Научная статья на тему 'Дуальное обучение в техникуме для высокотехнологичных производств корпорации «Уралвагонзавод»'

Дуальное обучение в техникуме для высокотехнологичных производств корпорации «Уралвагонзавод» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ РАБОЧИЙ / COMPETITIVE WORK / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD / ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / DUAL SYSTEM OF EDUCATION / СИСТЕМА ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / SYSTEM OF VOCATIONAL GUIDANCE AND PROFESSIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Залманов Яков Пинхосович, Гриценко Наталья Владимировна

В статье представлен формат государственно-частного партнер-ства, действующие механизмы и результаты партнерства ОАО «НПК «Уралвагонзавод» и Нижнетагильского техникума металлообрабатывающих про-изводств и сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dual training at the College for high-tech production Corporation «Uralvagonzavod»

The article considers the format of public private partnership, the working model of partnership of OAO «NPK URALVAGONZAVOD» and Nizhniy Tagil metallurgical college.

Текст научной работы на тему «Дуальное обучение в техникуме для высокотехнологичных производств корпорации «Уралвагонзавод»»

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Дуальное обучение в техникуме для высокотехнологичных производств корпорации «Уралвагонзавод»

ЗАЛМАНОВ Яков Пинхосович,

директор Нижнетагильского техникума металлообрабатывающих производств и сервиса, отличник профессионально-технического образования РФ, г. Нижний Тагил (Свердловская область)

ГРИЦЕНКО

Наталья Владимировна,

заместитель директора по УПР Нижнетагильского техникума металлообрабатывающих производств и сервиса, г. Нижний Тагил (Свердловская область)

Мировой и отечественный опыт показывает, что государственно-частное партнерство (ГЧП) является действенным способом модернизации экономических и социальных сфер страны. ГЧП в профессиональном образовании представляет собой систему долгосрочных отношений между государством и субъектом частного сектора экономики по реализации проектов путем объединения ресурсов и опыта каждой из сторон. Примером складывающейся системы государственно-частного партнерства являются отношения между Нижнетагильским техникумом металлообрабатывающих производств и сервиса и ОАО «НПК «Уралвагонзавод».

Аннотация

В статье представлен формат государственно-частного партнерства, действующие механизмы и результаты партнерства ОАО «НПК «Уралвагонзавод» и Нижнетагильского техникума металлообрабатывающих производств и сервиса.

Ключевые слова:

государственно-частное партнерство, конкурентоспособный рабочий, инновационная образовательная среда, профессиональный стандарт, дуальная система обучения, система профориентации и профессионального самоопределения.

Основными признаками государственно-частного партнерства являются средне- и долгосрочный характер отношений, фиксация отношений в виде соглашений о сотрудничестве, совместное объединение ресурсов для осуществления деятельности, распределение расходов и результатов деятельности между сторонами.

В интересах общества и государства

Основу стратегического партнерства корпорации «Уралвагонзавод» и Нижнетагильского техникума металлообрабатывающих производств и сервиса составляют элементы дуального обучения. Основной целью обучения по дуальной системе является самостоятельное выполнение специалистом видов профессиональной деятельности по завершении учебы.

На данный момент между техникумом и Корпорацией действует совместно разработанное Соглашение о реализации дуального обучения, которое было подписано в 2014 году в рамках чемпионата HiTech WorldSkills Russia. В марте 2015 года между техникумом и ОАО «НПК «Уралвагонзавод» заключен договор «О сотрудничестве по реализации дуальной системы обучения».

Ключевую роль в обсуждении содержания профессионального образования играют работодатели. Актуальность данного положения усиливается сегодня в связи с реализацией корпоративных профессиональных стандартов. Профессиональный стандарт ОАО «НПК «Уралвагонзавод» СТО-07518941-789-2014

вступил в силу в 2014 году, и программы обучения в техникуме спроектированы так, чтобы отвечать потребностям предприятия. Так, в программу подготовки квалифицированных рабочих по профессии «сварщик» по предложению работодателей был введен вариативный модуль «Перспективные технологии сварки», после изучения которого обучающиеся приобретают новую компетенцию — выполнение контактной точечной сварки деталей. Для подготовки специалистов по программе «Сварочное производство» введены новые разделы — «Перспективные способы сварки и резки» и «Технология подготовки производства сварных конструкций», в рамках которых студенты учатся проектировать технологические процессы на картах, используемых непосредственно на предприятии.

Техникум является соучредителем Корпоративного университета. В рамках лаборатории корпоративного и профессионального обучения была создана творческая группа с участием педагогов техникума для выработки корпоративного профессионального стандарта по профессии «сварщик».

В производственных цехах Корпорации организована оплачиваемая производственная практика обучающихся. Ежегодно около 300 человек получают заработную плату в размере 10-12 тыс. рублей.

