Научная статья на тему 'Производственная сфера в системе приоритетов социальноэкономической политики региона'

Производственная сфера в системе приоритетов социальноэкономической политики региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
616
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
РЕГИОН / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / REGION / INDUSTRIAL SPHERE / SOCIO-ECONOMIC POLICY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Панченко А. С.

В статье сделана попытка обосновать место производственной сферы в системе приоритетов социально-экономической политики региона. Определены приоритетные направления регионального развития и сформирована концепция интеграции производственной сферы региона в систему региональных приоритетов, так как основой регионального развития в настоящее время все также является ресурсно-сырьевой сектор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The industrial sector in the priorities of social and economic policy in the region

The article attempts to justify a place in the production sector priorities of social and economic policy in the region. Identified priority areas for regional development and formed the concept of integrating the production sector of the region into the regional priorities as the basis of regional development at the present time all is also a resource and commodity sector.

Текст научной работы на тему «Производственная сфера в системе приоритетов социальноэкономической политики региона»

TERRA ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 3

^^ДаБЕН^А СФЕРА Б СИСТЕМЕ ПPИOPИTETOБ COЦИAЛbHO-ЭКOHOMИЧECКOЙ ШИШИ PEГИOHA

ПАНЧЕНКО А.С.,

аспирант,

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

e-mail: panchenko_as@yahoo.com

В статье сделана попытка обосновать место производственной сферы в системе приоритетов социальноэкономической политики региона. Определены приоритетные направления регионального развития и сформирована концепция интеграции производственной сферы региона в систему региональных приоритетов, так как основой регионального развития в настоящее время все также является ресурсно-сырьевой сектор.

Ключевые слова: регион; производственная сфера; социально-экономическая политика.

The article attempts to justify a place in the production sector priorities of social and economic policy in the region. Identified priority areas for regional development and formed the concept of integrating the production sector of the region into the regional priorities as the basis of regional development at the present time all is also a resource and commodity sector.

Keywords: region; industrial sphere; socio-economic policy.

Коды классификатора JEL: E22, O11, P41.

Выбор стратегических приоритетов является основополагающим принципом формирования политики социальноэкономического развития региона. Посредством данного принципа обеспечивается связь между политикой и стратегией, как ее составной частью. В условиях высокой стабильности социально-экономических систем такой проблемы не существовало, во всяком случае, она не была ранее столь выраженной, как в настоящее время, характеризующееся высокой динамикой технологических и общественных процессов.

Это порождает проблему выбора стратегических приоритетов, где особое место, безусловно, занимает производственная сфера региона.

Проблема выбора приоритетов является одной из основополагающих в теории и практике управления. Принцип приоритетности в социально-экономическом развитии общества активно используется практически во всех странах мира, в том числе, высокоразвитых. Тактические и стратегические приоритеты определяются в ходе организации и управления экономическими системами всех уровней [3, c.68].

Под приоритетными направлениями социально-экономической политики региона понимаются такие направления, которые в наибольшей степени приближают к достижению поставленных текущих и долгосрочных целей социальноэкономического развития субъекта Федерации.

Все приоритеты в обществе представляют собой ранжированную во времени и пространстве взаимосвязанную совокупность, охватывающую собой все сферы жизнедеятельности [3, c.72]. В основе механизма выбора и реализации приоритетов лежит анализ существующих потребностей общества, степени их удовлетворения и прогноз развития [3, c.73]. Главным принципом отбора в качестве приоритетов должна быть их ориентация на вклад в достижение важнейших конечных социально-экономических целей развития региона.

В этой связи можно сказать, что производственная сфера является главным приоритетом экономической политики региона, в то же время от уровня ее развития будут зависеть и возможности региона в реализации социально значимых проектов, в связи с чем эффективное функционирование производственной сферы во многом будет определять и развитие социальной сферы.

