Научная статья на тему 'Актуальное состояние оценивания общих компетенций обучающихся профессиональных образовательных организаций горного профиля'

Актуальное состояние оценивания общих компетенций обучающихся профессиональных образовательных организаций горного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общая компетенция / формы и методы оценки / единые критерии оценки общих компетенций / general competence / forms and methods of evaluation / uniform assessment criteria general competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Апухтина Анна Геннадьевна, Кузнецова Ирина Юрьевна

В статье представлены основные результаты исследования актуального состояния оценивания общих компетенций обучающихся профессиональных образовательных организаций горного профиля в Кемеровской области, анализируются проблемы, с которыми педагогические работники сталкиваются при измерении общих компетенций, характеризуются причины затруднений для каждой из оцениваемых компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Апухтина Анна Геннадьевна, Кузнецова Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT CONDITION OF EVALUATION GENERAL COMPETENCES STUDENTS OF VOCATIONAL SCHOOLS MINING PROFILE

The article presents main results of the research of the current condition evaluation of general competences in vocational schools mining profile; analyzes the challenges teachers face in the dimension of the general competencies; explores the causes of difficulty for each of the evaluated competencies.

Текст научной работы на тему «Актуальное состояние оценивания общих компетенций обучающихся профессиональных образовательных организаций горного профиля»

УДК/UDC 377:622(571.17) А. Г. Апухтина, И. Ю. Кузнецова

A. Apukhtina, I. Kuznetsova

актуальное состояние оценивания общих компетенций обучающихся профессиональных образовательных организаций горного профиля

current condition of evaluation general competences students of vocational schools mining profile

В статье представлены основные результаты исследования актуального состояния оценивания общих компетенций обучающихся профессиональных образовательных организаций горного профиля в Кемеровской области, анализируются проблемы, с которыми педагогические работники сталкиваются при измерении общих компетенций, характеризуются причины затруднений для каждой из оцениваемых компетенций.

The article presents main results of the research of the current condition evaluation of general competences in vocational schools mining profile; analyzes the challenges teachers face in the dimension of the general competencies; explores the causes of difficulty for each of the evaluated competencies.

Ключевые слова: общая компетенция, формы и методы оценки, единые критерии оценки общих компетенций.

Keywords: general competence, forms and methods of evaluation, uniform assessment criteria general competencies.

В процессе реализации в профессиональных образовательных организациях компетентностного подхода потребовалось решение проблемы локализации общих компетенций в структуре ФГОС с целью качественной оценки их сформированности на выпускном квалификационном экзамене. «Компетентностный подход не только состоит из практико-ориентированного компонента, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения профессиональных и ключевых функций, социальных ролей, компетенций» [1, с. 168].

Существующие в настоящий момент методики оценки сформированности общих компетенций, в том числе основанные на декомпозиции или предлагающие уровневую

систему определения качества компетенции как образовательного результата, часто являются сложными, требующими переработки большого объема данных. Данные методики также не являются универсальными для различных профилей профессиональной подготовки, групп специальностей и адаптивными к применению в институте наставничества.

В методиках оценки сформированности общих компетенций, как правило, не учитывается такой важный компонент, как качества личности, а обладание определенным набором профессионально важных личностных качеств является одним из основныхтребова-ний работодателя. Для решения означенной проблемы необходимо разработать универсальную методику, позволяющую измерить сформированность всех компонентов общих компетенций, в том числе в комплексе с профессиональными компетенциями на выпускном квалификационном экзамене, которую можно использовать и в институте наставничества с целью корректировки и приращения сформированных компетенций.

С целью детального изучения актуального состояния оценивания общих компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования Кемеровской области было проведено анкетирование, в котором приняли участие 12 профессиональных образовательных организаций (далее — ПОО) горного профиля.

В исследовании приняли участие преподаватели учебных дисциплин общеобразовательного, общепрофессионального и профессионального циклов, мастера производственного обучения по профессиям и/или специальностям горного профиля и методисты, всего — 135 человек.

В исследуемых образовательных организациях осуществляется обучение по сле-

дующим профессиям, специальностям горного профиля: 21.02.15 — открытые горные работы; 21.02.14 — маркшейдерское дело; 21.02.17 — подземная разработка месторождений полезных ископаемых; 21.01.08 — машинист на открытых горных работах; 21.01.10 — ремонтник горного оборудования; 21.01.15 — электрослесарь подземный; 21.01.16 — обогатитель полезных ископаемых; 130401.01 — ремонтник горного оборудования; 130403 — маркшейдерское дело; 130405 — подземная разработка место-

рождений полезных ископаемых; 130404 — открытые горные работы; 140448 — техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям); 130406 — обогащение полезных ископаемых.

Для оценки сформированности общих компетенций в процессе реализации ФГОС по означенным выше профессиям и специальностям педагогические работники используют следующие контрольно-оценочные средства (табл. 1).

