ТЕRRА ECONOMICUS ^кономичєский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ С УЧЕТОМ ВЛИЯНИЯ ТНК
И.Л. ЛИТВИНЕНКО
Институт управления, бизнеса и права,
аспирант
e-mail: [email protected];
И.Г. АКПЕРОВ
Институт управления, бизнеса и права, доктор экономических наук, профессор, ректор, e-mail: [email protected]
Статья посвящена актуальной проблеме повышения эффективности реализации программ регионального развития. Автором предлагается формировать программы регионального развития с учетом стратегий региональных ТНК.
Ключевые слова: программа регионального развития; транснациональная корпорация; бизнес-климат; конкурентоспособность региона; стратегический разрыв.
Коды классификатора JEL: R11, R58.
В условиях глобализации экономики регионы становятся полноценными субъектами не только межрегиональных, но и международных экономических отношений. Они находятся в состоянии жесткой конкурентной борьбы за рынки сбыта и капитал. Способность государственной власти четко определять стратегические приоритеты, улучшать бизнес-климат, эффективно распределять и повышать качество региональных ресурсов и инфраструктуры создает предпосылки для наращивания устойчивых конкурентных преимуществ региона, бизнеса и благосостояния населения.
Информационный век, характеризуемый более высокой степенью неопределенности, стремительными изменениями на рынке и влиянием глобализации, предъявляет новые требования. В современных условиях важны не только ресурсы, которыми обладает регион, но и способности региональных властей и бизнеса в ответ на вызовы рынка быстро адаптировать существующие ресурсы, а также создавать и развивать новые.
В условиях доминирования частного бизнеса региональная администрация имеет возможность оказывать влияние на предприятия исключительно через создание привлекательного бизнес-климата на своей территории. Профессор Гарвардского университета М. Портер в своей теории кластеров показал, что бизнес-климат является основой конкурентоспособности региона. При этом термин «бизнес-климат» — комплексное понятие и представляет собой совокупность следующих групп условий [2]:
♦ Условия факторов производства (Factors condition), их качества и степени специализации: природные ресурсы, человеческие ресурсы, финансовые ресурсы, физическая инфраструктура, административная инфраструктура, информационная инфраструктура, научно-исследовательский потенциал.
♦ Условия для конкуренции и стратегического развития — инвестиционный климат и политика региональных властей, а также наличие конкурентов и свобода конкуренции.
♦ Условия спроса — наличие требовательных местных потребителей, наличие уникальных потребностей клиентов, специализированный спрос на продукцию или услуги регионального предприятия, которые могут быть востребован на глобальном рынке.
♦ Связанные или поддерживающие отрасли — наличие квалифицированных поставщиков, наличие конкурентоспособных, связанных отраслей.
В 2006 г. правительством России, впервые за гг. реформ, было объявлено о стратегии развития на длительную перспективу. В распоряжении Правительства РФ от 19 января 2006 г. № 38-р IV «Региональные аспекты социально-экономического развития», в частности, указано, что «в среднесрочной перспективе для достижения общенациональных целей на региональном и местном уровнях независимо от уровня социально-экономического развития регионов необходимо сосредоточиться на решении следующих задач: а) обеспечение добросовестной конкуренции между регионами и муниципальными образованиями за привлечение капитала, рабочей силы, включая устранение барьеров на свободное перемещение рабочей силы, товаров и услуг, капиталов, открытие региональных рынков, устранение препятствий для реализации инвестиционных проектов...» [7].
Таким образом, важнейшей целью преобразований было объявлено повышение конкурентоспособности регионов. Обеспечить конкурентоспособность можно только определенными и целенаправленными действиями, способствующими созданию привлекательных условий для развития регионального бизнеса.
