Проектные проработки показали преимущества третьего варианта. Перед подачей в систему раствора МДЭА установку трижды промыли: сначала горячим водным 9%-ным раствором сульфаминовой кислоты с добавкой лимонной кислоты и обезжиривающего вещества; затем 5%-ным водным раствором кальцинированной соды. Третья промывка производилась 2%-ным водным раствором МДЭА для удаления всех соединений, которые могли бы вступить в реакцию с МДЭА. Затем в систему ввели раствор, содержащий 33% (масс.) МДЭА. Через несколько дней после начала эксплуатации анализировали работу абсорбера при различных расходах амина. Для каждого значения расхода амина брали данные по объему, составу, температуре и давлению входящего и выходящего из абсорбера газа, составу, расходу и температуре тощего амина, температуре насыщенного амина и температуре в нижней части абсорбера [2].
Литература
1. Белов П. С., Голубева И. А., Низова С. А. Экология производства химических продуктов из углеводородов нефти и газа. М., 1991.
2. Смидович Е. В. Технология переработки нефти и газа. 3-е изд. М., Химия, 1980.
ПРОИЗВОДСТВО БЕНЗИНА ИЗ ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА
ПО ПРОЦЕССУ ЦЕОФОРМИНГ 1 2 Рахимов Б. Р. , Ахмедов Б. М.
1Рахимов Бобомурод Рустамович /Rahmov Bobomurod Rustamovich - преподаватель;
2Ахмедов Бехруз Муродулло угли /Ahmedov Behruz Murodullo щЫ - студент, кафедра технологии нефтехимической промышленности, факультет химической технологии, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается производство ароматизованного автобензина А-76 из стабильного конденсата по процессу цеоформинг. Процесс цеоформинг позволяет получать автобензин с пониженным содержанием ароматических углеводородов в сравнении с бензином риформинга, что снижает токсичность бензина и его выхлопов, а также нагарообразование в двигателях. Это связано с различными механизмами превращения углеводородного сырья на цеолитсодержащем катализаторе (процесс цеоформинг) и металлических катализаторах (риформинг).
Ключевые слова: цеоформинг, конденсат, бензин, толуол, ксилол, катализатор, конденсата.
На ГПЗ эксплуатируется установка производства ароматизованного автобензина А-76 (Нормаль-80) из стабильного конденсата по процессу цеоформинг проектной производительностью по сырью - 40 тыс. т/год. Фактическая производительность установки составляет -50 тыс. т и при этом вырабатывается -22 тыс. т автобензина А-76 [1].
Переработка низкооктанового стабильного конденсата в бензин осуществляется в присутствии цеолитсодержащего катализатора типа пентасил. Принципиальным отличием процесса цеоформинг от классического риформинга является отсутствие капиталоемких установок производства водорода [2].
Процесс осуществляют в интервале температур 360-450°С, давлении 0,5-2,0 МПа и скорости подачи жидкого сырья от 0,5 до 2 ч. Продуктом является высокооктановая бензиновая фракция НК-185 °С, с необходимыми значениями октанового числа и
давления насыщенных паров. Побочной продукцией является остаточная фракция ТХ>185°С и углеводородные газы С1-С4.
Синтез высокооктановых бензиновых фракций из углеводородного сырья на цеолитсодержащих катализаторы включает ряд последовательно-параллельных химических реакций, протекающих по карбоний-ионному механизму [3].
Таблица 1. Относительная скорость ароматизации углеводородов
Число атомов углерода в молекуле Скорость ароматизации, отн. ед.
Парафины циклопарафины
6 19,5 40,0
7 36,0 49,0
8 46,0 84,0
9 58,0 -
В процессе цеоформинг термодинамические условия препятствуют реакциям образования бензола. Если бензол присутствует в исходном сырье, то он частично превращается в толуол и ксилол вследствие алкилирования промежуточными олефинами и взаимодействия ароматических углеводородов.
С6Н6+С8Ш0^2С6Н5СН3 Каталитические свойства цеолитсодержащих катализаторов обеспечивают глубокое превращение олефинов, что позволяет производить автобензин с низким содержанием олефинов [4].
В процессе цеоформинг на поверхности катализатора происходит образование кокса, который дезактивирует катализатор, что, в свою очередь, приводит к снижению октанового числа бензина. Потерю в активности катализатора компенсируют повышением температуры до 420-460°С, поддерживая состав и качество продуктов на постоянном уровне. Длительность меж регенерационного пробега катализатора (в зависимости от режима работы и качества сырья) составляет 200-350 ч. Для восстановления активности катализатор периодически регенерируют, подавая инертный газ с добавками кислорода [5].
Литература
1. Шурупов С. В. Углубленная переработка углеводородов // Газовая промышленность, 2003. № 10. С. 74-79.
2. Степанов В. Г., Ионе К. /.Производство высокооктановых автобензинов процессом цеоформинг // Химическая промышленность, 1999. № 10. С. 3-8.
3. Вольцов А. А., Исмагилов Ф. Р., Вольцов А. А. Экологически безопасная глубокая переработка газовых конденсатов // Химия и технология топлив и масел, 1999. № 4. С. 3-5.
4. Степанов В. Г., Ионе К. Г. Цеоформинг - перспективный процесс производства неэтилированных автомобильных бензинов. Химия и технология топлив и масел, 2000. № 1. С. 8-12.
5. Степанов В. Г., Ионе К. Г. Способ получения моторных топлив из газового конденсата. Патент РФ № 2030446, приоритет от 16.04.92.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА СИНТЕТИЧЕСКИХ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