Таблица 1

Формы контроля и оценки общих компетенций, используемых в качестве контрольно-оценочных средств

Формы контроля и оценки Количество опрошенных*, в %

Портфолио 20

Модульно-рейтинговая система 16

Проектный метод (научные, учебные, производственные проекты) 28

Деловая и/или ролевая игра (приближение к реальной производственной ситуации) 24

Кейс-метод 20

Практико-ориентированные имитационные задания «ситуация»+ «роль» 37

Метод развивающейся кооперации (групповое решение задач с распределением ролей) 21

«Метод Дельфи» («мозговая атака») 17

Технология ассесмент-центра (оценка компетенций участников посредством наблюдения за их реальным поведением в деловых играх) Экспертное наблюдение, по результатам которого составляются рекомендации 17

Экспертная оценка (процедура выявления индивидуальных экспертных суждений, оценок) 17

Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты 39

Реферат, доклад, сообщение, эссе 57

Собеседование, интервью 42

Творческое задание (индивидуальное или групповое) 16

Контент-анализ документации 5

Результаты участия в профессиональных конкурсах 24

* Количество процентов в сумме не дает 100 %, так как респонденты могли выбирать из предложенного неограниченное количество вариантов.

Представленные в таблице 1 данные позволяют сделать вывод, что самыми популярными формами контроля и оценки общих компетенций являются реферат, доклад, сообщение, их используют более половины опрошенных педагогов. Собеседование применяют 42 % педагогов, круглый стол, дискуссию — 39 % и практико-ориентированные имитационные задания выбирают 37 % педагогических

работников. Результаты участия в профессиональных конкурсах для оценки общих компетенций применяет только четверть опрошенных педагогов. Фонд оценочных средств ежегодно пересматривают и при необходимости корректируют 94 % опрошенных.

Достаточно популярной формой оценки сформированности общих компетенций является портфолио. Положение об организа-

ции и проведении государственной итоговой аттестации выпускников предусматривает предоставление на заседание государственной экзаменационной комиссии результатов (протоколов рассмотрения) портфолио студентов, то есть портфолио является своеобразным допуском к государственной итоговой аттестации.

Портфолио используется в ПОО как форма оценки общих компетенций практически на протяжении всего срока обучения. Вместе с тем положения о портфолио в ПОО не разработаны, критерии оценки качества портфолио и механизм учета при итоговой аттестации не определены. По этой причине портфолио студентов представляют собой папки-накопители документов, подтверждающих участие в конкурсах, конференциях и других внеурочных мероприятиях.

Одной из набирающих популярность форм оценки общих компетенций является сертификат, выдаваемый за участие в каком-либо мероприятии. В ПОО горного профиля существует практика проведения недели знаний по циклам дисциплин или по определенной специальности. По результатам участия в мероприятиях недели знаний студентам выдаются сертификаты, подтверждающие, что они освоили определенные общие компетенции (не менее одной). Данное решение преподаватель самостоятельно принимает на основе наблюдения и субъективной оценки.

В положениях о проводимых в рамках декад мероприятиях нет упоминания об общих компетенциях, соответственно, выбор тех или иных компетенций для формирования и отражения их освоения в сертификатах является не обоснованным.

Для выявления стартового уровня сфор-мированности общих компетенций 53 % педагогических работников используют входной контроль (анкетирование, тестирование, наблюдение), а также ситуационные задачи; 18 % — используют самооценку обучающихся; 14 % — такие формы и методы стартовой оценки, как опрос, экспертная оценка, творческое задание, эссе, индивидуальные беседы,

деловая игра, дискуссия, анализ аттестатов. Не проводят оценку стартового уровня общих компетенций, так как не работают с обучающимися первого курса, — 15 % респондентов.

В ходе анкетирования также были определены основные проблемы, с которыми сталкиваются педагогические работники ПОО горного профиля при оценке общих компетенций:

1) отсутствие общих критериев и показателей оценки общих компетенций (29 % респондентов);

2) низкая мотивация обучающихся, слабая и недостаточная для обеспечения преемственности формирования компетенций школьная подготовка и низкий общекультурный уровень развития студентов (17 %);

3) рассредоточенность процесса формирования общих компетенций на весь срок обучения профессии, специальности и, следовательно, невозможность формирования компетенции ресурсами одной учебной дисциплины или профессионального модуля (10 % респондентов).

Особого внимания заслуживает вопрос о степени участия работодателей и социальных партнеров ПОО в оценивании общих компетенций. Так, 76 % опрошенных педагогических работников считают, что работодатели и социальные партнеры принимают участие в оценке общих компетенций обучающихся. Это происходит в процессе прохождения обучающимися производственной практики, при проведении собеседования со студентами, на квалификационном экзамене, при рецензировании рабочих программ, на конкурсах профессионального мастерства. Работодатель также предъявляет требования к формированию такого компонента общих компетенций, как качества личности, с чем ПОО испытывают дополнительные трудности по причине отсутствия данных требований в содержании ФГОС СПО.

