Научная статья на тему 'Производственная программа - основа конкурентоспособности, финансовой устойчивости и безопасности предприятия'

Производственная программа - основа конкурентоспособности, финансовой устойчивости и безопасности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Производственная программа - основа конкурентоспособности, финансовой устойчивости и безопасности предприятия»

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА -ОСНОВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ, ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

О. Г. КРЮКОВА, кандидат экономических наук, доцент Финансовой академии при Правительстве РФ

Конкурентная борьба - закономерный фактор развития рыночной экономики. Проведенные Институтом экономики переходного периода исследования показали интересные результаты о влиянии различных факторов на конкуренцию российских предприятий в 1996 - 2002 гг.1 (табл. 1).

Главная причина роста конкуренции на российском рынке, по оценке опрашиваемых предпринимателей, - это сокращение внутреннего платежеспособного спроса. Предприятия как бы идут на поводу у покупателей, они не формируют свой рынок товаров. Если посмотреть на остальные факторы, то основное внимание, по мнению респондентов, оказывают внешние объективные причины. Это говорит о том, что предприятия до сих пор слабо увязывают свои возможности с рыночными условиями, не учитывают фактора конкуренции при разработки стратегии поведе-

ния в условиях усиления конкурентной борьбы. Наблюдается противоречие между представлениями предприятий о конкуренции и проявлениями конкурентной борьбы.

Совсем иная картина опроса американских предпринимателей (табл. 2).

На первое место поставлены проблемы разработки новых товаров, исследование рынка и маркетинг, организация продвижения товара, работа торговых организаций. Для американских предпринимателей конкуренция - это необходимое условие развития предприятия, элемент его стратегии.

Экономическая безопасность предприятия формируется под воздействием внешних и внутренних факторов. Внутренние факторы отражают результаты деятельности предприятия, эффективность управленческих решений. К ним можно

Таблица 1

Факторы конкуренции в России в 1996 - 2002 гг.

Факторы Средний балл Ранг

Сокращение внутреннего платежеспособного спроса 1,0 1

Проникновение на рынок российских предприятий 2,2 2

Рост объема импорта 3,8 3

Сдерживание цен 4,0 4

Деятельность торговых посреднических организаций 5,0 5

Низкие цены импорта 6,0 6

Лучшее качество импорта 6,6 7

Деятельность МАП и Правительства РФ 8,4 8

Прочие причины 9,1 9

Реклама продукции 9,8 10

1 Использованы данные статьи д-ра.э.н. Суетина «Невидимые «руки и ноги» // ЭЖ. - 2003. - № 13. - С. 1.

Таблица 2

Способы повышения конкурентоспособности (по данным опроса, США)

№ п/п Факторы Доля назвавших фактор, %

I Разработка и выпуск новых товаров 79

2 Исследование рынка и маркетинг 73

3 Организация работы торгового аппарата 59

4 Реклама и стимулирование сбыта 56

5 Усовершенствование выпускаемой продукции 52

6 Ценовая политика ~ 50

7 Совершенствование .оргструктуры 44

8 Выбор наиболее эффективных каналов продаж 41

9 Сокращение издержек обращения 17

10 - Выбор оптимальной кредитной политики и финансирования 14

отнести: уровень рыночной адекватности производственной программы предприятия, объемы и темпы реализации продукции, формы денежных расчетов с покупателями, своевременность поступления денежных средств, гибкость ценовой политики, имидж предприятия и другие факторы. Внешние факторы характеризуют политическую и экономическую ситуацию в стране, регионе, области; отражают уровень криминализации экономики; дефицит инвестиционных ресурсов; степень монополизации экономики и другие факторы.

Экономическую безопасность можно рассматривать как определенное состояние предприятия, при котором обеспечивается гарантированная защита от отрицательных воздействий на осуществление его коммерческой деятельности.

Экономическая безопасность затрагивает все аспекты деятельности бизнеса: техническое состояние предприятия, его экономическую и финансовую устойчивость, уровень конкурентоспособности, отношение к продукту и предприятию в целом и другие стороны деятельности.

Задачей системы экономической безопасности является выявление угроз и источников их возникновения, определение степени их влияния, разработка мер по предотвращению угроз, снижению последствий их воздействия или ликвидации угрозы.

Основой деятельности предприятия является процесс производства продукции. Производственная программа влияет на все стороны деятельности предприятия. Она определяет номенклатуру товаров и их качественные характеристики; принципы и условия стандартизации и модификации товара; число ассортиментных групп; объемы выпуска продукции; сроки снятия с производства нерентабельных или устаревших товаров и ввода новых изделий.

