16 |
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Кластерная модель стратегического партнерства
_ V / V
предприятии и образовательных организации
БАЛЯСНИКОВА Татьяна Сергеевна,
заместитель директора по НМР Нижнетагильского техникума металлообрабатывающих производств и сервиса, Нижний Тагил, Свердловская область
Аннотация
В статье представлена модель создания производственно-образовательного кластера оборонных предприятий Свердловской области и образовательных организаций как форма партнерства. Определены направления развития подготовки рабочих и специалистов для высокотехнологичных производств
Ключевые слова:
профессиональное образование, кластерный подход, производственно-образовательный кластер, социальное партнерство, государственно-частное партнерство
Особенностью профессионального образования является то, что организовать эффективный процесс обучения можно только в условиях взаимодействия с работодателем. Тем более если речь идет о непрерывном профессиональном образовании, когда требуется не просто взаимодействие, а реальное объединение участников процесса в интегрированный образовательно-производственный комплекс.
Одной из моделей территориального объединения, способствующей решению задач подготовки высококвалифицированных кадров, отвечающих требованиям современного рынка, являются территориально-отраслевые кластеры [1]. На сегодняшний день в стране довольно эффективно действует несколько объединений такого типа, например Титановый кластер Свердловской области, Территориальный кластер Республики Татарстан, Нижневартовский индустриальный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии и другие.
Производственно-образовательный кластер представляет собой объединение различных организаций (образовательных и научных учреждений различного типа, уровня и принадлежности, промышленных предприятий, технопарков и бизнес-инкубаторов, научно-исследовательских центров и лабораторий, инвестиционно-финансовых компаний, венчурных фондов, органов государственного управления, общественных организаций и т.д.). Это позволяет использовать преимущества вну-трикластерного взаимодействия: возможность более быстро и эффективно распространять новые знания, внедрять в экономическую практику результаты интеллектуальной деятельности.
Основными принципами создаваемой модели по формированию производственно-образовательных кластеров как ассоциативной формы структурного объединения в единую систему учреждений профессионального образования, научных организаций и промышленных компаний являются:
- социальное партнерство, отвечающее международным принципам стратегического взаимовыгодного сотрудничества, основанное на общих интересах, иерархически выстроенной совокупности предприятий и учреждений, выступающих как эффективный инструмент повышения конкурентоспособно-
Балясникова Т. С. Кластерная модель стратегического партнерства предприятий и образовательных организаций // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 1. — С. 16-7.
сти в сфере подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, многоуровневой системы повышения квалификации и переподготовки кадров предприятий и педагогических коллективов организаций ВО, СПО, сотрудников научных организаций;
- принцип региональности, предполагающий ориентацию содержания системы непрерывного профессионального образования на местные условия и рынки труда, зависимость от конкретных экономических и социальных условий развития;
- принцип интеграции, предусматривающий включенность всех элементов формируемого кластера с участием учреждений профессионального образования и научного сообщества в процесс непрерывной профессиональной подготовки с целью рационального использования ресурсов, удовлетворения стремления обучающихся к саморазвитию, самовоспитанию и самообучению, ориентацию на компетентность и профессиональную готовность работодателей к активному подключению студентов и выпускников в инновационно-ориентированное производство;
- принцип преемственности, т. е. соотнесенность непрерывной профессиональной подготовки на всех образовательных уровнях и соответствие квалификационных характеристик обучающихся требованиям предприятий — участников кластера;
- принцип интенсификации, заключающийся в повышении эффективности обучения за счет применения в образовательном процессе новых технологий, форм и методов;
- принцип дифференциации, выражающийся в реализации обучающимися права выбора индивидуальной образовательной и карьерной траектории;
- принцип вариативности образовательных программ, предполагающий диверсификацию профессиональных образовательных программ как гибкое реагирование на изменения внешней среды;
- принцип независимой оценки квалификации рабочих, специалистов.
