DOI 10.26105/SSPU.2019.59.2.011 YAK 378:338.46:374.32 ББК 74.480.276+60.542.15
Ю.И. КОАТУНОВА
.I. KOLTUNOVA
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА КАК ВАЖНЫЙ ЭАЕМЕНТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИААИСТА СФЕРЫ ГОСТЕПРИИМСТВА
INDUSTRIAL WORK PRACTICE AS AN IMPORTANT TRAINING ELEMENT OF SPECIALISTS OF THE HOSPITALITY INDUSTRY
Трудоустройство выпускников вузов сервисного профиля требует начальной профессиональной подготовки ввиду прикладной направленности специальностей, поэтому наиболее пристальное внимание в процессе обучения должно уделяться совершенствованию форм организации практики студентов с перспективой на их будущее трудоустройство. Во время прохождения всех видов практик формируются необходимые для практической деятельности профессиональные и общекультурные компетенции.
Employment of University graduates of service profile requires initial training due to the applied orientation of specialties, so the most attention in the learning process should be paid to improving the forms of organization of practice of students with the prospect of their future employment. During all types of practices professional and universal cultural competences necessary for practical activity are formed.
Ключевые слова: гостеприимство, компетенции, производственная практика, взаимодействие вузов и работодателей, респонденты, работодатели.
Key words: hospitality, competences, industrial work practice, interaction of universities and employers, the respondents, the employers.
Введение. В современном обществе происходят изменения, которые выдвигают новые требования к системе профессионального образования по вопросам подготовки квалифицированных специалистов различного уровня. В таких условиях для вузов одной из самых актуальных задач является формирование профессиональных компетенций, необходимых каждому выпускнику высшего учебного заведения с целью успешной самореализации [3].
Производственная практика для студентов - важная составляющего учебного процесса, позволяющая сориентироваться на рынке труда и найти себя в будущей профессии. Работодатели же за время «третьего семестра» получают возможность присмотреться к потенциальным сотрудникам, привлечь на предприятие молодые перспективные кадры. Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, образовательные организации должны подготовить практикоориенти-рованного и компетентного специалиста в конкретной сфере экономики.
В настоящее время в графике учебного процесса обучающихся по направлению подготовки «Гостиничное дело» на бакалавриате достаточно большое количество часов отведено на учебную и производственные практики, как одну из наиболее «эффективных форм формирования необходимых компетенций у обучающихся. Все виды практик направлены на освоение студентами эффективных средств решения профессиональных задач» [1].
Учебная и производственные практики в ВУЗе являются неотъемлемой частью учебного процесса. Учебная практика проходит у направлений бакалавриата, как правило, по окончании первого года обучения, на ней закрепляются знания, полученные за этот период. Производственная практика для студентов 2 и 3 курсов помогает в приобретении необходимых производственных навыков и осуществляется в соответствии с перечнем должностных обязанностей.
При реализации программы 43.03.03 «Гостиничное дело» предусматриваются следующие виды практик: практика по получению первичных профессиональных навыков и умений, в том числе первичных навыков и умений научно-исследовательской деятельности, практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, научно-исследовательская работа, преддипломная.
Также практика является одной из основных составляющих будущей производственной деятельности обучающегося, ее сущность состоит в том, что обучающийся в процессе прохождения практики под руководством руководителя практики от предприятия и в соответствии с индивидуальным заданием непосредственно участвует в том виде профессиональной деятельности, к которому готовится.
Основная цель практики - помочь студентам лучше усвоить полученные теоретические знания и научиться применять их в практической деятельности, а в дальнейшем, как правило, формируется более осмысленное, целенаправленное отношение к учебе.
Для того чтобы определить теоретическую и практическую готовность обучающихся направления «Гостиничное дело» программы бакалавриата к прохождению производственных, в том числе и преддипломной, практик, происходит коммуникация с представителями гостиничных и ресторанных комплексов, которые готовы принять обучающихся на практику. В рамках личных встреч руководителей практик от Университета и от предприятия обговариваются важные моменты организации практики.
Необходимо отметить, что «в настоящее время, в условиях все возрастающей конкуренции на рынке услуг гостеприимства проблема обеспечения конкурентоспособности гостиницы и ее услуг становится особенно значимой. При этом необходимым является определение группы факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность отдельно взятой гостиницы» [2]. Одним из важнейших факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий сферы гостеприимства, является его персонал, который прежде чем стать постоянным, проходит там практику.
