теплообменник, в который в качестве теплоносителя подается исходный природный газ, сбрасываемый затем в коллектор газов регенерации установок сероочистки под давлением до 51 кгс/см2.
Слив горячих жидкостей из кубов колонн, емкости, аппаратов и соответствующих трубопроводов при плановой и аварийной остановке установки производится в специальную емкость, откуда при пуске установки жидкость перелавливается обратно с помощью подаваемого в емкость природного газа.
Схемой предусмотрена возможность отогрева как холодной части установки в целом, так и отдельных ее частей. В частности, возможен автономный отогрев турбодетандерного агрегата при необходимости срочного проведения ремонтных работ на действующей установке [2].
Для обогрева сдувок, а также холодных импульсных линий турбодетандерного агрегата предусмотрен постоянный отбор природного газа в специальный коллектор через вентиль, перед которым установлена дроссельная шайба.
Список литературы
1. Fahim M.A., Al-Sahhaf T.A., Elkilani A.S. Fundamentals of Petroleum Refining. Great Britain, Elsevier, 2010. P. 492.
2. Havard Devoid. Oil and gas production handbook. An introduction to oil and gas production, transport, refining and petrochemical industry. Oslo, 2013. P. 152.
ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСТИЛЛЯТНЫХ ФРАКЦИЙ НА УСТАНОВКЕ ЦЕОФОРМИНГ Абдуллаева Ш.Ш.
Абдуллаева Шохиста Шухратовна - преподаватель, кафедра технологии нефтехимической промышленности, факультет химической технологии, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассматриваются физико-химические характеристики и групповой состав углеводородного сырья, поступающего на реакторный блок установки цеоформинг (куб колонны Кт-2), фракции 62-150°С, выделенной из газового конденсата, а также катализата (верх колонны Кт-12), полученного на различных режимах производства автобензина. Процесс цеоформинга, позволяет получать автобензин с пониженным содержанием ароматических углеводородов в сравнении с бензином риформинга, что снижает токсичность бензина и его выхлопов, а также нагарообразование в двигателях. Ключевые слова: цеоформинг, риформинг, углеводород, бензин, бензол, катализат, ароматизация.
Реакции превращения н-парафинов и нафтеновых углеводородов в ароматические соединения приводят к тому, что октановое число соответственно у катализата бензинов А-76 и АИ-91 повышается с 58,4 до 80,7 и 93,5 по исследовательскому методу.
Как видно из таблицы 1, вследствие протекания реакций ароматизации, концентрация ароматических углеводородов в катализате бензинов А-76 и АИ-91 повышается с 10,3, соответственно до 25,0 и 31,6 масс. %. Содержание бензола в углеводородном сырье и образующемся катализате практически не изменяется и составляет 2,6-2,9 масс. % [1].
Показатель Сырье Фракция 62-150°С Катализат А-76 Катализат АИ-91
1. Плотность, р204, г/см3 0,727 0,701 0,731 0,727
2. Вязкость, V, мм2/с 0,71 0,67 0,6 0,55
3. Фракционный состав,°С: НК 76 44 35
10% 83 62 47
50% 98 52 60 91 123 94 89
90% 153 146 2,2 153 154
КК 215 174 186
остаток + потери, об. % 1,2 1,2 2,0
4. Молекулярная масса 103,6 98,1 95,0 90,5
5. Групповой углеводородный
состав, масс.%
- ароматические - нафтеновые - н-парафины - изопарафины - олефины 10.3 26,3 32.4 28,1 1.6 10,3 28,9 30,2 29,2 1.4 25,0 13,5 17,8 34,0 1.9 31,6 11,2 15,2 35,6 1.4
6. Октановое число (ОЧИ) 58,4 57,9 80,7 93,5
Для оценки антидетонационных свойств бензинов используется эмпирическая шкала октановых чисел, в которой антидетонационные свойства 2,2,4-триметилпентана (изооктан) оценен цифрой 100, н-гептана - 0. Октановое число бензина это содержание в об.% 2,2,4-триметилпентана в смеси с н-гептаном, которая имеет такие же антидетонационные свойства, как взятый бензин. Качество вырабатываемых автобензина напрямую зависит от соотношения мощностей вторичной и первичной переработки углеводородного сырья. Соотношение объемов бензина, получаемых на установках каталитического крекинга, риформинга и алкилирования, к объему бензинов с установок первичной перегонки, составляет, соответственно 5,5, 11 и 0,1%. До сих пор первоочередной задачей является отказ от применения тетраэтил свинцовых антидетонационных добавок при производстве низкооктановых марок бензина. К сожалению, -23% автобензинов, производимых в стране, содержат тетраэтилсвинец [2].