Большое внимание уделяется в Корпорации и квалификации преподавателей, поскольку без соответствующей отраслевой подготовки педагогов невозможна качественная подготовка рабочих и специалистов. В 2014 году в ОАО

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

«НПК «Уралвагонзавод» была организована стажировка 21 мастера производственного обучения и преподавателя, в ходе которой педагоги приобрели новые умения, связанные с эксплуатацией высокотехнологичного оборудования, внедряемого на предприятии.

«Три кита» дуального образования

В организации и ведении образовательного процесса в рамках дуальной системы имеются три важные взаимосвязанные составляющие: система профориентации и профессионального самоопределения, система руководств по профессиям и институт наставничества.

Для совершенствования системы профессиональной ориентации молодежи организовано обучение учащихся МБОУ Лицей по предпро-фильному курсу «Основы управления автоматизированными и робототизированными комплексами» в Центре инновационных технологий техникума.

Проведены профессиональные пробы для учащихся в 20 школах Нижнего Тагила, проди-агностированы 273 учащихся школ в программе «Профмастер».

Совместно с Корпорацией в техникуме реализуется проект «Наставничество: модель взаимодействия корпорации «Уралвагонзавод» и техникума для повышения качества кадровых ресурсов».

Современное наставничество направлено на профессиональное и личностное воспитание молодых рабочих и специалистов, развитие их потенциала, усвоение трудовых традиций и правил поведения в коллективе, принятие ценностей корпоративной культуры и обладание стойкой мотивацией к труду.

Формированию профессиональных личностных качеств будущих рабочих и специалистов способствуют такие мероприятия, как участие в выставках, совместное проведение спортивных соревнований, лидерских сборов, профессиональных конкурсов, конференций, круглых столов, встреч с ветеранами в музее Уралвагонзавода.

Наставники оказывают помощь мастерам в овладении новыми технологиями, участвуют в оценке квалификационных работ и освоенных профессиональных компетенций. Так, для наставников, представителей центра подготовки персонала, отдела кадров, молодежной организации, менеджеров по персоналу производств осенью 2014 года в техникуме была проведена конференция «Организация дуального обучения для формирования профессиональных компетенций». В мероприятии приняли участие более 50 представителей Корпорации, по его завершении были выработаны рекомендации по совершенствованию системы наставничества.

Еще одним важным элементом дуальной системы является независимость оценки результатов обучения, сертификация квалификаций. В 2014 году для создания независимого

центра сертификации профессиональных достижений в техникуме состоялась процедура оценки и сертификации квалификаций по профессии «сварщик», организованная Корпорацией, с участием Уральского центра аттестации и УрФУ В ней приняли участие 12 человек из трех образовательных учреждений.

Ориентир на запросы производства

Целевая подготовка молодежи — один из важнейших факторов эффективной совместной деятельности Корпорации и техникума.

С 2013 учебного года в рамках целевого набора за счет средств Корпорации в техникуме обучается группа студентов из 25 человек по специальности «Технология машиностроения».

Для обеспечения баланса интересов Корпорации и образовательного учреждения предусмотрено совместное использование материально-технической базы. Так, учебным цехом Корпорации проводятся курсы целевого назначения «Гидроавтоматика», «Мехатроника», «Электротехника и электроника». В 2014 году на курсах прошли подготовку 125 обучающихся очного и заочного отделений техникума. Так создаются условия для перехода от использования экстенсивных подходов в развитии системы подготовки персонала к интенсивным, сокращения числа работников низкой квалификации.

Сотрудничество продолжается

Дальнейшее развитие государственно-частного партнерства нашло свое отражение в новых совместных проектах образовательного учреждения и корпорации «Уралвагонзавод» на 2014-2015 годы. В частности, подписано трехстороннее соглашение между Министерством образования и науки РФ, Правительством Свердловской области, ОАО «НПК «Уралва-гонзавод» о выделении техникуму более 45 млн руб. на развитие профессиональных образовательных программ на 2014-2015 годы.

В рамках проекта учебно-производственные мастерские, лаборатории на площадке техникума модернизируются в соответствии с европейскими стандартами качества. В настоящее время ведутся ремонтные работы помещений техникума на общую сумму 10 млн руб.

Это позволит техникуму решать новые задачи:

- привести структурно-содержательные компоненты профессионального образования в соответствие с требованиями профессиональных стандартов;

- открыть новые специальности в соответствии с потребностями корпорации «Уралва-гонзавод»;

- создать новые лаборатории, учебные мастерские робототехники, сенсорных технологий, роботизированных сборочных линий с компьютерным управлением транспортно-накопи-тельной системы и техническим зрением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.