Поэтому немаловажно и то, насколько соответствует получаемое в ВУЗе теоретическое образование содержанию и требованиям реальной работы на предприятиях сферы гостеприимства. В этом случае просто необходима обратная связь с предприятиями, которые предоставляют обучающимся места практик и являются в то же время и их потенциальными работодателями. Их отзывы о теоретической и практической подготовке обучающихся могут быть важным инструментом совершенствования образовательных программ.
На сегодняшний день работодателю требуются специалисты, которые готовы проявлять активность в быстро меняющихся и сложных ситуациях, способные самостоятельно анализировать различные ситуации, постоянно саморазвиваться и самосовершенствоваться. Поэтому выпускники высших учебных заведений должны быть достаточно компетентны в выбранной профессии и обладать определенным набором компетенций, характеризующих его как специалиста и как личность [3].
Цель статьи состоит в том, чтобы дать характеристику возможности производственной практики в подготовке обучающихся в сфере гостеприимства.
Материалы и методы исследования. Для того чтобы выяснить мнение потенциальных работодателей о теоретической и практической готовности обучающихся к самостоятельной деятельности в сфере гостеприимства, наличии у них необходимых профессиональных компетенций проводятся опросы среди руководителей практик от предприятия.
Данный опрос проводился в октябре 2018 года по итогам проведения летней производственной практики обучающихся 2 и 3 курсов направления «Гостиничное дело». Основными базами для прохождения практик обучаю-
щихся данной специальности в городе Тюмень являются гостиницы, гостиничные и ресторанные комплексы, например, такие как: Бизнес-отель «Евразия», Отель «Doubletree By Hilton Tyumen», отель «Колос», гостиничный комплекс «Нефтяник», «Бест Вестерн Плюс СПАССКАЯ», а также в Тобольске - «Гостиница Славянская».
Руководители, топ-менеджмент и непосредственные руководители практик от предприятия ответили на ряд вопросов, которые были сгруппированы в агрегированные группы:
1. Удовлетворенность теоретической подготовкой практикантов.
2. Удовлетворенность имеющимися навыками у практикантов.
3. Удовлетворенность коммуникативными и другими личными качествами, необходимыми для общения с клиентами сферы гостеприимства.
4. Наличие у практикантов качеств, необходимых для успешной адаптации на рынке труда сферы гостеприимства города Тюмени.
Было опрошено 30 руководителей практик от предприятий, а также осуществлен мониторинг личностных и деловых качеств обучающихся-практикантов.
Цель опроса - выяснить мнение руководителей практики от предприятия о наличии и сформированности у обучающихся необходимых профессиональных компетенций, получить от них оценку профессиональной подготовки обучающихся, а также характеристику сильных и слабых сторон будущих специалистов сферы гостеприимства.
Результаты и их обсуждение. На рисунке 1 приведены результаты опроса руководителей практик от предприятий, насколько они удовлетворены подготовкой будущих специалистов сферы гостеприимства.
Рис. 1. Мнения респондентов об удовлетворенности компании-работодателя практикантами специальности «Гостиничное дело»
По данным рисунка 1 видно, что основная часть представителей сферы гостеприимства (респондентов), которые приняли участие в опросе, достаточно удовлетворены подготовкой обучающихся к деятельности в данной сфере, 37% поставили оценку «отлично, 45% - оценку «хорошо».
Далее были проанализированы требуемые профессиональные характеристики, которые предъявляются руководителями практик от предприятия практикантам направления «Гостиничное дело» (рис. 2).
По результатам исследования можно сделать вывод о том, что респонденты признают достаточно хорошие профессиональные характеристики обучающихся-практикантов специальности «Гостиничное дело». Так, 45% из них определили способность к обучению и умение перерабатывать информацию на «отлично», На втором месте идет коммуникабельность (43%), владение специализированными компьютерными программами (37%), и клиентоориен-
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
тированность (35%), что достаточно хорошо для работы в сфере гостеприимства. Однако трудолюбие (23%) и ответственность (24%) - не лучшие качества наших практикантов, как показал опрос их потенциальных работодателей.