Реальная реализация крупных инвестиционных проектов и программ возможна лишь в пределах конкретных региональных образований России и, по нашему убеждению, в составе программ их социально-экономического развития, так как:
— любой инвестиционный проект или программа осуществляются в рамках экономической, правовой и организационной системы региона и не могут быть рассмотрены вне социальной и экономической среды, его инвестиционной инфраструктуры;
© Литвиненко И. Л., Акперов И. Г., 2009
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММ РЕГИОНАЛЬНОГО... 213
— инвестиционные и организационные проблемы проекта или программы не могут быть разрешены вне поддержки региональных властей (в том числе и финансовой), вне использования законодательных и налоговых инструментов органов региональной власти;
— корректно (в соответствии с требованиями федерального уровня) сформированные и принятые региональными законодательными и исполнительными органами субъекта Российской Федерации экономические, инвестиционные и социальные приоритеты могут позволить создать инвестиционным проектам не только необходимую поддержку (налоговые льготы, защита интересов инвестора), но и обеспечение гарантиями соответствующего уровня (регионального, федерального);
— программы развития регионов могут представить реальный механизм реформирования экономики региона и выхода его из общеэкономического кризиса.
В этой связи, по мнению автора, основной миссией программ регионального развития является формирование комплексной системы эффективного и сбалансированного взаимодействия региональной администрации и бизнес-сообщества, обеспечивающей повышение конкурентоспособности региона и повышения уровня жизни населения.
Следует отметить, что практически все российские регионы на данный момент имеют программы социальноэкономического развития, разработанные как самостоятельно, так и при поддержке внешних консультантов, в основном российских институтов. Однако обычно это — декларативный документ, содержащий анализ бюджета и ресурсов региона, возможные перспективы развития и перечень инвестиционных проектов.
Разрабатываемые и реализуемые сегодня программы социально-экономического развития регионов имеют ряд недоработок, методологических просчетов, не позволяющих оптимально использовать финансовый, ресурсный и организационный потенциалы региона, возможности всего спектра существующих инвестиционных механизмов, технологий и инструментов, а значит, не могут реально способствовать привлечению в регион дополнительных инвестиционных ресурсов и эффективному использованию внебюджетных источников финансирования [5].
Проведенный анализ выявил следующие недостатки существующих программ регионального развития:
— отсутствие единой методологической и методической базы при разработке региональных программ и их концепций;
— отсутствие учета в процессе разработки и реализации программ социально-экономического развития процессов глобализации мировой экономики и необходимости интеграции в нее региональных экономик России;
— распределительный принцип построения программы, основанный исключительно на внутренних источниках финансовых ресурсов;
— низкий методический уровень анализа, планирования и прогнозирования регионального бюджетного процесса, региональных рынков, разрабатываемых без учета фактора обеспечения экономической безопасности региона;
— отсутствие системного подхода в формировании законодательной базы развития региона (согласованной с требованиями федеральных органов власти и международных инвестиционных институтов), организационной инфраструктуры реализации программ, нахождения дополнительных источников их финансирования, эффективного использования имеющихся механизмов и инструментов инвестиционного рынка;
— отсутствие увязки программ развития бюджетообразующих предприятий, их инвестиционных проектов и программ с инвестиционными и финансовыми региональными приоритетами и интересами, тем более с тенденциями развития социальной сферы субъекта Российской Федерации;
— отсутствие информационного сопровождения процесса реализации программ социально-экономического развития (в том числе на основе использования современных информационных технологий), создания положительного имиджа программы — как в регионе (для мобилизации внутренних ресурсов), так и за рубежом (для привлечения стратегических партнеров и потенциальных инвесторов в экономику региона).
Одним из важнейших субъектов бизнес-сообщества, оказывающих влияние на формирование программ регионального развития, являются транснациональные корпорации (ТНК). Многочисленные исследования показывают, что благосостояние стран или регионов зависит, в том числе, и от уровня производительности расположенных на их территории ТНК.