Следует отметить, что в науке и практике не существует однозначного подхода к процессам формирования и реализации приоритетов развития: часто существует выбор - экономическая политика может увеличить уровень занятости, но при этом повысится уровень инфляции; быть полезной одной группе лиц, но ухудшить положение другой группы лиц. Некоторые придают большее значение стабильности цен, чем безработице, другие считают экономический рост более важным. Так, Дж. Стиглиц писал: «По поводу приоритетов между экономистами существует не большее единство взглядов, чем между философами» [5, с.37].

На практике формирование и реализация приоритетов развития субъекта Федерации осуществляется в рамках выработки его социально-экономической политики. При этом формирование и реализация приоритетов социально-

© А.С. Панченко, 2012

экономической политики региона - два разных процесса. Каждый из них должен подкрепляться собственными процедурами, технологиями и механизмами осуществления [1].

В отличие от России, в развитых рыночных экономиках по каждому из указанных процессов внутри общества между многообразными группами интересов, между обществом и институтами власти, внутри власти между законодательными органами, исполнительными и контрольными ведомствами сложились и постоянно совершенствуются правовые и неформальные отношения. При формировании социально-экономической политики в этих странах, особенно на перспективу или в периоды выборных кампаний, используются процедуры широкой демократии, допускаются острые дискуссии. Многочисленные партийные или корпоративные экономические программы, платформы и взгляды проходят многоступенчатое согласование, прежде чем воплотятся в документах, которые затем пройдут законодательное утверждение.

В отличие от формирования, реализация социально-экономической политики, обозначенной в президентских посланиях, программах, индикативных планах, бюджетных программах после конкурсного распределения заказов и их контрактного закрепления, проводится на практике с высокой степенью авторитаризма исполнительной власти, при жестком контроле, с осознанием ответственности перед налогоплательщиком и избирателем.

В рыночной экономике на этой стадии в руках государства сосредотачиваются силы и средства: мощные инструменты налогово-бюджетного регулирования; кадровая политика путем контроля за профессиональным соответствием менеджеров не только государственных, но и ведущих корпоративных организаций; арбитражно-судебные процедуры. Особую роль играет законодательная машина, гарантирующая квалифицированное, без излишних популистских обсуждений законодательное сопровождение и корректировку установок социально-экономической политики, а также равноправную защиту всем экономическим агентам при осуществлении экономической деятельности.

Приоритетные цели социально-экономического развития региона, факторы и механизмы этого развития, методы управления этим развитием ложатся в основу разрабатываемой концепции социально-экономического развития региона. Далее на основе концепции разрабатывается план конкретных действий по достижению поставленных целей.

Главной приоритетной целью социально-экономического развития региона (субъекта Федерации) является население региона, его благосостояние, здоровье, уровень образования и культуры, интеллектуальный потенциал. Все остальное - лишь средства для достижения этой главной цели.

Сегодня в ходу понятие «социально ориентированная рыночная экономика», основные элементы ее представлены на рис. 1.

По высказанному в опубликованных научных источниках мнению российских и немецких ученых, это - «концептуальная модель экономической и общественно-политической системы, в основе которой лежит идея, связывающая свободу на рынках с социальным компромиссом.

СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА Возможность экономических субъектов выбирать сферу деятельности и модель экономического поведения

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ Рост экономики, обеспечивающей высокий уровень качества жизни

ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ Удержание безработицы на естественном уровне

СТАБИЛЬНОСТЬ ЦЕН Обеспечение финансовой стабильности, противодействие инфляции

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Сохранение экономического равновесия общества

СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ Создание условий для некоторых групп сообществ

СПРАВЕДЛИВОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ Установление льгот при уплате налогов для групп населения с низким доходом

Рис. 1. Модель «социально ориентированной рыночной экономики», основанной на приоритетности задач региональных структур власти по обеспечению социального развития

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 3

Главную директиву «социальной рыночной экономики» образует синтез экономической эффективности как результат действия свободных рыночных сил и социального компромисса [2].

Общие целевые установки этой концепции включают: стабильность денег, полную занятость, равновесие платежного баланса, экономический рост, справедливое распределение доходов социальную справедливость.