■ Отлично «Хорошо ■ Удовлетворительно Неудовлетворительно
Способность к обучению
Владение специализированными компьютерными программами
Умение перерабатывать информацию Ответственность Коммуникабельность Клиентоориентированность Трудолюбие
4Ь И
4
1 ш 21 Ь
43 Ш ■в" 21)
V
Рис. 2. Профессиональные характеристики практикантов специальности
«Гостиничное дело»
В процессе исследования были определены средние оценки руководителей от предприятия уровня владения компетенциями. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Оценки руководителей от предприятия уровня владения компетенциями
Компетенции Количество оценок отлично Количество оценок хорошо Количество оценок удовлетворит Средняя оценка
1 2 3 4 5
Способность владеть культурой мышления, умением воспринимать информацию, обобщению, анализу, постановке цели и выбору путей её достижения 4 15 11 3.76
Быть готовым к кооперации с коллегами, бесконфликтной работе в коллективе, быть толерантным к этническим, национальным, расовым, конфессиональным различиям, к восприятию культуры и обычаев стран и народов 11 14 5 4.20
Иметь стремление к самосовершенствованию и саморазвитию; готовностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития и устранения недостатков, повышение своей квалификации и профессионального мастерства 12 16 2 4.33
Быть способным осознать социальную значимость своей будущей профессии, проявлять мотивацию к профессиональной деятельности 10 15 5 4.16
Быть способным понимать сущность и значение информации в развитии современного общества; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией 15 12 3 4.40
Окончание табл.1
1 2 3 4 5
Быть способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны 9 17 4 4.16
Быть готовым к применению современных технологий для формирования и предоставления гостиничного продукта, соответствующего требованиям потребителей 10 16 4 4.20
Быть готовым анализировать результаты деятельности функциональных подразделений гостиниц и других средств размещения, уровень обслуживания потребителей, делать соответствующие выводы 11 14 6 4.30
Быть готовым применять современные технологии гостиничной деятельности в работе с потребителем 11 15 4 4.23
Быть готовым применять нормативно-технологическую документацию, регламентирующую гостиничную деятельность 8 13 9 3.96
Руководители от предприятия, они же респонденты, по пятибалльной шкале оценивали развитие у обучающихся нижеперечисленных компетенций.
Необходимо отметить, что респонденты достаточно высоко оценили уровень владения компетенциями у обучающихся, почти все средние оценки больше 4-х. Наибольшую среднюю оценку получило владение компетенцией «способность понимать сущность и значение информации в развитии современного общества; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией» - 4,40%.
Наименьшую оценку получило наличие у обучающихся компетенций «владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения» - 3,76% и «готовность применять нормативно-технологическую документацию, регламентирующую гостиничную деятельность» - 3,96%.
Также респондентам было предложено назвать сильные и слабые стороны обучающихся. Вопрос был открытым и руководители практик от предприятий сами формулировали положительные и отрицательные качества обучающихся. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сильные и слабые стороны обучающихся-практикантов (%)
Сильные стороны
Теоретическая подготовка на высоком уровне 23
Умение применять на практике теоретические знания 21
Целеустремлённость, заинтересованность 15
Знание необходимых компьютерных программ 13
Другие 38
Слабые стороны
Не в полной мере свободное владение хотя бы одним иностранным языком 45
Недостаточно гибкое мышление 21
Неумение адаптироваться и действовать в нестандартных ситуациях 11
Другие 27
Выводы. По результатам исследования необходимо отметить, что очень важное значение для потенциальных работодателей имеет прикладной аспект образования, однако и теоретической базовой подготовке они уделяют большое внимание. Таким образом, можно предположить, что, по мнению потенциальных работодателей, процесс обучения должен быть направлен на получение как теоретических так и практических компетенций и умении применять теоретические знания на практике.
Также по результатам исследования можно сделать выводы о том, что производственные (в том числе преддипломная) практики являются важнейшим способом развития профессиональных компетенций обучающихся - будущих специалистов сферы гостеприимства.
К наиболее развитой респонденты отнесли «способность понимать сущность и значение информации в развитии современного общества; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией», к наименее развитой - «готовность применять современные технологии гостиничной деятельности в работе с потребителем».
Выявлены сильные и слабые стороны обучающихся-практикантов. Руководителями предприятий отмечена хорошая теоретическая базовая подготовка, однако недостаток выделено недостаточное владение иностранными языками.
