд так и не состоялся из-за военных действий в стране (первый и пока последний съезд прошел уже в годы Советской власти в 1930 г). Состоянием музейного дела была обеспокоена общественность.
Одним из лучших музеев не только в России, но и Европе по богатству и разнообразию своих коллекций, особенно минералогических, являлся музей Петербург-
71