Примером реализации кластерного подхода в подготовке специалистов для оборонной отрасли является взаимодействие Союза оборонных предприятий Свердловской области (ВСМПО-АВИСМА, НПО «Автоматика», НПК «Уралвагонзавод», Уралтрансмаш, Уральский оптико-механический завод и другие) с 36-ю профессиональными образовательными организациями, входящими в Ресурсный центр сварки и автоматизации. На базе Нижнетагильского техникума металлообрабатывающих производств и сервиса Ресурсный центр взаимодействует с учреждениями общего и высшего образования.
Что дает такое партнерство? Прежде всего, формирование требований рынка труда к кадрам, определение инвестиционной политики на долгосрочной основе, усиление инновационной составляющей образования и обеспечение качества подготовки.
Одним из направлений данного партнерства является организация на современной материально-технической базе Нижнетагильского техникума металлообрабатывающих производств и сервиса ежегодных
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
18 | 1 /2018
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕИСТВИЯ
Союз оборонных предприятий Свердловской области ^ I * Союз промышленников »предпринимателей ' « Технопарки II
* Промышленные предприятия [л
Министерство промышленности и науки Свердловской области
Организации общего образования Образовательные организации ВО, СПО, ДПО
Органы власти Свердловской области, местного самоуправления Общественный институты (ассоциации) Научные учреждения
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Областной центр Координации профессионального образования Свердловской области
Профильный центр сварки и автоматики
\
• Уральское агентство развития квалификаций (УРАРК)
• Отраслевые центры обучения и аттестации
• Центры оценки и сертификации квалификаций
Модель производственно-образовательного кластера
курсов повышения квалификации для педагогов и студентов Свердловской области, проведение региональных чемпионатов «Молодые профессионалы» и демонстрационного экзамена по методике ШогЫБкЛк. В лабораториях техникума школьникам предоставлена возможность отрабатывать сложные темы по физическому эксперименту, обучаться на предпрофильных курсах «Автоматизация и управление робототехни-ческими комплексами». Это пример формирования единого образовательного пространства, пропаганда «инженерных рабочих» профессий.
Практика Нижнетагильского техникума металлообрабатывающих производств и сервиса обсуждалась на круглом столе III Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное образование рабочих», II Всероссийском форуме «Инновации и поколение XXI века», на деловых встречах «Иннопрома», в рамках конкурса ШогЫБкИк, заседании Союза оборонных предприятий Свердловской области и других дискуссионных площадках.
Принципиальная модель взаимодействия организаций в условиях производственно-образовательного кластера в области сварочного производства показана на рисунке.
Для реализации модели производственно-образовательного кластера как формы партнерства профессиональным организациям необходимо вводить новые высокотехнологичные востребованные профессии/ специальности и разрабатывать новые требования к знаниям, умениям, навыкам и профессиональным компетенциям выпускников в различных областях деятельности на основе требований работодателей. Этому соответствуют программы по ТОП-50, которые требуют глубокого осмысления новых подходов к профессиональному образованию.
В заключение отметим проблемы, препятствующие созданию кластера:
- отсутствие нормативной базы в системе государственно-частного партнерства;
- отсутствие заинтересованности органов власти и бизнеса;
- отсутствие финансирования со стороны государственных и частных структур в профессиональное образование на долгосрочной основе;
- несформированность системы партнерства, необходимой для развития кластера;
- конкуренция между партнерами, с одной стороны, и необходимость кооперации — с другой.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Литература
1. Есенина Е. Ю. Управление профессиональной образовательной организацией с участием работодателей: подходы к решению проблемы // Профессиональное образование и рынок труда. — 2017. — № 4. — С. 4-9.
2. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы (утвержден распоряжением Правительства РФ от 03.03.2015 года № 349-р). [Электронный ресурс] // Гарант. Ру. Информационно правовой портал. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/sverdlovsk/1085305/.
3. Постановление Правительства Свердловской области от 29.12.2016 № 919-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года» [Электронный ресурс] // Консорциум кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. URL: http://docs.cntd. ru/document/429094102.
4. Программа развития Нижнетагильского техникума металлообрабатывающих производств и сервиса на 2016-2020 гг. — Нижний Тагил: НТТМПС, 2017.