Научная статья на тему 'Производство и образование: партнерство во имя качества'

Производство и образование: партнерство во имя качества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоусова Наталья Викторовна

Раньше профессиональную ориентацию в образовательной организации можно было определить как «информирование молодежи с целью помочь принять решение». Сейчас актуальным является развитие инновационных моделей партнерства в проведении профориентационных мероприятий, мотивирующих молодежь к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Производство и образование: партнерство во имя качества»

совместно с работодателем

профориентация

Производство и образование: партнерство во имя качества

Раньше профессиональную ориентацию в образовательной организации можно было определить как «информирование молодежи с целью помочь принять решение». Сейчас актуальным является развитие инновационных моделей партнерства в проведении профориентационных мероприятий, мотивирующих молодежь к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.

Развитие системы профориентационной работы в нижнетагильском техникуме металлообрабатывающих производств и сервиса шло в направлении расширения сотрудничества со всеми заинтересованными организациями и учреждениями и воплотилось в трехстороннем соглашении о сотрудничестве ШкОЛА — техникум — ПрЕДПрИЯтИЕ (социальный партнер техникума ОАО «нпк «уралвагонзавод»).

Основными направлениями в рамках соглашения являются:

создание единого информационного пространства в территории;

- проведение мастер-классов, профессиональных проб, предпрофильной подготовки, экскурсий с презентацией профессий и специальностей техникума;

- тестирование по профессиональному самоопределению учащихся;

- организация и проведение спортивно-массовых, интеллектуальных мероприятий;

- содействие трудоустройству выпускников техникума по полученной профессии на предприятия и в учреждения города и др.

Ярким примером совместного профори-ентационного мероприятия является традиционный фестиваль «Славим человека труда», в рамках которого проводятся конкурсы профессионального мастерства, конференции по защите студенческих исследовательских работ, лекции ведущих специалистов уралва-гонзавода об уникальных технологиях производства. В фестивале принимают участие не только педагоги и студенты техникума, но и школьники и их учителя.

Активное участие студенты техникума принимают в фестивале молодежной клубной культуры «Тинейджер-Лидер», организуемом в рамках областной программы Ассоциации учащейся молодежи Свердловской области. В этом году в отборочном туре фестиваля приняли участие команды из 12 школ нижнего Тагила. Тема отборочного тура — «Все работы хороши». командам в качестве домашнего задания было предложено подготовиться к конкурсу «Мир профессий», в котором нужно

было представить в интересной форме любую из профессий, востребованных в нашем городе, и доказать, что она самая лучшая. В жюри конкурса вошли представители молодежной организации уралвагонзавода.

C 2013 года в техникуме реализуется программа предпрофильной подготовки «Основы управления автоматизированными и робото-тизированными комплексами», целью которой является формирование устойчивых мотивов освоения инженерных специальностей через организацию практических занятий в лабораториях техникума.

Серьезное внимание в техникуме уделяется профессиональной и социальной адаптации студентов и выпускников, что находит отражение, прежде всего, в развитии системы наставничества. наставничество, в нашем понимании, является одной из форм обучения на рабочем месте, направленной на развитие прикладных профессиональных компетенций молодого работника. наставники сопровождают студентов во время производственной практики и на первом этапе их трудовой деятельности, тем самым способствуя сокращению времени освоения новой техники и технологических процессов предприятия.

на наш взгляд, рассмотренные подходы в организации профориентационной деятельности в техникуме свидетельствуют о том, что выстроенная система взаимодействия ШкОЛА — Техникум — ПрЕДПрИЯТИЕ создает оптимальную инфраструктуру профориента-ционной работы, способствующую свободному профессиональному самоопределению подростков, исходя из требований рынка труда и социально-экономических условий региона.

Действенность наших подходов подтверждается данными мониторинга трудоустройства выпускников нашего техникума. Около 90% из них работают на предприятиях города по полученной профессии.

белоусова

Наталья викторовна,

заместитель директора по социально-педагогической работе Нижнетагильского техникума металлообрабатывающих производств и сервиса, руководитель Ресурсного центра развития программ профессиональной ориентации молодежи, Нижний Тагил

Наставники сопровождают студентов во время производственной практики и на первом этапе их трудовой деятельности, тем самым способствуя сокращению времени освоения новой техники и технологических процессов предприятия.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА № 6/2014 33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.