Научная статья на тему 'Производственная практика - оценка уровня сформированности профессиональных компетенций студентов технических специальностей'

Производственная практика - оценка уровня сформированности профессиональных компетенций студентов технических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
581
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ineternum
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ТЕХНИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / COMPETENCE / PRACTICAL TRAINING / TECHNICAL SPECIALTY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Л.А.

В статье представлены методы оценки компетенций студентов технических специальностей. Особое внимание уделено организации производственной практики. Изложены основные принципы компетентностного подхода, а также требования к выпускникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical training as the assessment of the level of professional competence of students of technical specialties

The article is devoted to the methods of assessment of competencies of students of technical specialties. The author paid attention to the organization of practical training. The author outlined the main principles of the competence-based approach, as well as requirements to the graduates.

Текст научной работы на тему «Производственная практика - оценка уровня сформированности профессиональных компетенций студентов технических специальностей»

ЛА. Иванова L.A. Ivanova

Производственная практика — оценка уровня сформированности профессиональных компетенций студентов технических специальностей

Practical training as the assessment of professional competence level of students of technical specialties

о

CN

£

Pi M H

M £

Аннотация, abstract: В статье представлены методы оценки компетенций студентов технических специальностей. Особое внимание уделено организации производственной практики. Изложены основные принципы компетентностного подхода, а также требования к выпускникам.

The article is devoted to the methods of assessment of competencies of students of technical specialties. The author paid attention to the organization of practical training. The author outlined the main principles of the competence-based approach, as well as requirements to the graduates.

Ключевые слова, keywords: компетенции, производственная практика,

технические специальности, competence, practical training, technical specialty

Автор, author: Иванова Людмила Андреевна - государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение г. Москвы «Колледж связи №54 имени П.М. Вострухина», заведующий учебной практикой, exc-team@ yandex.ru

Ivanova, Lyudmila A. - Vostruhin Communications College №54, Moscow, Russia; head of the department of educational practice.

УДК 378.146

Статья поступила: 22.11.2015 Статья принята к печати: 29.11.2015 © Л.А. Иванова, 2015

В педагогической науке и практике нашего профессионального образования сложились различные пути и средства решения проблемы подготовки конкурентоспособного специалиста: модернизация содержания и форм профессиональной подготовки, внедрение инновационных технологий обучения, осуществление интеграции различных уровней образования.

Компетентностный подход в профессиональном образовании рассматривается как адаптация содержания образования к новым условиям современного производства с учетом повышенного уровня информатизации, интеллектуализации и социализации труда будущих специалистов.

«Компетентность» - это обладание специалистом определенными знаниями и умениями, навыками, то есть овладение определенной компетенцией или системой компетенций в определенной области, а также совокупность его личностных качеств и его личностное отношение к предмету деятельности.

Профессиональные компетенции, формируемые на любом из видов практики, можно представить в виде достаточно простой формулы:

компетенция = знание + опыт

С тех пор, как мир возник во мгле, Еще никто на всей земле Не предавался сожаленью О том, что отдал жизнь ученью.

Рудаки

При этом основным является опыт студентов - опыт, полученный на учебной практике в учебных лабораториях и мастерских, и новый опыт, приобретённый в организациях в ходе производственной практики.

Основным заказчиком компетентност-ного подхода являются, прежде всего, работодатели.

Каким же хотят видеть выпускника колледжа наши работодатели сегодня?

Нами были проанализированы отзывы руководителей производственной практики и стажировки наших базовых организаций. Результаты показали, что, помимо традиционных требований, связанных с уровнем профессионального образования, были обозначены позиции, непосредственно касающиеся проявлений ключевых компетенций, а именно:

- коммуникабельность, умение общаться;

- нацеленность на результат, умение принимать решения в зависимости от ситуации;

- умение работать в команде;

- умение представить результат деятельности.

Первоначальным звеном в непрерывной системе практической подготовки

2 и ч и

г

п

и

о

о

м н м

студентов колледжа является учебная практика, которая направлена на:

- приобретение первоначального практического опыта,

- формирование у студентов практических профессиональных умений;

- освоение общих и профессиональных компетенций по изучаемому направлению.

Большая часть времени, отводимого на учебную практику, уделяется формированию у студентов первоначального практического опыта по овладению квалификацией рабочего и навыка работы руками, что является основой для приобретения в дальнейшем других профессиональных компетенций и визитной карточкой для работодателя, который в первую очередь хочет видеть реального специалиста, работающего на объекте. Этот опыт является необходимым пропуском для прохождения производственной практики.

Производственная практика включает следующие этапы.

1. Практика по профилю специальности (технологическая) направлена на:

- углубление студентом первоначального профессионального опыта,

- дальнейшее формирование общих и профессиональных компетенций.

2. Практика преддипломная направлена на:

- дальнейшее углубление студентом приобретенного профессионального опыта,

- развитие общих и профессиональных компетенций,

- проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности,

- подготовку к выполнению выпускной квалификационной работе (дипломной работы) в различных организациях.

При выходе на производственную практику мы со своей стороны используем метод кейс стади1, основанный на постановке проблемы «Кем же я буду?». С этой целью по окончании каждого этапа практики проходят итоговые конференции в виде различных мероприятий, например «Пропуск в профессию», где студенты соревнуются между собой на звание лучшего в своем ремесле.

Степень сформированности у наших студентов определенного набора компетенций показывает экзамен (квалификационный), а также защита портфолио. Основная цель формирования портфо-лио - представить собственные достижения студента в процессе обучения. Портфолио является не только современной эффективной формой самооценки результатов образовательной деятельности студента, но и способствует мотивации к образовательным достижениям, стремлению к самообразованию, развитию профессиональных компетенций, выработке умений. Портфолио позволяет учитывать не только уровень профессиональных компетенций студента, но и

1 Метод кейсов — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций.

уровень всесторонней самореализации студента в образовательной среде.

В нашем колледже для студентов предложена определенная структура портфолио:

Общие компетенции:

1. мониторинг учебной деятельности;

2. копии документов: удостоверения, сертификаты, подтверждающие прохождение элективных курсов, получение дополнительных специальностей;

3. сертификаты, грамоты, дипломы, подтверждающие участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, учебных семинарах, спортивные и иные достижения;

4. тезисы выступлений с конкурсов учебно-исследовательской, научно-исследовательской, творческой направленности.

Профессиональные компетенции:

1. копии документов, подтверждающих успешное прохождение всех видов учебной и производственной практик;

2. характеристики руководителей практики;

3. отзывы, характеристики, благодарственные письма с баз практики;

4. разработанные авторские программы, планы, методические рекомендации,

конспекты уроков, внеклассных мероприятий, проведенных во время практики, представляющие образовательную ценность, отличающиеся новизной;

5. публикации в СМИ;

6. конкурсные работы профессионального мастерства;

7. резюме;

8. тезисы защиты выпускной квалификационной работы.

Фотоотчеты, видеоотчеты, таблицы, графики, диаграммы сделают портфолио более аргументированным.

Содержание портфолио достаточно объемно, поэтому рациональнее создавать не бумажное, а электронное портфолио, например, в виде ШеЪ-сайта (онлайн-портфолио). Такая форма портфолио облегчит его защиту.

При формировании модели нашего будущего выпускника мы оцениваем уровень сформированности его компетенций на каждом этапе их освоения. И производственная практика является завершаю- п

и

щим этапом оценки уровня освоенных е компетенций в условиях, наиболее при- п ближенных к тому, что ждет наших студентов после выпуска.

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.