Глобализационная сущность ТНК состоит в том, что они основываются не на локализации производства в разных регионах, а на их интеграции, что ставит региональные экономики в глобальные связи взаимозависимости. Такие филиалы многонационального предпринимательства приобретают стратегическое значение, превращаясь в двигатель регионального экономического развития. ТНК в условиях глобализации региональных экономик фактически берут на себя и реально выполняют функцию перераспределения финансовых средств и производственных возможностей между различными регионами. Именно ТНК активизируют экономический рост в развивающихся регионах слаборазвитых стран, перемещая секторы интенсивного производства в страны с низкой ценой рабочей силы, обеспечивая тем самым эти регионы и работой, и промышленным развитием.
Экстернальные филиалы ТНК создают новые возможности для развития регионального предпринимательства в лице ТНК, выполняющей глобалистскую функцию перераспределения и реструктурирования регионального производства, что выравнивает мировую экономику, преодолевая взрывоопасные различия в уровне экономического развития отдельных стран и регионов. Поэтому между ТНК, с одной стороны, и национальными и региональными субъектами, с другой, возникают сложные отношения и острые противоречия.
Региональная функция ТНК состоит в том, чтобы региональное производство переросло в интернационализацию капитала. Ведь фактически ТНК есть большое наднациональное предприятие, которое обладает или контролирует большим числом филиалов производства во многих странах или регионах [6, с. 23-25].
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)
214
И.Л. ЛИТВИНЕНКО, И.Г. АКПЕРОВ
Учитывая роль ТНК в экономике региона, по нашему мнению, при разработке программ социальноэкономического развития региона необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
• формировать концепцию социально-экономического развития региона с учетом стратегий развития ведущих ТНК (стратегических экономических субъектов);
• проводить анализ существующего состояния бизнес-климата региона и разрабатывать мероприятия по его совершенствованию с учетом потребностей ведущих ТНК.
Данный подход имеет следующие преимущества:
— создаются предпосылки для экономического роста через инициирование реальных и целенаправленных изменений в стратегиях ТНК;
— учет результатов стратегического планирования региональных ТНК повышает сбалансированность и реалистичность региональной стратегии;
— повышаются шансы на успешную реализацию стратегии посредством вовлечения бизнес-сообщества в процесс стратегического планирования региона, через общее видение будущего;
— появляется возможность разработки ключевых индикаторов, которые позволят осуществлять мониторинг процесса реализации программ.
Исходя из вышесказанного нами предлагается следующая последовательность разработки программ регионального развития:
♦ анализ состояния региона в данный момент времени и формулирование видения будущего состояния;
♦ анализ стратегических разрывов в трех областях: ТНК (ключевые предприятия региона), состояние бизнес-климата, эффективность администрации. Определяются целевые показатели, которые могут быть достигнуты в случае ликвидации стратегических разрывов;
♦ формирование программы с учетом стратегий развития ведущих ТНК региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Давыдова Л.В., Ильминская С.В. Формирование стратегии развития инвестиционного потенциала региона на основе оценки инвестиционных процессов // Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 13(94). С. 12-22.
2. Идрисов А. Стратегия развития региона. Портал информационной поддержки малого и среднего производственного бизнеса (источник — http://www.subcontract.ru/).
3. Кузнецова О.В., Кузнецов А.В., Туровский Р.Ф., Четверикова А.С. Инвестиционные стратегии крупного бизнеса и экономика регионов / под ред. О.В. Кузнецовой. М.: Изд-во ЛКИ, 2007.
4. Кузнецов А.В. Интернационализация российской экономики. Инвестиционный аспект. М.: КомКнига, 2007.
5. Нехаев С.А. Формирование программ социально-экономического развития регионов России в условиях глобализации мировой экономики (источник — http://www.mirkin.ru/_docs/articles04-022.pdf).
6. Олейников А.И. Глобализационные тенденции развития региональной экономики // Автореф. дис. канд. экон. наук. 2009. С. 25.
7. Распоряжение Правительства РФ от 19 января 2006 г. № 38-р IV. «Региональные аспекты социально-экономического развития» (источник — http://www.minregion.ru/).