Типичные для педагогических работников затруднения, испытываемые при оценке конкретных общих компетенций, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Типичные затруднения педагогических работников при оценке общих компетенций

Компетенции Количество педагогов, которые затрудняются в оценке компетенции, в % Причины затруднений

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес 3 Слишком многогранна. Отсутствуют общие критерии оценки. Показателем может быть высокая успеваемость по дисциплинам, участие в конкурсах и проектах, олимпиадах профессиональной направленности, отсутствие пропусков и опозданий и т. д.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач из известных, оценивать их эффективность и качество 7 Привычка мыслить шаблонно, стереотипно, сложность восприятия нестандартных ситуаций, неспособность «видеть» проблему (алгоритм) решения задачи (ситуации). Студенту требуется не только практика, но и личный жизненный опыт, который придет с возрастом и профессиональным опытом

ОК 3 Решать проблемы, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность 9 Отсутствие умения слышать (условия задачи, вопрос, мнение другого человека); работать с текстовой информацией

ОК 4 Осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития 4 Непонятно, что необходимо найти обучающемуся — дополнительную информацию или только необходимую информацию для решения конкретной задачи

ОК 5 Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности 1 Сложна для педагогов-гуманитариев. Отсутствие технического обеспечения

ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами 4 Сложно оценить роль каждого обучающегося. Нет критериев оценки эффективности/ неэффективности общения

ОК 7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения задания 6 Основная часть группы достаточно инертна и ждет решения лидера

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации 26 Сложно оценить, сложно формировать показатели, так как далеко не каждый студент (16-17 лет) способен самостоятельно определять задачи профессионального развития, планировать повышение квалификации (оценка данной ОК наиболее применима в выпускных группах)

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности 18 Далеко не во всех ПОО материально-техническая база позволяет отслеживать частую смену технологий в профессиональной деятельности

Необходимо также отметить, что 38 % респондентов считают, что не испытывают проблем при оценивании общих компетенций. Что касается единых критериев оценки ОК, понятных всем участникам образовательного процесса, то 49 % опрошенных ответили, что единые критерии для всего педагогического коллектива разработаны, а 46 % — считают, что единых критериев нет. Данная ситуация является характерной для каждой из опрошенных ПОО и оставляет открытым вопрос о наличии в организации единых критериев оценки сформированности общих компетенций. В образовательных организациях, где методист ведет активную работу среди педагогов, чаще отмечают, что единые критерии оценки общих компетенций разработаны.

Можно констатировать, что, испытывая сложности с оценкой общих компетенций, в том числе по причине отсутствия в их формулировках педагогически измеримых результатов и универсальных способов деятельности, педагогические работники усложняют ситуацию выделением в качестве показателей оцен-

ки результата неизмеримые или требующие разработки дополнительные критерии оценки сегментов.

Анализ предоставленных ПОО горного профиля данных позволяет сделать вывод о том, что в организациях проводится работа по определению уровня сформированности общих компетенций обучающихся, однако в ПОО отсутствуют единые критерии оценки общих компетенций, понятные всем участникам образовательного процесса. Выводы о степени сформированности общих компетенций делаются, как правило, на основе субъективного мнения преподавателя. Инструментарий оценки общих компетенций прописывается в программной документации только для промежуточного контроля, а не для комплексного оценивания на итоговом квалификационном экзамене.

1. Акимова О. Б., Павлова О. А. Развитие интеграционных процессов в условиях среднего профессионального образования // Человек и образование. — 2015. — № 1 (42).

УДК/UDC 378:330 В. А. Николаев

Vitaliy Nikolaev

ПРЕПОДАВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

PROBLEM OF TEACHING OF ECONOMIC THEORY IN TERMS OF NEW EDUCATIONAL PARADIGM

В статье обосновывается необходимость полноценного изучения экономической науки в высшей школе, анализируются проблемы преподавания экономики студентам неэкономических направлений и представлен инновационный опыт их решения, ориентируемый на современную модель образовательного процесса, и который позволяет реализовать учебные цели и развить соответствующие компетенции.

The article proves the necessity of full studying of Economic Theory at the Higher School in frames of which some problems of teaching Economics to students of non-economic specialization are analyzed. And it presents an innovative method of solving of these problems which is focused at an actual

model of the educational process. It also proposes a certain algorithm of pedagogical approaches based on empirical methods of pedagogical research that allows implementing of learning goals and developing of appropriate competences.

Ключевые слова: экономика, прагматическое обучение, экономическое мышление, фасилитация.

Keywords: economics, pragmatic teaching, economic reasoning, innovative pedagogical technologies, facilitation.

В современных условиях общественного развития главным фактором экономического роста и социального прогресса отдельного государства является образованный че-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.