Научная статья на тему 'Стратегические приоритеты устойчивого развития Чеченской Республики'

Стратегические приоритеты устойчивого развития Чеченской Республики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1326
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / ДЕПРЕССИВНОЕ СОСТОЯНИЕ / STRATEGY OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION / THE ECONOMIC POTENTIAL OF THE REGION / THE DEPRESSIVE STATE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Хасуева А. Ш.

В работе раскрывается потенциал социально-экономического развития региона, выявлены стратегические приоритеты устойчивого развития Чеченской Республики на основе рассмотренных федеральных и региональных целевых программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The strategic priorities of sustainable development of the Chechen Republic

The work reveals the potential of the socio-economic development of the region, identified strategic priorities of sustainable development of the Chechen Republic on the basis of the examined federal and regional target programs.

Текст научной работы на тему «Стратегические приоритеты устойчивого развития Чеченской Республики»

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ХАСУЕВА А.Ш.,

ассистент,

Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М.Д. Миллионщикова,

e-mail: sevenlifes@yandex.ru

В работе раскрывается потенциал социально-экономического развития региона, выявлены стратегические приоритеты устойчивого развития Чеченской Республики на основе рассмотренных федеральных и региональных целевых программ.

Ключевые слова: стратегия экономического развития региона; устойчивое развитие; социальноэкономическое развитие региона; экономический потенциал региона; депрессивное состояние.

The work reveals the potential of the socio-economic development of the region, identified Strategie priorities of sustainable development of the Chechen Republic on the basis of the examined federal and regional target programs.

Keywords: strategy of economic development of the region; sustainable development; socio-economic development of the region; the economic potential of the region; the depressive state.

Коды классификатора JEL: 018.

Разработке стратегии устойчивого регионального развития в последние годы уделяется большое значение. В современных условиях российской экономики необходимость развития предпосылок для устойчивого экономического роста, а также управления региональной социально-экономической системой являются весьма актуальными. На протяжении вот уже многих лет проблема устойчивого развития не теряет своей актуальности как в общепланетарном масштабе, так и в пределах отдельных государств. При этом для большинства народнохозяйственных систем мира оптимальным сценарием желаемых изменений все больше становится не молниеносный экономический рост, а достижение именно стратегического состояния устойчивости в своем социально-экономическом развитии на долгосрочную перспективу.

Устойчивое развитие в экономическом и социальном смысле неразрывно связано с экологическим развитием. При этом устойчивое развитие означает, помимо положительных значений роста экономики отрицательные, вызванные экологическими и социальными факторами.

Стратегия экономического развития регионов — это система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.

Стратегия регионального развития государства неоднородна по отношению к регионам, его формирующим. Это обусловлено существенными различиями регионов в области обеспеченности ресурсами, структуры хозяйства, достигнутого уровня развития различных сфер экономики.

В последние годы увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития. Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение, природные ресурсы), так и субъективными факторами, и в первую очередь — методами регионального управления [2].

Согласно указу Президента Российской Федерации о Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию от 01.04.96 г. № 440, переход к устойчивому развитию Российской Федерации в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов.

Таким образом, предполагается формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов Российской Федерации, что предопределяет необходимость разработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона, а также дальнейшей интеграции этих программ при разработке государственной политики в области устойчивого развития [1].

Во исполнение данного указа была разработана Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2020 года, в которой отражены политические, экономические, экологические, социальные и другие аспекты устойчивого развития региона.

© А.Ш. Хасуева, 2012

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2

136

А.Ш. ХАСУЕВА

Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2020 г. разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 21 июля 2006 г. и Постановлением Правительства Чеченской Республики «О разработке стратегии социальноэкономического развития Чеченской Республики на период до 2020 года» от 20 июня 2008 г. № 115 как часть общей вертикально-интегрированной системы документов стратегического планирования и прогнозирования взаимоувязанного развития территорий и отраслей народного хозяйства Российской Федерации на долгосрочную перспективу [3].

Социально-экономическое развитие региона — это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений.

Фундаментальной основой ориентиров, задач, приоритетов развития Чеченской Республики является формирование устойчивых предпосылок для перехода на принцип устойчивого развития Республики с упором на собственные силы и возможности, за счет использования и наращивания конкурентоспособных преимуществ.

В Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики до 2020 г. заложена методология социальноэкономического развития новой парадигмы — переход от преимущественно проектов по восстановлению разрушенной инженерной и социальной инфраструктуры к проектам, связанным с реализацией инвестиционных задач и созданием работающего бизнеса.

За 1991-2000 гг. Чеченская Республика превратилась в один из наиболее экономически отсталых субъектов Российской Федерации с практически полностью разрушенным экономическим потенциалом, включая промышленные предприятия, социальную инфраструктуру и жилищно-коммунальное хозяйство, объекты транспортной инфраструктуры и инженерные сети.

Бюджет Чеченской Республики остается самым высокодотационным в России. Единственно конкурентоспособной на внешних рынках является добыча нефти, дающая 98,6% общего объема промышленной продукции [3].

Глубина и характер экономических проблем разрушенного хозяйственного комплекса Чеченской Республики свидетельствуют о том, что без целенаправленной помощи государства будет трудно добиться устойчивого социальноэкономического развития при крайней ограниченности инвестиционных ресурсов населения и хозяйствующих субъектов.

В настоящее время разумным видится использование не только программно-целевого подхода к развитию, но и, учитывая специфические условия хозяйствования Республики, необходимо актуализировать задачу выработки эффективного управления, где все уровни социально-экономического развития должны быть нацелены на повышение собственной эффективности расширенного воспроизводства.