Производственная программа - это всегда компромисс целей и задач предприятия, его возможностей, а также состояния и развития рынка.

Соответствие всех этих трех факторов предполагает, что планируемый продукт рыночно адекватен. В этом случае предприятие достигнет поставленных целей и запланированных результатов с наименьшим предпринимательским риском. Объемы реализации, финансовые результаты деятельности предприятия будут соответствовать запланированным показателям. Ошибки в оценке свойств товара, определении товарной номенклатуры, объемов производства увеличивают риск всей предпринимательской деятельности предприятия в нарастающем порядке.

Производственная программа имеет значительную инерционность, быстро изменить, скорректировать ассортимент выпускаемой продукции и объемы производства невозможно. Это связано с технологическими особенностями производства, его организацией, длительностью производственного цикла, масштабами производства и долей незавершенного производства. Любое изменение предполагает проведение серьезных аналитических исследований по их обоснованию, требует временных и денежных затрат.

Высокий уровень риска характерен для процесса разработки производственной программы предприятия. Чтобы обезопасить свою деятельность, предприятие повышает требования к методам анализа товарного ассортимента, обоснованию объемов производства, оценке риска.

Процесс формирования ассортимента товаров можно разбить на пять этапов:

исследование потенциальных товарных рынков, выделение сегментов рынка; формирование базового товарного ассортимента предприятия;

определение потенциальных экономических характеристик продукции, включаемой в базовый товарный ассортимент: объем производства и реализации, величина выручки от реализации продукции, себестоимость продукции, уровень рентабельности продукции;

определение рейтинга продукции, включаемой в товарный ассортимент предприятия по различным признакам; формирование и отбор предпочтительных вариантов товарного ассортимента, включаемых в производственную программу. Первым шагом анализа является сбор исходной информации, которая дает наиболее полное представление о положении предприятия на рынке.

Анализ данных предприятия - основа всей плановой работы.

Анализ оборота за прошлые годы обычно дается в виде таблицы и охватывает многолетний период. В таблицах должны быть показаны:

1) оборот продаж (количество);

2) стоимость продаж (выручка от реализации);

3) цены реализации как собственной, так и конкурентной продукции;

4) собственные прогнозы сбыта, составлявшиеся в гфошлом;

5) колебания между плановыми и фактическими показателями, имевшие место в прошлом. Такой подробный анализ показателей по месяцам за ряд лет дает возможность выявить все виды колебаний. Это позволяет более точно оценить перспективные данные сбыта продукции как основы планирования объемов производства.

Статистику сбыта можно рассматривать по следующим позициям:

1) товары и группы товаров;

2) торговые районы и сегменты рынка;

3) группы покупателей;

4) количество и частота заказов;

5) пути, схемы продаж.

Расшифровка товаров по группам необходима, так как товарный ассортимент нередко весьма широк, а слишком большие обобщения искажают действительность. К тому же отдельные виды товаров подвергаются воздействию различных внешних условий, что необходимо учитывать при формировании ассортимента выпускаемого товара.

Анализ данных о рынке крайне необходим, так как показатели сбытовой деятельности предприятия сами по себе еще не позволяют оценить потенциальный спрос на продукцию. Следует также учитывать динамику рынка. Все это дает возможность получить реальные оценки объемов реализации продукции в будущем.

Обычно анализируются следующие показатели:

динамика численности населения с разбивкой по районам, возрастным группам, полу. Такая информация необходима при организации продажи товаров широкого потребления;

потребления товаров в расчете на душу населения. Анализ таких данных позволяет выявить изменения в поведении потребителей; динамика доходов населения (клиентов). Эта информация отражает перемещение расходов с одного товара на другой; динамика покупательной способности; динамика общего спроса на все сопоставимые товары на рынке. Подобные данные можно получить из анализа использования производственных мощностей конкретной производственной сферы. Такой анализ отображает вероятностный переход на использование взаимозаменяемых товаров; динамика изменения производственных мощностей конкурентов или численности занятых в конкретной сфере деятельности. В зависимости от того, какие результаты анализа получены, меняются и основные показатели производственной программы.

В общем виде цель анализа можно сформулировать следующим образом - это процесс выявления основных трех групп товаров: товары с растущим спросом; нейтральные товары; товары с падающим спросом. Целостный анализ данных по рынку, их сопоставление с данными, характеризующими результаты реализации продукции, позволяют определить пропорции, складывающиеся между динамикой рынка и динамикой самого предприятия. Для каждого рынка и его сегмента определяется их емкость, а также плановая и фактическая доля обеспечения предприятием соответствующих рынков и их сегментов товарами.