Необходимо отметить, что в процессе цеоформинг происходит расширение, по сравнению с исходным сырьем, фракционного состава бензиновой фракции. В результате разрыва С-С связи углеводородов С7+ образуются углеводороды легких фракций бензина С4-С6, что приводит к понижению температуры начала кипения катализата. Синтез фракций С4-С6 происходит и в результате реакций перераспределения водорода в молекулах олефиновых углеводородов, образовавшихся при разрыве С-С связи углеводородов С7. В итоге достигается требуемое значение температур начала кипения и упругости паров бензинов, получаемых из утяжеленного сырья. Применение в технологической схеме колонны стабилизации позволяет регулировать давление насыщенных паров бензина в
широком диапазоне и производить бензины летних и зимних видов или для разных климатических районов.
Перспективы внедрения процесса цеоформинг с целью производства неэтилированных марок бензина определяются, прежде всего, региональной потребностью в моторном топливе, наличием сырьевой углеводородной базы и производственной индустрии.
Список литературы
1. Мановян А.К. Технология первичной переработки нефти и природного газа. М.: Химия, 2001. 568 с.
2. Солодова Н.Л., Терентьева Н.А. Гидроочистка топлив. Учебное пособие. Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2008. 103 с.
ПОДГОТОВКА БИОГАЗА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ Нигматуллаев А.А.1, Тиллоев Л.И.2
1Нигматуллаев Азизбек Акмалович - магистрант;
2Тиллоев Лочин Исматиллоевич - преподаватель, кафедра технологии нефтехимической промышленности, факультет химической технологии, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассматривается подготовка биогаза к использованию в народном хозяйстве. Наиболее дешевым способом осушки является метод охлаждения, когда газ пропускают через влагоотделитель, служащий одновременно для осушки и отделения взвешенных частиц. Осушка методом охлаждения примерно до 10°С достаточна для распространенных способов использования газа, например, для получения тепла при сжигании и для выработки электроэнергии. При необходимости более глубокой осушки (в случае использования газа в газовых двигателях) применяют адсорбционную осушку (в качестве сорбентов применяют оксид алюминия А12Оз, хлорид кальция СаС12, силикагель) или осушку жидкими поглотителями влаги (этилен- и триэтиленгликоль).
Ключевые слова: биореактор, биогаз, влагоотделитель, осушка, сероводород, углекислый газ, поглотитель.
Условия получения биогазов и наличие в их составе вредных и балластных примесей диктуют необходимость предварительной обработки биогаза перед использованием в тепловых установках. Для обеспечения функциональной и эксплуатационной безопасности, а также безопасной работы персонала газ должен быть предварительно очищен от вредных компонентов. Основные этапы при подготовке газа к использованию:
о отделение влаги и взвешенных частиц; о удаление сероводорода; о удаление галогенсодержащих соединений; о удаление углекислого газа;
о сжатие или сжижение (при использовании в качестве горючего для транспортных средств) [1].
Биогаз выходит из биореактора (метантенка) при температуре процесса брожения в водонасыщенном состоянии. До момента использования газ значительно охлаждается, вследствие чего выпадает конденсат, и возникает опасность замерзания