Все эти элементы в совокупности образуют устойчивую систему взаимозависимостей. По сути, речь идет о необходимости обеспечения постоянного роста показателя качества жизни населения в долгосрочной перспективе (включающего в себя такие аспекты, как благосостояние, образование, жилищные условия, духовная жизнь и культура, обеспеченность товарами и услугами, социальное обеспечение, экологическое благополучие, безопасность, соблюдение прав человека и др.).

Материальной основой достижения поставленных социальных целей является развитая производственная сфера, обеспечивающая население региона всеми необходимыми компонентами: товарами и услугами, рабочими местами, жильем, развитыми формами экономических отношений и т.п. Чем выше уровень развития производственной сферы, тем больше возможности общества по реализации мер социальной справедливости и экологического благополучия. Поэтому развитие производственной сферы является одним из основных приоритетов социально-экономической политики как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В свою очередь, говоря о развитии производственной сферы региона, целесообразно отметить также необходимость определения приоритетов ее непосредственного развития, т.е. задач, решение которых необходимо для обеспечения экономического роста и формирования благоприятной рыночной среды функционирования производственных предприятий.

На различных этапах формирования рыночной экономики в России эти приоритеты существенно менялись, хотя до сих пор остались нерешенными ряд задач, поставленных еще в начале 90-х гг. XX столетия. Смена приоритетов является объективной реальностью, связанной с изменением непосредственной социально-экономической ситуации в стране и ее регионах.

Подходы к выделению приоритетов развития производственной сферы, реализуемых впоследствии через комплекс программно-целевых инструментов, могут быть различны.

В отечественной практике чаще всего используется отраслевой подход, состоящий в выделении приоритетных отраслей производственной сферы региона, требующих по тем или иным причинам государственной поддержки.

В зарубежной практике, как показывает опыт многих европейских стран, отрасли редко используются в качестве приоритетов.

Современный подход к выделению приоритетов экономического развития территории, использующийся в Европе уже 20-30 лет, предполагает выделение 4-6 функциональных (горизонтальных) приоритетов, по крайней мере, на уровне программы развития экономики региона (функциональный подход) [4].

Существенное отличие при формировании системы приоритетов развития производственной сферы региона состоит в том, что в ходе создания программы экономического развития предлагается: выделить приоритетные направления и мероприятия; обсудить их с широкой общественностью; прийти к консенсусу по приоритетам и мероприятиям;

предложить механизм реализации программы экономического развития региона;

утвердить в установленном действующим законодательством порядке программу экономического развития, разработанную на основе стратегии региона;

• начать реализацию программы экономического развития региона (т.е. реализацию части стратегии).

Таким образом, стратегия региона - в той ее части, которая касается экономического развития территории - будет конкретизирована на первые два-три года, и консенсус нужно будет строить не в целом по стратегии, а по предлагаемым приоритетам программы экономического развития.

Программа экономического развития территорий обычно включает в себя следующие основные цели:

• усиление роста предприятий;

• увеличение числа новых предприятий;

• увеличение объема инвестиций;

• составляющие, которые помогают реализовать первые три основные цели.

Такой ограниченный набор составляющих не означает, что все программы развития экономики похожи друг на друга. В музыке всего лишь семь нот, но из них складываются разные мелодии. Регионы концентрируют ресурсы на данных трех целях в разной пропорции, подчеркивая приоритетность того или иного направления для каждого региона.

Вышеперечисленные составляющие могут включать в себя огромное количество подприоритетов, все из которых являются в той или иной мере важными. Это и тренинг, и инновации, и качество, и кластеры, и инвестиции, и экспорт, и законы, и инфраструктура, и финансы... Проблема в том, что ресурсы ограничены, и необходимо выбрать только несколько разумных по затратам подприоритетов, наиболее важных для развития производственной сферы региона и, в первую очередь, важных для тех, благодаря кому происходит увеличение ВРП, то есть - для частного бизнеса.