Для анализа товаров, включаемых в производственную программу, используется система методов. Выбор метода зависит от целей анализа, информационной базы, предъявляемых требований к точности расчетов, уровня квалификации кадров, располагаемой вычислительной техникой и программного обеспечения.

Наиболее простой метод - ранжирование товаров по определенному признаку, например уровню рентабельности, доле в общем доходе от реализации продукции, доле в общем объеме производства и другим факторам. Данный метод позволяет упорядочить ассортимент по возрастанию или убыванию какого-то одного конкретного показателя, взятого в качестве критерия ранжирования. Этот метод отличается простотой, он позволяет оперативно проанализировать товары и скорректировать производственную программу на текущий период.

Широко используются методы группировки

по одному или нескольким признакам, т.е. выделяются группы товар'ов, близкие по уровню продаж, рентабельности, динамике продаж и другим факторам. Группировка позволяет выделить товары с растущим спросом, нейтральные товары и товары с падающим спросом с учетом нескольких признаков. Данный анализ целесообразно проводить за определенный период фактической работы предприятия. Он может использоваться при разработке плана производства на год, полугодие, квартал или месяц.

Разделяют товары и по стадиям жизненного цикла (ЖЦК продукта состоит из фаз освоения продукта, роста его выпуска и продаж, зрелости и спада (насыщения)). ЖЦК отражает общую динамику развития продукции. При планировании продукта необходимо учитывать, на какой стадии жизненного цикла он находится. Это позволяет вовремя модифицировать товар или заменить его на новый продукт. Предприятие находится в стадии застоя, если в номенклатуре преобладают товары, находящиеся в стадии зрелости. Предприятие динамично развивается, когда преобладают товары, находящиеся на стадии роста. При разработке стратегии развития предприятия целесообразно использовать данный метод. Стратегия зависит от того, на какие товары в зависимости от стадии ЖЦК будет ориентироваться предприятие, какие товары будут определять его производственную программу.

Довольно распространенным методом анализа ассортимента выпускаемых товаров является построение «Бостонской матрицы». Оно основано на распределении продукции по уровню объема продаж, динамике доли рынка, т.е. используется портфельный принцип анализа взаимосвязи (табл. 3).

Таблица 3

«Супер» продукты (товары «звезды») Перспективные продукты (товары «под вопросом»)

Товары, продаваемые за наличные (товары «дойные коровы») Неперспективные товары (товары «собаки»)

Относительная доля рынка определяется как отношение доли конкретного предприятия на рынке к доле наиболее сильного конкурента на соответствующем рынке.

Распределение продуктов в портфеле позволяет судить о том, участвует ли предприятие в росте рынка, разрабатывая перспективные това-

ры. Либо предприятие добивается успеха благодаря «супер» продуктам или имеет устойчивые денежные потоки за счет товаров, продаваемых за наличные. Представленный метод имеет много общего с группировкой товаров по нескольким признакам.

В последние годы широкое распространение получили методы многомерной группировки: кластерный анализ, пошаговая корреляция и др. Данные методы позволяют выделить группы товаров по л-му количеству признаков. Использование данных методов предполагает наличие больших массивов информации, причем возрастают требования и к качеству самих исходных данных, их корреляционной зависимости, степени округления, уровню достоверности.

Все большее значение приобретают методы математического моделирования в исследовании экономических процессов. Определение оптимального ассортимента продукции является распространенной задачей при разработке плана производства продукции. Однако вид функции, алгоритм решения оптимизационной задачи зависят от специфики предпринимательской деятельности: особенностей реализации продукции, динамики продаж, корреляционных зависимостей и других факторов.

Разработка производственной программы предприятия сложный процесс, состоящий из определенных этапов. Прежде всего оцениваются возможности рынка, определяется потенциальный спрос на продукцию, ее качественные характеристики, ценовые показатели. На основании соответствующего анализа формируется товарный ассортимент продукции предприятия. Для этих целей используется целая система методов. Далее рассчитываются объемы производства продукции в увязке с производственными мощностями предприятия. Обосновывается наиболее приемлемый для предприятия в соответствии с принятыми целевыми установками объем производства разных видов продукции. Планируется сам процесс выполнения производственной программы.

Экономическая безопасность предприятия зависит прежде всего от деятельности самого предприятия: уровня менеджмента, качества принимаемых управленческих решений, обоснованности стратегии развития и текущих планов, способов контроля и анализа текущей ситуации, разработанных критериев оценки результатов деятельности, оценки влияния внешних факторов и уровня риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.