Как правило, молодежь в процессе обучения овладевает нормами профессиональной деятельности, корпоративной культуры, достигает требуемой для профессиональной деятельности компетентности, формирует творческий потенциал, улучшает свои адаптационные возможности. Мы согласны с точкой зрения Л.Б. Осиповой, в том что «иногда на стадии профессионального образования может просматриваться кризис профессионального выбора, в частности порой возникают сомнения в его правильности. Таким образом, студенты приспосабливаются к новым условиям учебы и жизни в процессе получения профессионального образования. Он предусматривает получение профессионального опыта, принятие решения о правильности выбора профессии, освоение стандартов и ценностей профессионального сообщества» [5, с. 177]. Профессиональная ориентация в области образования включает также формирование способности к профессиональному самоанализу, самоопределению, к анализу профессии и профессиональных проблем.
Литература
1. Домнина С.В., Салынина С.Ю., Савоскина Е.В. Комплексный подход к оценке результатов прохождения практик студентами // Преподаватель как субъект и объект информационно-образовательной среды вуза: XLIII науч.-метод. конф. Самара, 2016. С. 288-294.
2. Колтунова А.А., Колтунова Ю.И. Конкурентоспособность гостиничного предприятия и его услуг в современном гостиничном бизнесе // Вузовская наука: теоретико-методологические проблемы подготовки специалистов в области экономики, менеджмента и права материалы: международ. науч. семинар. Тюмень, 2015. С. 200-203.
3. Мишурина О.А. Теоретико-методологические аспекты процесса формирования исследовательской компетенции студентов технического университет // Сибирский педагогический журнал. Магнитогорск, 2016. С. 971-974.
4. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2013 № 1367.
5. Осипова Л.Б. Система образования как институт социализации молодежи // Здоровый образ жизни российской молодёжи: материалы междунар. науч.-практ. конф. Тюмень, 2014. С. 171-177.
6. Фарахутдинов Ш.Ф., Колтунова Ю.И. Гуманитарное образование в техническом вузе: проблемы и перспективы // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. Тюмень, 2017. № 1. С. 76-82.
References
1. Domnina S.V, Salynina S.Yu., Savoskina E.V Kompleksnyj podhod k ocenke rezul'tatov prohozhdeniya praktik studentami. Prepodavatel' kak sub"ekt i ob"ekt informacionno-obrazovatel'noj sredy vuza: HLIII nauch.-metod. konf. [Teacher as a subject and object of the university's educational environment: XLIII scientific-method. conf]. Samara, 2016, pp. 288-294 (in Russian).
2. Koltunova A.A., Koltunova Yu.I. Konkurentosposobnost' gostinichnogo predpriy-atiya i ego uslug v sovremennom gostinichnom biznese. Vuzovskaya nauka: teor-etiko-metodologicheskie problemy podgotovki specialistov v oblasti ekonomiki, menedzhmenta i prava materialy: mezhdunarod. nauch. Seminar [University science: theoretical and methodological problems of training specialists in the field of economics, management and law materials: international. scientific seminar]. Tyumen', 2015, pp. 200-203 (in Russian).
3. Mishurina O.A. Teoretiko-metodologicheskie aspekty processa formirovaniya issledovatel'skoj kompetencii studentov tekhnicheskogo universitet. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal]. Magnitogorsk, 2016, pp. 971-974 (in Russian).
4. On approval of the procedure for organizing and carrying out educational activities on educational programs of higher education - undergraduate programs, specialty programs, graduate programs, prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii "Ob utverzhdenii Poryadka organizacii i osushchestv-leniya obrazovatel'noj deyatel'nosti po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya - programmam bakalavriata, programmam specialiteta, program-mam magistratury" [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 19, 2013 N 1367].
5. Osipova L.B. Sistema obrazovaniya kak institut socializacii molodezhi. Zdorovyj obraz zhizni rossijskoj molodyozhi: materialy mezhdunarod. nauch.-prakt. konf. [Healthy lifestyle of Russian youth: international materials. scientific-practical conf]. Tyumen', 2014, pp. 171-177 (in Russian).
6. Farahutdinov Sh.F., Koltunova Yu.I. Gumanitarnoe obrazovanie v tekhnicheskom vuze: problemy i perspektivy. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Sociologiya. Ekonomika. Politika [News of higher educational institutions. Sociology. Economy. Politics]. Tyumen', 2017, N 1, pp. 76-82 (in Russian).