ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ: ПРОГРАММНЫЕ МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ
САИЕВ З.А.,
аспирант, Ростовский государственный экономический университет («РИНХ»), 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 69
В статье «Формирование социальных приоритетов региональной политики: программные методы разработки и реализации» речь идет о методических аспектах социальноориентированных региональных программ и планировании социально-экономического развития регионов РФ с учетом изменений в финансировании социальной сферы.
Ключевые слова: социальные приоритеты; региональная политика; программы социально-экономического развития; социальные гарантии; планирование развития экономики региона.
In article «Formation of social priorities of a regional policy: program methods of working out and realization» it is a question of methodical aspects of the socially-focused regional programs and planning of social and economic development of regions Russian Federations taking into account changes in financing of social sphere.
Keywords: social priorities; the regional policy; programs of social and economic development; social guarantees; planning of development of economy of region.
Коды классификатора JEL: R58.
Реализация эффективной региональной экономической политики невозможна без детального и всестороннего системного анализа современного экономического и социального развития регионов России, структура которых сложна и динамична.
Характеризуя основные цели и задачи государственной региональной политики, подчеркнем, что региональные особенности процессов социального развития требуют соответствующих мер государственного регулирования, направленных на создание равных условий для социального развития населения всех регионов РФ и предотвращение возникновения очагов социальной напряженности. Особенностью развития социальной сферы является то, что здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, культура и другие отрасли имеют территориальный характер, т. е. социальные вопросы решаются в основном на уровне органов власти регионов РФ и органов местного самоуправления.
Социальные приоритеты региональной политики можно рассатривать в системе координат социальнофункциональная система и как социально-институциональная (рис. 1).
В первом случае региональную политику следует рассматривать как систему направлений, по которым осуществляется социальная защита человека, а именно:
♦ обеспечение членам общества прожиточного минимума и оказание материальной помощи тем, кому в силу объективных причин она необходима, защита от факторов, снижающих жизненный уровень;
♦ создание условий, позволяющих гражданам беспрепятственно зарабатывать себе средства для жизни любыми не противоречащими закону способами;
♦ создание условий, обеспечивающих удовлетворение определенного минимума (в объеме общественных возможностей и с учетом национально-исторической специфики) потребностей граждан в образовании, медицинской помощи и т.д.;
♦ обеспечение благоприятных условий труда для наемных работников, защиты от негативных воздействий индустриального производства;
♦ обеспечение экологической безопасности членов общества;
♦ защита граждан от преступных посягательств;
© З.А. Саиев, 2011
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
♦ защита гражданских и политических прав их свобод, соответствующих принципам правового демократического государства;
♦ создание условий, исключающих вооруженные социальные, и межнациональные конфликты;
♦ защита от политического преследования и административного произвола;
♦ обеспечение свободы духовной жизни, защита от идеологического давления;
♦ создание благоприятного социально-психологического климата как в обществе в целом, так и в отдельных ячейках и структурных образованиях, защита от психологического прессинга;
♦ обеспечение максимально возможной стабильности общественной жизни.
Рис. 1. Система социальных приоритетов региональной политики
Учитывая особенности решения этих проблем в регионах, следует отметить, что выработка соответствующей интересам общества социальной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях в современных условиях невозможна без широкого использования программных методов в практике регионального управления, учитывающих закономерности территориальной организации социальной жизни и планомерные изменения социально-экономического положения в регионах.
Программные методы учитывают закономерности территориальной организации социальной жизни населения региона и планомерных изменений социально-экономического положения в регионах. Социальный вид любого региона представляет собой проявления наиболее характерных черт общества в целом и вместе с тем его региональных различий. Задачи региональных исследований состоят в том, чтобы раскрыть механизм взаимодействия общих закономерностей и специфических особенностей территориальной организации социальной жизни в регионе. Исходя из анализа социального вида региона возможно обоснование путей и форм обеспечения социальных условий жизни населения в различных регионах страны. Отсюда вытекают общие закономерности разработки и применения региональных социальных технологий применительно к региональной политике, что в целом может быть сведено к следующей системе (рис. 2).
Несомненно, что для каждого субъекта Российской Федерации, а сегодня и для каждого федерального округа, к концептуальному подходу к разработке, методам, механизмам реализации программ социальноэкономического развития, необходим индивидуальный подход.
Тем не менее, методики создания таких индивидуальных экономических подходов должны иметь общие закономерности и алгоритм формирования, основанные на эффективном опыте, общеэкономической ситуации в государстве и регионе (см. табл. 1).
В планировании социально-экономического развития регионов важна методическая помощь, которая должна состоять в разработке методических рекомендаций по всему циклу стратегического управления социально-экономическим развитием регионов и определять типовой порядок, технологию и методику разработки предлагаемой системы документов (см табл. 2).
