Научная статья на тему 'Производство автомобильного бензина и дизельного топлива из газоконденсатов'

Производство автомобильного бензина и дизельного топлива из газоконденсатов Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
566
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗОКОНДЕНСАТ / НАФТЕНОВЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ / БЕНЗИНОВЫЕ ФРАКЦИИ / ОБЛАГОРАЖИВАНИЕ / ДИЗЕЛЬНАЯ ТОПЛИВА / ЦЕТАНОВОЕ ЧИСЛО / ПРИСАДКА

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Рахимов Бобомурод Рустамович

В статье рассматривается производство автомобильного бензина и дизельного топлива из газоконденсатов месторождений Узбекистана. Анализ физико-химических свойств и химического состава бензиновых фракций, выделенных из газоконденсатов различных месторождений, позволил выявить ряд закономерностей. Бензиновые фракции, выделенные из конденсатов северных регионов, содержат большое количество нафтеновых углеводородов, являются сравнительно высокооктановыми вследствие повышенного содержания углеводородов изостроения в исходных конденсатах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Рахимов Бобомурод Рустамович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Производство автомобильного бензина и дизельного топлива из газоконденсатов»

ПРОИЗВОДСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА И ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ИЗ ГАЗОКОНДЕНСАТОВ Рахимов Б. Р.

Рахимов Бобомурод Рустамович /КаЫтоу Bobomurod ЯызШтоугек - преподаватель, кафедра технологии нефтехимической промышленности, факультет химической технологии, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается производство автомобильного бензина и дизельного топлива из газоконденсатов месторождений Узбекистана. Анализ физико-химических свойств и химического состава бензиновых фракций, выделенных из газоконденсатов различных месторождений, позволил выявить ряд закономерностей. Бензиновые фракции, выделенные из конденсатов северных регионов, содержат большое количество нафтеновых углеводородов, являются сравнительно высокооктановыми вследствие повышенного содержания углеводородов изостроения в исходных конденсатах.

Ключевые слова: газоконденсат, нафтеновые углеводороды, бензиновые фракции, облагораживание, дизельная топлива, цетановое число, присадка.

Бензиновые фракции, выделенные из газоконденсатов, различаются по углеводородному составу вследствие различной химической природы исходных конденсатов.

Бензиновые фракции, выделенные из конденсатов месторождений Узбекистана, отличаются повышенным содержанием ароматических углеводородов, но их октановое число не превышает 60-65 пунктов по моторному методу [1]. Состав полученных бензиновых фракций обуславливает выбор технологии получения на их основе товарных бензинов. В первом случае достаточно провести фракционирование с последующим добавлением высокооктановых компонентов. Во втором случае дополнительно следует применять термический и каталитический крекинг, риформинг и депарафинизацию.

В целом существуют несколько направлений облагораживания бензиновых фракций, получения из них товарных композиционных автомобильных бензинов: термическое и каталитическое облагораживание, введение антидетонационных присадок и высокооктановых компонентов, добавление бензинов риформинга и крекинга [2].

Каталитическое облагораживание бензинов не вышло за рамки лабораторных исследований. Термическое облагораживание бензиновых фракций, выделенных из газовых конденсатов, проводится в присутствии метана (метариформинг) и позволяет получить бензин с октановым числом 72-76. Применение в качестве присадки тетраэтилсвинца свелось к минимуму из экологических соображений. Наиболее широко применяются высокооктановые компоненты. Кроме давно применяемых для этой цели алкилатов и бензинов риформинга и других вторичных процессов, все шире стали применяться кислородсодержащие соединения: спирты, в первую очередь метанол и метилтретбутиловый эфир (МТБЭ) [3].

Газовые конденсаты большинства месторождений - ценное сырье для производства дизельных топлив. Как дизельные топлива для быстроходных двигателей могут быть использованы фракции газоконденсатов, выкипающие выше 160ОС. В зависимости от глубины отбора (температуры конца кипения) можно получить ту или иную марку топлива. Например, фракция с пределами выкипания 150-180-300 ОС соответствует требованиям на дизельное топливо зимней марки, а фракция 190-200-310-350ОС - требованиям на дизельное топливо летней марки [4].

Расширение фракционного состава приводит к ухудшению качества топлива, для получения топлив, удовлетворяющих современным требованиям, необходимо

применение присадок. Для улучшения характеристик газоконденсатного дизельного топлива широкого фракционого состава применяют: вязкостные (противоизносные) присадки (АЗНИИ - продукт конденсации нафталина с хладагентом), присадки, повышающие цетановое число, например, кислородсодержащие соединения, являющиеся отходом нефтехимических производств, антиокислители.

Таким образом, газовые конденсаты являются ценным сырьем для производства бензинов, реактивных и дизельных топлив. Кроме того, газоконденсаты могут быть подвергнуты комплексной химической переработке с получением спиртов, высокооктановых компонентов, одоранта, растворителей, ароматических углеводородов, различных ингибиторов и др.

Литература

1. Алиева Р. Б., Мираламов Г. Ф. Газовые конденсаты. Баку: Заман, 2000. 331 с.

2. Бекиров Т. М., Ланчаков Г. А. Технология обработки газа и конденсата М.: Недра, 1999. 595 с.

3. Белов П. С., Голубева И. А., Низова С. А. Экология производства химических продуктов из углеводородов нефти и газа М.: Химия, 1991. 256 с.

4. Николаев В. В., Бусыгина Н. В. Основные процессы физической и физико-химической переработки газа М.: Недра, 1998. 184 с.

ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПРОЦЕСС НТС

1 2 3

Набиев А. А. , Рахимов Б. Р. , Адизов А. А.

1Набиев Абдулазиз Абдуллаевич /Nabiyev Abdulaziz Abdullayevich - преподаватель, Бухарский колледж нефтегазовой промышленности; 2Рахимов Бобомурод Рустамович /Rahmov Bobomurod Rustamovich - преподаватель;

ЗАдизов Аббос Авазович /Л^20У ЛЬЬоз Луа20у1ск - магистрант, кафедра технологии нефтехимической промышленности, факультет химической технологии, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье изучаются основные факторы, влияющие на процесс низкотемпературной сепарации природного газа. На эффективность работы установок низкотемпературной сепарации большое влияние оказывают состав сырьевого газа, температура, давление, эффективность оборудования и число ступеней сепарации. Установки низкотемпературной сепарации оправдывают себя на начальных стадиях эксплуатации скважин или на небольших месторождениях, где экономически нецелесообразно строительство более сложных и дорогих установок. Ключевые слова: сырой газ, температура, давление, эффективность оборудования, число ступеней сепарации.

На эффективность работы установок низкотемпературный сепарации большое влияние оказывают состав сырьевого газа, температура, давление, эффективность оборудования и число ступеней сепарации.

Состав сырьевого газа. Чем тяжелее состав исходной смеси (чем больше средняя молекулярная масса газа), тем выше степень извлечения жидких углеводородов. Однако, начиная с молекулярной массы углеводородов около 22, утяжеление состава исходной смеси. Для тощих исходных смесей для повышения степени извлечения жидких углеводородов иногда используют метод сорбции в потоке, т. е. осуществляют впрыск в поток исходной смеси стабильного конденсата или других

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.