ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛОМ Л.И. Лукичёва, д-р экон. наук, профессор,
Е.В. Егорычева, канд. экон. наук, доцент
Московский институт электронной техники (технический университет), г. Москва
В статье рассмотрены основные задачи управления интеллектуальным капиталом в условиях инновационной экономики и предложен организационно-экономический механизм, включающий модели и методы формирования, развития и коммерциализации интеллектуальных активов
Инновационное развитие страны в значительной степени зависит от деятельности наукоемких компаний, обеспечивающих интеграцию научных разработок и практических решений.
В условиях ужесточения конкуренции основным фактором производства, определяющим эффективность таких компаний, становится их интеллектуальный капитал, воплощенный в знаниях, опыте и результатах творческого труда высококвалифицированного персонала.
Предопределяя успех и конкурентоспособность современных компаний, интеллектуальный капитал (ИК) становятся ведущим фактором производства и основой долгосрочного развития отечественной и мировой экономики.
Как показывают исследования, задачи управления ИК в целом включают: создание, оценку и введение интеллектуальных активов в структуру капитала предприятия, разработку и развитие внутрифирменных механизмов их использования, а также осуществление эффективной коммерциализации интеллектуальных продуктов [1].
Осуществление политики управления интеллектуальными активами предприятия подчинено долгосрочным целям его развития, которые должны быть сформулированы, исходя из современного состояния его ресурсной базы, положения на рынке, товарного ассортимента и т.п.
Корпоративная политика управления ИК подразумевает создание и развитие внутрифирменной системы управления интеллектуальными активами, обеспечение условий для ее эффективного функционирования, оценку ее результативности и поиск путей дальнейшего совершенствования организации управления.
Политика предприятия в сфере управления ИК должна охватывать следующие основные направления [1, 2, 4]:
• управление процессом создания интеллектуальных активов;
• управление коммерциализацией интеллектуальных активов;
• управление актуализацией портфеля интеллектуальных активов;
• обеспечение сохранности коммерчески значимых интеллектуальных активов;
• мониторинг отрасли и деятельности других компаний;
• управление организационно-методической базой менеджмента интеллектуальных активов;
• управление развитием интеллектуальных активов организации.
В результате проведения исследований разработан организационно-экономический механизм управления ИК, включающий следующие основные блоки [1]: бизнес-модель и информационное обеспечение процесса управления ИК; модель управления формированием ИК на основе управления интеллектуальной активностью персонала; концептуальные основы управления развитием персонала на основе системного и процессного подходов; модель кросс-процесса организационного развития, метод оценки целесообразности аутсорсинга знаний, методику оценки и выбора варианта инвестирования в развитие интеллектуального потенциала персонала, а также модель управления коммерциализацией ИК на базе оценки коммерческого потенциала интеллектуальных активов.
Основой процессов формирования и умножения интеллектуального капитала является развитие интеллектуальных ресурсов, воплощенных в персонале наукоемких предприятий. В этой ситуации развитие персонала становится основой стратегической ориентации на усиление конкурентных преимуществ предприятий, что обуславливает особую актуальность теоретической проработки и методической формализации процесса развития персонала [5].
Предложенная концепция развития персонала основывается на принципах системного и процессного подходов и учитывает проявление человеческого фактора, рассматривая интеллектуальные возможности работника как ресурс, достигнутые цели как результат, а общественное восприятие деятельности как репутацию. Согласно предложенной концепции деятельность субъектов всех уровней сводится к преобразованию:
- ресурсов - основы бизнеса в результаты и репутацию;
- результатов - в ресурсы и репутацию;
- репутации, сформировавшейся в окружающей среде, - в ресурс «доверия» общества к фирме, ее возможностям и достигнутым результатам.
Предложенный подход позволяет исследовать различные стратегии развития предприятий и объяс-
няет тенденции и особенности взаимодействия субъектов во внешней среде. Каждая составляющая концепции изменяется во времени и подвержена воздействиям многих факторов. Это позволяет исследовать динамику развития субъектов, характеризуя различные ситуации, отличающиеся значениями ресурса, результата и репутации.
Для обеспечения теоретико-методической поддержки управленческого персонала в процессе принятия решений по управлению развитием персонала в исследовании предложены: логическая модель управления знаниями - интеллектуальным ресурсом наукоемкого предприятия и метамодель сервисного кросспроцесса организационного развития.
Целевыми задачами кросс-процесса организационного развития при взаимодействии с подразделениями предприятия являются управление развитием персонала и поддержка менеджмента при решении главных задач управления персоналом. Эти задачи решены посредством интеграции метамодели в методику управления развитием персонала предприятия.
Одним из важнейших инструментов повышения эффективности формирования и умножения интеллектуального капитала является инвестирование в развитие персонала. В этой связи по результатам исследований разработана методика оценки и выбора вариантов инвестирования финансовых средств в интеллектуальный потенциал сотрудников [5, 6].