Одним из самых существенных «генетических» недостатков при составлении и реализации региональных программ в РФ является подход, который условно можно назвать «отраслевым». Он заключается в изначальном определении круга

приоритетных отраслей, которые уже существуют в регионе и развитие которых нужно поддерживать, или которые - с точки зрения государства - необходимо создать.

Анализ документов показывает, что в прошлом было немало попыток использования традиционного тематического (отраслевого) подхода к планированию экономического развития регионов. Это объясняется тем, что отраслевой подход является в России традиционным подходом к экономическому развитию и закреплен в структуре управления.

Во многих отчетах по регионам за последние несколько лет внимание сосредоточено на анализе отраслевых «моделей развития регионов», показе сильных и слабых сторон различных подобных «моделей» (например, Калининградская область как транспортный узел, центр туризма и пр.).

В связи с этим важно отметить, что европейские регионы, имеющие развитую и перспективную производственную сферу, наоборот, хотят диверсифицировать экономику, с тем, чтобы распределить риск в будущем по нескольким отраслям экономики (говоря другими словами, эти регионы хотят уйти от моноотраслевой «модели туристического центра» к разносторонним «моделям развития).»

Именно поэтому опыт регионального экономического развития в Европе за последние 20 лет показывает, что принцип партнерства в принятии стратегии/программы экономического развития региона не согласуется с отраслевыми (тематическими) приоритетами.

Функциональный подход к выделению приоритетов экономического развития территории предполагает выделение 4-6 функциональных (горизонтальных) приоритетов, по крайней мере, на уровне программы развития экономики региона. Функциональными приоритетами первого уровня (т. е. теми приоритетами, на которые ориентируются подприорите-ты) обычно становятся весьма широкие категории, например:

• повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий;

• привлечение внешних прямых инвестиций;

• улучшение привлекательности региона;

• увеличение экспорта;

• создание финансовой инфраструктуры для развития бизнеса;

• создание инфраструктуры для развития бизнеса.

т

т

Развитие производственной сферы

Развитие непроизводственной сферы

Рис. 2. Иерархия приоритетов социально-экономического развития региона и место в ней приоритетов развития производственной сферы

Таким образом, учет приоритетов развития производственной сферы в системе региональной экономики должен осуществляться по функционально-отраслевому принципу, что позволит согласовать их с общими целями и приоритетами развития региона (рис. 2).

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 3

Функционально-отраслевой принцип (или подход) не означает выделения в рамках одной программы экономического развития региона одновременно функциональных и отраслевых приоритетов, а состоит в сочетании различных программно-целевых инструментов на уровне региона, учитывающих функциональные приоритеты (в частности, в рамках общей программы развития региона) и отраслевые приоритеты (в рамках различных программ развития отраслей региона, согласованных с разработанной общей концепцией и определенной стратегией его развития). Выделение отдельных отраслей в качестве приоритетных в общем случае нецелесообразно, так как ведет к увеличению риска, но может быть использовано при формировании подприоритетов или кластеров, в этом случае, однако, в качестве подприоритетов одного направления могут выделяться несколько соответствующих отраслей, а не одна отрасль.

В целом же функциональный подход к формированию системы приоритетов развития производственной сферы региона предполагает анализ ситуации на региональных и глобальных рынках и выявление основных факторов, препятствующих обеспечению нормального функционирования экономики

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаджиев Г.Н. Формирование приоритетов социально-экономической политики субъекта Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2004 . № 8 (11).

2. Клаус В., Игнатова Т., Солодков Г. Социальное рыночное хозяйство. Путь России? Ростов н/Д, 1997. 244 с.

3. Кушлин В.И. Государственные приоритеты НТП и механизм их реализации. М.: РАГС, 1995. 160 с.

4. Приоритеты программы развития Калининградской области. Проект «Поддержка развития Калининградской области». Программа сотрудничества ЕС и России (Тасис) // http://www.econ.asu.ru/old/ sbom/te-cec2000/pdf/3-2_1.pdf.

5. Joseph E. Stiglitz Making globalization work. W.W. Norton & Co., 2007. p. 374.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.