Процесс восстановления экономики Республики находится в начальной стадии. Выделенные ранее финансовые средства пока не дали соответствующей отдачи в виде заметного прироста рабочих мест и роста доходов в местный бюджет. Для дальнейшего кардинального улучшения социально-экономических показателей требуются значительные инвестиции в экономику Чеченской Республики. Необходимо также искать новые возможности по более эффективному использованию созданных производственных мощностей за счет широкого внедрения передовых технологий.

В настоящее время в межрегиональном обмене главным становится принцип производства и продажи готовой продукции, и приоритеты развития экономики Республики должны учитывать специализацию промышленности на доведение производственных процессов до завершающего звена, выпускающего готовую продукцию.

Имеющийся потенциал развития республиканской экономики — это природно-ресурсный потенциал, и в первую очередь энергоресурсная база, главной целью которой на перспективный период является обеспечение потребностей экономики Чеченской Республики и населения нефтепродуктами, газом, сырьем для производства строительных материалов и ресурсами подземных вод.

Экономическое развитие сегодня — это не столько количественный рост, сколько качественные изменения. Закономерное для регионов России преодоление депрессивного состояния приобретает для Чеченской Республики в силу событий, связанных с наведением в ней конституционного порядка, характер перехода от восстановления экономики к восстановительному росту, что номинируется нами как региональная специфика наполнения вектора развития указанной территории и ее дополнение к переживаемой всеми регионами РФ парадигме модернизационного прорыва экономики [4].

Для решения задачи преодоления депрессивного состояния у Чеченской Республики имеются значительные институциональные резервы:

♦ высокая инвестиционная привлекательность вследствие наличия в регионе значительных запасов углеводородов и уникальных природных лечебных ресурсов;

♦ создание комплекса малых агропромпредприятий полного цикла с их последующей трансформацией в финансовые агропромгруппы;

♦ объемный лесной фонд как основа развития строительства и мебельной промышленности;

♦ значительные трудовые ресурсы;

♦ индустрия местных стройматериалов;

♦ сфера услуг и производство промышленных товаров массового спроса.

Чеченская Республика оказалась перед острейшей необходимостью выбора долгосрочной стратегии социальноэкономического и инновационного развития. Толчок был дан на макроэкономическом уровне, когда были разработаны и запущены приоритетные национальные проекты.

Активное участие Республики в реализации этих национальных макропроектов дало региону возможность создать фундамент для обеспечения прорыва в социальной сфере, прежде всего в повышении уровня и качества жизни регионального социума и институциональном совершенствовании элементов экономического пространства Чеченской Республики.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

137

Непосредственно на уровне субъектов Федерации основную роль в реализации эффективной социальной политики призваны играть комплексные целевые программы — Федеральные целевые программы (ФЦП) и Региональные целевые программы (РЦП). Разработка, в рамках эффективного управления региональными социально-экономическими системами, РЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2013 гг.» — это дальнейшая реализация концепции мезоэкономического планирования, в ходе которой на долгосрочную перспективу разработан документ, ставший ориентиром социально-экономического развития восстанавливаемого региона.

С точки зрения проблематики данного исследования, самое примечательное — это то, что РЦП «Социальноэкономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2013 гг.» имеет четкую социальную направленность. Существенное улучшение условий жизни населения Республики выступает в этом документе не только в качестве главной цели, но и основного критерия при выработке мер социальной и экономической политики [6].

При этом реализация этих программ уже внесла вклад в решение приоритетных задач социально-экономического развития России в целом, в обеспечение социальной стабильности в Северо-Кавказском регионе. Постоянно увеличивается количество различных ФЦП и РЦП, в которых принимает участие Чеченская Республика. Если в 2007 г. финансировалось 6 программ с общим объемом 446,21 млн руб., то по итогам 2010 г. Республика принимала участие уже в реализации 45 федеральных и республиканских целевых программ. Из них на условиях софинансирования — 20 программ, за счет средств из республиканского бюджета — 20 программ и 5 программ за счет средств федерального бюджета.

Общий объем освоенных средств по программам составил 5656 млн руб. За 2007-2010 гг. объем внебюджетных инвестиций в экономику Республики составил свыше 20 млрд руб. Основные направления вложения средств — это жилищное строительство, торговля, общественное питание, сельское хозяйство, бытовое обслуживание населения и гостиничное хозяйство [5].

Выводы

Реализация этих программ позволит создать организационно-экономические предпосылки для решения насущных социально-экономических проблем региона. Их приоритетная цель — качественный экономический и социальный прорыв, повышение уровня и качества жизни населения региона и степень его социальной защищенности на основе устойчивого экономического роста. Фундаментальной основой реализации этой цели является формирование устойчивых институциональных условий перехода на самодостаточный принцип устойчивого развития Республики, с упором на собственные силы и возможности, за счет использования и наращивания конкурентоспособных преимуществ и интеграции в российскую и международную систему разделения труда.

Способными стать точками взрывного роста и наиболее привлекательными для инвестиций являются отрасли, в которых Чеченская Республика исторически имела естественные рыночные преимущества в рамках Северного Кавказа и России в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 440 от 01.04.1996 г.

2. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие, 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2008. С. 288.

3. Постановление Правительства Чеченской Республики «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики до 2020 г.» № 202 от 09.11.2010 г.

4. Семина И.А. Депрессивные регионы России: подходы к выделению и дифференциации // Проблемы региональной экологии № 4. 2009.

5. http://www.grozny-inform.ru.

6. http://www.vestiyuga.ru.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.