Управление интеллектуальным капиталом предприятия сопряжено с обеспечением менеджеров соответствующей достоверной и своевременной информацией. Эта область является жизненно важной для предприятий, эффективность функционирования которых непосредственно зависит от творческой интеллектуальной активности «ключевых» специалистов. Для решения этой задачи предложена концептуальная модель определения организационно-экономической целесообразности привлечения интеллектуального потенциала на базе аутсорсинга [1].
Проведенные исследования цикличности интеллектуальной активности, а также изучение сущности, структуры и специфики интеллектуального капитала, стали основой для разработки модели процесса формирования интеллектуальных активов и выделения критических моментов в процессе преобразования личного интеллектуального потенциала в интеллектуальные активы компании посредством получения добавленной стоимости.
С целью повышения эффективности формирования и развития интеллектуальных активов разработана методика управления интеллектуальной активностью и методические рекомендации по ее оценке.
Исследования показали, что управление коммерциализацией ИК тесно связано с управлением процессом передачи прав, их надлежащим оформлением, формулировкой возникающих организационноправовых проблем и поиском адекватных и наиболее эффективных вариантов решения этих проблем [8, 9].
Кроме того, процесс вовлечения объектов интеллектуальной собственности в коммерческий и хозяйственный оборот предполагает оценку их рыночной стоимости. Ценообразование на сложные активы, к которым относятся и объекты интеллектуальной собственности, носит гораздо более сложный характер, нежели ценообразование на прочие рыночные блага.
Оценка стоимости интеллектуального капитала является основой методологии управления коммерциализацией интеллектуального капитала, которая не сводится только лишь к коммерциализации исключительных прав, а охватывает все аспекты извлечения коммерческой выгоды от использования интеллектуальных активов.
В результате исследования и анализа существующих теоретико-методических подходов к оценке и коммерциализации интеллектуального капитала разработана интегрированная модель управления коммерциализацией ИК.
Предложенная модель раскрывает управленческий цикл коммерческого использования ИК и охватывает две его крупные сферы - сферу внутреннего и внешнего использования, что обуславливает применение различных управленческих инструментов и методов для каждой из них [1].
Важнейшей составляющей организационного обеспечения управления интеллектуальными активами наукоемких предприятий является бизнес-модель организации управления ИК в процессе создания наукоемкого продукта. Предложенная модель является результатом процессного моделирования и позволяет детализировать все базовые процессы, осуществляемые при создании интеллектуального продукта.
Учитывая тот факт, что в процессе управления интеллектуальными активами задействовано множество специалистов различного профиля, потребность которых в информации значительна и характеризуется определенной спецификой, возникает необходимость использования специализированных информационных технологий как инструмента реализации функций управления ИК. Такими инструментами могут служить разработанная бизнес-модель и информационное обеспечение [1].
В целом, результаты исследований показали, что использование разработанного организационноэкономического механизма является действенным инструментом усиления конкурентных преимуществ отечественных компаний, а также важнейшим фактором, обуславливающим их инновационное развитие.
Литература
1. Лукичёва Л.И. Управление интеллектуальным капиталом наукоёмких предприятий: монография / Л.И.Лукичёва. - М.: Омега-Л, 2006.
2. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал: Ключ к успеху в новом тысячелетии. СПб.: Питер, 2001.
3. Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н., Егорычева Е.В., Салихов М.Р. Управление процессами коммер-
циализации и оценки стоимости интеллектуального капитала наукоемких предприятий // Менеджмент в России и за рубежом. - 2009. - № 4.
4. Лукичева Л.И, Егорычев Д.Н. Внутрифирменное управление интеллектуальными активами. - М.: ООО «Омега-Л», 2004.
5. Лукичёва Л.И., Егорычев Д.Н, Егорычева Е.В. Проблемы и особенности инвестирования в интеллектуальный капитал наукоёмких предприятий //Сборник научных трудов Международной академии теории и практики организации производства, 2008.
6. Лукичёва Л.И., Егорычев Д.Н., Егорычева Е.В. Управление интеллектуальными активами (научнопрактический аспект)//Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - 2004. - № 6.
7. Лукичёва Л.И., Егорычев Д.Н., Егорычева Е.В. Оценка коммерческого потенциала интеллектуальных активов наукоёмких предпри-ятий//Оборонный комплекс - научно-техническому прогрессу России. - 2006. - № 3, 4.
8. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью: Учеб.пособие. - М.: Дело, 2003.
9. Мокрышев В.В., Алдошин В.М. Управление исключительными правами (интеллектуальной собственностью, нематериальными активами) в конкурентной борьбе. - М.: ИНИЦ, 2002.
^ 8-499-740-93-25, 8-499-734-44-49
Ключевые слова: интеллектуальный капитал, модели и методы управления интеллектуальным капиталом