Программы социально-экономического развития региона предполагают обязательное соблюдение принципа преемственности и непрерывности реализации выработанных стратегических целей, а также постоянную корректировку стратегии развития в соответствии с происходящими качественными преобразованиями в регионах и задачами политики:
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ.
173
♦ создание необходимых условий для всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ;
♦ повышение защиты социально уязвимых домохозяйств, где фактические доходы или потребление находятся ниже прожиточного минимума и которые не имеют возможностей для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке. При этом бюджетные ресурсы для оказания адресной социальной помощи будут сформированы за счет сокращения социально неоправданных льгот и выплат, предоставляемых различным категориям граждан;
♦ создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления;
♦ формирование правовых и организационных основ для развития институтов социальнокультурной сферы, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и обеспечение на этой основе высокого качества и возможности широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг.
Таблица 1
Алгоритм реализации социально-экономической политики в регионе
Стратегические цели программы социальноэкономического развития • обеспечение стабильного и сбалансированного развития экономики региона на основе наиболее эффективного использования его ресурсного потенциала; законодательное обеспечение программы развития региона на основе гармоничной системы законодательных региональных актов, дополняющих и конкретизирующих (для условий региона) федеральное законодательство, учитывающих требования международных инвестиционных институтов; структурная перестройка организационно-производственной инфрастуктуры региона, достаточной для реализации целевых региональных проектов и программ; оптимизация использования регионального и федерального бюджетов, территориального размещения и развития производительных сил региона, административнотерриториального деления региона на уровне районов с учетом наличия ресурсного потенциала, обеспечивающего самостоятельное эффективное развитие; обеспечение экономической и экологической безопасности и соблюдение финансовых интересов субъектов федерации; повышение уровня социальной защищенности населения; создание эффективной организационной инфраструктуры программы; создание эффективного регионального, межрегионального и международного инструментария реализации региональных программ на основе привлечения значительных дополнительных инвестиционных ресурсов в мероприятия программы, региональные проекты;
Основные блоки программы социальноэкономического развития Стратегические цели и приоритеты социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу (до 2015 г.). Программа социально-экономического развития региона на очередной плановый период (пять лет), которая утверждается Правительством Российской Федерации в виде целевой региональной программы. Приоритетные национальные проекты (три года).
Элементы модельной структуры региональной программы социальноэкономического развития 1. Экономическое развитие региона. 2. Финансовая ситуация и бюджетный процесс, финансовые интересы региона. 3. Социально-демографическая ситуация в регионе. 4. Финансовые и инвестиционные инструменты и механизмы. 5. Региональная законодательная и нормативная базы. 6. Межрегиональное и международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность. 7. Система управления социально-экономическим развитием региона. Организационное и инфраструктурное его обеспечение. 8. Информационно-аналитическое и организационное сопровождение программы социально-экономического развития региона. 9. Механизмы и инструментарий реализации региональных программ социальноэкономического развития регионов.
Ожидаемые результаты Реализация такого подхода позволяет: обеспечить преемственность исполнительной и законодательной региональных властей в региональной политике по развитию экономики региона; вынести из законодательных актов положения о стратегических интересах регионов, имеющих принципиально-методологическое значение (уставы регионов), гармонизировав (приведя в соответствие) региональное экономическое и инвестиционное законодательство; гибко подходить к формулированию экономических и социальных приоритетов региона, основываясь на историческом опыте развития региона и адаптации их к конкретным этапам развития регионального социально-экономического планирования.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
Последовательное осуществление политики, базирующейся на реально имеющихся ресурсах и возможностях, предполагает переход к перераспределению социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям. В этом случае активная социально-ориентированная региональная политика выступает не ограничителем, а катализатором экономического роста.
Рис. 2. Система обеспечения социальных гарантий жизни населения на основе социальных технологий
Таблица 2
Технология разработки программ социально-экономического развития региона
Цели программ Создание условий для стабильного развития экономики, направленного на улучшение социального и материального положения населения (на ближайшую перспективу). Обеспечение устойчивого экономического роста и переход на качественно новый уровень жизни населения (на долгосрочную перспективу).
Задачи программ Выявление места и роли региона в новых условиях хозяйствования. Установление стратегических приоритетов развития региона. Обоснование экономических, финансовых и организационных механизмов реализации концепции в новой институциональной среде. Достижение комплексного развития региона.
Функции программ Формирование определенной системы ценностей. Определение стратегических целей и приоритетов развития. Консолидация общества и мобилизация ресурсного потенциала для реализации поставленных целей, определения средств реализации целей. Формирование положительного имиджа и инвестиционной привлекательности региона с учетом видения перспективы развития в долгосрочном аспекте.
Принципы программ Принцип стратегического управления, основанного на программно-целевом методе. Принцип комплексности социально-экономического развития региона. Принцип мобилизации ресурсов. Принцип опоры на рыночный механизм стимулирования хозяйственной деятельности.